Гудин Сергей Васильевич (1894-1943)

Всю жизнь посвятил морю
Виктор Брызгалов.
Архангельск
5 июля 2003 (№ 122)
Архангельский областной краеведческий музей получил от Юрия Сергеевича Гудина великолепный подарок к Дню музеев. Он передал документы, фотографии, личные и памятные вещи своего отца - Сергея Васильевича Гудина.
Родился С.В. Гудин 28 июня (по старому стилю) 1894 г. в Архангельске. После окончания начального училища Сергей поступает в архангельскую Ломоносовскую гимназию, которую окончил в 1913 году.
В подготовке экспедиции Георгия Яковлевича Седова к Северному полюсу принимал участие и Сергей Гудин. Он приобрел жетон "Жертвователю на экспедицию старш. лейт. Седова къ Северному полюсу", который долгие годы хранился в семья Гудиных. Юрий Сергеевич передал эту семейную реликвию в музей.
Рассказы брата Александра о плавании в Норвегию на парусном судне "Алмаз" привели к тому, что в 1914 году Сергей поступает матросом на парусник "Преподобный Зосима", на котором совершил морской поход к берегам Норвегии. В этом же году он начал учиться в 1-м специальном классе Архангельского торгово- мореходного училища.
Окончив его, получил назначение на посыльное судно "Колгуев" морских сил Северного Ледовитого океана командиром боевой части 1 (БЧ-1) - штурманской части. Затем служил на посыльном судне "Печенга", минном заградителе "Уссури". 2 августа 1918 года эскадра интервентов появилась у острова Мудьюгский. Артиллерийская батарея, расположенная на острове, завязала бой с кораблями противника, но орудия батареи быстро подавила артиллерия английских крейсеров. Было принято решение на судоходном фарватере затопить два ледокола - "Святогор" и "Микула Селянинович". Ледоколы затопили, но не на самом фарватере, а на бровках судоходного канала. Сам же канал оставался свободен для прохода судов. Попытка подорвать ледоколы окончились неудачей из-за подмоченного динамита и капсюлей.
Руководители обороны Архангельска решили пойти на крайнюю меру - затопить минный заградитель "Уссури" между ледоколами, чтобы хоть на время преградить путь кораблям интервентов. Это сделал молодой офицер С. Гудин, проложивший курс в точку затопления. И по сей день минный заградитель "Уссури" лежит на дне Северной Двины, заствляя транспорты, входящие в порт и выходящие из него, делать поворот от прямого судоходного фарватера.
После освобождения Архангельска Гудин получает назначение помощником командира на тральщик "Т-23". Затем он служит в различных должностях на кораблях военно- морского флота.
В 1928 году на пароходе "Георгий Седов" под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина он участвует в поисках экспедиции Умберто Нобиле. На судне в эту навигацию находился и Степан Григорьевич Писахов, который сделал несколько живописных картин на камнях с Земли Франца-Иосифа во время этого рейса. Одну из работ художника, которая хранилась в семье как реликвия, Юрий Сергеевич Гудин передал в дар музею. На ней изображен пароход "Георгий Седов" во льдах, сбоку надпись: "Л/П "Г. СЕДОВ" У ЗЕМЛИ ФРАНЦА ИО". Писахов не успел дописать слово "Иосифа", так как Сергей Васильевич Гудин забрал у него из рук эту работу, боясь, что кто-то может оказаться быстрее его.
В июне 1929 года Гудина назначили капитаном парохода "Соловки". В декабре 1930 года он получает диплом капитана дальнего плавания и командует комфортабельными грузопассажирскими пароходами "Карелия" и "Мудьюг". Его влечет Арктика. Он уходит из Северного государственного морского пароходства в Государственный океанографический институт, ныне ПИНРО, расположенный в Мурманске. Ходит капитаном на экспедиционных судах "Персей" и "Н. Книпович".
В 1933 году Гудин получает личное приглашение В. И. Воронина в экспедицию на пароходе "Челюскин" в должности старшего помощника капитана. После гибели "Челюскина" 13 февраля 1934 г. в Чукотском море Гудин обеспечивал ледовый лагерь Шмидта жильем, питанием, топливом, теплой одеждой и производил работы по устройству аэродромов. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Сергей Васильевич награжден орденом Красной Звезды.
С начала войны С. Гудин - капитан гидрографического судна "И. Папанин", которое до глубокой осени 1941 г. обеспечивало навигационную обстановку и проводку кораблей в районе Карских Ворот и пролива Югорский Шар.
Осенью 1943 года из Сан-Франциско вышел очередной караван судов в составе транспортов "Архангельск", "Сергей Киров", "А. Андреев" и "Моссовет". Сергей Васильевич, как наиболее опытный лоцман, шел на головном пароходе "Архангельск". Хмурым утром 30 сентября 1943 года при ветре 8-9 баллов, снежных зарядах суда проходили пролив Вилькицкого. Вдруг в районе фок-мачты "Архангельска" раздался взрыв, корпус судна переломился, и через несколько минут оно затонуло. Погибли 15 человек, среди них - военный лоцман Сергей Васильевич Гудин.
Долгие годы документы, фотоснимки, личные вещи Сергея Васильевича хранились в семье сына, капитана дальнего плавания Юрия Сергеевича Гудина. В ближайшее время часть экспонатов, принадлежавших С. В. Гудину, архангелогородцы и гости города смогут увидеть на выставке "Архангельск военный".
Родился С.В. Гудин 28 июня (по старому стилю) 1894 г. в Архангельске. После окончания начального училища Сергей поступает в архангельскую Ломоносовскую гимназию, которую окончил в 1913 году.
В подготовке экспедиции Георгия Яковлевича Седова к Северному полюсу принимал участие и Сергей Гудин. Он приобрел жетон "Жертвователю на экспедицию старш. лейт. Седова къ Северному полюсу", который долгие годы хранился в семья Гудиных. Юрий Сергеевич передал эту семейную реликвию в музей.
Рассказы брата Александра о плавании в Норвегию на парусном судне "Алмаз" привели к тому, что в 1914 году Сергей поступает матросом на парусник "Преподобный Зосима", на котором совершил морской поход к берегам Норвегии. В этом же году он начал учиться в 1-м специальном классе Архангельского торгово- мореходного училища.
Окончив его, получил назначение на посыльное судно "Колгуев" морских сил Северного Ледовитого океана командиром боевой части 1 (БЧ-1) - штурманской части. Затем служил на посыльном судне "Печенга", минном заградителе "Уссури". 2 августа 1918 года эскадра интервентов появилась у острова Мудьюгский. Артиллерийская батарея, расположенная на острове, завязала бой с кораблями противника, но орудия батареи быстро подавила артиллерия английских крейсеров. Было принято решение на судоходном фарватере затопить два ледокола - "Святогор" и "Микула Селянинович". Ледоколы затопили, но не на самом фарватере, а на бровках судоходного канала. Сам же канал оставался свободен для прохода судов. Попытка подорвать ледоколы окончились неудачей из-за подмоченного динамита и капсюлей.
Руководители обороны Архангельска решили пойти на крайнюю меру - затопить минный заградитель "Уссури" между ледоколами, чтобы хоть на время преградить путь кораблям интервентов. Это сделал молодой офицер С. Гудин, проложивший курс в точку затопления. И по сей день минный заградитель "Уссури" лежит на дне Северной Двины, заствляя транспорты, входящие в порт и выходящие из него, делать поворот от прямого судоходного фарватера.
После освобождения Архангельска Гудин получает назначение помощником командира на тральщик "Т-23". Затем он служит в различных должностях на кораблях военно- морского флота.
В 1928 году на пароходе "Георгий Седов" под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина он участвует в поисках экспедиции Умберто Нобиле. На судне в эту навигацию находился и Степан Григорьевич Писахов, который сделал несколько живописных картин на камнях с Земли Франца-Иосифа во время этого рейса. Одну из работ художника, которая хранилась в семье как реликвия, Юрий Сергеевич Гудин передал в дар музею. На ней изображен пароход "Георгий Седов" во льдах, сбоку надпись: "Л/П "Г. СЕДОВ" У ЗЕМЛИ ФРАНЦА ИО". Писахов не успел дописать слово "Иосифа", так как Сергей Васильевич Гудин забрал у него из рук эту работу, боясь, что кто-то может оказаться быстрее его.
В июне 1929 года Гудина назначили капитаном парохода "Соловки". В декабре 1930 года он получает диплом капитана дальнего плавания и командует комфортабельными грузопассажирскими пароходами "Карелия" и "Мудьюг". Его влечет Арктика. Он уходит из Северного государственного морского пароходства в Государственный океанографический институт, ныне ПИНРО, расположенный в Мурманске. Ходит капитаном на экспедиционных судах "Персей" и "Н. Книпович".
В 1933 году Гудин получает личное приглашение В. И. Воронина в экспедицию на пароходе "Челюскин" в должности старшего помощника капитана. После гибели "Челюскина" 13 февраля 1934 г. в Чукотском море Гудин обеспечивал ледовый лагерь Шмидта жильем, питанием, топливом, теплой одеждой и производил работы по устройству аэродромов. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Сергей Васильевич награжден орденом Красной Звезды.
С начала войны С. Гудин - капитан гидрографического судна "И. Папанин", которое до глубокой осени 1941 г. обеспечивало навигационную обстановку и проводку кораблей в районе Карских Ворот и пролива Югорский Шар.
Осенью 1943 года из Сан-Франциско вышел очередной караван судов в составе транспортов "Архангельск", "Сергей Киров", "А. Андреев" и "Моссовет". Сергей Васильевич, как наиболее опытный лоцман, шел на головном пароходе "Архангельск". Хмурым утром 30 сентября 1943 года при ветре 8-9 баллов, снежных зарядах суда проходили пролив Вилькицкого. Вдруг в районе фок-мачты "Архангельска" раздался взрыв, корпус судна переломился, и через несколько минут оно затонуло. Погибли 15 человек, среди них - военный лоцман Сергей Васильевич Гудин.
Долгие годы документы, фотоснимки, личные вещи Сергея Васильевича хранились в семье сына, капитана дальнего плавания Юрия Сергеевича Гудина. В ближайшее время часть экспонатов, принадлежавших С. В. Гудину, архангелогородцы и гости города смогут увидеть на выставке "Архангельск военный".
Виктор Брызгалов.
Архангельск
5 июля 2003 (№ 122)