Страница 1 из 1

1939: Полярная аэросъемочная экспедиция ГУГК

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2019 13:57
ББК-10
Советская Сибирь, 1939, № 109, 12 мая

 Советская Сибирь, 1939, № 109 (1939-05-12) ГУГК в Арктике.jpg
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ

В этом году Главное управление геодезии и картографии при СНК СССР приступает к составлению новых карт советской Арктики и Субарктики. В конце мая в район реки Лены выезжает первая экспедиция. Снаряжаются три хорошо оборудованных самолета, с которых будет производиться аэрофотосъемка территории в 28.000 квадратных километров. До сих пор дельта рек Лены плохо изучена. Существующие карты составлены приближенно. Результаты работ экспедиции дадут возможность создать новую, подробную карту в масштабе 1 : 200.000, удовлетворяющую нужды навигации. Кроме того, будет сделано географическое описание местности. Работы по картографированию Севера продолжатся в будущем году. (ТАСС).

1939: Полярная аэросъемочная экспедиция ГУГК

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2019 14:05
ББК-10
Геодезист, №1, 1940, c. 48-54

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0001.jpg
Полярная экспедиция 1939 г.
Б. Д. Запруднов

Территория Крайнего Севера и побережье Ледовитого океана в картографическом отношении изучены весьма слабо. Преобладающее количество съемок в этих районах относится к съемкам гидрографического назначения. В период с 1935 г. по 1939 г. Гидрографическим управлением и конторой «Аэросъемка» Главсевморпути были сделаны попытки применения аэросъемки для картографирования Крайнего Севера, но попытки эти не дали серьезного производственного результата.
1939 г., после передачи конторы «Аэросъемка» ГУСМП в ведение Главного управления геодезии и картографии, была организована полярная аэросъемочная экспедиция, в задачу которой входило выполне-

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0002-2.jpg
[49]
иие в дельте р. Лены аэросъемочных работ для создания карты в масштабе 1: 100 000. Организация экспедиции была проведена в весьма короткие сроки: в течение апреля и мая экспедиция была укомплектована кадрами, было получено и отправлено в г. Красноярск необходимое оборудование и снаряжение, была проведена поверка и юстировка аэрофотоаппаратуры и аэронавигационного оборудования.
Полярная экспедиция была снабжена из Красноярского авиаремонтного завода ГУСМП двумя самолетами МП-1 бис (Н-178, Н-180) и одним двухмоторным самолетом «Дорнье-Валь» (Н-26). Самолеты предназначались не только для производства аэросъемки, но и являлись средством переброски состава экспедиции и грузов в район работ. Кроме того, они служили средством связи и транспорта для обеспечения экспедиции материалами, продовольствием, горючим и пр. В процессе работ была установлена возможность использования самолета «Дорнье-Валь» также при проведении наземной геодезической подготовки и географического обследования.
Район работ экспедиции 1939 г. представляет собой вдающуюся в море Лаптевых дельту р. Лены. Эта дельта — одна из величайших в мире. Только собственно дельта занимает площадь около 30 000 км2, имея длину 130 км и ширину в наиболее широкой части 270 км.
Почти вся площадь дельты состоит из огромного числа относительно небольших островов, островков и обсушных песков, разделенных бесчисленными протоками, рукавами и проливами, образуемыми р. Леной, — частично постоянными, частично пересыхающими. На северо-западе дельты лежит крупный массив большого острова Эрге-Муора-Сиссь (по-эвенкски «Старый морской хребет»), покрытый множеством озер, главным образом, провально-мерзлотного типа, и резко отличный по своей ландшафтно-географической и генетической характеристике от остальной части дельты.
Весь огромный район дельты почти не освещен в картографическом отношении и по существу является одним из «белых пятен» на географической карте Союза ССР. Даже самые последние карты А. А. Романова (1933 г) и Всесоюзного арктического института (1939 г.) изображают большую часть дельты схематически, оконтуривая морское побережье, острова, протоки и озера пунктирными линиями, нанесенными на карту на основе отрывочных сведений или беглых зарисовок, сделанных различными гидрографическими экспедициями.
Несколько лучшую картографическую и географическую освещенность имеют лишь две южные протоки р. Лены — Оленекская и Быковская с заливами Неелова, отделяющие дельту от материка. На организацию работ в районах побережья Ледовитого океана сильно влияют полярная ночь и полярный день.
Для района работ 1939 г. продолжительность полярного дня и ночи указана в таблице.

Широта Продолжительность полярного дня (суток) Дата начала, конца Продолжительность полярной ночи (суток) Дата начала, конца
72° 88 С 9/V по 4/VIII 70 С 17/ХI по 25/I
74° 102 С 2/V по 11/VIII 85 С 10/ХI по 2/II

Не менее важное значение в этом смысле имеет и продолжительность дня. Для района работ 1939 г. период дней с продолжительностью

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0003.jpg
[50]
не менее 18 часов составляет на широте 72° 121 день (с 23/IV по 22/VIII), на широте 74° 130 дней (с 18/IV по 26/VIII). Период дней с продолжительностью не менее 6 часов составляет на широте 72° 260 дней (с 13/II по 31/Х), на широте 74° 252 дня (с 17/II по 27/Х).
Эти физико-географические особенности создают специфические условия организации и выполнения аэрогеодезических работ.

Летносъемочный процесс

Отсутствие сухопутных аэродромов обусловливает необходимость применения для аэросъемочных работ на побережьи Ледовитого океана морских самолетов. Использование их возможно лишь в короткий период очищения побережья от льда (с половины июня до половины сентября), между тем данный период характеризуется как раз наименьшим количеством дней со съемочной погодой и большим количеством туманов. Периоды же хорошей съемочной погоды — ранняя весна и поздняя осень (до вскрытия и после замерзания побережья) — не могут быть использованы для производства аэросъемки с. помощью морских самолетов. Кроме того, из-за снегового покрова и замерзания водных бассейнов аэроснимки не отразили бы действительной поверхности района. Поэтому в полярных районах летносъемочные работы могут производиться лишь в ограниченный период времени.
Количество дней со съемочной погодой в период пребывания экспедиции в районе работ было: полных съемочных дней 1, половинных 4, частичных 5.
Полный съемочный день определялся наличием безоблачной погоды над всем участком съемки с возможностью произвести несколько производственных вылетов в течение дня. Половинные съемочные дни определялись наличием погоды в отдельных частях участка съемки с возможностью произвести один производственный вылет в течение дня. В частичные съемочные дни съемочной погоды в полном смысле этого слова не было; имели место лишь отдельные «окна» безоблачного неба и участки неба, покрытые прозрачными облаками высокого яруса, что позволяло опытному съемочному составу производить частичную съемку. Что касается освещенности земной поверхности, то в полярный день в летний период в Арктике возможно почти круглосуточное выполнение аэросъемочных работ, и «ночные» съемки в Арктике вполне реальны при небольшом (до 1200—1500 по X. Д. ) повышении чувствительности аэропленки.
В отношении аэросъемочного самолетовождения условия района работ 1939 г. были чрезвычайно сложны: имеющийся на данный район картографический материал почти совсем не отвечал своему назначению; бесчисленное количество проток, островов и озер, имеющих самую запутанную конфигурацию, в сильной степени усложняло детальную ориентировку; использование магнитного компаса было почти невозможно из-за неустойчивости его показаний в этих районах; кроме того, быстрые изменения погоды с образованием туманов, сильные ветры, вызывавшие, на съемочной высоте большой снос самолета, и штормовые явления на земной поверхности сильно мешали производству летносъемочных работ. Затруднения в ориентировке усугублялись наличием в атмосфере сухой дымки.
Невозможность немедленной фотолабораторной и фотограмметрической обработки материала заставляла в некоторых случаях производить съемку без репродукций с накидных монтажей.. К причинам, сильно осложнявшим работу, относилась также плохая приспособленность са-

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0004.jpg
[51]
молетов типа МП-1 для эксплоатации в Арктике (плохие мореходные качества, недостаточная грузоподъемность и пр.).
Летносъемочные работы за 27,6 чисто съемочных часов были выполнены на площади 39 261 км2, что составляет 122,6% плана работ. Качественная оценка характеризовалась такими показателями: на «отлично» 84,3%, на «хорошо» 15,1%, на «удовлетворительно» 0,6%. Работа была произведена аэрофотоаппаратами Т-ЗА.
Производительность труда экипажа Н-178, сыгравшего решающую роль в выполнении летносъемочных работ, составляла 147, 6 пог. км в час, при отличном качестве всей продукции и выполнении своего задания на 246%. Эти результаты были обеспечены правильной организацией труда, строгим разделением обязанностей в процессе съемки между съемщиком и оператором и хорошим знанием техники производства съемки и эксплоатации самолета в арктических условиях всеми членами экипажа.

Географическое обследование

Основной задачей географических работ экспедиции 1939 г. было обеспечение правильного отражения на карте характерных особенностей местного тундрового ландшафта и дополнение карты комплексным экономо-географическим описанием, охватывающим все стороны природных условий и экономической жизни района, а также уточнение транскрипции географических наименований.
Второй задачей являлось накопление опыта аэровизуальных и наземных географических наблюдений в специфических условиях района работы экспедиции. На основе этого опыта должна была значительно облегчиться разработка методики аэровизуальных географических наблюдений в сочетании с наземными работами, при которых основным транспортным средством является самолет.
Исключительная сложность географической обстановки, невозможность использования наземных транспортных средств, отсутствие населенных пунктов и краткость летнего периода создавали почти непреодолимую преграду для географических работ, обеспеченных обычными средствами и методами. Используя при выполнении этих работ самолет, в 1939 г. удалось сравнительно легко и, повидимому, удачно преодолеть эти трудности. За период с 2/VIII по 17/IX было выполнено 16 аэровизуальных маршрутов общим протяжением около 4 000 км с 35 посадками в 23 различных пунктах дельты р. Лены.
Полеты производились по заранее разработанным по карте маршрутам на высоте 200—600 м (в зависимости от метеорологических условий). Во время полетов географ вел аэровизуальные наблюдения, в процессе которых выявлялись: общий характер ландшафта района; характер гидрографической сети; формы очертания и строение отдельных элементов ландшафта: островов, мысов, перешейков, возвышенностей, озер, заливов, лагун и др.; рельеф, характер, цвет и разнообразие растительных комплексов; смена и преобладание на определенных участках маршрута тех или иных ландшафтных типов и т. д. {1}
В конечном пункте маршрута географ — один или с проводником — высаживался на каком-либо из островов дельты для производства на-

{1} Методика аэровизуальных наблюдений и, в частности, вопрос о том, как используются при ней материалы аэросъемки, имеет существенный интерес не только для работ в Арктике, но также и для большинства районов, в которых выполняются мелкомасштабные воздушные съемки. Желательно, чтобы автор статьи или географ экспедиции дал научно-техническое освещение этих вопросов в одном из следующих номеров журнала «Геодезист». Ред.

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0005.jpg
[52]
земных наблюдений. Таким образом, аэровизуальные наблюдения чередовались с наземными, причем районы наземных наблюдений дважды наблюдались географом с воздуха. В процессе наземных наблюдений проводились пешие экскурсии по тундре, во время которых данные аэровизуальных наблюдений сопоставлялись с натурой, проверялась правильность сделанных выводов, производились наблюдения, дополнившие аэровизуальный материал в отношении форм микрорельефа, измерялись глубины озер и мерзлотного слоя в различных геоморфологических элементах и на дне озер, наблюдался характер почвенного и растительного покровов, а также собирались образцы почв, торфов и гербарий.
Таким путем, используя самолет, удалось провести силами одного географа в исключительно короткий срок (2 месяца) основную часть географического обследования огромного района площадью около 40 000 км2.

Работы по геодезическому обоснованию

Как было сказано выше, дельта р. Лены представляет собой плоскую, тундровую низменность с колебаниями рельефа до 10—15 м, перерезанную бесчисленным количеством протоков, соединенных с океаном. Падение воды в протоках в пределах дельты ничтожно, и вследствие этого почти на всем участке работ имеется большое количество точек, высотные отметки которых могут быть приравнены к уровню океана.
Изменение уровня океана под влиянием приливов и отливов, а также нагонных ветров на побережьи моря Лаптевых невелико (1—2 м) и потому не может помешать использованию таких точек в качестве высотного обоснования для создания карты в масштабе 1: 100 000. В связи с этим в большей части района работ 1939 г. не требуется проведение полевых работ по высотной подготовке, и возможность камеральной стереофотограмметрической обработки материалов аэросъемки для карты в масштабе 1: 100 000 обеспечена.
Плановым обоснованием аэросъемки служат астрономические пункты. Экспедицией была установлена сохранность в районе работ значительного количества астрономических пунктов, определенных в прошлые годы. Использовать эти пункты для составления карты по материалам аэросъемки обычным путем, т. е. провести предварительную маркировку пунктов перед съемкой или опознавание их на аэросъемочных материалах после съемки, не представилось возможным. Предварительная маркировка могла быть выполнена только к концу съемочных работ и не достигла бы цели; провести же опознавание астрономических пунктов на аэросъемочных материалах не было возможности из-за недостатка времени после окончания съемочных работ.
Располагая самолетом «Дорнье-Валь», имеющим достаточно хорошие мореходные качества и большую грузоподъемность, экспедиция провела работу по опознаванию астрономических пунктов следующим образом.
Во все места расположения старых астрономических пунктов, по заранее намеченным маршрутам, были произведены вылеты на самолете. Астроном, находившийся на борту самолета, совместно с экипажем отыскивал астрономический пункт и выкладывал упрощенный маркированный знак (материалом служили обычно старые газеты). После этого самолет поднимался в воздух и производил над астрономическим пунктом съемку короткого маршрута (5—8 снимков) в произвольном крупном масштабе, обусловленном высотой облачности (300—700 м). По получении материалов основной аэросъемки данного района положение астрономических пунктов с крупномасштабных снимков переносилось на эти материалы.

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0006.jpg
[53]
Указанным порядком экспедицией 1939 г. было использовано 16 старых астрономических пунктов. Кроме того, были произведены маркирование и съемка местоположения 11 новых астрономических пунктов, наблюдение которых производится в настоящее время. Это даст возможность, по мере окончания наблюдений и вычислений, передавать координаты астрономических пунктов из района работ в предприятие по радио для немедленного использования в камеральной обработке.
В результате использования самолета для указанного выше цикла работ экспедицией выполнена значительная часть планового обоснования съемки, и так как на большей части участка, как уже говорилось, проведения полевых работ по высотной подготовке не требуется, — обеспечена возможность серьезного сокращения сроков изготовления и выпуска карты дельты р. Лены.
Выполнение работ по геодезическому обоснованию и географическому обследованию было проведено экипажем самолета Н-26 (совместно с географом и астрономами). Экипажем самолета Н-26 за сезон 1939 г. налетано 202 часа в труднейших условиях Крайнего Севера с посадками для выполнения производственных заданий в совершенно необследованных местах.

Организация базы экспедиции и быта

Полярная экспедиция 1939 г. базировалась непосредственно в районе работ (у «Столба»), где была изыскана акватория в одной из бухт, образуемых дельтой р. Лены. Акватория оказалась достаточно удачной и, несмотря на сильные штормы, она обеспечивала сохранность материальной части, а также повседневную возможность взлета и посадок самолетов, независимо от силы и направления ветров.
Для размещения производственных подразделений (фотолаборатории и фотограммчасти), а также состава экспедиции, в г. Якутске была арендована «брандвахта» (баржа, приспособленная под жилье), которая была сплавлена к месту базирования самолетов. Расположение производства (фотограммчасти и фотолаборатории) и жилья летного состава в непосредственной близости к самолетам и на самом участке работ обеспечило большую оперативность и максимальное использование благоприятной для аэросъемки погоды.
Для обслуживания самолетов и хозяйственных нужд экспедиции был арендован катер, который находился на базе экспедиции. Общественное питание было организовано непосредственно на «брандвахте», где была оборудована плита, отапливавшаяся плавником, собираемым в районе базы. Пища приготовлялась поваром, находившимся в составе экспедиции. Выпечку хлеба организовать в экспедиции не представилось возможным и он доставлялся в большинстве случаев из бухты Тикси при полетах туда самолетов.
Коллектив экспедиции находился вне населенных пунктов, в одном из необжитых уголков Крайнего Севера, но оторванным от нашей великой родины он себя не чувствовал. На протяжении всего периода пребывания экспедиции в Арктике радиосвязь обеспечивала получение подробной информации о жизни нашей страны и всего мира, всегда с большим интересом обсуждавшейся коллективом. На «брандвахте» выпускалась стенная газета, отражавшая производство и быт экспедиции.
С местными жителями — якутами, находившимися в летний период в дельте р. Лены для ловли рыбы, поддерживалась постоянная связь. В нужных случаях им оказывалась помощь отправкой радиограмм, а также перевозкой больных в населенный пункт на самолете экспедиции. Совместно с местным населением был проведен авиационный праздник 18 августа.

 Геодезист, №1, 1940, c. 48-54 экспедиция - 0007.jpg
[54]
Некоторые выводы

На основании опыта работ экспедиции 1939 г. можно сделать следующие предварительные выводы.
1. Ввиду чрезвычайно ограниченного количества съемочной погоды и тяжелых условий эксплоатации, самолеты типа МП-1 для работ в полярных условиях мало пригодны и требуют замены металлическими машинами с большим радиусом действия и хорошими мореходными качествами.
2. Необходимо повысить чувствительность авиапленки, обеспечив возможность съемки в любые часы суток полярного дня.
3. Для увеличения производительности труда в аэросъемочных работах необходимо спроектировать и построить многообъективную широкоугольную аэросъемочную аппаратуру.
4. Для уточнения и облегчения самолетовождения в условиях Крайнего Севера нужно ввести на вооружение для работ по аэросъемке солнечный указатель курса (СУК).
5. Необходимо установить технические требования в отношении точности и нагрузки карт для полярных районов.
6. Необходимо уточнить технико-производственные требования и разработать методику работ по геодезическому обоснованию с использованием самолета, обратив особое внимание на уменьшение объема полевых работ и замену их камеральными работами.
7. Необходимо организовать применительно к «кустам» работ пловучие базы типа «брандвахты», включающие в себя помещение для производства, жилья, радиостанцию, мастерскую, склады материалов, инструментов и пр. Пловучие базы должны передвигаться с помощью катера или буксира, чтобы постоянно находиться вблизи объектов работ.
8. Следует выработать облегченное стандартное оборудование и снаряжение для наземных геотопографических работ в условиях Крайнего Севера.

Источник: https://xyh-polar.livejournal.com/116358.html

1939: Полярная аэросъемочная экспедиция ГУГК

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2019 17:38
Dobrolet