Страница 1 из 1

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 08 Июнь 2009 04:24
Иван Кукушкин
Кравченко В. С. Через три океана.СПб: Гангут, 2002. С. 247-248.

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955) капитан Корпуса гидрографии “за отличие” (1915). Старший помошник капитана, капитан ледокола “Святогор” (1922-1927), один из руководителей ледовых проводок судов по трассе Северного морского пути, участник Карских. Ленских экспедиций (конец 20-х-середина 30-х), капитан ледоколов “Ермак” (1934-1951 – с перерывами), капитан ледокола “Сибиряков” (1951-1953).


Дополнительная литература: "Истинный курс" в кн.: Морозов С., «Широты и судьбы», Ленинград, 1967.

Дополнительные сведения:
:": Сведения о нахождении судов на рейдах, в гаванях портов и постов и на якорных стоянках Балтийского моря на 22 июня 1916 года
Гидрографический отряд особого назначения
Транспорт «АЗИМУТ» Капитан корпуса гидрографов М.Я. Сорокин [порт] Лапвик

Re: Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 22 Июль 2009 23:55
Иван Кукушкин
У нас на сайте: Морозов С., «Широты и судьбы», Ленинград, 1967, Глава "Истинный курс" посвящена полностью М.Я. Сорокину

... Начну с конца (в данном случае это оправдано), с последней нашей встречи в Москве весной 1954 года. В Колонном зале Дома Союзов собрался со всей страны актив работников морского и речного флота. В президиуме сидел импозантного вида усатый старик в парадной форме со многими орденскими ленточками. К нему по ходу своих речей так или иначе обращались почти все ораторы. Капитаны ледоколов называли его своим учителем, начальники пароходств и портов величали не иначе как «наш глубокоуважаемый Михаил Яковлевич, маститый, заслуженный». В устах людей речистых был он то «патриархом океанов», то «старейшиной беспокойного племени мореходов». Заместители министра, руководители главков и прочие члены президиума откровенно таращили на старика глаза, доверительно пододвигались к нему поближе вместе со своими креслами.

А сам-то старик был глуховат. На каждое к себе обращение он реагировал неторопливым наклопом головы, приставляя к л иловатому в склеротических прожилках уху смуглую морщинистую кисть руки, опаленную морозными ветрами. Иногда под пушистыми седыми усами мелькала улыбка, и на какое-то мгновение утомленные глаза под припухшими веками вдруг обретали былую зоркость, настороженную зоркость моряка, умеющего видеть то, что никогда не разглядеть людям с берега.

К вечеру каждого дня - а заседал актив дней пять или шесть - старик уставал. Он никогда не дремал в президиуме, но всегда решительно отбояривался от дружеских приглашений в театры, на концерты, в рестораны.

- Домой, домой... Ко мне прошу, в гостиницу, чаи гонять... -После паузы он добавлял с особой значительностью: - Чай, как известно, не менее морской напиток, не менее...

И, недоговорив, наставительно поднимал палец...

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 15 Август 2013 08:37
[ Леспромхоз ]
Из монографий: © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/Names3/sorokin.htm

sorokinface.jpg
Сорокин Михаил Яковлевич
(1879–1955)

Выдающийся советский ледовый капитан.
Родился в селе Ахмат на Волге, ныне Красноармейский район Саратовской области, в семье рыбака. Подручным у отца он плавал на рыбацкой лодке по Волге, служил матросом на рыбачьих шаландах, занимающихся промыслом в Каспийском море. Позже Сорокин работал на судах транспортного флота восточного российского общества, на крейсере «Аврора» сражался в Цусимском бою. Проявив огромное желание, упорство и настойчивость, поступил в Бакинское мореходное училище и получил диплом штурмана.
К началу Первой мировой войны Сорокин командовал г/c «Азимут», на котором, кроме обычных промерных работ, должен был заниматься тралением мин. В чине штабс-капитана корпуса гидрографов он получил свои первые боевые награды.
Весной 1918 года Сорокин на «Азимуте» участвовал в знаменитом «ледовом походе» кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт.
После демобилизации Сорокин работал на ледоколах в Балтийском море, завоевав себе славу опытного ледового капитана, и не случайно, что его знания и способности вскоре оказались востребованными в Арктике. Два года он работал в Карских экспедициях, в 1929 году на «Красине» провел 26 судов, заложив начало регулярным плаваниям в западном секторе Северного морского пути, в 1934 году руководил морскими операциями Второй Ленской экспедиции.
В мае 1938 года Сорокина назначили капитаном ледокола «Ермак». Как известно, в тяжелейшем по ледовым условиям 1937 году большая часть арктического флота оказалась плененной льдами в различных районах Арктики. Флагман советского ледокольного флота должен был сыграть главную роль в освобождении зимовавших судов, многие из которых находились в тяжелом положении. «Ермак» под руководством Сорокина достойно решил эту задачу.
10 мая, в ранний для арктических плаваний срок, «Ермак» отправился к арх. ЗФИ, где зимовали л/п «Владимир Русанов», пароходы «Рошаль» и «Пролетарий». Преодолев тяжелейшие 9-бальные льды, ледокол подошел к бухте Тихой, освободил скованные льдом суда и вывел их к кромке льдов.
Забункеровавшись углем в Мурманске, «Ермак» отправился к Диксону и оказал необходимую помощь шести зимовавшим здесь иностранным судам. Следующим этапом было освобождение из льдов прол. Вилькицкого каравана судов ледореза «Ф. Литке».
Выполнив эту операцию, «Ермак» отправился в море Лаптевых. Ему предстояла самая трудная задача – вывести из ледового плена ледокольные пароходы «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин», дрейфовавшие в Центральном Арктическом бассейне.
Ледокол пошел на север, куда в свободном плавании не доходило еще ни одно судно. Движению препятствовали не только мощные 9–10-бальные льды, но и очень густой туман. Астрономические наблюдения были крайне затруднены, часто приходилось останавливаться и ложиться в дрейф.
Наконец, на рассвете 28 августа, когда туман рассеялся, взору команды «Ермака» открылись дрейфующие суда, стоявшие уже под парами. «Ермак» достиг 83° 06' с.ш., которая была рекордной для свободного плавания.
Первым был выведен «Малыгин», которого «Ермак» взял на буксир. «Садко» пошел самостоятельно по пробитому ледоколом каналу. Невыполнимой задачей оказался вывод «Седова». Во время дрейфа у него был поврежден руль, судно покоилось в прочном ледяном корыте. Попытки взять его на короткий буксир ни к чему не привели. Толстый 6-дюймовый трос не выдерживал нагрузки, к тому же сам «Ермак» потерял правый гребной винт. Резкое похолодание и быстрый северный дрейф угрожали зимовкой для всех судов, и руководство приняло решение оставить «Седов» в дрейфе и использовать его как научную станцию. Команда была составлена исключительно из добровольцев, капитаном добровольно стал К. С. Бадигин. Героический дрейф «Седова», во время которого полярниками были получены выдающиеся научные материалы, продолжался еще два года.
Обратный путь также проходил в тяжелых льдах. «Ермак» потерял левый гребной винт и остался только со средней машиной. Помогая друг другу, корабли 10 сентября все же вышли на кромку льдов, где их поджидали для бункеровки ледорез «Литке» и пароход «Моссовет».
На этом навигация для «Ермака» не закончилась. Израненный ледокол занялся проводкой судов на трассе Карское море – море Лаптевых. Всего в арктическую навигацию 1938 года «Ермак» прошел свыше 13 тысяч миль, из них 2600 миль в тяжелых льдах. Было освобождено из ледового плена 17 судов, проведено по трассе Северного морского пути – 10 транспортных судов. За эту навигацию «Ермаку» было присуждено переходящее Красное знамя, многие члены экипажа, в том числе и Сорокин, удостоились значка «Почетному полярнику».
Сорокин продолжал командовать «Ермаком» и в последние два предвоенных года, и в течение всей войны, когда ледокол был введен в состав Балтийского флота и выполнял боевые задания по обеспечению Ленинградского фронта. Под артиллерийскими обстрелами и бомбежками, в туман и снежную мглу, в суровые 40-градусные морозы «Ермак» проводил караваны с продовольствием, топливом, оборудованием.
По окончании войны «Ермак» под командованием Сорокина участвовал в спасательных операциях на Балтике.
За трудовые и боевые подвиги Сорокин, более двенадцати лет командовавший «Ермаком», был награжден семью орденами и тремя медалями. Он воспитал целую плеяду ледовых капитанов, в том числе Ю. С. Кучиева, который на атомоходе «Арктика» впервые достиг Северного полюса, реализовав лозунг создателя «Ермака» адмирала С. О. Макарова «Напролом – к полюсу».
Умер в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
Остров восточнее о. Белуха в Карском море. Назван в 1933 году И. А. Ландиным.

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 15 Август 2013 09:47
[ Леспромхоз ]
Фотографии из семейного архива Евгеновых:
 3_uczastniki karskih 1929.jpg
Участники Карских операций 1929 г., на «Красине»: М.И. Шевелёв, Э.П. Пуйше, Афанасьев, Н.И. Евгенов, Г.Я. Вангенгейм, М.Я. Сорокин.

Источник: http://www.igarka-permafrostmuseum.ru/i ... rends.html
© Copyright 2010,- Музей Вечной Мерзлоты

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 25 Август 2013 13:45
[ Леспромхоз ]
Фотография из книги: Макс Зингер. Сквозь льды в Сибирь : очерки Карской экспедиции 1929 года.
 22-М.Я. Сорокин.jpg

Сорокин Михаил Яковлевич (24.09(07.10).1879–1955)

СообщениеДобавлено: 23 Июнь 2014 12:31
Георгий Паруирович
Новый адрес статьи о Сорокине на сайте "Арктическая топонимика..." http://www.gpavet.narod.ru/Names3/sorokin.htm
Фото могилы Сорокина Санкт-Петербург, Серафимовское кладбище, участок 8 http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/sorokin.JPG

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 16 Ноябрь 2018 18:57
fisch1
 Сорокин М.Я.с.201.png

Арктические навигации:сб.статей.Москва;Ленинград: изд-во Главсевморпути, 1941.с.201

Сорокин Михаил Яковлевич (24.09(07.10).1879–1955)

СообщениеДобавлено: 09 Декабрь 2019 14:05
Георгий Паруирович
Фото могилы Сорокина Санкт-Петербург, Серафимовское кладбище, участок 8 http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/sorokin.JPG[/quote]

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 05 Декабрь 2020 20:57
fisch1
 1.jpg
Капитан л/к М.Я. Сорокин (справа) и 2-ой пом.капитана Ю.С.Кучиев на мостике л/к. Зверобойная компания в горле Белого моря. 1950 г.

"Российский государственный музей Арктики и Антарктики"

Сорокин Михаил Яковлевич (1879-1955)

СообщениеДобавлено: 29 Октябрь 2022 16:13
Кара
Взято из:
aloban / Андрей Лобанов (aloban75) Битва за Арктику: «Челюскин» (82 ФОТО) URL: https://picturehistory.livejournal.com/ ... l#comments
13. Шмидт с экипажем "Челюскина". 1 авг. 1933 г.
 13. Шмидт с экипажем «Челюскина». 1 августа 1933 года.jpg
Поправка - снято в Мурманске, куда "Челюскин" прибыл 2 августа, где гриступил к дополнительной погрузке. Слева направо: М. С. Бабушкин, зам. начальника по хозчасти И. А. Копусов, капитан М. Я. Сорокин, зам. начальника по научной части И. Л. Баевский, начальник экспедиции О.Ю.Шмидт, капитан «Челюскина» В. И. Воронин, капитан «Красина» Я. П. Легздин