1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 21:25

Всемирная иллюстрация Т.14, № 2(340) 1875 г.
 Всемирная иллюстрация Т.14, № 2(340) 1875 г._32.jpg
 Всемирная иллюстрация Т.14, № 2(340) 1875 г._34.jpg

 Всемирная иллюстрация Т.14, № 2(340)) 1875 г._35.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 21:40

Новая английская полярная экспедиция//Всемирная иллюстрация Т.14, № 12(350) 1875
 Всемирная иллюстрация Т.14, № 12(350)  1875 г._210.jpg
 Всемирная иллюстрация Т.14, № 12(350)_211.jpg



Всемирная иллюстрация 1875 г.
 1875 г..jpg
Последний раз редактировалось fisch1 01 Август 2018 22:00, всего редактировалось 1 раз.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 21:46

Возвращение экспедиции//Всемирная иллюстрация Т.16 № 411 1876
 Всемирная иллюстрация Т.16 № 411  1876 _364.jpg
Последний раз редактировалось fisch1 01 Август 2018 21:51, всего редактировалось 1 раз.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 21:50

Живописное обозрение 1876, № 52
 Живописное обозрение 1876, № 52_396.jpg
 Живописное обозрение 1876, № 52_398.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 22:05

Всеобщий календарь... на 1878 г.
 Всеобщий календарь... на 1878 г_660.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 22:11

Живописное обозрение 1877 №20
 Живописное обозрение 1877 №20_333.jpg
 Живописное обозрение 1877 № 20_334 .jpg


 Живописное обозрение 1877 №20_339.jpg
 Живописное обозрение 1877 №20_340.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 22:14

1875—1876 гг.Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

После неудачной экспедиции «Поляриса» правительство Соединенных Штатов прекратило снаряжение полярных экспедиций.
В 70 годах XIX столетия инициатива в области полярных исследований переходит в руки англичан. В 1875 г. Лондонское Географическое Общество снарядило первую английскую экспедицию к северному полюсу. Эта экспедиция должна была продолжать исследования «Поляриса». Экспедиция была отлично снаряжена и имела в своем составе ряд выдающихся ученых. Начальником был назначен капитан Джордж Нерс, участвовавший уже в поисках Франклина и командовавший знаменитым кораблем «Челленжер», производившим обследование морских
глубин Великого океана. Экспедиция отправилась на двух судах— «Алерт» и «Дисковери», командирами которых были опытные моряки и исследователи, Маркгам и Стефенсон.
Оба судна первоначально направились к проливу Смита,с большим трудом проложили себе путь через узкие места пролива и достигли места зимовки «Поляриса». Отсюда «Алерт» и
«Дисковери» продвинулись еще далее на север и зазимовали у берегов Земли Гранта. Весною 1876 г. экспедицией были выполнены три больших санных путешествия вдоль берегов Земли Гранта, Земли Гриннеля и в северо-западную Гренландию.
Капитан Маркгам с несколькими спутниками с невероятными усилиями добрались до 83° 20 1/ 2 северн. широты, которой до того времени не удавалось достигнуть ни одному исследователю.
Путешественники пробыли в пути 2 месяца и совершенно выбились из сил. Они, без сомнения, погибли бы, если бы навстречу им не был послан с «Алерта» вспомогательный отряд.
Видя невозможность достижения полюса, капитан Нерс решил отправиться в обратный путь, тем более, что цынга, принявшая среди экипажа значительные размеры, уже успела унести
три жертвы. Недоступность моря со стороны пролива Смита привела капитана Нерса к убеждению, что полюс с этой стороны недостижим.
Это убеждение Нерс выразил в своей лаконической телеграмме, посланной им Лондонскому Географическому Обществу:
The North-Pole impracticable (северный полюс недостижим).
Исследования в проливе Смита, у берегов восточной Гренландии и у Шпицбергена доказали, что открытого, свободного от льдов полярного моря не существует. С каждым новым исследованием
границы этого моря отодвигались все далее и далее к полюсу; в конце концов исследователи убедились, что все пространство Ледовитого океана вокруг полюса представляет непроходимый
ледяной хаос.
Таким образом английская экспедиция, несмотря на большие материальные затраты и огромные усилия, не достигла своей цели и прошла к северу дальше экспедиции Галля только на 130 километров.

Лебедев, Н. К.Завоевание земли.Москва : Государственное издательство, Т. III : Девятнадцатый век и наше время. - 1925
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 22:43

Первое исследование берегов моря Линкольна (экспедиция Нэрса)

В 1875 году в Англии была организована большая полярная экспедиция на двух винтовых пароходах, каждый с командой в шестьдесят человек: «Алерт» (550 тонн) и «Дисковери»(700 тонн). Начальником экспедиции был назначен Д ж о р д ж Стронг Нэрс, видный гидрограф*, имевший и полярный опыт (за двадцать лет до этого он участвовал в арктической экспедиции Келлетта).
*
В 1 8 7 2— 1 8 7 4 годах Нэрс был командиром прославленного океанографического судна «Чел ленджер ».


В июле — августе 1875 года оба парохода прошли пролив Кеннеди. «Дисковери» был поставлен на зимовку в залив Леди-Франклин, сам же Нэрс на «Алерте», которым командовал
Ал ь б е р т Г а с т и н г с М а р к е м, прошел через пролив Робсон в море Линкольна и достиг 82°24 с.ш. В течение двадцати лет (до плавания «Фрама» в 1896 г.) это была предельная северная
широта, которой достигали суда в свободном плавании.
В тот же день, 1 сентября 1875 года, «Алерт» вмерз во льды близ берега острова Элсмира. К счастью, мощные, севшие на мель льды толщиной до 22 м, защищали «Алерт». Зима прошла
благополучно, хотя температура падала до 59° ниже нуля.
Весной 1876 года три санных отряда, двигаясь в разных направлениях от «Алерта», исследовали море Линкольна. Наиболее ценных географических результатов добился западный отряд,
возглавляемый Пелемом Олдричем. Он прошел на лодках-санях от мыса Джозеф-Генри вдоль ранее неизвестного северного берега острова Элсмира на протяжении около 300 км и нанес его на карту, причем открыл мыс Колумбия, самую северную точку Американского Арктического архипелага (83°07 с.ш., 70°10 з.д.). Два северо-западных пункта были названы в честь судов экспедиции — мысы Дисковери и Алерт (конечный пункт, до которого доходил Олдрич). Из заливов, открытых во время этого похода, сравнительно глубоко вдаются в сушу: на востоке — Маркем-Инлет, на западе, у мыса Алерт,—Йелвертон. Простирающаяся между этими заливами приморская горная цепь была названа горами Челленджер. Потерь в отряде не было, но все, кроме Олдрича, болели цингой.
Двигавшийся на легких санях восточный отряд, во главе которого стоял Бомон, открыл участок гренландского побережья, прилегающий к морю Линкольна, до Земли Нэрса, в том числе
Землю Вульфа, расположенную между двумя глубоко врезывающимися в сушу фьордами — Шерард -Осборн* и Виктория,и небольшой остров Бомон.
Северный отряд под начальством Маркема выполнял основную задачу экспедиции Нэрса — проникнуть возможно дальше по направлению к полюсу. Из-за хаотического нагромождения
торосов, иногда по глубокому, более полутора метров снегу, при жестоких морозах отряд очень медленно двигался с санями-лодками к северу и 12 мая достиг только 83°20 с.ш. К этому
времени один человек из отряда умер, и все остальные, кроме самого Маркема, очень страдали от цинги. Узнав 8 июня об их бедственном положении, Нэрс немедленно сам повел на север'
вспомогательный отряд на легких санях и доставил всех к месту зимовки 14 июня.
Число больных на «Алерте» увеличилось, умерло еще трое людей, запасы истощились. Нэрс решил отступить. В августе «Алерт» с трудом добрался до пролива Кеннеди, соединился с
«Дисковери», а в конце сентября 1876 года оба парохода прибыли в Ирландию. Свой основной вывод Нэрс сделал с излишней поспешностью, в первой же телеграмме, посланной в Лондон,—
«Северный полюс недоступен»**.

* Шерард Осборн, тогда уже адмирал, был членом тройки, которой Британское Адмиралтейс тво поручило организовать экспедицию Нэрса.
Двумя другими членами были адмиралы М а к - К л и н т о к и Р и ч а р д с ,отсюда два названия , залив Мак-Клинток и мыс Ричардс на карте острова Элсмира. '

** Итоги работ экспедиции Нэрс подвел в своей книге «Рассказ о путешествии в Полярное море в 1 8 7 5— 1876 гг .» , 2 тома, Лондон, 1878.
В экспедиции Нэрса участвовал Ханс Хендрик — как всегда, с большой пользой для дела. Одновременно с работой Нэрса в 1 878 г. в Лондоне была издана книга «Воспоминания Ханса Хендрика , арктического путешественника, работавшего под начальством Кейна, Хейса, Холла и Нэрса в 1 8 53— 1 8 7 6 г г .» .

Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки Москва: Географгиз, 1962.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 23:04

 1.jpg
В середине семидесятых годов XIX столетия после длительного перерыва возобновила полярные исследования Англия. По инициативе генерала Шерарда Осборна и секретаря Географического общества Клемента Роберта Маркама была снаряжена экспедиция на судах «Алерт» («Проворный») и «Дисковери» («Открытие»). 29 мая 1875 года суда, подготовленные для продолжительного плавания в арктических водах, снабженные трехлетним запасом продовольствия, вышли из Портсмута в море. Начальником экспедиции был назначен капитан Джордж Нэрс, опытный моряк, участвовавший ранее в полярной экспедиции Г. Келлета, во время которой он на санях прошел 2400 километров. «Дисковери» шел под командой капитана Стивенсона, а «Алерт» — под командой Альберта Хастингса Маркама. Суда получили задание пройти в пролив Смит, который, несмотря на предостережения Августа Петермана, был признан английскими географами наиболее выгодным путем на север. Предполагалось, что одно судно под 81 или 82° северной широты остановится на зимовку, а второе проникнет как можно дальше в глубь Северного Ледовитого океана; с того пункта, где путь второму кораблю будет прегражден льдами, намечалось послать санные экспедиции для достижения полюса.
 Джордж Нэрс.jpg

Англичане ожидали от экспедиции Нэрса полного успеха. Газета «Дейли Телеграф», оценивая возможности отлично снабженной английской экспедиции и сравнивая ее С другими,, заканчивала статью следующими словами: «Если Северный полюс вообще досягаем, то до него дойдут через Смитов пролив корабли под начальством капитанов Нэрса и Маркама».

В инструкциях, врученных начальнику экспедиции, предписывалось проникнуть как можно дальше на север и, если позволят обстоятельства, дойти до полюса; кроме того, исследовать прибрежные пространства к северу и «содействовать науке и познанию природы».

На организацию экспедиции были затрачены огромные средства (1250 тысяч рублей). В ней принимало участие 60 человек, подобранных с особой тщательностью. Кроме того, на борт судна были приняты неоднократно участвовавшие в полярных экспедициях в качестве проводников эскимос Ханс Хендрик и датчанин Нильс Петерсон. Для экспедиции было закуплено много гренландских собак.

7 июля суда Нэрса достигли западных берегов Гренландии, а затем почти беспрепятственно дошли до пролива Смит, который, несмотря на северный ветер, оказался свободным ото льда. По пути Нэрс обследовал бухту Фулке, где некогда зимовала экспедиция Исаака Хэйса, и организовал здесь базу для вспомогательного судна, которое должно было доставить для экспедиции продовольствие и уголь. Затем Нэрс пересек пролив Смит, вышел к мысу Изабелла и направился на север. Через некоторое время экспедиция попала в сильную снежную бурю и вынуждена была укрыться в хорошо защищенном заливе, расположенном несколько южнее мыса Сабина (западная часть пролива Смит). В этом заливе, получившем название Форт Пайера, суда простояли в ожидании благоприятной погоды три дня; 4 августа экспедиция обогнула мыс Сабина и после утомительного плавания и тяжелой борьбы со льдами в проливе Кеннеди 24 августа достигла залива Бессельса. Отсюда Нэрс попытался пройти дальше на север, но вскоре непроходимые льды вынудили его искать место для зимовки. Для этой цели была выбрана хорошо защищенная гавань, расположенная к западу от мыса Белло в бухте Леди Франклин (восточное побережье Земли Гранта). Условия для зимовки были значительно лучше, чем в южной части пролива Смит, растительность богаче, можно было рассчитывать и на хорошую охоту, — высадившиеся на берег участники экспедиции сразу добыли 9 мускусных быков.

Нэрс поставил «Дисковери» на зимовку, распрощался с товарищами, а сам на «Алерте» утром 26 августа направился на север.

29 августа лед немного развело. Воспользовавшись благоприятными условиями, Нэрс успел пройти до моря Линкольна, за 82° северной широты. Дальше путь преградили льды. Уже 30 августа «Алерт» окружили мощные льдины толщиной от 2,5 до 3 метров; по наружному виду и по крепости они резко отличались от льдов, встречавшихся у мыса Сабина. Далее на север лежал сплошной ледяной покров, с которым судно было уже не в состоянии вести какую-либо борьбу. С большим трудом «Алерту» удалось вырваться из льдов и уйти на юг.

Однако вскоре юго-западным ветром лед отогнало в море. 1 сентября Нэрс предпринял еще одну попытку продвинуться на север. По проливу Робсон Нэрс в тот же день прошел до 82°24′ северной широты, то есть до пункта, которого до него еще не достигало ни одно свободно плавающее судно. К северу не было видно земли. Берег круто поворачивал на запад и становился пологим. На расстоянии 90—180 метров от него громоздились мощные льды высотой от 6 до 18 метров. Всюду — на восток, на север и на запад — сплошным покровом лежали тяжелые льды. Нэрсу ничего не оставалось делать, как повернуть свое судно обратно и искать удобное место для зимовки.

Но до укромной бухты «Алерт» не дошел. Вследствие быстро наступившей зимы и низкой температуры воздуха судно вмерзло в лед у открытого берега. Вместе с этим льдом судно ветром было затем отнесено ближе к берегу. Мощные льды толщиной до 22 метров сели на мель и создали таким образом судну надежную защиту от торошения.

Зимовка прошла вполне благополучно. Регулярно производились научные наблюдения, совершались санные экспедиции вдоль побережья. Физическое состояние членов экипажа было превосходным; доклады, занятия, театральные представления поддерживали хорошее настроение и смягчали тягость долгой полярной ночи.

С наступлением светлого времени года было предпринято несколько санных экскурсий для изучения окружающего района. Наконец, 3 апреля 1876 года на север под руководством Маркама направилась большая санная экспедиция в составе 53 человек на семи санях.

Маркам предполагал на двух санях-лодках с запасом продовольствия на 70 дней проникнуть в центральную часть Северного Ледовитого океана. Три санных отряда должны были сопровождать Маркама на север до тех пор, пока хватит провизии.

8 апреля вернулась первая вспомогательная партия. Четыре дня спустя на судно прибыл второй отряд, сопровождавший Маркама. По доставленным им сведениям, санная экспедиция проходила пока благополучно. Но 8 июня на судно возвратился лейтенант Парр из партии Маркама и привез с собой печальные вести: положение экспедиции весьма тяжелое, вся партия больна цингой, один из заболевших умер, необходима скорейшая помощь. Нэрс срочно организовал два вспомогательных отряда и сам немедленно направился на помощь Маркаму. 14 июня весь полюсный отряд вернулся на «Алерт», причем выяснилось, что только двое — Маркам и капитан Альдрих — не были поражены цингой; остальные же находились в очень плохом состоянии. Правда, на судне они скоро поправились.

Маркам продвигался на север в невероятно трудных условиях. Путь преграждали громадные массы прошлогоднего льда, нагроможденного дикой яростью волн и крепко связанного жестокими морозами зимы. С большим трудом можно было продвигаться вперед: часто приходилось срубать и ровнять лед топорами, чтобы только иметь возможность протащить сани. Между торосистыми нагромождениями лежал глубокий снег, в который путники подчас проваливались по шею. Часто сани приходилось переносить на руках. Низкие температуры воздуха, не раз опускавшиеся до 50 градусов мороза, еще больше усиливали и без того значительные трудности; продвижение было крайне медленным — два-три километра в сутки, несмотря на двенадцатичасовую напряженную работу.

И все-таки Маркаму удалось продвинуться несколько дальше к северу, чем его предшественникам. 12 мая 1876 года он достиг 83°20′ северной широты; шесть лет спустя лейтенант Локвуд прошел дальше этой точки всего лишь на 7,5 километра.

Летом положение экспедиции сильно ухудшилось: запасы продовольствия подходили к концу, среди экипажа стала распространяться цинга. Несколько человек умерло. Нэрс понимал, что при таких условиях неразумно оставаться на вторую зимовку. Кроме того, он ясно видел, что у него нет никакой возможности возобновить попытки достижения Северного полюса. Поэтому Нэрс решил направить экспедицию обратно.

Первые попытки пробраться через ледяной пояс, окружавший «Алерт» и служивший хорошей защитой от напора льдов, оказались безрезультатными. Участниками экспедиции овладело отчаяние — всех пугали ужасы новой зимовки. Только когда юго-западным ветром отогнало лед на север, пароход смог направиться в обратный путь. Несколько раз по пути судну приходилось лавировать, чтобы избежать столкновения с гигантскими льдинами.

11 августа Нэрс достиг места зимовки «Дисковери». Оттуда через девять дней оба судна направились в дальнейший путь. Местами приходилось пробираться через смерзавшиеся льды. Осенние холода и безветрие способствовали быстрому образованию льда на поверхности моря. Наконец, суда вышли на чистую воду. 27 сентября 1876 года, после почти семнадцатимесячного отсутствия, экспедиция вернулась в Валенцию (в Ирландии) .

В результате неудачного путешествия Маркама на север Нэрс пришел к твердому убеждению, что достижение Северного полюса по льдам на санях-лодках невозможно вследствие непроходимости расположенных между полюсом и материком многолетних льдов.

«The North pole impracticable!» («Северный полюс недосягаем!») — несколько поспешно и мало обоснованно, но категорически телеграфировал побежденный арктической стихией Нэрс в Англию.

Таков был результат одной из крупнейших экспедиций XIX века.

В Англии результаты экспедиций Нэрса вызвали сильное разочарование. Действия начальника экспедиции подверглись жестокой критике: ему не могли простить крушение возлагавшихся на его экспедицию надежд.


http://de-ussr.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1875—1876:Британская арктическая экспедиция Д.Нэрса

Сообщение fisch1 » 01 Август 2018 23:14

В 1875 г. в Англии была организована большая полярная экспедиция на двух пароходах — «Алерт» и «Дискавери». Начальником, по его просьбе, назначили командира прославленного океанографического судна «Челлеиджер» Джорджа Стронга Нэрса. В июле — августе 1875 г. пароходы достигли пролива Кеннеди, где Нэрс поставил «Дискавери» на зимовку, сам же на «Алерте» под командой Альберта Маркема к 1 сентября проник в море Линкольна до 82°24' с.ш. В тот же день «Алерт» вмерз во льды у северо-восточного берега о. Элсмир. Зима прошла благополучно, хотя температура падала до —59°С.
В апреле 1876 г. выступили три санных отряда. Посланный на запад лейтенант Пелем Олдрич открыл и нанес на карту северный берег о. Элсмир на протяжении около 300 км (до мыса Алерт) с прибрежными горами Челленджер. Из заливов, обнаруженных во время этого похода, сравнительно глубоко вдаются в сушу: на востоке — Маркем, на западе, у мыса Алерт, — Йелвертон. Восточный отряд под командой Л.А. Бомона открыл и описал ряд «земель» (полуостровов) и фьордов Северной Гренландии до Земли Нэрса, в том числе Землю Вульфа, расположенную между двумя глубоко врезывающимися в сушу фьордами — Шерард-Осборн и Виктория, и маленький о. Бомон. В результате на карту удалось нанести западное и южное побережье моря Линкольна. Сам Маркем с отрядом шел на север на санях-лодках очень медленно из-за хаотического нагромождения торосов, иногда по глубокому (более 1,5 м) снегу, при жестоких морозах. 12 мая они достигли 83°20' с.ш. К этому времени один человек умер, а остальные, кроме Маркема, заболели цингой. Маркем послал на «Алерт» с известием о беде больного офицера, который добрался до парохода только 8 июня. Нэрс немедленно повел на север вспомогательный отряд, и 14 июня все вернулись на судно. Но заболевания цингой продолжались, умерло еще трое, а продукты быстро «таяли», и Нэрс решил отступить. В августе «Алерт» с трудом добрался до пролива Кеннеди, а в конце сентября 1876 г. оба парохода прибыли в Ирландию. В первой же телеграмме, посланной в Лондон, Нэрс сделал пессимистический вывод: «Северный полюс недоступен!»

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Том 4 М.:Просвещение, 1985
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения