Страница 1 из 1

Гудкович Залман Менделеевич (1925-2014 )

СообщениеДобавлено: 05 Февраль 2010 12:05
SVF
Сегодня, 5 февраля 2010 г. исполняется 85 лет известному полярному ученому, ведущему научному сотруднику ААНИИ, профессору, замечальному человеку З.М. Гудковичу.
От имени polarposta поздравляем Залмана Менделеевича с Юбилеем, желаем здоровья, счастья, удачи, творческого и человеческого долголетия.

Несколько слов о юбиляре.

Залман Менделевич Гудкович родился 5 февраля 1925 г. в г. Витебске (Белорусская ССР).

В 1949 г. З.М. Гудкович окончил Высшее Арктическое Морское Училище, и с 1950 г. работает в ААНИИ, пройдя путь от аспиранта до ведущего научного, доктора географических наук, профессора.

В 1955 г. З.М. Гудковичу присвоена ученая степень кандидата географических наук, в 1961 г. – ученое звание старшего научного сотрудника, в 1976 г. – ученая степень доктора географических наук, в 2004 г. – ученое звание профессора.
З.М. Гудкович был участником многих арктических экспедиций, в том числе дрейфующей станции «Северный Полюс»-2 (1950-51), «Северный Полюс»-5 (1955-56), высокоширотных воздушных (1954, 1961, 1962, 1966 г.г.) и морских (1946, 1948, 1976, 1979 г.г.) экспедиций.

З.М. Гудкович имеет ряд государственных (орден Ленина, орден «Знак Почета», орден Почета) и ведомственных («Почетный полярник», «Отличник Гидрометеослужбы» и др.) наград.

Основная область научных интересов З.М. Гудковича – морское ледоведение, океанология и климатология. З.М. Гудкович является ведущим специалистом в области изучения динамики ледяного покрова Северного Ледовитого океана и его морей, численного моделирования эволюции ледяного покрова, климатических изменений Северной Полярной области Земли.

Еще в 1950-е годы З.М. Гудкович сформулировал ключевые закономерности дрейфа льдов Северного Ледовитого океана, которые легли в основу современных представлений о динамике льда в Арктике.

З.М. Гудкович является одним из основателей такого крупного направления морского ледоведения, как численное моделирование эволюции морского ледяного покрова. Им вскрыты и количественно описаны природные механизмы формирования систем нарушений сплошности морского ледяного покрова, формирования и разрушения припая, влияния препятствий на искажение поля дрейфа льда, роль прикромочных динамических процессов в формирование сплоченности льда, закономерности турбулентного обмена в деятельном слое Северного Ледовитого океана, закономерности мезомасштабной пространственной неоднородности толщины льда и многие другие природные явления.
В 1990-2000-е годы под руководством З.М. Гудковича исследованы и описаны естественные механизмы формирования крупномасштабных климатических изменений Северной Полярной области. Эти исследования имеют особое значение в связи с широкой международной дискуссией о причинах и перспективах современного «глобального потепления».
Научно-исследовательскую работу З.М. Гудкович всегда сочетал с практикой. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны, внедрены и используются численные динамико-термодинамические модели, позволяющие рассчитывать и прогнозировать большинство параметров ледяного покрова. З.М. Гудкович также является автором ряда нормативных документов по оценке режимных (в том числе экстремальных) параметров дрейфа льда, которые широко применяются в настоящее время для обеспечения проектирования гидротехнических сооружений на шельфе замерзающих морей.

Являясь крупнейшим специалистом России в области динамики и дрейфа льда Северного Ледовитого океана, З.М. Гудкович в течение ряда лет возглавлял важнейшую научно-оперативную работу по определению районов высадки дрейфующих станций «Северный Полюс», а также по прогнозированию траектории дрейфа льдин, на которых располагались эти станции.

Поддерживая и развивая имеющиеся в институте научные школы и направления, З.М. Гудкович ведет большую работу по подготовке научных кадров. Под его научным руководством подготовлены и успешно защищены 5 кандидатских и 1 докторская диссертации. В 1975-76 г.г. З.М. Гудкович преподавал курс динамики моря в Ленинградском Высшем Инженерном Морском Училище им. С.О. Макарова. В 1987 г. З.М. Гудкович принимал активное участие в качестве лектора 1-й Всесоюзной школе-семинаре по актуальным проблемам океанологии. Некоторые труды З.М. Гудковича используются в качестве учебных пособий. З.М. Гудкович является членом научного совета Объединенной российско-норвежской лаборатории исследования климата Арктики «Фрам», в рамках которого консультирует студентов-дипломников, магистров, аспирантов. Кроме того, З.М. Гудкович является членом комиссий по приему вступительных экзаменов в аспирантуре ГУ «ААНИИ» и кандидатских экзаменов. На протяжении многих лет З.М. Гудкович был членом диссертационного совета ГУ «ААНИИ», до 2000 г. являлся членом аналогичного совета в Российском Государственном Гидрометеорологическом Университете. Более 20 раз он выступал на защитах диссертаций в советах разных учреждений в качестве официального оппонента.

З.М. Гудкович является автором более 170 научных публикаций, более 80 из них опубликовано в ведущих, в том числе реферируемых, научных журналах. После защиты докторской диссертации З.М. Гудковичем подготовлено и опубликовано более 100 научных работ (из них более 60 – в ведущих научных изданиях). З.М. Гудкович является соавтором 6 монографий.

Монография «Основы методики долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей» (Гидрометеоиздат, 1972 г.), написанная коллективом авторов (З.М. Гудкович, А.А. Кириллов, Е.Г. Ковалев, А.В. Сметанникова, В.А. Спичкин) под руководством З.М. Гудковича, удостоена премии им. Ю.М. Шокальского и до сих пор является настольной книгой специалистов в области прогнозирования ледовых условий в арктических морях.

Монография «Численное моделирование и прогноз эволюции ледяного покрова арктических морей в летний период» (Гидрометеоиздат, 1992 г.), написанная в соавторстве с И.Л. Аппелем, является книгой, где наиболее полно, ясно и последовательно изложены физико-математическая основа, алгоритмы и технологические принципы построения и использования численных динамико-термодинамических моделей ледяного покрова.

Монография «Дрейф морских льдов» (Гидрометеоиздат, 2001 г.), написанная в соавторстве с Ю.П. Дорониным, используется в качестве учебного пособия по дрейфу морских льдов для студентов высших учебных заведений гидрометеорологического профиля.

В 2005-2007 г.г. коллектив авторов с участием З.М. Гудковича подготовил и издал капитальную 3-томную монографию «Научные исследования в Арктике», которая содержит наиболее полное и систематическое описание современных представлений о природе Арктики.

В первом томе этой работы – «Научно-исследовательские дрейфующие станции «Северный полюс» (И.Е. Фролов, З.М. Гудкович, В.Ф. Радионов, Л.А. Тимохов, А.В. Широчков, издательство «Наука», 2005 г.) – описывается история, цели, задачи и программы дрейфующих станций в Арктическом бассейне начиная с 1937 г., приводятся основные научные результаты, обсуждается вклад этой программы в процесс познания природы Арктического бассейна, перспективы использования дрейфующих станций в будущем (в частности, в период проведения Международного полярного года 2007–2008 г.г.).

Во втором томе монографии – «Климатические изменения ледяного покрова морей Евразийского шельфа» (И.Е. Фролов, З.М. Гудкович, В.П. Карклин, Е.Г. Ковалев, В.М. Смоляницкий, издательство «Наука», 2007 г.) – выполнен анализ изменчивости ледяного покрова арктических морей (от Гренландского до Бофорта) в XX – начале XXI века. Результаты этого анализа позволяют утверждать, что основными причинами изменений климата и ледовых условий в Арктике являются естественные факторы, которые во много раз превышают антропогенное воздействия на климат.
Эта работа, также удостоенная в 2009 г. премии им. Ю.М. Шокальского, вызвала большой интерес международной научной общественности, и, по предложению английского издательства «Praxis Publishing», тот же коллектив авторов подготовил монографию на английском языке «Climate Change in Eurasian Arctic Shelf Seas: Centennial Ice Cover Observations» (Климатические изменения морей евразийского арктического шельфа: вековые наблюдения за ледяным покровом). В этой работе, с учетом новых данных, более подробно и обоснованно исследуется проблема крупномасштабных климатических изменений.

За свою многолетнюю плодотворную научную и педагогическую деятельность З.М. Гудкович выдвинут Ученым советом ААНИИ для представления к почетному званию «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».


 0_e2c6_d827dfc7_XL.jpg
Курсант З.М. Гудкович (крайний вверху слева, в морской фуражке) в своей первой арктической экспедиции - Восточной высокоширотной экспедиции на борту ледокола "Северный полюс" 1946 г.
 2.jpg
З.М. Гудкович в наши дни - как всегда обаятелен, умен и доброжелателен.

Гудкович Залман Менделеевич (р.1925 )

СообщениеДобавлено: 09 Сентябрь 2012 19:14
[ Леспромхоз ]
Гудкович_ЗМ.jpg
SVF в экспедиции...
Может кто из его коллег прояснит?


Информация с официального сайта ААНИИ:
ГУДКОВИЧ Залман Маркович
Подразделение: Отдел ледового режима и прогнозов
Деятельность: Лаборатория численных прогнозов и автоматизированной обработки ледовой информации
--------------------------------------------------------------------------------
Телефон: (812)337-3161
Факс.: (812)337-3241

ГУДКОВИЧ Залман Маркович
Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
http://www.rujen.ru/index.php/%D0%93%D0 ... 0%B8%D1%87
ГУДКОВИЧ Залман Маркович (р. 1925, Витебск), океанолог, полярный исследователь. Закончил Ленингр. Высш. арктич. мор. уч-ще им. адм. С.О.Макарова. Участвовал в первом длит. круглогодичном дрейфе н.-и. ст. «Сев. полюс–2» под руководством М.М.Сомова (1950—51). Позже провел еще одну зимовку ст. «Сев. полюс», участвовал в полетах воздушной ледовой авиаразведки, в мор. эксп. в Сев. Ледовитом ок., в т.ч. – на первом сов. н.-и. ледоколе «Отто Шмидт». Д-р геогр. наук. Специалист в обл. мор. течений и дрейфа арктич. льдов. Автор тр. по океанологии.

Гудкович Залман Менделеевич (р.1925 )

СообщениеДобавлено: 09 Сентябрь 2012 19:40
[ Леспромхоз ]
 image_big.jpg
Еврей и в Арктике еврей

Энергии этого 80-летнего человека многие просто завидуют. Каждый день доктор географических наук Залман Менделевич Гудкович ходит на работу в свой родной институт Арктики и Антарктики.

Полвека по полюсам
В его крохотном кабинетике на восьмом этаже, из окна которого открывается вид на Смоленку и станции метро «Приморская», всегда полно народу - сотрудники института, аспиранты. Быть аспирантом самого Гудковича или пригласить его в оппоненты все почитают за счастье. И не только потому, что он крупный ученый. Профессор удивительно деликатен и доброжелателен и никогда специально никого не «заваливал».
А еще его кабинетик забит полярным людом потому, что каждого, кто вернулся из экспедиции, Залман Менделевич заинтересованно и внимательно выслушивает.
У него в кармане всегда есть две столь необходимые в любой компании и вечно исчезающие из-под рук вещи - штопор и перочинный нож. И отвертка у него обычно под рукой. Словом, Гудкович - это еще и маленькая передвижная мастерская с золотыми руками. Иначе бы его «копейка», купленная после очередной экспедиции еще в семидесятые годы и не знающая, что такое станция техобслуживания, не выглядела бы как новенькая и не бегала бы так шустро. (Он сам смастерил для нее даже стоп-сигналы, требующиеся для техосмотра.)
- Он у нас просто замороженный, - подшучивают его ученики. - Он же всю жизнь дело со льдами имеет - вот и сохранился.
Больше полувека профессор Гудкович изучает льды Арктики, Северный Ледовитый океан.
Льдам посвящена его кандидатская. Написана она по результатам работы на самой «закрытой» дрейфующей станции - «Северный полюс-2». Если за дрейфом героев-папанинцев следила вся Страна Советов, то о работе «СП-2» даже родственники полярников не знали. И названия такого ни в каких самых секретных документах не было. Это был «Засекреченный полюс», как спустя много лет назвал свои воспоминания один из участников 376-дневного путешествия на льдине по океану. Станция официальное название получила только через несколько лет, когда заработали «СП-3» и «СП-4». Раз есть Третья и Четвертая СП, то, значит, была после папанинской и Вторая. Только в 1954 году все узнали об уникальной работе в океане дрейфующей станции «Северный полюс- 2» во главе с Михаилом Михайловичем Сомовым. Залман Гудкович был на станции гидрологом.
Льдам посвящена и его докторская. Монография «Движение льдов в Арктическом бассейне и окраинных морях сибирского шельфа», опубликованная через тридцать лет после ее защиты, только в веке нынешнем, стала талмудом для всех, кто работает во льдах: моряков, летчиков, полярных исследователей, метеорологов и прогнозистов климата - ведь не зная циркуляции вод и льдов, невозможно построить и климатические модели, понять влияние Ледовитого океана на погоду всего Северного полушария, всей нашей планеты.

Путевка в Арктику
Извечный вопрос: что важнее - изучать Арктику ногами или головой? - Залман Гудкович решил для себя еще в юности. Решил явно под влиянием легендарного Михаила Михайловича Сомова - одного из самых знаменитых исследователей полюсов Земли, начальника первой послевоенной дрейфующей станции «Северный полюс-2» и первой советской антарктической экспедиции. Сомов и пригласил курсанта Макаровки в Арктику. Было это в 1946 году.
В ленинградскую мореходку имени адмирала Степана Осиповича Макарова он отправился не только потому, что хотел стать полярником. Он мечтал о том, о чем мечтали все мальчишки военной поры, - о спокойной и относительно сытой жизни, без бомбежек и артобстрелов, без почти круглосуточной работы на военных заводах, о лишней паре штанов… А в училище выдавали форму и неплохо кормили. В его родном Саратове такая жизнь казалась просто синекурой.
В самом начале войны саратовских старшеклассников бросили на поволжские поля. Земли ухоженные, урожаи давали для нашей страны невиданные - работали там немцы, осевшие в тех краях еще со времен Екатерины Великой. И вдруг убирать урожай стало некому: немцев мигом сослали в Сибирь.
А когда Зяма вернулся в Саратов, в его школе был уже военный госпиталь. На фронт в военкомате не взяли - слишком мал, а отправили на военный завод. Там Залман Гудкович освоил первую в своей жизни профессию - слесаря. Он стал строить истребители для фронта и точить снаряды. Уцелел чудом: во время боев под Сталинградом ночами немцы бомбили саратовские заводы, и его родной 292-й авиационный был полностью уничтожен. Десятки рабочих погибли возле своих станков. Счастье, что он работал в другой смене… А после войны случайно узнал, что в Ленинграде идет набор в Высшее арктическое морское училище.
Одним из преподавателей в училище был Михаил Михайлович Сомов - бывалый полярник, ученик знаменитого исследователя Арктики профессора Николая Николаевича Зубова. Он читал курс океанологии. За глаза его все ласково звали Мих Мих.
Однажды Сомов вошел в аудиторию и объявил:
- В этом году в Арктике будет работать экспедиция на ледоколе «Северный полюс». Ей предстоит впервые пройти всю Арктику с востока на запад высокоширотным путем. Те из вас, кто отличится при сдаче экзаменов, будут иметь возможность принять в ней участие.
Мих Миха пригласили стать научным руководителем той экспедиции. «Свое обещание Сомов сдержал, - вспоминает Гудкович. - Двое курсантов нашей группы были зачислены в состав экспедиции. Этими счастливчиками, заслужившими зависть своих товарищей, оказались мы с Николаем Шестериковым».
Правда, весь путь до Мурманска «Северный полюс» пройти так и не смог. Он только обогнул с севера остров Врангеля и вынужден был возвратиться в Певек: в Чукотском море в тяжелых льдах застряли караваны судов, и вытащить их из плена мог только мощный ледокол.
Так Залман Гудкович впервые оказался в высоких широтах Арктики и начал помогать Сомову в его океанологических наблюдениях - измерять глубины, брать пробы воды и льда.
После экспедиции - аспирантура той же Макаровки. А вскоре Гудкович услышал, что в 1950 году в центре Арктики, на дрейфующем льду, собираются организовать крупную высокоширотную научную базу. И возглавлять ее будет Сомов. Мих Мих и согласился взять аспиранта на полюс - на два месяца.

ПСИ-10
С первых же дней жизни новой станции на полярников обрушились разные неизбежные на хрупких дрейфующих льдах беды. Льдина сразу же треснула, между лагерем и аэродромом выросло разводье. А вскоре началось еще и торошение - вал торосов стал подбираться к палаткам. Пришлось палатки перетаскивать на новое место. Но кроме палаток надо было перебросить и десятки тонн разных грузов, доставленных на льдину самолетами. Вот Сомов и решил попросить летчиков привезти с острова Врангеля десяток ездовых собак. А чтобы не отвлекать от научных наблюдений основной состав станции, управлять упряжкой поручил самому молодому - аспиранту Гудковичу, слабо представляющему, как этим видом транспорта «рулить».
Транспорт этот на станции сразу прозвали ПСИ-10 - по количеству собачьих сил.

Как Зяма стал каюром
В первый же день бывалые полярники дали новичку несколько уроков: показали, как рубить моржовые туши, как кормить собак, запрягать в постромки, орудовать остолом - шестом, направляющим упряжку.

Но какие уважающие себя арктические лайки сразу же подчинятся неумелому погонщику? Десять уроженцев острова Врангеля свой характер, конечно, тоже показали. В первые дни они неслись, не разбирая дороги и таща за собой перевернутые нарты с яростно вцепившимся в них Зямой. Даже налетая на ледяные бугры, не хотели останавливаться. Останавливались, только когда выдыхались. Приходилось приводить разъяренных собак в чувство, распутывать постромки, возвращаться, собирая разбросанные ящики с продуктами, газовые баллоны, тюки с запасной одеждой, бочки с горючим, и заново до отказа нагружая нарты.
Но то ли собачьему упрямству пришел конец, то ли Зяма и вправду стал заправским погонщиком, но вскоре ПСИ-10 безропотно подчинялся своему «водителю».
Даже какая-то самоуверенность появилась в скромном исхудавшем Зяме: он небрежно восседал на нартах, ловко управляя упряжкой. И делал уже по двадцать ездок в день.
В экспедициях всегда уважают тех, кто не отлынивает от самой тяжелой работы. А управляться с собаками и таскать целый день грузы действительно было делом самым хлопотным и тяжелым. Попробуйте двадцать раз в одиночку нагрузить нарты, а потом двадцать раз пробежать рядом с мчащейся упряжкой по снегу и льду несколько километров и потом нарты разгрузить…. Отдохнуть удавалось только на обратном пути: упряжка шла налегке и можно было присесть на нарты.
Трудолюбивый аспирант, похоже, стал таким незаменимым на станции человеком, что, когда на льдину через три месяца прилетел сам начальник Главсевморпути адмирал Кузнецов, Сомов уговорил его включить в штат «СП-2» шестнадцатого человека. Так Залман Гудкович стал штатным океанологом и ледоисследователем дрейфующей станции «Северный полюс-2».
Молоденькой жене (расписались они всего за несколько месяцев до высадки на льдину) Гудкович попросил сообщить, что остался в Арктике еще на несколько месяцев - до осени. О том, что осенью будет принято решение остаться на зимовку и станция проработает в океане 376 дней, тогда никто и не думал. Планировалось, что она просуществует максимум полгода. Словом, вместо двух месяцев проработал он на станции двенадцать.
И за это герой-полярник, награжденный потом орденом Ленина, чуть не поплатился своей научной карьерой. Вернулся в Ленинград, а из аспирантуры его отчислили - за прогулы.
- Мы не знаем, где вы год в Арктике там шатались, - сказали ему кадровики. - Забирайте документы и гуляйте на все четыре стороны.
Словом, Гудковича постигла участь еще одного известного полярника - Виктора Буйницкого. Того тоже со студенческих лет тянуло в Арктику, и на несколько месяцев с пятого курса Ленинградского гидрографического института он утроился в рейс на «Георгия Седова». Вместе с будущим Героем Советского Союза и директором Арктического института этот ледокольный пароход попал в ледовый плен и продрейфовал в Ледовитом океане аж три года - с 1937-го по 1940-й. За это время студент Буйницкий провел уникальные научные наблюдения за глубинами и течениями - на них до сих пор ссылаются океанологи. Но кадровики сочли это вовсе не уважительной причиной, чтобы отлынивать от занятий.
Гудковичу помог все тот же Сомов. Он был уже заместителем директора Арктического института и предложил перейти к нему в аспирантуру.
Но какие перипетии ждут его в Ленинграде после дрейфа на льдине, каюр Залман Гудкович тогда и не предполагал. На размышления вообще не оставалось времени. Вечером от усталости он засыпал мгновенно, а рано утром снова шел откапывать собак: за ночь свернувшихся калачиками псов так заносило, что найти их удавалось лишь по тоненькой струйке пара из-под снега.

© Владимир СТРУГАЦКИЙ, Смена
07-02-2005

Гудкович Залман Менделеевич (р.1925 )

СообщениеДобавлено: 10 Сентябрь 2012 19:01
Николай Дмитриевич
Леспромхоз пишет:SVF в экспедиции...


Проясняю. Это надпись на обороте фотографии А.И.Кирилина (Ч/Б фото есть на Полярной Почте - там, где он стоит на стремянке у двигателя Ан-2). Фотографию эту он подарил на память З.М. Гудковичу в последний день их пребывания на СП-5, за день до отлета на Большую Землю.

Гудкович Залман Менделеевич (р.1925 )

СообщениеДобавлено: 10 Сентябрь 2012 19:10
[ Леспромхоз ]
Я про ТРИ варианта отчества З.М. интересовался.
:scratch: