Олонкин Геннадий Никитич (1898-1960)
Добавлено: 17 Январь 2013 08:57
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
У. Нобиле вспоминал о нем так:
Это был русский юноша, высокий и очень худой, белокурый, с небесно-голубыми глазами. Он никогда не улыбался, что делало его на вид довольно суровым, но душа у него была прекрасная. Во время долгого пути из Рима в Кингсбей он отлично справлялся со своими обязанностями, принимая и отправляя десятки радиограмм. Под конец мы с ним стали добрыми друзьями. Лучшего радиста для этого полета найти бы не удалось. Однако на следующий день после нашего прибытия в Кингсбей Готтвальдт, который руководил радиослужбой на борту дирижабля, сообщил мне, что из-за дефекта слуха, обнаруженного у Олонкина, он хочет заменить его радистом местной станции Сторм-Йонсеном. Я оцепенел от изумления: до сих пор Олонкин хорошо слышал! Готтвальдт ничего не ответил, но в тот же день, чтобы убедить меня, направил к русскому юноше врача, лечившего шахтеров, и тот, даже не побеспокоившись пригласить меня на проверку, подтвердил дефект слуха. Так добрый Олонкин был отстранен от участия в последнем полете. Он очень переживал это, Томазелли даже видел, как он плачет. Думаю, что истинной причиной исключения Олонкина из экспедиции было желание Амундсена иметь на борту еще одного норвежца. После этой замены в составе экспедиции оказались семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец.[2]
Награждён норвежским орденом св. Олафа, удостоен норвежского гражданства (1926). До смерти работал в Институте метеорологических исследований города Тромсё [3]. С 1958 г. участвовал в развёртывании радиолокационных станций НАТО на о. Ян-Майен. Умер от рака. Был женат, имел сына и двух дочерей.
В честь Олонкина названо поселение Олонкинбюэн (норв.Olonkinbyen) и мыс Олонкина на Ян-Майене.
Примечания
1. ↑ VIVOS VOCO: Б. А. Кремер, «Эрнст Кренкель — радист и полярник»
2. ↑ Нобиле У. Крылья над полюсом. М., 1984. С. 96-97.
3. ↑ http://www.ansc.ru/Rus/MS/09/MS_31.pdf
И еще:
Из публикации:
Экспедиция на дирижабле «Норге»
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/lastAmudsen.htm
???
Статья советского писателя А. Лебеденко:
Кто участвовал от ссср в экспедиции амундсена на дирижабле «норвегия» ?
Если честно,русских на» Норвегии» было двое.
10 апреля 1926г. В Риме стартовал дирижабль Норвегия У.Нобиле и в составе экипажа были советский писатель А.Лебеденко и русский эмигрант Г.Олонкин. Р.Амундсен, как друг СССР, не взял Г.Олонкина на полюс и оставил его на Шпицбергене.
Русский радиотелеграфист Олонкин был с Амундсеном ещё в экспедиции на судне Мод.
Генна́дий Ники́тич Оло́нкин,
Gennadij Olonkin. 1898, деревня Кадь Мудьюжской волости Архангельской губернии—1960, Тромсё, Норвегия). Русский и норвежский исследователь Арктики, участник экспедиций Руала Амундсена и Умберто Нобиле. Отцом его был архангельский помор, мать — норвежка[
У.Нобиле:»… Во время долгого пути из Рима в Кингсбей он отлично справлялся со своими обязанностями, принимая и отправляя десятки радиограмм. Под конец мы с ним стали добрыми друзьями. Лучшего радиста для этого полета найти бы не удалось. Из-за дефекта слуха, обнаруженного у Олонкина, он был заменён радистом местной станции Сторм-Йонсеном.Думаю, что истинной причиной исключения Олонкина из экспедиции было желание Амундсена иметь на борту еще одного норвежца. После этой замены в составе экспедиции оказались семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец»
В честь Олонкина названо поселение Олонкинбюэн (норв. Olonkinbyen) и мыс Олонкина на Ян-Майене.
На борту «Норвегии» находился тогда ленинградский писатель и журналист Александр Лебеденко. С борта дирижабля, через его рацию, передавал он сообщения для печати. Его корреспонденции рассказывали о полете воздушного корабля, о встрече на Шпицбергене с Руалом Амундсеном.
А.Лебеденко летел на дирижабле «Норвегия» из Ленинграда до Шпицбергена.
Александр Лебеденко — ленинградский журналист.
Может у когото есть информация об Олонкине, когда он работал на полярной станции Югорский Шар. Данная информация необходима, для включения сведений о нем в новое издание "Энциклопедия Ненецкого АО"
Генна́дий Ники́тич Оло́нкин, иногда ошибочно называется в СМИ Дмитрий Олонкин (норв. Gennadij Olonkin. 1898, деревня Кадь Мудьюжской волости Архангельской губернии—1960, Тромсё, Норвегия). Русский и норвежский исследователь Арктики, участник экспедиций Руала Амундсена и Умберто Нобиле. Отцом его был архангельский помор, мать — норвежка[1]. Единственный сын из 12 детей его родителей. Ещё в юношеские годы начал работать в Арктике на полярной станции Югорский Шар (в становище Хабарово). В 1918—1925 гг. был радистом и одновременно механиком в экспедиции Руала Амундсена на судне «Мод», где, несмотря на молодость, снискал уважение таких людей, как X. Свердруп и Ф. Мальмгрен. Он был одним из четырёх оставшихся на борту судна людей, попытавшихся пройти Беринговым проливом в 1921 г., и одним из трёх (вместе с Вистингом и Свердрупом), проработавшим на «Мод» до конца экспедиции. Весьма показателен и тот факт, что Амундсен включил Олонкина и в свою экспедицию на дирижабле «Норвегия», но неожиданно исключил из состава команды на Шпицбергене.
У. Нобиле вспоминал о нем так:
Это был русский юноша, высокий и очень худой, белокурый, с небесно-голубыми глазами. Он никогда не улыбался, что делало его на вид довольно суровым, но душа у него была прекрасная. Во время долгого пути из Рима в Кингсбей он отлично справлялся со своими обязанностями, принимая и отправляя десятки радиограмм. Под конец мы с ним стали добрыми друзьями. Лучшего радиста для этого полета найти бы не удалось. Однако на следующий день после нашего прибытия в Кингсбей Готтвальдт, который руководил радиослужбой на борту дирижабля, сообщил мне, что из-за дефекта слуха, обнаруженного у Олонкина, он хочет заменить его радистом местной станции Сторм-Йонсеном. Я оцепенел от изумления: до сих пор Олонкин хорошо слышал! Готтвальдт ничего не ответил, но в тот же день, чтобы убедить меня, направил к русскому юноше врача, лечившего шахтеров, и тот, даже не побеспокоившись пригласить меня на проверку, подтвердил дефект слуха. Так добрый Олонкин был отстранен от участия в последнем полете. Он очень переживал это, Томазелли даже видел, как он плачет. Думаю, что истинной причиной исключения Олонкина из экспедиции было желание Амундсена иметь на борту еще одного норвежца. После этой замены в составе экспедиции оказались семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец.[2]
Награждён норвежским орденом св. Олафа, удостоен норвежского гражданства (1926). До смерти работал в Институте метеорологических исследований города Тромсё [3]. С 1958 г. участвовал в развёртывании радиолокационных станций НАТО на о. Ян-Майен. Умер от рака. Был женат, имел сына и двух дочерей.
В честь Олонкина названо поселение Олонкинбюэн (норв.Olonkinbyen) и мыс Олонкина на Ян-Майене.
Примечания
1. ↑ VIVOS VOCO: Б. А. Кремер, «Эрнст Кренкель — радист и полярник»
2. ↑ Нобиле У. Крылья над полюсом. М., 1984. С. 96-97.
3. ↑ http://www.ansc.ru/Rus/MS/09/MS_31.pdf
И еще:
ДОВОЕHHЫЕ ПОЛЯРHЫЕ РАДИСТЫ
© Георгий Члиянц (UY5XE)
Если же говорить о полярных радистах, то их (как чисто профессионалов, так и тех, кто свои основные обязанности совмещал с хобби) можно разделить на несколько категорий: морских, воздушных и радистов-операторов полярных станций (ПСТ). По праву, к ним можно и отнести и радиолюбителей, которые организовывали специальные экспедиции.
Первые ПСТ России были построены в 1914 г на о.Вайгач, Маре-Сале (Ямал), Югорском Шаре и в Архангельской обл. (р/ст. им. Тимме). Все их передатчики были искровыми и имели мощность: на им.Тимме и на Югорском Шаре - по 16 кВт, а на о.Вайгач и на Маре-Сале - всего по 0,5 кВт.
Первым полярным радистом, сведения о котором нам оставила история, был коренной помор Геннадий Hикитич Олонкин, который в 1918-23 гг был радистом шхуны "Мод" (на ней в 1918-20 гг экспедиция Р.Амундсена совершала сквозное плавание по Северному морскому пути), а впоследствии - первым радистом ПСТ "Югорский Шар", которая была построена в 1923 г.
© Георгий Члиянц (UY5XE)
Если же говорить о полярных радистах, то их (как чисто профессионалов, так и тех, кто свои основные обязанности совмещал с хобби) можно разделить на несколько категорий: морских, воздушных и радистов-операторов полярных станций (ПСТ). По праву, к ним можно и отнести и радиолюбителей, которые организовывали специальные экспедиции.
Первые ПСТ России были построены в 1914 г на о.Вайгач, Маре-Сале (Ямал), Югорском Шаре и в Архангельской обл. (р/ст. им. Тимме). Все их передатчики были искровыми и имели мощность: на им.Тимме и на Югорском Шаре - по 16 кВт, а на о.Вайгач и на Маре-Сале - всего по 0,5 кВт.
Первым полярным радистом, сведения о котором нам оставила история, был коренной помор Геннадий Hикитич Олонкин, который в 1918-23 гг был радистом шхуны "Мод" (на ней в 1918-20 гг экспедиция Р.Амундсена совершала сквозное плавание по Северному морскому пути), а впоследствии - первым радистом ПСТ "Югорский Шар", которая была построена в 1923 г.
Из публикации:
Экспедиция на дирижабле «Норге»
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/lastAmudsen.htm
Амундсен считал, что повторение полета на самолетах слишком рискованно, но можно попытаться использовать аппарат легче воздуха – дирижабль. По предложению итальянского правительства и финансовой поддержке Элсуорта был закуплен дирижабль N1 конструкции Умберто Нобиле. Дирижабль имел объем 18500 кубических метров, с копусом длиной 106 метров, высотой 26 метров и шириной 19,5 метров. Три мотора по 250 л.с. каждый обеспечивали скорость до 110 км/ч. При полетной массе 13 тонн, нагрузка дирижабля достигала 7000 кг. Дирижабль получил имя "Норге" ("Норвегия"). Руководителями экспедиции были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля Умберто Нобиле был приглашен на должность капитана воздушного корабля.
«Это была встреча двух неординарных личностей, одинаково честолюбивых и одинаково презирающих опасности» - так писал об этой экспедиции сам Нобиле.
Экипаж дирижабля был смешанным. Механики и мотористы – итальянцы, научная группа была составлена из старых спутников Амундсена, хорошо знакомых ему по другим экспедициям. Так, пилотом был назначен Рисер-Ларсен, радистом экспедиции - Геннадий Никитич Олонкин, проработавший радистом на «Мод» более трех лет. Норвежский флаг был поднят на корабле в конце марта 1926 года. На Шпицбергене, в поселке Ню-Олесунн была построена причальная мачта для швартовки корабля.
«Это была встреча двух неординарных личностей, одинаково честолюбивых и одинаково презирающих опасности» - так писал об этой экспедиции сам Нобиле.
Экипаж дирижабля был смешанным. Механики и мотористы – итальянцы, научная группа была составлена из старых спутников Амундсена, хорошо знакомых ему по другим экспедициям. Так, пилотом был назначен Рисер-Ларсен, радистом экспедиции - Геннадий Никитич Олонкин, проработавший радистом на «Мод» более трех лет. Норвежский флаг был поднят на корабле в конце марта 1926 года. На Шпицбергене, в поселке Ню-Олесунн была построена причальная мачта для швартовки корабля.
???
Статья советского писателя А. Лебеденко:
Кто участвовал от ссср в экспедиции амундсена на дирижабле «норвегия» ?
Если честно,русских на» Норвегии» было двое.
10 апреля 1926г. В Риме стартовал дирижабль Норвегия У.Нобиле и в составе экипажа были советский писатель А.Лебеденко и русский эмигрант Г.Олонкин. Р.Амундсен, как друг СССР, не взял Г.Олонкина на полюс и оставил его на Шпицбергене.
Русский радиотелеграфист Олонкин был с Амундсеном ещё в экспедиции на судне Мод.
Генна́дий Ники́тич Оло́нкин,
Gennadij Olonkin. 1898, деревня Кадь Мудьюжской волости Архангельской губернии—1960, Тромсё, Норвегия). Русский и норвежский исследователь Арктики, участник экспедиций Руала Амундсена и Умберто Нобиле. Отцом его был архангельский помор, мать — норвежка[
У.Нобиле:»… Во время долгого пути из Рима в Кингсбей он отлично справлялся со своими обязанностями, принимая и отправляя десятки радиограмм. Под конец мы с ним стали добрыми друзьями. Лучшего радиста для этого полета найти бы не удалось. Из-за дефекта слуха, обнаруженного у Олонкина, он был заменён радистом местной станции Сторм-Йонсеном.Думаю, что истинной причиной исключения Олонкина из экспедиции было желание Амундсена иметь на борту еще одного норвежца. После этой замены в составе экспедиции оказались семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец»
В честь Олонкина названо поселение Олонкинбюэн (норв. Olonkinbyen) и мыс Олонкина на Ян-Майене.
На борту «Норвегии» находился тогда ленинградский писатель и журналист Александр Лебеденко. С борта дирижабля, через его рацию, передавал он сообщения для печати. Его корреспонденции рассказывали о полете воздушного корабля, о встрече на Шпицбергене с Руалом Амундсеном.
А.Лебеденко летел на дирижабле «Норвегия» из Ленинграда до Шпицбергена.
Александр Лебеденко — ленинградский журналист.
Может у когото есть информация об Олонкине, когда он работал на полярной станции Югорский Шар. Данная информация необходима, для включения сведений о нем в новое издание "Энциклопедия Ненецкого АО"