А. Ляпидевский и др. "К
.
Мы победили в бою под Ванкаремом!Г. Уш
аков.
Шесто
го ноября 1933
год
а в Москве н
а митин
ге, посвященном пр
азднов
анию 17-й
годовщины Октябрьской революции, коллективом полярников был
а получен
а теле
гр
амм
а от их вождя — тов
арищ
а Шмидт
а — о том, что „Челюскин" н
аходится в Берин
говом проливе у остров
а Диомид
а, н
а р
асстоянии все
го лишь двух миль от чистой воды. Шумной ов
ацией встретили полярники это известие и в течение нескольких дней ожид
али ново
го сообщения о том, что ,,Челюскин" вышел н
а чистую воду.
Одн
ако этому не суждено было случиться. Пришедшее сообщение
говорило о дру
гом. Р
азы
гр
авшимся в Берин
говом море штормом „Челюскин
а" вместе со льд
ами выбросило из Берин
гов
а пролив
а и по
гн
ало н
а север. Вышедший по р
аспоряжению пр
авительств
а н
а помощь „Челюскину" ледорез „Литке" ок
аз
ался беспомощным в борьбе со льд
ами, окруж
авшими „Челюскин
а", и вернулся обр
атно.
Н
адежд
а н
а то, что „Челюскин" до весны выйдет из свое
го пл
ав
ания, был
а потерян
а. „Челюскин" поп
ал в дрейф. Весь ноябрь, дек
абрь и янв
арь кор
абль, сков
анный льд
ами, блужд
ал по Чукотскому морю, описыв
ая сложную, зи
гз
агообр
азную линию.
Ночью 14 февр
аля в Москве было получено сообщение о
гибели „Челюскин
а". В немно
гих л
аконических фр
аз
ах н
ач
альник экспедиции т. Шмидт сообщ
ал о
гибели кор
абля и о выс
адке людей н
а морские льды. Это сообщение потрясло мир.
Мне вспомнились к
артины
гибели кор
аблей в Арктике и судьбы их экип
ажей... Перед
гл
аз
ами вст
ал
а без вести проп
авш
ая о
громн
ая
ан
глийск
ая экспедиция Фр
анклин
а... Вспомнил
ась тр
агедия
америк
анской экспедиции Грили, потерявшей большую ч
асть своих людей... В этой экспедиции люди, вынужд
аемые
голодом, н
ачин
али кр
асть дру
г у дру
га порции продовольствия, и н
ач
альник экспедиции был вынужден прибе
гнуть к р
асстрелу одно
го из своих спутников... Я вспомнил экспедицию Де-Лон
га н
а „Ж
аннете", потерявшую кор
абль к северу от Новосибирских островов, экспедицию, котор
ая, перет
аскив
ая з
а собой шлюпки и продовольствие, пробил
ась к устью реки Лены и здесь, продолж
ая итти пешком по бесчисленным з
амерз
ающим проток
ам, терял
а н
а своем пути одно
го человек
а з
а дру
гим... Вспомнился штурм
ан Альб
анов, ушедший с з
атерто
го льд
ами судн
а „Свят
ая Анн
а" с четырн
адц
атью спутник
ами и дошедший до Земли Фр
анц
а-Иосиф
а только с одним...
Эти воспомин
ания вызыв
али невольную трево
гу з
а судьбу челюскинцев.
Одн
ако тут же пришли и дру
гие мысли. Большинство тр
агедий, р
азы
грыв
авшихся в полярных льд
ах, произошло то
гд
а, ко
гд
а в р
аспоряжении полярников не было т
аких мощных средств, к
ак ледоколы, р
адио и с
амолеты. А с
амое
гл
авное то, что эти тр
агедии р
азы
грыв
ались с экспедициями стр
ан,
где у вл
асти не стоит пролет
ари
ат,
где нет ново
го тип
а человек
а — советско
го человек
а!
Это
го человек
а мы н
аходим не только н
а ги
гантских соци
алистических стройк
ах, не только н
а колхозных полях, не только у руля советско
го
госуд
арств
а, но и во льд
ах Арктики. Методы советской р
аботы н
ами уже д
авно были перенесены н
а эту ч
асть пл
анеты. Н
ачин
ая с первой советской экспедиции в 1922
году, сн
аряженной н
а судне „Персей" по личному поручению В. И. Ленин
а, советские полярники не только впис
али мно
го блестящих стр
аниц в историю исследов
ания Арктики, не только открыли и освоили мно
гие остров
а
Полярное море, 14 февраля (передано по радио).
13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен „Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов.
Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. 13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные впрочем ввиду величины течи.
Нерез два часа все было кончено. За эти два часа организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду.
НАЧАЛЬНИК ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТ
и земли, которые до революции счит
ались недоступными, но они н
аучились бороться с Арктикой. И это с
амое
гл
авное. Я зн
ал, что среди челюскинцев имеется мно
го з
ак
аленных полярников, зн
ающих методы борьбы с Арктикой. Я зн
ал, что челюскинцы имеют крепкую коммунистическую ячейку, способную созд
ать сплоченный коллектив.
Не было ник
ако
го сомнения, что этому коллективу, отв
ажно бросившемуся по поручению п
артии и пр
авительств
а н
а з
авоев
ание Велико
го северно
го морско
го пути, п
артия и пр
авительство сейч
ас же придут н
а помощь всей мощью великой стр
аны, д
авно уже ст
авшей н
а т
акую ступень, при которой можно бороться не только с вр
агами советско
го
госуд
арств
а, но и со льд
ами.
Уже 14 февр
аля, в день получения р
адио
гр
аммы т. Шмидт
а о
гибели „Челюскин
а", по поручению з
аместителя председ
ателя Совн
арком
а СССР т. Куйбышев
а н
а совещ
ании у С. С. К
аменев
а н
амеч
ались первые ш
аги по ор
ганиз
ации помощи челюскинц
ам. Еще не з
акончилось это совещ
ание, я еще ред
актиров
ал проект пост
ановления о н
амеч
аемых мероприятиях, к
ак мы получили извещение, что по иници
ативе тов
арищ
а Ст
алин
а созд
ан
а пр
авительственн
ая комиссия по ок
аз
анию помощи челюскинц
ам. Через несколько ч
асов эт
а комиссия приступил
а к р
аботе.
Основной трудностью, с которой столкнул
ась комиссия в своей р
аботе н
а первом же з
асед
ании, было о
громное р
асстояние, отделявшее л
агерь Шмидт
а не только от Москвы, но и вообще от индустри
альных центров н
ашей стр
аны. В первую очередь решено было мобилизов
ать и бросить н
а помощь местные средств
а Чукотско
го полуостров
а. Комиссия немедленно н
азн
ачил
а чрезвыч
айную тройку н
а Чукотке под председ
ательством н
ач
альник
а ст
анции н
а мысе Северном кр
аснозн
аменц
а Петров
а. Этой тройке было поручено мобилизов
ать соб
ачий и олений тр
анспорт,
а т
акже немедленно привести в летную
готовность с
амолеты, которые в тот момент были н
а Чукотском полуострове.
Эти силы были одн
ако невелики. Н
а мысе Северном в это время был с
амолет «Н-4» с пилотом Кук
ановым. Этот с
амолет осенью 1933
год
а продел
ал о
громную р
аботу — он вывозил п
асс
ажиров с з
азимов
авших у мыс
а Шел
агско
го судов Н
аркомвод
а и н
а одном из последних перелетов получил повреждение ш
асси. Необходимо было срочно в условиях полярной зимы, метелей и морозов привести этот с
амолет в
готовность. Н
а полярной ст
анции Уэллен стояли дв
а с
амолет
а «АНТ-4» с летчик
ами Ляпидевским и Чернявским и «У-2» с летчиком Конкиным. Единственное, н
а что можно было н
адеяться, это н
а с
амолеты Ляпидевско
го и Чернявско
го. Но и здесь мы оп
ас
ались з
а состояние м
атери
альной ч
асти.
Б
азы
горюче
го имелись в бухте Провидения, в Уэллене и н
а мысе Северном. От мыс
а Северно
го до л
агеря Шмидт
а было 287 километров,
а от Уэллен
а,
где стоял «АНТ-4»,— 265 километров. Необходимо было перенести б
азу
горюче
го в точку побережья, ближе все
го леж
ащую к л
агерю Шмидт
а. По предложению т. К
аменев
а, комиссия приним
ает решение поручить чрезвыч
айной тройке н
а Чукотском полуострове с помощью мобилизов
анно
го соб
ачье
го и оленье
го тр
анспорт
а перебросить
горючее из Уэллен
а и мыс
а Северно
го в В
анк
арем.
Н
а первом же з
асед
ании комиссия предложил
а Гл
авному упр
авлению Севморпути н
ал
адить бесперебойную связь с л
агерем Шмидт
а и с Чукотским полуостровом.
Уже н
а следующий день из донесений т. Петров
а комиссия мо
гл
а притти к выводу, что местных средств н
а Чукотке будет недост
аточно для ок
аз
ания помощи челюскинц
ам. Поэтому комиссия немедленно н
аметил
а целый ряд мероприятий.
По ее предложению выделяется звено с
амолетов «Р-5» во
гл
аве с т. К
ам
аниным. Лучшие полярные летчики, в том числе В
асилий Молоков и дру
гие, отпр
авляются н
а помощь челюскинц
ам. Уже через несколько дней с
амолеты
грузятся во Вл
адивостоке н
а п
ароход для переброски н
а К
амч
атку, чтобы оттуд
а пуститься в труднейший перелет к движущейся среди полярных льдов точке л
агеря Шмидт
а.
Комиссия, имея в виду чрезвыч
айную трудность перелет
а с
амолетов с К
амч
атки, реш
ает бросить через Европу, Атл
антический оке
ан и Америку н
а Аляску резервную
группу. В нее входят летчики Лев
аневский, Слепнев и я в к
ачестве уполномоченно
го комиссии.
Пост
ановление о н
ашем выезде н
а Аляску состоялось в ночь н
а 16 февр
аля. 17 февр
аля вечером мы были уже в Берлине.
Н
а с
амолете мы перелетели в Лондон,
а оттуд
а вышли в Атл
антический оке
ан по н
апр
авлению к Нью-Йорку. После с
амолет
а движение н
а быстроходном
атл
антическом п
ароходе н
ам к
ажется чрезвыч
айно медленным, и мы невольно счит
аем ч
асы н
аше
го пути и откл
адыв
аем пройденные мили н
а к
арте Атл
антическо
го оке
ан
а. В Америке мы узн
аем о том, что летчик Ляпидевский н
а своей тяжелой м
атине «АНТ-4» сдел
ал смелый прыжок из Уэллен
а в л
агерь Шмидт
а и сп
ас женщин и детей. Но н
аш
а гордость
героическим подви
гом тов
арищ
а омр
ач
ается известием о том, что в следующем
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВНАРКОМА СССР
Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
Для организации помощи участникам экспедиции тов. Шмидта О. Ю. и команде погибшего судна „Челюскина" образовать Правнтельствешгую комиссию в следующем составе: зам. председателя СНК СССР тов. Куйбышев В. В. (председатель), тов. Янсон Н. М. (наркомвод), тов. Каменев С. С. (зам. наркомвоенмора), тов. Уншлихт И. С. (нач. Главвоздухофлота), тов. Иоффе С. С. (зам. нач. ГУСМП).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР
В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР
И. МИРОШНИКОВ
Москва, Кремль 14 февраля 1934 г.
полете Ляпидевский з
атерялся. Это еще более обостряет н
аше жел
ание к
ак можно скорее поп
асть н
а Аляску и оттуд
а н
а Чукотку. В экспрессе мы мчимся через Америку к Тихому оке
ану и здесь узн
аем, к
акой
гр
андиозный р
азм
ах приобрет
ают мероприятия пр
авительственной комиссии по ок
аз
анию помощи челюскинц
ам. Н
ас извещ
ают о том, что лидер советских ледоколов — кр
аснозн
аменный "Кр
асин" — пост
ановлением комиссии брос
ается в кру
госветное пл
ав
ание через моря, нико
гд
а не вид
авшие льдов, и т
аким обр
азом подкрепляет силы, которые волею Советско
го союз
а н
апр
авляются к л
агерю Шмидт
а. Мы узн
аем д
алее, что трое из лучших советских летчиков — Водопьянов, Г
алышев, Доронин — н
ачин
ают свой
гр
андиозный перелет из Х
аб
аровск
а н
а Чукотский полуостров. Еще несколько позднее н
ас извещ
ают, что из Вл
адивосток
а выходит кор
абль „Совет" с двумя дириж
аблями,
аэрос
анями и вездеход
ами.
Дост
аточно было н
аметить н
а к
арте несущиеся сквозь полярные метели с
амолеты, пробив
ающиеся во льд
ах п
ароходы, чтобы увидеть
гр
андиозный поток с
амых р
азнообр
азных технических средств, брошенных пр
авительством н
а сп
асение челюскинцев. Эти силы не смо
гут ост
ановить морозы, льды и снежные бури!
Дости
гнув тихооке
анско
го побережья, мы получили р
аспоряжение форсиров
ать н
аше продвижение н
а Аляску. Поэтому, не з
адержив
аясь ни
где, первым п
ароходом мы вышли из
город
а Си
аттль н
а север. Чтобы вы
гад
ать хотя бы несколько дней, мы до
говорились с одним из лучших
аляскинских летчиков, Джо Кроссеном, о том, чтобы он встретил н
ас н
а к
ан
адской территории. В Ск
агвэе, в южной ч
асти Аляски, мы покид
аем п
ароход и н
а поезде через несколько ч
асов поп
ад
аем в К
ан
аду в
город В
айтхорс. Уже в окно в
агон
а видим н
а небольшом
аэродроме с
амолет Джо Кроссен
а, прибывше
го из центр
альной ч
асти Аляски —
город
а Фербенкс
а. К вечеру мы в Фербенксе. Здесь по р
аспоряжению посл
а СССР в Америке т. Трояновско
го мы приним
аем дв
а с
амолет
а „Консолидэйт Флейстер" и после их испыт
ания н
ачин
аем с
амостоятельный перелет в Северную Аляску и з
атем н
а Чукотский полуостров.
При перелете от средне
го течения реки Юкон
а к
городу Ному мы поп
ад
аем в трудные условия, в которых мои спутники пок
азыв
ают свое искусство с
амолетовождения и удивляют своей смелостью
америк
анцев. Почти половину это
го перелет
а обе м
ашины идут в снежном шторме, идут бреющим полетом вдоль теле
гр
афной линии н
а высоте верхушек теле
гр
афных столбов. К
ажд
ая оплошность пилот
а, к
аждый упущенный момент мо
г привести к тр
агедии. Но советские пилоты ок
аз
ались н
а высоте и своим появлением в Номе привели в восхищение все н
аселение
город
а.
Здесь я получил р
аспоряжение пр
авительственной комиссии, перед
анное по теле
гр
афу: немедленно вылететь н
а Чукотский полуостров с летчиком Лев
аневским,
а Слепневу с е
го м
ашиной и мех
аником ост
ав
аться в Номе до выяснения положения в В
анк
ареме.
Н
а следующий день, 29 м
арт
а, с пилотом Лев
аневским и е
го мех
аником
америк
анцем Армстидтом я вылет
аю из Ном
а в В
анк
арем. Сводк
а, полученн
ая н
ами перед вылетом,
говорил
а о прекр
асной летной по
годе вдоль побережья Аляски, Берин
гов
а пролив
а и в р
айоне мыс
а Дежнев
а. Д
альше н
а з
ап
ад по
год
а ухудш
ал
ась, и в В
анк
ареме, со
гл
асно сводке, стоял
а обл
ачность н
а высоте 500 метров. Т
акие условия нельзя призн
ать блестящими для полет
а; но перелет был вполне возможен, особенно если учесть е
го цель.
Попрощ
авшись с
гостеприимным Номом, через полч
ас
а мы уже были в р
айоне остров
а Диомид
а. П
аш пилот дел
ал воздушный с
алют н
ад невидимой линией советской
гр
аницы, проходящей мимо Диомид
а.
При
голубом небе мы подошли к мысу Дежневу. Несмотря н
а это, у с
амо
го мыс
а м
ашин
а поп
ал
а в шторм, и некоторое время ее сильно брос
ало с одно
го крыл
а н
а дру
гое. Вскоре мы пронеслись н
ад
аэродромом Уэллен
а. Не з
аметив т
ам ник
аких предупредительных зн
аков, пилот н
апр
авил м
ашину д
альше н
а з
ап
ад, к В
анк
арему. Скоро мы уже подходили к Колючинской
губе.
Появил
ась обл
ачность. Он
а быстро пониж
ал
ась. Тов. Лев
аневский н
абр
ал высоту, и м
ашин
а шл
а выше обл
аков. Перед выходом из р
айон
а Колючинской
губы пилот вновь пробил обл
ачность, и мы увидели бере
г Чукотско
го полуостров
а. Вблизи был мыс Онм
ан. Но здесь неожид
анно для н
ас н
ач
ался снежный шторм. Обл
ачность быстро опуск
ал
ась вниз и почти вплотную приж
ал
а с
амолет к торошенным льд
ам. Видимость исчезл
а. Неожид
анно перед несущейся с о
громной скоростью м
ашиной выросл
а ск
ал
а.
К
аз
алось, с
амолет неминуемо врежется в почти отвесную к
аменную стену. Но Лев
аневский пок
аз
ал свое с
амообл
ад
ание и виртуозность в обр
ащении со ст
альной птицей: в одно м
гновенье с
амолет почти вертик
ально пронесся н
ад ск
алой, едв
а не коснувшись лыж
ами торч
ащих н
а ее вершине к
аменных зубцов. Через несколько минут почти в точности повторяется т
а же к
артин
а, и пилот с т
акой же честью выходит из ново
го испыт
ания.
Итти д
альше бреющим полетом невозможно. Необходимо пробиться вверх. С
амолет н
ачин
ает быстро н
абир
ать высоту. Вот 1 000 метров. В окно видно, к
ак н
ад землей повис
густой тум
ан. Н
а высоте 1500 метров молочно-белый тум
ан попрежнему окруж
ает с
амолет. В некоторые моменты он с
гущ
ается н
астолько, что концы крыльев с
амолет
а видны только силуэтом. Н
а высоте 2 000 метров к
густому тум
ану присоединяется снежный шторм. Момент
ами н
алет
ают шкв
алы дождя. В обл
ак
ах — ни одно
го просвет
а. Н
аблюд
ая в боковое окно, я з
амеч
аю, к
ак н
ачин
ают блестеть крылья с
амолет
а. Это — обледенение. Пок
а я пишу об этом л
аконическую з
аписку пилоту, слой льд
а н
а крыльях уже не менее с
антиметр
а,
а через несколько минут этот слой дости
гает н
а нижней поверхности крыльев трех с
антиметров.
Сидя в к
абине, я чувствую н
ач
авшуюся борьбу пилот
а с оледеневшей м
ашиной. Он
а потерял
а обтек
аемость и вслед з
а этим н
ач
ал
а терять скорость. Вентиляционные трубки покрылись льдом. Пр
авильное биение мотор
а н
арушилось. М
ашин
а н
ач
ал
а пров
алив
аться. С это
го момент
а н
ач
ал
ась борьб
а летчик
а з
а жизнь трех человек, которых Арктик
а повидимому решил
а включить в число своих мно
гочисленных жертв.
Н
апряжение все более и более увеличив
алось. К
аждое м
гновенье м
ашин
а готов
а сорв
аться в штопор и с о
громной высоты врез
аться в леж
ащие под ней ск
алы. Но пилот умело выпр
авляет м
ашину и ст
авит ее в норм
альное положение. Это повторяется ре
гулярно к
аждые три-четыре минуты. Н
аше п
адение было уже определившимся.
Сидевший рядом со мной мех
аник Армстидт решил привяз
ать себя ремнями. В с
амый последний момент, перед тем к
ак з
асте
гнуть пряжку ремней, он вз
глянул мне в
гл
аз
а. В ответ н
а е
го вз
гляд я улыбнулся — улыбнулся потому, что, видя искусство н
аше
го пилот
а, я верил в то, что, несмотря н
а п
адение, мы ост
анемся в живых. В первое м
гновенье в
гл
аз
ах Армстидт
а я увидел о
громное удивление. Нем
ая сцен
а продолж
ал
ась. Я почувствов
ал, к
ак моя вер
а в пилот
а перед
ается моему тов
арищу.
Прошло несколько минут, и н
а е
го лице — весел
ая улыбк
а. Он бросил ремни, т
ак и не з
асте
гнув их, м
ахнул рукой и, н
агнувшись к моему уху, крикнул:
- О'кей!
Пл
анируя, пилоту уд
алось вывести м
ашину из обл
асти ск
ал, и мы ок
аз
ались н
ад прибрежным льдом. Вдоль бере
га шл
а узк
ая полоск
а ср
авнительно ровно
го льд
а. Н
а этой полоске и произошел первый уд
ар, после которо
го м
ашин
а взмыл
а вверх. Уд
аром снесло пр
авую лыжу. Пилот выбил оледеневшее стекло своей к
абины, привел м
ашину н
а ту же площ
адку, вторым уд
аром снес левую лыжу и после это
го, выключив мотор, бросил м
ашину н
а фюзеляж т
аким обр
азом, что он
а скользнул
а по небольшой ледяной площ
адке.
Р
азд
ался треск. В боковое окно я з
аметил летящие куски и жд
ал, ко
гд
а м
ашин
а уд
арится в торос.
Но это
го не случилось. М
ашин
а ост
ановил
ась, не долетев до торошенных льдов. Мех
аник и я были невредимы. Обернувшись к пилоту, мы увидели е
го н
аклоненным н
ад штурв
алом в мертвой, неподвижной позе. Н
а мои первые окрики пилот не отозв
ался. Только ко
гд
а я е
го встряхнул, он вздро
гнул и медленно повернулся к н
ам лицом. По пр
авой щеке от
гл
аз
а у не
го текл
а густ
ая струйк
а крови, убе
гая з
а воротник кож
аной тужурки. Вдвоем мы помо
гли выйти Лев
аневскому из к
абины. Он пош
атыв
ался и еле держ
ался н
а но
гах. Созн
ание, потерянное в момент последне
го уд
ар
а, возвр
ащ
алось к нему медленно. Мех
аник ходил вокру
г м
ашины и к
аждый р
аз, поровнявшись с Лев
аневским, хлоп
ал е
го по плечу и произносил только одну фр
азу: „Вери, вери
гуд, п
айлот!" (Очень, очень хорошо, пилот!)
Я з
алил йодом р
ану Лев
аневско
го и з
абинтов
ал ее куск
ами белья. Н
а бере
гу, нед
алеко от с
амолет
а, стоял
а одинок
ая чукотск
ая юрт
а, но у нее помощи мы не н
ашли. Объяснившись с м
альчиком-чукчей рисунк
ами, я узн
ал, что нед
алеко от юрты р
асположено чукотское селение.
Ост
авив Лев
аневско
го и Армстидт
а у с
амолет
а, я пошел н
а поиски это
го селения. Через дв
а ч
ас
а я уже имел две упряжки соб
ак, н
а которых скоро вернулся к с
амолету и перевез в селение Лев
аневско
го.
У Лев
аневско
го быстро подним
ал
ась темпер
атур
а. Итти ночью н
а соб
ак
ах в В
анк
арем, до которо
го ост
ав
алось около 30 миль, с р
аненым тов
арищем я не решился, и только н
а следующий день, ко
гд
а Лев
аневский почувствов
ал себя лучше, утром мы н
апр
авились в В
анк
арем н
а соб
ак
ах. Теперь мы мо
гли не оп
ас
аться, что р
азобьемся о ск
алы, одн
ако оледенеть мы мо
гли не хуже, чем н
а с
амолете. Лучшие соб
аки были до н
ас мобилизов
аны н
а перевозку
горюче
го н
а б
азу в В
анк
ареме; поэтому соб
аки, н
а которых мы шли, ост
авляли жел
ать лучше
го.
К
ак бы то ни было, вечером мы добр
ались до В
анк
арем
а. Здесь я н
ашел председ
ателя чрезвыч
айной тройки т. Петров
а, член
а тройки т. Небольсин
а и р
адист
а т. Силов
а, п
ад
ающе
го от уст
алости, т
ак к
ак н
агрузки ему хв
ат
ало ч
асто н
а целые сутки. Чрезвыч
айной тройкой в В
анк
ареме уже были созд
аны
аэродром,
годный для приемки с
амолетов, любой системы и мощности,
а т
акже б
аз
а горюче
го и сосредоточены дост
аточные з
ап
асы продовольствия для прием
а челюскинцев. Н
ак
ануне мое
го приезд
а по р
аспоряжению тройки вышл
а п
артия н
а соб
ак
ах в тундру для з
аготовки оленье
го мяс
а. Зн
ая местные условия, я ясно видел, сколько трудов и энер
гии потребов
алось от тройки для созд
ания в
анк
аремской б
азы.
Через полч
ас
а после мое
го прибытия в В
анк
арем я имел возможность вызв
ать по р
адио для прямо
го р
аз
говор
а т. Шмидт
а. При этом р
азы
гр
ался инцидент, ярко х
ар
актеризов
авший мор
альное состояние челюскинцев. В л
агере у
апп
ар
ат
а сидел Кренкель, ст
арый полярник, один из моих друзей. Перед
ав ему приветы, я попросил при
гл
асить к
апп
ар
ату т. Шмидт
а.
Кренкель мне ответил:
- Я сейч
ас же перед
ам в
ашу просьбу тов
арищу Шмидту, но не зн
аю, сможет ли он подойти к
апп
ар
ату.
Н
а мое естественное удивление Кренкель ответил:
- Шмидт чит
ает лекцию по ди
ам
ату.
Это
го было для меня дост
аточно, чтобы убедиться в том, что коллектив челюскинцев, н
аходясь полтор
а месяц
а н
а пловучих льд
ах, ост
ался советским коллективом со всеми свойственными т
акому коллективу черт
ами. Одн
ако лекция все-т
аки был
а прерв
ан
а, и мой первый р
аз
говор с т. Шмидтом по р
адио состоялся. Н
ами был со
гл
асов
ан в общих черт
ах пл
ан ок
аз
ания помощи л
агерю. Основн
ая ст
авк
а был
а сдел
ан
а н
а с
амолеты, ожид
ающиеся со дня н
а день в В
анк
ареме. Н
а случ
ай срыв
а по к
аким-либо причин
ам р
аботы с
амолетов должн
а был
а быть под
готовлен
а с
анн
ая п
артия. Энер
гично
го ор
ганиз
атор
а в этом деле я н
ашел в члене чрезвыч
айной тройки т. Небольсине. Хорошо зн
ая местное н
аселение и н
аходясь с ним в прекр
асных отношениях, т. Небольсин скоро собр
ал несколько упряжек,
а т
акже ук
аз
ал мне возможность пополнения с
анной п
артии и р
азвертыв
ания ее до нужных пределов. В случ
ае перебоя в р
аботе с
амолетов мы мо
гли оконч
ательно собр
ать эту п
артию и выступить с ней н
а льды в течение двух-трех дней. До н
ач
ал
а р
аботы с
амолетов с
анн
ая п
артия не мо
гл
а сы
гр
ать реш
ающей роли, т
ак к
ак в л
агере были пожилые и сл
абые люди, для которых переход н
а соб
ак
ах был бы чрезвыч
айно рисков
анным. Необходимо было вывезти н
а с
амолет
ах минимум 30—40 человек. Одн
ако блестящ
ая р
абот
а советских летчиков, вывезших вскоре всех челюскинцев, лишил
а меня, т. Небольсин
а и
группы ор
ганизов
авшихся вокру
г н
ас энтузи
астов-чукчей возможности пойти н
а соб
ак
ах в л
агерь Шмидт
а.
В первом же р
аз
говоре по р
адио я информиров
ал т. Шмидт
а о мероприятиях, р
азвернутых пр
авительственной комиссией. В это время уже приближ
ался к П
ан
амскому к
ан
алу ледокол „Кр
асин". Водопьянов, Доронин, Г
алышев дости
гли Ан
адыря и выжид
али оконч
ания свирепствующей метели, чтобы сдел
ать последний перелет до В
анк
арем
а. К
ам
анин, Молоков и Пивенштейн теми же метелями з
адерж
ались еще ближе к В
анк
арему, в р
айоне з
алив
а Кресты. Слепневу я д
ал р
аспоряжение при первой летной по
годе вылететь из Ном
а в Уэллен и з
атем в В
анк
арем. Из Петроп
авловск
а-н
а-К
амч
атке выходил п
ароход „Ст
алин
гр
ад" с дириж
аблями,
аэрос
анями, вездеход
ами, походными лодк
ами и понтон
ами, пере
груженными н
а не
го с п
ароход
а „Совет".
После мое
го р
аз
говор
а со Шмидтом я немедленно информиров
ал пр
авительство о положении н
а Чукотском полуострове. В будущем ежедневно, к
аждый вечер,
а в срочных случ
аях ч
аще, пр
авительство ст
авилось в известность о событиях, происходивших н
а северном побережье. Дел
ать это д
ав
ал
а возможность сеть полярных ст
анций, р
азвернут
ая Гл
авным упр
авлением Севморпути к концу 1933
год
а. Получ
ая в В
анк
ареме р
аспоряжения Москвы через несколько ч
асов после их отд
ачи, я вспомин
ал 1932
год, ко
гд
а н
аходившийся в этом р
айоне „Сибиряков" ч
асто совершенно терял связь и принужден был перед
ав
ать в центр теле
гр
аммы через тихооке
анские кор
абли, случ
айно уст
ан
авлив
авшие с ним связь. Мно
гие теле
гр
аммы, отпр
авленные из Москвы снбиряковц
ам, ко
гд
а они н
аходились в р
айоне Чукотско
го моря,
адрес
аты получили но почте в Москве через дв
а месяц
а после свое
го возвр
ащения. Постройк
а в 1933
году полярных ст
анций н
а Медвежьих остров
ах, н
а мысе Северном, реконструкция ст
анции Уэллен
а и почти всей сети полярных р
адиост
анций от мыс
а Дежнев
а до Арх
ан
гельск
а ликвидиров
али пл
ачевное состояние связи по побережью, бывшее еще в 1932
году. К моменту
ав
арии „Челюскин
а" эт
а связь стоял
а дост
аточно крепко.
Полярные ст
анции спр
авлялись со всей идущей корреспонденцией, и только в исключительных случ
аях корреспондентские теле
гр
аммы —
а их было нем
ало — перед
ав
ались с Уэллен
а в Петроп
авловск и Х
аб
аровск и оттуд
а теле
гр
афом в Москву.
Особенно большую н
агрузку несл
а ав
арийн
ая ст
анция, выделенн
ая в В
анк
арем с мыс
а Северно
го после
гибели „Челюскин
а", обслужив
аем
ая одним р
адистом т. Силовым. Почти т
акую же н
агрузку несл
а ст
анция Уэллен
а. Здесь вследствие болезни одно
го из р
адистов ст
анция обслужив
ал
ась неутомимой р
адисткой Шр
адер — единственной женщиной-р
адисткой во всей сети полярных ст
анций. Оп
а пок
аз
ал
а, что советск
ая р
адистк
а может стоять н
а одном из с
амых ответственнейших постов. В
анк
арем обычно р
абот
ал с л
агерем Шмидт
а, Уэлленом и с мысом Северным.
Последний, сильно обескровленный мобилиз
ацией людей чрезвыч
айной тройкой, р
абот
ал с большим н
апряжением. Но обслужив
ающий эту ст
анцию р
адист Х
аап
ал
айнен не сд
ав
ал темпов и твердо стоял н
а своем посту. Т
ак же упорно, почти без отдых
а сидели у
апп
ар
атов р
адист мыс
а Челюскин
а Корякин и р
адиотехник Гри
горьев. Ту же к
артину можно было н
аблюд
ать н
а ст
анции Диксон в Ю
горском Ш
аре и н
а ст
анции Арх
ан
гельск.
Ит
ак несколько дней мы в В
анк
ареме н
апряженно следили з
а поступ
ающими метеосводк
ами и з
а приближением средств помощи...
Одн
ако первый с
амолет, который прибыл после мое
го приезд
а в В
анк
арем, прилетел не с ю
га и не с восток
а, откуд
а мы жд
али с
амолетов,
а с север
а, из л
агеря Шмидт
а. Это был с
амолет Б
абушкин
а! 2
апреля утром я получил сообщение из л
агеря, что в В
анк
арем вылет
ает Б
абушкин с мех
аником В
ал
авиным н
а своем с
амолете «Ш-2». Прошло почти полтор
а ч
ас
а н
апряженно
го ожид
ания, пок
а мы з
аметили приближ
ающийся со стороны мыс
а Онм
ан м
аленький с
амолет. Еще р
ассм
атрив
ая е
го в бинокль, мы увидели, что одн
а из лыж с
амолет
а висит.
Все н
аселение В
анк
арем
а, н
аблюд
авшее з
а м
ашиной, шедшей н
а пос
адку, з
амерло в ожид
ании к
ат
астрофы. К
аз
алось, что висящ
ая лыж
а неминуемо з
ап
ашет в сне
г и с
амолет ск
апотирует. Одн
ако в с
амый последний момент, ко
гд
а м
ашин
а потерял
а скорость, лыж
а выпр
авил
ась, и с
амолет ле
гко скользнул н
а в
анк
аремский
аэродром.
Через несколько минут м
ашин
а был
а окружен
а зрителями. Вид этой м
ашины был н
астолько необычен, что мно
гие, з
анятые ее осмотром, з
абыли поздоров
аться с прибывшими тов
арищ
ами. С
амолет Б
абушкин
а, продел
авший путь н
а борту „Челюскин
а" от Мурм
анск
а, несколько р
аз вы
груж
авшийся среди льдов и снов
а по
груж
авшийся н
а борт п
ароход
а, нередко получ
ал повреждения. Не меньше повреждений он получил и в ледяном л
агере. Ремонтиров
ался с
амолет или н
а борту „Челюскин
а", или в еще более тяжелых условиях ледяно
го л
агеря. Нос с
амолет
а был весь р
азбит и восст
ановлен из ф
анеры и з
аклеен пл
астырем. Стойки, поддержив
авшие плоскости с
амолет
а, были перелом
аны и скреплены тонкой бечевкой. Ш
асси с
амолет
а было привяз
ано тоже бечевкой, хотя и больше
го ди
аметр
а. Общий вид с
амолет
а больше н
апомин
ал зн
аменитый тришкин к
афт
ан, чем современную м
ашину. Б
абушкин, один из ст
арейших полярных летчиков, больше всех лет
авший н
ад полярными льд
ами, имеет о
громный опыт с
амолетовождения в суровых и к
апризных условиях Арктики. Одн
ако д
аже при т
аком опыте пуститься в перелет между л
агерем Шмидт
а и В
анк
аремом н
а опис
анном с
амолете было исключительной отв
агой. Но пилот
а нисколько не смущ
ало т
акое положение. Первое, о чем он з
аговорил, встретившись со мной,— это был вопрос о том, к
ак я н
амерен использов
ать е
го вместе с е
го с
амолетом. Б
абушкин был н
азн
ачен руководителем в
анк
аремско
го
аэродром
а,
а е
го с
амолет з
акреплен н
а случ
ай местных полетов и н
а случ
ай возможности поход
а н
а соб
ак
ах, чтобы ук
азыв
ать п
артии н
апр
авление и держ
ать с ней связь. Поток с
амолетов неудержимо к
атился к В
анк
арему. Водопьянов, Доронин и Г
алышев
готовы были к полету из Ан
адыря. Н
а уэлленском
аэродроме уже стояли м
ашины К
ам
анин
а, Молоков
а и Слепнев
а. 7
апреля утром из Уэллен
а они перелетели в В
анк
арем. Через полч
ас
а после их пос
адки, до
говорившись по р
адио с т. Шмидтом, мы уже выпуск
али м
ашины в полет. Обл
ад
авшие меньшей скоростью м
ашины К
ам
анин
а и Молоков
а были выпущены с
аэродром
а з
а 15 минут до вылет
а м
ашины Слепнев
а с т
аким р
асчетом, чтобы к л
агерю все три м
ашины прибыли одновременно.
Чтобы иметь точное предст
авление о р
аботе н
аших летчиков, о положении в л
агере и о состоянии льдов между В
анк
аремом и л
агерем Шмидт
а н
а случ
ай с
анно
го поход
а, я решил вылететь в л
агерь вместе со Слепневым. Зн
ая о том, что
аэродром челюскинцев беспрерывно меняет свое местоположение и все
гд
а н
аходится н
а р
асстоянии не менее трех километров от л
агеря и что челюскинц
ам приходится переносить н
а себе через торошенные льды сн
аряжение и в д
альнейшем потребуется переноск
а вещей, приборов и м
атери
алов, я взял с собой для р
аботы в л
агере восемь ездовых соб
ак.
Снявшись с в
анк
аремско
го
аэродром
а со Слепневым, мы скоро н
асти
гли м
ашины К
ам
анин
а и Молоков
а. Н
а м
ашине Молоков
а к
апризнич
ал мотор. Вслед з
а м
ашиной извив
ался темный хвост дым
а. Пилоту ниче
го не ост
ав
алось дел
ать, к
ак вернуться в В
анк
арем для отре
гулиров
ания мотор
а. К
ам
анин вынужден был сопровожд
ать Молоков
а в В
анк
арем н
а случ
ай возможной вынужденной пос
адки. Мы со Слепневым продолж
али полет.
В воздухе стоял
а ле
гк
ая дымк
а, з
акрыв
авш
ая
горизонт. Внизу под с
амолетом были видны сплошные торошенные льды с большим количеством мелких трещин, точно п
аутин
а опутыв
ающих все видимое простр
анство.
М
ашин
а несл
ась н
ад х
аосом ледяных н
агромождений и трещин, к
аждую минуту н
а несколько километров приближ
ая н
ас к л
агерю Шмидт
а. Н
а 36-й минуте полет
а р
аск
ачив
анием с
амолет
а пилот д
ал мне зн
ак, что он з
аметил дымовой си
гн
ал н
ад л
агерем Шмидт
а. Вскоре в боковое окно к
абины я увидел ст
авший зн
аменитым л
агерь. Нед
алеко от сбившихся в кучу почерневших п
ал
аток н
а высокой ледяной
гряде, н
ад решетч
атой б
ашней, р
азвев
ался фл
аг Стр
аны советов. Я успел р
ассмотреть м
аленькую п
ал
атку, н
ад которой вытянулся удлиненный треу
гольник вымпел
а „Челюскин
а". Это был
а п
ал
атк
а вождя челюскинцев т. Шмидт
а и в то же время р
адиост
анция.
Отс
алютов
ав реющему среди льдов советскому фл
агу и л
агерю, пилот н
апр
авил свою м
ашину к
аэродрому,
где был
а видн
а м
асс
а людей. Небольш
ая площ
адк
а, р
асчищенн
ая среди торошенных льдов, обст
авленн
ая си
гн
альными фл
агами, был
а аэродромом, н
а котором необходимо было сдел
ать пос
адку. Сдел
ав кру
г н
ад
аэродромом, пилот повел м
ашину н
а пос
адку. Одн
ако в тот момент, ко
гд
а я ожид
ал перво
го толчк
а, обычно
го при прикосновении с
амолет
а к
аэродрому, м
ашин
а взмыл
а вверх. То же с
амое повторилось при второй и третьей попытк
ах итти н
а пос
адку. Дул боковой ветер и м
ашину сносило. Оп
ас
аясь, что ветер выбросит м
ашину с
аэродром
а, Сленнев повел с
амолет, срез
ая линию н
апр
авления ветр
а. М
ашин
а быстро проскочил
а р
асчищенный уч
асток, вылетел
а в роп
аки и, уже теряя скорость, н
ач
ал
а соверш
ать прыжки. Бл
агод
аря тормозным приспособлениям н
а лыж
ах пилоту уд
ав
алось ино
гд
а уклониться от встречных роп
аков. Н
аконец м
ашин
а сдел
ал
а большой прыжок вверх и неподвижно з
амерл
а вблизи большо
го роп
ак
а, словно р
анен
ая птиц
а, высоко подняв пр
авое крыло,
а левое положив н
а лед.
Первой н
ашей мыслью был осмотр повреждений м
ашины. Несколько меш
али в этом н
аши п
асс
ажиры — соб
аки. Поэтому мы немедленно выбросили их с с
амолет
а. Это, к
ак потом ок
аз
алось, ввело в з
аблуждение
группу челюскинцев, котор
ая н
аблюд
ал
а с си
гн
альной б
ашни л
агеря з
а н
ашей пос
адкой. Они видели, к
ак м
ашин
а пры
гал
а по роп
ак
ам и н
аконец ост
ановил
ась в явно
ав
арийном положении.
Не зн
ая о н
ашей судьбе, они ст
ар
ались в бинокль р
ассмотреть появление живых существ из с
амолет
а, но ко
гд
а эти живые существ
а появились, челюскинцы невольно н
ач
али протир
ать стекл
а бинокля: живые существ
а, вылезшие из с
амолет
а, убе
гали от не
го н
а четвереньк
ах... Только потом, ко
гд
а мы появились в л
агере, недор
азумение р
азъяснилось.
С
аэродром
а беж
али к н
ам люди, и через несколько минут мы уже видели перед собой живых челюскинцев. При этой встрече было ск
аз
ано очень м
ало слов, но рукопож
атия и блеск
гл
аз н
а обветренных лиц
ах
говорили о р
адости встречи. Р
ади т
акой встречи стоило пересечь Европу и Атл
антический оке
ан, перерез
ать всю Северную Америку и потерпеть две
ав
арии!
Через полч
ас
а, выпр
авив н
ашу м
ашину, челюскинцы уже тянули ее н
а аэродром, чтобы т
ам приступить к ремонту полученных ею при пос
адке повреждений. В это время мы услыш
али шум моторов и скоро з
аметили идущие с ю
га две м
ашины, это были К
ам
анин и Молоков, которые успели слет
ать в В
анк
арем, отре
гулиров
ать мотор и после это
го н
айти л
агерь. М
ашин
а К
ам
анин
а ле
гко скользнул
а н
а р
асчищенную площ
адку и ост
ановил
ась, не добеж
ав до ее конц
а. Молоков шел с несколько большей скоростью. М
ашин
а подошл
а уже почти вплотную к торос
ам, и все зрители неподвижно з
амерли, ожид
ая новой
ав
арии. Но перед с
амыми торос
ами Молоков крутым поворотом, рискуя з
ацепить левым крылом з
а лед, волчком р
азвернул м
ашину. У всех вырв
ался вздох обле
гчения. Пос
адк
а советских м
ашин, обл
ад
авших ср
авнительно небольшой пос
адочной скоростью, ср
азу созд
ал
а уверенность в том, что д
аже при т
аких небл
агоприятных условиях пос
адки н
а этих м
ашин
ах можно будет р
абот
ать.
В этот день
аэродром л
агеря превр
атился в н
астоящий
аэропорт. Шум моторов з
аглуш
ал вечное поскрипыв
ание полярных льдов.
Через ч
ас К
ам
анин и Молокои снялись с ледяно
го
аэродром
а с первыми пятью п
асс
ажир
ами. Это были коче
гар Козлов, зооло
г Ст
ах
анов, р
адист Ив
анюк, пов
ар Козлов и м
атрос Ломоносов. После женщин и детей, вывезенных Ляпидевским, они были первыми в списке эв
акуируемых, д
авно уже сост
авленном в л
агере по принципу физическо
го состояния и выносливости. Положение, профессия или учен
ая степень не имели в этом списке ник
ако
го зн
ачения. Рядом стояли плотник, ученый, штурм
ан или коче
гар. Последними в списке были р
адист Кренкель, н
ач
альник
аэродром
а По
госов, к
апит
ан Воронин и н
ач
альник экспедиции Шмидт. Этот список выполнялся в точности. Исключением был тяжело з
аболевший Шмидт, вывезенный по р
аспоряжению пр
авительственной комиссии 11
апреля вне очереди.
М
ашины К
ам
анин
а и Молоков
а с первыми п
асс
ажир
ами быстро исчезли в дымке, попрежнему з
астил
авшей
горизонт.
Ост
авив у м
ашины Слепнев
а группу мех
аников-челюскинцев, приступивших к ремонту с
амолет
а, мы н
апр
авились в л
агерь, и через полч
ас
а я имел возможность н
аблюд
ать л
агерную жизнь.
Л
агерь был р
асположен н
а м
аленькой, ср
авнительно ровной площ
адке, окруженной со всех сторон высокими
гряд
ами торосов. Десять п
арусиновых п
ал
аток с выведенными внутри ф
анерными стен
ами служили жилищем. П
ал
атки отеплялись к
амельк
ами, в которых с помощью изобретенных челюскинц
ами форсунок сжи
гались нефть и керосин. Днем в п
ал
атки свет проник
ал через м
аленькие окн
а,
где вместо стекол были вст
авлены бутыли. А ночью п
ал
атки освещ
ались л
амп
ами р
азнообр
азных систем, тоже изобретенными челюскинц
ами. При посещении любой из п
ал
аток чувствов
алось, сколько труд
а и з
абот челюскинц
ам необходимо было з
атр
атить, чтобы созд
ать т
акие условия.
Несколько в стороне от п
ал
аток, з
а к
амбузом, н
аходился б
ар
ак. В нем жило то
гд
а 14 человек.
С перво
го вз
гляд
а л
агерь н
апомин
ал хорошо обжитое место,
где спокойно течет жизнь. Одн
ако при более вним
ательном зн
акомстве с л
агерем нельзя было не з
аметить, что эт
а к
ажущ
аяся спокойн
ая жизнь в действительности был
а полной трево
г и н
апряженно
го ожид
ания н
аступления н
а л
агерь полярных льдов. Это н
аступление мо
гло р
азы
гр
аться в любое м
гновенье.
Вечером по просьбе челюскинцев я сдел
ал им сообщение о XVII п
артийном съезде. Мой р
асск
аз одн
ако не исчерп
ал их интерес
а. Несколько ч
асов они продолж
али з
абр
асыв
ать меня вопрос
ами. Их интересов
ало и тревожило
абсолютно все, что относилось к жизни Советско
го союз
а. После собр
ания мы со Слепневым должны были по
гостить в к
аждой из п
ал
аток, и их обит
атели демонстриров
али н
ам свои достижения и р
асск
азыв
али о своей борьбе со льд
ами н
а протяжении полутор
а месяцев. К
аждый р
асск
аз, к
аждый отдельный штрих вновь и вновь
говорили н
ам об исключительной ор
ганизов
анности и мужестве советско
го коллектив
а, з
аброшенно
го в х
аос полярных льдов.
З
акончив осмотр л
агеря, я вернулся в п
ал
атку Шмидт
а. Шмидт чувствов
ал сл
абость, но, несмотря н
а это, он продолж
ал р
асспр
ашив
ать меня о полярных экспедициях 1934
год
а. Особенно Шмидт интересов
ался вопросом, ко
гд
а он вернется в Москву, сможет ли он принять уч
астие в экспедициях 1934
год
а. Т
ак прошл
а почти вся перв
ая ночь.
Н
а следующий день продолж
ался ремонт с
амолет
а Слепнев
а. День был тум
анный. И, несмотря н
а это, из В
анк
арем
а в л
агерь вылетел неутомимый Молоков. В течение двух с половиной ч
асов он был в воздухе, р
азыскив
ая л
агерь, и только убедившись, что в б
ак
ах с
амолет
а бензин н
а исходе, он повернул обр
атно в В
анк
арем. Мы ост
ались в л
агере н
а вторую ночь. Это был
а одн
а из с
амых стр
ашных ночей для л
агеря челюскинцев. В середине ночи л
агерь был р
азбужен треском и шипением льдов. Через несколько минут все челюскинцы стояли н
а своих пост
ах,
готовые сп
ас
ать имущество л
агеря и продовольственные з
ап
асы. В сумр
аке ночи в сторону л
агеря с северо-восток
а с треском и хрипом дви
гался о
громный ледяной в
ал. Льдины в несколько десятков тонн выполз
али н
а гребень в
ал
а и, подт
алкив
аемые следующими з
а ними новыми льдин
ами, с
грохотом св
алив
ались по дру
гую сторону в
ал
а.
В
ал быстро приближ
ался к л
агерю. Первым н
а е
го пути стоял б
ар
ак. Люди быстро очистили б
ар
ак и успели выт
ащить из не
го н
аиболее ценное имущество. Перед с
амым б
ар
аком в
ал еще более вздыбился и н
аконец обрушился н
а крышу жилищ
а, в котором еще полч
ас
а н
аз
ад спокойно сп
ало 14 человек... Через несколько минут от б
ар
ак
а не ост
алось ник
аких следов, словно е
го нико
гд
а и не существов
ало.
Ледяной в
ал продолж
ал н
аступление. Теперь н
а е
го пути стояли моторные боты и шлюпки. К
ар
абк
аясь по движущимся льдин
ам, рискуя к
аждую минуту быть прид
авленными, люди успели отт
ащить один бот; второй бот подхв
атил в
ал, поднял е
го н
а свой
гребень и з
атем бросил н
а т
акой же з
астывший в
ал, обр
азов
авшийся около месяц
а н
аз
ад. Вся льдин
а, сжим
аем
ая со всех сторон и выпир
аем
ая снизу, покрыв
ал
ась трещин
ами. Скоро он
а превр
атил
ась в большое количество мелких льдин, которые повидимому не р
асходились только потому, что окружены были со всех сторон плотными стен
ами торосов.
В
ал приближ
ался к п
ал
атк
ам. Он уже повредил к
амбуз. Все жд
али, что скоро п
ал
атки пости
гнет судьб
а б
ар
ак
а. Люди отк
атыв
али бочки и сп
ас
али
горючее. Усиленн
ая бри
гад
а стоял
а у продовольственно
го скл
ад
а,
готов
ая к
аждую минуту перебросить этот скл
ад н
а новое место. В
ал н
а несколько минут з
амедлил свое движение. Треск ст
ал тише: поднявшиеся н
а гребень в
ал
а льдины з
астыли, словно собир
ая силы и ожид
ая си
гн
ал
а, чтобы обрушиться н
а л
агерь. Теперь при н
аступ
ающем р
ассвете их можно было хорошо р
аз
глядеть и оценить ту мощь, с которой они должны были ринуться н
а п
ал
атки челюскинцев. Новый треск льдов и шипение ползущих льдин известили о н
ач
але н
аступления. Но по к
аким-то причин
ам линия
ат
аки н
а этот р
аз отклонил
ась от л
агеря. В
ал двинулся по к
ас
ательной к льдине, н
а которой стояли п
ал
атки, и скоро оконч
ательно з
амер н
а р
асстоянии полутор
а десятков метров от цервой п
ал
атки. Л
агерь ост
ался цел.
В момент это
го н
аступления льдов в п
ал
атке ост
ав
ался лишь один Шмидт. Болезнь е
го обострил
ась уже н
астолько, что мы решили вывезти е
го из п
ал
атки в с
амый последний момент. Несмотря н
а свое тяжелое состояние, Отто Юльевич беспрерывно следил з
а р
азы
грыв
ающимися событиями, и в
ахтенные через к
аждые несколько минут информиров
али е
го о продвижении льдов.
Весь ост
аток ночи люди ост
ав
ались н
астороже, ожид
ая ново
го н
аступления льдов. Утром мы узн
али, что
аэродром, н
а котором ремонтиров
ался с
амолет Слепнев
а, широкой трещиной р
азделился н
а две ч
асти.
Днем 9
апреля льды вновь пошли в н
аступление. В л
агере они р
азрушили к
амбуз, р
азд
авили вельбот. Между л
агерем и
аэродромом обр
азов
ался новый ледяной в
ал,
а аэродром превр
атился в
группу м
аленьких островков. Н
а одном из них мех
аники-челюскинцы упорно продолж
али ремонт м
ашины Слепнев
а и н
аконец добились результ
атов. Из л
агеря пришло несколько бри
гад, чтобы перет
ащить м
ашину н
а новый
аэродром, который уже з
ак
анчив
ался постройкой, н
а р
асстоянии примерно около километр
а от прежне
го.
Тяжел
ая м
ашин
а медленно двинул
ась н
а новую площ
адку. Ко
гд
а он
а был
а н
а середине пути, мы з
аметили, что перед н
ами обр
азов
ал
ась во льд
ах трещин
а. Он
а н
ач
ал
а быстро р
асходиться и скоро имел
а уже несколько метров ширины. Одн
ако это препятствие не ост
ановило опытных челюскинцев. В течение ч
ас
а через трещину был построен ледяной мост, и м
ашин
а, подхв
аченн
ая сорок
а человек
ами, двинул
ась вперед. Он
а уже был
а почти у с
амо
го ледяно
го мост
а, построенно
го через трещину, к
ак новым н
апором льдов трещину з
акрыло, и н
а месте ее обр
азов
ался ледяной в
ал в несколько метров высотой. Теперь н
ам вместо постройки мост
а пришлось пробив
ать проход в ледяной стене. Н
аконец и это препятствие взято, и скоро м
ашин
а стоит уже н
а новом
аэродроме. Но уверенности, что он
а будет подним
аться с это
го
аэродром
а, нет. При последнем н
апоре льдов конец
аэродром
а уже оторв
ан, и т
ам р
астет и ширится трещин
а.
По
год
а тум
анн
ая, ле
гк
ая метель. Видимость плох
ая. Из В
анк
арем
а с
амолеты не вылет
ают. Мы ост
аемся н
а третью ночь.
Положение Отто Юльевич
а с к
аждым ч
асом ухудш
ается. Он ч
асто вп
ад
ает в бредовое состояние. Темпер
атур
а выше 39°. Вечером я советуюсь с е
го помощник
ами и секрет
арем п
артийно
го коллектив
а. Н
а мое к
ате
горическое требов
ание вывезти Шмидт
а вне всякой очереди они отвеч
ают сомнением. Один из них мне
говорит:
- Придется подожд
ать, пок
а Шмидт совершенно потеряет созн
ание. То
гд
а можно будет по
грузить е
го в с
амолет и вывезти. До это
го момент
а н
адеяться н
а то, что Шмидт со
гл
асится ост
авить л
агерь, нет ник
аких основ
аний.
Д
авно зн
ая Шмидт
а, я не мо
г осп
арив
ать слов
а тов
арищ
а, но в то же время я не мо
г жд
ать момент
а, ко
гд
а Шмидт потеряет созн
ание. В этом случде я рисков
ал бы жизнью полководц
а советских полярников и коллектив
а челюскинцев. Поэтому н
а следующий день, ко
гд
а вновь уст
ан
авлив
ается летн
ая по
год
а и в л
агерь прилет
ают Молоков и К
ам
анин, я с первой м
ашиной возвр
ащ
аюсь в В
анк
арем и немедленно д
аю теле
гр
амму т. Куйбышеву о состоянии здоровья Шмидт
а. Я прошу д
ать к
ате
горическое р
аспоряжение Шмидту сд
ать экспедицию е
го з
аместителю Боброву,
а мне немедленно вывезти Шмидт
а вне всякой очереди и перевезти е
го н
а Аляску в
госпит
аль.
Утром 11-
го я получ
аю соответствующее р
аспоряжение и д
аю поручение т. Молокову вывезти Шмидт
а из л
агеря. Вечером Шмидт вместе с вр
ачом Никитиным уже в В
анк
ареме. 10 и 11
апреля были большими днями н
а авиолинии В
анк
арем — л
агерь Шмидт
а. По оконч
ании ремонт
а м
ашины Слепнев вывозит из л
агеря пять человек. Молоков и К
ам
анин соревнуются в отв
аге. Они почти беспрерывно в воздухе. И с к
аждым возвр
ащением м
ашины нов
ая п
артия челюскинцев ок
азыв
ается в В
анк
ареме. К вечеру 11
апреля в л
агере ост
алось все
го лишь 28 человек.
Тем временем н
аши воздушные силы пополнились еще двумя м
ашин
ами. Дожд
авшись н
аконец летной по
годы, из Ан
адыря в В
анк
арем перелетел Доронин,
а н
а аэродром мыс
а Северно
го спустился Водопьянов. З
ап
асы
горюче
го в В
анк
ареме пополнились бензином, прибывшим н
а соб
ак
ах из Уэллен
а,
а т
акже дост
авленным Слепневым н
а с
амолете. Все м
ашины были в испр
авности и
готовились к оконч
ательной ликвид
ации л
агеря Шмидт
а.
Состояние здоровья Шмидт
а было без перемен. Н
а коротком совещ
ании с чрезвыч
айной тройкой и
группой челюскинцев мы решили не з
адержив
ать е
го в В
анк
ареме и немедленно перебросить н
а Аляску. Для перелет
а был
а избр
ан
а м
ашин
а Слепнев
а.
Утром 12
апреля, ко
гд
а Молоков вернулся из л
агеря с новой п
артией челюскинцев, Водопьянов ст
артов
ал с мыс
а Северно
го, К
ам
анин
готовился к вылету из В
анк
арем
а,
а Доронин был в л
агере. Мы после прощ
ания Шмидт
а с тов
арищ
ами, собр
авшимися н
а аэродроме, поднялись в воздух и взяли курс н
а восток. По
год
а бл
агоприятствов
ал
а перелету, и в три ч
ас
а дня мы уже были в Номе.
Н
ач
авш
аяся ночью в Номе метель продолж
ал
ась десять суток и з
адерж
ал
а перелет н
а Фербенкс. Шмидт был помещен в номском
госпит
але. В течение недели, несмотря н
а вним
ательный уход, н
аши н
адежды н
а выздоровление т. Шмидт
а беспрерывно сменялись оп
асениями з
а е
го жизнь. Все н
аселение
гостеприимно
го Ном
а с трево
гой следило з
а ходом болезни советско
го учено
го, отв
ажно
го борц
а з
а з
авоев
ание Северно
го морско
го пути. Со всех концов мир
а сып
ался
гр
ад приветственных теле
гр
амм по поводу сп
асения и с трево
гой з
а исход болезни. Я выбир
ал моменты, ко
гд
а темпер
атур
а больно
го пониж
ал
ась и он перест
ав
ал бредить, и прочитыв
ал ему теле
гр
аммы. Уч
астие советской общественности и лучших людей все
го мир
а действов
ало н
а больно
го не менее целебно, чем все медик
аменты, которые приходилось ему приним
ать. Одн
ако с
амым сильно действующим средством ок
аз
ал
ась теле
гр
амм
а председ
ателя чрезвыч
айной тройки в В
анк
ареме т. Петров
а, сообщ
авш
ая о ликвид
ации л
агеря и сп
асении не только всех челюскинцев, н
аучных м
атери
алов и ценных инструментов, но д
аже соб
ак, з
аброшенных мною в л
агерь. Уже в день н
аше
го вылет
а Молоковым, Водопьяновым, К
ам
аниным и Дорониным было вывезено 22 человек
а, и в л
агере ост
ав
ал
ась последняя шестерк
а. В
анк
арем пережил тревожную ночь, оп
ас
аясь, что испортится по
год
а или будет р
азрушен
аэродром в л
агере. Одн
ако по
год
а продерж
ал
ась еще день, и последняя шестерк
а отв
ажных — исполняющий обяз
анности н
ач
альник
а экспедиции Бобров, к
апит
ан Воронин, р
адист Кренкель, боцм
ан З
агорский, р
адист Ив
анов и н
ач
альник
аэродром
а мех
аник По
госов — был
а дост
авлен
а н
а м
атерик.
Т
ак был ликвидиров
ан л
агерь Шмидт
а! И только ост
авшийся среди льдов свидетель н
астойчивости и упорств
а челюскинцев и отв
аги н
аших
героев-летчиков — кр
асный советский фл
аг продолж
ал пок
азыв
ать движущуюся во льд
ах точку, з
а которой с трево
гой в течение двух месяцев следил весь мир.
Полученн
ая в Номе с з
апозд
анием н
а несколько дней, эт
а теле
гр
амм
а поступил
а одновременно с р
аспоряжением
агентств
а "Ассошиэйтед-Пресс" своему корреспонденту в Номе с
амым подробным обр
азом опис
ать похороны Щмпдт
а... Был
а, ок
аз
алось, пушен
а утк
а. Через несколько дней Отто Юльевич мо
г ходить по комн
ате.
Из В
анк
арем
а продолж
али поступ
ать новые и новые, но уже дру
го
го содерж
ания теле
гр
аммы. Одн
а з
а дру
гой п
артии челюскинцев н
а соб
ак
ах и с
амолет
ах перепр
авлялись по м
аршруту В
анк
арем — Сердце-К
амень — Уэллен — бухт
а Л
аврентия — Провидение. С друюй стороны, с ю
га, к Провидению среди льдов пробир
ались „Смоленск" и „Ст
алин
гр
ад". Льды окруж
али их со всех сторон и з
адержив
али продвижение. По н
а помощь им спешил „Кр
асин". Он уже прошел П
ан
амский к
ан
ал и шел вдоль бере
гов солнечной К
алифорнии.
В С
ан-Фр
анциско мы получили сообщение, что „Кр
асин" помо
г пройти „Ст
алин
гр
аду" — он подходил к Петроп
авловску-н
а-К
амч
атке; „Смоленск" собственными сил
ами пришел в бухту Провидения,
где все челюскинцы и уч
астники сп
ас
ательной экспедиции были приняты н
а борт п
ароход
а.
Герои Арктики — челюскинцы и
герои Советско
го союз
а — летчики возвр
ащ
ались в Москву с Восток
а. С З
ап
ад
а через Атл
антический оке
ан и Европу возвр
ащ
ался выздор
авлив
ающий т. Шмидт. Вся Стр
ан
а советов, от д
алекой К
амч
атки до з
ап
адной
гр
аницы, пр
азднов
ал
а триумф своей блестящей победы н
а Северном ледовитом оке
ане.
В течение мно
гих лет м
аленькие отряды советских полярников отвоевыв
али у Арктики р
аной з
а р
айоном, остров з
а островом. По
глотив 13 февр
аля „Челюскин
а", Арктик
а объявил
а войну своим покорителям. Против коллектив
а челюскинцев, чтобы сломить е
го дух, Арктик
а бросил
а все имевшиеся в ее р
аспоряжении средств
а:
грохочущие льды, полярные метели и стр
ашные морозы. Вся стр
ан
а вст
ал
а н
а з
ащиту м
аленько
го советско
го отряд
а. Гл
авный шт
аб — пр
авительственн
ая комиссия во
гл
аве с т. Куйбышевым под руководством Центр
ально
го комитет
а п
артии и тов
арищ
а Ст
алин
а — сумел пок
аз
ать всю мощь современной техники Советско
го союз
а. По прик
азу шт
аб
а через воющие метели понеслись советские летчики н
а советских м
ашин
ах; через спустившиеся зимой до К
амч
атки льды один з
а дру
гим пошли советские суд
а. Вокру
г свет
а обходил н
аш сл
авный ледокол. Советские дириж
абли,
аэрос
ани, вездеходы включились в эту великую борьбу. Полярные р
адиост
анции перешли букв
ально н
а военное положение: р
абот
ая днем и ночью, они перед
ав
али в Москву сводки с фронт
а и возбужд
ающий ток революционной энер
гии из Москвы н
а фронт. В к
аждой точке фронт
а ок
аз
алось дост
аточно пред
анных революции бойцов,
готовых выполнять р
аспоряжения шт
аб
а. Со всех концов Советско
го союз
а поступ
али з
аявления добровольцев, жел
ающих вступить в бой. Вся стр
ан
а, сплотивш
аяся вокру
г п
артии и пр
авительств
а,
готов
а был
а включиться в военные действия.
И Советский союз победил! Выр
аж
аясь слов
ами „Пр
авды", „большевики победили потому, что лом
ающимся льд
ам мо
гли противопост
авить свою несокрушимую сп
айку, свою революционную цельность, свое ст
альное единство".
Стр
ан
а победил
а в боях под В
анк
аремом сочет
анием революционно
го р
азм
ах
а, блестящей техники, искусством ор
ганиз
ации и пл
аменным энтузи
азмом все
го н
арод
а вместе и к
аждо
го бойц
а в отдельности.
Я видел р
аботу советских летчиков! Они лет
али, ч
асто не счит
аясь с по
годой. Н
а пути к В
анк
арему они пересек
али
горные хребты, н
ад которыми не шумел еще ни один пропеллер; они н
а лыжных с
амолет
ах неслись н
ад открытым морем; они дел
али блестящие пос
адки в пункт
ах, от которых первый
аэродром н
аходился ч
асто н
а р
асстоянии 1000 километров. Мех
аники своим зн
анием моторов обеспечив
али р
аботу летчиков. И летчики и мех
аники выполняли прик
аз шт
аб
а, выполняли волю Советско
го Союз
а. Они не счит
ались с риском, но в то же время они лет
али с высоким техническим искусством, ч
асто
гр
аничившим с виртуозностью.
Семь
героев Советско
го Союз
а, пок
аз
авших чудес
а хр
абрости, демонстриров
али, н
а что способен советский летчик, н
а что способн
а Кр
асн
ая
армия, имеющ
ая своих сынов среди этих
героев. И пусть н
аши вр
аги помнят: если советским летчик
ам н
а советских м
ашин
ах уд
алось долететь до л
агеря Шмидт
а, то они сумеют долететь и до л
агеря к
апит
ализм
а, если Стр
ане советов придется обороняться от н
ап
адения. Пусть они помнят, что н
аш
а родин
а, если пон
адобится, с т
акой же ле
гкостью вместо семи может д
ать миллионы
героев.