1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение ББК-10 » 12 Ноябрь 2016 10:18

Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.21-22.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.21-22 Андрэ - 0001.jpg
СУДЬБА АНДРЭ

Судьба экспедиции С. Андрэ (Salomon August Andree), бесследно пропавшей после отлета со Шпицбергена 11 июля 1897 г. на воздушном шаре „Орел“, теперь выяснена почти во всех деталях. Летом 1930 г. „Норвежским институтом для исследования Свальбарда и Ледовитого моря“ была отправлена на судне „Bratvaag” научно-промысловая экспедиция на Землю Франца-Иосифа, во главе которой, стоял геолог Г. Горн (Gunnar Horn). На пути туда экспедиция 5 августа пристала к Белому о-ву (к востоку от Нордостланда, на старых картах известен под названием Giles Land). 6 августа на Белый о-в была сделана высадка, вовремя которой и был обнаружен лагерь Андрэ. Экспедиция Горна нашла здесь трупы Андрэ и его спутника Стриндберга (Nils Strindberg), записные книжки, фотографические пленки (часть которых удалось проявить), сани, парусиновую лодку, одежду, ружья, примус и много другой утвари. Взяв останки погибших арктических воздухоплавателей, а также другие находки, на борт „Bratvaag“, экспедиция покинула Белый о-в 7 августа и продолжала свой путь к Земле Франца-Иосифа.
Когда весть об обнаружении лагеря Андрэ дошла до Европы, шведская пресса зафрахтовала норвежское моторное судно „Isbjorn“ и командировала на него журналиста К. Стубендорфа (Knut Stubbendorff), дав ему задание посетить Белый о-в с целью более подробного осмотра лагеря Андрэ. Стубендорфу посчастливилось найти труп третьего участника экспедиции К. Френкеля (Knut Fraenkel), несколько путевых журналов и много разных предметов. 7 сентября „Isbjorn“ покинула Белый о-в.
В лагере Андрэ на Белом о-ве были найдены следующие документы: два дневника Андрэ, записная книжка Стриндберга, два путевых журнала Стриндберга, его же стенограммы и, наконец, метеорологический журнал Френкеля. На основании этих материалов удалось с достаточной полнотой восстановить весь ход экспедиции Андрэ до прибытия ее на Белый о-в.
Вылетев 11 июля 1897 г. с Датского о-ва, воздушный шар 14 июля был вынужден опуститься на лед к северо-востоку от Шпицбергена, в широте 82°56’ N и долготе 29°52’ Е. 22 июля путешественники покинули место аварии и отправились пешком по пловучим льдам, с санями и парусиновой лодкой, к Земле Франца-Иосифа, где Андрэ рассчитывал на оставленные для него на мысе Флора продовольственные запасы. Однако, вследствие сильного дрейфа льдов на SW, достичь Земли Франца-Иосифа оказалось невозможным. После крайне изнурительного похода путешественники оказались 3 августа в широте 82°27’ N и долготе 28°30’ Е, т. е. со дня аварии воздушного шара они продвинулись только на 55 км, и то не в жела-

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.21-22 Андрэ - 0002.jpg
— 22 —
тельном направлении на SE, а на SSW. Ввиду того, что SW-й дрейф льдов являлся непреодолимым препятствием для достижения Земли Франца-Иосифа, Андрэ изменил свой маршрут и решил идти к Семи островам (к северу от Шпицбергена). Но уже вскоре путники попали в область морского течения, которым льды увлекались на Е и SE. В результате, при нечеловеческих усилиях, они прошли с 4 августа по 9 сентября 135 км на SSE, а не на SW, как они хотели. 12 сентября истощенные путники, отчаявшись в целесообразности продолжать свое движение по морскому льду, решили зазимовать на морском льду и приступили к постройке снежной хижины. Чрезвычайно быстрым дрейфом их принесло 18 сентября, к северовосточной оконечности Белого о-ва. 28 сентября хижина на льду была почти готова, и путешественники, жившие до этого в палатке, переселились в нее. Но уже 2 октября, недалеко от южной оконечности Белого о-ва, льдина, на которой стояла хижина, раскололась на отдельные мелкие части. Дальнейшая судьба экспедиции остается не вполне ясной.
Повидимому, в первой половине октября была сделана неудачная, попытка перебраться с Белого о-ва на Нордостланд. Последняя разборчивая запись в дневнике Андрэ относится к 7 октября, и из нее следует, что в этот день был совершен „переезд" (очевидно, путешественники окончательно перебрались с морского льда на Белый о-в). Следующую запись мы находим 17 октября в дневнике Стриндберга. Она гласит: „домой в 7 ч. 05 м. утра“ (возможно, имеется в виду возвращение после неудачной попытки перебраться на Шпицберген). Больше никаких записей, в дневниках трех участников экспедиции не оказалось. Так как продовольственные запасы в то время еще имелись (по мнению Андрэ, их хватило бы до апреля), можно предположить, что несчастные погибли от холода и переутомления. Найденная в лагере на Белом о-ве одежда, а также запись в дневниках, свидетельствуют о том, что одежда была самым слабым местом в снаряжении этой первой воздушной экспедиции в Арктику,, закончившейся так трагически.
На основании материалов, найденных на Белом о-ве, Шведским Обществом антропологии и географии издан труд, посвященный экспедиции Андрэ, „Med Ornen mot Polen". {1} В нем in extenso приводится содержание дневников Андрэ и Стриндберга, а также помещены 12 фотографий, заснятых Андрэ и проявленных 33 года спустя.
В. ВИЗЕ

{1} Немецкий перевод этой книги, под названием "S. A. Andree dem Pol entgegen", появился в издательстве Брокгауза (Лейпциг, 1930).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6150
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение ББК-10 » 14 Декабрь 2016 11:21

В журнале "Ямальский мередиан" №12 за 2016 г., напечатана статья Бориса Лифшица "Малоизвестная история острова Белого". Правда у автора и редакции определенно проблемы с географией.
 12-2016 - 0001.jpg
 12-2016 - 0002.jpg
 12-2016 - 0003.jpg
 12-2016 - 0004.jpg
 12-2016 - 0005.jpg
 12-2016 - 0006.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6150
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение fisch1 » 06 Август 2017 13:59

 Задушевное слово. Т. 35. N 19 (45) (1897 г.)_17.jpg
Что сталось с Андре ?//Задушевное слово. Т. 35. N 19 (45)1897 г.
fisch1
 
Сообщения: 2277
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение fisch1 » 30 Октябрь 2017 15:37

 Северный вестник N 3 (март) 1896 Год 11. Тип. М. Меркушева (б. Н. Лебедева).jpg
Северный вестник N 3 (март) 1896 Год 11
fisch1
 
Сообщения: 2277
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение ББК-10 » 27 Декабрь 2018 21:21

Версия гибели экеспедиции С. Андрэ от Кнуда Расмуссена в изложении Владимира Евгеньевича Львова:

Вокруг Света (изд-во "Красная Газета"), 1929 г., №49, 8 декабря, с.14-17.

ТАЙНА ОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Очерк В. Львова
 Тайна Андрэ - 0001.jpg
 Тайна Андрэ - 0002.jpg
 Тайна Андрэ - 0003.jpg
 Тайна Андрэ - 0004.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6150
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение ББК-10 » 31 Октябрь 2019 15:54

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4. -Л., 1935 с.97
 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4. -Л., 1935 с.97 музей Андрэ в Стокгольме.jpg
МУЗЕЙ АНДРЭ В СТОКГОЛЬМЕ

В октябре 1934 г. в одном из флигелей бывшей Стокгольмской обсерватории (ныне географический институт) открыт музей имени С. А. Андрэ. Он содержит разного рода реликвии, относящиеся к экспедиции Андрэ на воздушном шаре „Орел“.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6150
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1897: Экспедиция С. Андре на воздушном шаре "Орел"

Сообщение fisch1 » 11 Ноябрь 2019 18:46

Новокшонов П.Загадка гибели экспедиции С.Андрэ// Техника - молодёжи 1980 №01 с. 58 -62

 61.jpg

ЗАГАДКА ГИБЕЛИ ЭКСПЕДИЦИИ С. АНДРЭ

Павел НОВОКШОНОВ, г. Караганда

День шестого августа 1930 года выдался тихим и солнечным. Солнечный свет заливал ледник, и остров казался прозрачным. Глубочайшая тишина царила вокруг. Море было спокойным, и неподвижные айсберги, окружившие остров, казались уснувшими.
В то утро матросы норвежской шхуны «Братвог» вместе со шкипером Элиассеном направились к берегу бить моржей. Трое ученых Полярного института решили воспользоваться краткой стоянкой и посетить необитаемый остров — самый восточный в архипелаге Шпицберген, названный норвежцем Хьельсеном — Белым. Остров невелик : длина около 60 километров, и весь он покрыт ледяным колпаком. Лишь в двух местах — в юго-западной и северо-восточной его оконечностях проглядывают небольшие полоски пологой каменистой земли.
Днем, когда охота была в самом разгаре, шкипер неожиданно вернулся на судно.
— Господин Хорн, — обратился он к руководителю экспедиции, — мне сдается, что мои парни нашли лагерь Андрэ. — И Элиассен протянул какую-то тетрадь, мокрую и тяжелую. На первой странице можно было разобрать несколько слов: «...санное путешествие 1897 года».
Случайно в поисках пресной воды среди каменистой тундры два матроса наткнулись на проступающую из-под снега брезентовую лодку. В ней-то и обнаружилось множество вещей с пометками «Полярная экспедиция Андрэ. 1896 г.». А рядом в беспорядке валялось снаряжение: шведский флаг, ящики и жестянки с продовольствием, пустые сани...
В десяти метрах от лодки, возле невысокой каменистой гряды, нашли труп. На куртке сохранилась монограмма в виде буквы А. Это были останки С. Андрэ — руководителя неудачной экспедиции. Рядом стояли примус и кастрюлька с остатками пищи. Неподалеку — еще одна могила. Труп в расселине скалы, заваленный камнями. По инициалам на одежде выяснили, что это Нильс Стринберг — самый молодой участник экспедиции Андрэ.
Сенсационная весть об обнаружении шведской экспедиции, бесследно исчезнувшей 33 года назад, стремительно облетела весь цивилизованный мир. Месяц спустя журналист К. Стуббендорф на судне «Белый медведь» завершил поиски, начатые «Братвогом». Снег подтаял, обнажив остатки палатки. А в них останки третьего спутника Андрэ — Кнута Френкеля...

Что же это за экспедиция?
Во второй половине XIX века многие страны заинтересовались Арктикой и в особенности — достижением полюса. Только с 1848 по 1859 годы сорок экспедиций исследовали приполярные области. На долгие месяцы исчезали они во льдах, терпели крушения, теряли корабли, нередко голодали и погибали от цинги. Но Северный полюс оставался недоступным.
План Андрэ «появился на свет» 16 марта 1894 года
.


 62.jpg

В этот вечер сорокалетний инженер Патентного бюро поделился с известным полярным исследователем Э. Норденшельдом своей заветной мечтой — отправиться к Северному полюсу на воздушном шаре. Многие шведы уже знали Андрэ. Несколько лет назад он покорил соотечественников своими смелыми, в одиночку, полетами на шаре «Свеа».

— Доложите об этом на заседании Географического общества. Я поддержу вас, — посоветовал Нор-деншельд.

...В своем докладе Андрэ указал на безрезультатность санных экспедиций. «Есть средство, словно специально созданное для такой цели, — сказал он. — Это воздушный шар. На таком шаре может быть совершен полет через ледяные пустыни...» Эта идея была высказана более полувека назад, пояснял Андрэ, энтузиасты воздухоплавания искренне полагают, что полярные условия совершенно идеальны для полетов. За прошедшие годы появилось много подобных проектов, но все они по разным причинам — в основном за недостатком средств — так и остались на бумаге.
...Американский полярный исследователь командор Чейн хотел отправиться к полюсу на связке из трех больших шаров. Известный французский воздухоплаватель Сивель в 1872 году разработал проект аэростата объемом 18 ООО куб. м и диаметром 34 м, который должен был поднимать 10 человек с продовольствием и снаряжением. Поскольку в полярных путешествиях необходимо экономно расходовать каждый кубический метр водорода, то для удержания аэростата на определенной высоте и уменьшения потери газа Сивель изобрел специальный компенсатор. Он представлял собой герметическое кольцо, наполненное воздухом. При изменении высоты объем воздуха в компенсаторе оставался неизменным и выполнял роль автоматического балластного устройства.
Интересный проект предложили в 1890 году французы Безансон и Эрмит. Аэростат объемом в 16 ООО куб. м, названный ими «Сивель», должен был транспортировать целый полярный домик, изготовленный из ивовых прутьев. В домике было достаточно места для 5 человек, 8 ездовых собак и продовольствия на 80 дней. Домик был снабжен полозьями и легко превращался в передвижной.
В Географическом обществе план Андрэ не встретил серьезных возражений. Его одобрили. Андрэ предложил построить небольшой аэростат, способный нести трех человек и держаться в воздухе не менее 30 суток. Разногласия возникли только по вопросу о возможном направлении ветров в околополюсном районе. Синоптические данные о центральном арктическом бассейне были крайне скудными. Больше было догадок и предположений. Андрэ надеялся на благоприятный ветер, который позволил бы за шесть суток долететь от Шпицбергена через полюс до Берингова пролива, а там предполагалось встретить китобойные суда. Кроме того, Андрэ предложил оснастить аэростат системой парусов и гайдропов, испытанных еще на «Свеа», позволяющей шару отклоняться до 30 ° от направления ветра.
Средства для экспедиции были собраны за несколько месяцев. Большие суммы пожертвовали «динамитный король» А. Нобель и барон Диксон. Аэростат объемом в 4800 куб. м был заказан французскому фабриканту Анри Лашамбру — видному специалисту в этой области. Конструкция представляла собой обычный шарльер, модернизированный самим Андрэ. Он, в частности, отказался от верхнего маневренного клапана, справедливо полагая, что его работе будет препятствовать снег и лед. Два небольших клапана располагались на экваторе шара. Верхняя часть оболочки состояла из трех слоев пролакированного шелка. В гондоле, сплетенной из испанского камыша, известного своими исключительно упругими свойствами, находилось спальное отделение и фотокомната. Исследователь собирался заняться фотографическим картографированием и прямо в полете проявлять материал. Большую часть времени аэронавты намеревались проводить на крыше гондолы, защищенной от ветра брезентовыми полотнищами. Запасы продовольствия и снаряжения на четыре месяца хранились в несущем кольце. Три гайдропа разной длины должны были автоматически удерживать шар на высоте в
150—200 м; если он снижался, они ложились на землю, облегчая таким образом вес. Сообщения на Большую землю, предполагалось передавать с помощью почтовых голубей, помеченных специальными клеймами, и сбрасывать пробковые буи. Оригинально решалась проблема приготовления пищи в полете. Кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже гондолы и дистанционно приводился в действие. Горение контролировалось с помощью зеркала...
Летом 1896 года экспедиция отправилась к Датскому острову, расположенному на северо-западе Шпицбергена, примерно в 1100 километрах от полюса. Там был построен ангар для аэростата. Многие хотели лететь вместе с Андрэ. Он выбрал двадцатипятилетнего Н. Стринберга — прекрасного фотографа и физика. Третьим участником экспедиции стал метеоролог Н. Экхольм.
Но полет в том году так и не состоялся. Не дождавшись попутного ветра, Андрэ вернулся в Швецию. На обратном пути он встретился с Нансеном, только что вернувшимся из легендарного дрейфа на «Фраме». Ф. Нансен заявил, что достаточно изучил воздушные течения в приполярных областях, чтобы «смело усомниться в успехе воздушной экспедиции на полюс». Осенью из состава экспедиции вышел Н. Экхольм. Он пришел к выводу, что шар не отвечает необходимым требованиям и полет заведомо обречен... Неудачи не сломили Андрэ. Его убежденность и настойчивость обезоруживали самых больших скептиков. Следующим летом Андрэ вновь отправился на Шпицберген. Место Экхольма занял инженер Кнут Френкель.
В конце июня шар был собран и наполнен водородом. 11 июля задул долгожданный резкий южный ветер. Посоветовавшись со спутниками, Андрэ решился стартовать и сделал распоряжение о разборке северной стенки ангара.

 63.jpg
В последний раз он осматривает аэростат и убеждается, что все готово. Подвешиваются корзины с голубями. Андрэ передает последние телеграммы. Короткое прощание. Перерезаются канаты, удерживающие шар, и «Орел» медленно поднимается в воздух. И вдруг, на глазах у окружающих, он ныряет вниз, касается поверхности залива, затем как мячик взмывает вверх и вскоре исчезает из вида...

Пятнадцатого июля шкипер норвежского судна «Алкен» подстрелил почтового голубя. Записка, датированная 13 июля, вызвала некоторую тревогу. За два дня шар подвинулся к северу всего на 250 километров и двигался на юго-восток. Через несколько лет в Исландии и Норвегии нашли пять буйков. Только в двух содержались записки. На Земле Короля Карла, около Шпицбергена, был найден самый большой «полюсный» буек, — Андрэ мечтал сбросить его над вершиной планеты. В прессе выдвигаются самые фантастические предположения о местонахождении воздушного шара. Поступали сообщения о том, что шар якобы видели в разных частях Арктики. Экспедиция служила источником мистификаций. Но шли годы, и ее стали забывать. Аэронавты, казалось, навсегда затерялись в белом безмолвии...
Но что было на самом деле?

Свой «большой» дневник Андрэ хранил особенно тщательно. Он завернул его в шерстяной свитер и всегда носил под курткой... Карандашные записи прекрасно сохранились. В них сообщалось, что произошло с момента вылета и до высадки на Белом острове.
...После потери гайдропов, которая произошла сразу же после старта, «Орел» превратился в неуправляемый воздушный шар. Ветер менял направление. Обледенение оболочки оказалось значительнее, чем предполагалось. Шар летел очень низко, постоянно ударяясь о торосы. Аэронавтам пришлось расстаться с частью продовольствия и снаряжения. Но и это оказалось безрезультатным. 14 июня Андрэ понял, что дальнейшая борьба бесполезна. Аэронавты привели в действие разрывное приспособление и высадились на лед в районе с координатами 82°56' с. ш. и 29°52' в. д.
Неделю они готовились к санному переходу. Решили отправиться на юго-восток к большому складу продовольствия на мысе Флора на Земле Франца-Иосифа. Предстояло
преодолеть около 350 километров тяжелого ледового пути.
В Арктике разгар лета. Полыньи и разводья чередуются всторошенными ледяными полями. Каждый тащит сани с грузом в 120—130 килограммов. Дневник Андрэ пестрит жалобами на тяжелую дорогу. Утомительное однообразие переходов несколько разнообразит охота на медведей.
В начале августа они убеждаются, что не продвинулись к цели и на десятки километров. Дрейф льдов сносит их к югу. Полярники меняют направление. Теперь они идут к малому складу на Семи островах возле Шпицбергена. Дорога по-прежнему ужасна. У Френкеля и Стринберга болят ноги, но в целом самочувствие их хорошее. Аэронавты все чаще вспоминают тихие радости, ожидающие их дома. Стринберг пишет на привалах письма своей невесте, с которой обручился перед отлетом, но вскоре бросает это. Ограничивается короткими замечаниями в записной книжке. Уже конец сентября. С каждым днем становится холоднее. Но самое ужасное — путешественники поняли, что их неудержимо несет вместе с дрейфующим льдом между Северо-Восточной Землей и Землей Франца-Иосифа. «Мы признали необходимость примириться с зимовкой во льдах», — записывает Андрэ 17 сентября. Они строят ледяную хижину. В конце сентября их прибивает к Белому острову. Неожиданно льдина разламывается, и 5 октября аэронавты высаживаются на юго-западной оконечности острова, которая теперь носит название
«мыс Андрэ», и разбивают свой последний лагерь.


 64.jpg
Второй дневник Андрэ начал вести уже на острове. Но заполнены всего четыре страницы. 8 октября записи обрываются... Загадочно умирает Н. Стринберг — первая жертва. Кое-какие его личные вещи были найдены потом у Андрэ и Френкеля. Они высвобождают третьи сани (найденные затем пустыми), перевозят Стринберга к расщелине и заваливают камнями. И вот что странно: Андрэ, отмечавший в своем дневнике самые незначительные события, ни единым словом не упоминает о его смерти! Может быть, он потрясен случившимся или... не решается доверить дневнику свои мысли? И сколько еще дней прожили Андрэ и Френкель? Андрэ не возобновляет записи, и нам остается предположить, что их загадочная смерть произошла вскоре после смерти Стринберга...
Поздней осенью 1930 года останки аэронавтов на канонерке «Свенсккунд» — той самой, что 33 года назад доставила их на Датский остров, — отправили в Швецию и торжественно похоронили как национальных героев. Среди найденных на острове предметов были и отснятые пленки. Их проявили и получили 20 весьма отчетливых снимков — через 33 года...

Отчего же погибли аэронавты?

Официальная версия гласила: «Смерть от холода во время сна». Несоответствие этого заключения реальным фактам было настолько очевидно, что на это почти сразу обратили внимание известные полярные исследователи В. Стефанс-сон и О. Свердруп. Все, что было найдено на Белом острове, свидетельствует : два главных врага многих полярных экспедиций — холод и голод не были непосредственной причиной гибели аэронавтов. И вот почему. Тела Андрэ и Френкеля обнаружили не в спальном мешке. В октябре температура воздуха на острове не опускалась ниже — 10 °С. Примус был в полной исправности. Имелся плавник и сто коробков со спичками. В лагере нашли две медвежьи шкуры. На аэронавтах обнаружили достаточное количество одежды. Конечно, качество ее оставляло желать лучшего, однако, например, Нансен и Иогансен во время своей зимовки на Земле Франца-Иосифа находились в гораздо худших условиях. Среди вещей — нетронутые жестянки с продовольствием. Винтовки были в полной исправности, масса патронов. А сам Андрэ в дневнике отмечал, что после удачной охоты экспедиция обеспечена свежим мясом до поздней весны...
И тем не менее — гибель...

ПРИПОДНИМАЯ ЗАВЕСУ...
ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВ

Об этой экспедиции в свое время говорилось много. И конечно, основной темой разговоров было одно — почему при столь, казалось бы, довольно-таки сносной ситуации аэронавты не смогли сохранить себя?
Выдвигалось много предположений и догадок, порой самых нелепых и фантастических. Утверждали, что три исследователя могли стать жертвами «полярной болезни» — невыносимых психологических условий, которые возникают у не подготовленных для пребывания в Арктике людей, и покончить жизнь самоубийством.
В книге «Нерешенные загадки Арктики» В. Стефанссон подробно разберет все выдвинутые версии.

Как погиб Стринберг? По мнению Паллина, автора книги «Загадки Арктики», он, возможно, утонул во время преследования по льду медведя. «Безусловно, — отмечает Стефанссон, — это было наиболее опасное время года, когда можно было легко провалиться под воду. Толстый покров нового снега скрывал молодой лед, покрывающий полыньи, делая их неотличимыми от остального льда». Но все же он не соглашается с Паллином. По его заключению, смерть Андрэ и Френкеля последовала в результате отравления окисью углерода, выделявшейся при работе примуса. Если сгорание неполное — образуется угарный газ. В условиях плохой вентиляции или ограниченного пространства это может привести к смертельному исходу. Опасность усугубляется тем обстоятельством, что окись углерода не имеет запаха. Признаки отравления появляются внезапно, и, чтобы избежать опасных осложнений или смерти, необходимо действовать очень быстро. А в Арктике даже кратковременная потеря сознания может привести к замерзанию.
Имеется достаточно косвенных свидетельств, говорящих в пользу этой гипотезы. Примус нашли с закрытым воздушным клапаном. Кроме того, он часто отказывал в работе. Палатка была изготовлена из материала оболочки шара, и вентиляция в ней была недостаточной.


 65.jpg
Некоторые болезненные симптомы, которые отмечены в дневнике Андрэ, — такие, как слабость и боль в икроножных мышцах, характерны при хроническом отравлении окисью углерода. Все эти факты, а также расположение трупов Андрэ и Френкеля, по мнению Стефанссона, наводят на мысль, что угарный газ мог образоваться в смертельных дозах.

Эту точку зрения разделяет и заведующий судебно-химическим отделом НИИ судебной медицины А. Ф. Рубцов, к которому мы обратились с просьбой проанализировать эту версию. Никто из полярных исследователей не застрахован от такого отравления. Стефанссон приводит аналогичный случай из своего опыта. Р. Амундсен едва избежал смерти, когда работал в палатке, обогреваемой примусом, и долгое время не мог оправиться от последствий отравления. Случаи хронического отравления окисью углерода отмечал и У. Херберт — руководитель британской трансарктической экспедиции 1968 года. Однако только непосредственный анализ крови на содержание окиси углерода в гемоглобине позволил бы полностью опровергнуть или подтвердить гипотезу Стефанссона...

Холод мог привести к гибели людей, которые были больны и поэтому сильно ослабели. Хотя аэронавты находились за Полярным кругом, все же они не были застрахованы от тех болезней, которые подстерегают человека в «цивилизованном» мире. Например, от обычного пищевого отравления. В 1952 году датский врач Э. Трайд опубликовал книгу «Они умерли на Белом острове», в которой доказывал, что смерть аэронавтов последовала в результате заболевания трихинеллезом. Внимательно изучив дневник Андрэ, он сопоставил записи о самочувствии путешественников с клиническими признаками трихиниллеза и обнаружил поразительное совпадение. Это заставило Трайда отправиться в музей Андрэ. Среди экспонатов ему удалось найти кости белого медведя с остатками мяса. При микробиологическом исследовании Э. Трайд обнаружил возбудителей трихинеллеза.
Изучением трихинеллеза в Арктике ученые занялись лишь после второй мировой войны. Было выяснено, что эта болезнь спорадически возникает среди морских млекопитающих, эскимосских собак и полярных медведей. Большая эпидемия трихинеллеза разразилась в 1947 году в Западной Гренландии. Она была первой опознанной в Арктике. Приблизительно 300 гренландцев заразилось и 33 умерло.
Возбудителями этой болезни являются небольшие личинки, которые можно увидеть натренированным взглядом. Они могут передаваться человеку вместе со съеденным мясом. Личинки размножаются, разносятся потоком крови по всему телу, внедряются в мышцы, разъедают стенки сердца и в тяжелых случаях приводят к внезапным инфарктам. Известно, что аэронавты потребляли мясо тридцати медведей. По меньшей мере, половина из них, как считает Трайд, были заражены.
По нашей просьбе доктор медицинских наук, научный сотрудник Института медицинской паразитологии и тропической медицины Н. Н. Озерецковская проанализировала «историю болезни» аэронавтов по дневнику Андрэ. Да, они действительно страдали от трихинеллеза. Но могло ли это привести к их одновременной гибели, определенно утверждать невозможно. Практика показывает, что различные люди по-разному могут переносить эту болезнь.
Следствием трихинеллеза часто бывает сильная слабость, вплоть до полной потери подвижности. Если это действительно имело место, то аэронавты могли погибнуть от холода. Вот как Трайд пытается описать их последние дни. Стринберг внезапно упал и умер от разрыва сердца, которое было изъедено личинками. Вероятно, это случилось после 7 октября. Перед этим аэронавты занимались тяжелой работой, переезжая на остров, Андрэ и Френкель настолько ослабели, что не смогли вырыть могилу. Тело положили в расщелину, завалили камнями и ни чем не пометили. Ни имени, ни даты. Смерть Стринберга произвела на них тяжелое впечатление. Они не знали, почему это произошло, не могли понять, чем больны они сами и почему силы покидают их. У них не было сил даже разгрузить лодку и сани. Лежали в палатке и ждали смерти. Андрэ, чувствуя ее приближение, завернул дневник и спрятал его под курткой. А когда умер Френкель, то у него уже не было сил вынести его труп из палатки...
Можем ли мы считать, что Э. Трайд окончательно установил причину смерти Андрэ и его спутников? Объясняет ли его версия всю совокупность имеющихся фактов? Судя по всему, нет. Крупная эпидемия трихинеллеза среди белых медведей этого района Арктики, несомненно, была бы замечена другими полярными экспедициями. Их было несколько: Джексона, зимовавшей на Земле Франца-Иосифа в 1894—1897 годах, Нансена, американца У. Вельмана — в 1899 году и герцога Абруццкого. Участники этих экспедиций активно потребляли медвежье мясо, но ничего похожего на трихинеллез у них не наблюдалось. На Белом острове среди экспедиционного снаряжения был обнаружен ящик с геологическими образцами. Вряд ли тяжело больные люди стали бы заниматься научными исследованиями...
Была и еще одна версия. Внезапную смерть Андрэ и Френкеля объясняли сходом лавины с ледника.
Но когда обнаружили лагерь экспедиции, ледниковая кромка отстояла от него на километр. И если допустить, что Андрэ разбил палатку в непосредственной близости от ледника, который затем отступил, то аэронавтов действительно могло засыпать лавиной типа «осев» — срыв карниза из лавинного снега, накопившегося козырьком на бровке невысокого барьера ледникового купола. Но и это предположение не подтверждается имеющимися в распоряжении специалистов данными. Ведь потепление Арктики, наблюдаемое с начала нашего века, и связанное с ним повсеместное отступление ледников на Земле Франца-Иосифа, Шпицбергена и Новой Земле, почти не коснулось острова Белого! В иных местах деградация ледников исчисляется километрами, а на Белом острове кромка ледникового купола отступила за тридцать три года на каких-нибудь 40—50 метров!
Правда, лавина могла сойти и со склонов ледника. Мы обратились к известному специалисту в этой области профессору МГУ Г. К. Тушинскому и попросили его дать лавинный прогноз для Белого острова. Что же, расчеты показали, что для ледника Белого острова с его невысоким куполом и ровными пологими склонами сход лавины на расстояние около километра невозможен...
Вопрос о причинах гибели экспедиции Андрэ остается открытым. На сегодня еще нельзя с полной определенностью отдать предпочтение какой-либо из рассмотренных гипотез. Аэронавты могли погибнуть и от отравления окисью углерода, как считает В. Стефанссон, от трихинеллеза, как думает Э. Трайд, от холода — или от всех трех причин одновременно. Жаль, что у нас нет окончания второго дневника С. Андрэ — это прояснило бы дело. А может быть, он не хотел поведать миру свои сомнения, отчаяние, когда понял, что его страстная мечта — достигнуть Северного полюса — не осуществилась. Существует еще много вопросов, которые можно было бы поставить, но все они могут умереть без ответа в белой пустыне Арктики
fisch1
 
Сообщения: 2277
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения