Кальвиц Отто Артурович (1888-1930)

Газета "Областная", Иркутск,
Выпуск № 91 от 20/10/2006
http://www.og-irk.ru/vp91/pervoprohodtsi_vozdushnih_marshrutov__otto_arturovich_kalvits/view_373.html
Выпуск № 91 от 20/10/2006
http://www.og-irk.ru/vp91/pervoprohodtsi_vozdushnih_marshrutov__otto_arturovich_kalvits/view_373.html
Первопроходцы воздушных маршрутов:
Отто Артурович Кальвиц
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.
Один из первых полярных летчиков, воздушный исследователь просторов Заполярья, Сибири и Дальнего Востока родился в 1888 году в Финляндии в крестьянской семье. С ранних лет он помогал родителям по хозяйству, а трудовую деятельность начал с работы механика торгового судна. Во время финляндской революции 1918 года Отто попал в плен и правительством Маннергейма был приговорен к смертной казни, замененной затем 10 годами тюрьмы. С соратником по революционной борьбе Уловом Бергстремом (впоследствии он тоже работал пилотом в Иркутске) он совершил смелый побег в Россию и здесь обрел вторую Родину.
В 1920 году Отто Кальвиц окончил Самарскую школу красных морских летчиков. В рядах Воздушного флота Балтики он участвует в подавлении Кронштадтского мятежа, а затем в должности начальника одного из гидроавиаотрядов помогает уничтожать банды белофиннов в Советской Карелии. За проявленную в боях храбрость Кальвиц был награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1925 года в паре с известным полярным летчиком Борисом Чухновским он совершает знаменитый перелет на гидросамолете по маршруту Ленинград – остров Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Пилоты участвуют в исследовательских работах по изысканию Северного морского пути, разведке льдов у Новой Земли, сопровождают караван грузовых судов Карской товарообменной экспедиции через пролив Маточкин Шар острова Новая Земля. С этого перелета начались регулярные полеты в Арктику.
Летом 1926 года Отто Кальвиц вместе с небольшим гидросамолетом на пароходе «Ставрополь» в составе экспедиции следует из Владивостока к острову Врангеля в Чукотском море Арктики. 11 августа вместе с уполномоченным по управлению острова он совершает ряд важных полетов. Изыскатели устанавливают истинную конфигурацию и размеры острова, места скопления пушного зверя, выбирают место для советской колонии. Это были первые полеты на Дальневосточном Севере. При возвращении во Владивосток «воздушный каюр» впервые в Анадыре совершает агитационные полеты, организует катание на самолете местных жителей. Затем совершает полеты над Камчаткой, фотографирует кратер действующего вулкана Ключевская сопка.
В 1927 году его переводят в гражданскую авиацию общества «Добролет» и направляют в Верхнеудинск (Улан-Удэ) для выполнения полетов на первой в стране международной авиалинии до Улан-Батора. Кальвиц перевозит пассажиров, почту, срочные грузы, а в свободное время, привыкший с малых лет к труду, технически грамотный авиатор помогает авиатехникам ремонтировать и обслуживать самолеты. За самоотверженную работу правительство Бурят-Монгольской республики награждает его серебряным жетоном.
В 1928 году Кальвица переводят в Иркутск на гидроавиалинии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Эти гидроавиалинии из-за географических и метеорологических условий, большой протяженности считались труднейшими в стране. Правление «Добролета» подбирало для работы на них наиболее опытных, отважных и выносливых людей. И Кальвиц не подвел. Он вводит в строй и допускает к полетам пилотов, вновь прибывших на гидроавиалинии. Самый опытный летчик-гидрист, бесстрашный полярный ас, добрый и надежный друг, он завоевал непререкаемый авторитет и огромное уважение в коллективе гидроаэростанции и Управления Сибирских воздушных линий. Среди товарищей он звался Северным Волком.
Он обладал высоким чувством ответственности за порученное дело. В начале октября 1928 года на самолете «Юнкерс-13» с поплавковыми шасси он вылетел в Якутск. Экипаж должен был доставить в питомник шесть живых голубых песцов. Полет проходил нормально, но вдруг, уже при подлете к гидроаэростанции Грузновка, которая находится на реке Лене, севернее поселка Жигалово, отказал мотор. Как на поплавках садиться на сушу? Пилот увидел впереди по курсу полета около одной деревеньки заболоченную лужу и с отказавшим мотором мастерски посадил самолет, немного его повредив. По этому маршруту за самолетом Кальвица летел еще один самолет. Экипаж попросил у жителей лодку и по небольшим извилистым речушкам через несколько часов в Грузновке передал песцов пилоту А.С. Демченко, а сам возвратился к своему самолету и стал ждать помощи.
В январе 1929 года Отто Кальвиц с бортмехаником Яковом Савиным, с которым выполнял полеты на Бурят-Монгольской авиалинии, открывает зимнюю навигацию на Бодайбо. Полет был очень трудный. Морозы достигали 40 градусов. На обратном пути в Иркутск мотор начал работать с перебоями, пришлось произвести вынужденную посадку недалеко от Мамского слюдяного рудника. Шесть километров пробирался пилот по метровому снегу к людям, чтобы просить помощи.
После этого Отто Кальвиц выполнил третий зимний рейс до Якутска, где морозы достигали 60 градусов и никакая одежда не спасала от холода. При подготовке самолета к вылету на гидроаэростанциях экипажам приходилось подолгу подогревать мотор. Но Кальвиц придумал новый способ подогрева – паяльной лампой. Это значительно сократило время подготовки к вылету (раньше надо было пропустить через мотор до 15 ведер горячей воды). Какое здоровье, силу воли, выдержку надо было иметь иркутским летчикам при выполнении зимних полетов! Но они мужественно переносили все трудности.
Летом 1929 года правительство страны решило организовать полет вдоль побережья Чукотки и Якутии, чтобы выяснить возможность вывоза пушнины из факторий самолетами и разведать ледовую обстановку в проливе Лонга для проводки судна со сменной вахтой на остров Врангеля. В воздушную экспедицию для трудного и ответственного перелета пилотом был назначен Отто Кальвиц, уже имевший опыт полетов на остров, а бортмехаником – Франц Леонгардт – венгерский революционер, бежавший из родной страны от смертной казни. С самолетом «Юнкерс-13» на поезде до Владивостока, затем на пароходе экипаж прибыл в залив Лаврентия Берингова пролива. Отсюда пилоты начали большой перелет, пробиваясь сквозь густые туманы, через остров Врангеля. После взлета с острова, сбросив информацию о ледовой обстановке на палубу ледореза «Федор Литке», экипаж продолжил перелет. Пилоту опять пришлось в который раз выполнять длительный полет над открытым водным пространством северных морей… Задание было выполнено на «отлично». Экипаж с оказией добрался до Иркутска и вскоре получил особое задание – впервые выполнить большой зимний перелет по маршруту Ленинград – остров Врангеля.
Храброго летчика лично знали жители многих населенных пунктов нашей страны и покорители Арктики из других стран. Он не раз выходил победителем в сложных летных ситуациях. По заданиям правительства Якутии выполнял специальные полеты, оказывая помощь внутренним войскам в борьбе с бандитами в Булунском округе.
7 марта 1930 года на самолете ПС-3 «СССР-176» он выполнял очередной полет по маршруту Якутск – Жиганск – Булун. В районе населенного пункта Сангары внезапно начался снегопад и сильная болтанка. Пилот решил прекратить полет и подобрал ровную площадку на льду реки Лены. При заходе на посадку под сильными порывами ветра самолет потерял устойчивость, нисходящими потоками воздуха был резко брошен вниз и при ударе о лед разбился. Пилот Отто Кальвиц, бортмеханик Франц Леонгардт и служебный пассажир Сергей Карчевский погибли. Правительство Якутской республики запросило разрешение центрального правления «Добролета» похоронить летчиков в их городе, но семьи погибших и коллектив иркутской гидроаэростанции, руководители Управления Сибирских воздушных линий настояли на захоронении авиаторов в Иркутске. Специальным самолетом их тела доставили в город и при большом скоплении жителей отважные авиаторы были погребены в братской могиле Борцов Революции у центрального входа на Иерусалимское кладбище. Памятник на могиле летчиков сегодня выглядит самым ухоженным. Над ним шефствуют курсанты Иркутского авиационного технического колледжа.
Имя революционера, воина-интернационалиста, знаменитого полярного летчика увековечено памятником на берегу реки Лена напротив места катастрофы около копий поселка Сангары. В память о нем были названы улица в Якутске, поселок рыбаков на левом берегу реки Лены, большое судно Ленского речного пароходства, залив на острове Новая Земля, а в 1966 году – скалы земли Королевы Мод в Антарктиде.
Отто Артурович Кальвиц
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.
Один из первых полярных летчиков, воздушный исследователь просторов Заполярья, Сибири и Дальнего Востока родился в 1888 году в Финляндии в крестьянской семье. С ранних лет он помогал родителям по хозяйству, а трудовую деятельность начал с работы механика торгового судна. Во время финляндской революции 1918 года Отто попал в плен и правительством Маннергейма был приговорен к смертной казни, замененной затем 10 годами тюрьмы. С соратником по революционной борьбе Уловом Бергстремом (впоследствии он тоже работал пилотом в Иркутске) он совершил смелый побег в Россию и здесь обрел вторую Родину.
В 1920 году Отто Кальвиц окончил Самарскую школу красных морских летчиков. В рядах Воздушного флота Балтики он участвует в подавлении Кронштадтского мятежа, а затем в должности начальника одного из гидроавиаотрядов помогает уничтожать банды белофиннов в Советской Карелии. За проявленную в боях храбрость Кальвиц был награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1925 года в паре с известным полярным летчиком Борисом Чухновским он совершает знаменитый перелет на гидросамолете по маршруту Ленинград – остров Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Пилоты участвуют в исследовательских работах по изысканию Северного морского пути, разведке льдов у Новой Земли, сопровождают караван грузовых судов Карской товарообменной экспедиции через пролив Маточкин Шар острова Новая Земля. С этого перелета начались регулярные полеты в Арктику.
Летом 1926 года Отто Кальвиц вместе с небольшим гидросамолетом на пароходе «Ставрополь» в составе экспедиции следует из Владивостока к острову Врангеля в Чукотском море Арктики. 11 августа вместе с уполномоченным по управлению острова он совершает ряд важных полетов. Изыскатели устанавливают истинную конфигурацию и размеры острова, места скопления пушного зверя, выбирают место для советской колонии. Это были первые полеты на Дальневосточном Севере. При возвращении во Владивосток «воздушный каюр» впервые в Анадыре совершает агитационные полеты, организует катание на самолете местных жителей. Затем совершает полеты над Камчаткой, фотографирует кратер действующего вулкана Ключевская сопка.
В 1927 году его переводят в гражданскую авиацию общества «Добролет» и направляют в Верхнеудинск (Улан-Удэ) для выполнения полетов на первой в стране международной авиалинии до Улан-Батора. Кальвиц перевозит пассажиров, почту, срочные грузы, а в свободное время, привыкший с малых лет к труду, технически грамотный авиатор помогает авиатехникам ремонтировать и обслуживать самолеты. За самоотверженную работу правительство Бурят-Монгольской республики награждает его серебряным жетоном.
В 1928 году Кальвица переводят в Иркутск на гидроавиалинии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Эти гидроавиалинии из-за географических и метеорологических условий, большой протяженности считались труднейшими в стране. Правление «Добролета» подбирало для работы на них наиболее опытных, отважных и выносливых людей. И Кальвиц не подвел. Он вводит в строй и допускает к полетам пилотов, вновь прибывших на гидроавиалинии. Самый опытный летчик-гидрист, бесстрашный полярный ас, добрый и надежный друг, он завоевал непререкаемый авторитет и огромное уважение в коллективе гидроаэростанции и Управления Сибирских воздушных линий. Среди товарищей он звался Северным Волком.
Он обладал высоким чувством ответственности за порученное дело. В начале октября 1928 года на самолете «Юнкерс-13» с поплавковыми шасси он вылетел в Якутск. Экипаж должен был доставить в питомник шесть живых голубых песцов. Полет проходил нормально, но вдруг, уже при подлете к гидроаэростанции Грузновка, которая находится на реке Лене, севернее поселка Жигалово, отказал мотор. Как на поплавках садиться на сушу? Пилот увидел впереди по курсу полета около одной деревеньки заболоченную лужу и с отказавшим мотором мастерски посадил самолет, немного его повредив. По этому маршруту за самолетом Кальвица летел еще один самолет. Экипаж попросил у жителей лодку и по небольшим извилистым речушкам через несколько часов в Грузновке передал песцов пилоту А.С. Демченко, а сам возвратился к своему самолету и стал ждать помощи.
В январе 1929 года Отто Кальвиц с бортмехаником Яковом Савиным, с которым выполнял полеты на Бурят-Монгольской авиалинии, открывает зимнюю навигацию на Бодайбо. Полет был очень трудный. Морозы достигали 40 градусов. На обратном пути в Иркутск мотор начал работать с перебоями, пришлось произвести вынужденную посадку недалеко от Мамского слюдяного рудника. Шесть километров пробирался пилот по метровому снегу к людям, чтобы просить помощи.
После этого Отто Кальвиц выполнил третий зимний рейс до Якутска, где морозы достигали 60 градусов и никакая одежда не спасала от холода. При подготовке самолета к вылету на гидроаэростанциях экипажам приходилось подолгу подогревать мотор. Но Кальвиц придумал новый способ подогрева – паяльной лампой. Это значительно сократило время подготовки к вылету (раньше надо было пропустить через мотор до 15 ведер горячей воды). Какое здоровье, силу воли, выдержку надо было иметь иркутским летчикам при выполнении зимних полетов! Но они мужественно переносили все трудности.
Летом 1929 года правительство страны решило организовать полет вдоль побережья Чукотки и Якутии, чтобы выяснить возможность вывоза пушнины из факторий самолетами и разведать ледовую обстановку в проливе Лонга для проводки судна со сменной вахтой на остров Врангеля. В воздушную экспедицию для трудного и ответственного перелета пилотом был назначен Отто Кальвиц, уже имевший опыт полетов на остров, а бортмехаником – Франц Леонгардт – венгерский революционер, бежавший из родной страны от смертной казни. С самолетом «Юнкерс-13» на поезде до Владивостока, затем на пароходе экипаж прибыл в залив Лаврентия Берингова пролива. Отсюда пилоты начали большой перелет, пробиваясь сквозь густые туманы, через остров Врангеля. После взлета с острова, сбросив информацию о ледовой обстановке на палубу ледореза «Федор Литке», экипаж продолжил перелет. Пилоту опять пришлось в который раз выполнять длительный полет над открытым водным пространством северных морей… Задание было выполнено на «отлично». Экипаж с оказией добрался до Иркутска и вскоре получил особое задание – впервые выполнить большой зимний перелет по маршруту Ленинград – остров Врангеля.
Храброго летчика лично знали жители многих населенных пунктов нашей страны и покорители Арктики из других стран. Он не раз выходил победителем в сложных летных ситуациях. По заданиям правительства Якутии выполнял специальные полеты, оказывая помощь внутренним войскам в борьбе с бандитами в Булунском округе.
7 марта 1930 года на самолете ПС-3 «СССР-176» он выполнял очередной полет по маршруту Якутск – Жиганск – Булун. В районе населенного пункта Сангары внезапно начался снегопад и сильная болтанка. Пилот решил прекратить полет и подобрал ровную площадку на льду реки Лены. При заходе на посадку под сильными порывами ветра самолет потерял устойчивость, нисходящими потоками воздуха был резко брошен вниз и при ударе о лед разбился. Пилот Отто Кальвиц, бортмеханик Франц Леонгардт и служебный пассажир Сергей Карчевский погибли. Правительство Якутской республики запросило разрешение центрального правления «Добролета» похоронить летчиков в их городе, но семьи погибших и коллектив иркутской гидроаэростанции, руководители Управления Сибирских воздушных линий настояли на захоронении авиаторов в Иркутске. Специальным самолетом их тела доставили в город и при большом скоплении жителей отважные авиаторы были погребены в братской могиле Борцов Революции у центрального входа на Иерусалимское кладбище. Памятник на могиле летчиков сегодня выглядит самым ухоженным. Над ним шефствуют курсанты Иркутского авиационного технического колледжа.
Имя революционера, воина-интернационалиста, знаменитого полярного летчика увековечено памятником на берегу реки Лена напротив места катастрофы около копий поселка Сангары. В память о нем были названы улица в Якутске, поселок рыбаков на левом берегу реки Лены, большое судно Ленского речного пароходства, залив на острове Новая Земля, а в 1966 году – скалы земли Королевы Мод в Антарктиде.