1893: Экспедиция Л. Ф. Добротворского.

Первая Карская правительственная экспедиция. Целью экспедиции была доставка рельсов и других материалов на строительство Транссибирской железной дороги. В Англии были закуплены три судна - пароходы "Лейтенант Овцын", "Лейтенант Малыгин" и баржа "Лейтенант Скуратов." Суда предназначались для буксировки грузов по Енисею.
Сами грузы должны были доставить английские суда, "Минусинск", "Орестес", "Блэнкатра".
Кстати, "Блэнкатра" спустя почти два десятка лет (уже под именем "Пандора") была куплена Г. Л. Брусиловым и переименована в "Св. Анну"...
До Енисея суда прошли без значительных сложностей. Неподалеку от устья Енисея, при перегрузке на баржи, разыгрался шторм и часть груза затонула.
Интересна судьба участников экспедиции. Леонид Федорович Добротворский (1856-1915)
дослужился до контр-адмирала, в 1905 г. в чине капитана 1-го ранга участвовал в Цусимской битве, командуя крейсером "Олег". В известной книге А. Новикова-Прибоя получил довольно нелицепрятное описание.
Евгений Леопольдович Шведе, командир "Лейтенанта Малыгина", умер в том же 1893 г., возвращаясь из экспедиции.
С сайта http://www.enisey-live-history.ru/archive/Iz_istorii_eniseyskogo_flota____(Kratkie_ocherki)_/1893__Ekspediciya_LFDobrotvorskogo/
Сами грузы должны были доставить английские суда, "Минусинск", "Орестес", "Блэнкатра".
Кстати, "Блэнкатра" спустя почти два десятка лет (уже под именем "Пандора") была куплена Г. Л. Брусиловым и переименована в "Св. Анну"...
До Енисея суда прошли без значительных сложностей. Неподалеку от устья Енисея, при перегрузке на баржи, разыгрался шторм и часть груза затонула.
Интересна судьба участников экспедиции. Леонид Федорович Добротворский (1856-1915)
дослужился до контр-адмирала, в 1905 г. в чине капитана 1-го ранга участвовал в Цусимской битве, командуя крейсером "Олег". В известной книге А. Новикова-Прибоя получил довольно нелицепрятное описание.
Евгений Леопольдович Шведе, командир "Лейтенанта Малыгина", умер в том же 1893 г., возвращаясь из экспедиции.
С сайта http://www.enisey-live-history.ru/archive/Iz_istorii_eniseyskogo_flota____(Kratkie_ocherki)_/1893__Ekspediciya_LFDobrotvorskogo/
1893 Экспедиция Л.Ф.Добротворского
В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе).
Вместе с экспедицией Л. Ф. Добротворского с грузом рельс для Сибирской железной дороги. следовали три английских корабля фирмы «Поппам» — пароход «Орестес» под командованием Д. Виггинса, а также шхуны «Бланкатра» и «Минусинск».
Экспедиция вышла из Англии 18 июня. Два с лишним месяца русские военные моряки СМП шли к Енисею и 22 сентября прибыли в Гольчиху.
Здесь морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег.
После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею.
5 октября после трудного, осложненного осенней непогодой рейса, экспедиция прибыла в Енисейск, где отважных русских мореходов приветствовали жители сибирского города с криками — «Ура!». Город был украшен флагами. В адрес экспедиции со всех концов России поступали поздравления.
Интересна судьба отдельных кораблей этой экспедиции. Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал. Шхуна «Бланкатра», переименованная русским исследователем Арктики ГЛ. Брусиловым в «Святую Анну», участвовала в экспедиции
по исследованию Северного Ледовитого океана в 1912—1914 гг. Экспедиция окончилась трагически. Почти все члены экипажа, в т. ч. и сам Г. Л. Брусилов, погибли.
Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.
На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт».
Пароход «Лейтенант Овцын» с парусной баржой «Лейтенант Скуратов» участвовали в гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого по изучению судоходных условий на Енисее, Енисейском заливе и в прибрежных районах Карского моря в 1894—1895 гг., после чего ушли работать на Балтику.
Интересна и дальнейшая судьба Л. Ф. Добротворского, который участвовал в Цусимском сражении в 1905 году, командуя крейсером «Олег» в звании капитана 1-го ранга, позднее контр-адмирал российского флота. Вторично он оставил свой след на Енисее как начальник Срочного казенного пароходства в 1909—1912 гг.
В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе).
Вместе с экспедицией Л. Ф. Добротворского с грузом рельс для Сибирской железной дороги. следовали три английских корабля фирмы «Поппам» — пароход «Орестес» под командованием Д. Виггинса, а также шхуны «Бланкатра» и «Минусинск».
Экспедиция вышла из Англии 18 июня. Два с лишним месяца русские военные моряки СМП шли к Енисею и 22 сентября прибыли в Гольчиху.
Здесь морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег.
После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею.
5 октября после трудного, осложненного осенней непогодой рейса, экспедиция прибыла в Енисейск, где отважных русских мореходов приветствовали жители сибирского города с криками — «Ура!». Город был украшен флагами. В адрес экспедиции со всех концов России поступали поздравления.
Интересна судьба отдельных кораблей этой экспедиции. Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал. Шхуна «Бланкатра», переименованная русским исследователем Арктики ГЛ. Брусиловым в «Святую Анну», участвовала в экспедиции
по исследованию Северного Ледовитого океана в 1912—1914 гг. Экспедиция окончилась трагически. Почти все члены экипажа, в т. ч. и сам Г. Л. Брусилов, погибли.
Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.
На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт».
Пароход «Лейтенант Овцын» с парусной баржой «Лейтенант Скуратов» участвовали в гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого по изучению судоходных условий на Енисее, Енисейском заливе и в прибрежных районах Карского моря в 1894—1895 гг., после чего ушли работать на Балтику.
Интересна и дальнейшая судьба Л. Ф. Добротворского, который участвовал в Цусимском сражении в 1905 году, командуя крейсером «Олег» в звании капитана 1-го ранга, позднее контр-адмирал российского флота. Вторично он оставил свой след на Енисее как начальник Срочного казенного пароходства в 1909—1912 гг.