Страница 2 из 3

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 26 Июнь 2015 19:04
Александр Кот
ВСТРЕЧИ НА АЙСБЕРГЕ
ИЗ ДНЕВНИКА ПОЛЯРНИКА


В 1979 году я был участником экспедиции на дрейфующей станции "Северный Полюс-22" (СП-22). Станция базировалась на айсберге. Его размеры просто поражают: длина более 5 км, ширина 2 км и толщина 20 метров (высота 7-этажного дома). Откуда появился в Ледовитом океане этот айсберг, так и осталось загадкой для ученых. На острове сооружен аэродром с взлетной полосой около 2 км. Он способен принимать тяжелые самолеты типа Ан-12 и Ил-18. На айсберге жили и работали 26 полярников. Они проводили исследования в самых различных областях: это и изучение ионосферы, сейсмические наблюдения, гидрология и многое другое. Было сделано немало открытий.
Закончилась 3-месячная полярная ночь. На горизонте появилось долгожданное солнце. В свободное от вахты время зимовщики стараются быть на свежем воздухе, чтобы насладиться живительными лучами. Жизнь на айсберге менее напряженная, чем на обычном дрейфующем льду, нет опасения, что ледовый остров пострадает от сжатия или трещин, можно полностью посвятить себя работе. В Арктике появились первые предвестники весны - белые пуночки (полярные воробьи). Можно только поражаться, как такие крохотные птахи улетают от берега за 1000 км и более. А морозы в это время достигают 50 градусов. Наш механик, любитель лыжных прогулок, сообщил, что недалеко от острова он заметил двух белых медведей. Начальник станции Л.Булатов провел специальный инструктаж о соблюдении бдительности.
С Большой земли пришла радиограмма: в ближайшие дни на станцию прилетит Ан-12. Это будет технический рейс, на нем доставят топливо и почту для зимовщиков. И еще одна хорошая новость: с этим бортом прилетит первый Герой Советского Союза летчик А.В. Ляпидевский. Конечно, всем хотелось увидеться и пообщаться с кумиром нашего детства.
В день прибытия самолета погода выдалась великолепной. На небе ни облачка. Все зимовщики вышли на аэродром, чтобы встретить борт. Наши взгляды были устремлены на горизонт, откуда должен показаться Ан-12, но он появился совершенно неожиданно с другой стороны.
Сделав контрольный круг, самолет пошел на посадку. Наступил волнующий момент, замолкли двигатели, открылся люк и механик выпустил трап. Первым на лед сошел А.В. Ляпидевский. На нем был летный полушубок, на ногах традиционные унты. В то время ему было 70 лет, но выглядел он гораздо моложе. Чрезвычайно подвижный, с приятной улыбкой, Анатолий Васильевич подошел к нашей группе и поздоровался с каждым персонально. Чувствовалось, что он рад встрече с полярниками. Можно только представить, что я в это время испытывал, когда пожимал руку легендарному пилоту.

С этим рейсом прилетел также отряд аквалангистов со своим оборудованием. Дежурная команда быстро разгрузила самолет. Летчики решили без задержки улетать обратно. Мы тепло попрощались с экипажем.
Для Ляпидевского приготовили отдельный балок. После небольшого отдыха мы его пригласили в баньку. Наверное еще никогда в предбаннике не собиралось столько народу. Всем хотелось попариться с героем детства, пообщаться в непринужденной обстановке. Вечером полярники и гости собрались в кают-компании. Был накрыт праздничный стол. Конечно, вскрыли бутылки с шампанским, подняли бокалы за начало навигации. Обстановка разрядилась, стала более домашней. К Анатолию Васильевичу посыпалось множество вопросов. Всех интересовало, как ему первому удалось обнаружить лагерь челюскинцев. На станции работали бывалые полярники, которые из собственного опыта знали, как тяжело среди льдов и торосов найти палатки и людей.
Да, было очень трудно, - рассказывал Ляпидевский. В то время не работали радиомаяки, космическая навигация отсутствовала. Приходилось рассчитывать только на свое уменье, опыт и, конечно, на удачу. 29 раз его экипаж Ант-4 вылетал на поиск и все без результата. Мы спали 2-3 часа в сутки, у всех ребят болели глаза от напряжения. И, наконец, удача - штурман А.В.Петров увидел маленькую палаточку и около нее 3-х человек. Наше желание найти было настолько сильным, что мы просто не имели права оставить в тяжелейших условиях более 100 человек, среди которых женщины и дети. Мы совершили сложную посадку. Было принято решение в первую очередь вывезти всех женщин и детей. С громадным трудом самолет взлетает с крохотной полосы. После этого начались регулярные рейсы в лагерь Шмидта. Благодаря мужеству, целенаправленности, высокой технической подготовке экипажа Ант-4 удалось открыть воздушную дорогу, позволившую спасти всех людей с утонувшего парохода "Челюскин". За этот подвиг Анатолий Васильевич был награжден "Золотой Звездой" под номером 1. Разговор затянулся до утра. К сожалению, наступало время моей вахты. Я попрощался со всеми и вышел. Ярко светило солнце. В приподнятом настроении быстро дошел до своего балка. Мой напарник Виктор после вахты отдыхал. В комнате было темно, окна плотно зашторены. Я включил настольную лампу и открыл вахтенный журнал. До ближайшего сеанса наблюдений оставалось почти два часа, можно немножко вздремнуть. Только стал засыпать, как раздался сильный храп. Я посмотрел на Виктора, его глаза были испуганно открыты. Это медведь, - шепотом сказал он. Я поднялся и раздвинул шторы, - на меня смотрел медведь. Нас разделяло тонкое стекло. Невозможно описать взгляд медведя, это надо видеть. Несколько мгновений мы смотрели друг на друга. Наконец, он решил показать, кто здесь хозяин. От сильного удара лапой стекло выскочило. Слава Богу, не рассыпалось, так как было органическим. В долю секунды мы оказались в тамбуре. Медведь просунул в окно голову и стал осматривать незнакомую для него обстановку. Увидев нас, он зарычал. В маленьком помещении звук был настолько сильным, что у нас заложило уши.
Затем он замотал головой, отчего наш балок стал трещать. Надо было что-то предпринимать. Я позвонил в кают-компанию и сообщил о появлении незваного гостя. Оказывается, это второй мишка, пришедший на станцию. Первого отогнали собаки. Дежурный пообещал оказать срочную помощь. Через несколько минут раздался собачий лай. Разгоряченные собаки с ходу навалились на медведя. После короткой схватки он бросился наутек.
На следующий день на станцию прибыл очередной самолет. С этим бортом улетал А.В. Ляпидевский. Полярники пришли на аэродром. С каждым зимовщиком он дружески обнялся. Это было грустное расставание, больше мы его никогда не видели.
Вечером наш балок посетили аквалангисты. Мы всегда рады гостям, тем более только что прилетевшим из Ленинграда. Интересно узнать последние городские новости. До этого ребята были у начальника станции. По их плану, рядом с айсбергом необходимо сделать две проруби, и они поинтересовались, кто бы мог оказать такую помощь. Начальник посоветовал обратиться к нам, профессиональным взрывникам. Конечно, мы обещали свое содействие. Договорились встретиться утром. После завтрака мы взяли волокушу, погрузили взрывчатку, пешни, сачки и спустились с айсберга на тонкий лед. Там нас уже ждали аквалангисты, они подготовили площадки для прорубей. Через некоторое время прозвучали два сильных взрыва, гулкое эхо долго-долго не затихало подо льдом. Ребята дружно взялись за сачки, и через пару часов обе проруби были готовы. Аквалангисты поблагодарили нас за помощь и пригласили на первый спуск.
Как водится на Руси, все серьезные дела совершаются утром. Процессия, состоящая из аквалангистов, свободных от вахты зимовщиков, в сопровождении собак, направилась к проруби. Впервые человек в акваланге собирается исследовать подводную часть айсберга. Была проведена тщательная проверка гидрокостюмов, оборудования телефонной связи. Первым готовился к спуску Николай, начальник отряда. Он подошел к проруби, не спеша погрузился в воду и исчез подо льдом. Николай сообщал о каждом своем шаге. Мы могли слышать все переговоры по громкоговорителю, установленному прямо на льду. Вот он достиг нижней кромки айсберга. На короткое время голос Николая пропал. Оказывается, он потерял дар речи, когда перед ним открылась невиданная картина. Первая мысль, что он попал в хоромы самого Нептуна. Все увиденное аквалангист снимал на фотопленку. Впоследствии, когда они были проявлены, все зимовщики имели возможность полюбоваться этими замечательными кадрами. В последующие дни аквалангисты неоднократно спускались под лед. Они продолжили свои исследования, в результате которых было сделано немало интересных открытий, позволивших с большой вероятностью оценивать состояние льда нижней части айсберга.
В этом сезоне на ледовом острове обосновалась высокоширотная воздушная экспедиция "Север-79". Так как дрейф айсберга проходил недалеко от района, запланированного для проведения научных работ, руководство экспедиции решило сделать станцию "СП-22" основной базой. Ежедневно на ледовый аэродром прибывали вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2.
2-3 раза в сутки на острове совершали посадку тяжелые Ан-12. Они доставляли топливо и участников экспедиции. Рядом с аэродромом вырос палаточный город. Основной задачей экспедиции являлось получение карт по гравике, магнитному полю и гидрологии. В дальнейшем эти данные будут занесены в атлас Северного Ледовитого океана. Наконец, наступил момент, ради которого на острове собрались техника и люди. Один за другим в воздух поднимались самолеты и вертолеты и разлетались по своим маршрутам. Впереди предстояли многочисленные рискованные посадки и работа на точках.
Нашей сейсмической группе пришлось переехать на противоположный край острова. Акустические помехи со стороны аэродрома значительно превышали полезный сигнал. Мы поставили палатку, растянули сейсмокосы и продолжили свои наблюдения. К середине мая экспедиционные полеты завершаются, идет массовое таяние льда. Посадка самолетов на лыжах становится очень опасной, так как возможно примерзание лыж ко льду. Один за другим Ан-2 покидают базу и возвращаются домой, на Большую землю. На аэродроме остаются только вертолеты.
Руководство экспедиции выделяет нашему отряду Ми-8 для проведения масштабных сейсмических работ, их цель - определение глубинного строения Земли в данном районе. На вертолет загружают взрывчатку, радиостанции, мотобуры. Через каждые 5 км вдоль профиля вертолет совершает посадку. Взрывники бурят лунку и производят точечный взрыв. Сигнал, отраженный от глубинных горизонтов дна, принимается с помощью сейсмодатчиков и записывается на магнитную пленку. В дальнейшем по этим данным строятся сейсмические разрезы.
Погода в день полетов была хорошая, и весь намеченный план был сделан за одни сутки. После бессонной ночи мы решили отдохнуть, но наш сон прервал мощный гул. Выскочили из палатки. Над нами пролетал американский "Геркулес". Как выяснилось позднее, от наших взрывов срабатывают противолодочные буи, поставленные вдоль берегов Аляски. Они определили координаты источника сигналов, и самолет вышел прямо на нашу палатку. По опыту мы знали, что сейчас "Геркулес" пойдет на второй заход, чтобы сфотографировать нашу расстановку, и точно, на предельно низкой высоте, на минимальной скорости он приближается к нам. Мы видим улыбающихся летчиков, которые в приветствии поднимают руки. Высота полета настолько мала, что воздушная волна нас просто валит на снег. Оглушенные сильным звуком, мы с трудом поднимаемся на ноги, перед нами ужасная картина: радиомачта согнута в дугу, палатка раздавлена. Слава Богу, что не возник пожар, ведь мы отапливаемся обыкновенной газовой плитой. Послав вслед "Геркулесу" тысячи проклятий, связались с базой и сообщили о случившемся. Начальник СП дал команду демонтировать аппаратуру и подготовиться к скорейшему переезду на базу. Самолет сделал еще один заход, но он летел уже высоко.
Если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что в недалеком будущем я буду сидеть на месте второго пилота, можно было посчитать его за сумасшедшего. Но времена меняются. Это событие произошло в Антарктиде, когда мы летели на российскую станцию "Восток". Второй пилот отдыхал, и мне представилась возможность посидеть в его кресле. У нас завязался разговор с командиром самолета. Оказалось, что он был вторым пилотом того "Геркулеса", который доставил нам столько неприятностей.
Вскоре пришел трактор с зимовщиками. Они помогли разобрать палатку и смотать все провода. Мы возвратились в свой балок. Последние вертолеты покинули ледовый аэродром.
Наступило полярное лето. Температура днем поднималась до +1. На айсберге образовались десятки ручьев и речек. Небольшому коллективу полярников предстояло бороться за живучесть станции.

Всеволод МИХАЙЛОВ, почетный полярник

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 02 Сентябрь 2015 12:45
fisch1
 Ляпидевский.jpg

Герой Советского Союза А.В. Ляпидевский - летчик: [открытка]. - [Москва]: ОГИЗ - ИЗОГИЗ: [1934] (Фото-сектор Москоопкульта МСПО). - Фото; 14,1 х 9 см.


Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 02 Сентябрь 2015 12:52
fisch1
 Герой Советского Союза А.В. Ляпидевскийi.jpg


Герой Советского Союза А.В. Ляпидевский. [открытка] /Фото М. Наппельбаума. - Москва : ОГИЗ - ИЗОГИЗ, [1938?]. - Фототип. ; 14,6 х 10 см


Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 02 Сентябрь 2015 15:35
fisch1
 1.jpg
 2.jpg

Ляпидевский А.В. Пятое марта: [Автобиография и о работе по спасению челюскинцев]. [Москва]: Мол. гвардия: 1935 (тип. "Искра революции")

Ляпидевский А.Пятое_марта.pdf [26.1 МБ Скачиваний: 528]

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2016 16:51
ББК-10
 Лапидевский 0.jpg
 Лапидевский  1.jpg
 Лапидевский 2.jpg
 Лапидевский  3.jpg
 Лапидевский  4.jpg

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 15 Август 2016 12:50
Адольф Милованов
 1.JPG
 2. Дом Полярника.JPG
 9.JPG

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 19 Сентябрь 2018 11:59
Historik
Из коллекции Виктора Антоновича Тёмина - https://russiainphoto.ru/search/?author ... _ids=23258
 Ляпидевский1.jpg

 Ляпидевский2.jpg

 Ляпидевский3.jpg

1970-е гг.

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 25 Сентябрь 2018 15:48
Historik
Ещё одна из коллекции Виктора Антоновича Тёмина - https://russiainphoto.ru/search/?author ... urce_ids=1
 Ляпидевский-ПавелМихайлов-70-80-е-Тёмин.jpg

А.Ляпидевский с лётчиком, Героем Советского Союза П.Михайловым. 1970-1980-е гг.

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 27 Сентябрь 2018 09:00
Historik
 Ляпидевский-1934.jpg

1934 г.
Из архива фотокора Сергея Коршунова - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=5
 лётчики-мавзолей.jpg

Встреча челюскинцев на Красной площади в Москве, 6 июля 1934 г. Панорама склеена их 3-х частей. На трибуне Мавзолея стоят: И.В.Доронин - третий слева (за М.В.Водопьяновым). Далее (слева направо): А.В.Ляпидевский (за К.Е.Ворошиловым), О.Ю.Шмидт, И.В.Сталин, М.С.Бабушкин, Н.П.Каманин, В.С.Молоков -четвёртый справа).
Из архива фотокора Виктора Антоновича Тёмина (1908-1987) - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=2

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 01 Октябрь 2018 17:13
Historik
 Доронин-Сталин.jpg

Слева-направо: И.В.Доронин, М.В.Водопьянов, А.В.Ляпидевский, А.И.Микоян, К.Е.Ворошилов, И.В.Сталин. На трибуне Мавзолея В.И.Ленина.19 июня 1934 г.
Из архива фотокора Виктора Антоновича Тёмина (1908-1987) - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=2[/quote]
 челюскинцы-Сатира.jpg

Челюскинцы в гостях у артистов театра «Сатира». Москва, 1934 г. Во втором ряду сидят лётчики - первые Герои Советского Союза: Н.П.Каманин (в центре, в форме), А.В.Ляпидевский (слева от него), В.С.Молоков (справа от него). В третьем ряду сидят: О.Ю.Шмидт - начальник ГУСМП (с бородой), лётчики М.Т.Слепнёв (справа от него) и Б.Г.Чухновский (третий слева от него). Стоят лётчики: первый слева - М.В.Доронин, третий - С.А.Леваневский.
Фото из архива фотокора А.В.Устинова -https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?index=7&page=6&paginate_page=6&query=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 04 Октябрь 2018 11:10
Historik
Из архива участника экспедиции по спасению челюскинцев на пароходе "Смоленск" (март-июнь1934 г.) - фотокора Владислава Владиславовича Микоши (1909-2004), предоставленного его супругой Д.С.Фирсовой-Микошей:
 Микоша-Ляпидевский-Самгин.jpg

 Микоша-Ляпидевский-Самгин2.jpg

А.В.Ляпидевский (справа) с В.В.Микошей у штурвала "Смоленска". Март 1934 г.
Фото Н.Самгина - https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... te_page=16

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 11 Октябрь 2018 16:59
Historik

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 14 Октябрь 2018 11:15
Адольф Милованов
В апреле 1979 года, за 4 года до своей кончины, А.В. Ляпидевский решил побывать в далёких северных краях, где когда-то молодым он совершил свой подвиг. который прославил его на всю страну, и за что он получил звание Героя Советского Союза, а затем и звезду №1.
На память об этом сохранились фотоснимки участников этого события 1979 года в аэропорту Черский, где была устроена встреча коллектива Колымо-Индигирского авиаотряда с этим человеком.
 1.jpg
 5.jpg
 4.jpg
 3.jpg
 2.jpg

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 24 Ноябрь 2018 18:46
ББК-10

Ляпидевский Анатолий Васильевич (23.03.1908-29.04.1983)

СообщениеДобавлено: 30 Ноябрь 2018 20:46
ББК-10
Красный Север, 1944, № 061(8216)
БОЛЬШЕ АВИАЛЕСА—БОЛЬШЕ САМОЛЕТОВ!
 Красный Север, 1944, № 061(8216) авиалес Ляпидевский.jpg