Снежков Николай Сергеевич (1896-1938)

Снежков Николай Сергеевич, 1896 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, русский, из дворян, член ВКП(б) в 1920-1929 гг., летчик истребительного отряда, штабс-капитан царской армии, летчик РККА, пилот авиалиний УСЛАГа ОГПУ, Хабаровск - Сахалин (3 марта 1935 г. подписал договор о работе на Колыме), проживал: Усачев пер., д. 3, кв. 49. Арестован 4 марта 1935 г. Принято решение о высылке с семьей в г. Самара. В 1937 г. проживал в Дальневосточном крае. Тройкой УНКВД по Дальстрою 28 февраля 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 5 марта 1938 г.
СПИСОК ГРАЖДАН, РАССТРЕЛЯННЫХ В ЛЕНИНГРАДЕ, ВНЕ ЛЕНИНГРАДА И ВПОСЛЕДСТВИИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ (ТОМ 9 «ЛМ»)
http://visz.nlr.ru/search/lists/t9/241_7.html
Приказом начальника ГУЛАГ ОГПУ в 1932 г. Соловецкая воздухолинии были ликвидированы, а самолеты переброшены на Печору. Пилот Н.С. Снежков и механник В.Г. Лендеман перешли в непосредственное подчинение начальнику УхтПечЛага Я.М. Морозу. Самолеты Ju-2 (лыжно-поплавковый вариант) использовались для связи между лагподразделениями, авиаразведки, перевозки почты и пассажиров. Все четыре самолета базировались в деревне Карпушовка. К 1936 г число самолетов авиаотряда выросло до 12 единиц, в составе числились самолеты К-5, У-2, П-12 позднее Ша-2 и т.д. Базу и аэродром в Карпушовке силами ЗК значительно расширили, оборудовали всем необходимым.
Именно на УхтПечЛаге, по инициативе чекиста Мороза впервые штурвал самолета был доверен заключенным-летчику В.А.Гинце и бортмехаником С.П.Курлышеву. Начальником базы в Карпушовке был назначен "зек" Н.Л.Кекушев, а затем его сменил летчик Лев Владиславович Ковалевский, герой гражданской войны (он же начальник лагпункта 1932-34 гг). В 1934 г. в авиаотряде происходят две авиакатастрофы: гибель Ковалевского (16.4.1934 г) и сменившего его на посту начальника П.В.Маркуса (4.10.1934 г).
http://forums.airforce.ru/archive/index.php/t-2962.htmlИменно на УхтПечЛаге, по инициативе чекиста Мороза впервые штурвал самолета был доверен заключенным-летчику В.А.Гинце и бортмехаником С.П.Курлышеву. Начальником базы в Карпушовке был назначен "зек" Н.Л.Кекушев, а затем его сменил летчик Лев Владиславович Ковалевский, герой гражданской войны (он же начальник лагпункта 1932-34 гг). В 1934 г. в авиаотряде происходят две авиакатастрофы: гибель Ковалевского (16.4.1934 г) и сменившего его на посту начальника П.В.Маркуса (4.10.1934 г).
Алтунин Е. В.
Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР. Издание 2-е, перераб. и доп. Магадан, Кн. изд-во, 1976.
206 с. с ил.
... Николай Сергеевич Снежков еще до Октябрьской революции служил в чине штабс-капитана в двенадцатом истребительном авиаотряде. Перейдя на сторону революции, он участвовал в обороне Петрограда. До 1928 года работал на командно-летных должностях в различных летных подразделениях. В 1928-1929 годах находился в Кабуле, работал летчиком у афганского правительства. С января 1933 по 1935 год летал на воздушной линии Хабаровск — Сахалин. После этого перешел на работу в магаданскую авиацию. Здесь он выполнял самые сложные задания, руководил коллективом авиаторов.
Ветераны магаданской авиации до сего времени помнят о героическом рейсе экипажа Снежкова, выполненном в 1936 году. Краткий рассказ о нем начнем с радиограмм, датированных июлем 1936 года.
«Магадан, Аэрофлот.
Вылетел на мыс Наварина утром четвертого июля с посадкой в открытом море. Сильный прибой не допустил подхода к берегам, вследствие чего пришлось вернуться в Анадырь. Ночью пятого июля вторично вылетел в Наварин, повторив попытку выхода на берег. Задание выполнили полностью. Зимовщикам сделана прививка, оставлены медикаменты и препараты. Труп собаки доставлен в Анадырь. В Анадырском лимане все бухты забиты льдом. В Магадан вылетаем 7-8 июля.
Снежков».
«Магадан, Берзину.
От имени полярных работников Главсевморпути, работающих на Чукотском полуострове, приношу искреннюю благодарность летчику Снежкову, медработнику Сажневу, бортмеханику Хромову за оказанную медицинскую помощь работникам полярной станции мыса Наварина. Их самоотверженная работа и желание оказать помощь, несмотря на исключительные условия посадки, будут нам примером в выполнении наших производственных заданий. Выдвигаю вопрос перед начальником политуправления Главсевморпути о премировании экипажа самолета. Начальник политотдела Щетинин».
Что же это было за задание, какой подвиг совершил экипаж летчика Снежкова?
Их было четверо. Четверо полярников станции мыса Наварина. Ведя намеченные программой наблюдения, они по рации передавали метеорологические сводки. Но вот однажды вместо очередной передачи метеосводки в эфир полетела тревожная просьба об оказании срочной медицинской помощи.
Причиной этому была собака, которая сдохла через полтора часа после того, как она с пеной у рта неожиданно набросилась на работника полярной станции Брегмана и сильно прокусила ему руку.
Начальник полярной станции, он же радист, Григорьев неотлучно находился у аппарата. Вскоре выяснилось, что нужной сыворотки нет во всем Анадырско-Чукотском районе. Кроме того, с моря из-за торосистых льдов к станции подойти невозможно. Помощь могла быть оказана только с воздуха.
... Вечером 28 июня 1936 года летчик Магаданской авиагруппы Николай Сергеевич Снежков склонился над картой, задумался. Завтра в четыре часа утра ему вылетать на далекий мыс Наварина.
Более 2 000 километров предстояло пролететь по неизвестной ему трассе.
Проложив на карте маршрут полета, он долго обдумывал самые подробные детали полета. Летчик знал, что у него не так уж много было шансов благополучно вернуться. Ведь предстояло лететь на самолете П-5, у которого нет радиоустановки для связи с землей, а вместо лыж — деревянные плоскодонные поплавки, надежные только в речных условиях, а ему надо будет садиться в море.
Но Николай Сергеевич знал, что его ждут. Рано утром, оставляя за собой пенящийся след, П-5 оторвался от рябоватой поверхности бухты Нагаева. Курс — на Наяхан. Там предстояло взять на борт механика Хромова.
Северо-восточный встречный ветер немилосердно хлестал машину. Наконец вдали показались султанчики дыма и несколько домишек. Радостно встретил Хромов Снежкова и прилетевшего с ним фельдшера Сажнева.
Переночевав в Наяхане, утром вылетели на Каменское. Через два часа вышли к самой северной части Охотского моря и здесь, в Пенжинской губе, Снежков посадил самолет у поселка Каменское. Тут и начались первые трудности.
Задул шестибалльный ветер. Глухо стонали под ударами волн поплавки. Самолет швыряло, кренило. Ветер и отлив упорно не давали подойти к берегу.
Двое отважных попытались было подойти к самолету на небольшой лодчонке, но волны их не подпустили. Ценою огромных усилий Снежкову все же удалось вывести машину на прибрежный песок. О продолжении полета не могло быть и речи. Мокрые и измученные завалились спать.
Штормило двое суток, и лишь третьего июля с большим трудом самолет отбуксировали, и в восемь утра Снежков взлетел, взяв курс на Анадырь. Идти над редкими жилыми поселками было нельзя, так как не хватило бы горючего. Снежков шел своим проложенным курсом.
... Вот уже третий час самолет режет пропеллером упругий воздух. Тонкий пол кабины ритмично вздрагивает.
Вскоре на горизонте появилась чистая вода Анадырского лимана. Снежков отдал ручку от себя, и самолет послушно пошел на посадку. Четыре часа пятьдесят минут полета позади, а вместе с ними и 600 километров самого трудного участка.
На берегу их встретили летчики Главсевморпути. Командир авиаподразделения Глухов был изумлен, увидев, на каком самолете прибыли магаданцы.
И вот последний рывок. Самолет идет вдоль побережья Берингова моря. Показался мыс Наварин. Вокруг скалистого обрывистого берега — хаотическое нагромождение торосистого льда. В небольшой седловине — домик полярников. Снежков с напряжением смотрит вниз и замечает примерно в двух километрах от полярной станции небольшую узенькую полоску воды, полумесяцем подходящую к берегу. Сделав над ней круг, принимает решение садиться. Перевалив верхушку внезапно возникшего тороса, отлично сажает машину и рулит к берегу. Но вдруг в седловине волн замечает злобный оскал подводных камней. Ветер попутный, и волны легко могут разбить о них хрупкие фанерные поплавки! Рисковать бессмысленно.
Развернув самолет против ветра — взлетает. Несколько раз прошел над мысом Снежков, но, убедившись, что сесть нигде невозможно, взял курс на Анадырь. Искушение сбросить с самолета медикаменты было велико. Но над полярной станцией развернуться нельзя: мешали сопки, а сбрасывать их вдали от станции рискованно: медикаменты могли попасть в одну из многочисленных расщелин и затеряться.
В предутреннем сумраке пятого июля 1936 года Снежков вновь был над полярной станцией. Внизу ярко горел костер и белело выложенное «Т», указывающее, что ветер дует с берега моря. Благодаря этому у берега образовалась узкая полоска воды. Мастерски произведя посадку, Снежков выбросил самолет на берег.
Трудно описать радость полярников. В кают-компании уже кипела вода. Фельдшер Сажнев быстро сделал Брегману прививку, проинструктировал Григорьева, как сделать последующие прививки, и, забрав труп собаки, пошел к берегу. Бортмеханик Хромов, не отходивший от самолета, что-то кричал и показывал в сторону моря. Оттуда надвигалась мощная стена тумана. Надо было спешить.
Разбежавшись, самолет медленно стал набирать высоту. Задание выполнено.
Но трудности оказались впереди.
8 июля вылетел в Магадан. И вот, когда уже подходили к Пенжинской губе и горючего в баках оставалось мало, погода вдруг резко ухудшилась. Густая облачность и туман прижали самолет к земле. Вынуждены были сесть в одну из бухт Пенжинской губы.
Восемнадцать суток под дождем и пронизывающим ветром Снежков, Хромов и Сажнев провели на берегу.
На 27-е сутки при попытке взлететь трагически погиб фельдшер Сажнев. Находясь в хвостовой части правого поплавка, он придерживал конец мертвого якоря, чтобы самолет после запуска двигателя не вылез на берег. При переходе на левый поплавок он поскользнулся и попал под винт. Похоронили его здесь же, на берегу, у подножия небольшой сопки.
Осматривая лопасти винта, обнаружили сквозную трещину. Лететь нельзя. С большими трудностями удалось добраться до селения Рикиники, откуда в начале сентября выехали на случайно подошедшем пароходе «Орочен» во Владивосток, а оттуда в Нагаево.
Свыше двух месяцев пришлось им провести на берегу Камчатского полуострова. Но они стойко перенесли все невзгоды
Ветераны магаданской авиации до сего времени помнят о героическом рейсе экипажа Снежкова, выполненном в 1936 году. Краткий рассказ о нем начнем с радиограмм, датированных июлем 1936 года.
«Магадан, Аэрофлот.
Вылетел на мыс Наварина утром четвертого июля с посадкой в открытом море. Сильный прибой не допустил подхода к берегам, вследствие чего пришлось вернуться в Анадырь. Ночью пятого июля вторично вылетел в Наварин, повторив попытку выхода на берег. Задание выполнили полностью. Зимовщикам сделана прививка, оставлены медикаменты и препараты. Труп собаки доставлен в Анадырь. В Анадырском лимане все бухты забиты льдом. В Магадан вылетаем 7-8 июля.
Снежков».
«Магадан, Берзину.
От имени полярных работников Главсевморпути, работающих на Чукотском полуострове, приношу искреннюю благодарность летчику Снежкову, медработнику Сажневу, бортмеханику Хромову за оказанную медицинскую помощь работникам полярной станции мыса Наварина. Их самоотверженная работа и желание оказать помощь, несмотря на исключительные условия посадки, будут нам примером в выполнении наших производственных заданий. Выдвигаю вопрос перед начальником политуправления Главсевморпути о премировании экипажа самолета. Начальник политотдела Щетинин».
Что же это было за задание, какой подвиг совершил экипаж летчика Снежкова?
Их было четверо. Четверо полярников станции мыса Наварина. Ведя намеченные программой наблюдения, они по рации передавали метеорологические сводки. Но вот однажды вместо очередной передачи метеосводки в эфир полетела тревожная просьба об оказании срочной медицинской помощи.
Причиной этому была собака, которая сдохла через полтора часа после того, как она с пеной у рта неожиданно набросилась на работника полярной станции Брегмана и сильно прокусила ему руку.
Начальник полярной станции, он же радист, Григорьев неотлучно находился у аппарата. Вскоре выяснилось, что нужной сыворотки нет во всем Анадырско-Чукотском районе. Кроме того, с моря из-за торосистых льдов к станции подойти невозможно. Помощь могла быть оказана только с воздуха.
... Вечером 28 июня 1936 года летчик Магаданской авиагруппы Николай Сергеевич Снежков склонился над картой, задумался. Завтра в четыре часа утра ему вылетать на далекий мыс Наварина.
Более 2 000 километров предстояло пролететь по неизвестной ему трассе.
Проложив на карте маршрут полета, он долго обдумывал самые подробные детали полета. Летчик знал, что у него не так уж много было шансов благополучно вернуться. Ведь предстояло лететь на самолете П-5, у которого нет радиоустановки для связи с землей, а вместо лыж — деревянные плоскодонные поплавки, надежные только в речных условиях, а ему надо будет садиться в море.
Но Николай Сергеевич знал, что его ждут. Рано утром, оставляя за собой пенящийся след, П-5 оторвался от рябоватой поверхности бухты Нагаева. Курс — на Наяхан. Там предстояло взять на борт механика Хромова.
Северо-восточный встречный ветер немилосердно хлестал машину. Наконец вдали показались султанчики дыма и несколько домишек. Радостно встретил Хромов Снежкова и прилетевшего с ним фельдшера Сажнева.
Переночевав в Наяхане, утром вылетели на Каменское. Через два часа вышли к самой северной части Охотского моря и здесь, в Пенжинской губе, Снежков посадил самолет у поселка Каменское. Тут и начались первые трудности.
Задул шестибалльный ветер. Глухо стонали под ударами волн поплавки. Самолет швыряло, кренило. Ветер и отлив упорно не давали подойти к берегу.
Двое отважных попытались было подойти к самолету на небольшой лодчонке, но волны их не подпустили. Ценою огромных усилий Снежкову все же удалось вывести машину на прибрежный песок. О продолжении полета не могло быть и речи. Мокрые и измученные завалились спать.
Штормило двое суток, и лишь третьего июля с большим трудом самолет отбуксировали, и в восемь утра Снежков взлетел, взяв курс на Анадырь. Идти над редкими жилыми поселками было нельзя, так как не хватило бы горючего. Снежков шел своим проложенным курсом.
... Вот уже третий час самолет режет пропеллером упругий воздух. Тонкий пол кабины ритмично вздрагивает.
Вскоре на горизонте появилась чистая вода Анадырского лимана. Снежков отдал ручку от себя, и самолет послушно пошел на посадку. Четыре часа пятьдесят минут полета позади, а вместе с ними и 600 километров самого трудного участка.
На берегу их встретили летчики Главсевморпути. Командир авиаподразделения Глухов был изумлен, увидев, на каком самолете прибыли магаданцы.
И вот последний рывок. Самолет идет вдоль побережья Берингова моря. Показался мыс Наварин. Вокруг скалистого обрывистого берега — хаотическое нагромождение торосистого льда. В небольшой седловине — домик полярников. Снежков с напряжением смотрит вниз и замечает примерно в двух километрах от полярной станции небольшую узенькую полоску воды, полумесяцем подходящую к берегу. Сделав над ней круг, принимает решение садиться. Перевалив верхушку внезапно возникшего тороса, отлично сажает машину и рулит к берегу. Но вдруг в седловине волн замечает злобный оскал подводных камней. Ветер попутный, и волны легко могут разбить о них хрупкие фанерные поплавки! Рисковать бессмысленно.
Развернув самолет против ветра — взлетает. Несколько раз прошел над мысом Снежков, но, убедившись, что сесть нигде невозможно, взял курс на Анадырь. Искушение сбросить с самолета медикаменты было велико. Но над полярной станцией развернуться нельзя: мешали сопки, а сбрасывать их вдали от станции рискованно: медикаменты могли попасть в одну из многочисленных расщелин и затеряться.
В предутреннем сумраке пятого июля 1936 года Снежков вновь был над полярной станцией. Внизу ярко горел костер и белело выложенное «Т», указывающее, что ветер дует с берега моря. Благодаря этому у берега образовалась узкая полоска воды. Мастерски произведя посадку, Снежков выбросил самолет на берег.
Трудно описать радость полярников. В кают-компании уже кипела вода. Фельдшер Сажнев быстро сделал Брегману прививку, проинструктировал Григорьева, как сделать последующие прививки, и, забрав труп собаки, пошел к берегу. Бортмеханик Хромов, не отходивший от самолета, что-то кричал и показывал в сторону моря. Оттуда надвигалась мощная стена тумана. Надо было спешить.
Разбежавшись, самолет медленно стал набирать высоту. Задание выполнено.
Но трудности оказались впереди.
8 июля вылетел в Магадан. И вот, когда уже подходили к Пенжинской губе и горючего в баках оставалось мало, погода вдруг резко ухудшилась. Густая облачность и туман прижали самолет к земле. Вынуждены были сесть в одну из бухт Пенжинской губы.
Восемнадцать суток под дождем и пронизывающим ветром Снежков, Хромов и Сажнев провели на берегу.
На 27-е сутки при попытке взлететь трагически погиб фельдшер Сажнев. Находясь в хвостовой части правого поплавка, он придерживал конец мертвого якоря, чтобы самолет после запуска двигателя не вылез на берег. При переходе на левый поплавок он поскользнулся и попал под винт. Похоронили его здесь же, на берегу, у подножия небольшой сопки.
Осматривая лопасти винта, обнаружили сквозную трещину. Лететь нельзя. С большими трудностями удалось добраться до селения Рикиники, откуда в начале сентября выехали на случайно подошедшем пароходе «Орочен» во Владивосток, а оттуда в Нагаево.
Свыше двух месяцев пришлось им провести на берегу Камчатского полуострова. Но они стойко перенесли все невзгоды
Информация взята из файла http://www.polarpost.ru/GVF_22-05-08.xls от Добролета.
Происхождение информации не указано, наверное Автор сможет прояснить.
СССР Х-45 Поликарпов Р-5 Лимузин
На пароходе «Уэлен» в бухту Нагаева были доставлены 4 самолета марок П-5 и С-1, они вошли в первый состав только что организованного авиаотряда Дальстроя. 3 января 1935 г. его командиром был назначен Ф. М. Иванов. 22 января 1936 г. самолет Н. С. Снежкова с двумя пассажирами на борту вылетел из Магадана в сторону Колымского речного управления Дальстроя (КРУ ДС). В районе Мандычан потерпел аварию. Перов погиб. Остальной экипаж отделался легкими ушибами.
СССР Х-45 Бериев МП-1 (МБР-2)
В декабре 1936 г. летчик Снежков был назначен командиром самолета Х-97 (МБР-2), который, как известно, в феврале 1937 года потерпел на Зырянке аварию. Спустя семь месяцев самолет при участии самого Снежкова был восстановлен, в августе вступил вновь в эксплуатацию,1937 Беспосадочный перелет Зырянка – Нагаево Снежков совершил за 5 час. 30 мин. Самолет доставил двух пассажиров и различный груз, командир Снежков, бортмеханик Александров, авиатехник Зубарев.
СССР Х-96 Шавров Ш-2
29 августа 1937 Снежков на самолете Ш-2 «Х-96» с бортмехаником Гоготовым вынужденно приземлил самолет на лес и окончательно вывел его из строя.
(не за эту ли аварию Снежкова приговорили к ВМН в феврале 1938-го ?-padsee)