Страница 2 из 2

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 12 Октябрь 2016 22:38
ББК-10
Все бородатые в ГУСМП известны.
Я снова про своих тараканов...
download/file.php?id=62193&mode=view
 Ландин.jpg

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 21 Октябрь 2016 13:42
semirek18
Ландин Иван Алексеевич-Командир 53-го Туркестанского АБО( Автоброневого отряда) .Приказ РВСР №50 от 1921г.-"За то ,что с 29 августа по 2 сентября 1920 г. умело руководил отрядом в боевых операциях против бухарских войск эмира и при штурме крепости города Старая Бухара,отличился стойкостью и беззаветной храбростью" Второй свой орден получил-Приказ №227 от 6.11.1922г.-..."за отличие в боях при ликвидации банды Махно на Украине с июня по август 1921г..В бою у Павловки,севернее Мариуполя,под огнем противника отбил тачанку с двумя действующими пулеметами"Фото с двумя орденами постараюсь представить. И по Ландину И А у меня вопрос к Адольфу Миловидову- было ли удовлетворено ходатайство о награждении участников экспедиции Ландина в1932-1934 гг.? С уважением Андрей

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 03 Декабрь 2016 13:31
semirek18
Хочу немного добавить по биографии Ландина Ивана Алексеевича.Родился в г.Покров Московской губернии .Участник Первой мировой войны.Член ВКП(б) с 1917 г. С 02.1918-в Красной армии ком .31-го авиаотряда ,ком. 53-го Туркестанского автоброневого отряда-участник боев под Старой Бухарой(08-09.1920),инструктор бронеотрядов Московского ВО,нач.бронесил штаба войск Бухарско-Ферганского района,слушатель Военно-воздушной академии РККА ,ком.отряда 34-авиаэскадрильи и 56 Отдельной авиаэскадрильи.С 05.1928-в долгосрочном отпуске.1931-1032-нач.Северо-Восточной полярной экспедиции Аэрофлота (обследование авиатрасс от мыса Дежнева до Тикси),1933-руководитель Западно-Таймырской экспедиции управления полярной авиации Главсевморпути .Впоследствии-нач.авиаизыскательской группы Главсевморпути .Арест 15.03.1937. Осужден ВК ВС СССР 11.01.1938 к ВМН .Реабилитирован ВК ВС СССР 28.11.1957. (Взято с сайта ЦентрАзия,Узбекистан) К сожалению фотографии с орденами Красного Знамени пока не нашел.Если у кого найдутся дополнительные материалы-буду очень благодарен.Андрей (Семирек)

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2018 21:17
ББК-10
Штрих из биографии, о котором не упоминалось: т. Ландин—строитель Омского ночного аэродрома.

Красный Север, 1928, №212
 Красный Север, 1928, №212 ЛАНДИН. Омск.jpg

Воздушная почтовая линия Москва—Новосибирск

Эта линия открыта Добролетом с 1 августа с. г. Весь путь самолет проходит в 26 час. 30 мин., при чем два участка этой линии Омск—Курган и Москва—Ковров являются ночными. Таким образом, на этой линии впервые в СССР совершаются регулярные ночные полеты. В 1929 году линия будет продолжена до Иркутска, а затем предполагается довести ее до советского тихоокеанского побережья.

НА СНИМКЕ: Погрузка сибирской почты на самолет в Омске перед отправлением в ночной полет на Москву. (Снимок сделан при свете костров). В КРУГУ: т. Ландин—строитель Омского ночного аэродрома.

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 05 Ноябрь 2018 21:31
ББК-10
ББК-10 пишет: viewtopic.php?f=8&t=2939&p=72158#p66764

Все бородатые в ГУСМП известны.
Иван Ландин – герой освоения Арктики, давший в 1933 году острову имя газеты «Правда Севера»

У этой справки Аветисова счастливая судьба. Помещённая на форуме «Полярная почта», она пополнилась новыми фактами биографии Ландина, которые сообщали и россияне, и жители других стран. Например, Борис Максимаджи из Никарагуа, назвавшийся племянником Ландина. Но даже и те крупицы биографии Ивана Алексеевича, что стали известны сегодня, позволяют считать его героем и Гражданской войны, и освоения Арктики!

 zo3f.jpg
Р. Л. Самойлович, директор Всесоюзного арктического института (третий справа в нижнем ряду) с соратниками. Иван Ландин – третий справа в верхнем ряду

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 06 Ноябрь 2018 14:06
ББК-10
Леонид Бойко пишет: http://pravdasevera.ru/society/-1atjvoez
"А пока хочется, чтобы наследники полярников 1930‑х годов просмотрели фотоальбомы своих дедов и прадедов. А вдруг на одной из подписанных фотографий окажется и портрет Ивана Алексеевича Ландина? Кроме моряков «Белухи» и спасших их моряков «Аркоса», такие фотографии могут оказаться и в других семьях. 15 октября 1933 г. «Правда Севера» сообщала: «13 октября «Сибиряков» вышел с Юшара в Архангельск. На борту находятся пассажиры «Аркоса» и «Седова», экспедиция и команда затонувшей «Белухи». Выходит, и в семьях сибиряковцев, и в семьях пассажиров «Аркоса» и «Седова» 1933 года могут оказаться такие фотографии."


В этом отчете наверняка имеются фотографии всех участников экспедиции и не только их:

Сводный отчет Западно-Таймырской экспедиции Управления воздушной службы Главсевморпути за 1933 год по основной деятельности с приложением фотоснимков, схем и карт
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1095. Всего 729 листов.

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 09 Ноябрь 2018 19:44
ББК-10
Леонид БОЙКО пишет:
Леонид БОЙКО
Иван Ландин – герой освоения Арктики, давший в 1933 году острову имя газеты «Правда Севера»

В период до 30-х годов информации о работе Ландина не найдено.


Искал "не бойко" :)


Ковалев Сергей Юрьевич пишет: https://www.proza.ru/2018/07/04/1854
Хроника больших советских перелетов 1925 - 1941

К концу января все подготовительные работы были закончены, и в понедельник 2-го февраля, в 12 часов дня, с Центрального аэродрома в Москве вылетели два «Юнкерса» F.13. Первый самолет отправился по маршруту Москва – Рязань – Пенза – Самара – Оренбург – Уральск – Покровск – Тамбов – Москва. Второй – под красноречивым названием «Лицом к деревне» – по маршруту Москва – Вологда – Котлас – Вятка – Пермь – Уфа – Казань – Сормово – Москва. Экипажа этого самолета состоял из летчика В.Б. Копылова и механика А.С. Клочко*, а также представителей ОДВФ И.А Ландина и Силина.


Примечание: * - Клочко Харитон Спиридонович


По кирпичику пробел заполняется. Чуть ранее была заметочка про Омский аэродром в 1928 г.

Красный Север, 1925, №31
 Красный Север, 1925, №31 агит-полеты Вологда_Ландин.jpg

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 17 Декабрь 2018 22:40
Борис Дворкин
Фото Ландина из фильма о ЗТЭ на Белухе

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 17 Декабрь 2018 22:43
ББК-10
Можно племяннику сообщить о находке!
:good:

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 17 Декабрь 2018 22:50
Борис Дворкин
Конечно

Неизвестные герои Севера. Николай Евгенов.

СообщениеДобавлено: 18 Декабрь 2018 03:44
maksim1961
Борис Дворкин пишет:кадр из фильма о Белухе


Здравствуйте, уважаемый Борис и все, кто неустанно занимается поисками подробностей жизни Ивана Алексеевича Ландина. Когда я получил сообщение о том, что найден фильм о И.А.Ландине, у меня навернулись слезы. Хотя я никогда не видел Ивана Алексеевича, он был расстрелян за восемь лет до моего рождения, но порядка 20 лет прожил вместе с его вдовой Августой Семеновной Ландиной, родной сестрой моей мамы, пока не получил отдельную квартиру. Я помню, как ей, после освобождения, было запрещено появляться в Москве и она тайком иногда приезжала в свою бывшую квартиру на ул. Горького, в которую после их ареста вселили еще две семьи работников органов. Моя мама, бабушка, а потом и я жили в самой маленькой комнате. Августе Семеновне разрешили жить в деревне Дворики, недалеко от нынешнего Сергиева Посада. Когда она смогла вернуться в Москву, то часто рассказывала мне, как вместе с мужем, в составе бронеотряда участвовали в боях. К сожалению, она вернулась инвалидом первой группы. Как-то ей посоветовали попробовать оформить пенсию по потере мужа, но в списках Главсевморпути нашелся только какой-то другой Ландин, рядовой инженер, пенсия за которого была бы меньше, чем ей платили за инвалидность. Как-то, случайно она увидела в газете фамилию бывшего ординарца мужа, который на тот момент, в 70-е годы, стал академиком. К сожалению, забыл его фамилию. Написала ему, он ответил, сообщил, что болеет и живет за городом и как только приедет в Москву, обязательно заедет и поможет, но вскоре он скончался. Я специально извлекаю из памяти такие подробности, видя, как казалось бы посторонние люди скрупулезно выискивают все детали жизни Ивана Алексеевича.
Низко кланяюсь Вам за это. Огромное спасибо, пусть Ваши поиски всегда будут заканчиваться успешно и желаю Вам счастья!
К сожалению, я живу далеко от России и много документов пропало во время переезда. Как мне рассказывала мама, было много фотографий, связанных с Севером, но во время войны мама с первых дней войны ушла на фронт, а бабушка одна оставалась в Москве, и т.к. из-за того, что дома не отапливались, и сосульки висели по углам комнаты, она пользовалась буржуйкой и согревалась всем, чем было можно, в том числе фотографиями.
Еще раз всем большое спасибо. Один вопрос. Где можно будет посмотреть этот фильм?

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 18 Декабрь 2018 20:10
Борис Дворкин
Борис, здравствуйте. К сожалению, этот фильм посмотреть очень сложно. Он находится в Красногорском архиве кинофотодокументов. Мы наткнулись на него в поисках материалов о другом полярнике - Николае Евгенове. Этот материал не войдет в наш фильм, т.к. не связан с историей Евгеновва. Но, поскольку наш проект в перспективе предполагает рассказ и о других малоизвестных покорителях севера м.б. со временем мы дойдем и до Ландина. Вот еще одно фото, которое я сделал с экрана просмотрового стола. Извините, что пока не могу сделать большего.

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 28 Март 2021 13:24
ДВК_77
В журнале "Наши достижения" за 1931 г. в №3 помещена статья И. Ландина "Самолёт над Камчаткой". В статье есть фотография "Привал топографов", один из людей на этой фотографии похож на Ландина (второй справа).

Номер журнала в НЭБ - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_60000285862/

Ландин Иван Алексеевич (1897–1938)

СообщениеДобавлено: 29 Март 2021 19:16
ББК-10
В статье есть фотография "Привал топографов", один из людей на этой фотографии похож на Ландина (второй справа).
 4444.jpg
БОРОДА и ЛАНДИН - близнецы-братья - кто более матери-истории ценен?

 Ландин - 0001.jpg
ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО
САМОЛЕТ НАД КАМЧАТНОЙ

И. ЛАНДИН
Это об изведанном маршруте Москва-Камчатка.
В звене нас — шесть. Еще вчера мы не были знакомы друг с другом. Сегодня в возбужденной беседе незримо выковывается дружба. Наш разговор необычен, как необычна даль, куда идем. Надо проложить воздушный путь по восточному побережью Камчатки — в отверженной стране вечных мерзлот. Вот почему порывист наш говор, вот почему сомнения одного тушатся верой другого. Надо скоро, надо сейчас — слишком долго ожидал этот край.
В путь!
Рокот поезда как-то сразу прочертил грань между вчерашним и завтрашним. Лица стали строже...

БОГАТСТВА МЕРЗЛОЙ ЗЕМЛИ
Мал и убог столичный город Камчатки — Петропавловск. Не похож он на центр страны в несколько сот тысяч квадратных километров. Не город, а музей, если присмотреться повнимательнее. В нем встретились эпохи.
Замшелый быт уходящих людей, в былом — прожженных колонизаторов, колется, как весенний лед, под напором нового — советского. Крепчает прибой социализма — неугомонны люди с материка.
Вот и наше звено — в Петропавловске. Разведчики воздушных путей, мы пока что прочно увязли в грязи камчатского бездорожья.
[64]

 Ландин - 0002.jpg
Грязь, действительно, баснословная, но приятно стоять в ней минуту - две, пока не проковыляют мимо нас три неуклюжих трактора — первые вестники индустриального будущего этой окраины.
Встречи... Пожатия рук. И мы любуемся энтузиастами края — пионерами строительства.
Как удивительна должна быть эта страна, если ее познать! Она охватывает огромную территорию до одного миллиона кв. км. Четыре пятых ее границ омывается морями, мало благоприятными для кораблевождения. Внутренние сообщения совершенно не развиты: сухопутных дорог нет, исключая мед-вежьих троп, которыми подчас и пользуются люди. Основа сухопутных сообщений зимой — собаки и олени. Реки Анадырь, Камчатка и Пенжино используются как водные пути только в некоторой своей части, да и то в короткие летние месяцы.
Пересеченный рельеф — бесконечное число холмов, гор (сопок) — еще больше затрудняет развитие дорожного строительства в этом крае.
Вот и здесь, в месте нашей первой остановки, с одной точки мы видим четыре вулкана, океан и хрустальную бухту в рамке города. Нас спрашивают камчатские товарищи: -
— Знаете ли вы, что о Камчатке написано до трех тысяч томов на русском и около двух тысяч — на иностранном языках?
Не знаем, но верим. О Камчатке можно написать и еще больше.
От Петропавловска до Уэллена 13°10" — свыше 1 400 км. На юге — солнце, весна, а север еще спит во льдах. Бесконечные сопки, хребты гор переплелись в чудовищном беспорядке. Только социалистические темпы могут сделать дорожной эту страну, победив сопки, тундровые почвы, пурги и мороз. Край суров. Он испытывает на себе всю невыгодность разноречивого влияния громадных массивов суши и океана. Человеку трудно жить на Камчатке. Вот почему, раскинувшись на миллион квадратных километров, имеет этот край плотность населения в среднем 0,02 — 0,03 человека на кв. километр. Один человек на 50 кв. километров!
Сравнительно гуще население южной части Камчатки. Вдоль берегов и по долинам рек расселилась главная масса камчатских жителей. Население разнородно по националь-
[65]

 Ландин - 0003.jpg
ностям, но в силу равных условий борьбы за существование имеет много общего.
Основное камчатское население живет на громадных пространствах небольшими племенами. И разобщенность, так же, как и суровый климат, сильно мешает развитию страны.
Убог, первобытен быт коренных жителей — этой человеческой основы края. И все же они преодолели и климат, и бездорожье, чтобы жить и не вымереть окончательно. Надо дать населению Камчатки совершенные орудия производства, нужно вооружить их технически, чтобы жизнь Камчатки слилась с жизнью всего Союза ССР.
Мы бедны, но мы даем Северньм национальностям много больше, чем наши американские соседи дают своим вымирающим племенам. Мы даем винтовку, основу благосостояния местного населения. За одного песца сибирский охотник может получить в советских условиях винтовку. А в это время на Аляске американские колонизаторы ставят винтовку на приклад и ждут, когда она до мушки будет вся обложена песцами. Тогда меняют.
Богата Камчатка. Но естественные богатства Камчатки никогда не будут разработаны одним только коренным населением без поддержки материка. Поэтому колонизация края — первоочередная и насущная задача.
По пятилетке на Камчатку завозится до 140 000 человек, умеющих пользоваться современными орудиями промысла и производства. Уже в 1931 г. прибудут в край первые 23 000 человек.
Глубоко ошибается или сознательно вредит тот, кто откладывает освоение и развитие наших далеких окраин до «определенного времени» или, что еще хуже, вовсе выключает окраины из планового развития экономики Союза, доказывая невозможность реализации их ценностей по причине «громадных расстояний и климатических условий».
Это неверно ни политически, ни экономически.
В свое время Геродот так же говорил о Крыме и Украине, как о «холодном негостеприимном севере». С еще большим ужасом поэт Овидий вспоминал о климате нынешней Румынии. Так же «скверно» отзывались римские поэты о климате Франции и Бельгии. Все это говорит о том, что человечество, двигаясь с юга на север, непрерывно осваивает новые территории и приспосабливается к более резким климатическим условиям.
Экономическое отрицание Камчатки маловерами — несостоятельно. Камчатка без преувеличения по своим ценностям может быть названа страной валюты.
Только на Урале можно встретить подобное разнообразие горных ископаемых.
Золото, платина, серебро, свинцовая и цинковая руда, молибденовый блеск, железные и медные руды, ртуть, олово, слюда, асбест, сера, гипс, плавиковый шпат, соль, графит, янтарь, драгоценные камни, уголь, нефть, — не перечислить всего, что скрывает в своих недрах мерзлая камчатская земля.
А над землей — леса. 1 500 000 га деловой древесины, которую предстоит использовать на месте — для нужд камчатского строительства.
Но главное богатство Камчатки — его живая природа: зверь и рыба. Киты, кашалоты, моржи, нерпы, сивучи, белухи, выдра, морской котик, лахтаки — в море; соболь, горностай, песец, рассомаха, волк, медведи бурый и белый, лисица — в лесах — густо, куда гуще человека! — заселили край и не хотят потес-ниться.
Особо стоит оленеводство (до 700 000 голов), с богатой продукцией шкур и мяса, без которых немыслима жизнь на севере.
Еще даже не исчислены безмерные богатства рыбных сплошняков камчатских вод. Лосось, кета, красная чавыча, кижуч, горбуша, сельдь и треска — при умелой эксплоатации обогатят край.
При этом не исключена возможность развития в этом крае сельского хозяйства и скотоводства. В долине реки Камчатки при мичуринском упорстве можно добиться произрастания даже зерновых культур.
И среди этих богатств Камчатки человек пока живет в обстановке убогого быта! Отсутствие путей сообщения — вот корень всех бед. Наши пароходы за короткий навигационный период не всегда успевают пробраться к северным точкам через льды, которые наносятся из Берингова пролива. Перевозка вьюками — это несерьезно. Езда на собаках зимой при наших темпах строительства — спорт. Темпы не позволяют ждать и прокладки железнодорожных путей, ибо это дело — длительное и дорогое. Да и самое строительство этих дорог потребует в свою очередь каких-то средств сообщения и связи.
Остается — самолет.
Большое количество инженерно-технических кадров потребует быстрых перебросок с материка в любой пункт Камчатки.
Проведение различных кампаний, съездов, конференций, наконец, связь с районами —
[66]

 Ландин - 0004.jpg
потребуют самолетов. Вести о международных и внутрисоюзных событиях приходят в настоящее время с большим опозданием и в искаженном виде. Самолет будет догонять события.
Своевременный вывоз пушнины на международный рынок может быть совершен лишь с помощью самолета. Возросшее число почтовой корреспонденции в связи со строительством фабрик и заводов, так же, как и перевозка приборов, инструментов, деталей и запасных частей, также вызовут большую загрузку самолета.
Сегодня Камчатка не имеет еще верной карты. А без нее нельзя серьезно, по-деловому, осваивать край, заселять его и производить какие-либо строительства. Для создания карты Камчатки мы должны прибегнуть опять-таки к помощи авиации. Никак нельзя согласиться со старыми методами кар-тографической съемки, которая заняла бы очень длительный срок.
Рациональная организация китобойного промысла и промысла другого морского зверя нуждается в привлечении для разведки самолетов.
Фрахт японского судна в 4000 т обходится сейчас в сутки 800—1 000 иен 1. Воздушная разведка льдов сократит количество рейсов судов, а этим самым — сохранит валюту.
Розыск затерявшихся экспедиций, помощь пароходам, затертым льдами, тушение лесных пожаров, розыск отбившихся оленьих стад — все это доступно самолету при должной орга-низации авиолиний.
С постройкой линии Охотско-Камчатского побережья мы замкнем Трансевразийский воздушный путь. В общей цепи индустриализации Союза прибавится еще одно мощное звено.
Вот почему изыскание этого пути есть дело чести. Вот почему всякий план кажется малым. Хочется лучше, больше, прочней и безопаснее построить этот путь. Там, на западе, в странах капитализма все проекты строительства основаны на расчете — «сейчас, но побольше». Впереди этих людей нет гря-дущих тысячелетий новых строительств, как позади их — нет борьбы за социализм.

1Иена — японск. денежная единица, равна 96, 8 к.
[67]

 Ландин - 0005.jpg
В РАЗВЕДКЕ
И вот уже закончены изыскания воздушных путей по побережьям Охотского и Берингова морей.
Специальные воздушно-изыскательские экспедиции проделали в течение навигационного сезона путь по маршрутам: первый — Николаевск на Амуре — Охотск — бухта Ногаева — губа Ямская и далее на Хайрюзово, на Усть-Большерецк; и второй — Петропавловск — Усть-Камчатск — бухта Корфа — Анадырь — б. Провидения — Уэллен.
Плывут дни. Второй месяц нас баюкает море. Рождаются здесь у человека большие мысли. До чего же велик и необычен наш край? Нам ли, людям многих боев, видевшим большие дали, удивляться? Учит бой холодной мудрости. Сурово лицо человека, видевшего смерть.
Почему же тогда не сходит с наших лиц изумление, гнев, радость? Почему, подчас в нечеловеческой усталости, мы как будто черпаем отдых?
Это потому, что крепит человека борьба.
Чем шире ее горизонты, тем больше человеческая мощь.
Здесь, на Дальнем Востоке, может быть, как нигде чувствуешь, что свершонное нами — тобою — есть только часть. Ползая по сопкам, купаясь поневоле в ледяной прибойной волне, спешат люди к выполнению плана.
План — родное энтузиастам нашей стройки слово. Каким неожиданным смыслом наполняется оно в дебрях наших окраин... Это было в Заливе Креста. Проскакав по тундровым кочкам многие километры, подъехали к фактории. Сложили с усталых плеч тяжелые инструменты. От долгожданного облегчения хочется прыгать и плясать. Ввалились в факторию. Встреча радостная, отвыкли люди от родного говора. Разбились по группам, разговоры, чай.
Ей лет эдак шесть — дочурке заведующего факторией. Подружились сразу.
— Дядя, что же это такое? — спрашивает, показывая затрепанный детский журнал «Мурзилку».
— Это, детка, трамвай.
— Это мне и мама говорила, что трамвай,
[68]

 Ландин - 0006.jpg
да и я умею читать. А ты объясни мне, что такое трамвай?
Но как объяснишь ей, человечку, родившемуся среди тундры и живущему ее образами? А девочка не унимается:
— А промфинплан — что это, дядя? Это тоже большое? Как трамвай?
— Да, детка, очень большое...
— Что, — больше оленя? Больше сопки?
— Еще больше, детка, — он большой, большой. Он хороший, этот промфинплан!
... И вот он выполнен. Разведана и заново расчерчена пустая до сих пор карта авионавигации Камчатского севера.
Трудно говорить о метеорологических условиях навигации на крайних точках нашего северо-востока. Не полученные в разведке данные уже позволяют нам сделать теоретические обоснования возможных: погод. Наиболее благоприятное, казалось бы, время года- лето богато туманами, особенно в южной части побережья Камчатки. Это совершенно понятно, так как воздушные токи восточных ветров, насыщенные влагой, стремясь из областей высокого давления к областям минимумов, встречают по пути гряды сопок, охлаждаются и образуют туманы. Эти туманы
являются гласным врагом не только самолетовождения, но и кораблевождения.
Ранняя весна и поздняя осень Охотско-Камчатского побережья богаты бурями, в которые попет хотя и возможен, но чрезвычайно тяжел.
Ко всему этому нужно добавить, что между Петропавловском на Камчатке и Уэлленом — 13° 10", т. е. свыше 1 400 км. Естественно, что и это огромное расстояние затрудняет полеты: когда на Камчатке — полая вода, пригодная для посадки гидросамолетов, в районе Анадыря — грубый торосистый лед, исключающий всякую возможность посадки.
Севернее бухты Провидения полетам будет, кроме того, препятствовать полярная ночь.
Не менее серьезные препятствия встречаются в области строительства, обеспечивающего нужды авиолинии.
До широты острова Карагинского постройкам ангарного типа мешают колебания почвы, производимые вулканами. От широты залива Корфа и севернее — область вечной мерзлоты с явлениями выпучивания почвы.
Постройки на всем побережьи должны быть рассчитаны, помимо всего, на большие снеговые и ветровые нагрузки. Трудности выра-
[69]

 Ландин - 0007.jpg
стают еще и в связи с тем, что все строительство на Камчатку завозится с материка в рубленом виде, причем в ряд мест, как например в Уэллен, даже в навигационное время не каждый год возможно забросить эти материалы.
Помимо основных видов авиостроительства нуждается в особом внимании и вспомогательное строительство. Те радио- и метеостанции, которые имеются на Камчатке, не только никак не обеспечивают нужд авиации, но и запросов кораблевождения, промыслов и колонизации.
Основной гарантией безопасности самолетовождения в условиях камчатского побережья является изучение всех видов водоемов, пригодных для посадки гидросамолетов. Совершенно исключается возможность посадки в прибойной полосе. Даже в безветрие здесь гонит большие волны «накат». Так называется отголосок штормовых ветров, которые перед этим раскачали большие глубины. При посадке в прибойной полосе невозможно произвести ремонт самолета и очень трудно удачно закончить взлет. Всякое же промедление может привести к штормовой погоде и неизбежной аварии.
Совсем иначе обстоит дело с посадкой в лагунах горных рек и в бухтах камчатского побережья. Сюда не доходит волнение моря и самолету не грозят здесь большие опасности.
Наилучшими водоемами с точки зрения авионавигации являются озера, но их, к сожалению, на Камчатке немного.
Мы, не сгущая краски, установили, с одной стороны, объективный прогноз тяжелых условий строительства и эксплоатации намеченных линий и, с другой стороны — их абсо-лютную необходимость.
— Какие же реальные ресурсы имеются у нас для преодоления неблагоприятных условий?
Первое, что обеспечивает безопасность авиодвижения — это густота промежуточных гидроплощадок. На сегодня мы имеем посадочные площадки, изысканные в 60—70 километрах одна от другой. Это гарантирует благополучный спуск самолета, как при порче мотора, так и в случае неблагоприятных погод.
Многомоторные самолеты большого радиуса действия с приборами для вождения в тумане, радио для связи — дадут не меньшую гарантию безопасности самолетовождению. Такие многомоторные самолеты уже имеются.
Наилучшим типом самолета для работы в приполярных условиях будет амфибия, делающая подъем и посадку с одинаковым успехом и на снег и на воду. Амфибия позволит нам с полой воды в Петропавловске садиться на заснеженный лед в б. Корфа, если лед будет лежать цельным полотном.
Все эти сведения, выявленные разведкой прошлого лета, ложатся в основу строительства новых авиолиний далекого севера-востока. Дело находится на новом, более высоком этапе. Скоро полетят самолеты над морем к мерзлым, но бесконечно богатым камчатским землям!
Новые воздушные пути пройдут от Усть- Камчатска (по долине реки Камчатки) до Петропавловска и от него до Усть-Большерецка (район колонизации); от Уэллена по побережью Северно-Полярного моря до Колымы (с тем, чтобы впоследствии связаться с Мурманском), по рекам Анадырь и Пенжино.
На крыльях самолета мы принесем камчатскому населению социалистическую культуру и через Берингов пролив братским народам Америки протянем дружескую руку.
[70]

 Ландин - 0008.jpg
Север зовет. Север требует исключительных темпов.
Мы сорвем маску неприступности с севера. И в голове наших рядов будет итти советская авиация.
Задача выполнена. Советские моряки не обманули. Они дали нам возможность выполнить задачу.
Вот теперь от всего пережитого чувствуем безмерную усталость. Теперь мы смеем хотеть всего, чем богат наш нехитрый жизненный уют. Наша каюта кажется нам какой то необжитой, чужой, —хотя пять месяцев живем в ней, и раем казалась она еще вчера, когда измученные валились на узкие койки.
Задумчив взор товарища, глядящего на фотографию мамы. Старательно снимает какие- то паутинки другой мой спутник с фотографии любимой. В изгибе спины лежащего ничком чувствуется напряженность — так лежат, когда упорно думают...
Смеркается... Все на палубе... Зрелище необычно. Задымила, запламенела Жупановская сопка. Все покрылось легким налетом серы. Уходим от этого салютного факела стихии.
Ночь... Никто не спускается в каюты. Скоро Авачинская бухта — Петропавловск.
И вот — с правого борта огни. Много огней. Да, полно, — есть ли такие города, где так светло ночью? Города не видно из-за этой завесы света.
Воображению кажется он каким-то необыкновенным — необыкновенные там должны быть люди. Хорош Петропавловск с моря, когда возвращаешься к нему после долгих месяцев борьбы и усталости.
Теперь за стройку! Север зовет, пожалуй, держит. И мы вернемся туда! Не от людей, а к людям пойдем, чтобы творить. Шумом моторов будить оледенелый край! На крыльях принесем культуру и наше советское счастье!
[71]