Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение SAMURAI » 08 Январь 2016 00:47

Так пилотирующим лётчикам это действительно было совершенно не обязательно.
Желательно, конечно, но где же столько моряков наберёшься.

Ещё до Революции сначала хотели набирать только флотских, а война потребовала лётчиков, и набирали в школу Морской Авиации уже всех, кого можно было. Так и во все времена.

Вот, Доронин сам пишет:

Из книги: Как мы спасали челюскинцев / А. В. Ляпидевский [и др.]; под ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. – М.: Издание редакции "Правды", 1934. - 408 с.

Вообще же я считаю, что перевод некоторых моряков в морскую авиацию чрезвычайно целесообразен. Моряк всегда с воздуха отлично может определить тип корабля, знает, на что способен этот корабль, куда он может пройти, и определить задачи корабля. Для полетов морская подготовка тоже многое дает. Однако до нас в школе морской авиации не было моряков. Мы были первыми моряками, пришедшими в авиацию.


Однако, Иван Васильевич ошибается.
Тот же Борис Чухновский, взять если, тоже ушёл в Авиацию из Морского корпуса.

Но это не значит, что все были оттуда.

Много в те времена переучивалось матросов - мотористов. Василий Молоков был из мотористов Морской Авиации, как раз наиболее традиционный путь в 1918 - 1922 гг. Традиционный, но вовсе не единственный.

А в 1925 г. всего-то выпустилось 11 человек, да и тех с трудом наскребли на обучение.

Возьмите Сигизмунда нашего Леваневского (из той же книги):

Когда я еще был на Восточном фронте, меня страшно тянуло в авиацию. Я несколько раз просил, чтобы меня послали в школу, но так как в командном составе ощущался большой недостаток, то конечно настаивать на учебе не приходилось. Но вот весной 1922 года мне удалось попасть в управление воздушного флота Петроградского военного округа — и то в качестве завхоза 4-го воздухоплавательного отряда. Занимаюсь хозяйством, но одновременно ухитряюсь подниматься на „колбасе". Однако меня это не удовлетворяет. Прошу об откомандировании меня в одну из школ воздушного флота. И в 1923 году меня направили в военную школу морских летчиков в Севастополь.
К началу занятий я опоздал. Мне предложили до следующего набора поработать начальником хозяйственной части школы. Меня радует только то, что одновременно с работой мне дают возможность и учиться. Так началась моя учеба и одновременно хозяйственная работа. Вскоре меня освободили от заведывання хозяйством, и я начал учиться как следует. В 1925 году окончил учебу. Весь курс прошел в плюсах.
Я получил назначение в 4-й отдельный авиационный отряд. Был я там младшим, а затем и старшим летчиком. Потом меня перевели инструктором в школу, в которой я учился сам. Работал инструктором хорошо, имел благодарности, на собраниях партийной ячейки меня ставили в пример. Действительно, работать приходилось, не считаясь с временем. Я многих научил летать. Потом я встречал своих учеников во Владивостоке, в Петропавловске и в Свердловске; среди них есть командир эскадрильи — Солодухинов. Ляпидевский — мой ученик. Я обучал и молодых инструкторов хорошей технике полета…
По демобилизации из армии я был назначен сначала старшим инструктором, а потом начальником школы Осоавиахима в Николаеве. А еще через год Центральный совет Осоавиахима Украины предложил мне работать начальником всеукраинской школы в Полтаве. Я согласился. А вообще-то тянуло меня на Север…


Их однокашник 1925 г. выпуска Василий Мырсов окончил Высшую Фотограмметрическую школу и вообще никакого отношения к флоту не имел до поступления в Школу морских лётчиков.


С Ляпидевским вон Вы тоже не угадали.


Поняла, ошиблась, каюсь.
Видимо, он тоже окончил ВМУ им. Фрунзе. Но об этом знаете только Вы. :oops:

Как и кичиться написанной книгой. Не Вы одна посещаете архивы и имеете публикации.


Да не принимайте всё близко к сердцу.
Я только для того написала, чтобы понятно было, я - в теме. 8)

Кстати, я тут раньше написала о Ляпидевском, как нам "говорят" разные источники, что он Севастопольскую школу закончил в 1928 г.
Списки выпускников его выпуска в архиве училища не сохранились, к сожалению. Поэтому перепроверить я пока не успела.

А сам он о себе вот что пишет:

В Ленинграде я проучился восемь месяцев. За это время прошел сокращенный курс, который обычно тянется полтора года. Меня направили в школу морских летчиков в Севастополь.
Прибыл я в Севастополь в 1927 году. Прежде всего необходимо было пройти морскую практику. Нашу группу направили на крейсер „Червоная Украина".

....

Дальше шла программа тренировочных полетов, полетов в усложненных условиях, с боковым ветром, потом посадка на различных скоростях, посадка в штормовую погоду. В общем, пошли дни самостоятельных полетов.
Эту программу я закончил в феврале 1928 года. Затем был перерыв: мы занимались теорией, изучали боевой самолет. На учебной машине летать легко. Другое дело — на боевом самолете.
Выпуск. Военная служба. Ученики.
Нам разрешили чаще уходить в город. Ухаживали за девушками.

...

Тренировочная программа была закончена в апреле 1929 года. Началась серия полетов по боевому применению. Тут и разведка, и ориентировка, и стрельба, причем полеты длительные: два с половиной — три часа. Совершенно самостоятельные полеты в Ялту, Евпаторию с инструктором — летчиком-наблюдателем. Начала меняться и моя личная жизнь. Пошли разговоры о том, кто куда поедет после окончания школы.
Нас выпустили 2 июля 1929 года. Вышел приказ Реввоенсовета о присвоении нам звания командиров Рабоче-крестьянского красного флота. Устроен был торжественный выпуск. Мы надели настоящую командирскую форму…
В мае 1931 года меня откомандировали инструктором в школу морских летчиков. Прибыл я в Ейск, где был назначен в эскадрилью. В Ейске сначала работал морским летчиком, потом меня перевели на сухопутный аэродром. На морских самолетах я летал более или менее прилично, в Балтике мне приходилось садиться и на волну и на накат. Я был доволен тем, что в Ейске придется полетать на сухопутных машинах.


Вообще-то ученики, начинавшие с нуля, сначала осваивали учебные самолёты с одним инструктором, а потом осваивали боевые самолёты с другим инструктором. И, что интересно, группа после окончания первой учебной программы фотографировалась с одним инструктором, как выпуск. И после окончания второй программы фотографировались, тоже как выпуск, но уже с другим инструктором.

(На всякий случай)... Это я не ради поумничать, а уточнить, что общее фото группы курсантов (учлётов) может быть "промежуточным". И если на нём стоит год, можно обмануться, определяя год выпуска. :x3:
Аватара пользователя
SAMURAI
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 28 Апрель 2009 18:59
Откуда: Питер

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Кара » 08 Январь 2016 13:54

SAMURAI пишет:Однако, Иван Васильевич ошибается.

Полагаю, что он имел ввиду советское время.

С Ляпидевским вон Вы тоже не угадали.

Поняла, ошиблась, каюсь.
Видимо, он тоже окончил ВМУ им. Фрунзе. Но об этом знаете только Вы.

С Ляпидевским уже разобрались

SAMURAI пишет:Да не принимайте всё близко к сердцу.


SAMURAI пишет:Я только для того написала, чтобы понятно было, я - в теме.

Вы достаточно хорошо известны, чтобы бы в этом сомневаться. Лично мне - по сайтам ЕВВАУЛ и "Кортику". И потому был немало удивлён Вашими сообщениями, из-за которых я и затеял эту пикировку. За резкость и горячность в ней ещё раз приношу Вам свои извинения.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение SAMURAI » 08 Февраль 2016 23:14

А, да пустяки это всё.
Это - пузыри на воде по сравнению с тем, что приходится делать и раскапывать на самом деле ежедневно и, не побоюсь этого слова, иногда и нощно.

Так вот, братцы-матросики.

После училища попал Федя Куканов, так или иначе, а в 66-й отдельный морской разведывательные отряд. Сразу или вскоре, уж я не знаю.
А вот так. И служил он тогда вместе с Анисимом Дискиным.
А отрядом командовал будущий генерал Цырулёв, а не кто-нибудь.
Ну, тогда-то, ясное дело, генералом он не был.
А вот. ;)
Аватара пользователя
SAMURAI
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 28 Апрель 2009 18:59
Откуда: Питер

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2016 23:22

И служил он тогда вместе с Анисимом Дискиным.
А отрядом командовал будущий генерал Цырулёв, а не кто-нибудь.

Кто такие? Крутые полярные асы?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение SAMURAI » 08 Февраль 2016 23:28

С Анисимом Дискиным они в 1929 г. как раз летали в Севастополь.
А с ними и Моросанов, о перелёте которых в начале темы имеются несколько фотографий.
Кстати, Моросанов также служил на время перелёта в 66-м отряде.

И получается, что вся эта троица вовсе не из 51-го, а из 66-го отряда ВВС БФ.

Генерал Цырулёв Александр Васильевич на полярного аса никак не тянет, но личность очень известная.
51-м отрядом ему тоже порулить довелось, но раньше.

Во время войны он командовал Молотовским ВМТАУ.

Ну, чудненько просто! :tnxman:
Аватара пользователя
SAMURAI
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 28 Апрель 2009 18:59
Откуда: Питер

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Адольф Милованов » 08 Май 2016 16:36

Ко Дню Победы вышла книга-путеводитель по Донскому кладбищу Москвы, посвящённая покоившимся там авиаторам. Среди 22-х Братских захоронений есть и одиночные. Среди них Куканов Фёдор Кузьмич. Вечная память...

 Книга030.jpg
 Книга033.jpg
 Книга031.jpg
 Книга046.jpg
 Книга048.jpg
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1113
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 21 Октябрь 2016 00:44

Правда. 13 апреля 1934 г., № 102 (5988). : pravda13-04-1934.jpg
Ф. К. КУКАНОВ.
Окончил подготовительное военно-морское училище, школу морских лётчиков и быстро выдвинулся на пост командира авиозвена. С 1933 г. он на дальнем Севере — командир корабля «ЮГ-1». Зимует на мысе Северном для обслуживания Северного морского пути.

* фото-оригинал размещён в первом посте темы.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 27 Апрель 2017 23:09

SAMURAI пишет:РГА ВМФ на Миллионной - открытый архив.
Туда можно, кстати, направить запрос, за малую толику они всё найдут отксерокопируют и вышлют в указанный адрес.
Но лучше обращаться родственникам, т.к. личные данные в полном объёме могут "кому попало" не дать.

http://rgavmf.ru/


 rgavmf.jpg

Я обратился в архив ВМФ в январе, спустя три месяца они ответили, мол, всё, что смогли там "откопать", - что в 1929 году Ф. К. Куканов числился в 66-м авиаотряде Балтфлота и жил на Невском. Ищите в других архивах...
:scratch:

... младший лётчик Куканов Фёдор Кузьмич по состоянию на 1929 год значится в списке командного состава 66-го отдельного авиационного отряда Балтийского флота. Проживал по адресу: г. Ленинград, пр-т 25-го Октября, д. 64, кв. 24.
Других сведений, в том числе биографического характера, не выявлено...
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 12 Июнь 2017 15:01

мемориальная доска : 18838575_1860899057483027_1925475385_o.jpg
мемориальная доска. чёрный гранит. 100х52х3 см.

планируется установка в Анадыре в августе этого года.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение slava_zz » 29 Август 2017 11:30

Памятную доску летчику Федору Куканову установили в аэропорту Анадыря
http://www.prochukotku.ru/20170829/4036.html
slava_zz
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 29 Август 2017 19:54

 21175719_1910106585895607_197829949_n.jpg
 21175267_1910107719228827_1704587620_n.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Адольф Милованов » 30 Август 2017 12:25

Памятная доска Ф.К. Куканову - дело хорошее. Тем не менее смущает на ней фраза "Командир Чукотской авиагруппы". В его, представленной здесь, лётной книжке это не подтверждено. В приказах того времени я тоже не встречал его назначения на эту должность. Что касается характеристики, написанной бывшим командиром Чукотской авиагруппы Конкиным через 15 лет после описываемых событий и представленной на этом форуме, то здесь есть сомнения в точности фактов.
Пилот Доронин в апреле 1934г пишет письмо Куканову, обращаясь к нему как к Старшему авианачальнику. Согласитесь, что это не одно и тоже.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1113
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение slava_zz » 10 Сентябрь 2017 03:16

http://apanadyr.ru/nasha-istoriya/item/48-istoriya-razvitiya-aviatsii-na-chukotke

В 1934 году Главное управление Североморпути направило группу лётчиков и техников с самолётами ПО-2 и У-2 на Чукотку. Первыми энтузиастами были лётчики Г.И. Катюхов, В.И. Масленников, Л.К. Прокопов, М.В. Сургучёв, штурманы В.М. Падалко, Л.М. Рубинштейн, бортмеханики А.А. Грищенко, С.В. Панков, Г.Г. Соколов, Д.А. Феденко, инженер Тараненко.
Возглавлял лётную группу опытный лётчик И.Л. Павленко.

далее Каминский-
Чукотская авиагруппа 1935 года состояла из двух отрядов. Второй отряд, из трех экипажей, базировался на северном побережье. Им командовал старый морской летчик, участник спасения челюскинцев Е. М. Конкин. Командир авиагруппы Г. Н. Волобуев одновременно был начальником полярной станции на мысе Шмидта и находился при северном отряде.
slava_zz
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения