1934-1936: 2-я Чукотская экспедиция ГУСМП

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1934-1936: 2-я Чукотская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2019 14:36

Хронология 1933—1945, М. И. Белов, "История открытия и освоения СМП" том 4, Л. Гидрометеоиздат, 1969
1934—1935 гг. В районах залива Креста и Мечигменской губы работала вторая Чукотская экспедиция под руководством М. Ф. Зяблова.


Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62
 Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62 - 0001.jpg
Топографо-геодезические работы
2-й Чукотской экспедиции Главсевморпути

А. В. Теологов

2-я Чукотская экспедиция ГУСМП в 1935—1936 гг. имела своей задачей геологическое обследование района, расположенного к северу от залива Креста. В эту экспедицию, кроме геологов, входили два топографа и один геодезист-астроном. План топографо-геодезической группы этой экспедиции был составлен, исходя из продолжительности обеспечения всего комплекса работ, с конца лета 1935 г. и до захода в залив последнего в сезоне парохода, т. е. сентябрь месяц 1936 г.
По утвержденному плану работ предстояло покрыть полуинструментальной съемкой в масштабе 100 000 около 400 км2. Экспедиция прибыла к месту работ в июле 1935 г. и в этом же месяце, разбившись на отдельные отряды в соответствии с порученным заданием, выехала в «поле».
Каждый производитель работ имел при себе облегченного типа мензулу ШВ, которая зарекомендовала себя как наиболее подходящий инструмент для работ в условиях Крайнего севера.
Далее, — все участники топографо-геодезической группы экспедиции, а их было трое: топограф В. Ассанов, Н. Степанов и автор настоящей статьи, помимо мензул описанного типа, имели при себе небольшую складывающуюся рейку, бинокль, 2—3 запасных фанерных планшетки с наклеенным на них ватманом, походную сумку с чертежными принадлежностями, полевое снаряжение и продовольствие на 8—10 дней. Снаряжение отряда состояло из следующих предметов:

1. Палатка полотняная размером 2 X 1, 8 м.....1 шт.
2. Винтовка с боеприпасами.......... 1 „
3. Ружье дробовое с боеприпасами или малопулька...................1 „
4. Чайник эмалированный.... ........ 1 „
5. Котелок.....................1 „
6. Рюкзаки ................... 3 „
7. Спальные мешки или теплые одеяла........ 3 „
8. Шкуры оленьи для подстилки........3 „
9. Плащи брезентовые..............3 „
10. Белье......................3 пары
11. Портянки....................6 пар
12. Полотенце ...................3 шт.
13. Мыло, зубной порошок, щетки
14. Ножи......................3 „
15. Ложки.....................3 „
16. Кружки эмалированные............3 „

Условия, в которых протекала работа, были довольно тяжелыми, в особенности если учесть, что средства передвижения в районе работ за невозможностью их использования совершенно отсутствовали и, таким образом, приходилось от инструментария до продовольствия носить все на себе.
Продовольствие забиралось отрядом на 8—9 дней из баз, куда по зимнему пути оно забрасывалось на вездеходах, а в районы производства работ иногда доставлялось на самолетах.

 Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62 - 0002.jpg
[59]
Вот перечень продуктов, входивших в наш рацион:
1. Сухари, галеты или просто мука.
2. Сахар.
3. Чай.
4. Какао.
5. Сгущенное молоко.
6. Яичный порошок.
7. Мясные консервы.
8. Сухие овощи или макароны.
9. Рис.
10. Сливочное масло.
11. Соль.
12. Папиросы.
13. Спички.
14. Лавровый лист, перец.

Съемка велась без геодезической основы (впоследствии была произведена привязка к определенным нами астропунктам) маршрутами-реечными ходами, в большинстве случаев замкнутыми, по ущельям, по долинам рек и небольших речек. Высоты передавались от среднего уровня моря кипрегелем.
Лето и осень 1935 г. были исключительно благоприятными для полевых работ. Мало дождей и туманов. Достаточно сказать, что с 24 июля по 3 октября 1935 г. дождливых и туманных дней было 12, но на следующий год климатические условия были значительно хуже. За июнь рабочих дней было всего 11, а ненастных 19, за период же с 1 июля по 2 ноября ненастья было 7 дней. В следующей таблице приведены начало, продолжительность и распределение рабочего времени, производительности труда и пр.

Фамилия прораба Год Дата [выхода в поле/возврата] Общее колич. полев. дней Из них [раб. дней/плох. погоды/орган. дней[ Общ. пл. съемки масшт. 1: 100 000 Средняя суточная производительность

Ассанов... 1935 28/VIII 12/Х 77 32 12 ЗЗ 1100 34, 4
1936 27/V 10/IХ 107 40 42 25 3400 80, 0
1935 24/VI 3/Х 72 45 6 21 1662 36, 9
1936 30/V 10/IХ 103 40 44 19 2010 50, 2
Теологов ... 1935 19/VIII 6/Х 49 20 3 21 639 32, 0
1936 2/VI 2/IX 93 28 26 28 1820. 65, 0

3400 км2, приведенных в таблице, распределяются так: 1200 км2 горного района — 20 рабочих дней; 2100 км — тундра по р. Омгуэме — 20 рабочих дней и 100 км зимней съемки.
5 и 10 рабочих дней потрачено на крупномасштабные съемки (1: 10 000 и 1: 25 000).
Организационные дни: переезды, переходы, подготовки к маршрутам, подноска продовольствия, работа с самолетом и другие работы.
Видимость летом достигает в редкие исключительные дни сотни километров, в большинстве же случаев она бывает от 5 до 15 км; зимой в ясную погоду видимость бывает до 50 км, но так как зимой погода малоустойчива, то надеяться на хорошую видимость в течение продолжительного времени нельзя.
Топографические работы в 1936 г. начались с 10 мая по зимнему пути на собачьих упряжках (этот период в таблицу не включен), но

 Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62 - 0003.jpg
[60]
с 1 июня началось интенсивное таяние снега, и передвижение на нартах (санях) стало невозможным.
Работа в июне на Чукотке затруднена разливом рек, речушек и просто ручейков, которые несут моментами такую массу воды, что переход через них крайне опасен и затруднителен. В июле, самом теплом и сухом месяце, съемочные работы протекают наиболее продуктивно, температура днем достигает +10, +15° С и ночью не опускается за редкими исключениями ниже 0°. Август, особенно конец его, имеет ночную температуру часто ниже 0°, днем от +3 до 0°, иногда выпадает снег, как это имело место 8 августа в среднем течении р. Омгуэмы. Сентябрь — морозы ночью уже достигают —10°, но днем температура до +5, +7°, изредка выпадают снег и дождь,
в конце месяца начинает появляться снежный покров. Октябрь — это уже зимний месяц, хотя начало его для работы еще пригодно. Сведения о климатических условиях, полученные от местного населения, в общих чертах совпадают с наблюдаемыми нами, конечно, могут и должны быть уклонения в ту или другую сторону от какой-то середины. Что же касается работ по съемке зимой, то здесь нужно сказать следующее: ноябрь, декабрь, январь и отчасти февраль являются самыми темными месяцами года, в декабре—январе продолжительность дня около часа и то без солнца, так что в эти месяцы рабочего времени можно выкроить буквально минуты, в ноябре, феврале этого времени будет уже больше, но и оно незначительно. Конец же февраля, март, апрель и май, особенно последние 2 мес., имеют в течение дня большое количество светлого времени, но они являются в то же время и самыми снежными, как показал 1936 г.
Снежный покров скрывает русла речек, нивелирует рельеф и вообще затрудняет производство работ, но вместе с тем он позволяет

 Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62 - 0004.jpg
[61]
передвигаться на нартах — собачьих и оленьих упряжках, что является иногда решающим моментом на некоторых участках работы.
Отсюда вывод — возможность производства зимних топографических работ должна устанавливаться в каждом отдельном случае в зависимости от срочности работ, масштаба и способа съемки и целей ее назначения и использования.
Результатом нашей полевой работы явилась карта масштаба 1: 100 000 с рельефом (сечение 50 м) района залива Креста и бассейна рр. Омгуэмы и Якатики, вытекающей из одноименного озера. Река Омгуэма (по старой транскрипции Амгуэма) снята почти на всем своем протяжении, нанесено оз. Якитики, не значащееся на картах, размеры этого озера, в длину свыше 25 км при ширине около 4 км. Определены главнейшие высоты Анадырского хребта. Общая площадь съемки выражается цифрой около 10 500 км2. Составлена также карта масштаба 1: 200 000 этого же района.
Для обоснования топографических работ экспедиции были произведены определения шести астрорадиопунктов.
Один из пунктов расположен в среднем течении р. Омгуэмы «Старая база», другой — близ горы Укооч-Хойген (тип Гранитной) «река Вуанеглядь», остальные по побережью залива Креста.
Астроотряд состоял из астронома, рабочего и 2—3 каюров с упряжками собак.
Радиотехника в отряде не было.
Инструментальное оборудование отряда состояло из:
1. Универсального 5" инструмента Гильдебранда № 70436 с микроскопами для отсчитывания вертикального и горизонтального кругов, окулярным микрометром с двумя талькоттовскими уровнями, цена деления их 2", 02 и 2", 16, уровнем на микроскопах 2", 44 и накладным уровнем 4", 20. Инструмент электрифицирован.
2. Хронометра звездного Ланге 436.

 Геодезист, 1937, № 6, с. 58-62 - 0005.jpg
[62]
3. Радиоприемника длинноволнового типа АД-4; питание: для анодного напряжения два 80-в кислотных аккумулятора и один 6-в для накала ламп. Аккумуляторы заряжались на радиостанции в балке Оловянной. Антенна 50-м подвешивалась на шестах высотой 4—5 м, заземление отсутствовало.
4. Анероида, термометра, бинокля и пр. Наблюдения велись с марта по май 1936 г.; на некоторых пунктах пришлось ожидать благоприятной погоды по нескольку недель; так, на пункте р. Омгуэма — «Старая база», наблюдения велись с 10 апреля по 2 мая, причем, главным образом, работа произведена 1 и 2 мая, остальное время — пурга или закрытое облаками небо.
Определение широт произведено в основном способом Талькотта и комбинированным способом Талькотта с отсчетами вертикального круга, Специального вечера для наблюдения широт не отводилось. Определение времени производилось по способу проф. Цингера. Эти наблюдения располагались между двумя или тремя приемами радиостанции. Принимались станции Регби, Пауэн, Бордо и редко Москва. Слышимость станций Регби и Бордо была почти всегда хорошей (R4—R8), станция Науэн колебалась от R2 до R6, RAI, если и была слышна, японской станцией, работающей на волне, близкой к волне Московской станции, «забивалась», и сигналы, подаваемые Москвой, принять было невозможно. Проба приема сигналов, подающихся коротковолновыми станциями (Москва—Париж) на приемник Куб-4, не увенчалась успехом, так как прием весьма неуверенный, слышимость R2—R4 падает до 0. Ритмические сигналы принимались на-слух (без прибора Кука). На пунктах определялось склонение магнитной стрелки. Направление истинного меридиана определялось из наблюдения полярной магнитною буссолью.
Наблюдения производились со штатива. Пункты закреплялись на местности или постановкой гурия с окопкой его канавой (пункты р. Омгуэма, Западный фиорд) и без окопки (пункт Канин, Энеткин) или постановкой столба (бухта Оловянная), иногда пункты приурочивались к местным предметам — естественным камням — глыба на р. Вутеглядь — и прочим предметам местности.
Камеральная обработка полученных в поле материалов была произведена в Москве.
Источник: https://xyh-polar.livejournal.com/116728.html
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1936: 2-я Чукотская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2019 19:53

Рохлин М. И. Там, где были яранги. Издательство «Советская Россия», Москва, 1961 г.

Рождение Иультина

Сложнее обстояли дела на востоке Чукотки, там, где первыми по геологической целине проложили тропы Серпухов и Байков. Еще к зиме 1935 года сюда была направлена довольно крупная экспедиция – на нее ассигновали крупную сумму. В составе экспедиции имелось пять геологов и четыре топографа, она располагала вездеходами и самолетами «У-2».
 180399Y005308.jpg
Руководство экспедицией, которая получила название Второй Чукотской, принял на себя тогдашний начальник Горногеологического управления Главсевморпути М. Ф. Зяблов.
Сотрудники экспедиции на пароходе через Владивосток прибыли в залив Креста. Разгрузились на той самой косе, где сейчас стоит полярная станция. Исходя из задач экспедиции, бухту самонадеянно назвали Оловянной.
С помощью самолетов и вездеходов не составило большого труда проникнуть в глубинные районы Чукотки вплоть до озера Якитики и бассейна Телекая, где, как предполагали, лежат «точки Серпухова». Особенно хорошо показали себя самолеты «У-2». Они пробыли в воздухе 260 летных часов.
Этот «воздушный извозчик» перебрасывал геологов и грузы с базы в заливе Креста на расстояние более 200 километров. Места посадок выбирались с воздуха. За 260 летных часов при многочисленных посадках и взлетах с речных кос не было ни одной аварии.
Хорошо работали вездеходы. Летом они ходили по тундре, преодолевали Анадырский хребет, брали уклоны до 25°. По летней тундре, приняв на борт 1,2 тонны груза, они развивали скорость до 15 километров в час. Еще лучше работали вездеходы ранней весной по снежному насту.
Все, казалось, благоприятствовало успеху работ. Но основное задание экспедиция так выполнить и не смогла: «точки Серпухова» обнаружить не удалось.
Сохранилась стенограмма заседания ученого совета Арктического института, на котором в 1936 году Зяблов докладывал о результатах работ экспедиции. Неудачу с поисками «точек Серпухова» он не мог оправдать никакими доводами. Вместе с тем присутствовавший на заседании В. И. Серпухов экспансивно утверждал, что поиски велись не там, где следует.
Забегая вперед, отметим, что «точки Серпухова» несколько позже искали также и полевые партии геологов «Дальстроя» Л. Б. Кузьминой и Л. М. Шульц. Искали тщательно, но таких богатых образцов, как те, что привез Серпухов, на Баранихе не нашли. Так и остается этот вопрос открытым до сих пор: В. И. Серпухов утверждает, что точки эти существуют, а найти их не смогли.
Все же работы Второй Чукотской экспедиции имели определенное положительное значение.
Геологи Г. А. Кремчуков, С. В. Культаисов и М. Д. Бритаев обследовали значительную по размерам площадь. Им удалось выявить новые, правда непромышленные, рудопроявления олова и полиметаллов.
В целом перспективность территории, отмеченная Серпуховым, не только подтвердилась, но стала еще более реальной. По-прежнему сохранился гипноз «серпуховских» точек. Это послужило основанием для организации еще одной экспедиции. Начальником ее назначили Ю. А. Одинца, геологами А. Г. Шпилько и В. Н. Миляева.
...

Справка: https://ru.openlist.wiki/Зяблов_Михаил_Федорович_(1904)
 Зяблов Михаил Федорович (1904) — Открытый список.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1936: 2-я Чукотская экспедиция ГУСМП

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2019 21:16

Каминский М., "В небе Чукотки". М.: Молодая Гвардия, 1973. — 368 с., илл, карт.

ГЛАВА ВТОРАЯ
КОГДА ГЕОЛОГИ СТАЛИ КРЫЛАТЫМИ
...
Вторая экспедиция, направленная с конкретной задачей вновь найти "точку Серпухова" и определить ее промышленное значение, по тем временам казалась гигантской. В ней участвовало пять геологических партий, богато снаряженных. В распоряжении экспедиции два вездехода, катер, трактор, кунгасы, радиостанция, они везли с собой три фанерных домика и всякое оборудование.
Возглавил экспедицию М. Ф. Зяблов. Потомственный рабочий Павловской слободы, что под Горьким, окончив рабфак, он завершил образование в Московской горной академии. В деятельности этого человека яркое подтверждение нашел ленинский тезис о творческих возможностях рабочего класса, освобожденного от капиталистической эксплуатации.
Перед экспедицией Зяблова стояла трудная задача. Мыс Северный доступен для парохода три месяца в году - в июле - сентябре. Место для разгрузки неблагоприятное. Полевой сезон для геологов короткий и т. д.
Я уже упоминал о значимости работ Обручева и геодезиста-аэросъемщика К. А. Салищева по составлению достоверной карты некоторых частей Чукотки.
Первый экземпляр этой карты увидел Зяблов. Это определило его решение. А что, если не забираться на северное побережье, а идти к "точке Серпухова" с юга? Этот вариант соблазнял весьма важными преимуществами. Залив Креста, омывавший южные подножья Анадырского хребта, на тысячу километров ближе к Владивостоку. Он замерзает на два месяца позднее, и в его районе нет полярной ночи. По рассказу Обручева, в заливе отличные условия для выгрузки, а климат нельзя и сравнивать с мысом Северным.
Единственным, но крупным минусом являлась большая отдаленность базы в заливе от "точки Серпухова". Вместо 50 километров от Северного - не менее 250 от залива Креста. Но ведь эти километры лежат в горах, и кто знает, что еще попутно откроется в них!
Зяблов понимал, что, удлиняя путь к цели, он берет на себя большую ответственность. Горы, по которым еще не ступала нога цивилизованного человека, таят в себе неожиданности, которые и предусмотреть невозможно.
Узнав, что одновременно с его экспедицией на Чукотку едет авиагруппа Волобуева, Зяблов пришел к начальнику полярной авиации М. И. Шевелеву:
"Марк Иванович! Поделитесь вашим могуществом, дайте мне на Чукотке один самолет на пару месяцев. Ваши летчики возят в Арктику почту, делают разведку льдов, помогите нам найти дорогу к богатствам чукотских недр!"
Чтобы представить дерзость и необычность такой просьбы, следует напомнить, что полярная авиация только отращивала свои крылья. Самолетов было мало, и каждый ценился на вес золота. На полярных летчиков смотрели, как сегодня смотрят на космонавтов. Даже специалистам полеты за Полярным кругом представлялись неимоверно опасными. А Зяблов предлагал передать самолет в распоряжение людей, ничего не понимающих в авиации, а летчику доверить посадки вне аэродромов. И где? У черта на куличках, да еще в никем не исследованных хребтах!
Тут я должен познакомить читателя с тем, кто должен был принять решение.
М. И. Шевелеву в тот год еще не исполнилось тридцати лет. Но в них уместилось такое, что было возможным лишь в то легендарное время.
Мальчишкой участвовал в гражданской войне. В шестнадцать лет стал коммунистом. Живой ум и смелый характер, помноженные на трудолюбие и неиссякаемую энергию, плюс романтическая любознательность привели его в Арктику. Летом 1932 года с летчиком Порцелем он совершает пионерский полет в проливе Маточкин Шар. За одним из поворотов лабиринта пролива на них обрушилась шальная Ново-Земельская бора. С высоты 200 метров тяжелый двухмоторный самолет с огромной силой был сброшен на кипящие волны и буквально расплющен. Из обломков в бурлящей, студеной воде выбрались только двое: Шевелев и бортмеханик В. С. Чечин. Шевелев узнал, почем фунт арктического лиха. Но не испугался. Зимой того же года он принял предложение академика О. Ю. Шмидта организовать воздушную службу только что созданного Главного управления Северного морского пути.
После эпизодических разведывательных полетов летчиков Б. Г. Чухновского, М. С. Бабушкина, О. А. Кальвицы и немногих других под руководством молодого начальника полярной авиации началось систематическое изучение Арктики как театра действия авиаторов. Появились имена новых пионеров: А. Д. Алексеева, М. И. Козлова, В. М. Махоткина, Н. Л. Сырокваши, И. И. Черевичного. А потом была челюскинская эпопея, давшая огромный опыт все еще юной полярной авиации. К тридцати годам Шевелев уже знал, что такое ответственность руководителя, но еще не успел ощутить ее тяжесть, ограничивающую решимость.
Шевелев принял предложение Зяблова, и этим двум людям принадлежит честь создания прецедента, небывалого в истории разведки земных недр.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения