1933: Экспедиции ГУСМП в Лено-Таймырский район

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1933: Экспедиции ГУСМП в Лено-Таймырский район

Сообщение ББК-10 » 15 Январь 2017 16:36

1933: Экспедиции ГУСМП в Лено-Таймырский район:

    • Ленская Комплексная экспедиция
    • Нордвикская Нефтяная экспедиция.
    • Экспедиция на мыс Оловянный.
Смежные темы форума:

Навигация 1933 года
Урванцев Н.Н. Таймыр-край мой северный. М., «Мысль», 1978 г. ЗА НЕФТЬЮ НА ХАТАНГУ С ПЕРВЫМ ЛЕНСКИМ КАРАВАНОМ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Экспедиции ГУСМП в Лено-Таймырский район

Сообщение ББК-10 » 15 Январь 2017 16:42

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0001.jpg
РАБОТЫ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ОСВОЕНИЮ ЛЕНО-ТАЙМЫРСКОГО РАЙОНА В 1933 ГОДУ

В соответствии с решением партии и правительства освоить в течение второй пятилетки участок Северного морского пути между Енисеем и Леной, превратив его в нормальную полярную водную артерию, аналогичную Карскому пути в устье рек Оби и Енисея, в 1933 г. в Ленско* Таймырском районе будут развернуты работы по разрешению целого ряда капитальных вопросов, Связанных с хозяйственным освоением этого участка Арктики. В основном вопросы сводятся к следующему: 1) где в устье р. Лены следует строить порт; 2) на какие угольные месторождения низовьев р. Лены следует базироваться для снабжения приходящих морских и речных пароходов; 3) имеются ли в Ленско-Хатангском районе месторождения жидкого топлива, какой тип и характер они носят и какие перспективы имеют; 4) какова промышленная ценность месторождений олова на Северной Земле; 5) какие виды механического транспорта применимы в Арктике — как для стационарных работ на базе, так и в маршрутных условиях. Кроме этого, поставлен целый ряд задач текущего момента, например лоцмейстерское обслуживание низовьев Лены, разведка льдов и т. п.
Для разрешения этих вопросов, в Ленско-Таймырский район текущим годом отправляются три большие экспедиции, объединенные общим руководством и подчиненные непосредственно ГУСМП: 1) Ленская Комплексная, 2) Нордвикская Нефтяная и 3) на мыс Оловянный Северной Земли. Каждая из экспедиций подразделена, в свою очередь, на ряд отрядов, занятых решением и изучением отдельных вопросов и проблем в общем аспекте экспедиций.

Ленская Комплексная экспедиция. Экспедиция состоит из пяти отрядов: портоизыскательного, лоцмейстерского, гидрографо-гидрологического, Геолого-разведочного и охотоведческого. В задачу портоизыскательного отряда входит окончательный выбор места для постройки Усть-Ленского порта. Намечавшаяся ранее как будущий порт бухта Тикси страдает целым рядом недостатков. Между тем, в дельте Лены имеются
— 113 —

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0002.jpg
— 114 —
пункты, гораздо более удобные для постройки порта. Вопрос о подходе к Сагастырю с моря и по реке еще не решен, так как морские промеры 1922 г. экспедиции Н. И. Евгенова и П. К. Хмызникова захватили небольшое пространство и до бара еще, возможно, не дошли, а по реке были сделаны лишь промеры случайного характера по одной протоке. Поэтому портоизыскательная партия в первую очередь займется промером и съемкой проток, идущих от главного фарватера Лены у о-ва Отстой Барж к о-ву Сагастырю. В первую очередь намечено детальное обследование Большой и Малой Туматских проток. Обследование будет вестись двумя моторными катерами сначала бегло — с маршрутной глазомерной съемкой и промером по фарватеру. Для быстрой ориентировки и планирования работ, в качестве воздушного разведчика будет использован самолет. При наличии требуемых глубин в одной из проток, работы сосредоточиваются на ней, с проведением мензульно-тахеометрической съемки в масштабе 1/10000 и разбивкой опорной триангуляционной сети IV класса. При этом ведется двойная продольная нивелировка, с установкой через 5 км деревянных, а через 20 км каменных реперов. Промерные работы будут вестись по способу косых галсов, с двойной засечкой промерных точек. Район будущего порта снимается в масштабе 1/5000, с разбивкой триангуляции II и III классов.
Далее отряд проведет гидрологические портоизыскательные работы, как речные (установка водомерных постов, гидрометрической станции, выездных створов и т. п. ), так и морские. На месте постройки наметившегося порта затем будут проведены буровые работы ручным комплектом 2. 5" до глубины 20 м, для выяснения качества и свойств грунта, как на берегу, так и на воде, с плота или зимою со льда. В случае отрицательных результатов рекогносцировочных работ исследование переносится в другие части дельты Лены.
Гидрографическими работами будут охвачены выход в море от о-ва Сагастыря до явно морских глубин и район о-ва Бегичева и бухты Нордвик в Хатангском заливе, как места подхода для Нордвикской Нефтяной экспедиции. В частности выход у Сагастыря исследуется галсовыми промерами на основе береговой и водной триангуляции в масштабе 1/100 000, в районе о-ва Бегичева — в масштабе 1/250000.
Гидрологические работы будут проведены, по профилям меридиана 127° и параллели 75. 5°, на станциях через 20 миль. По обоим профилям в августе и сентябре по возможности выполняются еще второстепенные разрезы. В районе о-ва Бегичева устанавливается приливо-отливный пост, а у Булуна на Лене — водомерный.
Геолого-Разведочный отряд произведет осмотр и изучение Булунского угольного месторождения, как наиболее близкого к дельте Лены и вместе с тем, повидимому, достаточно благонадежного. После осмотра

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0003.jpg
— 115 —
будет заложена разведочная штольня, длиною около 30—40 м, для детального опробования качества углей, и будут поставлены буровые работы до глубины 100—150 м станком Крелиус АВ, с целью выяснения запасов и условий залегания пластов. Кроме того, будут обследованы в отношении угленосности оба берега р. Лены от Булуна до о-ва Тас-ары и по боковым притокам вглубь, а также территория западнее Булунского месторождения.
Задачей лоцмейстерского отряда является обеспечение прохода судов, а также подготовка к приему морских судов, приходящих в текущую навигацию в Лену с грузами для Якутии. Работа будет состоять из промера и обстановки вехами фарватера от мыса Быкова и далее вдоль последнего и между мысом Мостах и дополнительного промера в бухте Тикси и около якорных стоянок в этой бухте.
Наконец, промыслово-охотничья группа займется изучением основных вопросов промыслового хозяйства, в частности биологических особенностей промыслового зверя, рационализации промысла, организации заповедников, возможности акклиматизации новых видов (мускусный бык, тарбаган Бунге и др. ).
Работы Ленской экспедиции будут протекать в дельте реки и начнутся сразу же после вскрытия льдов. Поэтому все партии едут через Иркутск вниз по Лене после ледохода. По окончании летних работ большая часть работников остается на зимовку на базах Сагастырь, Тикси и Булун. На последней горные и буровые работы будут продолжаться и зимою, так же как и некоторые изыскательные работы на Сагастыре и Тикси с тем, чтобы с наступлением навигации 1934 г. работы сразу же развернуть полным темпом.

Нордвикская Нефтяная экспедиция. Экспедиция по разведке нефти в бухте Нордвик отправится из Архангельска морским путем на специально предназначенном для этой цели пароходе, который пойдет вместе с грузовым ленским караваном в сопровождении мощного ледокола. В задачу экспедиции входят изучение и разведка соляного штока бухты Нордвик и выяснение возможной генетической связи с ним месторождений нефти. Целый ряд геологических признаков и наличие битумов в тектонической брекчии Северной Земли, асфальтитов в известняках силура на р. Нижней Таймыре и на Новосибирских о-вах, характер и стратиграфические взаимоотношения соляного штока свидетельствуют с большой вероятностью о наличии здесь соляной тектоники такого же типа, как в Урало-Эмбенском районе, на южном Урале, в Техасе и в других местах. Геологоразведочные работы в этих областях установили, что соляная тектоника — явление региональное, при чем, например, в Урало-Эмбенском районе за последнее время геофизическими методами зарегистрировано более 240 куполов, примерно по одному куполу на каждые 200—300 кв. км.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0004.jpg
— 116 —
Если геологические предпосылки справедливы, это явление должно иметь место и для района Нордвика, при чем здесь, как и на Эмбе, соляные куполы, еще не вскрытые денудацией, будут иметь наибольший практический интерес.
В соответствии с этим, работы Нордвикской экспедиции будут состоять из геологических, геофизических и буровых работ. Геологические работы пойдут как в направлении изучения всего района в целом, для составления нормального разреза обнажающихся свит и выяснения их тектоники и стратиграфии, так и в детальном изучении месторождения соляной сопки, с целью выяснить ее генезис и геологическую структуру. Так как геофизические методы разведки, в частности гравиметрия, дают в областях соляной тектоники весьма благоприятные результаты, совместно и параллельно с геологическими будут поставлены и эти работы. Они будут состоять из детальной съемки радиальными профилями соляной сопки вариометром Этвема, для получения подробной карты аномалии, вызываемой соляным штоком. Небольшие размеры мыса, на котором расположена сопка, заставляют думать, что профиля потребуется протянуть и дальше по льду залива в зимнее время, исключив при вычислении влияние столба воды под точкой наблюдения. Для отыскания еще не вскрытых денудацией соляных куполов будет поставлена маршрутная гравиметрическая съемка маятниковым прибором Лежея, недавно сконструированным во Франции конструкторами Хольвеком (Holveck) и Лежеем (Lejey), имеющим целый ряд преимуществ перед старыми приборами в отношении портативности, легкости, быстроты работы и т. п.
Как геологические, так и гравиметрические работы будут опираться на геодезическую основу: при детальных работах — на мензульную съемку в масштабе 1/25 ООО и 1/50 ООО, с разбивкой опорной тригонометрической сети, привязанной к астрономическому пункту, а при маршрутных — на полуинструментальную съемку в масштабе от 1/100 000 до 1/250 000, опирающуюся на триангуляционную сеть III и IV классов.
На основе полученных геологических и гравиметрических работ с начала зимы 1933 г. будет затем поставлено структурное разведочное колонковое бурение до глубины 500—600 м двумя станками Крелиуса марки „В“. Скважины будут заложены или в периферических частях соляной сопки, или в куполе одного из обнаруженных гравиметрией погребенных соляных штоков. При производстве бурения будут вестись измерения температур почвы, забой скважин, наблюдения над характером и дебетом подземных вод и над их радиоактивностью, газовые наблюдения и, конечно, тщательная регистрация всех признаков нефтеносности. Ввиду того, что буровые скважины могут отстоять от берега, где будут выгружены оборудование и строительный материал, на 10—15 и более километров вглубь, все необходимое для работ, в том числе сами вышки

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0005.jpg
— 117 —
и жилые дома при них, будет переброшено помощью автотранспорта. С этой целью экспедицией берутся гусеничные автосани типа НАТИ 3 и НАТИ 2, сконструированные Научным автотракторным институтом в Москве. Автосани представляют собою полуторатонный грузовик Форд АА Горьковского Автозавода, у которого переднее шасси опирается на съемные лыжи, а вместо заднего моста поставлена резиновая гусеница специального типа. Кроме работы по перевозке грузов, на базе автосани будут испытаны и как средство передвижения в маршрутных условиях зимнего и летнего времени на большие расстояния. При этом будет вестись точный учет всех условий работы и неполадок в машинах, с подробной фиксацией и хронометражем, чтобы на основе полученных опытно-эксплоатационных данных впоследствии можно было окончательно сконструировать и пустить в серийный выпуск автомашину, вполне дееспособную в арктических условиях, как для стационарной, так и для маршрутной работы.

Экспедиция на мыс Оловянный. При работах на Северной Земле в июне 1931 г. на мысе Оловянном о-ва Октябрьской Революции были обнаружены сильно пневматолизированные граниты. Анализы проб, взятых из мест, где было основание подозревать оруднение, дали до 0.14% олова. Так как пробы представляют случайный материал, взятый из немногих мест, вытаявших в то время из-под снега, судить по имеющимся данным о благонадежности и характере месторождения совершенно невозможно. Поэтому экспедиция на мыс Оловянный и имеет задачей выяснение генезиса и степени благонадежности открытого оловорудного месторождения. Вопрос этот имеет существенное значение, ибо граниты, с которыми месторождение генетически связано, широко развиты на всем побережье Таймырского п-ова и берега Харитона Лаптева почти вплоть до устья р. Пясины.
Экспедиция выезжает из Архангельска на ледокольном пароходе (вероятно, на л/п „ Седов“).

Работа будет состоять из следующих этапов:
1) Геологическое изучение всего района выхода гранитной интрузии и ее контактовой зоны и поиски новых рудных участков, с составлением геологической карты и топографической основы в масштабе 1/50 ООО. Последняя состоит из достаточно густой тригонометрической сети, к которой привязывается ситуация, заснятая барометрически-шагомерным способом.
2) Геолого-разведочные работы на площади, занятой грейзенизированными гранитами, с закладкой шурфов и канав и других способов необходимых для вскрытия рудных гнезд горных выработок. Геологические работы опираются на мензульную топографическую основу в масштабе
от 1/1000 до 1/10 000.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1933, с. 113-118 ЛТЭксп - 0006.jpg
— 118 —
3) Детальное опробование обнаруженных рудных гнезд методом сплошной задирки и борозд, с опробованием на месте.
4) На основе полученных данных в течение зимы 1933/34 г. на рудных участках будет поставлено разведочное колонковое бурение станком „Крелиус АВ“ до глубины около 100 м, для выяснения характера оруднения на глубину.
В случае благоприятных результатов разведки, весною 1934 г. будет заложена небольшая разведочная шахта, с целью добыть несколько десятков тонн руды, для доставки ее в центр с целью опробования и проработки методов механического обогащения и металлургической обработки.
Все зимовки обеспечиваются жилыми помещениями и вспомогательными службами североземельского типа из шпунтованных брусьев. Из таких же брусьев будут построены и буровые вышки. Жилые постройки для Ленской экспедиции будут построены в Якутске и сплавлены затем вниз по Лене до устья, а для Нордвика и мыса Оловянного — в Архангельске и в разобранном виде доставлены затем на место на тех же судах, которые повезут экспедиции.
На всех зимовках будут оборудованы радиостанции и гидрометеорологические наблюдательные пункты.
Н. УРВАНЦЕВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1933: Экспедиции ГУСМП в Лено-Таймырский район

Сообщение fisch1 » 16 Ноябрь 2020 12:55

Лерский К.На штурм Арктики //Вестник знания 1933 №13

 432.jpg
 433.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения