Дебабов Дмитрий Георгиевич (1899—1949)

Дмитрий Георгиевич Дебабов, советский фотограф.
4 ноября 1899 — 11 сентября 1949 года
Российский исторический журнал "Источник", 3/2003
http://www.istrodina.com/istochnik_arti ... id=35&n=37
Фотографии Д. Дебабова на сайте фотоархива РИА "Новости"
http://visualrian.ru/bylines/item/308
4 ноября 1899 — 11 сентября 1949 года
Российский исторический журнал "Источник", 3/2003
http://www.istrodina.com/istochnik_arti ... id=35&n=37
«Таких снимков еще не видала страна»
(Дмитрий Дебабов — основоположник «экспедиционного жанра»)
Публикация Елены Харитоновой.
1920—1930-е годы были эпохой зарождения новых жанров в фотоискусстве. Это было время поисков нового метода видения, способа показать самые отдаленные уголки нашей страны при помощи фотографической техники.
«Экспедиционный жанр», как направление в фотографии, возник в это время. Одним из его основоположников был Дмитрий Георгиевич Дебабов. Он родился в 1899 году в семье рабочего гвоздильного завода1. Окончив четыре класса училища в 1914 году, Дебабов поступил на работу на завод Бромеля (позднее «Красный пролетарий») учеником токаря-металлиста. В 1921 году Дебабов решает круто изменить свою биографию. В 1921—1925 годах он актер Первого рабочего театра Пролеткульта, одним из руководителей которого в то время был С. М. Эйзенштейн. Именно ему Д. Г. Дебабов обязан знакомством с фотографической и кинематографической техникой. Любительские занятия фотографией через несколько лет привели его в ГИК (Государственный институт кинематографии), который он окончил в 1930 году по специальности «режиссер-оператор хроники»2.
Все то время, пока Д. Г. Дебабов работал кинохроникером, он не оставлял занятия фотографией. Его фотоочерки выходили на страницах газет «Молодой линеец», «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и др. К началу 1930-х годов Д. Г. Дебабов становится профессиональным фотожурналистом, а с 1933 года фотокорреспондентом «Известий». Выполняя редакционные задания, он пролетел на самолетах, проехал на поездах, в автомобилях, на собаках и оленях, а то и просто пешком путь более чем в полмиллиона километров. Его журналистские маршруты пролегли через Среднюю Азию и Закавказье, Сибирь и Забайкалье, но главным увлечением Д. Г. Дебабова навсегда остался Крайний Север. География его фотоочерков обширна: Нарымская тайга, Чукотка, Таймыр, Дудинка, Бухта Тикси, мыс Шелагский, остров Врангеля, Петропавловск-на-Камчатке, залив Св. Лаврентия и др.
В фотоархиве Д. Г. Дебабова хранятся многочисленные снимки просторов Арктики, Северного морского пути, жизни и быта народов Заполярья от Мурманска до Чукотки, добычи пушного зверя, вулканов Камчатки, рыбных и китобойных промыслов. По словам тех, кто близко знал журналиста, он проводил дома, в Москве, не более трех месяцев в году.
В годы Великой Отечественной войны Д. Г. Дебабов в качестве фотокорреспондента участвовал в полярных экспедициях в Баренцевом и Беринговом морях. Не расставался он с Арктикой и в послевоенные годы, много работал в Восточной Сибири. Ушел из жизни Д. Г. Дебабов 11 сентября 1949 года. Причиной его смерти стал укус ядовитого насекомого во время его очередной командировки в Енисейскую тайгу.
Результатом почти двадцатилетней журналистской работы стали сотни тысяч снимков и многочисленные дневники, которые Д. Г. Дебабов вел, находясь в командировках. На протяжении нескольких лет связь с домом он поддерживал через телеграммы и письма, некоторые из них сохранились в его личном архиве. В публикации представлены немногие из них, датированные 1937 годом и адресованные его жене — Дебабовой Маргарите Сергеевне. Эти лаконичные по своему содержанию документы помогают представить условия, в которых приходилось работать фотокорреспонденту, раскрывают не только его профессиональные, но и человеческие качества.
Фотодокументы, представленные в публикации, являются частью фотолетописи журналистских маршрутов Д. Г. Дебабова в 1936—1940 годах.
Примечания
1. РГАЛИ. Ф. 2382. Oп. 1. Д. 26. Л. 1—2.
2. Там же.
(Дмитрий Дебабов — основоположник «экспедиционного жанра»)
Публикация Елены Харитоновой.
1920—1930-е годы были эпохой зарождения новых жанров в фотоискусстве. Это было время поисков нового метода видения, способа показать самые отдаленные уголки нашей страны при помощи фотографической техники.
«Экспедиционный жанр», как направление в фотографии, возник в это время. Одним из его основоположников был Дмитрий Георгиевич Дебабов. Он родился в 1899 году в семье рабочего гвоздильного завода1. Окончив четыре класса училища в 1914 году, Дебабов поступил на работу на завод Бромеля (позднее «Красный пролетарий») учеником токаря-металлиста. В 1921 году Дебабов решает круто изменить свою биографию. В 1921—1925 годах он актер Первого рабочего театра Пролеткульта, одним из руководителей которого в то время был С. М. Эйзенштейн. Именно ему Д. Г. Дебабов обязан знакомством с фотографической и кинематографической техникой. Любительские занятия фотографией через несколько лет привели его в ГИК (Государственный институт кинематографии), который он окончил в 1930 году по специальности «режиссер-оператор хроники»2.
Все то время, пока Д. Г. Дебабов работал кинохроникером, он не оставлял занятия фотографией. Его фотоочерки выходили на страницах газет «Молодой линеец», «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и др. К началу 1930-х годов Д. Г. Дебабов становится профессиональным фотожурналистом, а с 1933 года фотокорреспондентом «Известий». Выполняя редакционные задания, он пролетел на самолетах, проехал на поездах, в автомобилях, на собаках и оленях, а то и просто пешком путь более чем в полмиллиона километров. Его журналистские маршруты пролегли через Среднюю Азию и Закавказье, Сибирь и Забайкалье, но главным увлечением Д. Г. Дебабова навсегда остался Крайний Север. География его фотоочерков обширна: Нарымская тайга, Чукотка, Таймыр, Дудинка, Бухта Тикси, мыс Шелагский, остров Врангеля, Петропавловск-на-Камчатке, залив Св. Лаврентия и др.
В фотоархиве Д. Г. Дебабова хранятся многочисленные снимки просторов Арктики, Северного морского пути, жизни и быта народов Заполярья от Мурманска до Чукотки, добычи пушного зверя, вулканов Камчатки, рыбных и китобойных промыслов. По словам тех, кто близко знал журналиста, он проводил дома, в Москве, не более трех месяцев в году.
В годы Великой Отечественной войны Д. Г. Дебабов в качестве фотокорреспондента участвовал в полярных экспедициях в Баренцевом и Беринговом морях. Не расставался он с Арктикой и в послевоенные годы, много работал в Восточной Сибири. Ушел из жизни Д. Г. Дебабов 11 сентября 1949 года. Причиной его смерти стал укус ядовитого насекомого во время его очередной командировки в Енисейскую тайгу.
Результатом почти двадцатилетней журналистской работы стали сотни тысяч снимков и многочисленные дневники, которые Д. Г. Дебабов вел, находясь в командировках. На протяжении нескольких лет связь с домом он поддерживал через телеграммы и письма, некоторые из них сохранились в его личном архиве. В публикации представлены немногие из них, датированные 1937 годом и адресованные его жене — Дебабовой Маргарите Сергеевне. Эти лаконичные по своему содержанию документы помогают представить условия, в которых приходилось работать фотокорреспонденту, раскрывают не только его профессиональные, но и человеческие качества.
Фотодокументы, представленные в публикации, являются частью фотолетописи журналистских маршрутов Д. Г. Дебабова в 1936—1940 годах.
Примечания
1. РГАЛИ. Ф. 2382. Oп. 1. Д. 26. Л. 1—2.
2. Там же.
Фотографии Д. Дебабова на сайте фотоархива РИА "Новости"
http://visualrian.ru/bylines/item/308