(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2018 16:33

… в 1871 г. правительство Соединенных Штатов снарядило экспедицию к полюсу. Начальником этой экспедиции был назначен капитан Галль, хорошо знакомый с полярными странами; помощником его был избран естествоиспытатель доктор Эмиль Бессельс. Для путешествия был построен винтовой пароход, названный «Полярис». Среди экипажа «Поляриса» находились некоторые участники экспедиции Кэна и Гэса, а именно штурман Мортон и эскимос Ганс Гендрик.
Первое время плавание «Полярис» было удачно, но в конце августа на море появились туманы, и вскоре показались плавающие льды. В конце августа мореплаватели открыли новый остров, названный в честь начальника экспедиции землею Галля. В начале сентября льды преградили «Полярису» дальнейший путь, а Галль вынужден был остановиться па зимовку в небольшой гавани «Благодарение богу». Отсюда члены экспедиции предпринимали неоднократно санные поездки для исследования окрестных местностей. В одну из таких поездок сам Галль сильно простудился и умер в начале ноября 1871 г. Смерть начальника была страшным ударом для экспедиции; дисциплина, и раньше не стоявшая на высоте, стала падать, и вскоре между членами экспедиции возникли распри. О дальнейшем пути вперед нечего было и думать. Летом 1872 г., когда судно освободилось от льда, решено было направиться в обратный путь. Но при выходе из гавани «Полярис» был окружен льдами и так стиснут, что пришлось спешно выгрузить с него весь провиант и припасы на лед.
Но этим несчастье не кончилось. Льдина, на которую высадился экипаж, вдруг затрещала и отделилась от судна. На этой льдине осталось 19 человек с помощником начальника экспедиции Тейзоном. Вскоре эта льдина была унесена течением далеко к югу.
Невольные путешественники имели на льдине очень немного съестных припасов п топлива. Для защиты от ветра и непогоды они соорудили из снега небольшую хижину. Льдина, на которой очутились путешественники, имела в окружности около 7 2/2 километров.
Первое время мореплаватели чувствовали себя в безопасности на своем ледяном плоту, который уносило течением и ветром все дальше и дальше к югу.
Но вскоре были съедены все запасы мяса, консервов и жира, и приходилось питаться только мясом случайно встречавшихся тюленей. Haряду с голодом, путешественников волновал и другой вопрос: чем дальше они подвигались на льдине к югу, тем больше увеличивалась опасность погибнуть; от льдины, попавшей в теплое течение, стали отламываться куски и глыбы, и поверхность ее постепенно уменьшалась. Вскоре льдина раскололась пополам, но, к счастью, путешественники успели сесть в лодку, случайно снятую с «Поляриса». Однако лодка была тесна для всех 19 человек, и поэтому путешественники снова перебрались на другую льдину, встреченную на пути. Положение их становилось с каждым днем отчаяннее. Вечно мокрые, путешественники ужасно страдали от холода и недостатка пищи. К счастью, один из них увидел плывущего на льдине белого медведя и удачным выстрелом убил его. Голодная смерть была отсрочена еще на несколько дней.
Путешественники окончательно было приготовились к неизбежной смерти, как вдруг 28 апреля, после семимесячного плавания на льдине, один из путешественников заметил вдали дымок и закричал: «Пароход!». Это слово подействовало на всех магически; все вскочили на ноги, заволновались и стали смотреть на море; вдали виднелся дымок, и показались мачты парохода.
У всех трепетало сердце от страха, что пароход может пройти мимо, не заметив их сигналов. Действительно, этот пароход вскоре скрылся из виду, но к утру следующего дня путешественники заметили другой пароход, с которого увидали сигналы. Вскоре пароход подошел к льдине. Это было китоловное судно «Тигрица».
Можно себе представить, как обрадовались несчастные мореплаватели, когда они очутились на палубе судна!
Оставшиеся на «Полярисе» 14 человек также не погибли и, в конце концов, были спасены. Им удалось полузатонувший «Полярис» подвести к берегу, куда они перенесли все оставшиеся припасы. Из деревянных частей судна путешественники построили себе зимнее помещение, а весною на 2 лодках отправились на юг. 20 дней они плыли, ежеминутно подвергаясь опасности погибнуть в волнах полярного океана, пока, наконец, в проливе Мельвиля их не подобрало одно китоловное судно.
Несмотря на неудачу, научные результаты экспедиции «Поляриса» были, тем не менее, очень значительны. Благодаря новым открытиям карта полярных областей была дополнена и исправлена, а далеко на север, у пролива Смита, было найдено большое обилие полярных животных. Затем Вессельс сделал наблюдение, что в проливе Робсона идущая с юга проливная волна встречается с волной, идущей с севера. Этим наблюдением островной характер Гренландии был установлен с значительной вероятностью и в то же время было доказано, что Земля Гриннеля отделена от Гренландии проливом Робсона, который соединяется с Ледовитым океаном.

Лебедев, Н. К.Завоевание земли : Популярная история географических открытий и путешествий / Н. К. Лебедев. - Москва : Государственное издательство, Т. III : Девятнадцатый век и наше время. - 1925. - 416 с. : ил.
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2018 16:37

 00.png
Попытки достижения Северного полюса, прерванные американцами из-за гражданской войны между северными и южными штатами, были возобновлены через десять лет.
В 1871 году Соединенные Штаты Америки вновь направили на север экспедицию, которая должна была попытаться достичь Северного полюса через пролив Смит. Возглавил экспедицию испытанный в полярных путешествиях Чарлз Холл, долгое время живший среди эскимосов и считавшийся человеком весьма энергичным. В состав экспедиции вошло несколько ученых.
Для экспедиции был выбран небольшой пароход грузоподъемностью 387 тонн, который получил название «Полярис». Пароход был хорошо оборудован, имел запас продовольствия на три года.
29 июня 1871 года «Полярис» покинул Нью-Йорк и взял курс на север. Холл был непоколебимо уверен в своей победе. Американские газеты писали, что скоро звездный флаг будет развеваться на Северном полюсе.
Не встречая на пути трудностей, «Полярис» 27 августа достиг пролива Смит. По пути Холл сделал ряд остановок, во время которых принял на борт судна нескольких эскимосов, между прочим, известного уже нам по двум предшествующим американским экспедициям Ханса Хендрика с женой, и несколько собак, необходимых для санных экскурсий по льду.
Затем «Полярис» миновал бухту Фулке, где когда-то зимовал Исаак Хэйс, и пошел дальше вдоль гренландского берега.
Пользуясь благоприятным состоянием льдов, Холл беспрепятственно достиг пролива Кеннеди, пересек пролив Робсон и быстро продвигался все дальше на север. Удачное плавание поддерживало среди участников экспедиции приподнятое настроение. Все надеялись на успешное завершение экспедиции, предвкушали плоды легкой победы. Путешественникам казалось, что впереди действительно лежит открытое море.

«Полярис» вышел в море Линкольна. Вскоре встретились обширные ледяные ПОЛЯ, двигавшиеся с востока на запад в виде сплошного пояса. Однако участки чистой воды позволяли «Полярису» двигаться вперед, на север. Участники экспедиции были горды сознанием, что они плыли по морю, «волны которого не рассекал еще до них ни один корабль». Казалось, что и дальше «Полярис» не встретит препятствий. Но вскоре с севера начали надвигаться большие скопления битого льда.
4 сентября Холл находился на 82°1′ северной широты-Дальше судну не суждено было пройти вследствие возникших среди руководства экспедиций разногласий, хотя состояние льда и позволяло судну продвинуться еще севернее.
Лейтенант Бадингтон, который, по-видимому, не отличался особой смелостью и энтузиазмом, увидя лед, сразу же заявил что далее на север продвигаться невозможно. Он предложил повернуть на юг и остановиться на зимовку в безопасной и защищенной бухте.
Это мнение поддержали несколько членов экспедиции, правда, доктор Эмиль Бессельс и трое других участников экспедиции предлагали продолжать путь на север. Но Бадингтон настаивал на своем, а «Холл был настолько слаб, что уступил» (Гельвальд).
Сам Холл указывал, что «здесь одиночество действовало удручающе. Не видно было ничего живого». Возможно, что эта причина и побудила Холла так быстро согласиться с мнением лейтенанта Бадингтона и направить «Полярис» назад.
4 сентября «Полярис» стал спускаться на юг. Началось сильное сжатие льдов. Участники экспедиции считали свое судно обреченным; на случай гибели судна было приказано выбросить часть продовольствия прямо на лед.
Попытки Холла найти удобную бухту для зимовки не увенчались успехом, и он вынужден был зазимовать в случайном месте, между берегом и большой ледяной горой. Гавань «Поляриса», как ее назвали участники экспедиции, оказалась мало пригодной для зимовки корабля, так как не была защищена от напора льдов.
Скверный выбор места зимовки стал причиной повседневных неприятностей. То и дело льды вскрывались, приходили в движение. «Одолеваемый со всех сторон пароход со своей металлической обшивкой служит громким резонансом страшных звуков непогоды; мачты стонут и кряхтят, к ним присоединяются реи с их пронзительным визгом, снасти с хлюпаньем и трубы машины с бренчанием своих цепей; блоки трещат, а ванты издают разнообразнейшие, звуки, подобно эоловым арфам; глухо шумит ветер под палаткой, прикрывающей палубу, надувая ее, как парус; балки скрипят, обшивка, дрожит, все судно содрогается; со льда слышатся в отдалении как будто стон и плач или глухой вой, то сильнее, то тише, все вместе — многоголосная фуга беспредельной дикости. Едва-едва пароход спасся от угрожающей ему гибели; его прикрепили к ледяной горе». Так описывает дни зимовки участник экспедиции Э. Бессельс.
16 октября наступила полярная ночь. 8 ноября 1871 г., разбитый параличом, умер начальник экспедиции Чарлз Холл.
Со смертью основного руководителя экспедиции исчезла надежда на дальнейшие открытия, пропала вера в достижение Северного полюса и славное возвращение на родину. Главное руководство перешло в руки Бадингтона; дисциплина среди экипажа пошатнулась, начались неурядицы. Все же первая зимовка прошла без особых происшествий. Было совершено несколько ближних санных экскурсий.
До «Поляриса» еще никто из полярных исследователей не зимовал в таких высоких широтах. В результате наблюдений удалось установить, что климат здесь несколько мягче, чем в других арктических областях, расположенных даже южнее. Летом температура воздуха достигала девяти градусов тепла, хотя зимой опускалась так низко, что из замерзшей ртути можно было делать пули. Самая низкая температура доходила до минус 44 градусов. Уже в июне район зимовки «Поляриса» освободился от снега, появилась растительность. В окрестностях зимовки были найдены многочисленные следы пребывания эскимосов; участники экспедиции убили 26 мускусных быков, произвели ряд наблюдений над животным миром, над приливами и отливами. На основании анализа приливо-отливных явлений врач экспедиции Бессельс пришел к выводу, что на севере существует «открытое полярное море».
Благодаря большим запасам продовольствия состояние здоровья участников экспедиции во время зимовки было хорошее. На корабле даже случилось радостное событие: жена эскимоса Ханса Хендрика родила сына, которого назвали Карлом Полярисом.
С наступлением лета, 8 июня 1872 года, была сделана новая попытка пробиться к северу, на этот раз на лодках. Затея эта, конечно, была обречена на неудачу. Одну лодку раздавило льдами, другую едва вытащили на берег. Люди возвратились на судно, которое к этому времени получило новые повреждения.
12 августа «Полярис» освободился ото льда и направился на юг. Но уйти далеко ему не удалось. Спустя две недели под 79°36′ северной широты судно снова зажало льдом. Дрейф увлекал корабль на юг. В ночь с 15 на 16 октября, когда «Полярис» находился на широте 77°35′, разразилась катастрофа. Сильным напором льда корабль был поднят из воды на громадную льдину и лег набок. В невероятной суматохе путешественники стали поспешно выбрасывать на лед продовольствие и самые необходимые вещи на случай, если бы пришлось навсегда расстаться с кораблем. Часть экипажа еще не успела покинуть судно, когда льдина, на которой лежал «Полярис», под напором громадных, ледяных гор сломалась. Судно соскользнуло на воду и спустя мгновение исчезло во мраке, унесенное ветром и течением.
На дрейфующих льдинах осталось 19 человек — 10 американцев и 9 эскимосов, в числе которых находился и Ханс Хендрик с женой и четырьмя детьми, — с весьма жалкими запасами продовольствия: 11 мешков хлеба, 14 окороков, несколько коробок консервированного мяса и 1000 килограммов шоколаду. Из снаряжения остались палатки, шерстяные одеяла, шкуры, два вельбота и много оружия и патронов. Потерпевшие бедствие путешественники еще раз увидели свой корабль. Но на помощь его рассчитывать не приходилось: он был далеко. 19 человек остались одни среди открытого моря. Их положение было гораздо хуже, чем экипажа «Ганзы».
Наступала зима. Люди, не теряя, надежды на спасение, стали готовиться ко второй зимовке в необычайно тяжелых условиях. Выбрали самую большую льдину, на ней из льда и снега построили домики. В новое жилье перетащили выброшенные с судна на лед бревна и уголь.
Главным было — пополнить продовольственные запасы охотой. Неоценимую услугу бедствующим американцам оказывали эскимосы Ханс и Иосиф, от меткой пули которых не уходил ни один зверь. Успешная охота позволила увеличить скромный паек и избежать голода.
Зима прошла довольно благополучно. Наступила весна, а вместе с ней умножились подстерегающие путешественников опасности.
Льдина, на которой их несло на юг, имела вначале около 7 километров в окружности. Ледяные горы на нее не напирали. От открытого моря она была защищена широкой полосой плавучих льдов. Но к началу апреля 1873 года льдину течением и ветром отнесло далеко к югу.
Путешественников окружала теперь чистая вода, и льдина стала быстро разрушаться, обламываясь по краям. От весеннего тепла сильно страдали и ледяные домики. Последней надеждой людей оставалась одна-единственная лодка (вторую еще зимой изрубили на дрова). Запасы продовольствия подходили к концу. По многу часов охотники просиживали у открытой воды, выжидая, не покажется ли зверь.
Южным ветром вскоре разбило остатки льдины. Выбросив за борт все, чего они не могли взять с собой в единственную лодку, едва вместившую всех 19 человек, путешественники пустились по открытому морю в поисках земли. В лодке было настолько тесно, что пришлось распроститься даже с жалким запасом мяса и лишним платьем; оставили только палатку, шкуры и немного съестных припасов.
Тщетно искали они берега. Пристали к новой льдине, но и эта льдина распалась. Так продолжали они это страшное плавание: то в лодке, то отдыхая на новой льдине, всегда имея наготове лодку, чтобы в любой момент погрузиться в нее и продолжать путь.
Голод давал себя чувствовать все сильнее. Истомленные, голодные, мокрые, изнуренные в борьбе со всякими лишениями, доведенные до крайнего истощения путешественники принялись есть невыделанные кожи. К счастью, однажды удалось добыть медведя.
Спасение пришло неожиданно.
28 апреля экипаж «Поляриса» заметил вдали судно. Всю ночь никто из команды не смыкал глаз. С парохода утром ответили на сигналы несчастных мореплавателей, но подойти к ним из-за тяжелых льдов не смогли. Вскоре пароход исчез за горизонтом, а вместе с ним рухнула последняя надежда на спасение. Однако на следующий день в тумане показался другой пароход. 30 апреля с ним была установлена связь. Пароход подошел к путешественникам и принял их на борт.
Шесть с половиной месяцев прожили моряки «Поляриса» на плавучей льдине и в утлой лодке среди открытого моря. От 77°35′ северной широты, где они потеряли свое судно, до 53°35′ северной широты, где путешественников случайно заметил китобойный пароход «Тигрица», они прошли около 2500 километров. Помощь появилась вовремя, так как силы их подходили к концу.

24 июня 1873 года путешественники были доставлены в Вашингтон.
Какова же была судьба тех 14 человек, которые остались на «Полярисе» во главе с Бадингтоном и Бессельсом, когда в памятную ночь с 15 на 16 октября 1872 года судно унесло в неизвестность?
Судно не погибло, хотя и получило большие повреждения. Появилась большая течь. Несмотря на нечеловеческие усилия команды, вода на «Полярисе» все прибывала. К счастью, при входе в пролив Смит, несколько севернее мыса Александра, Бадингтону удалось достигнуть берега и посадить судно на мель. На берегу был построен небольшой домик. Здесь экипаж «Поляриса» остался зимовать. Продовольствия было в изобилии, и мореплаватели благополучно провели зиму.В апреле 1873 года экипаж «Поляриса» построил две плоскодонные лодки и 3 июня, простившись с местом зимовки и со своими друзьями-эскимосами, обитавшими в том районе, вышел в море. При расставании с эскимосами Бадингтон подарил им «Полярис», но те так и не воспользовались судном, — оно вскоре затонуло.
Плоскодонки очень медленно продвигались вперед. Только после двадцатидневного похода они достигли мыса Йорк, где были подобраны шотландским китобойным судном «Рэвенскрейг». Затем уже на разных кораблях путешественники были доставлены в Вашингтон.
Экспедиция Холла, благодаря наблюдениям, произведенным главным образом доктором Бессельсом, несколько расширила знания о природе арктических стран. Но, как уже упоминалось, Бессельс. на основании изучения приливов и отливов поддержал гипотезу о существовании открытого моря к северу от Гренландии. Он высказал ошибочное предположение, что приливная волна не могла бы распространяться, если бы океан был покрыт льдами.
Позднее наука опровергла эту точку зрения. Центральная часть Северного Ледовитого океана, как известно, покрыта мощными полярными льдами, которые под влиянием течений и ветров находятся в непрерывном движении. Тем не менее, вопреки мнению Бессельса, и в Арктическом бассейне распространяется приливная волна.
Неудача немецких и американских экспедиций нанесла серьезный удар мало обоснованной, но существовавшей в течение длительного времени теории «открытого полярного моря». Однако попытки достижения Северного полюса не прекратились

Детская энциклопедия. 1-е издание. М.: Академия педагогических наук РСФСР

http://de-ussr.ru
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2018 16:39

На разведку "открытого Полярного моря" И. Хейса в конце июня 1871 г. отправилась американская экспедиция на переоборудованном буксирном пароходе " Поларис " под командой Чарлза Френсиса Холла . В Гренландии он взял на борт восемь эскимосов, в том числе Ханса Хендрика с женой и тремя детьми. В конце августа Холл без труда провел " Поларис " через пролив Кеннеди в бассейн Холл и открыл за ним пролив Робсон, по которому вступил - впервые в истории навигации - в море Линкольна. Три дня " Поларис " плавал там, но 4 сентября, встретив на 82°26' с.ш. скопления битого льда, повернул на юг. Зимовать пришлось в "своем" бассейне. В октябре Ч. Холл совершил санный поход к северу от места зимовки и открыл узкую бухту, глубоко вдающуюся в сушу, доказав тем самым, что эта часть Гренландии - полуостров, позднее названный Землей Холла. В начале ноября Ч. Холл скоропостижно скончался[83]. К лету 1872 г. жена Хендрика родила четвертого ребенка.
Пароход освободился из льдов 3 июля, но только 12 августа прошел пролив Кеннеди. В бассейне Кейна его снова зажали дрейфующие на юг льды, которые вынесли судно через пролив Смит в Баффинов залив. Здесь у 77°35' при сильном сжатии в шторм ночью 16 октября корабль приподнялся и лег бортом на льдину. Люди спустили на нее два вельбота и в панике начали сбрасывать продукты, одежду, оружие и топливо. Неожиданно льдина разломилась, и пароход, на котором оставалась часть команды, соскользнул в воду, выпрямился и исчез в темноте. На льдине же площадью более 1 км2, продолжавшей дрейфовать на юг, осталось 19 человек, из них девять эскимосов; зимой она была довольно надежным убежищем. Эскимосы сложили из снежных плит несколько жилищ (иглу). Продуктов осталось мало, но мужчины-эскимосы удачно охотились на тюленей, дававших и еду, и топливо; все же один вельбот пришлось изрубить на дрова. Но в апреле 1873 г., когда льдину вынесло из залива в Атлантический океан, она быстро стала обламываться по краям и катастрофически уменьшаться. Когда поднялся южный ветер, льдина распалась; все 19 человек, с трудом разместившись на единственном вельботе, искали спасения на другой льдине, но и та быстро разломалась, и так повторялось несколько раз. Продукты все вышли, топливо кончилось, мокрая одежда не согревала. К счастью, в конце апреля у 53°35' с.ш. гибнущих людей заметили с китобойного парохода и взяли на борт. Во время ледового дрейфа, продолжавшегося шесть с половиной месяцев, люди с " Полариса " прошли более 2600 км по прямой линии, в последний месяц страдали от голода и холода, но все выжили: американцев спасли эскимосы. Все четверо детей были здоровы.
Оставшиеся на " Поларисе " 14 американцев вскоре посадили дававшее течь судно на мель. Они поставили домик на гренландском берегу в районе, где жили эскимосы, и благополучно провели там зиму. К началу июня 1873 г. они построили две лодки, медленно пошли на юг вдоль берега и через 20 дней на 76° с.ш. их спасло китобойное судно
.
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Том 4 М.: Просвещение, 1985
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2018 16:58

Газетчик из Цинциннати, или Жизнь и смерть Чарльза Френсиса Холла

 Рис. 2–14..jpg
Я со стыдом склоняю голову, когда думаю о том, что много тысяч лет назад Бог сотворил и дал нам в распоряжение этот прекрасный мир – весь целиком, но часть его, возможно, самая восхитительная – по крайней мере, для меня – остаётся неизученной, как если бы её не было вовсе.
Чарльз Френсис Холл. Из письма Генри Гриннеллу

Чарльз Френсис Холл (рис. 2–14) не был ни моряком, ни учёным. Он был мелким предпринимателем, издателем провинциальной газеты в Огайо, большую часть статей для которой сам и сочинял. Ему было под сорок, когда он продал свою газету, оставил жену и двоих детей и отправился в Арктику, решив, что ему свыше предназначено найти выживших участников пропавшей 15 лет назад экспедиции и вернуть их домой. Дальнейшие события показали, что он был весьма эксцентричным и целеустремлённым человеком.

Холл в одиночку отправился в Арктику на попутном китобойном корабле и прожил два года (1860–1862) среди эскимосов. То, что ему удалось узнать, не имело отношения к Франклину, но существенно изменило представления об устной истории эскимосов.
Рассказ старой эскимоски (из дневника Ч. Ф. Холла):
«Она ещё в детстве слышала от стариков, что много лет назад там пристали суда с множеством людей. Эти люди убили нескольких эскимосов и забрали двух женщин, которых никто больше не видел.
Я спросил, знала ли она, сколько кораблей приходило. Она ответила: “Они приходили каждый год, сначала два, потом три, потом – очень много кораблей. Пять эскимосов были убиты белыми”. Я немедленно обратился к единственной книге на эту тему, которая была со мной, “Истории Арктических открытий” Барроу, я прочёл то, что было написано об экспедиции Фробишера, и сравнил с тем, что я услышал. В книге говорилось, что Фробишер трижды бывал в Арктике, в первый раз в 1576 году – на двух кораблях, во второй – в 1577 году – на трёх, в третий раз – в 1578 году – на 15 кораблях. <…>
Но это было не всё, что я узнал в тот день. В письменной истории говорилось, что Фробишер потерял пять своих людей в своём первом путешествии, когда переправляли местного жителя на берег. Устные предания гласили, что пятеро белых были захвачены эскимосами, когда их суда пришли много лет тому назад, и что эти люди зимовали на берегу (неясно – одну или несколько зим), жили среди эскимосов, потом построили большую лодку, поставили мачту и в самом начале сезона отправились в путь. Но открытой воды ещё было мало, некоторые поморозили руки, но потом им всё же удалось выйти к открытой воде, и больше их не видели. <…>
Я подумал, что если факты, касающиеся экспедиции трехсотлетней давности так хорошо сохранились в памяти эскимосов, и это доказано, то почему нельзя собрать информацию об экспедиции сэра Джона Франклина, которая была всего лишь шестнадцать лет назад? <…>
После того, как я узнал от старухи всё, что мог, я оставил её, поражённый ясностью её памяти, и дивился тому, как эти странные люди ледяного Севера, которые не имеют письменности, точно сохраняют свою историю и передают из поколения в поколение» ].

Холлу удалось найти предметы, относящиеся к экспедиции Фробишера, что стало лучшим подтверждением рассказа старой эскимоски. Кроме этого, он собрал большое количество свидетельств об экспедиции Франклина. На остров Кинг-Уильям он попал только в 1869 году, во время второй экспедиции, которая длилась пять лет (1864–1869), и провел там всего лишь несколько дней. Главной находкой, относящейся к экспедиции Франклина, стал скелет Ле-Весконта.
Итогом его многолетних скитаний по Арктике стало разочарование в эскимосах – он счёл их виновными в том, что они не помогли людям Франклина. Холл утратил интерес к этой истории и даже не подготовил к печати свои записки о втором путешествии в Арктику, частично они были опубликованы после его смерти. От второй экспедиции на Кинг-Уильям Холл уклонился, несмотря на настойчивые пожелания леди Джейн Франклин. В это время Холла уже занимал новый проект.
После двух экспедиций в Арктику Холл стал признанным полярным исследователем. Американские полярные исследования только начинались, и после смерти Илайши Кейна единственным конкурентом Холла оставался Айзек Хейс, участник поисков Франклина и руководитель экспедиции на остров Элсмир.
Похоже, Холл обладал недюжинной способностью влиять на людей и ему удалось войти в доверие к президенту Улиссу Гранту. В 1870 году Конгресс выделил Холлу 50 тысяч долларов (половину запрошенной суммы) на экспедицию к Северному полюсу.
В документах американского правительства Холл официально именовался капитаном, но не имел опыта навигации, к тому же был неважным начальником. При подборе персонала он полагался на моряков, имеющих опыт работы на китобойных судах. Они хоть и были непревзойдёнными мореплавателями, но всё же сильно отличались от дисциплинированных офицеров военного флота. Да и сам Холл не обладал покладистым характером и умением улаживать конфликты. Похоже, он был человеком весьма крутого нрава – в одной из экспедиций Холл, повздорив с товарищем, пристрелил его, а после обвинил в попытке мятежа.
В качестве экспедиционного судна был выбран пароход «Перивинкл» (periwinkle – «барвинок»), 387 тонн. Судно было реконструировано и переименовано в «Поларис» (рис. 2–15).
 Рис. 2–15..jpg
На борту, помимо Холла, оказалось ещё два капитана – судном управляли Сидни Баддингтон и Джордж Тайсон. Команда состояла из 25 моряков и двух эскимосских семей, в том числе постоянных спутников Холла – супругов «Джо» Эбербинга и «Ханны» Тоокоолито. Научный отдел возглавил Эмиль Бессельс, молодой натуралист и врач из Германии. Он попал в экспедицию по протекции Августа Петерманна, его кандидатуру утвердила Академия наук. Холл был против этого назначения и предлагал на эту должность американца Дэвида Уолкера, натуралиста экспедиции «Фокс», но в итоге ему пришлось уступить.
Проблемы начались сразу: к отходу не явилось четверо членов команды, в том числе повар и второй механик, а стюард напился и был оставлен на берегу. В последний момент им пришлось искать замену.
Уже во время перехода из Нью-Йорка в Сент-Джонс возникли конфликты между научным составом и руководством. Взаимному непониманию способствовало то, что часть команды составляли англосаксы, часть – немцы, отношения между ними были натянутыми. Плавание проходило в условиях взаимного недоверия и всеобщей подозрительности. Капитан Баддингтон запил. Холла, человека, не сведущего в навигации и естественных науках, не уважали ни научный состав, ни опытные полярные моряки.
2 сентября 1871 года судну удалось достичь широты 82°29´ N. Мнения разделились – Холл и Тайсон планировали двигаться дальше, Баддингтон не хотел рисковать судном. «Поларис» стала на зимовку в бухте, которую Холл назвал Сэнк Год (Слава Богу), у северо-западной оконечности Гренландии.
24 октября, вернувшись из береговой санной экспедиции, Холл выпил кофе и внезапно заболел. Он твердил, что был отравлен, и называл своим убийцей врача и научного руководителя экспедиции, Эмиля Бессельса. Казалось, Холл скоро поправится, но 8 ноября, после очередного сеанса лечения, он неожиданно умер. Холла похоронили на берегу. Дневник его таинственно исчез.
Капитан Баддингтон и научный руководитель вздохнули свободно, избавившись от авторитарного и бестолкового начальника экспедиции. Бессельс, по свидетельству товарищей, не скрывал радости по поводу смерти своего пациента. Впрочем, как выяснилось впоследствии, злоключения участников плавания только начинались.
Руководство экспедицией перешло к Баддингтону. Однако отношения его и с Бессельсом, и с Тайсоном были натянутыми. Это, разумеется, не способствовало успеху плавания. Кроме того, Баддингтон не был заинтересован в каких-либо результатах экспедиции и, как наёмный капитан, отвечал лишь за судно. Главной его целью было скорее вернуться домой.
Зимовка оказалась серьёзным испытанием для команды. Оба капитана злоупотребляли выпивкой – в ход пошёл спирт для фиксации биологических образцов, команда была предоставлена сама себе.
Из дневника Тайсона: «Я хотел бы многое забыть из того, что видел и слышал. <…> Если я переживу эту зиму – я смогу пережить что угодно»
Сошёл с ума плотник с весёлой фамилией Коффин.Он считал, что его хотят убить – и сверлят дыру в переборке, чтобы подпустить через неё углекислоты и заморозить его до смерти. Поэтому он не спал две ночи подряд на одном и том же месте, прятался в шкафах и сундуках.
6 июня всё же была предпринята попытка выполнить задачу экспедиции – небольшой партией (руководил ею Честер, старший помощник) продвинуться к северу. Но вельбот был разбит, и пришлось вернуться на судно. Вторая попытка также оказалась неудачной.
В августе 1872 года судно покинуло бухту Сэнк Год, но скоро оказалось среди льдов и начало дрейфовать на юг. 15 октября во время жестокого шторма корпус дал течь. Начали сбрасывать припасы на лёд, часть из них в спешке вывалили между бортом и краем ледяного поля. Сортировкой и приёмкой грузов на льдине занимался Тайсон с помощниками. Однако вскоре лёд треснул, и 19 человек (члены команды и эскимосы) остались на льдине и потеряли судно. Наутро выяснилось, что льдина была большой – около мили размером. «Поларис» находилась на расстоянии около 10 миль. Люди на льдине пытались привлечь к себе внимание, но на судне их не заметили или не захотели заметить – второй капитан на борту «Поларис» мешал многим. Теперь на судне осталось 14 человек.
Жизнь оказавшихся на льдине обернулась настоящим адом. Старшим по званию был Тайсон, но это стало пустой формальностью. Немцы сбились в группу и, в отличие от Тайсона, были вооружены. Они отнимали добычу у эскимосов и пытались спровоцировать Тайсона на конфликт. Ситуация с питанием стала критической, Тайсон и эскимосы стали всерьёз опасаться каннибализма. Льдина дрейфовала на юг, постепенно уменьшаясь в размерах.
30 апреля 1873 года, более чем через полгода после начала дрейфа, льдину с людьми случайно обнаружил у берегов Лабрадора и взял на борт Исаак Бартлетт, капитан зверобойного судна «Тигресс». За это время льдина прошла 1800 миль (рис. 2–16). Выжить им удалось во многом благодаря успешной охоте эскимоса Джо Эбербинга.
 Рис. 2–16..png
Тайсон поведал страшную повесть «Поларис» Исааку Бартлетту, пока «Тигресс» находилась в промысловом рейсе. Видимо, история произвела на Бартлетта столь сильное впечатление, что он много раз пересказывал её своему племяннику Бобу. Мальчику это настолько надоело, что он пытался ускользнуть при каждом визите дяди Исаака. Боб не догадывался, что ему самому придётся провести зиму на дрейфующей льдине в столь же драматических обстоятельствах после гибели канадского экспедиционного судна «Карлук»
На «Поларис» остались 14 человек. Вопреки опасениям, судно не утонуло, но плыть дальше из-за повреждений не могло, и 16 октября 1872 года Баддингтон был вынужден выбросить его на северо-западный берег Гренландии, неподалеку от эскимосского поселения. Там они зазимовали и после благополучно вернулись в Америку.
Единственным, кто не пережил этой неудачной экспедиции к полюсу, оказался её организатор и вдохновитель, сам Чарльз Френсис Холл.
После, когда экспедиция завершилась, было расследование, но кто выжил, тот, как известно, и прав. Дело закрыли, причиной смерти (со слов того же Бессельса) назвали, как водится, апоплексический удар
Баддингтон не понёс наказания за провал экспедиции и потерю судна, но карьера его на этом завершилась. Бессельс продолжал заниматься научной работой, но в Арктику больше не стремился. Через несколько лет он вернулся в Германию, где в 1888 году умер, по иронии судьбы от апоплексического удара.
В 1968 году биограф Холла Чонси Лумис провёл эксгумацию своего героя. Тело хорошо сохранилось в мерзлоте, установить настоящую причину смерти не составило труда. Анализ ногтей и волос Холла показал, что он был отравлен мышьяком Причем поступление мышьяка в организм произошло в течение двух недель до смерти. Симптомы отравления мышьяком вполне соответствуют картине болезни Холла.

Рис. 2–14. Портрет неизвестного. Предположительно это единственная фотография Чарльза Френсиса Холла (Источник: Библиотека Конгресса США)
Рис. 2–15. Судно американской арктической экспедиции «Поларис» перед выходом в море (Источник: Библиотека Конгресса США)
Рис. 2–16. Маршрут «Поларис» и дрейф группы Тайсона
Алиев Р.А. Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев.Москва : Паулсен, 2016
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2018 17:18

Газетное известие
Дело было в 1873 году,—значит, лет сорок пять тому назад. Тогда во всех американских газетах было напечатано такое удивительное известие:
„Китоловный пароход „Тигрица" нашел посреди Ледовитого океана, на пловучей льдине, девятнадцать живых людей. Из их числа — десять человек моряков с американского корабля „Полярис" и девять — дикарей-эскимосов. Среди них две женщины и пятеро ребят, один ребенок грудной. Больше шести с половиной месяцев они плавали на льдинах по бурному Ледовитому океану. Теперь все они спасены. Все живы и здоровы".
Весть о таком событии разнеслась по всем концам земли. Полетели телеграммы: заговорили об этом газеты. Жители разных стран читали их и только удивлялись. Все жалели страдальцев-путешественников и радовались их счастливому спасению. Еще бы! Ведь эти люди за целых шесть месяцев не раз бывали на волосок от смерти. Сколько им пришлось перенести! Сколько пришлось выстрадать и испытать! Морякам и без того было тяжело, а тут еще женщины, дети... И как это могло случиться, что никто не погиб! Можно ли этому поверить?
Находились и такие люди, которые читали и не верили.
А между тем известие, напечатанное в газетах, было сущей правдой: на самом деле случилось невероятное событие. Такие редко случаются. Об этом событии рассказать стоит.
Вот как это случилось.


 1.png
 2.png


Рубакин Н А. На плавающих льдинах по Ледовитому океану : рассказ о борьбе человека с природой в северных полярных странах / Н. А. Рубакин ; Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. - Москва : Изд-во всерос. центр. исполнительного комитета советов Р., С., К. и К депутатов, 1919. - 88 с.

rubakin_n._a._na_plavayushchih_ldinah_chast1.pdf [42.25 МБ Скачиваний: 1]

rubakin_n._a._na_plavayushchih_ldinah_chast 2.pdf [39.17 МБ Скачиваний: 1]

rubakin_n._a._na_plavayushchih_ldinah_chast3.pdf [39.56 МБ Скачиваний: 1]

rubakin_n._a._na_plavayushchih_ldinah_chast4.pdf [30.71 МБ Скачиваний: 1]
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 14 Июль 2018 14:05

Через Бассейн Холла и пролив Робсон в море Линкольна (экспедиция Холла)
Вернувшись из Арктики на родину осенью 1869 года,
Чарльз Френсис Холл сразу же увлекся планом достижения
Северного полюса на корабле через «открытое Полярное море».
Проявив исключительную настойчивость и заручившись содействием
морского министра Робсона, Холл добился того, что уже
в следующем году Конгресс США отпустил крупную сумму на
организацию морской экспедиции к Северному полюсу. Он приобрел
буксирный винтовой пароход (около 390 тонн), переоборудовал
его, дал ему имя «Полярис» и пригласил в качестве,
старшего помощника Сиднея Баддингтона . Кроме того,
Холл включил в состав своей экспедиции несколько других
опытных полярников, в том числе Джозефа и Ханну Эбербинг,
которые взяли с собой восьмилетнюю девочку—свою приемную
дочь.
В августе 1871 года экспедиция на «Полярисе» находилась
у западного берега Гренландии, где к ней присоединился Ханс
Хендрик с женой и тремя детьми **. В конце августа «Полярис»
без значительных помех прошел через пролив Кеннеди, который
на севере очень расширился. Этот Бассейн Холла и приняли
раньше Мортон и Хейс за открытое Полярное море.

* «Открытое Полярное море. Рассказ о плавании на шхуне «Юнайт
ед -Стейтс » для открытия пути к Северному полюсу», Лондон, 1 8 6 7 .
** Характерно , что эскимосы отправлялись в такое опасное, в глазах
европейцев, путешествие целыми семьями.


Пароход шел здесь сначала в густом тумане. Когда же туман несколько
рассеялся, на востоке открылась высокая земля. Далее к северу
новооткрытый бассейн суживался, и пароход вошел в пролив
Робсон, также свободный от льда. За проливом видна была полоса
чистой воды, и «Полярис» — впервые в истории навигации
— вышел через американские арктические проливы в Северный
Ледовитый океан. Эту часть океана — между северной
Гренландией и Землей Гранта (северная часть острова Элсмира)
Холл назвал морем Линкольна.
Три дня «Полярис» плавал в море Линкольна, пока не встретил
на 82°11 с. ш. скопления битого льда. Они были вполне
преодолимы даже для маленького парохода; однако Холл поддался
влиянию Баддингтона, обнаружившего чрезмерную, по
мнению некоторых участников экспедиции, осторожность, и
4 сентября повернул на юг *.
На зимовку «Полярис» стал у гренландского берега Бассейна
Холла. В октябре Холл совершил санный поход к северу от
места зимовки, открыл узкую бухту Ньюмен, глубоко вдающуюся
в сушу, и доказал, таким образом, что эта часть Гренландии
является полуостровом. Новооткрытый полуостров позднее был
назван Землей Холла.
Через две недели после возвращения, 8 ноября 1871 года,
Чарльз Холл умер от апоплексического удара. Для остальных
членов экипажа «Поляриса» зимовка прошла вполне благополучно:
запасов на пароходе было достаточно, свежее мясо
мускусных быков и белых медведей доставляли Эбербинг и
Хендрик, топливо было в изобилии, так как течение со стороны
моря Линкольна приносило много плавника.
Весной 1872 года трое зимовщиков, в том числе Эбербинг,
открыли ледник Петермана, спускающийся в южный угол Бассейна
Холла. 12 августа 1872 года «Полярис» двинулся на юг.
В этот день Меркут, жена Хендрика, родила мальчика, которого
назвали Карл Полярис.
Дрейф на льдине части экипажа „Поляриса"
«Полярис» благополучно прошел пролив Кеннеди, но в
Бассейне Кейна был зажат дрейфующими к югу льдами, которые
вынесли его в северную часть Баффинова залива. Во время
шторма в ночь на 16 октября 1872 года на 77°35 с.ш. при сильном
сжатии пароход был поднят из воды и лег бортом на льдину.
Люди спустили на эту льдину два вельбота и в панике начали
сбрасывать продукты, одежду, оружие и топливо. Вдруг
льдина разломилась, и пароход, на котором оставалась часть команды, соскользнул в воду, выпрямился и исчез в темноте.

* По Ф.Гельвальду , «Полярис" в это время находился на 82° 26 ' с.ш.,
то есть увлечен был ледовым дрейфом еще на 15 минут дальше к северу.



На льду осталось девятнадцать человек, из них девять эскимосов
— четверо взрослых и пятеро детей. Льдина, продолжавшая
дрейфовать на юг, была велика (более 1 кв. км) и зимой
представляла сравнительно надежное убежище. Моряки сложили
из снежных плит несколько иглу. Запас продуктов был
невелик, но эскимосы охотились на тюленей, дававших и еду
и топливо; все же один вельбот пришлось изрубить на дрова.
Но в апреле 1873 года, когда льдину вынесло из Баффинова
залива через Девисов пролив в Атлантический океан, она стала
быстро обламываться по краям и катастрофически уменьшаться.
Когда поднялся южный ветер, льдина распалась. Все
девятнадцать человек, с трудом разместившись на единственном
вельботе, искали спасения на другой льдине, но и та быстро
распалась — и так повторялось несколько раз. Продукты все
вышли, топлива не было, мокрая одежда не согревала. К счастью,
в конце апреля на 53°35/ с.ш. гибнущих людей заметили
с китобойного парохода и взяли на борт.
Во время ледового дрейфа, продолжавшегося шесть месяцев
и две недели, люди с «Поляриса» прошли более 2600 км по
прямой линии, жили в страшной тревоге, в последний месяц
страдали от голода и холода, но все выжили: американцев спасли
эскимосы. Все эскимосские дети, в том числе и грудной
младенец, Карл Полярис, были совершенно здоровы.
Оставшимся на пароходе «Полярис» четырнадцати американцам
вскоре удалось посадить дающее течь судно на мель.
Они поставили домик на гренландском берегу в районе, где
жили эскимосы, и благополучно провели там зиму. К началу
июня 1873 года они построили две лодки, медленно пошли на
юг вдоль берега и через двадцать дней на 76° с.ш. были спасены
китобойным судном *.

* История «Поляриса» изложена в книге Эмиля Бессельса «Американская Северная полярная экспедиция», Лейпциг, 1879.
Бессельс — молодой немецкий натур алист, был врачом на «Полярисе».
Он остался на пароходе, когда часть экипажа была унесена штормом на
льдине.


Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки Москва: Географгиз, 1962. - 476 с. : ил.
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 15 Июль 2018 16:38

 0001.jpg
Blake, E. Vale. Arctic experiences: containing Capt. George E. Tyson's wonderful drift on the ice-floe, a history of the Polaris expedition, the cruise of the Tigress, and rescue of the Polaris survivors. To which is added a general Arctic chronology. New York: Harper & Brothers, Publishers, 1874

PREFACE
A LEADING object of this work is to present, in a popular form,
the entire history of the Polaris Exploring Expedition, not only
giving the valuable results accomplished by it, but going deep
enough into causes to trace out the weak points in the organiza
tion of the party—indicating, without fear or favor, those elements
of disintegration which were at work from the outset, calculated
to impair, though it could not wholly destroy, its efficiency.
The truth must be told, in order that succeeding expeditions
may avoid the errors which prevented the development of that
esprit de corps which is essential to the highest success of explor
ing parties.
Notwithstanding its unfortunate features, the Polaris Expedi
tion was not a failure, but a grand success ; for though far more
and better might have been accomplished with a united and har
monious company, we can proudly point to the record of the voy
age, in its geographical achievements, as unrivaled ; nor do the
scientific results interest the world the less because of any cloud
resting upon any member of the expedition.
Whoever reads this book to the end will naturally be led to
ask, If so much could be accomplished by a divided and disaffect
ed party, what might not be done by a united and properly dis
ciplined body equally well equipped?
In regard to the personal experiences of Captain Tyson, the
natural reticence and modesty of that officer has compelled the
editor to underestimate and suppress much that is fairly due to
him ; and the reader is reminded that far more emphasis might
fairly be given to his share, in whatever of success was achieved
by the Polaris Expedition, but for this peculiarity of the Assist
ant Navigator,
" Who, like a statue solid set,
And moulded in colossal calm,"
appears quite unaware that he has done any thing extraordina
ry, or more than what any right-minded, honest man would have
done under the same circumstances.
All the original data possessed by Captain Tyson (except his
journal written on the Polaris, which was left on board at the
time of the separation) was placed in the hands of the editor, with
every necessary verbal explanation, before the former sailed in
the Tigress. During the interval between his rescue and his re
turn to the Arctic regions in search of the Polaris survivors, he
recompiled from memory and a few brief notes his lost journal,
and we are thus enabled to give it, with but slight verbal varia
tions, from the original diary.
Captain Tyson's "Early Experience" will show that amateur
Arctic explorers, physically fitted for the work, may be found in
every whaling ship that sails.
In addition to the narrative portion, the introductory chapter
contains a general resume of Arctic experiences; and in the
chronology will be found epitomized all the principal events of
interest relating to previous and contemporary Polar expeditions,
adding greatly to the value of the work as a book of reference.
In accordance with the popular character designed, scientific
terms and mere details of work performed have been avoided.
These will be published in other forms, for the special benefit of
students and scientists.
In conclusion, we have only to express our thanks to those
who have kindly assisted us by supplying original documents,
official or other information, and facilitating our work by grate
fully remembered courtesies.
Among those to whom we are greatly indebted are ITon. George
M. Robeson, Secretary of the Navy ; Hon. John G. Schumacher,
of Brooklyn; Prof. Spencer F. Baird, of Washington ; Dr. L I.
Hayes, of New York ; Mr. Archibald, British Consul at New
York ; Col. Jas. Lupton, Washington, D. C. ; Messrs. J. Carson Brevoort,
and S. B. Noyes, of Brooklyn, N. Y. ; Messrs. H. R. Bond,
T. W. Perkins, E. W. White, and Mr. Barnes, of New London, Ct.
Others might be named but for whose kindly offices our labors
would have been greatly embarrassed ; and, if their names do not
illumine this page, they have none the less shed a bright and
cheering light on our progress from the earliest inception of this
work to its end, and their many courtesies will ever dwell in our
grateful remembrance. E. V. B.
Brooklyn, January 1, 1874.


Arctic_Experiences.pdf [31.45 МБ Скачиваний: 0]
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

(1871—1873):Экспедиция Ч.Холла

Сообщение fisch1 » 15 Июль 2018 17:46

 CHARLES FRANCIS HALL.png
 THE POLARIS.png
 GRAVE OF CAPTAIN HALL.png


 MAP SHOWING THE TRAOC OF UNITED STATES STEAMER  POLARIS.png
 IOE-DRIFT OF THE TYS0N PARTY.png
 OAFTAIN HALL'S SLEDOE-JOURNEY..png
 POLARIS CAMP, 1972-73.png


Blake, E. Vale. Arctic experiences: containing Capt. George E. Tyson's wonderful drift on the ice-floe, a history of the Polaris expedition, the cruise of the Tigress, and rescue of the Polaris survivors. To which is added a general Arctic chronology. New York: Harper & Brothers, Publishers, 1874
fisch1
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения