Ларсен Генри (Henry Asbjörn Larsen) (1899-1964)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Ларсен Генри (Henry Asbjörn Larsen) (1899-1964)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Август 2009 18:55

Inspector Henry Larsen aboard the RCMP patrol vessel, St Roch, NWT, nd, circa 1944 (courtesy Library and Archives Canada/C-70771) : Henry_Larsen_on_St_Roch.jpg
Henry Larsen // From Wikipedia, the free encyclopedia http://en.wikipedia.org/wiki/Henry_Larsen

Генри Ларсен (Henry Asbjörn Larsen)
30.09.1899 – 29.10.1964

Канадский арктический исследователь. Родился в Норвегии, Fredikstad. Эммигрировал в Канаду, где получил Британское (1927), а позднее Канадское (1947) гражданство.
В 1928 поступил в Royal Canadian Mounted Police (RCMP), направлен на моторной шхуне St. Roch на патрульную службу в Арктике.
22.07.1944 вышел из Галифакса и 16.10 прибыл в Ванкувер, впервые в истории пройдя Северо-западным морским путем за одну навигацию.
Вышел в отставку в 1961 г.

Автор книг:
1. The Conquest of the North West Passage: The Arctic Voyages of the St Roch, 1940-44. The Geographical Journal Vol CX No 1-3 (1947).
2. Reports and Other Papers Relating to the Two Voyages of the R.C.M.P. Schooner "St Roch" Through the North West Passage 1940-42 and 1944. King’s Printer (1945).
3. The North-West Passage, 1940-42-and 1944. City Archives, Vancouver (1948) reprinted (1954).
4. Henry med det Store Skipet. Mortensen Forlag, Oslo (1964) reprinted by Flyt Forlag (2003).
5. The Big Ship, an Autobiography by Henry Larsen in co-operation with Frank R. Sheer and Edvard Omholt Jensen. McClelland and Stewart Ltd., 1967.


Авадяева Е.Н., Зданович И.И., Сто великих мореплавателей // Москва, "Вече", 2002

Генри Ларсен
Моторная шхуна "Сент-Рок".

Канадский полицейский офицер Генри Ларсен на моторной шхуне "Сент-Рок" длиной 30 метров (80 тонн) с командой в семь человек вышел в июне 1940 года из порта Ванкувер (Британская Колумбия) и, следуя обычным путем американских промысловых судов, прошел через Берингов пролив и море Бофорта в залив Амундсена. На первую зимовку "Сент-Рок" остановился у юго-западного берега Виктории, в заливе Уолкер.

В короткий навигационный период следующего, 1941 года Ларсен, убедившись в невозможности обогнуть с севера остров Виктория, направился на восток, вдоль берегов материка, достиг полуострова Бутия и поднялся на север вдоль его западного берега до залива Пасли, то есть повторил путь Амундсена в обратном направлении. У залива Пасли "Сент-Рок" был поставлен на вторую зимовку.

Освободившись из льдов летом 1942 года, "Сент-Рок" двинулся к проливу Ланкастер; но на этом участке Ларсен шел не путем Амундсена, а через проливы Белло и Принс-Риджент. В октябре 1942 года "Сент-Рок" вошел в порт Галифакс (Новая Шотландия).

Для середины XX века такое плавание не было большим достижением; сам Ларсен рассматривал его как тренировку и предварительную разведку Северного морского пути вокруг Америки, который во время Второй мировой войны приобретал особое значение.

22 июля 1944 года Ларсен отправился на "Сент-Роке" из Галифакса в обратный путь.

На этот раз он избрал другой маршрут: старый путь великой экспедиции Парри - через широтные проливы Ланкастер, Барроу и Мелвилл. Напомним, что советский ледокольный пароход "Сибиряков" совершил сквозное плавание Северным морским путем с запада на восток (Архангельск-Иокогама ) в одну навигацию еще в 1932 году, правда, потеряв винт во льдах Чукотского моря, так что от Берингова пролива до Иокогамы его вел на буксире траулер. Зато в 1934 году советский ледорез "Литке" прошел без аварий Северным морским путем с востока на запад (Владивосток-Мурманск) в одну навигацию. Таким образом, подлинное "завоевание Северо-восточного прохода" было завершено Советским Союзом по крайней мере на двадцать лет раньше, чем завоевание Северо-западного прохода Канадой.

Несущественное отличие маршрута Ларсена от маршрута Парри состояло лишь в том, что ледовая обстановка за проливом Барроу вынудила Ларсена обогнуть остров Байам-Мартин с севера, в то время как Парри вел свои суда вдоль южного берега этого небольшого острова. Зато весьма существенным было то обстоятельство, что по сравнению с Парри Ларсен выиграл три недели, которые он прекрасно использовал.

Несколько дней "Сент-Рок" стоял у южного берега острова Мел-вилл для выяснения ледовой обстановки, а затем перешел к полуострову Принс-Альберт, северо-западному выступу Виктории. Оказалось, что отделяющий Викторию от Банкса пролив Принца Уэльского, якобы всегда забитый тяжелыми льдами, был в начале сентября 1944 года почти свободен от льда. Ларсен без помех провел "Сент-Рок" через этот "непроходимый" пролив, последний на его пути до Берингова пролива, и 16 октября прибыл в Ванкувер - через восемьдесят шесть дней после выхода из Галифакса. Впервые в истории Северо-западный проход был пройден в одну навигацию. Сам Ларсен в отчете проявил большую скромность в оценке своего замечательного достижения: "Были у нас и удачи, и прорывы. Никто не может предсказать ледовую обстановку и навигационные условия в Арктике. То, что мы выполнили в этом году, возможно, повторят и в будущем году, но, может быть, этого придется ждать много лет. Во многом также успех зависит от типа экспедиционного судна. Наше плавание показало, что Северо-западный проход можно пройти в один год, но не доказало, что это можно делать каждый год".

Второе плавание "Сент-Рока" является несомненно навигационным подвигом его малочисленной команды. И все-таки тогда еще нельзя было говорить о завоевании Северо-западного прохода. Вопрос о том, пригоден ли Северо-западный проход для плавания современных крупнотоннажных грузовых судов, не был разрешен Ларсеном, ни тем более Амундсеном, так как оба использовали очень небольшие суда.

Только через десять лет после второго плавания "Сент-Рока" вопрос о пригодности Северо-западного прохода для торгового судоходства был разрешен положительно. В конце июля 1954 года канадский дизель-электроходный ледокол "Лабрадор" вышел из Галифакса и, точно следуя путем "Сент-Рока" 1944 года, подошел в конце сентября 1954 года к тихоокеанскому побережью Канады.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Ларсен Генри (Henry Asbjörn Larsen) (1899-1964)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Август 2009 23:59

 canada-1978.jpg
Канада, 1978 год.
Вышеупоминаемые „St. Roch“ и „Labrador“
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Ларсен Генри (Henry Asbjörn Larsen) (1899-1964)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 14:11

Birth: Sep. 30, 1899, Norway
Death: Oct. 29, 1964, Canada

He was a Canadian Arctic explorer. Larsen was born in Norway, like his hero, Roald Amundsen. And, like Amundsen, he became a seaman. Larsen immigrated to Canada and became a British citizen[1] in 1927 (Canadian citizen in 1947). In 1928 he joined the Royal Canadian Mounted Police (RCMP). In 1928 the RCMP commissioned the St. Roch for Arctic service. During its first voyage into the Arctic Larsen served as mate under a captain the RCMP hired for that purpose, but Larsen was appointed captain once in the Arctic. Larsen commanded the St. Roch for most of the next two decades. Rising to the rank of Sergeant. The final years of Larsen's career he was the senior RCMP officer in the Arctic. Following his command of the St. Roch, Larsen was promoted to Inspector with responsibility for all Arctic detachments. For the first twelve years the ship was in commission, Larsen and his crew took supplies to scattered RCMP posts in Canada's far north. The St. Roch was specially constructed to be able to survive being frozen in all winter. And, during the winter the RCMP officers who formed her crew would use dog sleds to turn the St. Roch into a floating RCMP outpost. During this time the St. Roch was the only Canadian presence in the far north, carrying out various governmental duties. World War II provided Larsen an opportunity to follow in the footsteps of his hero and compatriot. In 1940 the St Roch was sent on a mission to travel from the Western Arctic to the Eastern Arctic. The St. Roch completed the West to East voyage in 1942, taking 28 months to do so. For most of these 28 months the St Roch was frozen in. The St. Roch was the second vessel to traverse the Northwest Passage, and the first to do so from west to east. Upon her arrival in Halifax the St. Roch was given an extensive refit, giving her a larger engine, and a deckhouse, increasing her accommodation. The refit was completed in time for her to make the return voyage to Vancouver during the ice-free period, completing her voyage in less than eighty-six days. For her first transit of the Northwest Passage, Larsen had followed Amundsen's route. For her return voyage Larsen explored a more northerly route, through the Prince of Wales Strait which had not been completely navigated In 2000, as a millennium project, the RCMP renamed one of its vessels the St. Roch II, and sent it to recreate Larsen's first voyage. Some believe the real purpose of the voyages of discovery was not to patrol the Arctic searching for evidence of German infiltrators, but rather to protect Canadian interests from her American allies. There were difficulties in the American/Canadian alliance during World War II, manifested during the construction of the Alaska Highway. Larsen Sound — a body of water located in the Arctic to the west of Boothia Peninsula and north of Victoria Strait — was named for him. In 1959, the Royal Canadian Geographical Society awarded him the first Massey Medal. The Canadian Coast Guard named an icebreaker, the CCGS Henry Larsen to honour Larsen. Henry Larsen passed away in 1964 at the age of 65.



Burial:
Unknown

Created by: K
Record added: Oct 25, 2009
Find A Grave Memorial# 43504253

Henry Asbjorn Larsen
Added by: K

Henry Asbjorn Larsen
Added by: K


Photos may be scaled.
Click on image for full size.
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения