1927: Карская экспедиция 1927 года
Добавлено: 14 Июль 2008 11:30
М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 204-207.
Карская экспедиция 1927 г. ознаменовалась новыми, значительными достижениями. Эту экспедицию обслуживало уже 14 радиостанций, расположенных в районе Карского моря, Оби и Енисея3. В Маточкином Шаре продолжало работать Бюро ледовой службы, в Новом Порту – Бюро синоптических прогнозов. Все это облегчило проводку судов через льды Карского моря.
Для обслуживания морской операции Комитет Северного морского пути снова зафрахтовал ледокольный пароход, на этот раз «Малыгин», на борту которого находился начальник экспедиции Н. И. Евгенов. В отличие от гидрометеогрупп, проводивших только наблюдения с борта корабля, было образовано плавучее научное бюро погоды и ледовой службы, в задачу которого входило составление прогнозов. Бюро состояло из группы научных работников во главе с Э. П. Пуйше и помещалось на головном ледокольном пароходе.
Некоторые новшества были введены в формирование речных караванов на Оби и Енисее. В навигацию 1927 г. участвовал новый стальной лихтер отечественной постройки «Комсеверопуть № 3», сооруженный на средства, отчисленные от таможенных пошлин. Одновременно был заложен первый для Сибири речной теплоход.
Подготовка экспедиции протекала в условиях усложнившейся международной обстановки.
10 мая 1927 г. английское консервативное правительство Болдуина организовало провокационный налет на англо-советское акционерное общество «Аркос», а затем разорвало дипломатические отношения с СССР. При подстрекательстве реакции 7 июня в Варшаве русским белогвардейцем был убит посол СССР Войков. Были произведены налеты на советские торговые представительства в Берлине, Париже, Шанхае и Тяньцзине.
Решение Совета Труда и Обороны о снаряжении очередной Карской экспедиции случайно совпало с днем провокационного налета лондонской полиции на «Аркос» {4}. Из-за разрыва дипломатических отношений с Англией
{4} См. Доклад о Карской экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 254, лл. 1 – ПО). Дневник движения экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП. оп. I, д. 248, лл. 1–22); Отчет Бюро Северного морского пути о Карской экспедиции 1927 г. (Архив МВТ СССР, ф. Генпредставительство Госторга в Германии, оп. 7190, д. _8).
стало невозможным дальнейшее пребывание Бюро Северного морского пути в Лондоне. В связи с этим, по решению правительства, организационный центр заграничной части Карской экспедиции был перенесен в Германию, в Берлин. Ответственность за проведение экспедиции возложена на Советское торгпредство в Берлине, при котором заново пришлось формировать Бюро Северного морского пути.
Разрыв советско-английских дипломатических отношений повлек за собой ломку оперативного плана Карской экспедиции и полную перестройку всей ее заграничной части. Лишь благодаря ударной работе сотрудников советского посольства в Германии все эти трудности удалось преодолеть.
Всего было зафрахтовано шесть судов: «Двина», «Кереть», «Сорока», «Северолес», «Синглетон Абби» и «Нитс Абби». Они вышли из Гамбурга 29 июля, имея на борту для Нового Порта 9050 тонн и для Усть-Порта 4264 тонны груза, главным образом промышленного импорта. В их числе имелось оборудование лесопильного завода.
Встреча морских судов произошла 8 августа в Тромсе. 10 августа караван прибыл к Новой Земле. За четверо суток до этого из Архангельска вышел «Малыгин». Он прошел в Карское море 10 числа через Маточкин Шар. Разведка показала, что в средней части Карского моря имеется крупнобитый лед. Кромка сплоченного льда лежала на широте 74°. Разведка юго-западной части Карского моря продолжалась до 19 августа {1}.
Тем временем транспортные суда ожидали «Малыгина» в Маточкином Шаре. 19 августа начальник экспедиции, находившийся на ледокольном пароходе, вызвал суда к западной кромке льдов. Пока пароходы продвигались к месту назначения, льды еще больше разредило. Проводка судов через ледовую зону была выполнена благополучно. Далее пароходы шли по чистой воде.
21 августа суда разделились: «Северолес» и «Нитс Абби» направились к устью Енисея, куда прибыли 25 числа, а остальные четыре парохода – в Новый Порт 23 августа. Речные караваны пришли в Усть-Енисейский порт 19 августа, на шесть суток раньше морских судов, а в Новый Порт – 22 числа, почти одновременно с морским отрядом.
Перегрузочная операция продолжалась в Новом Порту – до 8 сентября, в Усть-Енисейском – до 10 сентября. Обратное плавание морские
{1} Сведения о состоянии льдов на морях СССР, вып. 3, 1928, В. Ю. Визе. Сравнение предсказанного в навигацию 1927 г. состояния льдов в Баренцевом и Карском морях с действительно наблюдавшимся. «Известия Центр. Гидромет. Бюро», вып. _8, 1929.
суда совершили на Енисее под проводкой «Инея», который осуществлял лоцмейстерские обязанности во время движения судов к Усть-Енисейскому порту.
На обратном пути суда не встретили льдов. В Баренцевом море они проследовали через Маточкин Шар и 22–23 сентября прибыли в иностранные порты, потратив на весь путь от Оби и Енисея 12.5 – 15 суток. Тем самым экспедиция 1927 г. поставила новый рекорд скорости в прохождении по Карскому пути. До нее рекордными считалось плавание «.Малыгина» летом 1919 г. из Лондона в устье Енисея с заходом в Обскую губу, осуществленное за 14 суток, и плавание парохода «Аркос» в 1925 г., когда расстояние от Нового Порта до Данди (Денди) было покрыто за 13 суток и 2 часа.
Речные суда Карской экспедиции завершили операцию в конце октября.
Последние Карские экспедиции, на судах которых сибирский лес вывозился на мировой рынок, поставили в повестку дня вопрос о создании лесоэкспортной промышленности в Сибири. Необозримые леса Сибири – величайшее богатство страны благодаря Северному морскому пути прочно входили в народнохозяйственный оборот. Резкое снижение стоимости перевозок делало лес одной из самых выгодных статей сибирского экспорта. Раньше перевозка одного стандарта пиленого леса от сибирских баз через Ленинградский порт смешанным железнодорожно-водным путем по подсчетам, применительно к операциям 1927 г., стоила 151 руб. 04 коп. Перевозка стандарта леса Карским путем обошлась в 69 руб. 56 к., т. е. более чем в два раза дешевле {1}.
Более того, стоимость провоза леса по Карскому морскому пути постепенно сокращалась. Если в 1924 г., когда лес впервые вывозился за границу, его доставка обошлась за кубофут 25–27 коп., то в навигацию 1927 г.– только 17 коп. {2}. В то же время стоимость вывоза сибирской пшеницы через Ленинградский порт и Карским морским путем оказалась одинаковой. Незначительная прибыль была получена от перевозки таких традиционных сибирских товаров, как волокно, шерсть и кожсырье. Следовательно, лес мог стать наиболее выгодным грузом для морских: перевозок. Это открывало перед Карским морским путем и всем севером Сибири новые перспективы развития. В 1927 г. за границу было доставлено 2555 стандартов пиленого леса против 757 стандартов в 1924 г. В дальнейшем предстояло расширить лесопильные заводы на Оби и Енисее и построить новый завод, оборудование для которого было доставлено в Усть-Енисейский порт.
Достижением Карской экспедиции 1927 г. явился также вывоз сибирской пшеницы. В Стокгольме, куда ее доставили, она вызвала сенсацию в коммерческом мире. Местные мукомольные заводы высоко оценили ее качество, хотя пшеница и не являлась первосортной.
В целом очередная экспедиция подтвердила, что Карский морской путь, как магистраль массовых перевозок, успешно может выдержать испытание. При известных условиях этот путь мог превратиться в крупнейшее на севере Сибири транспортно-промышленное предприятие.
В 1927 г. произошли некоторые изменения в составе экспортеров. От участия в вывозе асбеста отказался Урал, и незначительное участие принял Казахстан. Зона тяготения к Карскому морскому пути на юге постепенно сокращалась. Эксплуатация этой трассы все больше становилась сибирским делом (доля Сибири в экспорте составила 99% по количеству товаров и 99,5% по ценности). Однако Карские экспедиции
{1} Н. Сибирцев и В. И т и н . Указ. соч., стр. 86.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, д. 311, л, 44.
еще обслуживали Урал, Дальний Восток и Казахстан, т. е. радиус их влияния распространялся на всю Азиатскую часть СССР {1}.
{1} Стоимость импорта Карской экспедиции 1927 г. составила 8 560 593 р. 12 коп., из них на долю Сибири приходилось 5 883 089 р. 47 к., на Урал – 1 945 942 р. 37 к., на Казахстан – 683 930 р. 64 к., на Дальневосточный край – 47 630 р. 64 к. В 1927 г. торговые организации Сибири отказались от вывоза курейского графита ввиду неблагоприятной конъюктуры (опечатка – С.Ш.) на европейском рынке.
Для обслуживания морской операции Комитет Северного морского пути снова зафрахтовал ледокольный пароход, на этот раз «Малыгин», на борту которого находился начальник экспедиции Н. И. Евгенов. В отличие от гидрометеогрупп, проводивших только наблюдения с борта корабля, было образовано плавучее научное бюро погоды и ледовой службы, в задачу которого входило составление прогнозов. Бюро состояло из группы научных работников во главе с Э. П. Пуйше и помещалось на головном ледокольном пароходе.
Некоторые новшества были введены в формирование речных караванов на Оби и Енисее. В навигацию 1927 г. участвовал новый стальной лихтер отечественной постройки «Комсеверопуть № 3», сооруженный на средства, отчисленные от таможенных пошлин. Одновременно был заложен первый для Сибири речной теплоход.
Подготовка экспедиции протекала в условиях усложнившейся международной обстановки.
10 мая 1927 г. английское консервативное правительство Болдуина организовало провокационный налет на англо-советское акционерное общество «Аркос», а затем разорвало дипломатические отношения с СССР. При подстрекательстве реакции 7 июня в Варшаве русским белогвардейцем был убит посол СССР Войков. Были произведены налеты на советские торговые представительства в Берлине, Париже, Шанхае и Тяньцзине.
Решение Совета Труда и Обороны о снаряжении очередной Карской экспедиции случайно совпало с днем провокационного налета лондонской полиции на «Аркос» {4}. Из-за разрыва дипломатических отношений с Англией
{4} См. Доклад о Карской экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 254, лл. 1 – ПО). Дневник движения экспедиции 1927 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП. оп. I, д. 248, лл. 1–22); Отчет Бюро Северного морского пути о Карской экспедиции 1927 г. (Архив МВТ СССР, ф. Генпредставительство Госторга в Германии, оп. 7190, д. _8).
стало невозможным дальнейшее пребывание Бюро Северного морского пути в Лондоне. В связи с этим, по решению правительства, организационный центр заграничной части Карской экспедиции был перенесен в Германию, в Берлин. Ответственность за проведение экспедиции возложена на Советское торгпредство в Берлине, при котором заново пришлось формировать Бюро Северного морского пути.
Разрыв советско-английских дипломатических отношений повлек за собой ломку оперативного плана Карской экспедиции и полную перестройку всей ее заграничной части. Лишь благодаря ударной работе сотрудников советского посольства в Германии все эти трудности удалось преодолеть.
Всего было зафрахтовано шесть судов: «Двина», «Кереть», «Сорока», «Северолес», «Синглетон Абби» и «Нитс Абби». Они вышли из Гамбурга 29 июля, имея на борту для Нового Порта 9050 тонн и для Усть-Порта 4264 тонны груза, главным образом промышленного импорта. В их числе имелось оборудование лесопильного завода.
Встреча морских судов произошла 8 августа в Тромсе. 10 августа караван прибыл к Новой Земле. За четверо суток до этого из Архангельска вышел «Малыгин». Он прошел в Карское море 10 числа через Маточкин Шар. Разведка показала, что в средней части Карского моря имеется крупнобитый лед. Кромка сплоченного льда лежала на широте 74°. Разведка юго-западной части Карского моря продолжалась до 19 августа {1}.
Тем временем транспортные суда ожидали «Малыгина» в Маточкином Шаре. 19 августа начальник экспедиции, находившийся на ледокольном пароходе, вызвал суда к западной кромке льдов. Пока пароходы продвигались к месту назначения, льды еще больше разредило. Проводка судов через ледовую зону была выполнена благополучно. Далее пароходы шли по чистой воде.
21 августа суда разделились: «Северолес» и «Нитс Абби» направились к устью Енисея, куда прибыли 25 числа, а остальные четыре парохода – в Новый Порт 23 августа. Речные караваны пришли в Усть-Енисейский порт 19 августа, на шесть суток раньше морских судов, а в Новый Порт – 22 числа, почти одновременно с морским отрядом.
Перегрузочная операция продолжалась в Новом Порту – до 8 сентября, в Усть-Енисейском – до 10 сентября. Обратное плавание морские
{1} Сведения о состоянии льдов на морях СССР, вып. 3, 1928, В. Ю. Визе. Сравнение предсказанного в навигацию 1927 г. состояния льдов в Баренцевом и Карском морях с действительно наблюдавшимся. «Известия Центр. Гидромет. Бюро», вып. _8, 1929.
суда совершили на Енисее под проводкой «Инея», который осуществлял лоцмейстерские обязанности во время движения судов к Усть-Енисейскому порту.
На обратном пути суда не встретили льдов. В Баренцевом море они проследовали через Маточкин Шар и 22–23 сентября прибыли в иностранные порты, потратив на весь путь от Оби и Енисея 12.5 – 15 суток. Тем самым экспедиция 1927 г. поставила новый рекорд скорости в прохождении по Карскому пути. До нее рекордными считалось плавание «.Малыгина» летом 1919 г. из Лондона в устье Енисея с заходом в Обскую губу, осуществленное за 14 суток, и плавание парохода «Аркос» в 1925 г., когда расстояние от Нового Порта до Данди (Денди) было покрыто за 13 суток и 2 часа.
Речные суда Карской экспедиции завершили операцию в конце октября.
Последние Карские экспедиции, на судах которых сибирский лес вывозился на мировой рынок, поставили в повестку дня вопрос о создании лесоэкспортной промышленности в Сибири. Необозримые леса Сибири – величайшее богатство страны благодаря Северному морскому пути прочно входили в народнохозяйственный оборот. Резкое снижение стоимости перевозок делало лес одной из самых выгодных статей сибирского экспорта. Раньше перевозка одного стандарта пиленого леса от сибирских баз через Ленинградский порт смешанным железнодорожно-водным путем по подсчетам, применительно к операциям 1927 г., стоила 151 руб. 04 коп. Перевозка стандарта леса Карским путем обошлась в 69 руб. 56 к., т. е. более чем в два раза дешевле {1}.
Более того, стоимость провоза леса по Карскому морскому пути постепенно сокращалась. Если в 1924 г., когда лес впервые вывозился за границу, его доставка обошлась за кубофут 25–27 коп., то в навигацию 1927 г.– только 17 коп. {2}. В то же время стоимость вывоза сибирской пшеницы через Ленинградский порт и Карским морским путем оказалась одинаковой. Незначительная прибыль была получена от перевозки таких традиционных сибирских товаров, как волокно, шерсть и кожсырье. Следовательно, лес мог стать наиболее выгодным грузом для морских: перевозок. Это открывало перед Карским морским путем и всем севером Сибири новые перспективы развития. В 1927 г. за границу было доставлено 2555 стандартов пиленого леса против 757 стандартов в 1924 г. В дальнейшем предстояло расширить лесопильные заводы на Оби и Енисее и построить новый завод, оборудование для которого было доставлено в Усть-Енисейский порт.
Достижением Карской экспедиции 1927 г. явился также вывоз сибирской пшеницы. В Стокгольме, куда ее доставили, она вызвала сенсацию в коммерческом мире. Местные мукомольные заводы высоко оценили ее качество, хотя пшеница и не являлась первосортной.
В целом очередная экспедиция подтвердила, что Карский морской путь, как магистраль массовых перевозок, успешно может выдержать испытание. При известных условиях этот путь мог превратиться в крупнейшее на севере Сибири транспортно-промышленное предприятие.
В 1927 г. произошли некоторые изменения в составе экспортеров. От участия в вывозе асбеста отказался Урал, и незначительное участие принял Казахстан. Зона тяготения к Карскому морскому пути на юге постепенно сокращалась. Эксплуатация этой трассы все больше становилась сибирским делом (доля Сибири в экспорте составила 99% по количеству товаров и 99,5% по ценности). Однако Карские экспедиции
{1} Н. Сибирцев и В. И т и н . Указ. соч., стр. 86.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, д. 311, л, 44.
еще обслуживали Урал, Дальний Восток и Казахстан, т. е. радиус их влияния распространялся на всю Азиатскую часть СССР {1}.
{1} Стоимость импорта Карской экспедиции 1927 г. составила 8 560 593 р. 12 коп., из них на долю Сибири приходилось 5 883 089 р. 47 к., на Урал – 1 945 942 р. 37 к., на Казахстан – 683 930 р. 64 к., на Дальневосточный край – 47 630 р. 64 к. В 1927 г. торговые организации Сибири отказались от вывоза курейского графита ввиду неблагоприятной конъюктуры (опечатка – С.Ш.) на европейском рынке.