Страница 1 из 1

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 19 Май 2016 13:20
SVF
 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-09-01_02.jpg

Арктика. Тикси. Март 1962
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... 48&search=

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 19 Май 2016 13:31
SVF
 600x600,fs-KRIVONOSOV-05,09,Kriw-09-01_03.jpg

Арктика. Тикси. Март 1962
http://www.fotosoyuz.com/ru/catalog/pic ... 48&search=

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 19 Май 2016 13:38
ББК-10
Начнется, месяца через три :)

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 19 Май 2016 13:45
SVF
Александр Иваныч, навигация начинается не в августе, а в календарные сроки. Лето - это атавизм 70-х годов и раньше. :)

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 10 Июнь 2016 13:12
insp2
Фото из навигации 1962 года Виктора Золотопупа
Паровички делятся пресной водой в проливе Лонга : imageCAB1IGXO.jpg

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 10 Октябрь 2016 11:07
Historik
Известно, что в навигацию 1962 г., в конце июля - начале августа - октябре по СМП совершили межфлотский переход в составе ЭОН-72 из Екатерининской гавани (г. Полярный) на Камчатку 2 ПЛ пр.641:
«Б-33» (командир – Э.А. Ляхов) и «Б-164» (командир – В.А. Кандалинцев). Обе лодки вошли в состав 182-й бпл 15-й эскадры ПЛ Камчатской военной флотилии ТОФ с базированием в бухте Крашенникова Авачинской губы (раб.пос. Рыбачий, ныне - г. Вилючинск) 20-го и 2-го октября того же года соответственно.
Правда, на вышеуказанном снимке ("единички" в составе каравана), по характерным рубкам, можно идентифицировать ПЛ, как лодки другого проекта - 613-го.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 11 Июнь 2025 19:34
ББК-10
Известия, 1962, № 82 (13936), 5 апреля.

 Известия 1962-082 (13936)_05.04.1962 моск.веч.вып ЕРМАК.jpg
«ЕРМАК» ВЫХОДИТ В ОТСТАВКУ

ЛЕНИНГРАД, 5 апреля. (По телефону). Первый в мире ледокол «Ермак», спущенный на воду в конце прошлого века, вышел в последнюю навигацию.
Построенный по идее и проекту замечательного русского флотоводца и ученого адмирала С. О. Макарова, «дедушка» ледокольного флота вписал много славных страниц в историю мореплавания. Ледокол был первым русским судном, посетившим Землю Франца Иосифа, совершил много походов в Антарктику. На борт «Ермака» в 1900 году А. С. Попов передал первую в мире радиограмму.
В 1918 году ледокол участвовал в проводке кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. «Ермак» вывел из ледового плена пароходы «Садко», «Малыгин», десятки судов провел сквозь арктические льды.
В феврале 1938 года ледокол участвовал в снятии со льда у восточного берега Гренландии полярной станции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным. В годы Отечественной войны «Ермак» нес боевую вахту, поддерживая связь осажденного Ленинграда с Кронштадтом.
В связи с предстоящим выходом «Ермака» в почетную «отставку» Географическое общество СССР возбудило ходатайство о том, чтобы ледокол был превращен в исторический памятник.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 15 Июнь 2025 18:47
ББК-10
Известия, 1962, № 121 (13975), 23 мая.

 Известия 1962-121 (13975)_23.05.1962 моск.веч.вып Н-62 РИГА.jpg
ЛЕДОВАЯ НАВИГАЦИЯ

РИГА, 22 февраля.[Наверное мая] (По телеф. от соб. корр.). Старожилы здешних мест не помнят такой суровой зимы, как нынешняя. Лед преградил кораблям путь к латвийской столице. Но тем не менее к гранитным причалам, белым от снега, все так же швартуются океанские суда и над их трюмами, как всегда, хлопочут длинные руки портальных кранов.
В Рижском морском торговом порту обычная навигация сменилась ледовой. Мощные ледоколы пробивают путь кораблям к столице Латвии и выводят их обратно в открытое море. Только что проведены в порт теплоходы «Ковров» и «Кисловодск», доставившие грузы из далекой Аргентины. Дымит у причала теплоход «Сретенск», принимающий последние тонны грузов для портов Южной Америки. Заканчивает погрузку теплоход «Грибоедов», а в это время ледокол «Капитан Мелехов» уже выводит из акватории порта западногерманский теплоход «Бремер экспорт», груженный льном и хлопком, и эстонское судно «Халтермаа», принявшее в свои трюмы древесные плиты и целлюлозу.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 15 Июнь 2025 18:53
ББК-10
Известия, 1962, № 147 (14001), 22 июня.

 Известия 1962-147 (14001)_22.06.1962 моск.веч.вып Н-62 ЛЕНИН 1Й КАРАВАН.jpg
ПУТЬ В ИГАРКУ ОТКРЫТ
АТОМОХОД «ЛЕНИН» ВЕДЕТ ПЕРВЫЙ В ЭТОМ ГОДУ КАРАВАН СУДОВ

ОТШУМЕЛИ взаимные приветствия, большая группа советских и иностранных журналистов, гостивших но атомоходе «Ленин», покинула борт ледокола, и полярный флагман вышел из родного Мурманска. Курс — на северо-восток.
В этом году атомоход отправился в Арктику в небывало раннее время. Перед экипажем корабля — чрезвычайно важная для народного хозяйства задача: взломать льды Енисейского залива и уже сегодня открыть кораблям-лесовозам ворота в Игарку. На днях, пройдя сквозь льды Карского моря, атомоход встретил дизель-электрический ледокол «Ленинград». Он пришел из Мурманска по нашему следу. Сейчас оба корабля форсируют ледовую перемычку в Енисейском заливе.
Среди сплошных мощных льдов, покрытых полуметровым слоем снега, за 88 часов был проложен канал длиной в полтораста километров и шириной более 100 метров. Крушить ледовые поля помогает новая тактика совместной работы ледоколов, которую применили молодые капитаны Б. Соколов и Ф. Федосеев. Сложнейшие технические узлы ледокола — атомная парогенераторная установка и главные гребные электродвигатели — работают идеально. Это — показатель высокого мастерства команды «Ленина».
Удивительно красивое зрелище представляет темная водная полоса канала, окаймленная вздыбившимися глыбами льда. Все, кто находится на борту, восхищаются незабываемой картиной. Человек сокрушил стихию!
Как порадовались бы такой работе М. Белоусов, В. Воронин и другие мастера ледокольного дело, имена которых носят сейчас другие ледокольные корабли.
Сейчас мы ведем в Игарку первый караван судов, идущий за добротным сибирским лесом.
М. РОГОВОЙ,
руководитель технической эксплуатации атомохода «Ленин».
Ю. САВИН,
первый помощник капитана.
ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ. (По радио).

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 15 Июнь 2025 19:06
ББК-10
Известия, 1962, № 175 (14029), 25 июля.

 Известия 1962-175 (14029)_25.07.1962 моск.веч.вып Н-62 ЕНИСЕЙ СПАСЕНИЕ НЕМЦА.jpg
КАК БЫЛО СПАСЕНО ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЕ СУДНО

КОГДА УТРОМ 20 мюля в Енисейский залив курсом на Игарку за сибирским лесом вошел западногерманский теплоход «Хейн Хойер», видимость была. хорошая, ветер улегся, море встретило рассвет удивительно спокойным.
... Пеленги помогают идти верным курсом. Все хорошо. Одно тревожит капитана: вышел из строя эхолот. А без него не узнаешь, сколько воды под килем. Осталась только карта, испещренная цифрами. Лишь она сейчас говорит о глубинах, над которыми идет судно.
Справа медленно проплывает навстречу остров Сибирякова. Карта показывает: у оконечности его — отмель. То ли не обратил на это внимания вахтенный штурман, то ли опоздал с маневром. только вздрогнул всем корпусом теплоход и замер. Ни вперед, ни назад. А что это значит на мелководье, да если еще разыграется шторм — знают, конечно, все моряки. Кораблю грозила неминуемая гибель.
Произошло это в 8 часов 10 минут 20 июля. С тех пор вот уже пятые сутки в Енисейском заливе идет борьба за жизнь судна. Первым к «Хейн Хойеру» поспешил ледокол «Капитан Воронин». Но близко подойти не смог — не пустила мель. Пришлось бросить якорь в шестистах метрах от судна. Снова ветер потянул с юга, погнал енисейскую воду к океану. Еще меньше стала глубина в заливе.
Капитан «Воронина» Александр Дедюрин вместе с главным механиком и штурманами подсчитал: чтобы сдвинуть «Хейн Хойера» с мели, потребуется усилие в 60 тонн. Могучему ледоколу это не представляло труда. Но как завести трос? Шторм не позволял спустить на воду катер. Тогда на помощь «Воронину» вышло судно Нижне-Енисейской гидробазы «Хронометр»...
Море утихло лишь через день. На попавший в беду теплоход завели буксир, но начался отлив. Снова пришлось ждать. Наконец, в 4 часа утра 23 июля обстановка позволила продолжить работы. Для большей гарантии капитан «Воронина» решил завести дополнительный буксир. Ледокол медленно тронулся и пошел к «Хейн Хойеру». Все меньше глубина под кораблем, вот уже корпус касается ила, а судно все идет вперед — метр за метром. Лишь когда расстояние сократилось до 450 метров, трос удалось передать на беспомощный корабль. «Воронин» так же медленно начал отходить от судна на большие глубины. Четыре часа понадобилось ему на этот маневр.
И вот в 9 часов утра, натянулись стальные канаты. На полную мощь заработали машины ледокола, и «Хейн Хойер», наконец, ожил. Он медленно начал разворачиваться и стал носом на фарватер. Казалось, еще одно усилие и все будет хорошо. Но толстый канат не выдержал, лопнул.
На «Воронине» загремела якорная цепь. Все пришлось начинать сызнова. А тут ветер опять потянул с юга. Так закончился четвертый день операции...
В 11 часов утра 24 июля через радиоцентр Главсевморпути Министерства морского флота мы связались с начальником штаба морских операций Западного сектора Арктики Георгием Кононовичем.
— Как проходят спасательные работы на «Хейн Хойере»? — полетел на Диксон запрос «Известий».
Через несколько секунд радиотелеграфная лента принесла ответ за тысячи километров:
— Сейчас у потерпевшего бедствие судна, — сказал Г. Кононович, — помимо «Воронина», находятся теплоход «Академик Архангельский» и рейдовый буксир. Туда же спешит речной ледокол «Енисей». Думаю, этих сил достаточно для спасения западногерманского судна. План таков: «Воронин» будет стягивать «Хейн Хойера» с помощью тросов. Ледоколу станут помогать остальные корабли. «Академик Архангельский» и буксир сейчас стоят у самого борта немецкого теплохода. Вращая винты, они будут вымывать песок из-под днища «Хейн Хойера». С приходом полной воды во время прилива спасательную операцию рассчитываем закончить.
И. ЦЫГАНОВ.

Когда этот репортаж уже стоял на газетной полосе, о редакцию пришло новое сообщение: западногерманский теплоход дружными усилиями советских судов благополучно снят с мели. «Капитан Воронин» отбуксировал его в район мыса Шайтанского. Отсюда «Хейн Хойер» самостоятельно продолжит плавание до Игарки.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2025 16:10
ББК-10
Красный Север, 1962, № 142, 19 июня.

 Красный Север, 1962, №142 ал ЛЕНИН.jpg
Атомоход идет сквозь льды

МОСКВА, 16 июня. (ТАСС). Простившись с родным портом Мурманск, атомный ледокол «Ленин» взял курс в Карское море, чтобы взломать ледовую перемычку и обеспечить самую раннюю проводку судов в Игарку. Баренцово море нас встретило недружелюбно, радируют с борта атомохода первый помощник тов. Савин и начальник гидрографического предприятия Главсевморпути тов. Жилинский.
Пройдя берега Новой Земли, обогнув мыс Желания в значительно разреженных льдах, атомоход вскоре встретился со сплоченными тяжелыми льдами. Корабль вступил в единоборство с ледовой стихией. Отлично несут вахту все специалисты. Капитан ледокола Б. М. Соколов, дублер капитана Ю. С. Кучиев, старший штурман В. А. Кочетков уверенно ведут ледокол среди сплошных льдов.
Прошло всего 52 часа, а за это время покрыто расстояние почто в 300 миль по ледяному покрову сурового Карского моря. Атомный ледокол «Ленин», мощный ледокол «Ленинград» встали у кромки ледовой перемычки Енисейского залива, В 8 часов утра 12 июня они приступили к взлому енисейской перемычки. До сих пор в данном районе никогда не было каких-либо судов. Слаженная работа экипажей двух ледоколов позволила преодолеть двухметровый припай распресненного льда.
Позади около ста миль тяжелых льдов Енисейского залива. Закончен первый этап операции по взлому перемычки. Подготовлен широкий канал, который пропустит первые суда в Игарку на целый месяц раньше по сравнению с прошлыми годами.
* * *
На Северном морском пути началась 29-я арктическая навигация, рассказал начальник Главсевморпути Министерства морского флота А. А. Афанасьев. Флагман ледокольного флота атомоход «Ленин» и мощный ледокол «Ленинград» пробили широкий судоходный канал в сплошном двухметровом льду и выходят навстречу первому каравану морских судов.
Из Мурманска в Карское море направляются ледоколы «Красин», «Капитан Мелехов», «Капитан Воронин» и дизель-электроходы «Ангарсклес», «Абаканлес» и «Алатырьлес». Эти
суда первыми войдут более чем на месяц раньше среднемноголетних сроков в Енисей.
Десятки советских и иностранных судов придут в этом году в Игарский порт за сибирским лесом. Его вывоз Северным морским путем значительно увеличится по сравнению с прошлым годом.
На Дальнем Востоке уже многие суда находятся в плавании на пути в Арктику. Среди них мощный ледокол «Москва» и «Адмирал Лазарев», транспортные суда «Ангара», «Адимлес» и «Игарка». Из порте бухта Провидения вышел в рейс по портам побережья Чукотки теплоход «Василий Докучаев». Он доставит населению товары и строительные материалы.
В портах Владивостока и Находки сейчас грузятся суда — снабженцы «Беломорканал», «Арктика», «Петропавловск-Камчатский», «Ясноморск» и «Ванино». Скоро они также выйдут в свой первый арктический рейс.
Многотысячный коллектив советских моряков и полярников хорошо подготовился к арктической навигации четвертого года семилетки.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2025 20:11
ББК-10
Известия, 1962, № 183 (14037), 3 августа.

 Известия 1962-183 (14037)_03.08.1962 моск.веч.вып Н-62 ЛЕНИН-КАРАВАН.jpg
АТОМНЫЙ ФЛАГМАН ВЕДЕТ КАРАВАНЫ

ДВА МЕСЯЦА крушил тяжелые льды в Карском морс флагман советского ледокольного флота атомоход «Ленин». Десятки судов, идущих за экспортным лесом в Игарку, провел он от мыса Желания в Енисейский залив.
Пролив Вилькицкого встретил нас густым туманом, барьером тяжелых льдов. «Ленин» взял суда на буксир. В полдень 30 июля караван обогнул мыс Челюскин и вошел в море Лаптевых. Здесь, на 112-м меридиане восточной долготы, нас ждал у кромки льдов дизель-электроход «Индигирка». Он стал за нами в кильватер и вместе с остальными судами идет к южной кромке таймырского ледового массива, который блокировал дельту Лены. С воздуха атомоходу помогают прокладывать путь летчики. Они регулярно обследуют сверху состояние белых полей и сбрасывают на палубу ледокола вымпелы с ледовыми картами. Нередко приходится подниматься в воздух и судовому вертолету. Вместе с летчиком Моисеевым на нем часто отправляется на разведку капитан атомохода Соколов, гидролог Вилков и штурманы.
В ближайшие дни караван выйдет на открытую воду и направится в Тикси. А ледоколы «Ленин» и «Ленинград» двинутся обратно в Карское море за новым караваном.
Ю. САВИН,
первый помощник капитана.
Атомоход «ЛЕНИН». (По радио).

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2025 20:14
ББК-10
Известия, 1962, № 189 (14043), 10 августа.

 Известия 1962-189 (14043)_10.08.1962 моск.веч.вып Н-62 СМП.jpg
ДВА МЕСЯЦА ВО ЛЬДАХ

ЛЕНИНГРАД, 10 августа. (ТАСС). С трассы Северного морского пути возвратились участники комплексной экспедиции арктического и антарктического института. На атомоходе «Ленин», ледоколах «Ленинград» и «Москва» ученые исследовали скорость движения этих могучих судов во льдах.
Экспедиционные группы состояли из гидрологов, судоводителей и океанологов. Они вели работы в западных и восточных районах Арктики. Когда впервые в сверхранние сроки был
проложен канал в припае Енисейского залива, участники экспедиции наблюдали за скоростью ледоколов «Ленин» и «Ленинград», прокладывавших канал во льдах различной мощности.
На востоке Арктики — в припае Айонского массива (Восточно-Сибирское и Чукотское моря) комплексные исследования с борта «Москвы» вели ученые-полярники во главе с научным сотрудником Г. Сергеевым. Экспедиционные отряды изучали также скорость движения караванов судов, шедших за ледоколами в сплоченных дрейфующих льдах.
Важным этапом работы экспедиции явились комплексные наблюдения при прокладке канала в проливе Вилькицкого и на подходах к нему. В ледовом отношении этот район — самый сложный на всей трассе Северного морского пути.
Участники экспедиции пробыли в плавании на ледоколах около двух месяцев. Собранный материал позволит точнее определять ранние сроки начала арктической навигации.

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2025 20:19
ББК-10
Известия, 1962, № 193 (14047), 14 августа.

 Известия 1962-193 (14047)_14.08.1962 моск.веч.вып СП-11 АЛ ЛЕНИН.jpg
Радостная новость застала атомный ледокол «Ленин» в море Лаптевых, в центральной масти Таймырского ледяного массива. Сейчас заканчиваем проводку на восток второго каравана судов в составе ледокольного парохода «Леваневский» и теплохода «Иван Москвин». За нами следуют ледоколы «Ленинград», «Капитан Белоусов». Обстановка здесь в этом году тяжелая. Лед девять-десять баллов, сильное сжатие. Непрерывно приходится окалывать суда, застревающие во льду. Благодаря большому мастерству судоводителей и самоотверженному труду всех членов экипажа, которых вдохновляет мужество и героизм наших замечательных космонавтов, все задачи решим успешно.
Экипаж первого в мире атомного ледокола сердечно приветствует покорителей космоса.
Ю. САВИН,
первый помощник капитана атомохода «Ленин».
Море ЛАПТЕВЫХ, 14 августа. (По радио).

Навигация 1962 года

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2025 20:21
ББК-10
Известия, 1962, № 194 (14048), 15 августа.

 Известия 1962-194 (14048)_15.08.1962 моск.веч.вып Н-62 СМП ЕРМАК.jpg
СТИХИЯ ОТСТУПИЛА

ОПЕРАТИВНАЯ КАРТА в штабе морских операций Главсевморпути заштрихована густым коричневым цветом. Так показаны тяжелые сплоченные льды, заполнившие большую часть моря Лаптевых и пролив Вилькицкого — центральный, наиболее ответственный участок великой судоходной трассы Арктики.
О жестоких поединках со стихией и о трудных победах, одержанных моряками в эти четыре дня космической вахты, повествуют короткие радиограммы. Флагман Арктики атомоход «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Ленинград» провели в проливе Вилькицкого уже 11 судов. В море Лаптевых «Ленинград» встретился со своим «братом» — однотипным ледоколом «Москва», принял от него под проводку два транспортных судна, разгрузившихся в Тикси.
Упорную борьбу со льдами ведет дедушка «Ермак»: у мыса Челюскина, где разгружаются дизель-электроход «Волховгэс», ледокол-ветеран охраняет район грузовых операций от дрейфующих ледяных полей, которые то и дело наступают с севера.
Ледовым операциям флота оказывает большую помощь авиация. То и дело с палуб ледоколов стартуют вертолеты, воздушную разведку льдов ведут самолеты. Последние четыре дня ознаменовались крутым переломом в ходе навигации. Стихия Арктики отступила перед мужеством полярных моряков и авиаторов, перед современной техникой.