1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 13 Июль 2015 14:07

Архангельскъ 20 октября 1915 г., №233:
 1915-10-20-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 14 Июль 2015 10:59

Архангельскъ 13 ноября 1915 г., №253:
1915-11-13-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 14 Июль 2015 13:30

Архангельскъ 11 декабря 1915 г., №276:
 1915-12-11-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 31 Август 2015 17:18

Архангельскъ 15 декабря 1915 г., №279:
 1915-12-15-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 31 Август 2015 17:31

Архангельскъ 16 декабря 1915 г., №280:
 1915-12-16-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 31 Август 2015 17:53

Архангельскъ 17 декабря 1915 г., №281:
 1915-12-17-06.jpg
 1915-12-17-07.jpg
 1915-12-17-08.jpg
 1915-12-17-09.jpg
 1915-12-17-10.jpg
 1915-12-17-11.jpg
 1915-12-17-12.jpg
 1915-12-17-13.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение SVF » 15 Сентябрь 2015 14:26

Архангельскъ 18 декабря 1915 г., №282:

 1915-12-18-01.jpg
 1915-12-18-02.jpg
 1915-12-18-03.jpg
 1915-12-18-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение АлексейВ » 30 Октябрь 2015 19:27

 Копия боцман Воробьёв В.И.jpg
 Копия Ледокол Таймыр.jpg
Интересная тема - спасибо авторам.
Тем более, есть что добавить в виде фотографий. Мой дед Воробьёв Василий Иванович - участник всех пяти плаваний в Северном Ледовитом океане.

Сошлюсь на выдержки из книги Н. И. Евгенов, В. Н. Купецкий "Полярная экспедиция на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910-1915 годах" ISBN 9785902211259
Глава вторая.
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ
Плавание 1910 года. "Таймыр"
43. Воробьёв, матрос.
Плавание 1911 года. "Таймыр"
15. Воробьёв Василий, сигнальщик.
Плавание 1912 года. "Таймыр"
17. Воробьёв Василий, сигнальный унтер-офицер.
Плавание 1913 года. "Таймыр"
34. Воробьёв Василий.
Плавание 1914-1915 годов. "Таймыр"
8. Воробьёв Василий Иванович, боцман.

Ледокол "Таймыр"
АлексейВ
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 Октябрь 2015 18:26

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение Владимир Непевный » 10 Сентябрь 2016 14:20

С 15го сентября в кинотеатре "Родина" начинается показ фильма "ГЭСЛО. "Исчезнувшая" экспедиция".
http://rodinakino.ru/films/geslo_ischez ... spediciya/
Очень важен перепост! Отечественный документальный фильм в репертуаре кинотеатра - нечастый случай!
А ниже фрагмент из фильма. Эпизод открытия Северной Земли (тогда Земли императора Николая II).
https://vimeo.com/182200926
Владимир Непевный
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 Сентябрь 2016 13:55

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 15 Апрель 2017 17:20

Отчет ГГУ ММ за 1910 год, с. 105-106.

 Отчет ГГУ ММ за 1910 год, с. 105-106 - 0001.jpg
 Отчет ГГУ ММ за 1910 год, с. 105-106 - 0002.jpg
Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана въ отчетномъ году находилась подъ начальствомъ полковника корпуса флотскихъ штурмановъ И. С. Сергѣева и имѣла въ своемъ составѣ двухъ командировъ и семь офицеровъ. Пловучія средства составляли транспорты «Таймыръ» и «Вайгачъ».
Переходъ трапспортовъ изъ Петербурга во Владивостокъ кругомъ Европы и Азіи закончился 3 іюля и не могъ конечно не отраэиться на судовыхъ механизмахъ. Назначенная немедленно по прибытіи транспортовъ во Владивостокъ комиссія нашла необходимымъ произвести ремонтъ котловъ и механизмовъ.
При энергичномъ содѣйствіи всѣхъ причастныхъ къ дѣлу лицъ всѣ необходимыя работы были выполнены и 17 августа экспедиція въ сопровожденіи транспорта «Аргунь», нагруженнаго углемъ, ушла въ Беринговъ проливъ.
Экспедиція со дня выхода изъ Владивостока (17 августа) по день, прихода обратно (20 октября) имѣла 46 ходовыхъ дней и 16 якорныхъ.
Сильные штормы и туманы задержали экспедицію въ Беринговомъ морѣ и опись удалось произвести лишь, до мыса Инцова. На сѣверномъ берегу мыса Дежнева построенъ знакъ и связанъ тріангуляціей съ пунктомъ подполковника Нѣелова, принятымъ за основной.
На якорныхъ стоянкахъ опредѣлялось теченіе.
Ледъ встрѣчался рѣдкій.
На обратномъ пути изъ Берингова пролива транспорты, укрываясь отъ шторма, зашли въ заливъ Наталіи, гдѣ произвели опись бухтъ Петра и Павла, оказавшихся глубже вдавшимиси въ берегъ, чѣмъ показано на картахъ, и закрытыми отъ всѣхъ вѣтровъ.
Во все время плаванія, судовой врачъ, при всѣхъ возможныхъ случаяхъ, занимался собираніемъ матеріаловъ и коллекціи по фаунѣ и флорѣ.


Отчет ГГУ ММ за 1910 год, с. 221.
 Отчет ГГУ ММ за 1910 год, с. 221.jpg
Гидрографичеcкая экcпедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Начальникъ: полковникъ Сергѣевъ (съ 2 нояб. ).
Помощники начальника:
командиръ трансп. «Вайгачъ» кап. 2 р. Колчакъ.
командиръ трансп. «Таймыръ» лейт. Давыдовъ 2 (съ 28 авг. ).
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Апрель 2017 10:20, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 24 Апрель 2017 10:18

Отчет ГГУ ММ за 1911 год, с.100-104.

 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0001.jpg
Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана

Составъ экспедицiи. Экспедиція сѣвернаго Ледовитаго океана подъ начальствомъ к. ф. ш. полковника Сергѣева, имѣла въ своемъ составѣ двухъ командировъ, 8 офицеровъ, 2 механиковъ, 2 врачей и 78 человѣкъ команды.
Пловучія средства составляли транспорты «Таймыръ» и «Вайгачъ», съ двумя моторными катерами и съ 2 учебными вельботами.
 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0002.jpg
— 101 —
Кампанія экспедиціи продолжалась съ 1 мая по 1 ноября. Распредѣленiе кампаніи выражается слѣдующими цифрами:



Астрономическiя наблюденія и вычисленiя произведены старшимъ лейтенантомъ Давыдовымъ для опредѣленія пунктовъ для морской съемки. Подробное описаніе этихъ работъ помѣщено въ огчетномъ журналѣ.
 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0003.jpg
— 102 —
Маннитныя наблюденія произведены лейтенантомъ Сахаровымъ для опредѣленія склоненія. Имъ же опредѣленъ астрономическій пунктъ на о. Врангеля, данный въ предшествующей таблицѣ. Подробное описаніе ихъ помѣщено въ отчетномъ журналѣ.
Морская описъ и судовой промѣръ. Морская опись произведена во время слѣдованія судовъ экспедиціи отъ мыса Дежнева до устья рѣки Колымы. Суда шли, въ строѣ пеленга, вдоль берега, держась отъ него въ разстояніи отъ 2 до 5 миль, разстояніе же между судами доходило до 2 миль. Средняя скорость хода была до 8 узловъ. Примѣтныя точки на берегу пеленговались черезъ 5 минутъ, каждая точка опредѣлялась пересѣченіемъ 3—4 пеленговъ. Ходъ опредѣлялся по механическому и ручному лагамъ. Высоты возвышенностей опредѣлялись секстаномъ по вертикальному углу. При производствѣ описи виды береговъ снимались фотографическимъ путемъ и зарисовывались карандашемъ. Кромѣ того въ особый журналъ наносилась, глазомѣрно, береговая черта съ обозначеніемъ пеленгованныхъ точекъ и береговыхъ подробностей.
Съ наступленіемъ темноты становились на якорь для про-изводства астрономическихъ и магнитныхъ наблюденій и въ это же время опредѣлялось направленіе и скорость теченія; въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ теченіе было болѣе сильное, спеціально для опредѣленія его скорости и направленія, становились на якорь.
При обратномъ слѣдованіи транспортъ «Вайгачъ» сдѣлалъ опись и промѣръ западнаго берега острова Врангель, и транспортъ «Таймыръ» опись берега отъ знака Брусилова къ югу до мыса Литке. Время, пеленги, курсы и проч. записывались въ журналъ описи и судового промѣра.
За 19 рабочихъ дней при 123,5 рабочихъ часахъ, пройдено описъю 750 миль береговой черты, опредѣлено 600 точекъ, взято 2 000 пеленговъ, при среднемъ разстояніи въ 1,5 мили между точками. Снятый описью берегъ вычерченъ на отчетную карту въ масштабѣ 5 миль въ дюймѣ; берегъ положенъ на основаніи 10 береговыхъ астрономическихъ пунктовъ, среднее разстояніе между которыми 80 миль.
Во все время слѣдованія судовъ съ описью берега на
 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0004.jpg
— 103 —
обоихъ судахъ производился промѣръ: глубины измѣрялись лотами Клаузена или Томсона черезъ каждыя 5—10 минутъ. Кромѣ указанныхъ галсовъ вдоль берега транспортомъ «Вай-гачъ» были сдѣланы 2 промѣрныхъ галса нормально берегу у мыса Шелагскаго; длина этихъ галсовъ 30 миль и разстояніе между ними 10 миль. Промѣръ также производился отъ мыса Биллингса къ острову Врангель и вдоль его западнаго и сѣвернаго берега, отъ острова Геральда къ острову Колючину и далѣе къ мысамъ Хопъ и Дежнева. Глубины измѣрялись каждыя 15— 30 минутъ.
Всего пройдено съ промѣромъ 2 500 миль, измѣрено 2 900 глубинъ. Опасная глубина въ 14 футъ найдена къ востоку отъ мыса Болышой Барановъ въ разстояніи 2 миль отъ берега.
Лъды были встрѣчены при слѣдованіи къ устью рѣки Колымы у мыса Сѣверный и занимали пространство до 10 миль отъ берега и 20 миль вдоль берега. Отдѣльныя льдины достигали до 40 саж. длины, при высотѣ до 2 саж.; нѣкоторыя изъ нихъ становились на мель на глубинѣ 10 саженъ. При обратномъ плаваніи къ мысу Дежнева вполнѣ проходимые льды были встрѣчены отъ мыса Сѣверный до мыса Сердце-Камень, а сплошной ледъ держался у Колючинской губы. При плаваніи къ острову Врангель льды были встрѣчены только при подходѣ къ острову Колючину, а далѣе къ Американскому берегу въ разстояніи 30 миль отъ Колючина льда не было встрѣчено.
Наблюденiя надъ приливами и отливами были произведены по футштоку установленному на SW берегу мыса Шелагскаго въ Чаунской губѣ; наблюденія производились въ теченіе двухъ сутокъ черезъ каждыя 1/2 часа и записи наблюденій показали, что уровень воды не измѣнялся.
Наблюденiя надъ теченіемъ производились при каждой стоянкѣ на якорѣ при описи береговой черты и показали, что въ прибрежной полосѣ теченіе идетъ на O и SO со скоростью до 1 мили, въ Беринговомъ проливѣ вдоль мыса Дежнева направленіе теченія на S и скорость до 2 миль, у мыса Пекъ теченіе не замѣтно, а вдоль берега Берингова моря отъ мыса Литке замѣчено N теченіе со скоростью до 1 мили.
 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0005.jpg
— 104 —
Теченія измѣрялись ручнымъ лагомъ или приборомъ изъ жестяной банки съ ведромъ.
Наблюденiя метеорологическія и гидрологическiя производились всѣмъ составомъ экспедиціи и обработаны лейтенантомъ Сахаровымъ. (См. отчетъ экспедиціи 1911 г.).
Свѣдѣнiя по лоціи собирались при производствѣ описи и изданы отдѣльной книгой, составленной старшимъ лейтенантомъ Давыдовымъ подъ заглавіемъ «Матеріалы по лоціи».
Собранные образцы грунта и пробы воды отосланы въ лабораторію при Николаевской Морской Академіи.
Собранныя судовыми врачами фаунистическія коллекціи и образцы породъ, собранные студентомъ Горнаго института Кириченко, отосланы въ Императорскую Академію Наукъ.
Стоимость работъ экспедиціи опредѣлилась цифрой 143 400 р. (приблизительно).



с.216

 Отчет ГГУ ММ за 1911 год - 0006.jpg
Гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана:

Началъникъ: Полковникъ Сергѣевъ.
Помощники Начальника:
Командиръ тр. «Таймыръ» Ст. лейтенантъ Давыдовъ 2-й.
Командующій тр. «Вайгачъ» Ст. лейтенантъ Ломан З-й (съ 14 февр.).
Лейтенантъ Сахаровъ (съ 14 февр.).
Лейтенантъ Нилендеръ (съ 14 февр.).
Лейтенантъ Гелъмертъ (съ 14 февр.).
Лейтенантъ бар. Клодтъ фонъ Юргенсбургъ (съ 14 февр.).
Лейтенантъ бар. Нольде (съ 14 февр.).
Лейтенантъ Брусиловъ (съ 14 февр ).
Лейтенантъ Неупокоевъ (съ 14 февр.).
Лейтенантъ Лавровъ (съ 21 марта).
Последний раз редактировалось ББК-10 30 Апрель 2017 13:38, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 29 Апрель 2017 18:44

Отчет ГГУ ММ за 1912 год, с. 94-99; 222.

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0001.jpg
Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Въ отчетномъ году главной задачей экспедиціи было продолжить морскую опись побережья Сѣвернаго Ледовитаго океана и прилегающихъ острововъ отъ устья р. Колымы къ западу до устья р. Лены, а по возможности и далѣе, стараясь обогнуть Таймырскій полуостровъ и перейти въ Александровскъ на Мурманѣ. Предварительно, до возможнаго выхода въ Сѣверный Ледовитый океанъ, экспедиціи было поручено произвести морскую опись восточнаго побережья Камчатки отъ Усть-Камчатска до мыса Африки и Олюторской губы.
Экспедиціей выполнены работы у побережья Камчатки, а въ Сѣверномъ Ледовитомъ Океанѣ произведена морская опись:

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0002.jpg
— 95 —
о-вовъ Медвѣжьихъ, южнаго и западнаго берега о-вовъ Ляхова, о-вовъ Васильевскаго, Семеновскаго и Столбоваго, а также частей матерого берега у мысовъ Святой Носъ и Борхая. Въ остальныхъ мѣстахъ мелководье не допускало подходить на видъ материка.
Личный (по числу чиновъ) и судовой составъ экспедицiи, подъ начальствомъ генералъ-маiора Сергѣева, былъ тотъ же, что и въ 1911 году.
Экспедицiя начала кампанiю во Владивостокѣ, 21 апрѣля, и окончила тамъ-же, 23 октября. Выйдя изъ Владивостока 31 мая, экспедицiя вернулась въ этотъ портъ 10 октября, проведя за это время 46 дней на ходу. Въ Сѣверный Ледо¬витый океанъ экспедицiя вошла 9 iюля и вышла изъ него на обратномъ пути 10 сентября.
Астрономическiя наблюденiя и вычисленiя произведены старшимъ лейтенантомъ Давыдовымъ для опредѣленiя слѣдующихъ береговыхъ астрономическихъ пунктовъ, легшихъ въ основу морской описи.

Мѣсто наблюденiй. Широта N. Долгота O отъ Гринвича.
Островъ Четырехстолбовый 70°37' 26",8 162°30' 3",0
» Крестовскiй 70 48 3,5 167 47 51,0
Мысъ Титька 73 10 54,6 143 17 29,0
» Святой носъ 72 52 28,5 140 44 20,0
Островъ Столбовой 73 53 47,0 136 7 58,0
» Малый Ляховскiй 74 15 41,0 140 25 41,0
» Бруснева въ бухтѣ Тикси.... 71 39 12, 0129 9 4,0
Мысъ Олюторскiй 59 57 44,0 170 9 45,0
» Говена 59 48 40,9 166 4 18,0
» Африка 56 10 16,3 163 18 48,0
Устье р. Камчатки (вблизи завода).... 56 12 17,8 162 26 25,0

Магнитныя наблюденiя произведены лейтенантомъ Сахаровымъ для опредѣленiя магнитныхъ элементовъ въ слѣдую-

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0003.jpg
— 96 —
щихъ 7-и береговыхъ пунктахъ. Результаты эти, за неимѣнiемъ данныхъ, не приведены къ средней суточной величине.

Мѣсто наблюденiй. Склоненiе компаса
Островъ Крестовскiй 1° 12' О
» Столбовой 1 3 W
» Бруснева въ бухтѣ Тикси.... 4 52 W
Мысъ Олюторскiй 3 23 О
» Говена 0 1 О
» Африка 0 5 W
Устье рѣки Камчатки 1 48 W

Всѣ подробности астрономическихъ и магнитныхъ наблюденiй изложены въ отчетахъ указанныхъ офицеровъ (см. Отчетный журналъ экспедицiи за 1912 годъ).
Морская съемка и судовой промѣръ. Морской съемкой сняты: 1) части восточнаго побережья Камчатки между а) Усть-Камчатскомъ и мысомъ Африка и б) мысомъ Говена и Олюторскимъ и 2) побережье Сѣв. Ледовитаго океана около мысовъ Борхая и Cв. Носа, берегъ Медвѣжьихъ о-вовъ, южный берегъ о-ва Ближняго, о-ва Столбовый, Васильевскiй и Семеновскiй.
Средняя скорость при производстве съемки была около 8 узловъ, береговыя точки определялись пересѣченiмъ 3—4 пеленговъ главнаго компаса; ходъ — определялся изслѣдованными механическими и ручными лагами. Снимались (фотографически) и зарисовывались виды береговъ и опреде¬лялись высоты возвышенностей секстаномъ съ моря. Моменты, пеленги, отсчеты лаговъ, курсы и проч. записывались въ «Журналъ морской описи и судового промѣра». Работа у Камчатскаго берега продолжалась съ 18 по 29 iюня, а въ Сѣв, Ледовитомъ океанѣ — съ 19 iюля по 13 августа. За это время, въ 96 рабочихъ часовъ снято 714 верстъ берега, определено пеленгами 760 точекъ, взято 2 640 пеленговъ и определено 5 высотъ. Снятый берегъ проложенъ на карты въ

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0004.jpg
— 97 —
масштабѣ 5 миль въ дюймѣ, на основѣ вышеуказанныхъ
11 астрономическихъ пунктовъ.
Попутно съ морской съемкой, а также на всѣхъ переходахъ съ обоихъ транспортовъ производился судовой промѣръ лотами Томсона и Клаузена. Глубины измерялись черезъ каждыя 5—10 минутъ и записывались, вмѣсте съ грунтомъ, въ упомянутый журналъ. Всего пройдено съ промѣромъ
12 700 верстъ, на которыхъ измерено 9 600 глубинъ. Рельефъ дна обследованнаго прибрежья Сеѣ. Ледовитаго океана ровный, весьма пологiй отъ береговъ; у восточнаго берега Камчатки, наоборотъ, обнаружены рѣзкiя неровности дна и болышiя глубины.
Льды. Выйдя въ Северный Ледовитый океанъ 9 ноля экспедицiя, пройдя мысъ Сердце-Камень, встретила густой ледъ, который у мыса Ономонъ и севернее былъ весьма сплоченъ. Къ мысу Яканъ ледъ становился менѣе сплоченнымъ и за мысомъ Шелагскимъ до пролива Лаптева былъ рѣдкiй, свободный, проходимый. Въ восточной части пролива Лаптева встречался ледъ средней густоты, который вскоре вынесло установившимся О-ымъ теченiемъ.
Далее, къ Cв. Носу и устью р. Лены встречались отдельныя льдины. Въ проливахъ же между островами и у острововъ наблюдался сплоченный ледъ. Въ широте 75°N, къ NW отъ устья р. Лены былъ встрѣченъ сплоченный ледъ, вдоль котораго, следуя къ S и SW, суда подошли къ берегу у устья р. Анабары. Отойдя здесь къ N отъ берега, экспедицiя, въ широте около 75° N съ трудомъ пересекла полосы довольно густого льда и подошла къ берегу Таймыра. Следуя затемъ вдоль берега, транспортъ «Вайгачъ» встрѣтилъ въ широте 76°9' N сплоченный ледъ, который оставлялъ вдоль берега свободнымъ узкiй каналъ, глубиной въ 21 футъ. Въ это время, 27 августа, при морозе до 6° R уже началъ образовываться новый ледъ, почему экспедицiя повернула обратно. На этомъ обратномъ пути отъ устья Лены океанъ былъ совершенно свободенъ отъ льда; вполне проходимый, разбитый ледъ былъ встре¬ченъ только между мысомъ Яканомъ и о-вомъ Колючинымъ.

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0005.jpg
— 98 —
Въ отношенiе скопленiя льдовъ, отчетный годъ былъ исключительно неблагопрiятнымъ для плаванiя въ высокихъ сЬверныхъ широтахъ, вслѣдствiе продолжительнаго господства сѣверныхъ и NO вѣтровъ.
Наблюденiя надъ теченiями производились при каждой постановкѣ на якорь и записывались въ «Журналъ наблюденiй надъ теченiемъ».
Инструментами служили ручной лагъ и приборъ изъ двухъ жестянокъ съ линемъ.
Наблюденiя метеорологическiя и гидрологическiя производи-лись всѣмъ составомъ экспедицiи на обоихъ судахъ и обра¬ботаны лейтенантомъ Сахаровымъ (см. отчетный журналъ за 1912 г. ).
Сдѣланы, между прочимъ, гидрологическiе разрезы въ север-ной части Берингова моря и въ Беринговомъ проливѣ. Образцы грунта и воды переданы въ лабораторiю Николаевской Мор¬ской Академiи.
Свѣдѣнiя по лоцiи напечатаны отдельной книгой: «Матерiалы по лоцiи», составленной старшимъ лейтенантомъ Давыдовымъ.
Бiологическiя коллекцiи собирались врачами экспедицiи и переданы въ Зологическiй музей Императорской Академiи Наукъ.
Геологическiя сборы и изслѣдованiя производились студентомъ Горнаго Института Кириченко. Выдержки изъ его отчета напечатаны въ XXXVII выпускѣ Записокъ по гидрографiи, а сборы переданы въ Геологическiй музей Импера¬торской Академiи Наукъ.
Экспедицiей представлено: 12 отчетныхъ картъ морской съемки и судового промера въ масштабѣ 5 миль въ дюймѣ, карта распредѣленiя льдовъ въ Сѣверномъ Ледовитомъ океанѣ лѣтомъ 1912 года, въ масштаба 30 миль въ дюймѣ, карта Сѣв. Ледовитаго океана отъ устья р. Колымы до устья р. Лены и карта того же океана отъ устья р. Лены до Таймырскаго залива, обѣ въ масштабѣ 20 миль въ дюймѣ, отчетные журналы, и рабочiя книжки.

 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0006.jpg
— 99 —
Стоимость работъ экспедицiи за отчетный годъ определяется следующими расходами:
Содержанiе офицеровъ, исключая
жалованье 62 669 рублей
Содержанiе нижнихъ чиновъ... 28 321 »
Топливо 40 000 »
Матерьялы 12000 »
Экстраординарные расходы... 4 000
Ремонтъ 37000 »
Итого около. 184 000 рублей.

 000247.jpg

...
 Отчет ГГУ ММ за 1912 год - 0007.jpg
— 222 —
Гидрографическая экспедицiя Сѣвернаго Ледовитаго океана:

Началъникъ, Генералъ-Маioръ Сергѣевъ.
Помощники Начальника:
Командиръ тр. «Таймыръ» Кап. 2 р. Давыдовъ 2-й.
Командующiй тр. «Вайгачъ» Ст. лейт. Ломанъ. (съ 13 февр. ).
Лейтенантъ Сахаровъ.
Лейтенантъ Нилендеръ.
Лейтенантъ бар. Клодтъ фонъ Юргенсбургъ (до 27 февр.).
Лейтенантъ Гельшертъ.
Лейтенантъ Брусиловъ (до 27 февр.).
Лейтенантъ бар. Нолъде (до 12 марта).
Лейтенантъ Арбеневъ (съ 27 февр.).
Лейтенантъ Неупокоевъ.
Лейтенантъ Лавровъ.
Лейтенантъ фонъ Транзе 2 (съ 27 февр.).
Лейтенантъ Жоховъ (съ 4 апр.).
Последний раз редактировалось ББК-10 30 Апрель 2017 13:47, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2017 13:36

Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 98-101.

 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 98-101 - 0001.jpg
Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго Океана.

Въ отчетномъ году главной задачей экспедиціи была морская опись южнаго и сѣвернаго побережья Таймырскаго полуострова, при чемъ было предположено по возможности обогнуть Таймыръ и пройти въ европейскіе воды. Кромѣ того экспедиціи были даны нѣкоторыя другія работы для попутнаго выполненія, главнымъ образомъ въ раіонѣ Берин-гова моря, и поручено пополненіе промѣра на всемъ пути слѣдованія.
Экспедиціей произведена морская опись: Таймырскаго полуострова отъ устья Хатангской губы до мыса Челюскина, части южнаго и сѣвернаго и весь восточный берегъ острова Бѣгичева, части береговой черты у мыса Паксъ, острова Св. Преображенія, острововъ у восточнаго побережья Таймыра, части берега острова Цесаревича Алексѣя, сѣверо-восточнаго берега земли Императора Николая II и острововъ генерала Вилькицкаго и Бенета.
Земля Императора Николая II и острова Цесаревича Алексѣя и генерала Вилькицкаго открыты экспедиціей въ этомъ году.
Кромѣ того произведена опись Колючинской губы, части берега Чаунской губы, залива Нордвикъ, заливовъ: Прончищевой и Св. ѣаддея и части берега залива Св. Самуила.
Личный и судовой составъ. Экспедиціи подъ начальствомъ генералъ-маіора корпуса гидрографовъ Сергѣева до 22 іюля и затѣмъ подъ начальствомъ капитана 2 ранга Вилькицкаго имѣла въ своемъ составѣ 14 офицеровъ и 77 нижнихъ чиновъ.
Экспедиція начала кампанію во Владивостокѣ 26 апрѣля и окончила ее тамъ же 30 ноября. Отправившись изъ Владивостока 26 іюня, экспедиція вошла въ Ледовитый океанъ 24 іюля, вышла изъ него, на обратномъ пути, 22 сентября и 12 ноября вернулась во Владивостокъ
Астрономическія наблюденія и вычисленія произведены старшимъ лейтенантомъ Новопашеннымъ, для опредѣленія бере-

 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 98-101 - 0002.jpg
— 99 —
товыхъ пунктовъ, которые легли въ основу морской описи. Всего опредѣлено нижеслѣдующихъ пять пунктовъ:

Мѣсто наблюденій. Широта N. Долгота O отъ Гринвича.
Мысъ Паксъ............. 73°59'51",0 112°51' 3",0
Бухта Прончшцевой.......... 75 40 6,0 113 4 23,0
Островъ Андрея............ 76 54 2,0 111 27 22,0
» Самуила ............ 77 18 34,0 106 16 52,0
Зѣмля Императора Николая II..... 80 1 35,0 99 21 39,0

Магнитныя наблюденія заключались въ опредѣленіи склоненія компаса при помощи повѣрительной стрѣлки и производились мичманомъ Никольскимъ подъ руководствомъ старшаго лейтенанта Новопашеннаго.
Склоненіе компаса опредѣлено въ 6 пунктахъ.

Мѣсто наблюденій. Склоненіе компаса.
Мысъ Паксъ.............. 11°39' O
Островъ Преображенія......... 12 57 O
Бухта Прончищевой.......... 16 38 O
Островъ Св. ѣаддея........... 23 4 O
Островъ Самуила............ 23 15 O
Зѣмля Импѣратора Николая II..... 30 54 O

Морская съемка и судовой промѣръ. Морской съемкой сняты: 1) сѣверо-восточный берегъ Таймырскаго полуострова

 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 98-101 - 0003.jpg
— 100 —
съ прилегающими островами, отъ устья Хатангской губы до мыса Челюскина, 2) вновь открытые острова и земля.
Средняя скорость при производствѣ съемки была около 8 узловъ, береговыя точки опредѣлялись пересѣченіемъ 3—4 пеленговъ главнаго компаса; ходъ—опредѣлялся изслѣдованвыми механическими и ручными лагами.
Снимались (фотографически) и зарисовывались виды береговъ и опредѣлялись высоты возвышенностей секстаномъ съ моря.
Моменты, пеленги, отсчеты лаговъ, курсы и проч. записывались въ журналъ морской описи и судового промѣра. На морскую опись затрачено 22 рабочихъ дня при 236 1/2 часахъ, при чемъ снято 1 799 верстъ береговой черты, опредѣлено 3 200 точекъ пеленгами, взято 13 000 пеленговъ и опредѣлено 10 высотъ.
Снятый берегъ проложенъ на карты въ масштабѣ 20 миль въ дюймѣ, на основѣ вышеуказанныхъ астрономическихъ пунктовъ.
Попутно съ морской съемкой, а также на всѣхъ переходахъ съ обоихъ транспортовъ производился еудовой промѣръ лотами Томсона и Клаузенса.
Измѣренныя глубины записывались въ вышеуказанный журналъ. Всего пройдено съ промѣромъ 10 198 верстъ, на которыхъ измѣрено 5 180 глубинъ.
Льды. Распредѣленіе льдовъ за 1913 годъ было весьма благопріятное для плаваній, если не считать невзломаннаго льда у мыса Челюскина, который препятствовалъ пройти на западъ, и скопленія льдовъ близъ меридіановъ Колымы и острова Врангеля и у Чаунской губы, гдѣ льды задерживали плаваніе экспедиціи какъ къ мысу Челюскинъ, такъ и обратно въ Беринговъ проливъ.
Къ сѣверу отъ мыса Челюскинъ экспедиція встрѣтила ледяныя горы значительной величины, саженъ 40 или 50 глубиной.
Мѣстопроисхожденіе ихъ осталось невыясненнымъ.
Бухты, которыя экспедиція посѣтила, были почти совершенно свободны отъ льда.

 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 98-101 - 0004.jpg
— 101 —
Скопленіе льдовъ въ раіонѣ между Колымой, островомъ Врангеля и островами де-Лонга, обращаетъ на себя вниманіе, такъ какъ все пространство отъ Таймырскаго побережья до этого раіона было свободно отъ льда. Льды тутъ были сплоченные и тянулись на большое протяженіе, какъ будто ихъ что то удерживало въ этихъ водахъ. Проникнуть въ этотъ ледъ до сего время не удалось, однако, еще не одному мореплавателю.
Наблюденія надъ теченiями производились при каждой стоянкѣ на якорѣ и записывались въ журналъ наблюденій надъ теченіями.
Инструментами служили ручной лагъ и приборъ изъ двухъ жестяныхъ цилиндровъ съ линемъ.
Наблюденія метеорологическія и гидрологическiя производились всѣмъ составомъ экспедиціи на обоихъ судахъ.
Собраны образцы грунта и воды (см. отчетный журналъ за 1913 г. )
Свѣдѣнія по лоціи собраны лейтенантомъ Неупокоевымъ.
Біологическія и геологическія коллекціи собирались врачами экспедиціи и собранныя коллекціи переданы въ Императорскую Академію Наукъ.

 000239.jpg
Экспедиціей представлено: 2 плана въ масштабѣ 1 миля въ дюймѣ, 6 картъ морской съемки и судового промѣра въ масштабѣ 5 миль въ дюймѣ, 3 отчетныхъ карты промѣра въ масштабѣ 20 миль въ дюймѣ, отчетная карта распредѣленія льдовъ въ Сѣверномъ Ледовитомъ океанѣ лѣтомъ 1913 года и отчетные журналы и рабочія книжки.


Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 212-213.

 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 212-213 - 0001.jpg
 Отчет ГГУ ММ за 1913 год, с. 212-213 - 0002.jpg
Гидрографическая экепедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Начальникъ — Генералъ-Маіоръ Сергѣевъ.
Помощники Начальника:
Командиръ трансп. «Таймыръ» — Капит. 2 ранга Давыдовъ (до 25 марта).
Капит. 2 ранга Вилькицкій (съ 7 апрѣля).
Командующій трансп. «Вайгачъ» — Ст. лейт. Ломанъ 3-й (до 18 марта).
Ст. лейт. Новопашенный (съ 18 марта).
Лейтенантъ Сахаровъ (до 7 мая).
Лейтенантъ Нилендеръ.
Лейтенантъ Гельшертъ.
Лейтенантъ Неупокоевъ.
Лейтенантъ Лавровъ 1.
Лейтенантъ фонъ-Транзе 2 (до 7 мая).
Лейтенантъ Жоховъ.
Лейтенантъ Арбеневъ (до 7 апр.).
Лейтенантъ Евгеновъ (съ 7 мая).
Мичманъ Никольскій (съ 7 мая).
Мичманъ баронъ Гойнингенъ-Гюне (съ 7 мая).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 30 Апрель 2017 16:59

Отчет ГГУ ММ за 1914 год, с. 85-86.

 Отчет ГГУ ММ за 1914 год, с. 85-86 - 0001.jpg
Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Личный и судовой составъ
. Экспедиція подъ начальствомъ флигелъ-адъютанта капитана 2-го ранга Вилъкицкаго имѣла въ своемъ составѣ 13 офицеровъ и 80 нижнихъ чиновъ. Пловучія средства — транспорты «Таймыръ» и «Вайгачъ».
Экспедиція начала кампанію 1 апрѣля и вышла въ сѣверное плаваніе 24 іюня.
Въ отчетномъ году главной цѣлью экспедиціи былъ проходъ сѣвернымъ путемъ изъ Тихаго океана въ Атлантическій, съ промѣромъ и описью по пути слѣдованія. Кромѣ того, экспедиціи были даны нѣкоторыя другія работы для попутнаго выполненія, какъ-то: метеорологическія, гидрологическія и магнитныя наблюденія, изученіе льдовъ и теченій.
Экспедиція въ семъ году была снабжена гидроаэропланомъ. До губы Колючинской ее сопровождалъ транспортъ «Тоболъ» съ углемъ и матеріалами. «Тоболъ» устроилъ угольныя станціи въ бухтѣ Иматра (Берингово море), гдѣ выгрузилъ 200 тоннъ на берегъ и въ губѣ Колючинской (Сѣверо-Ледовитый океанъ), гдѣ выгрузилъ 300 тоннъ угля, и затѣмъ вернулся во Владивостокъ.
Въ іюлѣ экспедиціи было поручено, по просьбѣ Канадскаго Правительства, попытаться снять съ острова Врангеля экипажъ погибшей бригантины «Карлукъ». Снять людей, за невозможностью подойти къ острову изъ-за льдовъ и за неимѣніемъ времени, не удалось, хотя транспортъ «Вайгачъ» въ теченіе 20 дней пытался приблизиться къ берегу, былъ затертъ льдами и поломалъ винтъ.
8 августа экспедиція вышла изъ Колючинской губы для далънѣйшаго слѣдованія на западъ, къ мысу Челюскина. На этомъ пути открытъ небольшой островъ между островами Беннета и генерала Вилькицкаго и выяснено положеніе юго-западной оконечности земли Императора Николая II.

 Отчет ГГУ ММ за 1914 год, с. 85-86 - 0002.jpg
 000244ф.jpg
— 86 —
20 августа экспедиція, обогнувъ мысъ Челюскина и встрѣтивъ трудно проходимые льды, зазимовала у западнаго берега Таймырскаго полуострова. Радіотелеграфную связь съ судами экспедиціи удалось установить въ зиму 1914—15 г. чрезъ судно «Эклипсъ», посланное для розысковъ экспедицій лейтенанта Брусилова и геолога Русанова и зазимовавшее у мыса Штеллинга въ 320 миляхъ къ западу отъ судовъ экспедиціи.


Отчет ГГУ ММ за 1914 год, с. 234

 Отчет ГГУ ММ за 1914 год, с. 234.jpg
— 234 —
Гидрографическая Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

И. д. Начальника экспедиціи, онъ же Командиръ транспорта «Таймыръ» — Флигель-Адъютантъ, Капитанъ 2 ранга Вилькицкій, Борисъ Андреевичъ.
Помощники Начальника:
Командиръ трансп. «Вайгачъ» — Капитанъ 2 ранга Новопашенный, Петръ Алексѣевичъ.
Инженеръ-Механикъ Капитанъ 2 р. Александровъ, Дмитрій Васильевичъ (съ 21 апр.).
Лейтенантъ Нилендеръ, Викторъ Вильгельмовичъ (до 21 апр.).
Лейтенантъ Гельшертъ, Николай Александровичъ.
Лейтенантъ Неупокоевъ, Константинъ Константиновичъ.
Лейтенантъ Лавровъ 1, Алексѣй Модестовичъ.
Лейтенантъ фонъ Транзе 2, Николай Александровичъ (съ 10 февраля).
Лейтенантъ Жоховъ, Алексѣй Николаевичъ.
Лейтенантъ Анцевъ, Дмитрій Рейнгольдовичъ (съ 24 марта).
Лейтенантъ Евгеновъ, Николай Ивановичъ.
Мичманъ Никольскій, Александръ Григорьевичъ.
Мичманъ баронъ Гойнингенъ-Гюне, Владиміръ Николаевичъ (до 10 февр.).
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Май 2017 11:30, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1910-1915: Гидрографическая экспедиция СЛО

Сообщение ББК-10 » 24 Май 2017 11:21

Отчет ГГУ ММ за 1915 год, с. 69-75.

 ГЭСЛО-1915 - 0001.jpg
Гидрографическая Экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

Личный и судовой составъ. Экспедиція подъ начальствомъ флигель-адъютанта капитана 2-го ранга Вилькицкаго, имѣя въ своемъ составѣ 13 офицеровъ и 80 нижнихъ чиновъ совершила свое плаваніе на гидрографическихъ судахъ «Таймыръ» и «Вайгачъ».

Очеркъ кампаніи. Имѣя своей задачей пройти сѣвернымъ морскимъ путемъ изъ Владивостока въ Архангельскъ, суда экспедиціи «Таймыръ» и «Вайгачъ» послѣ зимовки въ Таймырскомъ заливѣ (гдѣ были затерты льдами 6 октября 1914 г.), освободившись въ концѣ іюля изъ льдовъ, продолжали свое плаваніе и 4 сентября прибыли благополучно въ г. Архангельскъ.

Зимовка. Оба судна замерзли къ сѣверу отъ полуострова Карла. Оскара, «Таймыръ» въ широтѣ 75° 40' и долготѣ отъ Гринвича 100° 40' въ 8 миляхъ отъ берега противъ

 ГЭСЛО-1915 - 0002.jpg
— 70 —
открытой бухты, которую Нансенъ назвалъ (1894) заливомъ Дика, а «Вайгачъ» въ широтѣ 77° и долготѣ 100° 20' въ разстояніи 15-ти миль къ сѣверо-западу отъ «Таймыра». Разстояніе «Вайгача» отъ берега было около 20 миль.
Тотчасъ-же какъ оба судна были затерты льдами приступили къ приготовленіямъ къ зимовкѣ.
Вычистили котлы, пересмотрѣли запасы провизіи, приняли мѣры къ сохраненію механизмовъ, выпустили воду изъ систернъ и котловъ, поставили тенты и приняли возможныя мѣры для меньшаго охлажденія внутреннихъ помѣщеній.
Наружный бортъ обложили снѣгомъ. Температура въ жилыхъ помѣщеніяхъ рѣдко опускалась до +8° С, только внизу у пола въ каютахъ удаленныхъ отъ камельковъ бывала иногда отрицательная.
16 октября установилось сообщеніе между судами. Въ этотъ день на «Таймыръ» прибылъ командиръ «Вайгача» капитанъ 2 ранга Новопашенный съ санной партіей.

Радіотелеграфъ. Около этого времени судно «Эклипсъ»г снаряженное Главнымъ Гидрографическимъ Унравленіемъ для поисковъ пропавшихъ экспедицій геолога Русанова и лейте-нанта Брусилова и зазимовавшее у мыса Штеллинга, начало перехватывать телеграммы изъ Норвегіи на Шпицбергенъ и изъ Архангельска на Югорскій шаръ и время отъ времени сообщать на «Таймыръ» нѣкоторыя свѣдѣнія о ходѣ войны. Командиръ «Эклипса», капитанъ Свердрупъ, увеличивъ мощность своей радіостанціи устройствомъ высокой мачты на льду, добился радіотелеграфной связи со станціей «Югорскій шаръ», результатомъ чего явилась возможность въ январѣ обмѣняться служебными телеграммами между Управленіемъ и судномъ «Таймыръ».
Черезъ нѣсколько дней послѣ установленія радіотелеграфной связи чины экспедиціи были глубоко осчастливлены высоко-милостивымъ привѣтомъ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
Полученіе телеграммъ не представляло особыхъ затрудненій. Телеграмма весьма мощной радіостанціи «Югорскій шаръ» передавалась дальше безпрепятственно. Что касается отпра-

 ГЭСЛО-1915 - 0003.jpg
— 71 —
вленія депешъ, то, иногда даже въ наилучшее время безплодныя попытки «Эклипса» передать что либо Югорскому шару продолжались долѣе недѣли. Въ силу этого «Эклипсъ» не успѣлъ передать всѣхъ служебныхъ телеграммъ, шедшихъ всегда раньше прочихъ, не говоря уже о частныхъ. Изъ этихъ по-слѣднихъ ни одна не дождалась своей очереди. Въ концѣ марта были приняты еще двѣ телеграммы, извѣщавшія о высылкѣ вспомогательныхй экспедицій: санной къ мысу Штеллинга подъ начальствомъ бывшаго боцмана Бѣгичева для доставленія оленей по просьбѣ начальника экспедиціи и экспедиціи подъ начальствомъ врача Кушакова къ острову Диксона для доставки угля и устройства зимней базы. Съ полученіемъ этихъ послѣднихъ телеграммъ связь окончательно прекратилась. Все стараніе плававшаго на «Эклипсѣ» телеграфнаго чиновника Д. И. Иванова, заботами котораго установился обмѣнъ телеграммъ въ темное время, не могли поддержать связь, когда стало свѣтло.

Занятія. Къ концу октября приготовленія къ зимовкѣ были окончены. Тогда начались теоретическія учебныя занятія съ командой, въ которыхъ приняли участіе всѣ офицеры. Затѣмъ ученики занимались по спеціальностямъ, а желающіе обучались иностраннымъ языкамъ. На «Таймырѣ» вся строевая команда обучалась, кромѣ того, сигнальному дѣлу. По воскресеньямъ и праздникамъ устраивались для команды научно-популярныя лекціи или литературныя чтенія. Были установлены ежедневныя обязательныя прогулви по льду.

Экскурсiи. По окончаніи длинной полярной ночи, тянувшеqся 103 дня, начались экскурсіи на берегъ и съ одного судна на другое. Разстояніе между судами экспедиціи около 30 верстъ обычно проходилось въ одинъ день, иногда со значительнымъ грузомъ и часто безъ остановокъ для отдыха. На берегъ былъ свезенъ большой желѣзный знакъ, который предполагалось установить на мысу при наступленіи теплой погоды. На «Вайгачъ» была отвезена запасная лопасть винта и происходилъ обмѣнъ между судами нѣкоторыхъ припасовъ.

 ГЭСЛО-1915 - 0004.jpg
— 72 —
Состояніе здоровья личнаго состава. Здоровье офицеровъ и команды было удовлетворительно. Довольно часто случались незначительныя обмороженія, а одинъ разъ матросъ 1 ст. Андрей Попковъ настолько сильно отморозилъ лѣвую руку, что потребовалась ампутація трехъ пальцевъ и части четвертаго. Въ нѣсколькихъ случаяхъ наблюдался, особенно за время полярной ночи, упадокъ питанія, повышенное нервное состояніе, а на «Вайгачѣ» обнаружено было нѣсколько заболѣваній цингой, къ счастью въ легкой формѣ.
Въ концѣ зимы экспедиція понесла тяжелыя потери въ личномъ составѣ: на «Вайгачѣ» 16 февраля скончался отъ уреміи лейтенантъ Алексѣй Николаевичъ Жоховъ, а 2 марта отъ перетонита кочегаръ 1 ст. Иванъ Ладоничевъ. Тѣла покойныхъ были доставлены на «Таймыръ», откуда перевезены на берегъ и погребены.

Переводъ части команды экспедиціи на «Эклипсъ». На случай, если бы экспедиціи не удалось къ осени 1915 г. выбраться изъ льдовъ, начальникъ экспедиціи, чтобы сохранить долѣе пищевые запасы, распорядился отправить въ концѣ августа 36 чел. команды при трехъ офицерахъ на зимовавшее у мыса Штеллинга судно «Эклипсъ», гдѣ количество пищевыхъ запасовъ было весьма значительно.
Еще въ серединѣ апрѣля былъ устроенъ въ 40 верстахъ отъ «Таймыра» на западной части полуострова Короля Оскара вспомогательный складъ для отправляемыхъ на «Эклипсъ», сама же переборка людей экспедиціи совершилась при содѣйствіи капитана Свердрупа, устроившаго на пути отъ «Эклипса» къ «Таймыру» нѣсколько вспомогательныхъ складовъ провизіи. Свердрупъ вышелъ къ «Таймыру» съ санной партіей 16 апрѣля и возвратился на «Эклипсъ» съ людьми экспедиціи 22 мая.
По прибытіи на «Эклипсъ» партія списанныхъ съ «Таймыра» людей при содѣйствіи санной экспедиціи Бѣгичева направилась сухимъ путемъ черезъ тундру въ селеніе Гольчиху, куда и прибыла благополучно.

Исправленіе поврежденiй. Съ наступленіемъ свѣтлаго и болѣе теплаго времени на обоихъ судахъ начались работы

 ГЭСЛО-1915 - 0005.jpg
— 73 —
по исправленію поврежденій, причиненныхъ напоромъ льда. Осеныо на «Вайгачѣ» было приступлено къ вымораживанію винта, ледъ вынимался по частямъ, такъ что корма судна оказалась какъ бы стоящей въ докѣ. Одна изъ лопастей была замѣнена, затѣмъ продолжалось вымораживаніе нижней части винта для замѣны второй лопасти, но при теплой погодѣ въ началѣ апрѣля, просочилась вода, заполнившая сдѣланный докъ и прекратила работы. На гидрографическомъ суднѣ «Таймыръ» щели наружнаго борта были задѣланы еще осенью. Для подкрѣпленія поврежденнаго набора корабля на нѣкоторые шпангоуты и ихъ угольники наложены противъ разорванныхъ мѣстъ желѣзныя планки. Щели въ переборкахъ задѣланы на сурикѣ деревянными клиньями, скрѣпленными болтами или желѣзными пластинками съ резиновой прокладкой. Въ один-надцати мѣстахъ поставлены упоры между поврежденными шпангоутами и верхней палубой, для чего использованы за-пасныя дымогарныя трубы.

Освобожденіе изъ льдовъ и дальнѣйшее плаваніе. 11 апрѣля взошло незаходящее солнце, а въ послѣднихъ числахъ іюля оба судна освободились изъ льдовъ и продолжали свое плаваніе на западъ. 17 августа «Таймыръ» и «Вайгачъ» прибыли къ острову Диксона, гдѣ встрѣтились съ прибывшей туда уже раньше вспомогательной экспедиціей подъ начальствомъ врача Кушакова. 21 августа прибылъ къ Диксону капитанъ Свердрупъ на суднѣ «Эклипсъ».
Гидрографическое судио «Вайгачъ» было послано 22 августа къ селенію Гольчиха, чтобы принять прибывшую туда береговую партію экспедиціи (о чемъ получили донесеніе, переданное на «Таймыръ» инородцами). Оно возвратилось обратно 24 августа, выполнивъ порученіе.
26 августа къ острову Диксона прибылъ норвежскій капитанъ Эвенсенъ на пароходѣ-ледоколъ «Китъ», купленномъ Главнымъ Гидрографическимъ Управленіемъ въ Норвегіи для доставки угля гидрографической экспедиціи Сѣвернаго Ледовитаго океана.
Такимъ образомъ въ это время на рейдѣ у острова Диксона сосредоточились, какъ оба судна экспедиціи, такъ и три

 ГЭСЛО-1915 - 0006.jpg
— 74 —
вспомогательныхъ экспедиціи, имѣвшихъ назначеніе оказать содѣйствіе гидрографическй экспедпціи Сѣвернаго Ледовитаго океана.
За время стоянки у Диксона суда «Таймыръ» и «Вайгачъ» освѣжили свои запасы провизіи и угля, принявъ таковые отъ вспомогательныхъ экспедицій. Получивъ руководящія инструк-ціи отъ Главнаго Гидрографическаго Управленія, гидрографи-ческая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана 27 августа вышла въ Архангельскъ, куда благополучно прибыла 4 сентября.

Работы по гидрографіи и метеорологіи. За время своего плаванія и зимовки гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана описала южный берегъ земли ИМПЕРА-ТОРА НИКОЛАЯ II, западные берега острова ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСѢЯ и берегъ полуострова Короля Оскара.
Во время зимовки въ серединѣ апрѣля по окончаній по-лярной ночи лейтенантомъ Евгеновымъ были произведены съемки сѣверо - восточнаго и западнаго берега полуострова Короля Оскара; эта съемка представляетъ собой продолженіе съемки, начатой еще осенью лейтенантомъ Жоховымъ, и связана со съемкой лейтенанта Колчака 1901 года.
Во время зимовки производились правильныя метеорологическія наблюденія. Число обычно употреблявшихся метеорологическихъ приборовъ увеличено дождемѣромъ, флюгеромъ Вильда, испарителями, сѣткой для опредѣленія направленія движенія облаковъ, приспособленъ термографъ для работы при низкихъ температурахъ и построенъ приборъ для опредѣленія толщины и наростанія льда,
Командиромъ гидрографическаго судна «Вайгачъ», канитаномъ 2 ранга Новопашеннымъ, придумано и устроено особое приспособленіе для опредѣленія темиературы льда на разной глубинѣ съ помощыо термометровъ Негретти и Замбра. Имъ же конструированъ и установленъ на льду особаго устройства самопишущій приборъ (мареографъ) для записи колебанія уровня моря.
Кромѣ обычныхъ метеорологическихъ наблюденій производились частые подъемы метеорографовъ на змѣяхъ, при чемъ за зимній періодъ метеорографъ подымался свыше 30 разъ.

 ГЭСЛО-1915 - 0007.jpg
— 75 —
Гидрографыческія наблюденія надъ температурой и соленостью воды на разныхъ глубинахъ и надъ соленостъю льда въ разныхъ слояхъ велись на обоихъ судахъ. Въ темное время велись описанія полярныхъ сіяній, производились также біологическія наблюденія.


Отчет ГГУ ММ за 1915 год, с. 233.

 ГЭСЛО-1915 - 0008.jpg
Гидрографическая экспедиція Сѣвернаго Ледовитаго океана.

И. д. Началъника экспедиціи, онъ-же командиръ тр. «Таймыръ» — Флигель-Адъютантъ, Капитанъ 2 ранга Вилькицкій, Борисъ Андреевичъ (до 1 октября).
Помощники Начальника:
Командиръ тр. «Вайгачъ» — Капитанъ 2 ранга Новопашенный, Петръ Алексѣевичъ (до 1 октября).
Инженеръ-механикъ Канитанъ 2 ранга Александровъ, Дмитрій Васильевичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ Гельшертъ, Николай Александровичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ Неупокоевъ, Константинъ Константиновичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ Лавровъ 1, Алексѣй Модестовичъ (до 1 октября)
Лейтенантъ фонъ Транзе 2, Николай Александровичъ (до 1 октября).
Лейтенантъ Жоховъ, Алексѣй Николаевичъ (до 16 февр.).
Лейтенантъ Анцевъ, Дмитрій Рейнгольдовичъ (до 1 окт.).
Лейтенантъ Евгеновъ, Николай Ивановичъ (до 1 октября).
Мичманъ Николъскій, Александръ Григорьевичъ (до 1 окт.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения