АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ДУГЛАСА МОУСОНА
Ход экспедиции по донесениям Д. Моусона, печатаемым в „New York Times”
Дуглас Моусон (Douglas Mawson), хорошо известный исследованиями Антарктики в 1911—1914 гг., возобновил с 1929 г. свою деятельность по изучению южных полярных морей и континента.
Новое плавание экспедиции под начальством Д. Моусона, снаряженной на средства английского, австралийского и новозеландского правительств, осуществилось впервые в 1929/30 г. на судне „Discovery". В эту навигацию экспедиция произвела большую работу в австралийском секторе Антарктики по океанографии, с освещением рельефа морского дна, и по обследованию участков береговой линии антарктического материка, еще не нанесенных на карту. Экспедиция была хорошо оборудована научным инструментарием, в частности имелся эхо-лот. В ее распоряжении имелся также небольшой аэроплан, правда, совсем не приспособленный для дальних полетов, но все же сослуживший хорошую службу для разведки состояния льда и при рекогносцировках в сторону материка в тех местах, где судно не могло к нему приблизиться. Главнейшими результатами плавания в 1929/30 г. были: открытие группы небольших островов,, лежащих φ = 67° S и λ = 64 1/2 Е, которые получили название о-вов Дугласа (Douglas I.), и установление местоположения береговой линии материка между 60 и 66 меридианами, на восток от Гринвича. Были также прослежены очертания Земли Кэмпа (Kemp L.) и совершена высадка на о-ве Провозглашения (Proclamation I.), где был водружен английский флаг. Этот остров лежит вблизи крайнего северного пункта Земли Эндерби (Enderby L.).
— 59 —
После возвращения в Австралию в апреле 1930 г., одновременно с капитальным ремонтом судна, была начата подготовка к следующему плаванию. В навигацию 1930/31 г. предполагалось, в первую очередь, посетить о-в Макари (Marquarie I.), с целью сбора коллекций и ради выяснения вопроса, в каком состоянии находится хижина, построенная прежней экспедицией Д. Моусона (1911—1914). В том случае, если бы постройки оказались в хорошем состоянии, этим значительно облегчалась бы возможность организации на этом острове метеорологической станции, соответственно планам проведения Международного полярного года 1932/33. В дальнейшем экспедиция должна была посетить о-ва Баллени (Balleny Is), где предположено было пополнить запасы угля с угольного транспорта. Отсюда Д. Моусон рассчитывал продвинуться к западу, чтобы в последующем пройти к Земле Адели (Adely L.) и посетить свою старую зимовку (1914—1915), где желательно было произвести магнитные работы и особенно наблюдения над движением материкового льда за время с 1914 г., когда было сделано последнее наблюдение. После посещения Земли, Адели экспедиция должна была заняться обследованием не посещенных еще берегов Антарктики между Землями Адели и Мэри (Mary L.).
Отправившись из Гобарта (Тасмания) 4 декабря 1930 г., после посещения о-ва Макари, экспедиция направилась к лежащим по соседству негостеприимным островкам Бишоп (Bishop I.) и Клерка (Clerk I.), представляющим собою, по донесению Моусона, серьезную опасность для мореплавателей; здесь было прослежено направление подводного хребта от о-ва Макари. Поиски о-ва Изумрудного (Emerald I.) не увенчались успехом. На указываемом старыми картами месте этого неуловимого острова было обнаружено лишь поднятие морского дна, со значительными глубинами по сторонам. Получив уголь в районе о-вов Баллени и пересекши вслед затем море Д’Юрвилля, „Discovery“ подошла к м. Роберта (С. Robert), который является крайним пунктом земли, прослеженной Д’Юрвиллем (Dumont D’Urvill) в 1840 г.
Дальнейшее следование на запад было остановлено мелководной зоной с большим количеством обмелевших айсбергов. Эта зона была отмечена еще 90 лет назад Дюмон Д’Юрвилем и Уилксом (Wilkes). Однако, ледяного барьера, простиравшегося в те времена на протяжении около 180 миль к северо-востоку от этой местности, теперь не оказалось. С целью более подробного обследования этого интересного района, лейт. Кэмпбель (Flight Lieutenant Campbell) и летчик Е. Дуглас (Air Pilot Е. Douglas), работавшие с Моусоном и в предыдущем году, поднялись в воздух на аэроплане. В этот полет была открыта новая земля, простиравшаяся к западу от м. Бикертон (С. Bickerton) в направлении крайнего восточного пункта земли, замеченной кап. Дэви (Davis) на судне „Аврора“ в 1912 г. и носящей название Земли Уилкса (Wilkes L.).
— 60 —
Во всем этом районе во время полета не было обнаружено никаких следов ледяного барьера и „ледяных языков“, бывших здесь в 1840 г. Место отсутствующего материкового льда было также занято мелководным бассейном, с сидящими повсюду на грунте айсбергами, промежутки между которыми частично были закрыты морским льдом.
В этом районе особенно неоцененную службу оказал аэроплан, так как берег, был совершенно неприступным для морского судна. Только при помощи аэроплана удалось проследить очертания береговой линии и приближенно отметить ее положение к востоку от меридиана 121° Е.
15 января лейт. Кэмпбель и летчик Ум (R. Е. Oom) во время нового полета снова отметили положение береговой линии, тянущейся к юго-западу от φ = 66°S и λ = 127°Е. На следующий день удалось проследить береговую линию до меридиана 122° Е. В этом месте берег имел направление приблизительно с запада на восток и занимал по широте положение несколько севернее 67 параллели.
По последним донесениям Д. Моусона, в начале февраля экспедиция на „Discovery" находилась около 80 меридиана восточной долготы, вблизи берега между землями Вильгельма (Kaiser Wilhelm II. L.) и Кэмпа.
Н. П.