Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Август 2010 15:18

Маламуж Терентий Трофимович (15.03.1901-12.09.1938)

http://www.kolyma.ru

"Последний полет Маламужа"
Из истории магаданской авиации.


Ускоренное освоение территории вновь открытого промышленного района на Северо-Востоке СССР в 1930-е гг. было бы во многом невозможным без активных действий авиации. Огромные расстояния между отдельными пунктами Колымы, Якутии и Чукотки быстро преодолеть можно было только по воздуху.

В связи с этим, а главное, с тем, что государственный трест "Дальстрой" выполнял тогда задания государственной важности по добыче золота (а затем и олова) в обширнейшем, но малоисследованном регионе, ему было разрешено организовать свой собственный авиаотряд, базировавшийся с конца 1934 г. на берегу бухты Нагаева.


ПЕРВОНАЧАЛЬНО в него вошли всего 4 самолета П-5 и С-1, но потом их количество стало постепенно увеличиваться.


Вместе с этим рос и коллектив авиаотряда Дальстроя, в котором летали известные российские летчики Д. Н. Тарасов, М. С. Сергеев, Н. С. Снежков. Д. Н. Тарасов окончил (в 1917 г.) Московскую императорскую школу воздухоплавания, М. С. Сергеев учился в Московской авиационной школе, в авиашколах "Шартр" и "Авор" во Франции (в 1916 - 1917 гг.), а Н. С. Снежков в звании штабс-капитана уже с 1916 г. воевал в составе 12-го истребительного авиаотряда на фронтах Первой мировой войны.

Во второй половине 1930-х гг. в авиаотряд Дальстроя была направлена целая группа летчиков, которые стали летать уже в советское время, но также отличались высоким профессионализмом и опытом. В числе их Терентий Трофимович Маламуж. Родился он 15 марта 1901 г. в селе Аджамка Елизаветградской губернии. Родители Т. Т. Маламужа были бедными украинскими крестьянами, но смогли дать ему образование. Однако захваченный революционной романтикой гражданской войны юный Терентий Маламуж не стремился затем получить какую-либо мирную профессию. Решив стать кадровым военным, он в 1921 г. поступил в Елизаветградскую кавалерийскую школу имени С. М. Буденного. После ее окончания Т. Т. Маламужа направили в Северо-Кавказский военный округ, где назначили командиром одного из эскадронов.

Прослужив в этой должности некоторое время, он вдруг начинает понимать, что ошибся в своем призвании. Поэтому в 1925 г. бывший командир кавалерийского эскадрона становится курсантом Ленинградской теоретической школы летчиков. После этого его направляют в Севастопольскую школу военно-морских летчиков. Затем, в 1931 -1932 гг., Т. Т. Маламуж учился в Мелитопольской школе высшего пилотажа. Для него это стало великолепной подготовкой, которая помогла эму, когда он возглавлял часть тяжелых бомбардировщиков в Запорожье, работал летчиком-испытателем в Тушино.

2 августа 1935 г. Т. Т. Маламуж установил мировой рекорд: на самолете АНТ-7 поднял парашютисток-комсомолок Г. Пясецкую и А. Шишмареву на высоту почти восемь километров без кислородных аппаратов. Потом ему довелось работать летчиком-испытателем в экспериментальном институте ВВС. Там вместе с директором этого института П. И. Гроховским Т. Т. Маламуж переоборудовал двухместный разведывательный самолет Р-5 в десятиместный десантный. Одновременно с этим он испытывал в воздухе огнестрельную пушку - новое оружие, впервые применяемое тогда в авиации, а затем сражался с фашистами на стороне республиканских войск в Испании.

Осенью 1937 г. Т. Т. Маламужа направили а авиаотряд Дальстроя. 30 сентября он прибыл в бухту Нагаева и вскоре после этого совершил ряд смелых, неординарных для своего времени перелетов. В числе первых был перелет по маршруту Москва -Иркутск - река Алдан. С алданской базы Т. Т. Маламуж перевозил грузы на реку Индигирку, где работала геологическая экспедиция Дальстроя под руководством В. А. Цареградского, а уже оттуда перелетел в бухту Нагаева.

В январе 1938 г. он доставил депутата Верховного Совета СССР М. М. Обухова в Хабаровск. "Я, депутат корякского народа в Верховном Совете СССР. - писал затем М. М. Обухов в газете "Советская Колыма". - горячо приветствую трудящихся Колымы. От имени трудящихся Корякского национального округа благодарю организации Колымы за оказанную нам помощь в деле организации кампании по выборам в Верховный Совет СССР". Затем Т. Т. Маламуж летал на линии Зырянка - Усть-Утиная. перевозил пассажиров и грузы, несмотря на пятидесятиградусные морозы и пургу. 9 февраля 1938 г. вместе со своим экипажем, куда еще входили второй пилот, бортмеханик. техник и моторист, он вернулся в бухту Нагаева. Но через некоторое время начались новые полеты, большинство из которых было повышенной трудности и требовало немалого мастерства, так как метеорологические условия не всегда были благоприятными.

"Вчера в 1 час 45 минут дня на аэродроме Нагаево, - сообщала газета "Советская Колыма" 27 февраля 1938 г., - приземлился самолет авиаотряда Дальстроя "Х-111". На нем пилоты т. т. Маламуж и Шаханов совершили рейс Магадан - Хабаровск- Магадан. Они вылетели 14 февраля и находились в пути 22 летных часа. На самолете доставлены три пассажира и свыше тонны грузов, в том числе газеты и литература".

НЕМНОГО ПОЗДНЕЕ, в конце лета 1938 г., Т. Т. Маламуж со своим экипажем в составе четырех человек совершил ответственный перелет по маршруту Нагаево - Наяхан -Анадырь - залив Креста - мыс Шмидта - Чаунская губа - бухта Амбарчик и далее вверх по реке Колыме до Таскана и оттуда снова в Нагаево. Перелет проходил в тяжелейших условиях: часто не было каких-либо сведений о погоде и состоянии посадочных площадок

Во время этого перелета самолет Т. Т. Маламужа произвел посадку на реке Пенжине, где находился небольшой пионерский лагерь. Отдыхавший там ученик Слоутской начальной школы коряк Кияко встретился с его экипажем и, вспоминая об этой встрече, писал: "С утра моросил дождь. Облака низко повисли над землей, а из-за реки поднимался туман. Пионеры в этот день проснулись рано и после переклички направились завтракать. Едва уселись за стол, как кто-то закричал: "Самолет!". Сначала я не поверил, самолет еще ни разу не был в наших местах, но, прислушавшись, услышал гул моторов. Быстро закончив завтрак, пионеры высыпали на улицу, а самолет, покружившись над нашим лагерем, стал садиться на реку. Через несколько минут самолет подрулил к левому берегу реки Пенжине, где раскинулся наш лагерь. "Эй, ребята! - закричал пилот. - Приготовьте нам причал". Ребята дружно взялись за работу, быстро расчистив место для причала и укрепив его торфом. Пионеры очень радовались, что помогают советским летчикам. Когда самолет причалил, я очень удивился его размерам. Я ведь коряк, все время жил в тундре и самолетов еще не видел ни разу. Летчики вышли из машины и говорят: "Спасибо, ребята, за помощь. Подрастете и вы пилотами станете".

ПОСАДКА НА РЕКУ и причаливание к берегу Т. Т. Маламужа и членов его экипажа были возможны потому, что они летали на гидросамолете. Такие гидросамолеты садились на водную гладь бухты Нагаева. Поэтому там в 1930-е гг. существовал аэродром, который действовал и в зимнее время. Однако тогда самолеты уже "обували" в лыжи и ставили на лед бухты Нагаева. Садились гидросамолеты авиаотряда Дальстроя и на озера Колымы. В этих случаях посадка и взлет во многом зависели от мастерства пилота, но все предугадать было просто невозможно. В результате случались аварии самолетов, приводившие к гибели экипажей и пассажиров. В истории авиаотряда Дальстроя их насчитывалось немало, и одна произошла утром 12 сентября 1938 г. в 9 часов 30 минут.

В информационном сообщении, помещенном на следующий день после случившегося в газете "Советская Колыма", говорилось:

"Самолет "Х-111" под управлением летчика Т. Т. Маламужа, возвращаясь в Магадан, потерпел аварию. При аварии погибли товарищи: летчик Маламуж Терентий Трофимович, техник Федотов Григорий Николаевич, врио начальника Политотдела Дальстроя Новиков Павел Ильич, члены партийной комиссии при Политотделе Дальстроя Давыдов Георгий Федорович и Кретов Филипп Степанович, помощник начальника Колымского речного управления Дальстроя Кепалас Казимир Осипович и секретарь-стенографистка парткомиссии Апанащенко Мария Николаевна. Бортмеханик, дважды орденоносец тов. Фуфаев тяжело ранен и отправлен в Зырянку. К месту аварии самолета "Х-111" вылетела специальная комиссия".

Некролог о смерти Т. Т. Маламужа и летевших с ним (М. Н. Апанащенко только приехала на Колыму, и ей было всего 20 лет), помещенный в этот же день в "Советской Колыме", подписали 15 человек. В их числе были начальник Дальстроя К. А. Павлов, его заместитель А. А. Ходырев, начальник УНКВД по Дальстрою В. М. Сперанский, начальник Севвостлага С. Н. Гаранин, начальник авиаотряда С. Д. Добрынин, начальник Управления снабжения Ф. А Ионкин и другие. Вскоре после этого тела погибших были доставлены сначала в Таскан, а потом в Магадан, где их и похоронили.

Созданная для выяснения причин аварии самолета Х-111 специальная комиссия состояла из четырех человек и возглавлялась начальником авиаотряда Дальстроя С. Д. Добрыниным. Она уточнила ряд существенных деталей того, что произошло 12 сентября 1938 г. во время последнего полета Т. Т. Маламужа. Входивший в эту комиссию сотрудник УНКВД по Дальстрою пытался найти в происшедшем злой умысел и спланированную диверсию, однако С. Д. Добрынину удалось доказать, что это не так.

Поэтому в своем докладе он писал: "Пилот Маламуж получил от меня задание вылететь с парткомиссией в Зырянку, где парткомиссию оставить и вылететь обратно в Нагаево. Без моего ведома Новиков отдал распоряжение пилоту лететь с парткомиссией в затон Лабуя. В Лабуе Новиков, изменяя свое решение, высаживает одного члена комиссии, приказывает пилоту лететь в Амбарчик. Пилот, не выключая мотора, высаживает пассажира, летит в Амбарчик, где комиссия провела ночь, и утром по приказанию Новикова пилот вылетел обратно в затон Лабуя. Погода была ясная. Пилот сделал два круга, осмотрев водную акваторию, пошел на посадку. При посадке потерпел катастрофу. Посадка, как видно из материалов и свидетельских показаний, происходила с увеличенным углом и на один поплавок, который не выдержал удара, разорвался на три части. Пилот, очевидно, хотел исправить создавшееся положение, дал полный газ, для того чтобы вырвать самолет, но этим усугубил положение. Самолет нырнул, в результате экипаж и пассажиры утонули, спасся один бортмеханик тов. Фуфаев".

Д. В. Фуфаев относился к плеяде выдающихся советских авиаторов. В 1927 г. за участие в перелете Москва - Токио - Москва он был награжден орденом Красного Знамени и ему было присвоено звание "Заслуженный механик". Спустя два года за перелет Москва - Нью-Йорк - Москва Д. В. Фуфаеву вручили орден Трудового Красного Знамени. Исследователь истории авиации Северо-Востока Е. В. Алтунин об этом пишет так: "Экипаж в составе командира корабля С. А. Шестакова, второго пилота Ф. Е. Болотова, штурмана Б. В. Стерлигова и механика Д. В. Фуфаева 23 августа вылетел из Москвы. К вечеру следующего дня подошли к Иркутску и без посадки в нем взяли курс на Читу. Прошли Байкал. Ночная темнота плотно укрывала землю, и, сколько ни всматривались в нее пилоты, Чита нигде не просматривалась. Горючее заканчивалось, и экипаж пошел на вынужденную посадку. Пилотам удалось посадить машину, сохранив жизнь членам экипажа, но самолет был разбит. Двое суток экипаж добирался до телеграфной станции, с которой сообщили в Москву о происшествии. Через несколько дней в том же составе экипаж на новом корабле стартовал из Москвы в Нью-Йорк. Позади города Сибири. В Хабаровске самолет "переобули" - заменили колеса на поплавки, и уже как гидросамолет "Страна Советов" устремилась через Тихий океан. У маленького островка Атту Алеутского архипелага - первая посадка, затем остров Уналашка. Подлет проходил при крайне неблагоприятной метеорологической обстановке. Затем Сьюард, Ситка, Сиэтл. Когда до Ситки оставалось всего триста километров, на одном из двигателей упало давление масла. Под самолетом разбушевавшееся море, которое моментально разнесло бы в щепки самолет в случае вынужденной посадки. Но продолжать полет невозможно на двух моторах. Командир корабля С. А. Шестаков принимает решение облегчить самолет, и за борт полетел весь груз, все личные вещи экипажа. Пришлось слить также излишек горючего. Облегченный самолет удалось довести до Ситки. В Сиэтле после торжественной встречи заменили поплавки на колеса и полетели в Сан-Франциско, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк. Повсюду американские рабочие, представители прогрессивных организаций и обществ тепло встречали представителей советской авиации. В Нью-Йорке на стадионе "Поло-Граунд" был организован сорокапятитысячный митинг, на котором торжественно чествовали советских героев-летчиков. В честь этого выдающегося перелета трудящиеся Америки изготовили и установили в нью-йоркском аэропорту мемориальную доску с надписью: "К рабочим и крестьянам Советского Союза... выражаем солидарность и дружбу международного рабочего класса...".

Что же касается самого Т. Т. Маламужа, то его во время посадки на реку Колыму, как говорится, подвела техника. Не секрет, что часть авиапарка Дальстроя оставляла желать лучшего, была изрядно изношена и требовала немедленной замены. Однако дело было не только в технике. Как выявила специальная комиссия под председательством С. Д. Добрынина, в основе аварии самолета Х-111 лежало волевое решение врио начальника Политотдела Дальстроя П. И. Новикова, прибывшего на Колыму в конце 1937 г., где он (согласно некрологу в "Советской Колыме") "проделал большую работу по очищению партийных рядов от чуждых и вражеских элементов". Вряд ли нужно говорить, что такие люди, получив власть, могли остановиться перед тем, чтобы ее не использовать. Поэтому во время полета Х-111 П. И. Новиков неоднократно заставлял Т. Т. Маламужа менять заданный маршрут, а в других условиях, возможно, все было бы по-другому

"Траурное собрание сотрудников отдела капитального строительства Главного Управления ДС (Дальнего строительства. - А. К.), - писала газета "Советская Колыма" 15 сентября 1938 г., - по предложению стройгруппы проектно-сметного бюро приняло решение в общественном порядке составить проект памятника на могилу тт. Новикова, Давыдова, Маламужа, Кретова, Федотова, Кеполаса и Апанащенко, погибших при аварии самолета Х-111. Проект памятника уже составлен т. Межибовским и утвержден руководством Главного Управления ДС".

ОДНАКО ДАННЫЙ проект тогда не был осуществлен. На старом магаданском кладбище установили небольшое деревянное сооружение, четырехгранное основание которого заканчивалось ступенчатой верхушкой, похожей на пирамиду. На одной из сторон памятника были прикреплены пятиконечная звезда и латунная табличка с именами погибших при аварии самолета Х-111. Этот памятник простоял 65 лет. Но, к сожалению, в настоящее время он практически разрушен, сброшен со своего основания и, пока окончательно не уничтожен, требует срочной реставрации.


© Александр КОЗЛОВ
старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2014 20:06

Красный Север 1935 № 143 (4819)

 Красный Север 1935 № 143(4819) Маламуж. Девушки наших небес.jpg
ДЕВУШКИ НАШИХ НЕБЕС

17 июня в районе Химки — Юрлово — Нахабино (Моск., обл.) отряд парашютисток, подготовленный Экспериментальным институтом НКТП в состав Николаевой А. Н., Барцевой М. Н., Яковлевой О. Н. (Экспериментальный институт), и Бабушкиной Н. Б., Блохиной С. П. и Малиновской М. (Инфизкульт), совершил групповой прыжок с самолета "АНТ-7" (командир корабля — мастер парашютного дела Шмидт Г. А., пилот Маламуж Т. Т.). Парашютистки прыгнули с высоты 7 350 метров без кислородных приборов, установив таким образом новый мировой рекорд (Прежний мировой рекорд прыжка без кислородного прибора для женщин был установлен ленинградской парашютисткой т. Федоровой, прыгнувшей с высоты 6350 метров). Все прыгнувшие парашютистки отлично приземлились.
На снимке: (слева направо): Ольга Яковлева, Надежда Бабушкина, Серафима Блохина, Александра Николаева, Мария Барцева и Муза Малиновская.

Фото Лоскутова ( Союзфото)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2016 16:32

ВСП, 1935, № 178, 4 августа.

 ВСП, 1935, № 178, 4 августа.jpg
С ВЫСОТЫ 7923 МЕТРА.
Новый мировой рекорд советских парашютисток.

2 августа парашютистки экспериментального института Наркомтяжпрома ПЯСЕЦКАЯ и ШИШМАРЕВА прыгнули с парашютами с высоты 7 тысяч 923 метра без кислородного прибора, установив новый мировой рекорд. Прыжок совершен в районе станции Химки.
**
В течение двух последних месяцев парашютистки ежедневно тренировались для совершения экспериментального высотного прыжка. Они подолгу находились в барокамере, где искусственно создавались атмосферические условия, соответствующие большим высотам. Обе блестяще выдержали экзамен. Зятем начались испытания в воздухе. В ночь на 2 августа начальник экспериментального института Наркомтяжпрома Гроховский подписал приказ «Сегодня в шесть часов утра парашютисткам Пясецкой и Шишмаревой произвести прыжок с высоты в 7900-8000 метров».
Рано утром у самолета «АНТ—7» собралась группа летчиков, научных работников, врачей и журналистов.
Самолет специально реконструирован для высотных подъемов.
В 6 часов 40 минут летчик Маломуж занимает свое место в кабине
самолета. Во вторую кабину забираются Пясецкая и Шишмарева. В 7 часов самолет отрывается от земли и описывая правильные крути над аэродромом скрывается в облаках.
В район приземления парашютисток отравляются десятки автомашин. На разведку вылетают легкие самолеты. Наконец на аэродром плавно садится «АНТ—7». Командир самолета Маломуж рапортует начальнику экспериментального института, тов. Гроховскому.
«Пясецкая и Шишмарева благополучно спрыгнули с высоты около 8 тысяч метров».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2016 21:49

Бурят-Монгольская правда, № 179, 1935 г., 5 августа, понедельник.

 BMP_179_1935 рекорд.jpg
НОВЫЙ МИРОВОЙ РЕКОРД
Прыжок парашютисток Пясецкой и Шишмаревой с высоты 7923 метра

МОСКВА. 4 (ТАСС). 2 августа парашютистки экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности Пясецкая и Шишмарева прыгнули с парашютами с высоты 7923 метра без кислородного прибора, установив новый мировой рекорд. Прыжок совершен у ст. Химки.
* * *
В течение двух последних месяцев парашютистки ежедневно тренировались для совершения экспериментального высотного прыжка. Они подолгу находились в барокамере, где искусственно создавались атмосферические условия, соответствующие большим высотам. Обе блестяще выдержали экзамен. Затем начались испытания в воздухе. В ночь на 2 августа начальник экспериментального института Наркомтяжпрома тов. Гроховский подписал приказ: «Сегодня, в 6 часов утра парашютисткам Пясецкой и Шишмаревой произвести прыжок с высоты 7900—8000 метров». Рано утром у самолета «АНТ-7» собралась группа летчиков, научных работников, врачей и журналистов.
Самолет специально реконструирован для высотных подъемов.
В 6 часов 40 минув летчик занимает свое место в кабине самолета. Во вторую кабину взбираются Пясецкая и Шишмарева. В 7 часов самолет отрывается от земли, описывает правильные круги над аэродромом и скрывается в об лаках.
В район приземления парашютисток отправляются десятки автомашин. На разведку вылетают легкие самолеты. Наконец на аэродром плавно садится «АНТ-7». Командир самолета тов. Маламуж рапортует начальнику экспериментального института тов. Гроховскому:
«Пясецкая и Шишмарева благополучно спрыгнули с высоты около 8 тысяч метров».
***
Тов. Гроховский в специальном приказе отметил ценную работу парашютисток Пясецкой и Шишмаревой и летчика тов. Маламужа по экспериментированию высотных прыжков без кислородного прибора. Пясецкая, Шишмарева и Маламуж премированы по 1500 рублей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение ББК-10 » 22 Ноябрь 2016 12:36

Советская Сибирь, 1936, № 286, 11 декабря.

 Советская Сибирь, 1936, № 286 (1936-12-11) Гроховский-Маламуж 16 чел на самолете.jpg
16 ЧЕЛОВЕК НА ДВУХМЕСТНОМ САМОЛЕТЕ

Замечательный полет орденоносца Гроховского

МОСКВА, 8 декабря. (ТАСС).
В дни работы Чрезвычайного VIII Всесоюзного Съезда Советов известный конструктор-орденоносец т. П. И. Гроховский, прикрепив к обычному (двухместному) самолету «П-5» сконструированные им подкрыльные кассеты, поднял на нем 10 человек. Coвершив этот блестящий полет в честь Съезда, он тогда же обещал добиться еще большего повышения грузоподъемности самолета — поднять на «П-5» не меньше 15 человек.
Свое обещание тов. Гроховский выполнил. Десять дней, прошедших со времена своего первого полета с пассажирами, он использовал для тренировки. В подкрыльнее кассеты при тренировочных полетах грузилось все большее количество мешков с песком, вес которых был доведен до 1000 килограммов. Самолет xoрошо выдерживал нагрузку. Тогда было решено взять на борт 16 пассажиров. Вчера тов. П. И. Гроховский с Центрального аэродрома. Наркомтяжпрома. им. М. М. Кагановича совершил свой новый полет. В крайних отсеках кассет расположилось по одному пассажиру, в остальных — по два. Всего на самолете разместилось 16 человек. К штурвалу сел П. И. Гроховский, вторым летчиком был тов. Т. Маламуж. Несмотря на большую нагрузку, поставленный на лыжи «П-5» после 30-секундной пробежки легко оторвался и скрылся в туманной дымке. Сделав два круга над аэродромом, самолет пошел на посадку, которая и была совершена вполне нормально.
— С этой конструкцией подкрыльных кассет. — заявил в беседе с сотрудником ТАСС тов. Гроховский, — взято от самолета все, что было возможно. Сейчас я ставлю задачу, переконструировав кассеты, поднять на этом же самолете 20 человек. В воздухе самолет ведет себя прекрасно: скорость не уменьшается, а остается нормальной — 170—180 километра в час.
Надо отметит, большое практическое значение подкрыльных кассет, особенно для перевозки грузов и пассажиров на Севере.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение ББК-10 » 29 Ноябрь 2016 14:06

Памятники истории Колымы и Чукотки (Сборник статей. Под общ. ред. Л. Н. Стебаковой). Магадан, Кн. изд., 1971. 205 с. с илл.; 16 л. илл. Библиогр.: с. 201-203.

ДЕРЗКОЕ СЕРДЦЕ

Т. Т. Маламуж (1901—1938) : Маламуж ТТ.jpg
Среди старых лиственниц бывшего Магаданского кладбища возвышается деревянное сооружение, четырехгранное основание которого заканчивается ступенчатой верхушкой, похожей на пирамиду. На одной из сторон памятника — пятиконечная звезда и латунная табличка. На табличке вычерчено:

МАЛАМУЖ Терентий Трофимович
15.03. 1901 год
12.09. 1938 год
Трагически погиб при авиационной катастрофе.


Терентий Трофимович Маламуж родился в 1901 году в селе Аджамка Кировоградской области. Детство его прошло в бедной крестьянской семье. Юность совпала с Октябрьской революцией и гражданской войной.
Суровая романтика военных лет увлекла Терентия Маламужа. В 1921 году он поступает в Кировоградскую кавалерийскую школу имени Буденного. И вот он — командир эскадрона в войсках Северо-Кавказского военного округа. Его посылают на ликвидацию белогвардейских банд и басмачества в Среднюю Азию.
Однажды Терентий Маламуж был свидетелем того, как басмачи в панике разбегались от советского самолета, поливавшего их пулеметным огнем. И восхищенный кавалерист решил стать летчиком.
В 1925 году он поступает в Ленинградскую теоретическую школу военных летчиков, а затем его направляют в Севастопольскую школу военно-морских летчиков. В 1930—1931 годах Т. Т. Маламуж учится в Мелитопольской школе высшего пилотажа.
В 1932 году он — командир части тяжелых бомбардировщиков в городе Запорожье, а с 1933 года — летчик-испытатель в Тушино.
Памятник-надгробие Т. Т. Маламужу. : Памятник.jpg
2 августа 1935 года Терентий Маламуж установил мировой рекорд, подняв парашютисток комсомолок А. Шишмареву и Г. Пясецкую на самолете AНT-7 на высоту 7 929 метров без кислородных приборов. Грамоту ЦИК СССР Т. Т. Маламужу вручил лично Михаил Иванович Калинин.
Работая летчиком-испытателем в экспериментальном институте ВВС, Терентий Трофимович совместно с директором этого института П. И. Гроховским переоборудовал двухместный разведывательный самолет Р-5 в десятиместный десантный.
В это же время Маламуж проводит очень смелый эксперимент:
испытание в воздухе нового оружия, впервые применяемого тогда в авиации, — огнестрельной пушки.
Терентий Трофимович принимал участие в боях с фашистами в Испании.
Когда началась грандиозная стройка на Северо-Востоке, Маламуж в 1937 году переводится на работу в Дальстрой. Он совершает выдающийся для тех лет перелет: Москва — Иркутск — река Алдан. С Алдана он перебрасывает грузы геологической экспедиции на реку Индигирку, с Индигирки прилетает в Нагаево.
Таким образом, Т. Т. Маламуж становится одним из первопроходцев воздушных трасс Северо-Востока.
На время работы в авиация Дальстроя Терентий Трофимович Маламуж совершил несколько труднейших перелетов.
Среди них полет на Чукотку. Если учесть дальность полета — 6 600 километров, отсутствие сведений о метеорологических условиях и каких-либо данных о состоянии водных посадочных площадок и технической помощи на земле, то можно представить, какому риску подвергал себя отважный летчик.
А перелет по маршруту Нагаево — Петропавловск-Камчатский и обратно на колесном самолете над бушующим морем восхитил многих видавших виды летчиков Сибири и Дальнего Востока.
Терентий Трофимович в те годы не раз пересекал недоступный Верхоянский хребет, бывал в самых отдаленных районах Северо-Востока.
12 сентября 1938 года при посадке гидросамолета у Лабуи (в районе Среднеколымска) произошла катастрофа, но время которой Терентий Трофимович Маламуж погиб.
Памятник Т. Т. Маламужу бережно охраняется красными следопытами Магаданской средней школы .№ 17. Его имя носит один из комсомольских отрядив этой школы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маламуж Терентий Трофимович (1901 - 1938)

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2017 17:12

Советская Сибирь, 1935, № 141, 2 июля.
 Советская Сибирь, 1935, № 141 (1935-07-02) Фото парашютисток.jpg
 Советская Сибирь, 1935, № 141 (1935-07-02) Награды парашютисткам.Маламуж.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения