Борисов Василий Александрович (1913 - 1993)

Информация с http://75.yanao.ru/pobeda/history.html (ссылка не работает)
Биография также приводится на http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=679
Родился 30 марта (12 апреля) 1913 года в селе Гора-Пневицы ныне Калязинского района Тверской области. Русский. С 1925 года жил в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината.
В 1933 году окончил Саратовский авиационный техникум, а в 1935 году – Тамбовскую авиационную школу пилотов ГВФ. Работал в Дальневосточном управлении ГВФ. С июля 1941 года – командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолётов на фронт. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт.
В Красной Армии с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 в должности командира звена 750-го авиационного полка (Авиация дальнего действия). К июлю 1942 совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, майору Борисову Василию Александровичу 31 декабря 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 769).
Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 – на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.
С 1946 года подполковник В.А. Борисов – в запасе. Работал в системе Министерства внутренних дел. С 1952 года – начальник Управления воздушного транспорта «Дальстроя», с 1955 года – командир Магаданского авиапредприятия. В 1959-1961 годах – начальник международного аэропорта «Шереметьево», с 1961 года – в Полярном управлении Аэрофлота. Участник экспедиций на Северный, а в 1966-1967 годах – на Южный полюс.
Жил в городе Лобня Московской области. Умер 22 апреля 1993 года.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. В 1968 году удостоен звания "Заслуженный пилот СССР".
Почётный гражданин города Лобня.
Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Более подробная биография (за некоторым исключением) приводится на http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000004863
Герой Советского Союза
Страна: СССР
Годы жизни: 12.04.1913 - 19.03.1993
Вид авиации: АДД
Категория: Летчик
Места службы: 750 апдд/3 гапдд 01.42÷10.43 Командир звена
112 апдд 10.43÷12.43
2 гакдд 01.44÷? Летчик-инспектор корпуса
Боевых вылетов: 284
Родился 12.04.1913 г. в селе Гора-Пневицы ныне Калязинского района Калининской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 г. С 1925 г. жил в городе Богородск (ныне Ногинск) Московской области, где окончил 7 классов. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината. Окончил в 1933 г. Саратовский авиационный техникум, в 1935 г. — Тамбовскую авиационную школу ГВФ. Служил в Дальневосточном управлении гражданской авиации, командовал учебно-тренировочным отрядом Дальневосточного управления ГВФ. Имел налет свыше 1 млн километров.
С июля 1941 г. — командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолетов на фронт.
В январе 1942 г. направлен в 750-й ап дд в звании ст. лейтенант. Здесь после выполнения всего одного контрольного полета получил допуск на боевую работу.
Обладал не только летным талантом, но и имел свой почерк, свойственный пилотам высокого класса. Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные своей машины. Он первым в полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 С.В.Ильюшин. После тщательного осмотра машины и ее узлов, одобрительно отозвался о новаторстве летчика. Командование наградило Борисова трофейным мотоциклом. Опыт Борисова стали перенимать и использовать другие летчики полка.
Был парторгом эскадрильи, влиял на окружающих и сослуживцев не только словом, но и личным примером в бою. Хорошо знал характеры людей, всячески развивал у них чувства дружбы и взаимопомощи.
Командуя звеном 750-го ап дд, майор Борисов к июлю 1942 г. совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.
Представлен к ордену Отечественной Войны 1-й степени, но Военный совет АДД пересмотрел предстваление и 31.12.42 г. В.А.Борисову присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 на Берлин, Данциг, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.
С 1946 г. подполковник Борисов — в запасе. Работал в МВД. С 1952 г. — начальник Управления воздушного транспорта «Дальстроя», с 1955 г. — командир Магаданского авиапредприятия, с 1959 г. — начальник международного аэропорта Шереметьево, с 1961 г. — в Полярном управлении Аэрофлота.
Участник экспедиций на Северный, а в 1966-67 гг. — на Южный полюс.
Заслуженный пилот СССР.
Жил в городе Лобня Московской области. Почетный гражданин города. Его именем названа пионерская дружина городской школы No. 3.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
Умер в 19.03.1993 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.
3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.
Почти во всех биографиях указывается, что он работал в МВД. На http://75.yanao.ru/pobeda/history.html сказано, что он "в 1947-1953 годах он возглавлял сводный отряд легкомоторной авиации при 501 стройке". Тут есть вопрос по 1947 году. В 1947 году не было ещё 501 стройки в том виде, в котором она обозначалась потом. О 501 стройке можно много писать. Если вкратце, то 501 стройка - часть ГУЛАГА - занимавшаяся строительством железной дороги по маршруту Салехард - Надым - Игарка. У кого-нибудь есть информация о данном отряде легкомоторной авиации? Есть ли дополнительные сведения о самом В.А. Борисове?
На http://www.piragis.ru/publikatscii-o-li ... estva.html
На http://svo.aero/history/foundation/
На http://www.lobnya.ru/component/option,c ... /catid,96/ размещены фотографии об открытии музея Героя Советского Союза Василия Александровича Борисова в школе № 3 г. Любня.
Биография Борисова В.А. есть на http://www.airforce.ru/staff/who_is_who/b/b2.htm и http://www.osvas.ru/PAPKI/army/letchiki/borisov.html
Герой Советского Союза
Борисов Василий Александрович
2.04.1913 — 22.04.1993
Летчик, гвардии полковник, Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов жил в Ямало-Ненецком автономном округе в послевоенное время. В 1947-1953 годах он возглавлял сводный отряд легкомоторной авиации при 501 стройке. Самолеты авиаотряда выполняли аэросъемку, перевозили грузы и пассажиров. После закрытия стройки Борисов работал начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя», командиром Магаданского авиапредприятия, начальником международного аэропорта Шереметьево.
Героем Борисов стал в годы Великой Отечественной войны. Сначала он возглавлял эскадрилью по перегону самолетов на фронт. В действующую армию направлен в январе 1942 года командиром звена 750 авиационного полка 17 авиационной дивизии. Дивизия использовалась для бомбардировок стратегических объектов врага. За 80 успешных боевых вылетов В. А. Борисов, ставший к тому времени командиром полка, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Василий Александрович удостоен самых почетных наград страны — двух орденов Ленина, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1 степени, ордена Трудового Красного Знамени, многих медалей. На площади Победы в столице Ямало-Ненецкого автономного округа г.Салехарде установлена памятная плита в честь Героя.
Борисов Василий Александрович
2.04.1913 — 22.04.1993
Летчик, гвардии полковник, Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов жил в Ямало-Ненецком автономном округе в послевоенное время. В 1947-1953 годах он возглавлял сводный отряд легкомоторной авиации при 501 стройке. Самолеты авиаотряда выполняли аэросъемку, перевозили грузы и пассажиров. После закрытия стройки Борисов работал начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя», командиром Магаданского авиапредприятия, начальником международного аэропорта Шереметьево.
Героем Борисов стал в годы Великой Отечественной войны. Сначала он возглавлял эскадрилью по перегону самолетов на фронт. В действующую армию направлен в январе 1942 года командиром звена 750 авиационного полка 17 авиационной дивизии. Дивизия использовалась для бомбардировок стратегических объектов врага. За 80 успешных боевых вылетов В. А. Борисов, ставший к тому времени командиром полка, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Василий Александрович удостоен самых почетных наград страны — двух орденов Ленина, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1 степени, ордена Трудового Красного Знамени, многих медалей. На площади Победы в столице Ямало-Ненецкого автономного округа г.Салехарде установлена памятная плита в честь Героя.
Биография также приводится на http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=679
Борисов Василий Александрович – командир звена 750-го авиационного полка (17-я авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), майор.
Родился 30 марта (12 апреля) 1913 года в селе Гора-Пневицы ныне Калязинского района Тверской области. Русский. С 1925 года жил в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината.
В 1933 году окончил Саратовский авиационный техникум, а в 1935 году – Тамбовскую авиационную школу пилотов ГВФ. Работал в Дальневосточном управлении ГВФ. С июля 1941 года – командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолётов на фронт. Неоднократно подавал рапорты об отправке на фронт.
В Красной Армии с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 в должности командира звена 750-го авиационного полка (Авиация дальнего действия). К июлю 1942 совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, майору Борисову Василию Александровичу 31 декабря 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 769).
Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 – на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.
С 1946 года подполковник В.А. Борисов – в запасе. Работал в системе Министерства внутренних дел. С 1952 года – начальник Управления воздушного транспорта «Дальстроя», с 1955 года – командир Магаданского авиапредприятия. В 1959-1961 годах – начальник международного аэропорта «Шереметьево», с 1961 года – в Полярном управлении Аэрофлота. Участник экспедиций на Северный, а в 1966-1967 годах – на Южный полюс.
Жил в городе Лобня Московской области. Умер 22 апреля 1993 года.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. В 1968 году удостоен звания "Заслуженный пилот СССР".
Почётный гражданин города Лобня.
Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Более подробная биография (за некоторым исключением) приводится на http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000004863
Герой Советского Союза
Страна: СССР
Годы жизни: 12.04.1913 - 19.03.1993
Вид авиации: АДД
Категория: Летчик
Места службы: 750 апдд/3 гапдд 01.42÷10.43 Командир звена
112 апдд 10.43÷12.43
2 гакдд 01.44÷? Летчик-инспектор корпуса
Боевых вылетов: 284
Родился 12.04.1913 г. в селе Гора-Пневицы ныне Калязинского района Калининской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 г. С 1925 г. жил в городе Богородск (ныне Ногинск) Московской области, где окончил 7 классов. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината. Окончил в 1933 г. Саратовский авиационный техникум, в 1935 г. — Тамбовскую авиационную школу ГВФ. Служил в Дальневосточном управлении гражданской авиации, командовал учебно-тренировочным отрядом Дальневосточного управления ГВФ. Имел налет свыше 1 млн километров.
С июля 1941 г. — командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолетов на фронт.
В январе 1942 г. направлен в 750-й ап дд в звании ст. лейтенант. Здесь после выполнения всего одного контрольного полета получил допуск на боевую работу.
Обладал не только летным талантом, но и имел свой почерк, свойственный пилотам высокого класса. Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные своей машины. Он первым в полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 С.В.Ильюшин. После тщательного осмотра машины и ее узлов, одобрительно отозвался о новаторстве летчика. Командование наградило Борисова трофейным мотоциклом. Опыт Борисова стали перенимать и использовать другие летчики полка.
Был парторгом эскадрильи, влиял на окружающих и сослуживцев не только словом, но и личным примером в бою. Хорошо знал характеры людей, всячески развивал у них чувства дружбы и взаимопомощи.
Командуя звеном 750-го ап дд, майор Борисов к июлю 1942 г. совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.
Представлен к ордену Отечественной Войны 1-й степени, но Военный совет АДД пересмотрел предстваление и 31.12.42 г. В.А.Борисову присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 на Берлин, Данциг, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.
С 1946 г. подполковник Борисов — в запасе. Работал в МВД. С 1952 г. — начальник Управления воздушного транспорта «Дальстроя», с 1955 г. — командир Магаданского авиапредприятия, с 1959 г. — начальник международного аэропорта Шереметьево, с 1961 г. — в Полярном управлении Аэрофлота.
Участник экспедиций на Северный, а в 1966-67 гг. — на Южный полюс.
Заслуженный пилот СССР.
Жил в городе Лобня Московской области. Почетный гражданин города. Его именем названа пионерская дружина городской школы No. 3.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
Умер в 19.03.1993 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.
3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.
Почти во всех биографиях указывается, что он работал в МВД. На http://75.yanao.ru/pobeda/history.html сказано, что он "в 1947-1953 годах он возглавлял сводный отряд легкомоторной авиации при 501 стройке". Тут есть вопрос по 1947 году. В 1947 году не было ещё 501 стройки в том виде, в котором она обозначалась потом. О 501 стройке можно много писать. Если вкратце, то 501 стройка - часть ГУЛАГА - занимавшаяся строительством железной дороги по маршруту Салехард - Надым - Игарка. У кого-нибудь есть информация о данном отряде легкомоторной авиации? Есть ли дополнительные сведения о самом В.А. Борисове?
На http://www.piragis.ru/publikatscii-o-li ... estva.html
Высокого звания Героя Советского Союза получил в 1942 году наш земляк (речь идет о Камчатке - С.Ш.)Василий Александрович Борисов. С середины 1930-х годов до начала Великой Отечественной войны он жил на Камчатке. По профессии летчик. Он был одним из первых, кто прокладывал воздушные трассы по полуострову. На самолете У-2 летал из Петропавловска в Эссо. С июля 1941 года был командиром эскадрильи по перегону самолетов на фронт. Воевать с фашистами стал с января 1942 года. В том же году в июле он совершил 80 боевых вылетов в тыл врага, за что получил высокую награду.
На http://svo.aero/history/foundation/
Новый аэропорт получил название по двум расположенным неподалеку объектам — жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги. Первым начальником аэропорта стал Василий Александрович Борисов — прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
На http://www.lobnya.ru/component/option,c ... /catid,96/ размещены фотографии об открытии музея Героя Советского Союза Василия Александровича Борисова в школе № 3 г. Любня.
Биография Борисова В.А. есть на http://www.airforce.ru/staff/who_is_who/b/b2.htm и http://www.osvas.ru/PAPKI/army/letchiki/borisov.html