КАК БЫЛО СПАСЕНО ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЕ СУДНОКОГДА УТРОМ 20 мюля в Енисейский залив курсом на Игарку за сибирским лесом вошел западногерманский теплоход «Хейн Хойер», видимость была. хорошая, ветер улегся, море встретило рассвет удивительно спокойным.
... Пеленги помогают идти верным курсом. Все хорошо. Одно тревожит капитана: вышел из строя эхолот. А без него не узнаешь, сколько воды под килем. Осталась только карта, испещренная цифрами. Лишь она сейчас говорит о глубинах, над которыми идет судно.
Справа медленно проплывает навстречу остров Сибирякова. Карта показывает: у оконечности его — отмель. То ли не обратил на это внимания вахтенный штурман, то ли опоздал с маневром. только вздрогнул всем корпусом теплоход и замер. Ни вперед, ни назад. А что это значит на мелководье, да если еще разыграется шторм — знают, конечно, все моряки. Кораблю грозила неминуемая гибель.
Произошло это в 8 часов 10 минут 20 июля. С тех пор вот уже пятые сутки в Енисейском заливе идет борьба за жизнь судна. Первым к «Хейн Хойеру» поспешил ледокол «Капитан Воронин». Но близко подойти не смог — не пустила мель. Пришлось бросить якорь в шестистах метрах от судна. Снова ветер потянул с юга, погнал енисейскую воду к океану. Еще меньше стала глубина в заливе.
Капитан «Воронина» Александр Дедюрин вместе с главным механиком и штурманами подсчитал: чтобы сдвинуть «Хейн Хойера» с мели, потребуется усилие в 60 тонн. Могучему ледоколу это не представляло труда. Но как завести трос? Шторм не позволял спустить на воду катер. Тогда на помощь «Воронину» вышло судно Нижне-Енисейской гидробазы «Хронометр»...
Море утихло лишь через день. На попавший в беду теплоход завели буксир, но начался отлив. Снова пришлось ждать. Наконец, в 4 часа утра 23 июля обстановка позволила продолжить работы. Для большей гарантии капитан «Воронина» решил завести дополнительный буксир. Ледокол медленно тронулся и пошел к «Хейн Хойеру». Все меньше глубина под кораблем, вот уже корпус касается ила, а судно все идет вперед — метр за метром. Лишь когда расстояние сократилось до 450 метров, трос удалось передать на беспомощный корабль. «Воронин» так же медленно начал отходить от судна на большие глубины. Четыре часа понадобилось ему на этот маневр.
И вот в 9 часов утра, натянулись стальные канаты. На полную мощь заработали машины ледокола, и «Хейн Хойер», наконец, ожил. Он медленно начал разворачиваться и стал носом на фарватер. Казалось, еще одно усилие и все будет хорошо. Но толстый канат не выдержал, лопнул.
На «Воронине» загремела якорная цепь. Все пришлось начинать сызнова. А тут ветер опять потянул с юга. Так закончился четвертый день операции...
В 11 часов утра 24 июля через радиоцентр Главсевморпути Министерства морского флота мы связались с начальником штаба морских операций Западного сектора Арктики
Георгием Кононовичем.— Как проходят спасательные работы на «Хейн Хойере»? — полетел на Диксон запрос «Известий».
Через несколько секунд радиотелеграфная лента принесла ответ за тысячи километров:
— Сейчас у потерпевшего бедствие судна, — сказал Г. Кононович, — помимо «Воронина», находятся теплоход «Академик Архангельский» и рейдовый буксир. Туда же спешит речной ледокол «Енисей». Думаю, этих сил достаточно для спасения западногерманского судна. План таков: «Воронин» будет стягивать «Хейн Хойера» с помощью тросов. Ледоколу станут помогать остальные корабли. «Академик Архангельский» и буксир сейчас стоят у самого борта немецкого теплохода. Вращая винты, они будут вымывать песок из-под днища «Хейн Хойера». С приходом полной воды во время прилива спасательную операцию рассчитываем закончить.
И. ЦЫГАНОВ.
★
Когда этот репортаж уже стоял на газетной полосе, о редакцию пришло новое сообщение: западногерманский теплоход дружными усилиями советских судов благополучно снят с мели. «Капитан Воронин» отбуксировал его в район мыса Шайтанского. Отсюда «Хейн Хойер» самостоятельно продолжит плавание до Игарки.