Страница 1 из 3

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 15 Февраль 2009 12:30
Иван Кукушкин
Черевичный Иван Иванович

[18(31).3. 1909, г. Ольвиополь, ныне Первомайск Николаевской области, — 15.2.1971, Москва], советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (1949). Член КПСС с 1932.

В 1928—30 обучался в Московской лётной школе Осоавиахима; работал лётчиком-инструктором. С 1934 в полярной авиации. Исследовал ряд воздушных трасс в Сибири (Якутск — Колыма и др.), участвовал в снятии экспедиции И. Д. Папанина с дрейфующей станции "СП-1" (1938), ледовой разведке (Карское м., м. Лаптевых), проводке морских судов по Северному Морскому пути.
В 1941 возглавил воздушную экспедицию, которая на самолёте "СССР Н-169" совершила несколько посадок на лёд в районе Арктического бассейна и впервые достигла района полюса относительной недоступности. За 144 лётных часа самолёт, ведомый Ч., покрыл расстояние в 26 тыс. км. Участник многих воздушных высокоширотных экспедиций (1948—55, 1958—60). Командир авиационного отряда первой советской антарктической экспедиции (1955—57).
Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

[ Большая советская энциклопедия ]

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 15 Февраль 2009 12:33
Иван Кукушкин
Предлагаю поднять еще одну "горячую тему", к 100-летию Ивана Черевичного.
Благодаря Музею Арктики и Антарктики нашлась подходящая фотография для отрисовки, юбилейный штемпель в процессе:
Изображение
Но требуется смастерить приличный текст биографии, для "Полярной Почты" неограниченный и для "Википедии" - энциклопедического формата.

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 16 Февраль 2009 20:52
[ Леспромхоз ]
 035189.jpg
Морской полярный летчик Иван Иванович Черевичный
21.03.1955
Автор: Михаил Озерский
http://visualrian.ru/images/item/35189

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 17 Февраль 2009 08:27
[ Леспромхоз ]
Згуриди А.М. 'По следам диких животных' - Москва: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985 - с.56
http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000012/index.shtml

Мы летим на Новую Землю

- Вы уверены, что ваша экспедиция должна высадиться в губе Грибовой? - спросил меня в Главном управлении Северного морского пути начальник полярной авиации.
- Совершенно уверен. Там расположена центральная база орнитологического заповедника, - сказал я.
- Вполне возможно, что у вас это называется "центральной базой". Однако, насколько нам известно, на берегу губы Грибовой находится всего-навсего одна избушка. Вокруг нет ни души. Вы подумали, как выбраться оттуда после того, как гидросамолет оставит вас там? - снова спросил бывалый полярный летчик, знания которого о Севере не могли вызвать сомнений.
- За нами должен прийти моторный бот. Кажется, из Маточкина Шара, - неуверенно ответил я.
Летчик молча перевел взгляд на карту, лежавшую перед ним на столе. Потом спросил:
- А известно ли вам, что за всю историю Новой Земли еще ни один самолет ни разу не садился в губе Грибовой?
- Признаться, я впервые слышу об этом. Но если это так, мы будем рады открыть для всего человечества новую воздушную трассу, - пошутил я.
- Вы шутите. А нас это очень тревожит, - сказал летчик и снова принялся изучать карту. Потом глубоко вздохнул и, взглянув на меня своими искрящимися глазами, сказал уже совсем по-дружески:
- Ну, что же. Доброго вам пути, хотя - не скрою - мы рискуем, немало рискуем. Вся надежда на отличнейший экипаж корабля. И на то, что опасную миссию первой посадки в этой загадочной губе взял на себя, прямо скажу, летчик-виртуоз - Иван Иванович Черевичный.
В жаркий июньский день, в самый разгар погрузки, когда мы, взмокшие, возбужденные, суетились около своих вещей, поглощаемых чревом летающей лодки, к аэродрому подкатила автомашина.
Позади послышались шаги, и сильная рука опустилась на мое плечо.
- Так что, дружище, летим, значит, в Арктику? - спросил высокий, стройный мужчина, на голове которого красовалась огромная широкополая шляпа.
- В Арктику, - подчеркнуто небрежно буркнул я в ответ с таким видом, словно мы собирались проехать пять остановок на трамвае.
Мужчина потрепал меня по плечу и направился к гидросамолету.
- Кто это? - спросил я одного из летчиков.
- Иван Иванович Черевичный.
- Кто, кто?
- Командир нашего корабля - дважды Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный.
Я с любопытством посмотрел на легендарного пилота. Как он был непохож на нас! Вместо зимней меховой одежды, в которую облачились мы все, на нем был летний шелковый плащ, элегантный костюм, из-под пиджака виднелись светлая рубашка и модный галстук. На ногах - легкие полуботинки. В своем ковбойском головном уборе он скорее походил на героя приключенческого фильма, чем на прославленного полярного летчика, через минуту вылетающего в тяжелый рейс.
Но уж таков Черевичный! Я и сейчас вижу его в этом экстравагантном наряде среди суровых арктических льдов. Вижу, как уверенно ведет он свой воздушный корабль сквозь сплошную пургу, разбушевавшуюся над грозным океаном.
И сейчас восхищаюсь смелым, находчивым, великолепным летчиком, добрым, обаятельным человеком.
Путь от Москвы до Новой Земли мы преодолели в два гигантских прыжка.
Взяв старт у Химкинского речного вокзала, наша летающая лодка через несколько часов уже скользила по бурной поверхности Белого моря. Дул порывистый ветер. По небу бежали тяжелые тучи. Море выглядело мрачно, неприветливо. Из-за плохой погоды полет на Новую Землю был отложен до утра.
Наша экспедиция вместе с экипажем самолета осталась в аэропорту. Только Черевичный и радист умчались на машине в город, пожелав нам хорошенько отдохнуть.
Мы рано улеглись спать, чтобы чуть свет подняться и двинуться в путь. Однако и новый день встретил нас так же неласково. Шел мелкий холодный дождь. С моря доносился глухой, протяжный гул.
Дежурный метеорологической станции принес сводку погоды: "Ожидается усиление шторма до 10 баллов".
Перспектива застрять "у порога" самой Арктики на несколько дней привела всех в уныние. Идти никуда не хотелось. Мы уселись в ряд наподобие нахохлившихся воробьев, и притихли, прислушиваясь к шуму моря.
Но вот внезапно появился Иван Иванович. И все сразу изменилось. Решительный, энергичный, он почти бегом вбежал в метеостанцию. Вид у него был строгий, какой бывает у командира, когда он собирается огласить важный боевой приказ.
- Быстро к борту! Вылетаем! - скомандовал он еще с порога.
Потом на ходу бросил дежурному:
- Ждите нас обратно в два часа ночи. Слышите? Не позже. Я непременно вернусь.
- Дело ваше, - сказал дежурный, явно неохотно уступая непреклонной воле полярного аса, которому в любую погоду было предоставлено право решать вопрос о полете.
С детских лет я любил книги о знаменитых путешественниках. Читал все подряд. Днем и ночью. От корки до корки. С таким упоением, с такой фанатической любовью, на которую способен только юный мечтатель.
И вот в чем я должен чистосердечно признаться: все, о чем я читал, я отчётливо видел, как будто бы все это происходило перед моими глазами. Видел так, как люди видят реальные происшествия, собития, которые они наблюдают непосредственно. Я не только мысленно представлял себе, каким адским мукам подвергался Фернан Магеллан во время жестокого шторма, заставшего его у берегов Огненной Земли. Я видел этот шторм. Видел сам, как огромные волны обрушивались на его корабль, как рвались паруса, ломались мачты, как валились с ног обессиленные матросы.
Я видел, ясно видел Васко Бальбоа в тот момент, когда он, наконец, достиг Тихого океана. Я смотрел на него восторженным взглядом, следил, как он шел к воде, погружался в нее во всем своем облачении, с каким трепетным волнением он поднимал и целовал свой меч, в то время как из глаз его, сияющих счастьем, лились слезы...
А в другой раз я плакал сам. Плакал горькими слезами, и опять-таки потому, что видел, именно видел, как в ужасную пургу умирал обессилевший от голода и стужи Георгий Седов, и никто не мог протянуть ему руку помощи.
"Нет! - думал я, в волнении сжимая книгу.- Никогда не удастся мне испытать и сотой доли того, что испытывали эти мужественные, смелые люди. Никогда не удастся вступить в единоборство с природой, бороться со стихией, невзгодами так, как боролись они".
Разве мог я мечтать о диком Севере, о суровом океане, о путешествии в эту страну вечного льда!
И вот, оказывается, уже не в мечтах, а наяву мы - у самого порога Арктики, таинственной Арктики!..
Мы летим на Новую Землю.
Не помню точно, сколько времени мы летели. Во всяком случае, не больше 6-8 часов. Приближаясь к Новой Земле, бортмеханик еще раз проверил, равномерно ли распределен груз в самолете (что особенно важно для правильной посадки) и пригласил меня в рубку к пилотам.
- Скажи, дружище, не можешь ли ты показать нам, где тут находятся подводные камни? - спросил меня Черевичный, разворачивая передо мной карту губы Грибовой.
Я смутился. И, чтобы скрыть это, перевел свой взгляд с летчика на карту. "Шутит Черевичный или говорит серьезно? - подумал я.- Мне в голову никогда не приходило, что я должен знать, какие камни разбросала природа по дну губы Грибовой. Где они находятся? И есть ли они вообще?" - мучительно думал я, не отрывая глаз от карты. Потом с трудом выдавил:
- Нет, к сожалению, я не могу сказать точно, есть ли тут камни или нет.
- Так какого же дьявола ты просишь сесть в губе Грибовой? Или жизнь надоела? - вспылил Черевичный и уткнулся в карту.
Я готов был провалиться сквозь землю, чувствуя себя как школьник, который на вопрос любимого учителя: "Сколько будет дважды два?" - ответил: "Семь".
- Будем садиться здесь! Приготовиться всем к посадке! - вдруг скомандовал пилот.- А тебя попрошу, - сказал он мне совсем мягко, - пролезь, пожалуйста, вот здесь, - он указал на отсек в носовой части. - Согнись и сядь там. Для балласта. Сможешь?
- Смогу, конечно, - сказал я и, согнувшись в три погибели, полез в отсек, искренне желая хоть чем-нибудь быть полезным.
Над моей головой - металлический каркас. Подо мной - точно такие же дюралевые рельсы. Сидеть на них было неудобно. Я согнулся, чтобы не удариться при посадке головой о металлическую балку, и решил терпеливо ждать. Потом посмотрел вниз. Самолет шел на посадку. Вот уже виден берег, по которому были разбросаны бревна.
Внезапно самолет резко встряхнуло.
От толчка меня подбросило вверх. Я больно ударился головой. Хорошо еще, что на мне была меховая шапка. Чтобы не удариться еще раз, я согнулся как только мог и пополз к отверстию, выходящему в рубку. Впереди были видны ноги Черевичного. Я просунул голову между ними. И вдруг снова почувствовал страшный толчок.
- Сиди! -не своим голосом завопил Черевичный, схватив мою голову рукой и сильно толкнув меня обратно в отсек. - Сиди, тебе говорят!
И крикнув еще что-то совсем уже громко (что именно, разобрать я не мог), он крепко сжал руль и повел самолет к берегу губы Грибовой.

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 17 Февраль 2009 08:43
SVF
 600x600,fs-RUMKIN,08,Rum-2138.jpg
Летчик Герой Советского Союза Черевичный И.И. Станция "Северный полюс - 3". 1954-55
Автор - Я. Рюмкин

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 17 Февраль 2009 10:20
[ Леспромхоз ]
 06.2009 Новодевичье кл. 128.jpg
 CherevichniyIvIvan_mogila.jpg
Фото Двамала – автора сайта «Могилы знаменитостей» (http://m-necropol.narod.ru/). Дата 24.3.2007 г.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=1036

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 17 Февраль 2009 20:45
Иван Кукушкин
На вскидку, где у нас в "Полярной авиации" встречается Черевичный:

Н-10
Н-29
Н-169
Н-236
Н-275
Н-339
Н-344
Н-395
Н-433
Н-476
Н-486
Н-489

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 17 Февраль 2009 21:15
Иван Кукушкин
Иван Черевичный.
Фотографии, хранящиеся в Музее Арктики и Антарктики

 web_cherevichniy01.jpg
 web_cherevichniy02.jpg

Re: Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 26 Май 2009 01:30
Иван Кукушкин
Интересное дело.
Сайт герои страны [ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1592 ]

Черевичный Иван Иванович
31. 3. 1909 - 15. 2. 1971
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 06.12.1949 ( медаль № 7807)
Памятники:
В Москве на Новодевичьем кладбище

Черевичный Иван Иванович - советский полярный лётчик.
Родился 31 марта 1909 года в городе Ольвиополе (ныне - город Первомайск Николаевской области Украины) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Окончил 7 классов.
В Красной Армии в 1928-30 годах и в 1932-33 годах. В 1929 году окончил теоретическую школу лётчиков, в 1932 году - Объединённую военную школу пилотов и техников.
С 1934 года И.И.Черевичный в полярной авиации. Он исследовал ряд воздушных трасс в Сибири (Якутск - Колыма и другие), в 1938 году участвовал в снятии экспедиции И.Д. Папанина с дрейфующей станции "Северный полюс-1", ледовой разведке (Карское море, море Лаптевых), в проводке судов по Северному морскому пути.
В 1941 году И.И.Черевичный возглавил воздушную экспедицию, которая на самолёте "СССР Н-169" совершила несколько посадок на лёд в районе Арктического бассейна и впервые достигла района полюса относительной недоступности или "полюса недоступности", как тогда называлась никогда не виданная человеком, наиболее удалённая от суши и труднодоступная, расположенная почти в центре Арктики территория, в 1500 км к северо-северо-востоку от острова Врангеля, площадью около 3 млн. кв. км. За 144 лётных часа самолёт, ведомый И.И.Черевичным, покрыл расстояние в 26000 км.
Участник многих воздушных высокоширотных экспедиций (1948-55, 1958-60 годы).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года за многолетнюю работу в полярной авиации, мужество и героизм, Черевичному Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7807).
В 1955-57 годах И.И. Черевичный - командир авиационного отряда Первой советской антарктической экспедиции, руководимой Героем Советского Союза Сомовым М.М.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 15 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями.

Сочинение: В небе Антарктиды. М., 1963.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
Источники:
Бундюков А.Т., Кравченко М.В. Сыновняя верность Отчизне. Одесса, 1982
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988

Дополнительные ссылки:
Воспоминания штурмана В. И. Аккуратова "ШТУРМ "ПОЛЮСА НЕДОСТУПНОСТИ"
О Черевичном И.И. на сайте "Авиатема"

Так вот.
Из наградного свидетельства:
Герою Советского Союза
тов. Черевичному Ивану Ивановичу

За Ваш геройский подвиг, проявленный при выполнении специального задания правительства в Арктике, Президиум Верховного Совета СССР, своим указом от 6 декабря 1949 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР [подпись]
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР [подпись]

Москва-Кремль, 31 марта 1950 г.
№ 12241

 Представление-к-награде.jpg
Текст приводится по фотографии свидетельства из архива семьи Черевичных.

Т.е.
во первых: - "причина" награждения несколько другая, отличная от приведенной на "Героях Страны"
во вторых: - насколько вспоминается "с разбегу", награждены "Героем Советского Союза" в 1949 были несколько полярных летчиков, а вот за какое такое "специальное задание правительства" ?

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2009 20:31
Александр Матросов
 yandex-somov-24.jpeg
Связь эпох.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
С Сомовым М.М.

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2009 21:14
Александр Матросов
 yandex-somov-23.jpeg
Связь эпох.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
С Сомовым М.М.
Антарктида.

Re: Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 20 Август 2009 23:42
Иван Кукушкин
 H-1.jpg
Фотография из архива семьи Черевичных.
Слева - естественно И.И. Черевичный, справа - видимо Трешников.

Видна Звезда Героя Социалистического Труда, которую Трешников получил одновременно с Черевичным (Героя Советского Союза) - 6 декабря 1949, видимо по одному указу.

Re: Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 02 Октябрь 2009 19:58
Военная Разведка
 Oct02268.JPG

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 16 Апрель 2013 11:57
[ Леспромхоз ]
ВСП 1937 № 109 (12 мая)

 ВСП 1937 № 109 (12 мая) Беседа с Черевичным И.И.jpg
ПО РАДИОТЕЛЕФОНУ С МОСКВОЙ
БЕСЕДА С ОРДЕНОНОСНЫМ ЛЕТЧИКОМ И. И. ЧЕРЕВИЧНЫМ

Сотрудник нашей газеты связался вчера по радиотелефону с Москвой, где сейчас находится известный полярный летчик-орденоносец командир самолета Н-29 Иван Иванович Черевичный.
Иван Иванович долгое время работал в Иркутском отделении Главсевморпути. В 1925 году был на исследовании трассы Якутск — Бухта Ногаева; в 1936 году на линии Иркутск — бухта Тикси, затем на ледовой проводке каравана судов, шедших из Мурманска во Владивосток. Тов. Черевичный несколько раз летал на Новосибирские острова.
25 февраля 1937 года тов. Черевичный и экипаж его самолета награждены орденами, которые вручены 17 апреля на заседании президиума ЦИК СССР.
В 11 часов 40 минут по московскому времени к аппарату подошел тов. Черевичный.
— Здравствуйте. Поздравляем вас и экипаж самолета Н-29: борт-механика т. Березина, штурмана т. Зибрева с высокой наградой.
— Я, Зибрев и Березин, в свою очередь, горячо благодарим за поздравление. Ордена мы получили 17 апреля на заседании президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР. Их вручил нам председатель ЦИК т. Г. И. Петровский: мне орден «Красной Звезды», тт. Зибреву и Березину ордена «Знак почета». Хочу отметить, что на этом же заседании президиума ЦИК был вручен орден Трудового Красного Знамени Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу молодежи. Высокую награду принимали секретари ЦК ВЛКСМ.
— Какая работа предстоит вам в ближайшее время?
— Управление Северного морского пути намечает организовать высокоширотную северную экспедицию на ледоколе «Садко». В этой экспедиции я также приму участив. На самолете конструкции «ВУЛЬТИ» буду производить ледовую разведку для быстрейшего продвижения судна. Экспедиция интересная и я с большим желанием в нее включаюсь.
— Самолет «ВУЛЬТИ» прекрасная комфортабельная машина, вполне пригодная для работы в условиях Севера. Она имеет все необходимые новейшие приборы, может развивать большую скорость. Сейчас с группой механиков я проверяю самолет.
— Как вы провели в Москве первомайские торжества?
— Прекрасно! Был на Красной площади, вместе с трудящимися столицы видел и приветствовал великого вождя народа товарища Сталина. Грандиозное зрелище представлял военный парад.
— Пользуясь этим разговором, прошу передать привет иркутскому коллективу работников управления Севморпути, с которым я в течение долгого времени работал. Прошу передать привет заслуженному полярному летчику т. Галышеву, который на-днях выехал из Москвы и скоро будет в Иркутске.
— До свидания!
— Крепко жмем руку.


Интересно, готовили «ВУЛЬТИ», а летали на Н-10

Экспедиция в высокие широты
проф. Р. Л. Самойлович, начальник высокоширотной экспедиции на "Садко"
viewtopic.php?f=4&t=644&start=15#p4878

Выйдя из горла Белого моря, мы возьмем курс на Маточкин шар, отделяющий северный остров Новой Земли от южного. Матшаром «Садко» пройдет в Карское море,и направится к острову Диксону, где пополнит запасы угля и пресной воды. Затем мы пойдем на северо-восток, через пролив Вилькицкого выйдем в море Лаптевых и направимся к Ново-Сибирским островам. Где-то по пути к нашей экспедиции присоединится экипаж самолета СССР Н-10 во главе с летчиком Черевичным, находящийся сейчас в бухте Тикси.

Черевичный Иван Иванович (1909-1971)

СообщениеДобавлено: 19 Август 2013 20:36
[ Леспромхоз ]
Черевичный Иван Иванович
год рождения __.__.1909
летчик

Орден Красного Знамени

Приказ Командующего СФ от 20 ноября 1943 г. № 092

Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 1650 опись 1 единица хранения 16
 1650-1-16--00000225.jpg
 1650-1-16--00000226.jpg
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 592
 3-1-592-00000357.jpg
 3-1-592-00000358.jpg
 3-1-592-00000359.jpg
Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 693
 3-1-693-00000041.jpg
 3-1-693-00000042.jpg
 3-1-693-00000043.jpg