Тульский Николай Ильич (1875-1932)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Тульский Николай Ильич (1875-1932)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Сентябрь 2010 22:58

Тульский Николай Ильич (1875-1932) – капитан ледокола «Ермак» (1921-1922)
© О.В. Шабалина (Апатиты, Россия)

По материалам фонда Музея-Архива Истории изучения и освоения
Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН


«Добросовестное отношение к своим обязанностям, знание дела и неизменное спокойствие при изводящих условиях ледокольной службы, выказанные Николаем Ильичем, доста[в]ляют приятный случай с благодарностью вспомнить время моего совместного служения с ним …»
Капитан 2-го ранга М.П. Васильев, л/к «Ермак». 1901


В публикации использованы материалы, полученные в процессе работы по проекту № 09-01-43101а/С «История инструментальных оптических наблюдений полярных сияний на Шпицбергене в 1899-1900 гг. в архивных документах», поддержанном грантом РГНФ.

Практическое разрешение многовековой проблемы Северо-восточного прохода в арктических морях стало возможным в 30-х гг. ХХ в., благодаря воплощению в жизнь идеи известного русского флотоводца и ученого XIX-XX вв. вице-адмирала Степана Осиповича Макарова о покорении льдов Арктики с помощью мощных ледоколов. Первенцем в этой флотилии, доказавшим возможность активного плавания по Северному морскому пути и подтвердившим теоретические выкладки С.О. Макарова стал ледокол «Ермак». О том, как непросто и драматично складывалась судьба идеи и ледокола, было написано немало биографических трудов о С.О. Макарове [1] и опубликовано большое количество интересных документов, принадлежащих федеральным архивам [2]. Музей-Архив Истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем в Баренц-регионе Учреждения Российской академии наук Кольского научного центра (ЦГП КНЦ РАН) является обладателем персонального фонда Николая Ильича Тульского (1875-1932), ходившего на «Ермаке» с 1899 по 1907 гг. и принявшего командование ледоколом в 1921-1922 гг. после политических и социальных трансформаций 1917 года. Документальные материалы этого фонда были недоступны широкому кругу исследователей и пользователей Архива-Музея, так как никогда не экспонировались и не публиковались. Поэтому в год 110-летия первого полярного плавания «дедушки» ледокольного флота России «Ермака» [3] нам представляется актуальным проследить с помощью личных документов за судьбой «маленького» человека, чья активная профессиональная деятельность была связана с этим кораблем-легендой, в рамках исторической и геополитической проблемы освоения и эксплуатации Россией Северного морского пути. А также с помощью публикации сделать доступными для использования некоторые документы, представляющие интерес как исторические источники. Так как наполнение сюжетов макро-истории новыми фактами и смыслами возможно при их «преломлении» в «призме» методов микро-истории личности.

Николай Ильич Тульский родился 16 февраля 1875 г. на средней Волге в семье агронома. В 1896 г. он окончил мореходные классы Санкт-Петербургского речного яхт-клуба (ныне – Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова) со свидетельством, дающим право служить штурманом дальнего плавания. В 1898 г. Николай Ильич стал шкипером дальнего плавания, получив в Петербурге правительственный диплом. В 1896-1899 гг. он плавал в торговом флоте на Каспийском море [4].

В 1899 г. вице-адмирал Степан Осипович Макаров набирал экипаж для арктических экспедиций на только что построенный и спущенный на воду ледокол «Ермак», находившийся в подчинении у Министерства финансов. Как это происходило, он описал в своей книге ««Ермак» во льдах» (1901): «…Командиром я избрал капитана 2-го ранга [М.П.] Васильева… Штурманов вольных я взял из разных мест. Старшего штурмана г-на [Н.И.] Тульского я выписал из Каспийского моря; второго штурмана Николаева взял из петербургских лоцманов и третьего штурмана [А.А.] Эльзенгера – из Мурманского пароходства. Все трое оказались прекрасными людьми, я ими был вполне доволен» [5].

Участвуя в первых арктических походах «Ермака» (1899-1900), Н.И. Тульский дослужился до должности второго помощника, некоторое время был ревизором [6]: «…Получал 146 руб. в месяц жалования, 55 руб. столовых и ежегодно около 200 руб. наградных. К 1901 г. имел 7 лет плавания на морских паровых судах, из них 4 года – помощником» [7].

Зимой 1899 г. – весной 1900 г. Николай Ильич Тульский вместе со всем экипажем «Ермака» был задействован в операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», 13 ноября наскочившего на подводные камни у острова Гогланд и получившего сильные повреждения. Корабль, потерпевший аварию в декабре, оказался в ледовом плену, и три месяца сообщение с ним поддерживал только ледокол «Ермак», доставляя продовольствие, уголь, необходимое оборудование. После успешного окончания подрывных работ 11 апреля 1900 г. «Ермаку» удалось снять броненосец стоимостью 4,5 млн. руб. [8] с камней. «Генерал-адмирал Апраксин» смог идти к месту приписки своим ходом. Спасательная операция под руководством контр-адмирала З.П. Рождественского широко освещалась прессой, и весть о благополучном исходе дела получила большой общественный резонанс [9]. Н.И. Тульский наряду с другими участниками операции был награжден денежной премией. О чем свидетельствует машинописный «Наградной список служащих ледокола «Ермак»…», утвержденный С.О. Макаровым, из фонда Музея-Архива [10].

В июне 1901 г. «Ермак» был предоставлен русско-шведской научной академической высокоширотной экспедиции по градусному измерению дуги меридиана на архипелаге Шпицберген для прохождения через арктические льды. Николай Ильич Тульский был удостоен специального серебряного знака участника этого значимого мероприятия в мировой науке конца XIX – начала XX вв. [11] Астроном экспедиции А.С. Васильев написал в своей книге: «…Во время стоянки в Тромзе приятно было смотреть на нашу флотилию из четырех судов с громадным Ермаком во главе, внушавшую, по-видимому, почтительное впечатление на Тромзейцев. Невольно всплывало гордое сознание, что Россия не скупится и никогда не скупилась средствами на научные предприятия, что русские люди всегда были друзьями предприимчивости, исследований и науки… Если в последние столетия в русских научных предприятиях, в Академии наук,… в далеких плаваниях выделялись больше имена иностранные, то это явление несомненно временное и ненормальное. Невольно устанавливалась вера, что уже, может быть, пришло время, когда русские научные предприятия начнут служить прежде всего России и русским людям. Ведь безграничность наших равнин и неба, наши реки, леса и степи, разнообразие нашего отечества, в каждом русском создают естествоиспытателя, наука для него другая религия» [12]. Эти слова, в полной мере, относятся и к Н.И. Тульскому. Подтверждение этому находится в той части воспоминаний С.О. Макарова о первых плаваниях на «Ермаке», где автор описывает научные экспедиционные наблюдения: «Было бы несправедливо не упомянуть тут же о трех штурманах ледокола: Тульском, Николаеве и Эльзингере, которые неся судовую службу в то же время прилагали все старания к выполнению всех ученых работ» [13]. Кроме того, из-за отсутствия специалиста-фотографа в составе арктических экспедиций на «Ермаке», фотосъемкой вынуждены были заниматься все, кто имел аппараты на борту, в том числе и Н.И. Тульский. Всего было сделано около 500 снимков. Более или менее удачных негативов после проявки на «Ермаке» получилось 250. Негативы Тульского были испорчены при проявке в «профессиональной мастерской Ньюкастела» [14]. Не обладая большими сведениями, мы пока можем только предполагать, что автором тех негативов, с которых сделаны отпечатки, хранящиеся в фонде Н.И. Тульского Архива-Музея ЦГП КНЦ РАН, может быть сам Николай Ильич. Эти фотоотпечатки были помещены С.О. Макаровым в книгу ««Ермак» во льдах» в качестве иллюстративного материала [15].

Из-за того, что Н.И. Тульский не имел дворянского титула и не был кадровым офицером, он не мог, при всем усердии и проявленных талантах, претендовать на должность капитана корабля в строгой иерархической дореволюционной системе назначений на флоте. Блестяще аттестованный капитаном 2-го ранга М.П. Васильевым и вице-адмиралом С.О. Макаровым [16], Николай Ильич в конце 1907 г. предпочел перейти на работу в Министерство торговли и промышленности, которое в то время ведало морскими торговыми портами [17]. 29 февраля 1908 г. он получил Похвальный отзыв третей степени состоящего под Высочайшим покровительством ее Императорского Величества государыни императрицы Императорского Российского общества спасения на водах «за оказание помощи команде шкуны «Вольдемар», потерпевшей крушение 18 ноября 1907 г.». Этот документ вместе с отзывами капитана «Ермака» и вице-адмирала также хранятся в фонде Музея-Архива [18].

В 1915-1916 гг. Тульский служил помощником начальника Либавского морского торгового порта, в Архангельском и Батумском портах. После революции 1917 г. работал заведующим Административной частью отдела Торговых портов при ВСНХ в Петрограде. Последний факт подтверждается отпускным удостоверением Николая Ильича № 3694 от 25 июля 1918 г., которое отложилось в его персональном фонде [19]. Мы не обладаем информацией о том, когда и в каком качестве Н.И. Тульский вернулся на ледокол «Ермак». Из опубликованных источников и рукописных воспоминаний его сына ясно одно – в 1921 г. Николай Ильич возглавил экипаж этого судна после капитана Владимира Евгеньевича Гасабова, который не принял революцию и в Ревеле в 1921 г. покинул судно. На «Ермаке» крепла дисциплина, восстанавливались хорошие традиции, подбиралась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за границей [20]. Первый капитан, которому этот пост позволили занять происходившие социально-политические изменения в стране – Н.И. Тульский, руководил ледоколом с 1921 по 1922 гг.

В 1924-26 гг. Николай Ильич служил капитаном на пароходах «Рошаль», «Герцен», «Трансбалт», «Декабрист». В 1926 г. участвовал в постройке первых советских лесовозов – специализированных судов для перевозки экспортного леса. Тульский командовал заводскими испытаниями «Григория Зиновьева» («Красный партизан») [21]. Выписка из приказа «по Временному Правлению Совторгфлота» от 8 февраля 1926 г. подтверждает этот факт и сообщает о размере «оклада содержания» капитанов таких нужных для экономики молодого советского государства кораблей [22]. В 1927 г. он работал в Совторгфлоте в должности капитана теплохода «А. Рыков». Об этом свидетельствует удостоверение № 1178 Части личного состава Балтийской главной конторы Совторгфлота, выданное 23 мая 1927 г. на имя Н.И. Тульского для представления в Крымское курортное управление [23].

В 1930-1932 гг. Н.И. Тульский работал наблюдающим за постройкой торговых судов на Северной верфи в Ленинграде. В 1930-х гг. был награжден персональной пенсией республиканского значения за участие в ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт в марте-апреле 1918 г. Умер в 1932 г. [24].

Тульский Николай Ильич был одним из тех, кто служил на ледоколе «Ермак» с первых дней его спуска на воду. Его личные документы являются источниками по истории полярных плаваний российского флота двух эпох – до революции в октябре 1917 г. и после нее, и обладают большим информационным потенциалом. В данной публикации представлены два аттестата Тульского Н.И., составленные вице-адмиралом Макаровым С.О. и капитаном «Ермака» Васильевым М.П. А также бессрочный паспорт Николая Ильича, позволявший ему плавать за границу. Публикация текста осуществляется по правилам современной орфографии, с сохранением его стилистических особенностей и пунктуацией подлинника. Явные опечатки исправлены. Выделения в тексте - оригинальные.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии О.В. Шабалиной.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Тульский Николай Ильич (1875-1932)

Сообщение ББК-10 » 04 Июнь 2017 20:07

Ссылки и комментарии

[1] См., напр.: Врангель Ф.Ф. Вице-адмирал С.О. Макаров. Биографический очерк. СПб., 1911 г. Ч. 1, (317 стр.); СПб, 1913. Ч. II. Изд. Главн. Морского Штаба; Добровольский А.Д. Степан Осипович Макаров (1848-1904) // Географы. М., 1996; Лурье А.Я. С.О. Макаров (1848-1904). М.: Воениздат, 1949; Островский Б.Г. Адмирал Макаров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1954; Пантелеев Ю.А. Адмирал С.О. Макаров. Л., 1949; Потапов Ю.П. Степан Осипович Макаров: (1848-1904). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982; Семанов С.Н. Макаров. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия, 1988; Шишов А.В. Флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. М.: Знание, 1989.
[2] См.: С.О. Макаров и завоевание Арктики: «Ермак» во льдах. Материалы и документы о С.О. Макарове и ледоколе «Ермак» / Под ред. В.Ю. Визе. М.-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1943; Макаров С.О. Документы. Т. 1-2 / Под ред. А.А. Самарова. М.: Военмориздат, 1953-1960; Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. М.: Воениздат, 1994. С. 365-459.
[3] Летом 1899 г. состоялось первое пробное полярное плавание ледокола «Ермак» в водах Северного Ледовитого океана.
[4] Воспоминания Н.Н. Тульского. Рукопись. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414 а. С. 1.
[5] Макаров С.О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. 172.
[6] Ревизор – офицер, отвечавший на дореволюционном флоте за корабельное хозяйство. Должность соответствует ныне помощнику командира.
[7] Воспоминания Н.Н. Тульского. Рукопись. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414 а. С. 1.
[8] Макаров С.О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. IV.
[9] Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М., 1997.
[10] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 419.
[11] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. ОФ 268.
[12] Васильев А.С. На Шпицберген и по Шпицбергену во время градусного измерения. Одесса, 1915. С.87-88.
[13] Макаров С.О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. 234.
[14] Там же. С. 236.
[15] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 428 (2,3); Макаров С.О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. 250, 275 bis.
[16] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 416, ОФ 265.
[17] Воспоминания Н.Н. Тульского. Рукопись. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414 а. С. 2.
[18] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 421.
[19] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 417.
[20] С.О. Макаров и завоевание Арктики: «Ермак» во льдах. Материалы и документы о С.О. Макарове и ледоколе «Ермак» / Под ред. В.Ю. Визе. М.-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1943. С. 289.
[21] Воспоминания Н.Н. Тульского. Рукопись. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414 а. С. 2.
[22] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 415.
[23] Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414.
[24] Воспоминания Н.Н. Тульского. Рукопись. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Фонд Тульского Н.И. НВФ 414 а. С. 2.

© О.В. Шабалина
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения