1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2017 11:07

1936/1937 г.
Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км. Первые 1000 км пешком.
5 девушек-комсомолок Бурят-Монгольской АССР — Любимская Вера, Константинова Елизавета, Сункуева Анастасия, Тыхеева Софья, Хахалова Мария с командиром Бабыкиным Леонидом и политруком Сазоновым Александром.
Старт 21 октября 1936 г., финиш 6 марта 1937 г. 136 дней, из них 95 ходовых. Среднесуточная скорость на лыжах 70,3 км, пешком — 43 км.
Постановлением ЦИК СССР все 7 участников этого перехода награждены орденом «Знак Почета».

Советская Сибирь, 1937, № 56, 9 марта.
 Советская Сибирь, 1937, № 056 (1937-03-09) Участницы лыж.пер.У-Удэ-Москва.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2017 12:26

Бурят-Монгольская правда, №55, 1941 г.

 BMP_055_1941 4-летие Улан-Удэ-Москва.jpg
УЛАН-УДЭ — МОСКВА
К 4-летию женского пеше-лыжного перехода

Мы шли в Москву, чтобы показать беспредельную любовь и преданность молодежи Родине и великому Сталину.
Перед нами — четыре с половиной месяца и шесть тысяч километров пути.
... Байкал, весь седой сердито воя, рвался из берегов. Чайки то садились на гребни волн, то поднимались в высь и с криком носились над озером. Слева горы, окаймленные лесом, со множеством красивых скал.
Солнце, показавшееся лишь на день, опять ушло за облака. Шли проливные дожди. Наши костюмы не успевали просохнуть за ночь. Если не было дождя, то ветер засыпал глаза песком.
Под Иркутском, подгоняемые наступающими заморозками, в один день прошли 75 клм. по сопкам. В Иркутске нас встретил К. Т. Барабанов с представителями добровольных спортивных обществ гор. Улан-Удэ. Здесь мы прошли «через все медные трубы» врачей, как говорил командир перехода тов. Бобыкин. Все здоровы и прибыли в весе.
У станции Суховская получили первое снежное крещение. С этого дня шли пешком по рыхлому снегу еще полтысячи километров. Как мы не смазывали ботинки, они промокали, а к вечеру так замерзали, что, придя на привал, оттаивали их у печек. Тщательно натирали вазелином ноги, выпрямляли скорчившиеся суставы, промывали мозоли и перевязывали их.
Ровно тысячу километров отмерили пешком. В Нижнеудинске стали на лыжи. Казалось, ни одного шага не шагнем без лыж. Но и с ними намучились первые дни. Тепло. Снег валит и валит. Лыжи не скользят. Иногда c гop спускались «лесенкой». Пройдя Красноярские леса и горы, вступили в полосу средне-сибирских буранов. Я первая обморозила щеку. Политрук тов. Сазонов быстро натер спиртом и забинтовал мне лицо. «Чай подбили», — смеялись потом парни в деревне.
Стопятилетняя старушка рассказывала, что по старо-московскому тракту из года в год раньше гнали ссыльных.
— Дети мои, — говорила она, — вот по этой дороге, по которой словно птицы вы несетесь, задорные и радостные, звеня кандалами, измученные, истерзанные шли те, кто боролся за наше счастье. Как сейчас я слышу лязг кандалов, душераздирающий стон. Обливалось сердце кровью, хотелось сорвать эти железные цепи, но у наших не было столько оружия, сколько было у жандармов, сопровождающих ссыльных и у наших богачей на деревне..
К утру заболел наш командир ангиной. Мы настаивали сидеть до тех пор, пока не понизится температура. Но он не соглашался, говоря: «Идти легче, чем сидеть Впереди бураны. Передвигаться будем медленно. Нельзя, никак нельзя отступать от плана».
Еще вечером командир с политруком расспросили местных жителей насчет дороги и предупредили нас, что первый пролет 35 клм., дороги занесены снегом, жилья не встретим.
Ветер сшибал с ног, с трудом удерживала палки в руках. В полдень, усталые, сжимаясь от холода, прибрели к зароду. Дуя на руки, шарили в рюкзаках. Баранки и кусочек баранины составили наш завтрак. Часа два шли без лыж, утопая в снегу. Немудрено заблудиться в этой снежной буре. Байкал (наша собака) и тот жался возле нас.
20 декабря из Новосибирска в Кошево к нам на ночевку прибыли два мастера лыжного спорта. Они должны были сопровождать нас до города. Мы уже спали Байкал разбудил нас громким лаем. Теперь было не до сна.
Мастера смотрели на нас свысока. Дух соревнования вскипел в нас. В 5 часов утра были уже на ногах, как можно лучше смазали лыжи и подготовились к бою. Решили вымотать мастеров, но не пустить их вперед.
Первые 8 километров они то забегали вперед, то бежали сбоку, внезапно поворачивались и уходили назад. А мы шли ровно, как всегда.
Ветер пронизывал до костей. На восьмом километре зашли в железнодорожную будку, чтобы натянуть на лица фетровые маски и одеть еще по перемене теплого белья. Отсюда мы взяли круче темп. Один из мастеров отстал, другой, оказавшийся более натренированным, держался до самого Новосибирска, но шел все таки за нами. Оказывается, не все рекордисты могут выносить дальние походы.
На одной из станций навстречу к нам вышла группа людей, среди которых мы разглядели знакомое лицо. Константин Трофимович, Константин Трофимович! — закричали мы.
«Смирно! » — раздалось, разрезая морозный воздух. Командир рапортовал о наших снежных победах председателю комитета по делам физкультуры и спорта при СНК БМАССР тов. Барабанову.
В Новосибирске, как во всех больших городах, отдыхали три дня.
Что мы делали на дневках? Баня, медицинский осмотр, чтение писем и книг поглощали время. Кроме того, мы знакомились с достопримечательностями города, посещали театры, кино, выпускали фотографическую и стенную газету, бывали в гостях у рабочих на предприятиях и заводах, у интеллигенции, в домах ИТР, в школах.
За Обью вступили в полосу лобовых ветров и буранов Барабинских степей, тянущихся на 620 километров. Тут маски нас не спасли. Мороз проникал во все поры, щипал немилосердно то щеки, то нос. Нет никаких укрытий от ветра в этих степях, кроме железнодорожных будок. Местами сугробы достигали высоты телеграфных проводов. Поезда, идущие от Новосибирска до Омска, останавливались в пути из-за снежных заносов. Но мы не думали отсиживаться у теплых печек в ожиданий лыжной погоды. Чем труднее становился путь, тем настойчивее двигались вперед.
В городе Барабинске на дневке провели комсомольское собрание и выпустили стенную газету. Под Омском получили некоторую отдышку. Установилась хорошая порода. Несколько дней, нагоняя потерянные километры, шли мы с максимальной скоростью, делая по 105—95 километров в день.
— Проглотили Омск, половина пути пройдена, — радостно восклицала Соня Тыхеева.
В Тюмени нас встречали пионеры женских переходов, жены командиров, совершившие лыжный переход до маршруту Тюмень — Москва.
В 40 километрах от Свердловска стоит белый столб и написано на нем с одной стороны — Азия, с другой — Европа. Отсюда начинаются Уральские горы. На подъем шли с большим трудом. Спускаться легче, но не так легко, как думается. Рвы, внезапные повороты под прямым углом держали нас в томительном напряжении.
Нас спрашивали, — устаем ли мы? Конечно, уставали.
Но почему никто не видел нас усталыми? Мы не боялись усталости, не боялись того, что будут болеть наши мышцы и суставы. Когда казалось, что иссякают силы, брали себя в руки, шли опять бодрые, сильные... Сила соберется если душа тверда.
На пути к Мурому дорога несколько улучшилась. В среднем проходили по 70 клм. в день.
18 февраля мы вышли со станции Каракус. Дул легкий ветерок. Вокруг далеко, далеко расстилалась снежная долина. Возле тракта узкой лентой вилась конная дорога. Прислушиваясь к скрипу лыж, все быстрее и стремительной неслись мы вперед, сбрасывая на ходу шапки и перчатки.
— День удался на славу, он должен быть рекордом, — говорил командир.
— Даешь 110! — хором отвечали мы.
На участке Каракус — Шемордан прошли 127 километров за день. Забыв усталость, мы прыгали и смеялись, как дети. Ведь каждой пройденный нами километр приближал к Москве.
В Горьковской области два дня шли пешком.
6 марта на Обельмановской заставе дали нам технический финиш. Не успели мы поздравить друг друга, как нас окружили со всех сторон. Кто жмет руку, кто поздравляет, забросали цветами; фоторепортеры наводят аппарат то с одной, то с другой стороны. Мы, словно в водовороте кружились, ненаходя друг друга.
Не верилось, что мы в Москве, не верилось, что шесть тысяч километров за нами.
Москва нас встретила так же радушно и тепло, как во всех 12 областях и краях, которые пересекли мы. Всюду нас встречали, как самых дорогих гостей.
На протяжении 6045 километров мы видели чудеса, творимые созидательным трудом советского человека. На пустырях, в непроходимых лесах растут города сталинских пятилеток. Зажиточной, радостной жизнью живут колхозники.
За совершенный переход правительство наградило нас орденами. 4 года прошло с того памятного событии. И сейчас, когда вспоминаешь все трудности нашего пути, хочется сказать, что нет таких препятствий, которых не могли бы преодолеть советские девушки воспитанные в нашу великую эпоху.
Л. КОНСТАНТИНОВА, участница пеше-лыжного перехода.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 10:02

"Спорт-тамир", выпуск №8 (623), 29 Февраля 2012 г.

 SportTamir_8(623).jpg
Вошедшие в легенду

У каждого человека есть свой «звездный час», когда он достигает поставленной цели. Был «звездный час» и у пяти девушек Бурятии, прославленных лыжниц, совершивших за девяносто пять дней беспримерный пешелыжный переход по маршруту Улан-Удэ - Москва, равный 6065 километрам.

В тридцатые годы прошлого столетия в молодой стране под названием Советский Союз шло полным ходом строительство новой жизни. Строились заводы, фабрики, развивалось колхозное движение, получили дальнейшее развитие культура и искусство многонациональной страны. У молодежи рождались новые проекты и идеи. Не оставались в стороне, и бурятские комсомольцы.
В летние месяцы 1934 года молодежь Бурятии зажглась идеей совершить самый дальний в мире лыжный переход с участием девушек. Сборная команда участниц лыжного перехода Улан-Удэ-Москва создавалась под руководством обкома партии и комсомола.
После углубленного медицинского контроля к подготовке приступили Вера Любимская из спортивного общества «Динамо», одна из инициаторов перехода, чемпионка Бурятии по лыжным гонкам, Калерия Копанёва, лыжница из спортобщества «Локомотив», Софья Тыхеева, слесарь-инструментальщик Улан-Удэнского паровозовагонного завода (ЛВРЗ), Мария Хахалова представляла сельских спортсменок, Полина Дармаева - спортсменов госучреждений. Главным инициатором перехода был известный поэт и писатель Семён Ицкович (Метелица). Именно он для .лучшей подготовки спортсменок вводит длительные тренировочные занятия, добивается освобождения девушек от работы. 7 ноября 1935 года в деле проверили кандидаток. Первым серьезным испытанием явился 100-километровый пеший переход Улан-Удэ - Кабанск. После него провели медицинский осмотр и по его результатам команду оставили Калерия Копанёва и Полина Дармаева.
А через полтора месяца, в канун нового 1936 года, оставшиеся девушки отправились в первый лыжный, тренировочный поход по маршруту Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Удэ. Через десять дней, 10 января, улан-удэнцы торжественно встречали лыжниц. Пройдено ими было 560 километров.
Тренируясь в окрестностях Улан-Удэ, девушки осваивали крутые подъемы и спуски на лыжах. Вера Любимская в 1935 году, ставшая чемпионкой республики, щедро делилась с девушками секретами мастерства.
В разгар сибирской зимы 1936 года команде предстояло выйти на старт сложного перехода Улан-Удэ - Посольск - Иркутск - Усть-Орда - Бохан - Кутулик, равный 800 километрам. Врач команды Анатолий Витольдович Овчинников снова провел медосмотр и остался доволен здоровьем участниц. Преодолевая байкальские сопки с крутыми спусками и подъемами, бездорожье, команда в среднем за сутки проходила 70 километров. Преодолевая этот маршрут лыжницы показали неплохую лыжную и общефизическую подготовку. Тренер Борис Семенович сделал вывод, что команда может покорить и более серьезные расстояния.
Перед летним тренировочным циклом предстояло пополнение команды. Более пятидесяти девушек, рекомендованные райкомами комсомола, проходили испытания.
Вьдержали Елизавета Константинова из Алари, известная в районе как хорошая лыжница и член спортобщества «Спартак», и активная физкультурница Улан-Удэнского музыкально-театрального училища Анастасия Сункуева. В летнюю подготовку входили пешие походы на 20-25 километров, велосипедные гонки, тренировки на водных лыжах, гребля и спортивные игры. Каждая знала, что впереди ждут еще более серьезные испытания. Терпели.
Летний период подготовки завершился тренировочным походом Улан-Удэ - Заиграево - Улан-Удэ.
Закончен тренировочный процесс и все ждут реализации намеченной цели. После короткого отдыха собрались все участницы.
Наступил долгожданный день старта - 21 октября 1936 года. С утра, волнуясь, девушки проходят медосмотр, и врачи всем дают «добро» на беспримерный пешелыжный переход Улан-Удэ-Москва. Площадь Революции заполнена до отказа. Представители спортивных обществ, рабочие, служащие, студенты, посланцы сельских районов, родственники, друзья пришли сюда, чтобы пожелать успеха на всем пути следования до столицы. Стартовый день завершили встречей с воинами на станции «Дивизионной».
22 октября под проливным дождем команда в составе Софьи Ананьевны Тыхеевой, Марии Уладаевны Хахаловой, Елизаветы Андреевны Константиновой, Веры Григорьевны Любимской, Анастасии Константиновны Сункуевой, политрука Александра Степановича Сазонова, командора Леонида Николаевича Бобыкина и старшины команды Алексея Буянтуевича Бутунаева отправилась дальше в неизведанное дотоле путешествие.
К вечеру прибыли на станцию Татаурово и здесь командор отметил в маршрутной книге первый 41 километр дистанции, пройденный за первый день. Затем трудный, почти в тысячу километров пеший путь по берегу Байкала до Култука Иркутской области.
15 ноября команда встала на лыжи. Как и прежде, во всех населенных пунктах команду отважных встречали, помогали чем могли и желали здоровья и удачи.
Несмотря на сильный буран, смельчаки 26 декабря 1936 года оставили за собой Новосибирск и попали в Барабинские степи. Мела метель, и видимость была плохая. Ориентируясь по еле заметным телеграфным проводам, медленно, но упорно передвигалась горстка лыжниц. Даже депеша на 28 декабря, предупреждающая об урагане и заставшая их на одном из полустанков, не остановила наших землячек. Проходя по 90 километров в лютый мороз, обмороженные, уставшие лыжницы прибыли в Барабинск и здесь встретили новый 1937 год.
В Тюмени нашу команду навестили участницы первого женского пробега Тюмень - Москва, который состоялся в 1935 году. 4 февраля во врачебно-физкультурном кабинете «Динамо» города Свердловска прошли медосмотр и получили разрешение на дальнейшее следование, а через два дня на отметке 4300 километров пересекли границу Азии и Европы. Дальше дорога лежала по Большому Новомосковскому тракту, началось передвижение по национальным республикам - Башкирии, Удмуртии, Татарстану, Мордовии, Чувашии.
1 марта провели собрание, где решили удлинить дневные переходы, так как оставалось всего пять ходовых дней. Усталость, недосыпание, встречи, проводы сильно изнуряли, но приближение намеченной цели давало дополнительные силы. В подмосковной Малаховке с лыжницами встретились руководители Бурятии: М.Ербанов и П.Шулунов. До Москвы оставалось 40 километров. 6 марта на московском стадионе «Динамо» тридцать тысяч людей рукоплескали героиням из солнечной Бурятии.
Беспрецедентный пешелыжный переход «Улан-Удэ - Москва» длиною в 6065 километров пройден за 95 ходовых дней. Руководство страны по достоинству оценило подвиг и наградило всех орденами «Знак Почёта».
С первых дней, как группа отправилась в путь, Бурятия поддерживала с ними связь. Земляки, друзья, руководство республики в самые трудные минуты не оставляли участниц перехода без внимания. Сильные духом, целеустремленные девчата также писали статьи в разные газеты, их никогда не покидал оптимизм. Эта живая связь и внимание людей, встречающихся на маршруте, помогли совершить смелый подвиг. Их рекордный поход пока никто не повторил.
Пять лет назад на 70-летие перехода благодарные земляки на площади Революции установили мемориальную доску в честь отважной пятерки бурятских лыжниц. В этом году спортивная общественность Бурятии отмечает 75-летие важнейшего спортивного события.
В рамках этого юбилея мы предлагаем установить героиням перехода бюсты перед новым физкультурно-спортивным комплексом в Улан-Удэ и мемориальную доску на московском стадионе, где триумфально финишировали бурятские лыжницы.

Валерий Сыдеев,
Владимир Фомин,
ветераны спорта, члены Союза журналистов России
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 10:11

Бурят-Монгольская правда, №280, 5 декабря 1936 г.

Команда пешелыжного переходав Красноярске перед стартом : 0.jpg
 BMP_280_1936 КРАСНОЯРСК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

В КРАСНОЯРСКЕ!

КРАСНОЯРСК, 3 декабря. (От наш. корр.). Сегодня, в 5 часов вечера, в полном составе прибыли в Красноярск, на 3 дня раньше намеченного срока. Прейдено за 31 ходовой день 1620 километров, в том числе на лыжах 620 за 10 ходовых дней, несмотря на исключительна трудные условия лыжной ходьбы: большие снегопады, отсутствие наезженных дорог.
Состояние участников перехода прекрасное. Бее здоровы, бодры, полностью подготовлены и преодолению любых трудностей.
На всем нашем пути трудящиеся проявляют к нам исключительно теплую заботу. Навстречу нам часто выходят лыжники. Под Красноярском нас встретили сотни физкультурников и руководители края.
Шлем горячий привет трудящимся родной Бурят-Монголии!
Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 10:13

Бурят-Монгольская правда, №285, 1936 г.

 BMP_285_1936 АЧИНСК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

МИНОВАЛИ АЧИНСК!

АЧИНСК, 10. (По телеграфу),
9 декабря прибыли в Ачинск. После двухдневного отдыха выходим дальше. Все здоровы.
М. ХАХАЛОВА


Бурят-Монгольская правда, №18, 22 января 1937 г.

 BMP_018_1937 6-ДНЕВНИК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

VI. Красноярск — Ачинск*)
(ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДОРА).

После законного и приятного отдыха в Красноярске мы двинулись дальше. Тепла провожают нас красноярцы: весь первый день сопровождали 5 лыжников Красноярского техникума физкультуры. Теперь уже 12 человек нарушали веселыми окриками к смехом покой тайги. Первая ночевка на стекольном заводе, в 50 километрах от Красноярска.
До Красноярска мы шли в пьексах с крепленном "Пионер". Сейчас одели ботинки, применили усовершенствованное крепление "Рот-Фелло". Они были присланы нам из Москвы. Все тронуты заботой и вниманием, проявляемыми не только со стороны родных, знакомых, товарищей здесь, в Сибири, но и оттуда, из красной столицы нашей прекрасной Родины.
На первых порах итти в них как-то неудобно. Не привыкли мы к такого рода креплению и обуви. Дорога не наезжена. Все время подъем, правда, незаметный. Но он чувствуется с каждый пройденным километром.
На знакомый уже нам, по рассказам, стекольный завод пришли в 9 часов вечера. Как ни странно, здесь о нашем переходе ничего не знали. Спали на соломе в одной из контор. Утра ушло на знакомство с заводом. Завод большой, со старым оборудованием.
Мы сравнивали его с нашим механизированным заводом. По культуре, оборудованию наш Улан-Удэнский завод стоит несомненно выше. С гордостью мы рассказывали о нем рабочим и руководителям завода. Они живо интересовались переходом, расспрашивали о нашей республике, о промышленности.
К сожалению, время наше ограниченное. Уже рассветало, нужно было двигаться дальше. Красноярцы проводили нас еще 5 километров. После обоюдного «физкультура! », крепких рукопожатий, расстаемся.
С каждым километром путь становится труднее — глубокий снег, нет наезженной дороги. Несмотря на то, что это Московский тракт, нам приходится прокладывать лыжню. Скорость небольшая: 5-6 километров в час.
Ночуем в деревне Козулька. Это — районный центр. Ждут нас с нетерпением. Пришли поздно — в 11 часов. В роскошно убранной столовой районный актив во главе в председателем райисполкома тепло встречает нас. За ужином завязывается непринужденная беседа. Девушки расспрашивают о жизни района, о культуре колхозного села.
С большим удовольствием ложатся спать. Побаливают мышцы ног. Ботинки и крепления определенно неудобны. В этот день прошли 65 километров. Маршрут завтрашнего дня — город Ачинск. До него не много и не мало — 73 километра. Решаем: во что бы то ни стало в один день покрыть это расстояние.
От Козульки идем по несказанно живописным таежным местам. Сугробы снега в метр не позволяют ни на шаг уклониться в сторону. По обеим сторонам узкой дороги красиво убраны искристым снегом деревья.
Когда в тайге нет ветерка, стоит приятная, убаюкивающая тишина. Итти легко и приятно. Много-много дум проносятся в голове. В такие минуты все девушки подозрительно молчаливы. Спокойствие нарушает встречный путник — колхозник с возом дров или сена. Обходим с больший осторожностью, можно провалиться с лыжами по грудь.
Величественная, нетронутая человеческой рукой тайга! Недаром наши девушки так восхищаются ею — сказочным украшенной суровой, морозной Сибири.
В 18 километрах от Ачинска, в деревне Петровка, нас встречают 9 лыжниц города. В Ачинск входим все вместе. Получается солидная колонна. Как только вышли из деревни, подул встречный ветер, стало холоднее. Встречающие нас девушки не были приготовлены к такой перемене погоды. Пришлось отдельным из них отдать запасные рукавицы, делиться всем, чем могли: шоколадом, конфектами и др. Одну из них отправили обратно в деревню — она обморозила пальцы и лицо.
Поздно вечером, усталые, но довольные тем, что выполнили задачу, вошли в Ачинск.
Командор пеше-лыжного перехода "Улан-Удэ — Москва"

* См. "Б.-М. Правду" за 27 декабря 1936 г.
Л. БОБЫКИН.
Последний раз редактировалось ББК-10 03 Апрель 2017 12:54, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 15:43

Бурят-Монгольская правда, №287, 1936 г.

 BMP_287_1936 ИЗ ДНЕВНИКА.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

Из дневника командора

Командор женского пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва наш специальный корреспондент тов. Л. Бобыкин прислал в редакцию «Бурят-Монгольской Правды» свои дневник, в котором он записал путевые впечатления участников перехода. Записи в дневнике велись с момента старта и до прибытия в Красноярск.
Ниже мы публикуем отдельные отрывки из этого дневника.


1. БОГАТА НАША ПРЕКРАСНАЯ РОДИНА!

В своем письме хочу поделиться с трудящимися Бурят-Монголии впечатлениями о нашем переходе. Наша команда в полном составе прибыла в Красноярск. Всего пешком и на лыжах пройдено 1600 клм.
До Нижне-Удинска, расстояние в 981 клм., прошли пешком за 21 ходовой день, что в среднем составляет 46 клм. в сутки. От Нижне-Удинска до Красноярска — 619 клм. — прошли на лыжах со скоростью 62 клм. в сутки. В Красноярск мы прибыли 3 декабря в 4 часа дня, на трое суток раньше намеченного срока.
Переход наш сложен и труден. Порой приходится преодолевать большие трудности. Но зато он очень интересен: много разнообразия, много поучительного. Встречаешь ежедневно много людей. Так или иначе соприкасаешься с ними. А какая прекрасная природа! Сколько величия в ней, какими огромными богатствами располагает наша родина, какие замечательные люди населяют пройденные нами края!
Я никогда не думал, что наши девушки так глубоко любят природу, умеют ею восхищаться и понимать ее. Наш путь от Улан-Удэ до Иркутска лежал в основном по берегу Байкала, около линии железной дороги. Мы придерживались старого московского тракта.
Свой путь, как известно, мы начали глубокой осенью. И с первых же шагов попали в распутицу. Первые 4 — 5 дней пришлось продвигаться под непрерывным дождем. Еще за 15 километров до Байкала мы уже почувствовали холодное дыхание этого красивого озера. Встретил он нас недружелюбно: резкий ветер и дождь. Но, несмотря на это, мы горячо его приветствовали.
Как можно не восхищаться этим красивым, большим водоемом, окаймленным со всех сторон цепью каменистых гор в отвесных скал. Они, причудливо извиваясь возле самого берега Байкала, ускользают в бесконечную даль. Их сменяют все новые и новые цепи. Байкал прежде всего велик и грозен, а потом красив. Кто не видел Байкала, когда он стонет и мечется, вздымая большие волны на 4—5 метров высоты, с красивыми белыми гребнями, тучей серебристых брызг, тот никогда этого не поймет. С каким ревом и яростью устремляются волны к скалистым берегам, ударяясь рассыпаются, снова и снова кидаются на берег!
6 суток лежал наш путь по берегу Байкала. Со станции Култук нам пришлось расстаться с ним. За это время мы как-то привыкли к нему. Теперь путь наш лежал через сопки на Иркутск. 111 клм. расстояния до Иркутска мы прошли за 2 суток. Трудно было итти горами. Несмотря на это, мы в первый день сделали 75 клм. Взобравшись на вершину величественных сопок, встретили первый снег слоем до 20 сантиметров.
Какие резкие контрасты! Два дня тому назад шли под проливным дождем. Сегодня - глубокий и крепкий снег. Местный, так называемый Култукский тракт мало наезжен. Правда, пользуются им мало. Населенные пункты попадались очень редко. Одна маленькая заимка, дальше небольшой домик и все. Уже под Иркутском встречаются деревни.
Ночевали в 36 километрах от Иркутска.
Командор перехода «Улан-Удэ — Москва» Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 16:35

Бурят-Монгольская правда, №288, 1936 г.

 BMP_288_1936 2-ДНЕВНИК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва
(Из дневника командора)

II. Вместе со всеми трудящимися отпраздновали XIX годовщину Октября

1 ноября в 5 час. вечера мы были в столице Восточно-Сибирской области — в городе Иркутске. Навстречу нам трудящиеся Иркутска вышли со знаменами. Нас тепло приветствовали. Мы были немало смущены, чувствовали, что мы не заслужили такого почета.
В Иркутске отдыхали два дня. Посетил театр, с удовольствием просмотрели пьесу Островского "Без вины виноватые". Успели побывать и в кино. Здесь же прошли первый большой врачебный контроль. Осмотрели нас очень тщательно. Я бы сказал, даже с придиркой. Но ничего не обнаружено — все благополучно. Прибавились в весе все, состояние здоровья хорошев. Разрешено итти дальше.
От Иркутска идем по старому Московскому тракту. Под Черемхово 6 ноября нас захватил первый большой снегопад. Сразу же мы почувствовали всю сложность положения: итти трудно, промокает насквозь обувь.
В Черемхово пришли только в 9 часов вечера. Здесь нас с нетерпением ждали. Все дни, где бы мы ни шли — всюду деятельно готовятся к октябрьским праздникам. Белят избы, моют полы, украшают здания. Хозяйки готовят к празднику лучшие кушанья. Все радостны и счастливы. Хорошо жить в наше время! Радостно наша родина встречала великую XIX годовщину Октября.
В Черемхово, присутствуя на торжественном собрании с активом и руководством Черембасса, мы узнали много интересного из жизни черембассовцев.
7 ноября состоялся многолюдный митинг. От имени нашей команды выступила Лиза Константинова. Передавая братский привет трудящимся Черембасса от бурят-монгольского народа, она призывала черембассовцев к упорной работе и развертыванию стахановского движения. Обещая закончить наш переход в срок, она потребовала от рабочих Черембасса додать стране необходимое количество угля. На приеме управляющий трестом Востсибуголь и собравшиеся стахановцы обещали во что бы то ни стало полностью выполнить план, вернуть долг стране.
Из Черемхово мы вышла в 3 часа в тот же день Снег — по колено. С трудом продвигались вперед Дороги не видно. Обувь моментально промокает. Несмотря на то что до Кутулика всего 30 клм. пути, приходим туда только в 9 часов вечера. Здесь нас ждали с нетерпением с 12 часов дня. Встречал весь Кутулик. Много знакомых, письма, приветственные телеграммы, исключительная забота.
В Кутулике снова отпраздновали вместе с трудящимися великий праздник. Побывали в гостях у рабочих Кутуликской МТС. Вечером собрались рабочие и служащие МТС. Они с большим вниманием слушали наши рассказы. Тепло распрощавшись, мы вышли из Кутулика.
До Нижне-Удинска снова идем Московским трактом, придерживаясь линии железной дороги. После Куйтуна начинается сибирская тайга. Все эти дни идем по глубокому снегу. Тракт почти ненаезжен, снова промокают ноги. Но бодрость и радость нас не оставляют. Усталости не чувствуется.
Командор перехода Улан-Удэ — Москва Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 30 Март 2017 21:14

Бурят-Монгольская правда, №291, 1936 г.

 BMP_291_1936 СТ ТАЙГА 3-ДНЕВНИК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва
(Из дневника командора)

3. Все вперед и вперед!

Хорошо живут колхозники в Тулунском районе. Из бесед с колхозниками села Шарагул этого района мы узнали, что они на трудодень получают по 8 килограммов хлеба и 1 руб. 70 коп деньгами.
Колхозники зажили по-новому. Многим из них прямо некуда ссыпать хлеб Иван Кушнарев, бригадир Шарагульсшч» колхоза, заявляет, что колхоз идет вое вперед и вперед. Он просил передал, от всех колхозников горячий при-вет и колхозное спасибо за зажиточную п счастливую жизнь люби-мому вовкдю великому Сталину.
Наконец, прибываем в долгожданный Нижне-Удинск. Зяес-ь также много нового. За 7 мм. до го-рода нас встречают председатель горсовета, представитель Комитета но делам физкультуры и спорта при СНК БМАССР. Из Иркутска прибыли кинооператоры; кипо-с'емка вместе с гстречающкми лыжниками. Самолет, встречающий пас, сбрасывает приветственный вымпел.
В Нижне-Удинске же встречаемся с представителями Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР тов. Кривошеиным, специально выехавшим для контроля п знакомства с нашим переходом и командой.
Снова консилиум врачей, снова тщательный врачебный осмотр.
Данные врачебного осмотра положительны. Состояние команды тов. Кривошеин находит прекрасным. Мы на лыжах успешно преодолеваем пространства. Приятно итти на лыжах! Порядком мы поскучали по ним.
Очень хорошо сказалась прекрасная летняя тренировка и втянутость. По существу, в тренировке и правильном режиме перехода вся наша сила.
Много смеха при первых спусках с гор. Первое время были п падения. Очень уж много неожиданностей. От Нижне-Удинска до Плановой идем дремучей сибирской тайгой. Какое богатство! Какие необъятные лесные пространства! Какие громадные нетронутые запасы! Мы буквально поражена строгостью в величием тайги.
Между Нижне-Удинском и Красноярском нас застигают несколько буравов с большим снегопадом. Норой невозможно продвигаться вперед Снег лепит глаза, не помо. гают очки. В трех шагах впереди ничего не видно. Дорогу приходится нащупывать палками.
В теплые, тихие дни тоже не совсем «сладко»: снег становится мокрым, прилипает к лыжам. Тракт все еше не наезжен По все больше п больше километров остается позади.

Командор перехода Улан-Удэ—Москва Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 19:40

Бурят-Монгольская правда, №291, 1936 г.

Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

 BMP_291_1936 СТ ТАЙГА.jpg
В Тайге!


ТАЙГА, 16. (По телеграфу от нашего спец. корр.). 16 декабря благополучно в полном составе прибыли в Тайгу. Расстояние Красноярск — Тайга 950 клм. пройдена в 9 ходовых дней, всего пройдено 2209 клм.
Вступили в полосу морозов 35— 38 град. Состояние команды хорошее. Заболеваний нет, за исключением небольших обмораживаний лица. Повсюду встречаем хороший, радушный прием — свидетельство братской дружбы народов великого Советского Союза.
Пламенный привет трудящимся родной Бурят-Монголии!
Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 19:42

Бурят-Монгольская правда, №293, 1936 г.

 BMP_293_1936 4-ДНЕВНИК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва
(ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДОРА).

4. Чаепитие у бабушки Акулины

Проходя село Байроновка, остановились попить чаю. Это уже Тайшетский район. Мы встретили очень интересную старушку. Зовут ее в деревне Акулина. Ей 103 года. Она нам рассказала историю о старом Московском тракте, когда еще не было проложено железнодорожной линии, о том как по этому тракту гнали людей в ссылку.
— Часто приходилось видеть,— рассказывает Акулина, — среди арестантов много молодых и пожилых людей, совершенно не похожих на варнаков и разбойников. Эти, видимо, за агитацию ссылались.
Старушка крайне удивилась, когда узнала, что мы идем пешком в Москву (на лыжах, по ее рассуждению, все равно что и пешком). Она помнит старую неприглядную жизнь, работу на хозяев. Когда мы бабушке рассказали, зачем и как мы идем в Москву, она пришла в восхищение. Невольно она сравнивала старую и настоящую жизнь, В ее квартире висит
большой портрет товарища Сталина. Она очень довольна, что дожила до такой счастливой жизни, которая цветет на нашей прекрасной родине.
Пройдя Тайшет, мы вступили на территорию Красноярского края. Отойдя от Тайшета 10 километров, в деревне Бирюса мы определили разницу во времени с московским уже не на 5, а на 4 часа.
Трудящиеся Красноярского края встретили нас очень радушно. Каждый район, каждое село знало о нашем приближении, хотя мы и не сообщали. Оказывается, Крайисполком и Крайком ВЛКСМ провели большую работу по разъяснению значения нашего перехода. Всюду мы ощущаем исключительную заботу об участниках перехода, большой к нему интерес. Нас засыпают вопросами, шлют пожелания счастливого завершения нашего перехода.
Командор перехода Улан-Удэ — Москва
Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 19:47

Бурят-Монгольская правда, №294, 1936 г.

 BMP_294_1936 НОВОСИБИРСК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

ПРИБЫЛИ В НОВОСИБИРСК

Новосибирск, 22. (По телеграфу от наш. корр.). 21 декабря в 5 часов вечера благополучно в полном составе прибыли в Новосибирск. Сквозь дожди, байкальские ветры, трескучие сибирские морозы, снежные бураны прошли 2500 километров. Самочувствие всех участников перехода прекрасное. Перед Новосибирском нас застиг 40-градусный мороз. Применение специальных масок предохранило от обмораживаний. Всюду трудящиеся нам оказывают теплый прием. В Красноярске принимали участие в соревновании в честь принятия Сталинской Конституции.
Л. БОБЫКИН
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 19:50

Бурят-Монгольская правда, №296, 1936 г.

 BMP_296_1936 В Омск.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ — Москва

Выходим в Омск

НОВОСИБИРСК, 25. (По телеграфу). Задерживаемся в Новосибирске на один день сверх плана по распоряжению представителя Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта тов. Кривошейна в связи с сильной метелью.
Выходим в Омск завтра 26 декабря. Результаты медицинского осмотра — прекрасные. Отдых в Новосибирске провели хорошо. Посетили городской театр, смотрели пьесу Горького "На дне", были на приеме в Краевом комитете комсо-
мола, Городском совете, Краевом комитете физкультуры, Крайпрофсовете. Участвовали в вечере физкультурного актива.
Всюду нас тепло встречали, просили рассказать о культурном и хозяйственном строительстве Бурят-Монголии. Команда и трудящиеся Западно-Сибирского края передают пламенный привет Бурят-Монгольской республике.
Политрук пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва САЗОНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 20:02

Бурят-Монгольская правда, №297, 1936 г.

 BMP_297_1936 5-ДНЕВНИК.jpg
Пеше-лыжный переход Улан-Удэ - Москва
(ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДОРА).

V. Крепка дружба народов

3 декабря в 4 часа дня мы прибыл в город Красноярск. Еще за два для до нашего прихода газета «Красноярский рабочий» подробно написала о нашем переходе.
На берегу реки Енисей нас встретили несколько сот лыжников и молодежь Здесь же — небольшой митинг. И скоро мы очутились в теплом, уютном общежитии.
Назавтра посетили театр. Просмотрел пьесу Горького «Васса Железнова». Перед началом второго акта весь состав театра вышел на авансцену в гриме и костюмах и тепло приветствовал нашу команду. Тысячи зрителей также громом аплодисментов приветствовали в нашем лице бурят-монгольский народ. Назавтра пришли в цирк. И снова повторилось то же самое: горячо нас приветствовали и актеры и зрители. Мы лишний раз убеждаемся в братской дружбе народов великого Союза ССР.
Вместе с тем эти волнующие встречи вливают новые силы и бодрость в нас, воодушевляя на преодоление всех трудностей в пути.
6 декабря участвовали в митинге трудящихся Красноярска, посвященном утверждению Сталинской Конституции. На митинге от нас выступила Лиза Константинова, встреченная аплодисментами и криками «ура». Она передала трудящимся Красноярска пламенный привет от трудящихся Бурят-Монголии и от участников перехода.
— Велика радость трудящихся советской страны. Эта радость особенно выразительна сегодня, в день утверждения великой Сталинской Конституция, — говорила Лиза.
Мы несем сердечное спасибо трудящихся советской Бурят-Монголии дорогому, любимому вождю товарищу Сталину за прекрасную, счастливую жизнь, которую он дал миллионам трудящихся нашей родины».
После митинга состоялся прием команды в Крайкоме партии и Крайисполкоме. Руководители Красноярского края живо интересовались нашим переходом, товарищеская беседа длилась 2 часа. Нас познакомили с экономикой и географией края. Вечером состоялась встреча с комсомольским и физкультурным активом города.
7 декабря ранним утром мы вышли из Красноярска. Проведенный врачебный осмотр дал прекрасные результаты. Все прибавились в весе, состояние здоровья отличное
Командор переходя «Улан-Удэ — Москва»
Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 31 Март 2017 20:06

Бурят-Монгольская правда, №298, 1936 г.

 BMP_298_1936 СТАРТ ИЗ НОВОСИБИРСКА.jpg
ПЕШЕ-ЛЫЖНЫЙ ПЕРЕХОД УЛАН-УДЕ — МОСКВА.

Новосибирск — позади!

НОВОСИБИРСК, 26. (По телеграфу от нашего спец. корреспондента). Сегодня, 26 декабря, стартуем из Новосибирска. Все девушки готовы на преодоление самого трудного участка пути — Барабинских степей. Погода стоит неблагоприятная: дует сильный западный ветер, переходящий иногда в снежный буран.
Новосибирские партийные, комсомольские и советские организации гак же хорошо и радушно нас проводили, как и встретили. Команды лыжников Новосибирска сопровождали нас далеко за город.
Пламенный привет от имени всей команды трудящимся родной Бурят-Монголии!
Командор перехода Улан-Удэ — Москва Л. БОБЫКИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936-1937: Лыжно-пеший переход Улан-Удэ — Москва — 6065 км.

Сообщение ББК-10 » 02 Апрель 2017 16:34

Бурят-Монгольская правда, №1, 1937 г.

 BMP_001_1937 БАРАБИНСК.jpg
Барабинск, команде девушек пеше-лыжного перехода Улан-Удэ - Москва

Тов. Бобыкину

Поздравляем с новым годом родных физкультурников нашей республики! Коллектив ЦИК и Совнаркома БМАССР в неослабным вниманием следит за вашим героическим переходом. Желаем здоровья, бодрости и упорства в достижения поставленной цели — финишировать в красной столице.
Крепко жмем руки.
ДОРЖИЕВ, ШЕСТАКОВ, ИЦКОВИЧ.


 BMP_001_1937 ПИСЬМА С Н-ГОДОМ.jpg
HA СНИМКЕ. Участники пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва, первый ряд (слева направо): тт. Л. Бобыкин, С. Тихеева, А. Сазонов.
Второй ряд: А. Сункуева, В. Любимская, Л. Константинова, М. Хахалова. (Снимок сделан в Новосибирске).

НОВОГОДНИЙ ПРИВЕТ!
Письма участниц пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва

А. КОНСТАНТИНОВА
ВПЕРЕД И ВПЕРЕД!

С самым радужным настроением покинули мы родной город. В этот день мы дали обещание образцово провести свой переход.
Многими испытаниями встретила нас дорога. Первые дни шли под проливным дождем, теперь идем в пургу и мороз. Но духом никто не падает и все держатся бодро.
1 ноября были в Иркутске. Октябрьский праздник провели в Черемхово, Зима, Куйтун, Тулун встречали хорошо. За 8 километров до Нижнеудинска над командой появился самолет. Он спустился низко и приветствовал покачиванием крыльев. Здесь же нас засняли кинооператоры.
Запомнился один день за Тайшетом. Узкой лентой извивается дорога. Быстро катим мы по таежной аллее. Тайга развертывается перед нами во всей своей красе. Вдруг наш спутник «Байкал» залился лаем и бросился вперед. Мелькнула козуля. Бежим вслед за ней вдогонку. Но козуля уже ушла. А потом козули, зайцы и другое лесное зверье стали попадаться на каждом шагу.
Вечером засверкал огнями Красноярск. В нем мы хотели быть 3 декабря днем, но пришли утром. На Красмашстрое передохнули. Познакомились с участниками лыжного перехода Красноярск — о. Диксон. Несколько раз фотографировались. В город через Енисей перешли по торосам, без лыж. С музыкой и песнями встретили красноярцы. «Привет участникам пеше-лыжного перехода Улан-Удэ — Москва! » — висел большой плакат в центре города. Были на приеме у секретаря Крайкома партии тов. Голюдова.
7 декабря покинули Красноярск. Дорога пошла трудная. Идем целиной. Встречный ветер. Мороз. В Покровске, за 19 километров от Ачинска, снова встречают студенты торгового техникума. Пошли дальше вместе.
У Веры сломалось крепление и она 7 километров шла на одной лыже. У девчат начали белеть носы. Оттирали их снегом. Лучше всех чувствует себя Маруся. Она даже на ветру и морозе кушает пироги...
Показался Новосибирск. Это прибавило силы. Здесь передохнем и отправимся дальше, на Омск.
Шлем физкультурный новогодний привет родному городу!

В. ЛЮБИМСКАЯ
ПЕРЕД СТАРТОМ ИЗ НОВОСИБИРСКА

Чем дальше уходим мы от родного города, тем больше чувствуем заботу о нас. Это помогает и подбодряет в самых трудных участках перехода. Шагая по тайге, мы вспоминаем свой далекий город, своих друзей-физкультурников.
Команда — перед Барабинскими степями. Это — самый трудный этап нашего перехода. Когда я пишу это письмо, мы находимся в Новосибирске. Бушует сильный буран. Ждать, когда он кончится, нам некогда. Завтра тронемся дальше. Мы уже имели удовольствие познакомиться с такими же степями и буранами, когда вышли из Красноярска.
Шли без дороги. Сильный ветер бил в лицо. Снег очень глубокий, он завалил все пути между деревнями. Команда упорно продвигалась вперед. Мороз был такой крепкий, что ни один из нас от него не спасся. Помогали — снег и движения. Мы натирали снегом друт другу носы и уши.
Между прочим, мы уже научились определять пройденное расстояние без километровых столбов. Ошибаемся редко.
Местность пошла однообразная: степь, снег, телеграфные столбы. За день надоедает, но команда не унывает. Особенные мастера развеселить ребят — Александр Степанович и Леонид Николаевич. Их шутки вызывают дружный смех на привалах.
Прошли уже 2500 километров. Встречают нас везде исключительно хорошо. Везде стараются чем-нибудь помочь, облегчить наш путь. При такой поддержке ничто не страшно. В Красноярске нас вышел встречать весь город. В Новосибирске также была хорошая встреча. Да и в колхозах, через которые мы проходим, команду принимают приветливо.
На улице - буран. Но ребята уже собираются итти дальше, подготавливают лыжи, рюкзаки. Приходят новосибирцы с прощальными напутствиями.
Передаю самый теплый новогодний привет от нашей команды всем трудящимся Бурят-Монголии!
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения