Страница 1 из 3

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 27 Январь 2011 14:47
SVF
ВИТТЕНБУРГ Павел Владимирович (1884–1968), геолог, полярный исследователь, докт. геол.-минерал. наук, проф. (1918). Родился во Владивостоке. Окончил Тюбингенский ун-т в Германии (1909). Первые исследования провел на Дальнем Востоке (1908–1912). С 1912 работал в Геологич. музее РАН. Собрал б-ку по геологии и истории изучения Полярных стран, организовал отдел геологии Полярных стран (заведовал им), к кон. 1920-х гг. замещал директора музея. В 1913 по поручению АН обследовал триасовые отложения и каменноугольные месторожд. на о-ве Шпицберген. В 1916 участвовал в составлении гидрометеорологич. очерка устья Енисея и Енисейского зал. В 1918 и 1920, руководя Лапландской эксп. АН при участии Сев. науч.-промысловой эксп., исследовал залежи железной руды Кольского п-ова. В 1921 возглавлял геологич. отряд в эксп. Р.Л. Самойловича на Новую Землю. В 1917–1921 дважды подвергался непродолжит. арестам. В 1919–1930 ст. гидролог, зав. отделом морфологии морских берегов в Рос. гидрологич. ин-те; в 1923–1926 – ученый секретарь Постоянной комиссии АН по науч. эксп.; в 1926–1930 – ученый секретарь комиссии АН по комплексному изучению Якутии. Преподавал на Высших геогр. курсах (1916), в 1918 преобразованных в Геогр. ин-т, где В. был проф. кафедры географии Полярных стран, позже Геогр. ф-та Ленинградского ун-та. Участвовал в конф. междунар. об-ва «Аэроарктик» (Берлин, 1926; Ленинград, 1928); один из инициаторов проведения синхронных наблюдений в Арктике и Антарктике, создания Международного ин-та исследования Полярных стран.

В 1930 арестован по сфабрикованному НКВД «делу Академии наук», осужден на 10 лет. Заключение отбывал на лесоповале (Беломорско-Балтийский комбинат), с 1931 старшим геологом в Вайгачской экспедиции ОГПУ. В годы заключения открыл месторожд. халькопирита и сфалерита на п-ове Югорском, составил геологич. карту о-ва Вайгач и Амдермы. Совместно с инженером К.Д. Клыковым дал первую промышл. оценку месторожд. плавикового шпата Амдермы.

После досрочного освобождения в 1935 продолжил работы по геологии о-ва Вайгач и п-ова Югорский. В 1936–1938 возглавлял эксп. Полярного управления Главсевморпути на сев.-зап. берегу Таймырского п-ова. Были обнаружены и разведаны слюдоносные пегматиты, месторожд. пирита и др., составлена геологич. карта сев.-зап. части Таймырского п-ова. В 1940–1941 В. – старший геолог в Вайгачской геологич. эксп. Арктического ин-та, с кон. 1941 – в Сев. геологич. управлении (Архангельск), в 1942 – в Сыктывкаре, проводил обследование нефтяного и газового месторожд. на р. Ухте и угольного в Воркуте, в 1943–1945 вел геологич. разведку и картирование месторожд. железа на Полярном Урале. В 1944 обнаружил на Оби месторожд. горючих сланцев.

В Сыктывкаре организовал Геологич. музей сев. региона, преподавал на геологич. ф-те Карело-Финского ун-та, эвакуированного из Петрозаводска. В 1945 вернулся в Ленинград, заведовал кафедрой Физич. географии Арктики в Высшем арктич. морском уч-ще им. адм. С.О. Макарова, был внештатным проф. Ленинградского ун-та. Летние месяцы (1947–1949) провел в геологич. эксп. Главсевморпути на Кольском и Югорском п-овах, о-ве Вайгач и в Амдерме.

В нач. марта 1950 уволен руководством Главсевморпути (в связи с т.н. «Ленинградским делом»), был вынужден выйти на пенсию.

Автор более 70 науч. статей и 5 монографий: «Геологическое описание полуострова Муравьева-Амурского и архипелага Императрицы Евгении». Пг., 1916; «Рудные месторождения о-ва Вайгач и Амдермы». Л., М., 1940; «Геология и полезные ископаемые северо-западной части Таймырского полуострова» // Тр. Горно-геол. упр. Главсевморпути. Т. 12. Л.; М., 1941, «Жизнь и научная деятельность Э.В. Толля». Л., 1960; «Открытие Хибин» // Сб. А.Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. М., 1965.

Именем В. назв. мыс на о-ве Ли-Смита в арх. Земля Франца-Иосифа, хребет на Шпицбергене, на п-ове Муравьева-Амурского, сопка на Дальнем Востоке, а также 3 вида ископаемых животных.


http://wiki.rgo.ru/personalii/655-page3611.html

Виттенбург П.В. (1884–1968)

СообщениеДобавлено: 27 Январь 2011 14:55
SVF
Из архива З.М. Гудковича (ААНИИ).
П.В. Виттенбург преподавал в Макаровке, подарил эту фотографию каждому курсанту группы, в которой учился З.М. Гудкович, причем подписи на обороте фото у каждого курсанта были разные.

 1.jpg
 2.jpg

Виттенбург Павел Владимирович (1884–1968)

СообщениеДобавлено: 27 Январь 2011 20:38
[ Леспромхоз ]
Виттенбург Е. П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА : (воспоминания дочери)
/ СПб. Ин-т истории РАН. – СПб. : Нестор-история, 2003. – 432 с. : ил.

ОГЛАВЛЕНИЕ


(Справка составлена по воспоминаниям Евгении Павловны Виттенбург, дочери, с использованием писем и дневников отца)

1884, 9 февраля. — Родился во Владивостоке. Отец – Владимир Иванович Виттенбург, обрусевший немец, телеграфный служащий. Мать – Мария Ивановна Виттенбург (в девичестве Тыдельская).
1892. — Поступление в гимназию.
1899, весна. — Путешествие морем на пароходе «Киев» в Одессу, затем по железной дороге до Либавы; поступление во 2-й класс реального училища.
1905. — Окончание реального училища с отличием, поступление в Тюбингенский университет (Германия).
1909, 6 февраля. — Завершение обучения в университете. Получение диплома доктора естественных наук, работа в Геолкоме (Санкт-Петербург).
1910, 8 января. — Женитьба. Жена – Зинаида Ивановна Разумихина, студентка 3-го курса Женского медицинского института.
1912. — Избрание на штатную должность в Геологический институт Академии наук; рождение дочери Вероники.
1912, апрель. — Присуждение степени магистра минералогии и геогнозии (Юрьевский университет). Работа в Уссурийской экспедиции.
1913. — Экспедиция на Шпицберген от Академии наук.
1914. — Командировка в Терскую область.
1916. — Продолжение изысканий на Северном Кавказе. Получение третьей ученой степени (магистр Харьковского университета).
1917. — Исследования на Дальнем Востоке.
1918. — Экспедиция на Сев. Мурман, начальник партии. Организация трудовой школы в поселке Ольгино.
1919. — Преподавание на Высших географических курсах, впоследствии переросших в Географический институт. Профессорское звание. Кратковременные аресты военным комиссаром Сестрорецкого района, затем – Чрезвычайной комиссией.
1920. — Лапландская экспедиция на север Мурмана.
1921, март. — Арест в качестве заложника в связи с Кронштадтским восстанием. Продолжение исследования берегов Кольского и Каниного полуостровов, Новой Земли.
1922, начало. — Рождение дочери Евгении.
1923. — Командировка в Уссурийский край; переезд Геологического музея в новое здание.
1925, январь. — Избрание проректором по учебной части Географического института.
1926. — Командировка в Норвегию, Швецию, Германию Участие во 2-м Всесоюзном геологическом съезде (Киев).
1927. — Командировка в Якутию.
1930, 15 апреля. — Арест, обыск дома в Ольгино.
1930, апрель – 1931, февраль. — Дом предварительного заключения (ДПЗ) на Шпалерной улице, затем Кресты. Следствие. Еженощные допросы. Следователи А.Р. Стромин, А.П. Радзивиловский, С.Я. Рудовский. Показания по «Делу Академии наук», написаны под диктовку следователя.
1931, 10 февраля. — Решение Тройки ОГПУ ЛВО (Ленинградского военного округа): расстрел (ст. 58-11). Замена высшей меры наказания на заключение в лагере на 10 лет. Конфискация имущества.
1931, май (?). — Рабочий на лесоповале в районе Май-Губы (Беломорско-Балтийский канал). Выселение семьи из дома в Ольгино в связи с конфискацией дома.
1931, 10 августа (?). — Этап на остров Вайгач (особлаг Вайгач). Назначение рудничным геологом, затем начальником геологической части и старшим геологом экспедиции.
1931. — Исключение старшей дочери из Горного института.
1932, лето. — Свидание с семьей.
1933, лето. — Геологические изыскания на Югорском полуострове, особенно в районе Амдермы.
1934, лето. — Приезд на полуостров жены и дочери Евгении. Разрешение жене работать в лагере вольнонаемным врачом.
1934–1935, зима. — Частые поездки в Амдерму на месторождение флюорита. Поисковые работы на Карском побережье Югорского полуострова. Перебазирование в Амдерму.
1935, 12 июля. — Освобождение по отбытию срока (с «полярным зачетом»).
1936–1938. — Начальник Таймырской экспедиции.
1939, 1 января – 1940, 4 февраля. — Работа в должности старшего геолога Арктического института.
1940, 5 апреля. — Старший геолог Северного горно-геологического управления (СГГУ). Работы на о. Вайгач.
1941, 17 октября. — Эвакуация Вайгачской экспедиции в связи с появлением в районе немецких подводных лодок. Приезд в Архангельск семьи из блокадного Ленинграда.
1942, начало июля. — Эвакуация в Сыктывкар, оттуда командировка в Ухту и Воркуту. Чтение лекций на геологическом факультете Карело-Финского университета, эвакуированного в Сыктывкар.
1944. — Вангырская экспедиция на Полярный Урал.
1945. — Перевод в Арктический институт.
1946, последняя декада января. — Возвращение в Ленинград. Присуждение ученой степени доктора геолого-минералогических наук.
1947, 1 января. — Перевод в Высшее арктическое морское училище (ВАМУ).
1950, 15 марта. — Увольнение из ВАМУ в связи с Ленинградским делом. Попытка восстановления.
1950, 1 июля – 1951, 1 июня. — Работа в Дальневосточной Аэрогеологической экспедиции. Выход на пенсию.
1954. — Приглашение на работу консультантом по составлению карты четвертичных отложений азиатской части СССР.
1957. — Реабилитация. Активное участие в деятельности Географического общества. Получение участка земли в Зеленогорске (Териоки). Строительство дома.
1962, 6 декабря. — Смерть жены.
1968, 29 января. — Скончался Павел Владимирович Виттенбург.

Дополнительные сведения
Похоронен на Зеленогорском кладбище.

Виттенбург Павел Владимирович (1884–1968)

СообщениеДобавлено: 27 Январь 2011 21:24
[ Леспромхоз ]
 Обложка книги.jpg
 Титул.jpg
 Оглавление.jpg

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 28 Январь 2011 11:57
SVF
Эта маленькая книжка вышла еще до того, как обнаружили поплавок с самолета Амундсена.

 Виттенбург-2.jpg
 Виттенбург-1.jpg

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 28 Январь 2011 20:10
[ Леспромхоз ]
Алексеев Н., "Зимовка на "Торосе"", изд. ГУСМП, 1939

Фотография из книги: Е. Виттенбург. Время полярных стран. С.-Петербург, 2002 г. : Кузнецов-2.jpg


На следующий день самолет «СССР Н-120» смог достигнуть острова Диксона. Больной врач Кузнецов, попав в хорошую больничную обстановку, сравнительно быстро справился со своей болезнью и снова вступил в строй советских врачей.
Едва самолет покинул бухту Ледяную, как к нам прибыли новые гости. Я уже упоминал о том, что во время триангуляционных работ в заливе Бирули нашим ревизором Иваном Кузьмичом Кошелевым были обнаружены значительные месторождения слюды. О находке мы сообщили на мыс Стерлегов, где базировалась геологическая экспедиция Главсевморпути под руководством П. В. Виттенбурга. Маститый геолог и полярник решил лично обследовать место нашей находки и приехал на «Торос» на собаках. Во время путешествия П. В. Виттенбург повредил себе ногу и теперь вынужден был в течение нескольких дней отлеживаться у нас на корабле.
Наш гость знал Арктику и ее историю едва ли не лучше всех своих современников. Связанный в своей деятельности в течение многих лет с Академией наук, П. В. Виттенбург знал лично многих из наших и зарубежных исследователей Арктики, и его рассказы о их работе собирали по вечерам в нашей кают-компании полную аудиторию слушателей.
30 мая П. В. Виттенбург, получив от нас точные указания о месте находки слюды, уехал в залив Бирули и далее на свою базу на мыс Стерлегова. Через несколько дней мы получили от него телеграмму, в которой он сообщал, что месторождение оказалось настолько богатым, что вся геологическая экспедиция с мыса Стерлегова выедет в залив Бирули, где и продолжит детальное обследование минеральных богатств района.

Евгения Виттенбург. ВРЕМЯ ПОЛЯРНЫХ СТРАН

СообщениеДобавлено: 28 Январь 2011 20:30
[ Леспромхоз ]
 Е.Виттенбург cover.jpg
 Е.Виттенбург revers.jpg
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    В.В. Иофе. Бремя Полярных стран [3]
    От автора [5]
    Глава I. Семейные предания (1860-1911) [8]
    Глава II. В Академии наук (1912-1930) [20]
    Глава III. Лагерь на Вайгаче (1930-1935) [106]
    Глава IV. Северо-западный Таймыр (1936-1938) [136]
    Глава V. Жизнь в Ленинграде. Дядя Виля (1936-1940) [174]
    Глава VI. Снова Вайгач. Блокада Ленинграда (1940-1942) [192]
    Глава VII. В Республике Коми (1942-1945) [210]
    Глава VIII. Возвращение в Ленинград (1946 - начало 1950-х) [228]
    Глава IX. Строительство в Зеленогорске.
    Последние годы жизни папы (1954-1968) [254]
    Послесловие [273]
    Приложения
    Хронология жизни и деятельности П.В. Виттенбурга [278]
    Печатные работы П.В. Виттенбурга [283]
    Неизданные работы [287]
    Названные именем П.В. Виттенбурга [289]
    Серии «Трудов» и «Материалов» Якутской комиссии АН СССР [290]
    Литература и источники [293]
    Список иллюстраций [297]
    Фотоальбом [299]
    Именной указатель [309]
    Список сокращений [317]

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 20 Июнь 2014 12:45
Георгий Паруирович
Фото могилы Ленинградская область, г. Зеленогорск, городское кладбище, участок 3 (4-5-й ряд от околицы) http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... enburg.jpg

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2015 11:30
ББК-10
Природа, 1922, №6-7, с.38-49

 Виттенбур - 0022.jpg
Исследование полярных стран и больших высот при помощи аэропланов и подводных лодок.

Проф. П. В. Виттенбург.

За время нашей разобщенности с культурными странами в период мировой войны и социальной революции, в деле исследования полярных стран и больших высот намечен, благодаря крупным успехам, достигнутым современной техникой, целый ряд смелых задач, отчасти уже блестяще осуществленных, отчасти поставленных на путь к осуществлению. За отсутствием сведений мы не можем дать в настоящее время полного обзора этого вопроса, но некоторая литература за 1921 и 1922 годы 1), которая стала нам доступна, знакомит нас с выдвинутым Мексиканским Штатсекретариатом Торговли и Промышленности проектом экспедиции на аэропланах, снаряжаемой для исследования вулкана Попокатепетль. Для исследования пространств южного полюса прибегают также к посредству воздухоплавательных аппаратов, а пространства северного полярного бассейна предположено исследовать при помощи подводных лодок на ряду с аэропланами. Вместе с этими смело задуманными экспедициями благополучно достигнута на аэроплане высшая вершина Европы Монблан 2).
В 6 час утра 30-го июля 1921 г. швейцарец Дюрафур (Pierre Durafour) при благоприятной погоде поднялся на аэроплане из Лозанны; перелетев через Женевское озеро летчик достиг через час высоты в 4580 м., пролетая над льдом и снегом. Вскоре Дюрафур достиг вершины Монблана, где на высоте 4850 метров описал над высочайшей вершиной Европы два круга, для подыскания подходящего к спуску места (рис. 1). Произведя две неудавшиеся попытки снизиться, Дюрафур благополучно спустился на гребень Монблана близ самой вершины. После опасного обратного перелета смелый летчик благополучно спустился у деревни Шамони (Савойя), близ того места откуда обыкновенно совершают восхождение на Монблан через Гран-Мюле 3).
Нам неизвестно, удалось ли Дюрафуру произвести какие-нибудь наблюдения при достижении вершины, но по возвращении с полета отважный летчик поделился со своими друзьями впечатлениями полета:

1) Technik and Industrie. Stuttgart, 1921. Automobil und Flugverkehr. Berlin 1921.
2) Монблан, принадлежащий к горной группе Швейцарских Альп, лежит ка рубеже Франции (Савойя), Швейцарии (кантон Валлис) и Италии; высшая точка его достигает 4810 метров, представляя высочайшую вершину Европы, обрушившуюся в ноябре 1920 года. Насколько этот обвал понизил высоту Монблана пока не выяснено (Бюллетень Географического Института. СПБ. 1921 г. № 3—4, стр. 13). На с.-з. Монблан отграничен долиной Шамони (бассейн Роны), на ю.-в. долиной Ферре (бассейн р. По).
3) Первое восхождение на Монблан совершено Паккардом и Бальма в 1786 году, в следующем 1787 г. поднимался знаменитый естествоиспытатель Соссюр, путешествие которого изображено Х. Михелем на двух цветных гравюрах. (Bredt, Е. W. Wie die Kunstler die Alpen dargestollt. Zeistchr. d. D. u. O. Alpenvereine 1907, p. 52), В настоящее время на Монблане имеются две обсерватории, одна на высоте 4.272 м. которая издает: Annales-de-l'observatoire Vallot и другая находится близ самой вершины — Janssen 4600 м.
См. Еd. Whymer. Chamonix et daus la chaine du Mont Blanc. Geneve 1910 г.


 Виттенбур - 0023.jpg
„наконец свершилась моя мечта достигнуть на аэроплане Монблан, но ни за какие блага мира не соглашусь я повторить этот полет"...
Пьер Дюрафур превзошел своим отважным полетом смелый спуск Ведрина, снизившегося в 1919 году в центральной части Парижа на крышу Торгового дома вблизи Большой оперы, где впоследствии и был поставлен погибшему Ведрину, в память его спуска, обелиск, а также единственный в своем роде полет французского летчика Гедефроа (Gedefroy), пролетевшего в августе 1919года под Парижской Триумфальной аркой.
Полет Дюрафура блестяще подтверждает возможность применения воздухоплавательных аппаратов в деле исследования больших высот, чем и имеют в виду воспользоваться по ту сторону Атлантического океана при исследовании знаменитого вулкана Мексики — Попокатепетль или „Дым-Горы", которую долго считали, хотя и совершенно неосновательно, за высочайшую точку Северной Америки 1).

1) Вершину Попокатепетль достиг предположительно впервые испанский капитан Диего-де-Ордан в 1591 г., после него поднимались многие испанские солдаты и французские монахи также до самого кратера. (Э. Реклю. Земля и люди. СПБ. изд. Ильина. 1896 г. т. XVII, стр. 30). В XIX столетии впервые вершина Попокатепетля была достигнута в 1827 году. В настоящее время к кратеру „Дым-Горы" ведет зубчатая железная дорога для эксплоатации серы, добываемой в большом количестве там с давних пор, и для удобства туристов, посещающих гребень кратера, на котором возвышаются две главные точки: Pico mayor и l'Espinaz del Diablo. Извержения Попокатепетля повторяются очень редко, самое большое было в 1539 году; в прошлом столетии действия его были очень незначительны.

Научным руководителем мексиканской экспедиции состоит геолог американских соединенных штатов Hyde, который имеет в виду в ближайшем времени приступить, при участии военных летчиков, к систематическому изучению всего массива и кратера, диаметром в 600 м., и глубиною в 170 м., с вершиной, достигающей 5400 м. н. у. м. Экспедиция геолога Hyde в виду специального своего назначения в вулканологических целях будет снабжена особо мощными прожекторами для освещения внутренней части кратера.
Аэропланы, как известно, вполне оправдали себя за последнее время, как новое средство передвижения, действующее по точному расписанию на ряду с жел. дор. сообщением.
 Виттенбур - 0024.jpg
В гражданский обиход Германии и других государств Западной Европы широко вошли регулярные воздушные пассажирские рейсы между отдельными городами на ряду с воздушной почтой, так что обязательное участие воздухоплавательных аппаратов в экспедициях на ряду с прочим научным снаряжением принимается за непременное условие каждой серьезно снаряжаемой современной экспедиции.
Так, японский исследователь южных полярных стран капитан Shirase, направляясь второй раз из Японии в антарктическую экспедицию через Аргентину, Южно-Шотландские острова и далее через землю Александра I на материк Антарктики, берет с собой аэроплан, который должен служить, с одной стороны, для поддержания почтового сообщения между экспедиционным судном и материком южной Америки, а, с другой стороны, нести разведочную службу, разыскивая свободный проход во льдах, как это было выполнено при спасательной экспедиции лейтенанта Седова 1).

1) Жданко, М. Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане. СПБ. 1917. 2-ое изд. стр. 1—12.

На пути к обследованию пространств южного полюса капитану Shirase пришлось бы пролететь 2.500 километров над ледяным и снежным пространством от земли Грахама до хребта Королевы Моод, служащего продолжением хребта Маргхама и плато Короля Эдуарда VII, открытого капитаном Робертом Скотом 2), от 3.000 до 4.600 м. н. у. м.
Если мы рассмотрим кривую достижения крайних широт севера и юга, мы увидим, что первым высшую широту 71°10' в 1773 году достиг прославившийся своим кругосветным путешествием капи-
тан Джемс Кук, за ним в течение ряда лет высшие широты на юге достигались Ведделем, Джемсом Россом (78°10' —1842), который в 1831 г. открыл магнитный полюс северного полушария 2), а во время своего антарктического путешествия приблизился к магнитному полюсу южного полушария настолько, что инклинационная стрелка показывала 89° 2).

2) Scott’s last Expedition. London, vol. I. 1914.

 Виттенбур - 0025.jpg
Впоследствии положение северного магнитного полюса было определено экспедицией Борхгревинка, которому впервые за 57 лет удалось пройти на юг дальше Росса и дойти по суше Антарктического континента до 78°50' и экспедициями капитана Роберта Скотта и Шекельтона в 1903 году; первый поднимается до высоты 82°17', второй в 1909 году до 88°23'. Имя капитана Скотта появляется в этой области вновь через 8 лет, с тем, чтобы решить проблему открытия южного полюса, в январе 1912 года, уступив приоритет открытия Роальду Амундсену 1), достигшему полюса месяцем раньше 6 декабря 1911 г. Итак, мы видим, как кривая достижения крайних широт на юге (рис. 2) медленно, но определенно все поднималась и, наконец, достигла кульминационной точки 90° — 6 декабря 1911 г. и 18 января 1912 года, благодаря экспедициям Р. Амундсена и Р. Скотта. Наряду с первой кривой достижения крайних широт в Антарктике, небезинтересно проследить вторую кривую аналогичного стремления достигнуть крайних широт севера — Арктики (рис. 3), при чем, мы видим, что в XVII столетии высокие широты Арктики были достигнуты впервые капитаном Гудзоном, затем в 1773 г. Файпсом, Скорезби — в 1808 г., спустя почти 20 лет Пэрри, пытавшимся пройти через полюс к берегам Азии в Берингов пролив и Атлантический океан. С 1827г., когда Пэрри достиг со стороны о. Шпицбергена 82°45', крайней широты, до которой раньше никто не доходил, и до 1906 года, в течение почти 75 лет, удалось пройти лишь на 4°21' севернее, при чем крайние широты достигались Маркгамом, Локвудом, Пири, Нансеном и Каньи и, наконец, опять Пири, который и решает проблему открытия северного полюса 6 апреля 1909 г. 2) оспаривая приоритет открытия у Фредерика Кука 3).

1) Amundsеn, Roald. Sydpolen.Kristiania.19l2.
2) Peary R. Die Entdeckung des Nordpols. Berlin. 1910.
3) Cook, Fr. Meine Eroberung des Nordpols. Berlin. 1912.


Если до последнего времени достижение полюсов земной оси было только вопросом времени, ибо всем отважным полярным путешественникам приходилось преодолевать неимоверные трудности и опасности странствования по ледяному покрову пешком и на санях с собаками, то, как мы видим из сопоставления диаграмм достижения крайних широт юга и севера в первом десятилетии настоящего столетия, эта проблема блестяще разрешена применяемым методом тренировки. Р. Пири ставил главною целью своей жизни достижение крайних широт севера, чего он добивался особой тренировкой в течение 23-х лет, Амундсен и Скотт также тренировались в достижении крайних широт и имя этих исследователей до открытия ими южного полюса уже неоднократно встречается в истории исследования полярных стран. Так, имя первого из них известно в связи с решением вопроса о проходе вдоль берегов северной Америки из Атлантического океана в Тихий, северо-западным проходом, а второго в связи с систематическим изучением Антарктики,— но теперь благодаря успехам современной техники мы можем говорить о наступающей новой фазе исследования полярных областей в связи с применением подводных лодок и аэропланов при достижении крайних широт как севера, так и юга.

 Виттенбур - 0026.jpg
Еще пятьдесят слишком лет тому назад производились попытки к достижению высоких широт северного полярного бассейна на воздухоплавательных аппаратах, так неоднократно выдвигался проект достижения северного полюса на монгольфьере. План его был таков: отправиться на судне в Гренландию, посвятить там несколько месяцев на изучение направления ветров и затем, при благоприятном ветре, подняться на монгольфьере. При соблюдении этих условий, на перелет через полюс потребовалось бы, по мнению Зильберминца (1869 г.), весьма немного времени; еще в 1845 г. аэронавт Дюпюр-Делькур высказался о возможности достижения северного полюса на воздушном шаре. В реальную форму вылился этот проект у С. А. Андрэ в 1896 г. 1), как известно кончившийся гибелью смелого аэронавта.
Не удалась также попытка Вельмана (1906 г.) подняться с о. Шпицбергена на дирижабле к северному полюсу, как и попытка адмирала Макарова пройти туда же на мощном ледоколе по льдам северного полярного бассейна.
Не средством передвижения в больших широтах, а местом для научных наблюдений должно быть экспедиционное судно, по мнению Ф. Нансена, который, зайдя во льды северо-восточнее Ново-Сибирских островов, полагал дрейфовать со льдами через приполюсное пространство.
Из двух смелых мыслей: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды — положение С. О. Макарова, (1892) 2) и надо построить судно, которое вытеснялось бы полярными льдами и переносилось полярным течением через северный полюс — положение Ф. Нансена 3),— предположение первого оказалось не осуществившимся 4) в полной мере, второе же удачно выполненным, хотя Ф. Нансену

1) Lасhambге, Н. et Масhuron, А. Andres. Аu Polo Nord en Ballon. Paris., 1896 p. 250. Филиппов, А. Проект полярного путешествия на воздушном шаре. Метеорологический Вестник, 1895, № 11.
2) Врангель, Ф. Вице-Адмирал С. О. Макаров СПБ. 1913 г. Ч. 11 стр. 221.
3) Nаnsеn. Fr. In Nacht und Eis. Leipzig, 1897 p. 23.
4) Ibid. p. 40, см. также Вебер, H. В. Из экспедиции „Ермака" в 1901 году. Зап. Мин. О-ва 2 сер СПБ. 1908 г. т. 46, стр. 216-218.


и не удалось достигнуть конечной цели, но он все же поднялся на "Фраме" до 85°57 северной широты, а пешком до 86°04' — 6 апреля 1895 г., подтвердив существование полярного течения, течения которым ныне предполагает воспользоваться Р. Амундсен в достижении северного полюса. Р. Амундсен 24 июня 1918 года вышел из Христиании 1) с тем, чтобы достигнуть меридиана Берингова пролива и отсюда, зайдя возможно севернее в полярные льды, начать с ним дрейф, который как предполагается должен провести судно тем путем, каким были отнесены остатки с судна Жанетта до южной оконечности Гренландии. Ныне Р. Амундсен в Аляске, по сведениям Leipziger Neueste Nachrichten от 5-го февраля 1922 года, сорганизовал воздухоплавательный отряд в составе двух норвежских летчиков, с которыми Р. Амундсен намерен обследовать область северного полюса, если экспедиционное судно "Maud" будет относиться течением к югу подобно "Fram’y", кроме того экспедиционное судно Амундсена снабжено беспроволочным телеграфом с радиусом действия в 2.000 миль. Радио-станция в Норвегии (Ставангере) сможет переговариваться с экспедицией во время путешествия и принимать ежедневно четыре раза в день сведения о погоде, которые будут передаваться через Вашингтон 2).
Смело и увлекательно было предложение д-ра Германа Аншюц-Кемпфе овладеть северным полюсом при помощи подводных лодок, предположение, обстоятельно изложенное в заседании Географического Общества в Вене 16-го января 1901 года 3). Проэкт Аншюц-Кемпфе остался в свое время неосуществленным, но мы видим, что на фоне исследований полярных стран проэкт этот не мог остаться без движения. Прошло двадцать лет, но мысль человеческая, временно отвлеченная мировой войной, продолжала работать в этом направлении. Так в последней книжке Teclnik und Industrie за 1921 год сообщается о довольно фанта-

1) Брейтфус, Л. Сведения об экспедиции капитана Роальда Амундсена на судне "Maud". Зап. по Гидрографии. 1921 г. т. XI IV стр. 129.
2) Амундсен на пути к новым исследованиям. Бюллетень Гидрол. Института. 1922 г., № 4у стр. 9.
3) Anschutz - Кaempfс, H. Das europaische-Eismeer und ein neuer Expeditionsplan nach dem Nordpole Mitteil. d. K. K. Geogr. Ges. Wien. 1901. 44, p. 53—78.

 Виттенбур - 0027.jpg
стическом проекте конструирования американским строителем Lake специально приспособленных для полярного плавания подводных лодок.
Полярная лодка должна удовлетворять двум условиям: во первых опускаться на глубину ниже 40 метров, максимальной
глубины, до которой могут опускаться айсберги, во-вторых проходить пространство между полыньями, которые могут находиться на расстоянии около 40 килом. друг от друга, кроме того необходимо, чтобы стальная оболочка подводной лодки могла выдерживать давление воды на глубине от 40 до 60 м. Данные условия являются при современном состоянии техники не трудно выполнимыми, т. к. современная подводная лодка может смело находиться под водой до 36 часов и достигать глубины опускания до 60-ти м., известны даже случаи погружения и до 88-ти метр. Lake проектирует построить свою лодку с расчетом погружения до 90 метр.
В виду того, что в полярной области подводная лодка должна ориентироваться без перископа, Lake применил принцип щупальцев, которые были им с успехом испытаны на "Аргонауте". Прибор состоит из расположенного в носовой части лодки подвижного поршня (аутокомпрессора), сообщающегося с водяными цистернами, которые при ударе наполняются водой, и лодка погружается, кроме того передняя часть лодки со щупальцами соединена с крепкими стальными тросами, которые встречая препятствие снизу дают возможность лодке автоматически подниматься.
Лодка проектируется в 500 тонн водоизмещения со скоростью хода на поверхности воды в 12 узлов и под водой 5 узлов. Для пополнения запаса воздуха лодка снабжается специальным приспособлением, в виде расположенного в особом цилиндре бура, который приводясь в действие сжатым воздухом, просверливает ледяной покров (рис. 5), при чем по своему диаметру просверливаемое отверстие должно быть приноровлено также для подъема на ледяную поверхность исследователей для производства научных наблюдений 1) В подводной лодке по проекту должны быть размещены все необходимые лаборатории, приспособления и приборы для научных занятий.
Итак, прав был Аншюц-Кемпфе, когда он. излагая свой проэкт, сказал, что решение проблем полярных исследований вопрос техники и действительно быть может недалеко то время, когда при помощи усовершенствованных способов передвижения на аэропланах и на подводных лодках будет решена проблема исследований больших широт.

1) Толщина полярного сплошного льда по вычислениям Вейпрехта должна достигать 260 см., хотя Нансен иногда встречал лед мощностью в 4 мет., а де-Лонг упоминает о льде в 3.5 мет. (Макаров, С. О. "Ермак" во льдах. 1901 г. стр, 31).

Новейшие исследования Антарктики в 1928—29 гг. с аэроплана

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2015 21:46
ББК-10
Природа, 1929, №12, с.1072-1075

 1929-12 - 0001.jpg
Новейшие исследования Антарктики в 1928—29 гг. с аэроплана. Антарктика рисуется в нашем представлении в виде материка, причем известно, что общая площадь этого континента достигает по последним вычислением 14167000 кв.км. Контуры Антарктики далеко еще не выяснены, более или менее освещена лишь область, пройденная до Южного полюса Р. Амундсеном в восточной части сектора Росса и Р. Скоттом в западной части, пути которых сошлись 18 лет назад у южной точки земного шара. Южный полюс, по данным Мона, оказался расположенным на высоте 2 454 м над уровнем моря. К другим выводам приходит Симпсон, который считает, что полюс расположен вероятнее всего на высоте 2 796 м.
Два глубоко врезывающихся в Антарктику полных бассейна — море Росса и море Уэддела придают контурам шестой части света характерную особенность. Особенность конфигурации этого материка еще более подчеркивается тем выступом Антарктики, который протягивается к северу за пределы южного полярного круга, образуя как бы продолжение Анд Южной Америки; стал он известен со времени плавания Брансфильда в 1820 г. под именем Земли Троицы. В следующем году (1821) Пальмер и другие американские зверопромышленники производили разведку Земли Троицы, названой ими Землей Грэхэма. В 1831—32 гг. Земля Грэхэма была присоединена Биско к Великобритании. В более южных широтах сектора Земли Грэхэма свыше ста лет тому назад (1821) первой русской антарктической экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева были открыты остров Петра I и Земля Александра I, которая была принята за часть антарктического материка. На широте 70° Ю французской экспедицией под начальством Шарко (1908—10) была обнаружена к югозападу от Земли Грэхэма новая земля, отделяющаяся проливом от Земли Александра I и бухтой Маргариты от Земли Фальера и Земли Лубе; ей было присвоено название Земли Шарко.
Земля Грэхэма в течение XIX века многократно служила объектом исследований полярных экспедиций. Первая зимовка в Антарктике экспедиции Герлаша при участии Р. Амундсена протекала в 1897—98 гг. у западных берегов Земли Грэхэма. В течение 1901—03 гг. в районе Снежного острова работала у восточного берега Земли Грэхэма шведская экспедиция под начальством О. Норденшельда. Данная часть Антарктики в последнее время часто посещается китобоями, п один из них, шотландец Г. К. Сальвесен, сообщил, что в феврале 1924 г. нм был замечен широкий пролив или канал в восточном направлении от берега Земли Фальера, приблизительно под 70° ю. ш., который круто поворачивает в восточном направлении к морю Уэддела. Относительно протяжения Земли Грэхэма и характера строения ее центральной части, куда никто еще не проникал, существовали разные предположения; полагали, что антарктический материк разделяется на две части проливом, который соединяет моря Росса и Уэддела, и что северной оконечностью этой суши является Земля Грэхэма, а южной — Земля Виктории.

 1929-12 - 0002.jpg
После того как для исследований полярных стран русскими был впервые применен в 1913 г. аэроплан (мы имеем в виду полет Нагурского над Новой Землей и морем Баренца в поисках экспедиций Русанова и Брусилова), техника воздухоплавания сделала настолько большие успехи, что стало возможным пользоваться аэропланами во время полярных экспедиций. В ряде полярных полетов последних лет первое место занимает полет Бэрда к северному полюсу в 1926 г. и блестящий полет Уилкинса с мыса Барроу (Аляска) к Земле Гранта и к Шпицбергену в 1928 г.
Имена этих исследователей получили широкую известность благодаря крупным географическим открытиям в Антарктике во время полета южным полярным летом 1928—29 гг. 6 ноября 1928 г. Уилкинс прибыл на свою базу в порт Фостер на острове Разочарования, являющийся центром норвежского китоловного промысла в Антарктике. 20 декабря Уилкинс с пилотом Энгельсоном поднялись для пробного полета, пересекли острова Троицы, Землю Пальмера и направились вдоль западного берега Земли Грэхэма, покрытого ледниками с трещинами и рассеченного глубокими фиордами. Полет в южном направлении продолжался 5 ч. 25 м. со средней скоростью около 180 км в час. Было покрыто расстояние в 1 000 км. Второй полет, продолжительностью в 10 ч. состоялся при хорошей погоде 10 января 1929 г.
Плато Земли Грэхэма, высота которого определялась раннее в 1 200—1 800 м и оказавшееся по определению Уилкинса значительно выше, было пересечено на высоте 2 500 м и названо „Плато Детройтского общества авиации". Поскольку летчики могли охватить взором пространство, плато тянулось, не прерываясь, в западном направлении,

 1929-12 - 0003.jpg
далее был встречен залив, названный заливом Ивэнса, который с первого взгляда как бы перерезает Землю Грэхэма на равные части, что было отмечено Даллеманом в 1873 г., и пролив был назван именем Бисмарка. Ряд скалистых гор и глубоко врезывающихся фиордов можно было отчетливо различить с высоты 2 400 м. На пути к югу Уилкинс пролетел над Землей Фойна и заметил темные вершины гор Нэпир Бьеркса и к югу от них канал, разделяющий Землю Грэхэма, названный каналом Крэна. Таким образом, северный остров Земли Грэхэма оказался отшнурованным приблизительно под 67° ю. ш.
Огромный горный массив простирается на югозапад от канала Крэна. Против него был обнаружен неотмеченный на карте остров, названный островом Робинсона. Самая восточная точка большого острова была названа мысом Нордроп, а горы — именем Локхеда.
Западнее тянется глубокая бухта Мобилойль и далее канал Кэзей. Остров, лежащий к югу от канала, был назван островом Скрипса. Южнее Земли Грэхэма горы не столь обрывисты. Остров Скрипса имеет около 50 км в длину. Уилкинс сообщает выписки из своего дневника: "Теперь мы уверены в том, что Земля Грэхэма не соединена с главным материком. Мы в этом были уверены и раньше, но теперь это можно ясно доказать по фотографиям. Мы назвали мыс на северном конце канала мысом Уолкота, канал назвали каналом Люрэби, а острова, лежащие южнее, — островами Финлея. Далее к югу тянулось большое гладкое пространство неразбитого льда, на нем не было заметно ни одной трещины; мы назвали этот пролив проливом Стефенсона, а окаймляющую его с юга сушу — Землей Хирста. Этот уступ Земли Хирста, которую мы считаем частью великого антарктического материка, можно было отличить невооруженным глазом, благодаря низкому ледяному обрыву и невысоким нунатакам вокруг мыса, названного мысом Эйельсона". Достигнув широты 71° 20' и израсходовав половину своего бензина, летчики повернули обратно.
Этим полетом было установлено, что Земля Грэхэма не составляет части материка Антарктики, а образует группу островов, среди которых резко выделяются два — северный и южный.
В настоящее время исследования продолжаются, и можно надеяться, что Уилкинс сообщит нам еще много новых географических данных об этой мало изученной шестой части света. Роберт Милл предложил вновь открытый широкий пролив, расположенный к югу от Земли Грэхэма, назвать проливом Уилкинса, а более узкий пролив, тянущийся к северу, — по имени его пилота проливом Эйельсона.

П. Виттенбург.

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 19 Февраль 2016 16:33
fisch1
Виттенбург Е.П., "Павел Виттенбург геолог, полярник, узник Гулага." - СПб.: Нестор-История, 2003. - 432 с.

Книга об известном российском геологе, исследователе Арктики и Дальнего Востока Павле Владимировиче Виттенбурге (1884 - 1968).
Издание основано на обширном круге документальных материалов и личных воспоминаниях автора - дочери Павла Виттенбурга.
Ученый предстает перед читателем за рабочим столом и в полярных экспедициях как организатор науки, преподаватель и как узник ГУЛАГа, в окружении семьи и близких ему друзей.
Большой интерес вызовут многочисленные зарисовки повседневной жизни, в которой как в зеркале отразились драматические события в истории российского государства и общества.
В качестве приложения дается генеалогическое древо семьи Виттенбургов.



Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 19 Февраль 2016 17:06
fisch1

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 19 Февраль 2016 17:24
fisch1
 ЯИ1.jpg
 ЯИ2.jpg
Виттенбург, П. В. Якутская Экспедиция Академии Наук / П. В. Виттенбург. – -Л. : [б. и.], 1925. — 157 с. (Материалы Комиссии по изучению Якутской Автономной Советской Социалистической Республики / Акад. наук СССР, Комис. по изучению Якут. Автоном. Сов. Соц. Респ. ; вып. 1)

7-ое апреля 1925 года в истории исследования не только северо-востока Азии, но и всего Союза является знаменательной датой, В этот день Совет Народных Комиссаров признал необходимым произвести всестороннее исследование Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и отпустить на осуществление исследований и изучения этнических и естественно-производительных сил страны необходимые средства.


Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 04 Август 2016 14:26
ЧАЙКА СВ
П.В. Виттенбург с дочерью Вероникой, Архангельск, 1942 год

Виттенбург Павел Владимирович (09.02.1884–29.01.1968)

СообщениеДобавлено: 04 Август 2016 14:32
ЧАЙКА СВ
П.В. Виттенбург во время поступления в университет, 1905 год.