1936: Зверобойный промысел

флора и фауна

1936: Зверобойный промысел

Сообщение SVF » 20 Март 2015 21:27

Полярная правда 30 мая 1936 г. № 123(2888):
 1936-05-48.jpg
 1936-05-49.jpg

 1936-05-50.jpg
 1936-05-51.jpg

 1936-05-52.jpg
 1936-05-53.jpg

 1936-05-54.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4461
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Зверобойный промысел

Сообщение SVF » 26 Март 2015 13:52

Полярная правда 27 июля 1936 г., №172(2937):
 1936-07-01-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4461
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Зверобойный промысел

Сообщение ББК-10 » 13 Март 2019 20:50

Советская Арктика, 1936, №8, с.107-108

 Советская Арктика, 1936, №8, с.107-108 - 0001.jpg
 Советская Арктика, 1936, №8, с.107-108 - 0002.jpg
С. И. НИКОЛАЕВ
ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ 1936 ГОДА

Ежегодные беломорские экспедиции, применяющие на зверобойном промысле ледокольные и зверобойные суда и авиаразведку, дают нашей стране тысячи тонн жиров и десятки тысяч штук кожевенного и ценного мехового сырья.
Зверобойной экспедицией 1936 года руководил челюскинец капитан В. И. Воронин. Ледокольные пароходы "Русанов" (капитан Н. И. Хромцов), "Сибиряков" (капитан М. Р. Марков), "Садко" (капитан А. К. Бурке), "Малыгин" (капитан Ю. К. Хлебников) и "Садко" (капитан Д. И. Шведов), а также специальные зверобойные суда "Нерпа" (капитан Н. П. Воротилов), "Новая Земля" (капитан Д. М. Аполлонов), "Мурманец" (капитан И. В. Вайгин) и "Ленгосторг" (капитан В. И. Романов,) — вот техническая база экспедиции.
Остров Моржовец, как и прежде, был штабом экспедиции с подсобными авиабазами в Зимней Золотице (Зимний берег) и Кузомени (Терский берег). В распоряжении экспедиции находились два самолета типа "Сталь-2" (пилоты М. И. Козлов и Г. П. Власов) и один самолет-амфибия "Ш-2" (пилот Д. М. Вершинский). Связь между самолетами, судами и авиабазами осуществлялась с помощью радиотелефона.
План добычи гренландского тюленя — прежний, но количество судов уменьшено на три зверобойных бота, а также сокращено и количество промышленников; вместо прежних 640 человек взято на промысел 560.
Воздушные разведки произведены заблаговременно. Это позволило руководству еще до прихода судов знать места залегания зверя и расставить суда, чего не было в экспедициях предыдущих лет.
Удачно начатый промысел вначале, был нарушен аварией "Малыгина". Ледокол потерял рулевое управление. На помощь "Малыгину" пришел ледокол "Садко". Это отвлекло и "Садко" от непосредственной промысловой работы.
План промысла выполняли оставшиеся суда. Из них ледоколы "Русанов" и "Сибиряков", укомплектованные зверобоями Долгощельского и Ручьевского колхозов, руководимые капитанами Хромцовым и Марковым, показали образцы подлинно стахановской работы. Они выполнили план первого рейса "Русанов" на 236% и "Сибиряков" на 208%. Наиболее высокие показатели дали ударники из числа зверобоев промышленников — тт. Широкий, Буторин, Юрьев, Васильев, Кулаков и др. а также стахановцы судокоманд — тт. Филатов, Рогачев, Вавилов, Игнатенко и др.
Промысел второго рейса, отличавшийся в прошлые годы добычей большого количества крупного зверя, в этом году осложнился. Ледовые условия оказались неблагоприятными. В условиях теплой весны и южных ветров льды почти не приходили в состояние сжатия. Зверь располагался или по кромкам льдин или на тонком нилосе, облегчающем уход зверя в воду.
Первые крупные залежки тюленя найдены на битом нилосовом льду. Зверь постоянно менял места залегания. Нередко на больших залежках, исчислявшихся десятками и сотнями тысяч голов, зверь при первых выстрелах уходил в воду. Работа авиаразведки становилась напряженнее. Свыше 120 разведок провели самолеты, пройдя над льдами более 60000 километров.
В задачу самолетов входило также наблюдение за найденными уже залежками, учет направления и скорости дрейфа льдов со зверем, указание путей для лучшей проходимости. Кроме того необходимо было разыскивать унесенных в море береговых промышленников.
Во время промысла проведен удачный опыт базирования самолета непосредственно на ледоколе. Для этой цели во втором рейсе ледоколу "Садко" придан самолет-амфибия.
Во втором рейсе применен также метод коллективной работы двух ледоколов. Промышленники выходили на лед общей бригадой. Каждый из ледоколов в равной степени обслуживал своих и "чужих" промышленников, перебрасывая их в случае надобности с места на место и производя подряд сборку куч добытого зверя. Это дало промыслу более организованную систему работы и больший производственный эффект.
Точного учета выработки зверобоев до сих пор не было. Учитывалось лишь общее количество добычи всем судном. В этом году поставлен учет позвеньевой работы, лучше организован труд бригад (л/к "Садко").
Прежние данные о сырьевой базе гренландского тюленя устарели. Между тем знание сырьевых запасов, влияния выбоя различных возрастных групп зверя на основное стадо крайне необходимо. В экспедиции 1936 года изучением сырьевой базы занималась научная группа Всесоюзного Арктического института и ВНИРО. О результатах этой работы можно будет судить лишь после обработки материалов.
В результате широко развернутого стахановского движения на ледоколах и зверобойных судах, план добычи зверя выполнен в ценностном выражении свыше 120%.
О чем говорит опыт работы этого года?
Необходимо, особенно во втором рейсе, добиться организованной работы судов на совместных залежках. Удачно начатую в текущем году практику спаренной работы: ледоколов надо продолжать.
Для базирования самолетов надо использовать не только береговые пункты, но и ледокольные пароходы, предоставляя каждой паре ледоколов отдельный самолет.
Необходимо распространить на ледоколы применявшиеся в этом году методы учета и организации труда внутри бригад.
Учитывая повышенную пугливость зверя, надо разработать тактику промысла. Первый шаг в этом направлении — организуемые Архангельским теруправлением курсы стрелков-зверобоев. На курсы отобраны лучшие стахановцы-зверобои, которые после окончания их будут инструкторами по обучению кадров снайперов-зверобоев.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5054
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Живая природа Арктики и Антарктики



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения