Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение account-788 » 02 Март 2010 18:20

 В И Соколов.jpg
Соколов Владимир Иванович (28.05.1908 - 07.10.1941).
Основатель и начальник п/с о.Котельный в 1933-1938 годах.
Фото из семейного архива.
account-788
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Март 2010 10:00

Попов С.В. Морские имена Якутии. Очерки по топонимии морей Лаптевых и Восточно-Сибирского.
– Якутск: Кн. Изд-во, 1987-168 с., ил. 45 к. 10000 экз.

Река Соколова на острове Котельном напоминает нам о первом начальнике полярной станции на этом острове Владимире Ивановиче Соколове. После окончания Ленинградского университета он геоморфологом участвовал в Нижне-Ленской экспедиции. На следующий год ему Якутским гидрометеорологическим институтом было поручено организовать полярную станцию на острове Котельном. В 1932 году «А. Сибиряков» перебросил из Тикси на полярную станцию на мысе Шалаурова 7 тонн грузов для нее. Весной следующего года В. И. Соколов с помощью метеоролога Н. П. Дудкина и четырех каюров часть снаряжения переправил на остров Котельный.
Место, намеченное для станции, было голым и пустынным. Даже промышленники забредали сюда редко. Гидрометеорологические наблюдения начали сразу же, лишь после этого стали собирать плавник для строительства. За лето кое-как срубили небольшой домик, баню, произвели съемку окрестностей. Однако многого не хватало, а в апреле 1934-го съели последний сухарь, и пришлось на собаках выехать на материк.
Через полтора года Соколов с восьмью человеками вернулся на станцию. Правда, шхуна «Ленсовет» опять не смогла доставить половину имущества станции, теперь же зимовщиков на Котельном ждала не только ледяная пустыня, но и построенные ранее строения. Строить в тот год пришлось много: четыре дома, склад, хлев, погреб, две 25-метровые мачты. Владимир Иванович был замечательный человек. Исключительная энергия и деловитость в нем сочетались с природной мягкостью и тактом в отношении к окружающим. На станции у Соколова всегда царила творческая и доброжелательная атмосфера. Он умел зажечь людей мечтой, поднять на преодоление трудностей. На станции принято было жить с прицелом на будущее. Но случалось всякое.
Так, в 1936 году станция осталась без радиосвязи. По вине неквалифицированного радиста аккумуляторы залили соляной кислотой вместо серной, а последнюю вообще не завезли. Соколов на собаках бросился за 600 километров на ближайшую станцию за помощью. Но тут обнаружилась профессиональная непригодность механика. Владимир Иванович снова на четырех собаках отправился за помощью. Однако резервный радиопередатчик на полярной станции Мыс Кигилях оказался неисправным. Радиосвязь удалось восстановить лишь осенью, когда капитан шхуны «Темп» В. К. Жуков уступил свою судовую рацию и оставил на станции судового радиста А. П. Бабича.
Большая дружба связывала Соколова с местными промышленниками-якутами. Он очень уважал, как пишет, «тяжелую, часто связанную с риском, самоотверженную работу промышленников. Поэтому их встречали всегда с радостью, они были на зимовке желанными гостями... Они многому у нас учились, многое перенимали. Вскоре якутские урасы с земляным полом и наклонными стенами стали заменяться рублеными избами.
по типу зданий станции. В станах появились табуреты, хорошие столы. На южном берегу Котельного промышленники выстроили баню» *.
* Соколов В. Три года на острове Котельном М., 1939, с. 31, 32.

Намечавшаяся на лето 1937 года смена личного состава не состоялась, так как ехавшие на смену люди оказались в дрейфе на ледокольных пароходах «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин». Соколов остался на станции с радистом Бабичем, механиком Беном и каюром Гороховым, остальные выехали на материк. Хотя Соколова заверили, что его станция при вывозе людей с дрейфующего каравана будет вспомогательной, он, привыкший жить с запасом прочности, все-таки исподволь начал подготовку к приему самолетов. И оказался прав.
Когда неожиданно поступило указание выпечь тонну хлеба, у Соколова уже был значительный запас. Не застала его врасплох и неожиданная команда принять самолеты с людьми. В отдельные дни население станции вырастало до 150 человек. И всем находилось место, всех кормили горячим обедом. С помощью тройных нар использовали всю кубатуру имеющихся помещений. Пищу готовили на всем, что можно было использовать, в ход пошла даже фотолабораторная посуда. Покидая станцию, полярные летчики Алексеев, Головин и Орлов выразили «глубокую признательность за казавшийся невозможным прием и размещение». В своем приветствии летчики писали: «Мы видим в вас подлинных борцов за освоение Советского Севера, скромно, без шумихи делающих великое дело».
Летом 1938 года Соколов, не дождавшись смены, отпустил товарищей по зимовке на материк. Он приготовился к четвертой зимовке, когда прибыла смена, и ему удалось выехать на пароходе «Моссовет». В последующем В. И. Соколов несколько лет возглавлял отдел морской гидрологии Арктического научно-исследовательского института. В 1940 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени и значком «Почетному полярнику». Несмотря на сильную близорукость и освобождение от военной службы, он с присущей ему настойчивостью добился в первые же дни Великой Отечественной войны отправки на фронт и погиб осенью 1941 года при защите Петродворца на ближайших подступах к Ленинграду.

В смену В. И. Соколова на Котельном появилось новое название залив Стахановцев Арктики. Поименно все они перечислены в приказе по Главсевморпути № 236, который начинался словами: «За отличные образцы стахановской работы, за образцовую постановку хозяйства в 1938 году на полярной станции острова Котельный, что выдвинуло эту станцию на одно из первых мест среди других, награждены значком «Почетному полярнику» следующие работники полярной станции острова Котельный:

1. Соколов Владимир Иванович — начальник полярной станции;
2. Бабич Александр Павлович— ст. радиотехник;
3. Бем Борис Евгеньевич — ст. механик;
4. Авгевич Витольд Иванович — геодезист;
5. Дудкин Николай Павлович — метеоролог;
6. Селезнев Григорий Семенович — плотник» *.


* «Советская Арктика», 1939, № 4, с. 111.

В приказе не назван помощник В. И. Авгевича по съемке острова Котельного каюр-якут З. З. Горохов — тогда этот значок считался ведомственной наградой и им награждались лишь работники Главсевморпути. Они выполнили 475 километров съемки побережья. Спешивший для поступления в Московский институт инженеров геодезии, аэросъемки и картографии Авгевич сел на «Г. Седов» и оказался на зимовке во льдах. Весной 1938 года он уже как пассажир самолета снова прибыл на станцию. Этот интереснейший человек до зимовки на Котельном три года работал в экспедиции И. А. Ландина на «Пионере» и много сделал для картографирования Восточного сектора Арктики, а имя его оказалось увековеченным на западе Таймыра в названии небольшой бухточки Витольда.
О результатах работы Авгевича Соколов пишет так: «Съемка побережья острова Котельного существенно изменила прежние представления о его очертаниях, дала ценный материал для работы по освоению этого района Советской Арктики. В 25 километрах от станции была обнаружена замечательная по своим очертаниям бухта, хорошо защищенная от ветра. Бухта «Темп» оказалась вполне пригодной для стоянки морских судов. 'В 1938 году здесь шесть суток отстаивался пароход «Моссовет». Были проведены промеры обширной бананообразной лагуны Станции. Летом 1938 года эта лагуна служила базой для самолета полярного летчика Купчины. Дважды на лагуне Станции совершал посадку самолет Героя Советского Союза Головина»*.
* Соколов В. Три года на острове Котельном М., 1939, с. 26.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Котельный

Сообщение Alexander Belov » 03 Март 2010 10:00

Странно, но начальником полярной станции на о. Котельном во время вывоза людей с "Седова", "Садко" и "Малыгина" в книге С. Морозова "Они принесли крылья в Арктику" назван радист С. Бабич...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Остров Котельный

Сообщение account-788 » 03 Март 2010 10:00

С.Морозов ошибся. Видимо потому, что все радиопереговоры с участниками дрейфа и лётчиками-спасателями вёл радист Бабич, он и запомнился им прежде всего. Вклад Александра Павловича Бабича действительно чрезвычайно высок и не ограничивается одной лишь работой на радиостанции.
Но организатором и руководителем всех работ являлся начальник полярной станции В.И. Соколов.

Книга создавалась спустя много лет после описываемых в ней событий, поэтому не удивительно, что память их участников могла подвести.
account-788
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2016 09:25

 1956.970x0.jpg
Автор: Владимир Соколов
Название: Дневник Соколова, основателя полярной станции на острове Котельный, 978-5-98797-110-9
Издательство: Паулсен
Дата издания: 2015
ISBN 978-5-98797-110-9
Количество страниц: 504 стр.
Переплёт: Твердый переплет, суперобложка
viewtopic.php?f=39&t=4367&p=61495#p61495
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2016 09:43

50669058
Донесения о безвозвратных потерях № 35974 от 14.12.1942
Название части ГУК НКО

 058-0818883-0609-00000074.jpg
 058-0818883-0609-00000076.jpg

50743777
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Соколов
Имя Владимир
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Последнее место службы 204 сп 10 сд
Воинское звание политрук
Причина выбытия убит
Дата выбытия 07.10.1941
Место выбытия Ленинградская обл., п. Просвещения
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 609
 058-0818883-0609-00000078.jpg
 058-0818883-0609-00000079.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2016 09:51

9351165
Приказ об исключении из списков № 29 от 12.01.1943
Название части ГУФ и УВ КА

9351321
Информация из приказа об исключении из списков
Фамилия Соколов
Имя Владимир
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1908
Последнее место службы 10 сд 204 сп
Воинское звание политрук
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 07.10.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 56
Номер описи источника информации 12220
Номер дела источника информации 84
 056-0012220-0084-00000154.jpg
 056-0012220-0084-00000173.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2016 10:48

Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.102.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1931, с.102 СОКОЛОВ.jpg
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В УСТЬЕ ЛЕНЫ

В половине мая отправилась из Ленинграда экспедиция Арктического института, имеющая главным заданием геологические исследования в районе нижней Лены и Хараулахского хребта; в частности, на экспедицию возлагается выяснение запасов и качества каменных углей в месторождениях нижней Лены. В состав экспедиции входят: начальник экспедиции, геоморфолог В. И. Соколов, топограф Г. А. Войцеховский, коллектор и моторист. Из Якутска экспедиция выедет на пароходе, совершающем рейсы в дельту р. Лены, до Булуна. Дальнейшие передвижения будут совершаться при помощи моторного катера, имеющегося в распоряжении экспедиции, и на оленях. Возвращение личного состава в Ленинград ожидается в ноябре с. г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 29 Август 2016 16:10

Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.1.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.1 Соколов.jpg
НИЖНЕЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

После почти восьмимесячного отсутствия, 26 декабря 1931 г. в Ленинград возвратилась Нижнеленская экспедиция Арктического института.
Прибыв в Булун 27 июня с. г. и разделившись здесь на два отряда, речной и оленный, экспедиция приступила к работе. Речной отряд, в составе геоморфолога и начальника экспедиции В. И. Соколова, моториста В. Э. Петерсена и рабочего Ф. Г. Черезова, на моторном боте „Выдвиженец”, ведя геоморфологические и геологические работы, прошел по маршруту: Булун — о-в Столб — залив Неелова (320 км). Кроме того, по просьбе директора Якутского Гидро-метеорологического института С. В. Шимановского, был посещен о-в Сагастырь (150 км к северу от о-ва Столб), где в текущем году намечается постройка метеорологической станции, для участия в работах Второго международного полярного года.
Выяснилось, что от существовавшего здесь еще в 1921 г. здания полярной станции (организованной Русским Географическим обществом еще в Первом международном полярном году) ничего, кроме трех венцов сгнившего сруба, не осталось, и, таким образом, здание станции придется строить заново.
Оленный отряд, в составе зоолога В. И. Ушакова, геодезиста Г. А. Войцеховского и трех проводников-тунгусов, совершил тяжелый переход по горам из Булуна в дер. Кумах-Сурт, где, оставив для работы в окрестностях зоолога и заменив утомленных оленей свежими, направился в залив Неелова для встречи с речным отрядом. Здесь, приняв в свой состав геоморфолога, отряд новым маршрутом вернулся в Булун.
Кроме геоморфологических и геологических наблюдений, а также палеонтологических сборов, велись наблюдения над вечной мерзлотой почвы и над температурой и влажностью воздуха. Произведено около 500 км маршрутной топографической съемки, с барометрическим нивелированием и определением астрономических пунктов (определено 3 пункта).
Собраны гербарий, коллекция птиц (около 100 экз.) и млекопитающих (главным образом грызунов), взято большое количество образцов планктона. Возвращение экспедиции — часть пути пришлось пройти по зимнему пути — продолжалось три месяца.
В. СОКОЛОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Соколов Владимир Иванович (1908 - 1941)

Сообщение ББК-10 » 27 Февраль 2017 19:30

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения