ЭОН-1 (1933)

"Экспедиция особого назначения" в книге: П.В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг., http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Noviki/index.htm
[ "Экспедиция особого назначения" в книге: П.В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг., http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Noviki/index.htm ]
Во второй половине 1930-х годов международная обстановка начала все быстрее меняться в худшую сторону с приходом к власти в Германии фашистского режима Гитлера. В связи с этим все острее вставала проблема незащищенности северных рубежей нашей Родины.
После военных действий 1914-1920 годов военно-морские силы страны в Северном Ледовитом Океане практически отсутствовали. Судостроительная промышленность на Севере находилась на стадии становления и не могла существенно усилить сформированную 1 июня 1933 года Северную военную флотилию, переименованную 11 мая 1937 года в Северный флот. В этих условиях единственным быстрым и надежным способом усиления флотилии могла стать только переброска кораблей Балтийского флота на Север и далее в Тихий океан.
Заменой длительному и чрезвычайно уязвимому круговому пути вокруг Скандинавского полуострова стал страшной памяти "Беломорско-Балтийский канал". Но нужно сказать и очевидное: со стадии проектирования Канал задумывался и как быстрый, легкий и скрытный путь стратегического маневра легких сил советского флота.
Спешная же переброска на Север эскадренных миноносцев "Урицкий" и "Рыков" стала задачей специально сформированной "Экспедиции Особого Назначения № 1" (ЭОН-1). Ей предстояло первой пройти по ещё достраиваемому каналу и проложить путь на Север сторожевым кораблям и подводным лодкам.
В связи с этим проводились дополнительные гидрографические обследования нового транспортного пути, готовились суда обеспечения.
ЭОН № 1 вышла из Кронштадта 18 мая 1933 года под общим командованием З.А. Закупнева. Её корабли были максимально облегчены (сняли, помимо прочего, артиллерийское и торпедное вооружение), до предела сокращался личный состав.
Как и следовало ожидать, продвижение Экспедиции до Свири не вызвало ни малейших проблем. Первые трудности начались на малых глубинах Свирских порогов и Онежского озера. В Повенце Экспедиция остановилась вовсе, так как отдельные участки Беломорканала оказались ещё не готовыми к эксплуатации. Через шлюзы корабли пошли поднятыми в сухие доки, ведомые на буксирах.
20 июля 1933 года последний корабль ЗОН № 1 вышел в Белое море. О значении, придаваемом Экспедиции, говорит даже сам факт "высочайшего внимания" к иен: па следующий день в Беломорск прибыла партийно-правительственная делегация во главе с И.В. Сталиным, на "Урицком" его сопровождали С.М. Киров и К.Е. Ворошилов.
Снятое с кораблей оборудование и вооружение сразу же установили, и ходовые испытания па кораблях начались уже через 5-8 дней. Уже в августе Экпедиция вышла Белым морем в Мурманск, это был конечный пункт экспедиции. В Кольский залив корабли вошли 5 сентября 1933 года.
Вслед за первыми двумя "новиками" последовал "Карл Либкнехт", совершивший переход Беломоро-Балтийским каналом имени Сталина в августе того же года. После ввода в док 1 августа на эсминце начались подготовительные и покрасочные работы, продлившиеся до 16 августа. На Север "Карл Лпбкпехт" вышел из Кронштадта в 17ч 18 августа 1933 года под флагом 1 -го заместителя народного комиссара (министра) ВМС адмирала Исакова. Командование кораблем принял вернувшийся из командировки К.Ю. Апдреус.
До Свири корабль следовал своим ходом, дальше, в доке, проводку которого вели 12 буксиров. Переход от Ладожского озера до порта Сорока (Ныне порт Беломорск) был пройден за 22 дня. Прибыв в Сороку 8 сентября 1933 года, корабль прошел 533 мили за 16 ходовых дней. Здесь на него было установлено вооружение, принято топливо и продовольствие. 19 сентября 1933 года "Карл Лнбкнехт"- вышел в Белое море, направляясь в Мурманск.
В районе острова Сосковец его встретили ранее перешедшие на Север "новики" и два сторожевых корабля. В Мурманск соединение прибыло 21 сентября. (6) Возможно, что первое впечатление советских моряков от Белого и Баренцева морей во многом совпадало с тем, что испытывали там же немецкие подводники в годы первой мировой войны:
"Перспективы на успех в этих широтах ничтожны, что сумерки продолжаются лишь около 3-х часов. А остальное время суток царствует полная темнота. Но и в сумерки дальность видимости ограниченная.... операции против транспортов Баренцевом море безнадежны, причем главное препятствие — это плохая погода, которая для ноября — декабря есть здесь нормальное явление. Вследствие низких температур прислуга орудий лодки коченела в кратчайший срок.... а выносливость вахтенного личного состава подвергалась предельным испытаниям...
После военных действий 1914-1920 годов военно-морские силы страны в Северном Ледовитом Океане практически отсутствовали. Судостроительная промышленность на Севере находилась на стадии становления и не могла существенно усилить сформированную 1 июня 1933 года Северную военную флотилию, переименованную 11 мая 1937 года в Северный флот. В этих условиях единственным быстрым и надежным способом усиления флотилии могла стать только переброска кораблей Балтийского флота на Север и далее в Тихий океан.
Заменой длительному и чрезвычайно уязвимому круговому пути вокруг Скандинавского полуострова стал страшной памяти "Беломорско-Балтийский канал". Но нужно сказать и очевидное: со стадии проектирования Канал задумывался и как быстрый, легкий и скрытный путь стратегического маневра легких сил советского флота.
Спешная же переброска на Север эскадренных миноносцев "Урицкий" и "Рыков" стала задачей специально сформированной "Экспедиции Особого Назначения № 1" (ЭОН-1). Ей предстояло первой пройти по ещё достраиваемому каналу и проложить путь на Север сторожевым кораблям и подводным лодкам.
В связи с этим проводились дополнительные гидрографические обследования нового транспортного пути, готовились суда обеспечения.
ЭОН № 1 вышла из Кронштадта 18 мая 1933 года под общим командованием З.А. Закупнева. Её корабли были максимально облегчены (сняли, помимо прочего, артиллерийское и торпедное вооружение), до предела сокращался личный состав.
Как и следовало ожидать, продвижение Экспедиции до Свири не вызвало ни малейших проблем. Первые трудности начались на малых глубинах Свирских порогов и Онежского озера. В Повенце Экспедиция остановилась вовсе, так как отдельные участки Беломорканала оказались ещё не готовыми к эксплуатации. Через шлюзы корабли пошли поднятыми в сухие доки, ведомые на буксирах.
20 июля 1933 года последний корабль ЗОН № 1 вышел в Белое море. О значении, придаваемом Экспедиции, говорит даже сам факт "высочайшего внимания" к иен: па следующий день в Беломорск прибыла партийно-правительственная делегация во главе с И.В. Сталиным, на "Урицком" его сопровождали С.М. Киров и К.Е. Ворошилов.
Снятое с кораблей оборудование и вооружение сразу же установили, и ходовые испытания па кораблях начались уже через 5-8 дней. Уже в августе Экпедиция вышла Белым морем в Мурманск, это был конечный пункт экспедиции. В Кольский залив корабли вошли 5 сентября 1933 года.
Вслед за первыми двумя "новиками" последовал "Карл Либкнехт", совершивший переход Беломоро-Балтийским каналом имени Сталина в августе того же года. После ввода в док 1 августа на эсминце начались подготовительные и покрасочные работы, продлившиеся до 16 августа. На Север "Карл Лпбкпехт" вышел из Кронштадта в 17ч 18 августа 1933 года под флагом 1 -го заместителя народного комиссара (министра) ВМС адмирала Исакова. Командование кораблем принял вернувшийся из командировки К.Ю. Апдреус.
До Свири корабль следовал своим ходом, дальше, в доке, проводку которого вели 12 буксиров. Переход от Ладожского озера до порта Сорока (Ныне порт Беломорск) был пройден за 22 дня. Прибыв в Сороку 8 сентября 1933 года, корабль прошел 533 мили за 16 ходовых дней. Здесь на него было установлено вооружение, принято топливо и продовольствие. 19 сентября 1933 года "Карл Лнбкнехт"- вышел в Белое море, направляясь в Мурманск.
В районе острова Сосковец его встретили ранее перешедшие на Север "новики" и два сторожевых корабля. В Мурманск соединение прибыло 21 сентября. (6) Возможно, что первое впечатление советских моряков от Белого и Баренцева морей во многом совпадало с тем, что испытывали там же немецкие подводники в годы первой мировой войны:
"Перспективы на успех в этих широтах ничтожны, что сумерки продолжаются лишь около 3-х часов. А остальное время суток царствует полная темнота. Но и в сумерки дальность видимости ограниченная.... операции против транспортов Баренцевом море безнадежны, причем главное препятствие — это плохая погода, которая для ноября — декабря есть здесь нормальное явление. Вследствие низких температур прислуга орудий лодки коченела в кратчайший срок.... а выносливость вахтенного личного состава подвергалась предельным испытаниям...
[ "Экспедиция особого назначения" в книге: П.В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг., http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Noviki/index.htm ]