Страница 2 из 2

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 27 Май 2015 08:35
ББК-10
Теперь и с датой смерти нестыковки :(

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 27 Май 2015 10:50
Historik
Полагаю, что нестыковка произошла по вине актива Дома полярников, выпустивших стенд.
Дата смерти Анатолия Дмитриевича - 29 января 1974 г. зафиксирована на плите колумбария Новодевичьего кладбища г.Москвы (см. фото выше) и в двухтомнике "Герои Советского Союза". - М.: Воениздат. Т.1, 1987. - стр.41.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 05 Июль 2016 21:19
ББК-10
Красный Север, 1937, № 145 (5424), с.5.

 Красный Север 1937 № 1-145(5424)-5 Алексеев командир Н-172.jpg
ПОБЕДИТЕЛИ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА

Анатолий Алексеев

Командир самолета „СССР Н-172"

В годы гражданской войны Алексеев добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Участвуя в разгроме белогвардейских разбойничьих банд Антонова, в ранней молодости он проходит раскалённое горнило гражданской войны, навсегда усваивая себе ее поучительные, суровые уроки. Он великолепно знает, кто яростный враг трудящегося народа и кого для блага этого народа нужно до конца безжалостно уничтожать.
Закаленным под градом вражеских пуль, проверившим себя человеком выходит будущий знаменитый советский летчик из схватки с белогвардейщиной. Кровью и огнем закреплена основа этого характера. Прочно устанавливаются в этом человеке те качества революционного, железного бойца — качества, относительно которых лживые и корыстные мещане, разыгрывающие из себя законных наследников гуманизма, поднимали визг, как о проявлениях «бездушности», «черствости», «варварства».
Но, минуя несколько хронологических страниц жизни Алексеева, разрешим себе заглянуть в те из них, когда он уже высоко над землей покачивается в кабине самолета. Вот летят они — летчики советской земли — Чухновский, Страубе, Шелагин, Федотов и Алексеев и жадно с 40-метровой высоты всматриваются в мертвое, сплошное ледяное поле. Машину ведет талантливая рука Б. Г. Чухновского; рядом с ним, как всегда прекрасно владеющий собой. Алексеев, и только одному Шелагину на пустынных льдах все мерещатся темные человеческие фигурки участников экспедиция Нобиле.
Еще и еще с безграничным упрямством прорезает туманы аэроплан, еще и еще кружат над бескрайними льдами советские пилоты. И вот, неожиданно, как в странной, поразительном сне, на далеких мертвых льдах они видят такие ничтожно, маленькие, жалкие, темные точки...
— Люди! Люди! — неистово кричат Шелагин.
Да, действительно внизу настоящие люди... Люди, спасение которых было целью и смыслом героических разведок группы Чухновского. И радость, невыразимая словами, охватывает пилотов советской земли!.. Какие мысли вызывает впоследствии как у спасенных, так и в стране, гражданами которой они являются, то обстоятельство, что именно крылья Советов принесли с собой спасение?
Много ли задумываются там, за рубежами, над тем, что советские летчики, наряду с крепко сверенной боевой готовностью, проявляют чудеса подлинного гуманизма?
Вот полег товарища Алексеева на Северную Землю за больным зимовщиком. Полет был трудным, рискованным. Особенно трудна была посадка у скалистых берегов острова С. Каменева и — именно тогда безаварийным советский летчик Алексеев пошел, как он выражается, на «сознательный бой машины». Впрочем, и здесь победило его высокое, искусство — при головоломной посадке гидросамолет не разбился, — только дал течь...
Еще эпизод. «Красин» затерт льдами. Стоит уже около месяца. Все время дует свирепый «норд-ост». Ледовая разведка дает мрачную картину. Летчик, ведущий разведки в течение, месяца, настроен безнадежно.
— Но, — спокойно вспоминает товарищ Алексеев, — пришлось не согласиться с ним. Ведь наше дело
меньше всего можно считать каким-то чисто "техническим", неосмысленным, построенным на простой «ловкости рук». В него включены чисто творческие моменты: интуиция, догадка, изобретательность, все, вплоть до научного открытия. Так вот, меня сразу же заинтересовало, что творится на архипелаге Норденшельда. Конечно, было мало вероятия, что там — чистая вода. Но я сопоставил ряд признаков, перечислением которых сейчас не буду утомлять ваше внимание, и когда мне, наконец, удалось проникнуть на архипелаг Норденшельда, — я убедился. что лед действительно местами треснул и разошелся. А затем мне стало очевидно, что достаточно измениться ветру, как образуется открытый береговой путь. И именно здесь, под берегом. В последствия догадка моя целиком оправдалась. И в то время как другие транспорты безнадежно путались во льду, убивая силы, время и уголь, «Красин», следуя моим прогнозам, пережидал. И только, когда действительно у Норденшельда расчистился путь, ледокол спокойно двинулся и пришел раньше всех ленских судов.
Человек, этой великолепной советской конструкция не подходит ни под романтический облик джек-лондоновского героя, которого к снегам Севера влекла рискованная игра с «судьбой», ни, тем более, на исполненного решимости, но и бесчеловечной жестокости героя Киплинга, ни на бесхребетного, «надклассового» просветителя и гуманиста!
Он иной по самой своей природе.
Не летчику ли Алексееву приходилось вести увлекательную романтическую «игру» в просторах снежной Арктики? Не он ли месяцами спал в меховом мешке, ел медвежатину, натыкался ка неизведанные острова и реки, не в его ли спокойное лицо десятки раз заглядывало «белое лицо» полярной смерти?
Но спросите его, что считает он самым ценным, самым дорогим капиталом, который принесла ему жизнь, полчая суровых испытаний.
Это вновь возникшие пункты культурного человеческого жилья, это расширившиеся владения и богатства его родной социалистический страны.
По трассе разведок Алексеева и его товарищей, по побережью Северного Ледовитого океана возникла
цепь советских зимовок и баз для регулярного летного обслуживания далеких, заснеженных, пустынных мест.
«Устье Кары», «Лямчий Кут», «Устье Абросимовой», «Бухта Широкая», «Устье Ленивой». «Устье Таймыра», — все это — новые, возникшие в последние годы участки советской жизни, советской культуры. Где в каждом красном уголке висит портрет товарища Сталина...
Не хуже джек-лондоновского героя знакома летчику Алексееву роскошная, ледяная экзотика Арктики. Он многое может порассказать вам и о повадках белого медведя, и о неукротимых нравах полярных собак, и о фантастическом блеске северного сияния.
Самой сильной страстью и торжеством победи звучит спокойный голос Алексеева, когда он рассказывает о своих ощущениях при полете над портом, возникшим у дикой Игарки. над окрепшим строительством Нордвика...
Советский водитель видит перед собой огромные горизонты тех изумительных, творческих, радостных дел, которые перед ним открывает социалистический строй.
И слова, которыми пилот Алексеев закончил свою беседу на кануне великого перелета, были:
— Не сомневаюсь, что выдержат и моторы, и крылья, и люди!..
Белокурый, высокий, он уверенно и спокойно стоял у карты арктических перелетов.
...Тысячи сверкающих крыльев мужественно и гордо парят над великой и свободной страной... Эти свободные крылья открывают новые земли, забираются в заоблачную высь, несут спасенье большому и в любое мгновенье готовы ринуться на врага социалистического мира.
Вот почему сегодня так глубоко звучат слова летчика страны Советов товарища Алексеева:
— Я не фантазер, а человек практического дела. Но и мне случалось мечтать о великих и сложных перелетах на благо нашей родины!.. Мечты человека социалистической страны, воплощение которых шире, богаче и прекраснее самой его радостной и самой светлой его фантазии...

ВАЛЕРИЯ ГЕРАСИМОВА.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 02 Октябрь 2018 17:03
Historik
 Шевелёв-Шмидт.jpg

Участники ВШЭ на Северный полюс на лётном поле (слева-направо) у самолёта Н-170: П.Г.Головин, М.И.Шевелёв, И.Т.Спирин, О.Ю.Шмидт, М.В.Водопьянов, А.Д.Алексеев, В.С.Молоков. Весна 1937 г.
Фото В.А.Тёмина – https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=1

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 22 Октябрь 2018 12:51
Historik
Экипаж АНТ-6 (Г-2) "Авиаарктика" Н-172 А.Д.Алексеева в период ВВЭ "Север" (22 марта-25 июня) 1937 г.: командир - А.Д.Алексеев, второй пилот - М.И.Козлов (до о.Рудольфа), капитан Я.Д.Мошковский (с о. Рудольфа до СП-1 и обратно до Москвы), штурман-радист - Н.М.Жуков, 1-й бортмеханик - К.Н.Сугробов, 2-й бортмеханик - В.Г.Гинкин, 3-й бортмеханик - Шмандин:
 Алексеев-Cугробов.jpg

А.Д.Алексеев и К.Н.Сугробов (справа).
 Алексеев-шмидт.jpg

А.Д.Алексеев (слева) и О.Ю.Шмидт.
Снимки фотокора Вдовенко Бориса Евгеньевича (1909-1995) - из коллекции ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12125368

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 07 Июль 2019 16:12
Борис Дворкин
Начинаем подготовку проекта выставки и фильма о А.Д.Алексееве в цикле "Неизвестные герои Севера"

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 16 Октябрь 2019 15:09
ББК-10
Моменты из биографии:

SVF пишет: viewtopic.php?t=423#p6923
"В конце зимы 1935 года наши полярные пилоты на специально дооборудованных Р-5 отправились из столицы в различные пункты Крайнего Севера.
Самым неблагополучным стал рейс А.Д. Алексеева к мысу Нордвик, куда надо было доставить только что назначенного парторга геологической экспедиции Ивана Ивановича Гобиса. ...
Что же все-таки произошло с самолетом Н-25, благополучно пролетевшим на север от Красноярска по Енисею, пересекшим Полярный круг, прошедшим через юг Таймырского полуострова до самого моря Лаптевых?
Перед нами сохранившийся в личном алексеевском архиве акт аварийной комиссии, датированный 25 марта 1935 года:
"При снижении к посадочной площадке, обозначенной флажками, самолет, не долетев до таковой около 100 метров, ударился о поверхность льда, приподнялся и снова ударился о торосы левой лыжей в 35 метрах от вышеуказанной посадочной площадки."
В акте констатируется поломка фюзеляжа, деформация верхних и нижних плоскостей, но указывается при этом на сохранность шасси и хвостового оперения.
Заслуживает внимания и приложенное к акту письменное объяснение пилота А.Д. Алексеева.
"Летел в меховой маске без очков. Через пять с половиной часов после старта обнаружил у себя резкое ухудшение зрения, особенно в левом глазу ...К моменту посадки зрение было около половины нормального, в глазах как бы стоял туман, хотя погода была ясная ..."

[Морозов С.Т. Они принесли крылья в Арктику. М. Мысль, 1979. 174 с.]

ББК-10 пишет: viewtopic.php?f=21&t=323&start=15#p61285
Адольф Милованов пишет:РГАЭ, фонд 9570, опись 5, дело 71. Объяснительная записка к отчёту УПА за 1935г. 77л.

2/ Полет пилота АЛЕКСЕЕВА на самолетах П5 Н-25 и Н-27 в феврале-апреле из Kpасноярска в бухту Нордвик через Дудинку, с подсобным самолетом У-2 Н-22, пилотированным пилотом КОРБУТ.
Цель экспедиции - обследование трассы Дудинки - Черная - Волочанка - Хатанга - Нордвик, в зимних условиях, а также доставка в Нордвик нового н-ка зимовки т. ГОБИС И. И., запасных остро-дефицитных частей к вездеходам, почты и литература. Задание выполнено, хотя и сопровождалось аварией самолета Н-25 из-за полярного ослепления летчика. Вследствие указанной аварии, происшедшей при посадке в Нордвике, возвращение из Нордвика в Красноярск было осуществлено на самолете П-5 Н-27, перегнанным летом пилотом ПРАХОВЫМ с мыса Челюскина в Нордвик. В результате этого облета выявилось возможность эксплоатации указанной тpaссы в зимних условиях, при надлежащей организации аэродромов, метео и радиослужбы, заблаговременной заброски горючего. При в том подтвердилось хозяйственно-экономическое значение указанное трассы.
За весь полет т. АЛЕКСЕЕВЫМ налетано 58ч. 35 м.

Бурят-Монгольская правда, № 45, 22 февраля 1935 г.

Полет в бухту Нордвик

КРАСНОЯРСК, 21. (ТАСС). С Красноярского аэродрома вылетел в бухту Нордвик пилот Алексеев. Длина этого маршрута 3500 километров.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 17 Октябрь 2019 08:41
Адольф Милованов
 5.JPG
 3. Дом Полярника.JPG
Знаменитый первый Дом Полярника. А.Д. Алексеев один из первых жильцов этого дома.
И ещё добавлю к биографии А.Д. Алексеева (выписанный) документ самого начала 1928 года
РГАЭ. Ф. 9527. Гражданская авиация. Оп. 1. Д. 29.
Инспекция ГВФ при Управлении ВВС РККА.
Докладные записки заслуженного лётчика Чухновского с проектом ледовой разведки в Карском море в навигацию 1928г. …
Л. 4. Штамп. Всесоюзное общество добровольного воздушного флота «ДОБРОЛЁТ». Правление. Отдел Эксплуатация. Декабрь 29 дня 1927г. № … Москва Центр, Никольская, Богоявленский пер. 2. Телефоны: 2-87-10 и 2-86-47.
В Инспекцию ГВФ
Здесь
Общество «Добролёт» просит сообщить, не встречается ли препятствий с Вашей стороны к совершению полётов на Белом море по разведке тюленей, по примеру прошлых лет.
Полёты предполагается совершать на вновь отремонтированном самолёте Ю-13, переданным нам из ВВС.
Самолёт будет снабжён двумя новыми моторами … (1 запасной). Кроме того самолёт будет снабжён, по примеру прошлого года, радиотелеграфом, фотоустановкой, запчастями и всем необходимым для работы на Севере. Горючее и запчасти доставлены заранее на остров Моржовец.
Лётный персонал: пилот Бабушкин, б/м Грошев и зап. механик лётчик Михеев.
Аэродром и база – Остров Моржовец.
Директор-распорядитель … Погодин.
Зав. эксплуатационным отделом … Макеев.
Л. 6. 2 января 1928г. Инспекция ГВФ запрашивает «Добролёт».
« … возможна ли маршрутная съёмка на самолёте Ю-13 с поплавками».
Гл. инспектор ГВФ Вишнев.
Л. 7. Ответ. 26 января 1928г. На самолёте Ю-13 возможна установка фотоаппаратов Потте и НМК, без переделки самолёта лишь в одном определённом месте кабины, примерно у правого переднего кресла, при чём при такой установке вертикальная съёмка возможна при колёсах и лыжах.
При шасси с поплавками часть снимка, примерно 1/3, будет закрыта поплавком.
Директор-распорядитель … Погодин.
Зав. эксплуатационным отделом … Макеев.
Л. 8. Проект ледовой разведки в Карском море двумя самолётами типа Ю-13 в навигацию 1928г. (на 5 страницах).
Время работы самолётов. Судя по примеру прошлых лет … в течение 2-х периодов:
1-й – начиная с момента входа ледокола в Карское море, опережающего коммерческие суда примерно на 7-10 суток и появляющегося там в первых числах августа до прихода всего каравана судов в устья Сибирских рек, т.е. примерно до 15 августа.
2-й период начинается за 5-7 дней до выхода судов в обратный рейс и при благоприятном их планировании, продолжается всего не более 10 дней, т.е. примерно с 10-го по 20-е сентября. …
Эксплуатационные данные самолёта Т – «Ю-13» на поплавках.
Общая нагрузка – 600 кг.
Крейсерская скорость – 65 м. миль или 118 км/час.
Расход горючего – 37 кгр в час.
При дальних полётах самолёт берёт:
- бензина на 8 часов полёта – 296 кгр.;
- масла – 20 кгр;
- вода в радиатор – 28 кгр;
- 2-х человек (лётчик и летнаб) – 160 кгр.
Всего 504 кгр.
Остающаяся свободная нагрузка в 96 кгр употребляется на запас продовольствия, р/установку и киноаппарат. …
Самолёт покрывает наибольшее расстояние в 785 км или 430 мор. миль. Радиус действия равняется 215 мор. миль.
Место базирования самолёта. Удобными местами базирования самолётов для выполнения ставящейся проектом задачи можно признать только два: р/ст Маточкин Шар на восточном побережье Новой Земли, откуда нами производились полёты в 1924 и 25 гг. и р/ст на о. Диксон. Последнее место предпочтительнее.
Л. 10. Общее замечание. Нам представляется, что для осуществления предлагаемого проекта желательно сотрудничество учреждений: Всесоюзного ОСОВИАХИМА, ГОСТОРГА и УПР. ВВС РККА на основании общей заинтересованности и взаимной благожелательности.
Мор. лётчик Б. Чухновский, Мор. лётчик А. Алексеев.
Севастополь 4 января 1928г.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 02 Август 2020 14:43
Борис Дворкин
6 августа в музее Ю.А.Сенкевича откроется мультимедийная выставка и пройдет показ документального фильма "Ледяные облака" об А.Д.Алексееве. Начало в 17.00. Просьба сообщить о посещении.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 05 Август 2020 18:25
Борис Дворкин
Плакат фильма

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 06 Август 2020 10:07
shtany55
В 1937 году при возвращении с Северного полюса самолёт Д. Алексеева был вынужден сесть на льдину в 160 км от острова Рудольфа. В "Правде" от 9 июня 1937 года (158) статья Л. Бортмана с репортажем со льдины.

НА ЛЬДИНЕ № 3

 37 158.jpg
(От специального корреспондента "Правды")
Северная воздушная эскадра в сборе, сегодня ночью вслед за Крузе и Головиным возвратился на о. Рудольфа последний воздушный корабль, отставший по дороге с полюса, — самолет Алексеева. Плотным кольцом окружили участники экспедиции экипаж «СССР Н-172». Радостным приветствиям и дружеским поцелуям не было конца.
Угостив прилетевших товарищей прекрасным ужином, все уселись в тесный кружок, и начались расспросы и рассказы, как и что было, как и что случилось.
К вечеру 8 июня облака, висевшие над островом, исчезла, ветер стих. Находившийся все время наготове Головин воспользовался летной погодой в мгновенно взмыл на своем самолете в воздух. На борту корабля находился бензин для Алексеева. Как известно, вылетевший 5 июня пилот Крузе. Три дня пробыл на льдине на 85° 15' широты. Вчера Крузе вылетел на Рудольф. По дороге его повстречал Головин. Обменявшись приветствиями, летчики пошли каждый по своему курсу.
Вспоминая о своем последнем полете, Головин скромно уступает пальму первенства штурману Ритслянду. Штурман блестяще оправдал возложенные на него надежды и точно привел самолет Головина к льдине Алексеева.
С большим вниманием все мы слушали обстоятельный рассказ Шевелева, находившегося на самолете Алексеева.
— В течение всей полярной операции, — говорит он, — самолет Алексеева садился на различные льдины Ледовитого океана три раза. Первый раз чуть не на самой точке полюса, второй — на льдине дрейфующей станции, а третий — недалеко от 81-й параллели. Своему последнему местонахождению экипаж «СССР Н-172» придал в шутку такой адрес: Северный Ледовитый океан, льдина Л. № 3, дом № 172.
— Так вот, опустившись на льдину № 3, — продолжает Шевелев, — мы занялась обычный в таких случаях делом,— стали выжидать погоду и бензин. Дни потекли строгой, размеренной жизнью. Жуков с раннего утра поддерживал радиотелефонную связь с Рудольфом. По нескольку раз в день мы разговаривали с Отто Юльевичем, Водопьяновым и другими товарищами. Слышимость была отличная. Сугробов, Гинкин и Шмандин бессчетное количество раз проверив детали управления, тщательно подготавливали самолет к возвращению остров. Мошковский обследовал аэродром, а Алексеев и я поочередно несли вахту.
Едва только солнце прорвалась к нам через просветы в облаках, тотчас же астрономическим путем определили координаты льдины. В последний день вашего арктического плена погода резко изменилась к лучшему. Самолет сиял, освещенный яркими лучами. На носу корабля трепетал флаг нашей родины, обвеваемый свежим норд-вестом.
В середине дня определение показало, что мы находимся на 88° 64’ широты и 61° долготы. Вечером из кабины самолета выскочил взволнованный Жуков. Он радостно махал руками и громко кричал нам: «С Рудольфа сообщили: Головин вылетел с бензином. Вскоре над льдиной раздался рокот мотора. Мы удивленно переглянулись. «Неужели Головин? Так скоро?» Но это был Крузе, возвращавшийся на остров Рудольфа, над нами он прошел ровно в 19 час. 16 мин.
Через полтора часа в воздухе снова загудел самолет. Теперь это был Головин. После дружеских об'ятий, закипела горячая работа. Экипажи обоих самолетов занялись заливкой бензина в громадные баки «СССР Н-172». Горючее наливали из корабля Головина в бидоны, затем перетаскивали их к самолету Алексеева импровизированной лебёдкой. Проработав таким образов несколько часов, произвели заливку.
Не задерживаясь ни одной лишней минуты, Головин простился с нами и, поднявшись со льдины на своем самолете, взял курс на о. Рудольфа. Через некоторое время мы последовали его примеру.
В пути с борта самолета 9 июня в 1 час 45 минут послали в эфир в адрес Шмидта. Главсевморпути, редакций «Правды» и «Известий» радиограмму:
«Последний корабль Северной воздушной экспедиции покидает центральный район Северного Ледовитого океана. Видны берега архипелага. Скоро остров Рудольфа. Мы возвращаемся, чтобы накопленные знания и опыт, все силы и энергию отдать на благо нашей любимой родины. Мы уверены и твердо знаем, что наша партия, наше правительство, мудрейший из людей любимый вождь товарищ Сталин пошлют по этому пути десятки, сотни кораблей. Мы будем счастливы, если нам опять окажут доверие я еще раз поручат трудное дело.
Шевелев, Жуков, Алексеев, Мошковский, Сугробов, Гинкин, Шмандин
...Вскоре самолет опустился на остров Рудольфа. Здесь его уже поджидали остальные участники экспедиция и зимовщики Рудольфа.
Полярная операция закончена с честью!
Л. БРОНТМАН.
Остров Рудольфа, 9 июня.

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2020 20:25
Кара
В 1936 г., на самолёте Н-2 Дорнье-Валь вёл ледовую разведку в море Лаптевых.
Информация взята из переписки и.о. начальника ГУСМП М.И.Шевелева с начальником ОО ГУГБ НКВД В.М.Бочковым от 15.03.1940 // РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 4. Д. 69. Л. 46
Текст полностью в Минин Анатолий Петрович (1897-1980)

Алексеев Анатолий Дмитриевич (1902-1974)

СообщениеДобавлено: 24 Сентябрь 2023 17:20
Кара
В 432 бап/746 ап ДД
 20230911_173451.jpg

Фото из арх. А. Ф. Заболотского в ст.: А. С. Филиппова "Герои Дальней Авиации" // Военно-исторический журнал, 2007, № 12, С. 67