Арктическая навигация успешно оконченаЦК ВКП(б) — товарищу Сталину, т. т. Кагановичу, Андрееву. СНК СССР — товарищу Молотову.
Главное управление северного морского пути докладывает об успешном окончании арктической навигации 1936 года.
Ледовые условия в этом году были настолько тяжелые, что нам пришлось вернуть из пути несколько кораблей, шедших с грузом для строительства Нордвикских соляных рудников. Это мероприятие позволило сосредоточить ледокольные силы на проводке сквозных судов и караванов к устьям Лены и Колымы. Задания эти целиком выполнены значит — выполнены задания партии и правительства — провести корабли с запада на Восток Северным морским путем. Эти корабли уже находятся в строю и в полной исправности.
В навигацию 1936 года в Полярных морях плавало 160 кораблей, в том числе 14 кораблей, совершивших сквозные рейсы; в 1935 году сквозные рейсы совершили 4 корабля), перевезено 271, 1 тысячи тонн хозяйственных и снабженческих грузов (больше прошлого года на 18 процентов). Выполнено 775, 7 миллиона тонно-миль, что составляет 101, 3 процента морского навигационного плана и 126 процентов к плану 1935 года. Наш речной флот перевез свыше 166 тысяч тонн грузов и выполнил на 221, 2 миллиона тонномиль или больше прошлого года на 27, 2 процента. Однако, в силу сложной ледовой обстановки в устьях рек план речных перевозок не выполнен на 18 процентов. Впервые в истории, морским путем прошли два речных буксирных каравана для постоянной работы в якутских реках Индигирке и в Яне, где население никогда не видело пароходов.
Крупнейшую роль в успехе Арктической навигации сыграла наша полярная авиация. Помимо выдающихся перелетов т. т. Леваневского и Молокова, полярная авиация. сумела в трудных условиях хорошо освещать ледовую обстановку идущим кораблям, помогая им в продвижении и, перевезли 5400 пассажиров (в прошлом году: 2 тысячи 500 пассажиров), 900 тонн хозяйственных грузов (в прошлом году 16 тонн).
Полярные самолеты налетали 12900 часов и сделали два миллиона 28 тысяч кило метров.
Успешная работа морского воздушного и речного флота обеспечила дальнейший подъем хозяйства Крайнего севера. Производственные планы на 1-ое октября, выполнены в следующих размерах: угля добыто 363 тысячи тонн, что составляет 107 процентов девятимесячного плана при снижении себестоимости на 1, 4 процента и повышении производительности труда на 9 процентов; плавикового шпата добыто восемь тысяч 217 тонн — 91, 9 процента годового плана; план по добы-
че рыбы и выработке консервов выполнен за девять месяцев в размере 92 процентов годового плана; пушнины заготовлено на 11 миллионов 937 тысяч рублей при девятимесячном плане с 8 миллионов 535 тысяч рублей; оленеводческие совхозы на 1-ое октября дали прирост поголовья на 25 тысяч 637 голов оленей, вместо прироста за 1935 год 5412 голов.
Для развертывания советской торговли среди населения крайнего севера завезено товаров на 135 миллионов рублей или на 42 миллиона рублей больше чем в 1935 году. Из них литературы и культинвентаря — на миллион 584 тысячи рублей. Организовано 32 кинопередвижки, в прошлом году их было всего четыре.
Это движение вперед на базе развития Северного морского пути обеспечивает дальнейший хозяйственный, политический и культурный рост народностей Крайнего севера, из среды которых все больше и больше выдвигаются национальные кадры. В организациях Главсевморпути уже работает 1270 человек из национального населения севера из них 152 женщины. Впервые в Арктике были высококвалифицированные бригады большого и малого государственных театров и Московской консерватории. Своим высоким искусством они внесли оживление в жизнь полярников и местного населения.
Победы арктической навигации 1936 года достигнуты стахановской работой наших моряков, летчиков, зимовщиков и политических работников. Все они, воодушевленные заботой партии, правительства и любимого вождя народов товарища Сталина, ведут упорную борьбу с при родными трудностями за безусловное выполнение сталинской директивы — освоить и развить Северный морской путь. Начиная с 1929 года для этой цели был организован ряд экспедиционных походов ("Седов", "Сибиряков", "Челюскин", "Литке" и другие), благодаря которым 1934 год мог стать годом широкой разведки для использования морей Арктики. 1935 год стал годом начала нормальной эксплоатации этих морей и 1936 год — есть год уверенного освоения и эксплоатации Северного морского пути.
Весь отряд полярников обязуется работать еще лучше и устранять имеющиеся еще недостатки в своей работе и добиться значительно больших успехов в служении Арктики общему делу социализма — делу нашей великой родины, над которой победно реет знамя Ленина — Сталина.
Начальник Главсевморпути при СНК СССР — О. ШМИДТ.
Начальник политуправлениа Главсевморпути — С. Бергавинов.2-го ноября 1936 года.
Героические полярники возвращаются во ВладивостокК Владивостоку подходят последние пароходы полярных экспедиций. В ближайшие дни ожидается прибытие трех пароходов: "Рабочий", "Правда" и "Крестьянин", ходивших с запада в Колыму и вынужденных вследствие тяжелых ледовых условий, вместо возвращения в Мурманск, итти во Владивосток. Четвертый из числа этих пароходов „Володарский" прибыл в Ногаево, где приступил к выгрузке доставленных им сквозным рейсом товаров.
(ДАЛЬТАСС).