Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 26 Ноябрь 2017 11:43

Как известно, в 1939-1946 гг. Иван Дмитриевич Папанин являлся начальником Главсевморпути и одновременно, в годы Великой Отечественной войны, с 15 октября 1941 г. по август 1945 г. - уполномоченным ГКО по морским перевозкам на Севере и погрузки-выгрузки в Архангельском порту. На этом посту он успешно организовал приём и переправку на фронт союзных военных грузов, которые приходили по ленд-лизу в СССР морем из США и Великобритании, за что 25 мая 1943 г. получил звание контр-адмирала.
В РГАЭ обнаружил интересную информацию об И.Д.Папанине, отражающую его вклад в организацию работы с союзными поставками. Пример касается поставки танков. Через Север (Мурманский и Архангельский морские торговые порты) за войну СССР получил всего 7596 танков и 70,6% от всего их объёма. При этом на долю Архангельского мтп пришлось 3428 танков или 45,1%.
 Погрузка англтанков для СССР.jpg

Погрузка английских танков "Валентайн" и "Матильда"
для СССР.
По документам в зону ответственности Архангельского мтп тогда входили напрямую порты Бакарица (6-7 км от Архангельска) и Экономия (25 км от Архангельска), а также соседний Молотовск (60 км от Архангельска), принадлежавший 203-му строительству НКВД и вновь строившемуся СРЗ №402. И за все эти пункты отвечал Иван Дмитриевич. И отвечал успешно. Вот, что отмечал в 1945 г. в итоговой аналитической записке уполномоченный Инженерного управления НКВТ СССР в Архангельском порту инженер-подполковник Рогулёв:
"Особо следует выделить зимний период 1943-1944 гг. Мягкая зима, с одной стороны создала благоприятные условия для проводки и разгрузки пароходов в Экономии, с другой стороны лишила порт Экономия единственной железной дороги, которая прокладывалась по льду. Это привело к тому, что Экономия с пропускной способностью в 20-25 тыс. тонн превратилась в огромный склад, на котором скопилось до 100 тыс. тонн груза. Это был чудо-город, состоявший из ящичных небоскрёбов, покрытых снегом, самой фантастической формы. Обнаружить груз в таком порту было не менее сложно, чем найти иголку в стоге сена. Груз перемещался с места на место совершенно неорганизованно. Реальная возможность затопления порта весной и угроза обвала причалов заставила принять меры к переброске груза в более безопасное место. Транспортных средств было недостаточно и для этой цели использовались тракторы, прибывающие в адрес Инженерного управления.
В Экономии к концу 1943 г. накопилось до 300 штук танков, которые требовались фронту. Гнать танки через лёд своим ходом было невозможно, так как лёд не выдерживал веса танков. Создалась необходимость в искусственном наращивании льда и уменьшении поверхностного давления танков на лёд.
По указанию уполномоченного ГКО контр-адмирала Папанина было произведено наращивание льда на Северной Двине по направлению предполагаемого движения танков. Затем были сделаны сани с большой опорной поверхностью, на которых перевозились танки буксиром. В течение трёх суток, в зимних условиях Севера, все танки из порта Экономия были переброшены через Северную Двину на станцию Ширша, откуда они были отправлены к месту назначения по железной дороге....".
Но на этом роль И.Д.Папанина не исчерпывалась. О том, какие трудности испытывали подчинённые ему люди, опять же в том же документе:
"В это же время из порта вывозились на станцию Журавиха боеприпасы, порох, радиолокационное оборудование, самолёты и т.д., где открылся новый перевалочный пункт. На этот пункт было переброшено из Экономии одного только пороха различных марок более 80000 мест, более 50-ти комплектов локаторов на колёсах, большое количество самолётов, самоходных пушек, которые, кстати, пришлось распаковать и отправлять в открытом виде. Со станции Журавиха груз перебрасывался через реку на вагонетках, груз – по 5-6 тонн на станцию Ширша, где снова складывался или грузился в вагоны.
Переброска грузов на левый берег производилась очень медленно, ввиду чего на правом берегу скопилось более 15 тыс. тонн грузов Инженерного управления.
Станции Ширша и Журавиха не были приспособлены для складирования такого большого количества грузов. Специальных мест для складирования грузов не было. Грузы складировались прямо на снегу, под открытым небом. Помещений для работников и столовых не было. Люди работали целыми сутками на холоде, не имея возможности пообедать, так как пункты находились в 8-10 километрах от Архангельска, в 6 километрах от Бакарицы и в 18 километрах от Экономии.
Этот участок работы был очень ответственным. В связи с создавшимися трудностями при переброске груза из порта Экономия большое количество грузов оставалось в пору Экономия до лета. Летом груз вывозился на баржах и пароходах в порты Бакарица и Молотовск…".
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 25 Сентябрь 2018 14:48

Дополнение к деятельности И.Д.Папанина уполномоченным ГКО по морским перевозкам на Севере и погрузки-выгрузки в Архангельском порту в годы Великой Отечественной войны. Из книги бывшего Героя Советского Союза генерала армии Ивана Александровича Серова (1905-1990) (на тот момент, а это по книге май 1942 г. - заместитель наркома НКВД СССР, комиссар ГБ 3 ранга):
«…Утром, разбирая почту, я увидел шифровку Уполномоченного ГКО по ленд-лизу Папанина И.Д., в которой он докладывал, что караван судов, шедший из США в Архангельск, в Белом море (указывал параллели) подвергся налёту немецкой авиации, и 12 кораблей с сотнями танков, самолётов, автомашин и военным снаряжением были потоплены, только один пришел в Молотовск (39). На телеграмме резолюция Сталина: послать на место Серова. Тщательно расследовать и доложить (40).
(39). Молотовск — название г. Северодвинска (Архангельская область) в 1938-1957 гг. (Ред.)
(40). Арктические конвои были самым быстрым и самым опасным маршрутом доставки боеприпасов, техники, продовольствия и стратегического сырья из Великобритании и Соединённых Штатов в Советский Союз по программе ленд-лиза. За время войны было проведёно всего 78 конвоев общим числом около 1400 торговых судов. Более 100 судов союзников были потеряны. (Ред.)

Я Меркулову показал телеграмму и сказал, что завтра утром вылетаю. Меркулов пожал плечами и ничего не сказал. Я родился в рубашке — не хочу принимать особые отделы и удаляюсь от них в Архангельск.
«Бегство» в Архангельск
В Архангельск прилетели нормально. На аэродроме встречал Папанин, который тут же, волнуясь, спросил, какой у меня план. Я сказал, что буду рас¬следовать, как это поручил т. Сталин, а потом с результатами ознакомлю.
Он предложил мне остановиться у него, но я сказал, что неудобно его беспокоить. Буду в УНКВД, а жить в гостинице.
В первый же день познакомившись с городом, я к вечеру вызвал командующего ВВС Архангельской зоны и тщательно разобрался, смогли бы истребители вылететь на помощь американским кораблям. Когда промеряли расстояние от аэродрома до места происшествия в море, то оказалось, что самолётам не хватило бы горючего возвратиться на аэродром. Значит, авиация не могла спасти положение.
На следующий день вызвал моряков, с которыми так же по карте разобрался, смогли ли [бы] они направить быстроходные катера для того, чтобы вызволить из беды корабли. Оказалось, что по их скорости они пришли бы к шапочному разбору.
Далее осталось выяснить, почему же американцы, 12 экипажей кораблей, не могли побить немецкие самолёты. Переоделся в гражданский костюм, взял с собой работника УНКВД, местного переводчика и поехали в Молотовск, чтобы встретиться с американским капитаном корабля.
Там я представился как мэр г. Молотовска и прибыл приветствовать капитана со счастливым прибытием в Архангельск.
Передо мной стоял высокий, седой, бодрый старикан лет 72 с гвардейской выправкой. На моё приветствие он улыбался. Затем поблагодарил меня за внимание, и у нас завязался непринуждённый разговор.
Когда я его спросил, как же ему удалось выскользнуть от немцев, — это его уже совсем подкупило, и он, не отвечая, взял меня под руку и повёл на палубу. На палубе капитан совсем разошёлся.
Поведал он следующее: когда они подошли к такой-то параллели, над ними прошёл немецкий самолёт Фокке-Вульф-амфибия. Через несколько минут появились ещё несколько таких же самолётов и сели на воду. С самолётов были выброшены морские знаки, чтобы экипажи покинули корабли и на шлюпках следовали в Норвегию или Финляндию, в противном случае вместе с кораблем будут торпедированы.
«Я вижу такое дело, приказываю, — капитан разошёлся, — Гарри, ставь дымовые шашки по левому борту, Томми по правому борту, Джон на корму. Когда шашки были расставлены и около каждой стояли матросы, я даю команду «зажечь шашки», а в этот момент уже началась на некоторых кораблях паника, так как немцы торпедировали один корабль, с которого уже сошли матросы. В этой суматохе наш корабль, объятый дымом, начал медленно отходить в сторону Архангельска. Когда вышли из зоны, где были немецкие самолёты, я даю команду «полный вперед». Немцы подумали, очевидно, что горящий корабль далеко не уйдет, и не стали нас преследовать. Таким образом мы здесь. О’кей!»
Я ему сказал, показывая на защитные пушки вдоль борта, так ведь на других кораблях также были пушки. Если бы все корабли обрушились на немецкие самолёты из пушек, так побили бы их. Он посмотрел на меня, улыбнулся и говорит: «г-н мэр, там вояки собрались с пустыми головами. Они бросились по шлюпкам, чтобы удрать скорее от взрывов».
Дальше он уже меня пригласил в кают-компанию и под джин и виски продолжил рассказ, и я еле ушёл, так как он всё ещё хотел рассказывать.
Вообще говоря, он молодец, старикан, но действительно у американцев с пустыми головами, очевидно, не было намерения вступать в бой с немцами. Поэтому так быстро и удрали от своих кораблей. Я ему рассказал о наших успехах на фронтах Отечественной войны. Он очень остался доволен.
На следующий день я в УНКВД сел писать шифровку в Москву. Я доносил:
1. Что авиация не могла оказать помощь кораблям, так как не хватило бы бензина туда и обратно.
2. Катера не смогли бы вовремя прибыть.
3. Американцы сами уклонились от защиты кораблей, хотя могли бы.
Я долго думал, указать или нет, что и Папанин в момент, когда получил сигнал бедствия, не обратился за помощью ни к авиаторам, ни к морякам, а потом решил, что раз ни те, ни другие не могли помочь, то не стал писать.
Папанину, видимо, наши работники НКВД или кто, не знаю, сообщали, где я и чем занимаюсь, так как в Архангельске он пользовался авторитетом.
Когда я уже кончал донесение, мне нач[альник] УНКВД доложил, что И.Д.Папанин ждёт в приёмной. Я его вызвал. Он сразу начал спрашивать, что ему за эту вину будет. Я рассмеялся и подал ему шифровку для прочтения. Когда он закончил, то бросился меня целовать и обнимать, заявив, что я его спас.
Конечно, могли бы его наказать.
Затем я ещё пробыл в Архангельске ещё 2 дня, слетал в Мурманск для ознакомления с обстановкой. Там стояли торпедные катера, которые тоже не смогли вовремя подойти и помочь американцам.
На обратном пути, когда летели над Белым морем, за нами на высоте летел немецкий бомбардировщик, и наш штурман самолёта всё время наблюдал за ним, чтобы немец не стал снижаться над нами. Но мы проскочили благополучно на бреющем полёте.
Возвратились в Архангельск, за эти дни, видимо, в Москве ознакомились с моей шифровкой, так как мне позвонил нач[альни]к секретариата НКВД Мамулов и поинтересовался, когда вылетаю в Москву. На следующий день я вылетел.
На аэродроме И. Д. Папанин мне преподнёс спальный мешок на собачьем меху, в котором он якобы спал на льдине (в чём я сомневаюсь)…».

Серов И.А. Записки из чемодана. Тайные дневники первого председателя КГБ, найденные через 25 лет после его смерти / под ред., с коммент. и прим. Александра Хинштейна / - М.: Абрис, 2017. – С. 162-164.

PS: Если судить по книге, речь, возможно, шла о конвое PQ-16, который прибыл в СССР 30 мая 1942 г. Но тогда из 35 судов, было потоплено немцами не 12, а 7 транспортов. Часть "выживших" пришла в Мурманск, а часть в Архангельск. Но не один ТР, как у автора... Воспоминания, есть воспоминания, встречаются и ошибки.
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 25 Сентябрь 2018 15:03

 Встреча папанинцев на Ленингрвокзале в Москве1938.jpg

Встреча папанинцев на Ленинградском вокзале в Москве. 1938 год. (В группе идущих — Иван Папанин (в центре), Эрнст Кренкель (справа от Папанина, с поднятой фуражкой), Евгений Фёдоров (первый слева от Папанина, с поднятой фуражкой), Петр Ширшов (второй слева от Папанина, с поднятой фуражкой), Отто Шмидт (с бородой).
Фото Егорова Анатолия Васильевича - https://russiainphoto.ru/search/?author_ids=270
 Папанин-Тёмин.jpg

 папанин2.jpg

1970-е гг.
Фото Тёмина Виктора Антоновича - https://russiainphoto.ru/search/?author ... _ids=23258
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 25 Сентябрь 2018 15:51

Ещё фото Виктора Антоновича Тёмина - https://russiainphoto.ru/search/?author ... urce_ids=1
 папанин1937-Тёмин.jpg

 ширшов-Кренкель-Папанин-Фёдоров-Тёмин1937.jpg

1937 г.
 папанин1938-Тёмин.jpg

1938 г.
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 08 Ноябрь 2018 12:59

Заинтересовала судьба танковой колонны «Советский полярник» и самого именного танка «И.Д.Папанин». После изучения различных открытых источников и архивных документов получилась любопытная картина. А началось всё с этого снимка.
 Безымянный1.jpg

Подпись: Тяжёлый танк «И.Д.Папанин» в мае 1945 года на выставке боевой техники 2-го Белорусского фронта - https://zen.yandex.ru/media/id/5a85b8e8 ... d30aa78edf
Там же есть и редкое видео танка осенью 1943 г. ...
Снимок из публикации полковника-инженера в отставке Виталия Ивановича Горячева (1909 г. рожд.), бывшего зам. нач. АБТУ 65 А по ремонту и снабжению, который сфотографировался на память возле прославленной машины. В.И.Горячев с 1942 г. всё время воевал в составе 65-й армии генерала Павла Ивановича Батова.
Сразу возник вопрос, как оказался танк «И.Д.Папанин» в конце войны в Германии? Ведь 5-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва, куда машина попала в ноябре 1942 г., завершила свой боевой путь на южном направлении – в Болгарии?!
Впрочем по порядку. 5-й гвардейский отдельный танковый полк прорыва (5-й гв. отпп) был сформирован на основании директивы НКО СССР от 12.10.1942 г. № 1104913 в Ногинском АБТЦентре Московского ВО во второй половине октября 1942 г. на базе 234-й танковой бригады. Полк принял в свой состав именную колонну «Советский полярник» из танков КВ-1с («Клим Ворошилов», «скоростной») «в составе 21 единицы, построенные на средства трудящихся Северного Морского пути». Почтовый адрес полка записывался так: «3695/415» (где «3695» - военно- почтовая станция, а «415» - почтовый ящик). По штату № 010/266 в него входили: 4 роты по 5 танков и 1 танк в управлении полка, 3 бронеавтомобиля БА-64 (на 30.11.1942 г.), а также рота техобслуживания - всего 214 чел. личного состава.
 4.jpg

Все машины имели бортовые тактические номера, начиная с 555-го – именного танка «И.Д.Папанин» (надпись на обоих бортах башни) и ниже. Кроме того, на башнях танков (слева и справа) была нанесена надпись «Советкий полярник» (никаких изображений белого медведя не было).
 photo_4_1359819409.jpg

Колонна была создана на средства полярников Хатангской речной конторы, мыса Шелагского, бухты Кожевниково, Тикси, Диксона, Малой Хеты, Провидения, Анадыря и других пунктов, собравших свыше 20 млн. рублей.
Непосредственно от ГУСМП этим вопросом занимались И.Д.Папанин и начальник Политуправления В.Д.Новиков. Торжественная передача техники состоялась 9 ноября 1942 г. под Москвой (по Киевскому направлению).
 6.jpg

 10.jpg

 3.jpg

 7.jpg

 15.jpg

 11.jpg

 16.jpg

Полком командовали: командир - гв. подполковник Н.С.Шалыгин, зам.ком. по политчасти – гв. подполковник П.С.Тишков, начальник штаба – гв. капитан И.Г.Вержбицкий, пом. ком. по тех. части - гв. инженер-майор М.И.Чижиков. Полк состоял из 4-х танковых рот, во главе которых стояли: гв. капитан В.Н.Крылов (ЗПЧ), гв. ст. л-т В.А.Волков, гв. мл. политрук В.С.Чернецкий (ЗПЧ) и гв. ст. л-т А.А.Курлянский.
 8.jpg

 Безымянный2.jpg

1 декабря 1942 г. 5-й гв. отпп прибыл в Качалинскую, под Сталинград, где вошёл в состав 65-й А Донского фронта, генерал-лейтенанта П.И.Батова. 4-5 декабря состялось его боевое крещение. В боях на участке высот 122,8 и 126,1 танкисты – «полярники» прорвали оборону противника на фронте в 2 км и на глубину 6-7 км. При этом они уничтожили 41 пушку различных калибров, 22 ДЗОТа, 13 пулемётов, 8 миномётов, 6 автомашин, до батальона пехоты и подбили 2 танка. В боях отличился и танк №555 «И.Д.Папанин» под командованием гв. л-та В.В.Смирнова, который уничтожил 2 противотанковых орудия с частью боевых расчётов, 2 ДЗОТа и раздавил 4 подводы с грузом.
 2.jpg

Архивная подпись: танк им. И.Д.Папанина направляется на передний край обороны противника. ноябрь 1943 г. Из серии "Боевые эпизоды бойцов 65-й армии". - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10379049
В дальнейшем, в бою за памятный всем сталинградцам Казачий курган танк «И.Д.Папанин» принял гв. л-т А.П.Даниленко (механик-водитель ст. - техник-лейтенант Ф.А.Павлий). 10 января 1943 г. машина была подбита, командир и механик-водитель погибли. Их захоронили в том же районе, но их могилы, к сожалению, до сих пор не найдены.
 Даниленко1.jpg

 Даниленко2.jpg

Танк «И.Д.Папанин» был эвакуирован с поля боя и позже вновь восстановлен.
С середины января по март 1943 г. 5-й гв. отпп входил в состав соседней 21-й А, где обеспечивал действия 298-й сд на северо-западных окраинах Сталинграда и правый фланг 65-й А. А затем полк включили в состав другой, 62-й А
(с 16 апреля 1943 г. – 8-я гв. А) гв. генерал-лейтенанта В.И.Чуйкова.
27 марта 1943 г. скончался от полученных ран командир полка гв. подполковник Н.С.Шалыгин. Его преемником стал бывший заместитель гв. подполковник П.П.Грецкий.
9 июля 1943 г. 5-й гв. отпп прибыл в состав 1-й гв. А Юго-Западного фронта и принял участие в Изюм-Барвенковской наступательной операции с целью недопущения переброски войск противника в район Курской битвы. На 20 июля в полку числилось 247 чел. личного состава, 22 танка и 3 бронемашины.
В конце августа 1943 г. 5-й гв. отпп вновь вошёл в состав 8-й гв. А. В.И.Чуйкова. С сентября полком непродолжительное время (до тяжёлого ранения) командовал гв. подполковник П.Д.Гудзь, а затем вновь - П.П.Грецкий. На 18 октября 1943 г. в полку осталось всего 9 танков КВ.
 10810.jpg

Здесь необходимо сделать отступление. В сети есть фото из Российского ГАКФД с подписью: «Экипаж танка КВ-1с № 307 «И.Д.Папанин» из колонны «Советский полярник» уточняет боевую задачу (слева-направо): радист В.Гундарев, командир танка С.Николаев, командир танковой роты В.Панрели, механик-водитель Б.Шестаков, наводчик И.Мовчан. Брянский фронт, 5-й гв. тпп, район Орла, август 1943 г. (РГАКФД)» -
https://fon-shtainer.livejournal.com/2575.html
 13.jpg

С подачи некоторых исследователей удалось выяснить, что это, действительно, ошибочная архивная подпись. На самом деле перед нами экипаж танка КВ-1с № 307 «И.Д.Папанин» из состава другого полка - 29-го гв. отпп. На тот момент он воевал на таких же КВ-1с и входил в состав всё той же 65-й А П.И.Батова на Брянском фронте. Среди прочих на снимке - командир танка гв. ст. л-т С.Т.Николаев (вскоре был тяжело ранен и погиб 28.08.1943 г. у с. Липницы Севскогорайона Орловской области), механик-водитель ст. гв. техник-лейтенант Б.С.Шестаков, командир орудия гв.старшина И.И.Мовчан и командир роты гв. ст. л-т В.П.Пайрели (ещё одна ошибка в архивной подписи). С 8 по 11 августа 1943 г. его подразделение уничтожило 3 пушки, 5 ДЗОТов, 1 миномёт, 12 огневых точек, до 180 чел. противника и подбило 2 танка Т-IV и 1 САУ. При этом в бою 8 августа у высоты 252,3 отличился экипаж танка «И.Д.Папанин», который уничтожил 2 75-мм орудия, 1 миномётную батарею, 1 ДЗОТ, неколько огневых точек и до 60 немецких солдат и офицеров. Но затем попал на минное поле и подорвался. Танкисты не оставили машину и продолжили сражаться до подхода своей пехоты, после чего восстановили свою машину.
 Николаев1.jpg

На 1 сентября 1943 г. в 29-м гв. отпп осталось в строю всего 3 КВ. 12 сентября полк передал технику в 255-й тп и убыл в новый район дислокации.
30 октября 1943 г. П.И.Батов в первый раз был удостоен звания Героя Советского Союза.
 Безымянный3.jpg

На снимке у танка «И.Д.Папанин» - третий слева - командующий 65-й А Герой Советского Союза П.И.Батов. Машина имеет новый тактический номер 307. Исходя из изложенного, следует вывод, что Павел Иванович Батов сохранил у себя в армии память о танковой колонне «Советский полярник» и непосредственно именной танк «И.Д.Папанин», с которыми сражался в Сталинградской битве. Но… в других танковых полках, эксплуатировавших танки КВ.
 1.jpg

Танк им. И.Д.Папанина переправляется через р. Днепр. Из серии "Боевые эпизоды бойцов 65-й армии". Фото Альперина С.В. (1897-10.06.1948). Из коллекции ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10379049
Дело в том, что с 13 февраля 1944 г. и 29-й гв. отпп и 5-й гв. отпп были переведены на новый штат № 010/460. Они получили новые танки из Челябинска (ЧТЗ – «танкограда») ИС-2 («Иосиф Сталин», по документам КВ-122 или ИС-122). Полки имели по 4 роты по 5 танков и 1 танк в управлении полка, роту автоматчиков, роту технического обеспечения, взвод управления, сапёрный взвод, хозвзвод и полковой медицинский пункт, а также 3 английских БТР Универсал и 1 БА-64. Всего по 21 танку и по 374 чел личного состава. Они стали называться отдельными гвардейским тяжёлыми танковыми полками.
К тому времени 5-й стал Запорожским Краснознамённым, а позже и ордена Суворова III степени полком. Судя по всему, он сохранил преемственность колонне «Советский полярник» (в честь колонны новых танков ИС был выпущен такой значок).
 Ис-2-1.jpg

Кроме того, в боевых приказах за 1944 г. радиосигналом для начала атаки в 5-м полку значились: «555» «За РОДИНУ» (555 - первый тактический номер танка «И.Д.Папанин»!).
 5 гв. отпп-08.44-1.jpg

 5 гв. отпп-08.44-2.jpg

А 29-й полк стал Львовским, позже ордена Кутузова II cтепени, ордена Богдана Хмельницкого II cтепени и ордена Красной Звезды.
При этом боевые пути обоих тяжёлых полков разошлись с 65-й армией П.Т.Батова. 5-й – дошёл до Болгарии и завершил свой боевой путь 12 декабря 1944 г. в г. Пловдиве (место базирования после войны – в районе аэродрома). Его командир гв. полковник Грецкий Пётр Петрович 19 марта 1944 г. был удостен звания Героя Советского Союза и в конце войны убыл на учёбу в ВА БТ и МВ им. И.В.Сталина, а его сменил гв. полковник Я.А.Барштейн.
А 29-й полк (командир – гв. подполковник В.П.Ищенко) с боями прошёл в составе 61-й, 60-й, 4-го гв. тк 59-й и 5-й гв. армий до Германии и завершил боевой путь в апреле 1945 г. в г. Дрездене
Оба полка по документам проходили как тяжёлые танковые полки ИС.
Что же относительно 65-й А П.И.Батова, воевашей в состава 1-го и 2-го Белорусских фронтов, то она участвовала в битве за Берлин и дошла с боями в Германии до земли Мекленбург–Передняя Померания.
Рискну предположить, что танк КВ «И.Д.Папанин», изображённый на первой фотографии и попавший после окончания войны на выставку 2-го БелФ, принадлежал 80-му гвардейскому тяжёлому танковому Идрицкому Краснознамённому ордена Суворова 3-й ст. полку ИС (командир – гв. подполковник М.С.Сивков). Дело в том, что этот полк воевал в составе 65-й А с 1 ноября 1944 г. На 14 мая 1945 г. он базировался на юго-восточной окраине немецкого г. Эйксен (8 км севернее Трибзес) и насчитывал, помимо 16 танков ИС-122 (КВ-122), 6 КВ-76 !!! (так в документе, с 76-мм орудиями). Правда, все они находились в кап.ремонте.
 бронесводка-80 гвтпп.jpg

 бронесводка2.jpg

Очевидно, что один из них и носил имя «И.Д.Папанин». На первом, вышеприведённом снимке различимы на башне прославленного танка гвардейский знак полка, а также изображения наград на тот момент самого Ивана Дмитриевича - 2 Золотых Звезды Героя Советского Союза, ордена Красного Знамени и Нахимова 1-й ст.
Что касается танка Т-34-85 с надписью на башне "Полярник", установленного в Кубинском Центральном музее бронетанкового вооружения и техники (ныне - филиал ФГБУ "Военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ "Патриот"), то установлено, что ранее, действительно, такая надпись на данном танке была. Но нанесли её ошибочно.
 Кубинка.jpg

Теперь её на данном танке нет.
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 09 Ноябрь 2018 13:36

 1920-е.jpg

Молодой И.Д.Папанин (справа). 1920-е гг. Из собрания ФГБУК "Музей Мирового океана" - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4337193
 папани-Шмидт-отлёт.jpg

О.Ю.Шмидт (слева) провожает И.Д.Папанина в ВВЭ "Север". Москва,1937 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%B8%D0%BD
 Панаин-с супругой-отлёт.jpg

И.Д.Папанин с супругой перед отлётом в экспедицию. Москва, 22 марта 1937 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%B8%D0%BD
 Отец.jpg

И.Д.Папанин со своим отцом и женой на Московском аэродроме перед отлётом на «СП-1».22 марта 1937 г. Фото Б.Я.Фишмана. Из собрания ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5573167
 Папанинцы с жёнами-отлёт.jpg

Папанинцы с жёнами и провожающими. Москва, 22 марта 1937 г. Фотомонтаж неизвестного автора - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=3
 Папанинцы-перед отлётом1.jpg

 Папанинцы-перед отлётом2.jpg

 Папанин-под флагом ГУСМП.jpg

 папанин в Арктику-Шагин.jpg

Четвёрка перед отлётом на СП-1 у Н-170. И отдельно - И.Д.Папанин. Москва. 22 марта 1937 г. Из архива фотокора Ивана Михайловича Шагина (1904-1982) - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%B8%D0%BD
 Пананин-перед отлётом-1937-К.Коробицын.jpg

И.Д.Папанин (в центре) с и.о. командира Московского авиаотряда особого назначения УВС ГУСМП Н.А.Ураловым (справа). Холмогоры, 24-26 марта 1937 г. Снимок фотокора К.С.Коробицына (1909-1977) из архива Валентины и Андрея Туркиных - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... %BD&page=1
 с лётчиками.jpg

И.Д.Папанин (в центре) с авиаторами (слева-направо): И.Т.Спирин, В.С.Молоков, М.С.Бабушкин, М.И.Шевелев. о. Рудольфа, апрель 1937 г. Из коллекции ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5581234
 смена шасси на лыжи-Холмогоры.jpg

Смена шасси на лыжи у самолётов ВВЭ. Холмогоры. Март 1937 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... %81&page=4
 Папанин-Н-172.jpg

 Папанин2-Н-172.jpg

И.Д.Папанин на фоне Н-172.
Неизвестные авторы - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%B8%D0%BD
 Папанин-заправка.jpg

Заправка самолёта на СП. Слева-направо: И.Д.Папанин, В.С.Молоков, Э.Т.Кренкель. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=2
 4 птички.jpg

Все "Авиаарктики" на СП. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=6
 Панаинцы прилетели-неизвестный.jpg

Встреча экипажей. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=4
 Папанин-под флагом ГУСМП.jpg

Неизвестный автор
П.П.Ширшов (слева) и И.Д.Папанин на СП-1 под флагом ГУСМП. 1937 г.
 1853763.jpg

 н-спасение.jpg

Самолёт Г.П.Власова Н-224 и летающая лодка Ш-2 у "Таймыра". Дрейфующая станция "Северный полюс".19 февраля 1938 г. Снимки фотокора Халипа Якова Николаевича (1908-1980) - 1-е фото - из коллекции ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5574847; 2-е - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... te_page=10
 папанин на мурмане.19.2.1938.jpg

Неизвестный автор
И.Д.Папанин возвращается на ледокольном пароходе "Мурман". 1938 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... %BD&page=5
 возвращаются2.jpg

 возвращаюся на Ермаке3.jpg

 папанинцы с жёнами - возвращаются.jpg

Папанинцы с жёнами возвращаются на ледоколе "Ермак". Ленинград. 1938 г. Неизвестный автор - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... _ids=30387
 папанинцы-встреча-ленинград.jpg

Встреча в Ленинграде. Председатель Ленинградского Совета А.Н.Петровский здоровается с И.Д.Папаниным. 15 марта 1938 г. Снимок фотокора А.Агича -
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 0%B8%D0%BD
 папанин-правительство-1938.jpg

И.Д.Папанин с руководителями партии и правительства наблюдает физкультурный парад на Красной площади с трибуны Мавзолея В.И.Ленина. Москва, 1938 г. Снимок фотокора С.И.Васина (1912-1979) -
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... te_page=13
 папанинцы у Калинина.jpg

 панаинцы-будённый-калинин.jpg

На церемонии вручения наград у М.И.Калинина.17 марта 1938 г. 1-е фото - из архива И.М.Шагина - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... BD&page=9; 2-е - неизвестного автора - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=7
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Сообщение Historik » 14 Ноябрь 2018 17:40

Документ из книги Колпакиди А.И. Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия. Издательство Эксмо, Яуза, 2012.
«Глава. Организация партизанского движения в Крыму
В июле 1920 года Закордот принял активное участие в организации подпольной партизанской работы в Крыму. Почему потребовалось вмешательство данной организации и чем она там занималась – прекрасно видно из опубликованных ниже документов.
Первый из них рассказывает об участии в Гражданской войне будущего советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина.
«Заместителю Председателя
Революционного Военного Совета СССР
Тов. УНШЛИХТУ И.С.
В 1920 г. в тылу у Врангеля оперировала наша Повстанческая Революционная Армия. Вследствие усилившихся ее столкновений с врангелевцами она испытывала крайне острую нужду в снаряжении, оружии и боеприпасах.
Требовалось срочно восстановить связь с Советской Россией, без чего дальнейшее существование Повстанческой Революционной Армии было невозможно. С этой целью штаб Повстанческой Революционной Армии выделяет тов. Папанина Ивана Дмитриевича и посылает его с совершенно секретным донесением в Советскую Россию.
Тов. Папанин пробрался через охранение белых, а дальше через Турцию, морем на лайбе, прибыл в Новороссийск и в полной сохранности доставил секретное донесение.
Доставив указанное секретное донесение в ЗАКОРДОТ ЦККП(б)У и в РЕВВОЕНСОВЕТ ЮЖНОГО ФРОНТА, тов. Папанин вновь получает задание отправиться в Крым и доставить необходимое оружие, снаряжение и деньги в Повстанческую Революционную Армию.
Для выполнения полученного задания тов. Папанин 8-го ноября 1920 г., несмотря на свирепствовавший шторм в море и ненадежность истребителя, ночью с десантным отрядом в море (со стороны Новороссийска) и на рассвете 10 ноября высаживает десант в районе Алушты.
По независящим причинам этот подвиг т. Папанина не был своевременно отмечен. Поэтому в ознаменование X годовщины Красной Армии мы с большим удовлетворением отмечаем вышеуказанный подвиг и представляем тов. Папанина к награждению орденом Красного Знамени.
Бывший член Реввоенсовета Южного фронта Бела Кун».
https://military.wikireading.ru/418
 2491021.jpg

1939 г. Фото из коллекции ФГБУК "Музей Мирового океана" -http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4337169
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения