1931: Экспедиция Арктического института на шхуне «Ломоносов»

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1931, с.175-177.
Третья полярная экспедиция на землю Франца-Иосифа, организованная Арктическим институтом, вышла из Архангельска на паруснопаровом судне „Ломоносов" 19 июля. На борту „Ломоносова", помимо участников экспедиции и третьей смены зимовщиков, находились еще участники Новоземельской экспедиции Арктического института и экспедиции Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, моторный бот которой „Аэроарктика" буксировался п/с „Ломоносов" до Новой Земли. В задачи последней экспедиции входило обследование аэродромов для предстоящих полетов в Арктике.
Посетив губу Белушью на Новой Земле, где были взяты промышленники для Новоземельской экспедиции, и доставив экспедицию Гражданского воздушного флота в губу Крестовую, „Ломоносов" 29 июля вышел в Баренцово море и взял курс на о-в Гукера.
1 августа в широте 77°59' N и долготе 53°36' Е был встречен первый мелко-битый, сильно разреженный лед, который никаких затруднений для продвижения не представлял. Тогда же в широте78°40' N и долготе 52°21' Е вошли в сплоченный однолетний торосистый лед (8—9 баллов), продвигаться в котором благодаря слабой машине п/с „Ломоносов" было довольно затруднительно. Приходилось нередко форсировать легкие перемычки, что сильно замедляло ход. Продвижение во льду совершалось при упорных и густых туманах.
4 августа „Ломоносов" во время сжатия ледяных полей испытал сильный напор льда, при чем корпус судна был поднят на 3—4 фута. Сжатие продолжалось недолго: судну вскоре удалось выйти на полынью.
Продвигаясь все время в тяжелом льду при густом тумане, „Ломоносов" 5 августа подошел к Земле Франца-Иосифа, к о-ву Огорду. Входы в проливы были забиты сплоченным льдом. Сильным ветром „Ломоносов" был снова зажат льдами у м. Диллон, и его стало дрейфовать к о-ву Ли Смита. На м. Диллон была обнаружена избушка, поставленная участником экспедиции Фиала, д-ром Сейтцем. При перемене ветра сжатие прекратилось, проливы освободились от льда, и 8 августа „Ломоносов", пройдя проливом Аллен Юнга, вошел в бухту Тихую.
В тот же день было приступлено к разгрузке „Ломоносова" и к постройке магнитного павильона. После окончания постройки п/с „Ломоносов", взяв на борт смененную группу зимовщиков, 16 августа покинул бухту Тихую и через проливы Меллениуса и де-Брюйне вышел в Баренцово море, курсом к Русской Гавани. На пути к Русской Гавани были встречены лишь отдельные айсберги, и только на 79°20/ N был обнаружен весьма легкий лед. Главная масса льда лежала к востоку от курса. Продвигаясь вдоль западной кромки на юг, „Ломоносов" на 79°02' N обогнул южную границу льда и по чистой воде достиг 19 августа Русской Гавани. Простояв здесь до прибытия парохода „Мудьюг", который должен был доставить уголь, „Ломоносов", погрузив уголь, 31 августа вышел в северовосточную часть Карского моря. По пути была сделана высадка на м. Желания.
Проработав до 11 сентября в Карском море при весьма неблагоприятной погоде (волнение доходило иногда до 9 баллов), экспедиция возвратилась в Русскую Гавань для приведения собранного материала в порядок. Во время пребывания в Карском море судно доходило до 79° N и 80° Е, при чем на всем пути льда не было встречено, за исключением последней станции первого гидрологического разреза, от м. Желания по 70-му меридиану до 79° N.
В Русской Гавани „Ломоносов" был задержан до 16 сентября ураганом, со скоростью ветра, доходившей до 34 м/с.
По пути в Архангельск пароход вновь посетил Крестовую губу, где была 20 августа принята на борт „Ломоносова" Новоземельская экспедиция, и Белушью губу, где была снята лётная экспедиция Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота.
При переходе из Крестовой губы в Белушью „Ломоносов" был застигнут 23 сентября встречным штормом, силою до 11 баллов. Судно потеряло ход, и его отнесло несколько на север. Усилившимся штормом, во время которого крен доходил до 42°, нанесены судну некоторые повреждения.
Экспедиция прибыла в Архангельск 30 сентября.
Во время плавания п/с „Ломоносов" были произведены следующие научные работы. На пути продвижения к Земле Франца-Иосифа и обратно в 205 пунктах была определена температура поверхностного слоя моря и взяты пробы йоды для определения содержания хлора, щелочного резерва и удельной электропроводности. Здесь же производился сбор поверхностного планктона, при чем особенное внимание было обращено на распределение фитопланктона в зоне льдов. Были также поставлены опыты определения электрическими термометрами глубинных температур на ходу судна. Во время продвижения во льдах электрическими термометрами определялись одновременно температура воды, температура воздуха над поверхностью льда и температура верхнего слоя воздуха, для чего один из электрических термометров был установлен на марсе судна.
В северовосточной части Карского моря были взяты 22 гидрологические глубоководные станции, составляющие несколько разрезов, расположенных по широте и долготе; станции брались через 15—20 миль. На установленных горизонтах брались пробы воды, в которых определялись: температура, соленость по хлору, кислород, концентрация водородных ионов, удельная электропроводность, щелочной резерв, фосфаты, нитраты, содержание серной кислоты, кальция и магния. На судне имелась лаборатория, в которой и была частично произведена обработка сборов.
На глубоководных станциях производились специальные сборы по вертикальному распределению планктона, а на некоторых сборы осадочного планктона со всех гидрологических горизонтов; производились траловые работы и драгировка, для изучения донного населения моря и определения границ его распространения в зависимости от гидрологических условий, а также количественного распределения. Взяты пробы планктона для определения его химического состава.
Взято несколько драг и тралов в Русской Гавани и в Крестовой губе, в которых производились также сборы и по микробентосу. В Карском море взято несколько проб для полного химического анализа воды, а на ледниках Новой Земли добыты пробы льда, глетчерного и ископаемого, для изучения физикохимических свойств его. Здесь же были произведены фотоснимки структуры глетчерного льда.
На стоянках обследовались пресные водоемы в гидрологическом и гидробиологическом отношениях. Во время стоянки в Русской Гавани был произведен подробный промер ее, с нанесением глубин на карту. Из остальных работ можно отметить непрерывные метеорологические наблюдения и паразитологические работы, с обследованием в этом отношении моржей, медведей, морских зайцев и пр.
Из научных работников в рейсе „Ломоносова" принимали участие: А. Ф. Лактионов (начальник экспедиции), В. И. Усачев (гидробиолог), Л. О. Ретовский (гидробиолог), В. Л. Вагин (зоолог), Е. В. Казеева (химик) и Т. П. Бернштейн (гидробиолог).
Последними двумя участниками экспедиции по пути из Архангельска в Русскую Гавань были произведены, на пароходе „Мудьюг", определения температуры поверхностного слоя воды и собраны образцы воды для анализа на содержание хлора.
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА И В КАРСКОЕ МОРЕ В 1931 ГОДУ НА СУДНЕ „ЛОМОНОСОВ"
Третья полярная экспедиция на землю Франца-Иосифа, организованная Арктическим институтом, вышла из Архангельска на паруснопаровом судне „Ломоносов" 19 июля. На борту „Ломоносова", помимо участников экспедиции и третьей смены зимовщиков, находились еще участники Новоземельской экспедиции Арктического института и экспедиции Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, моторный бот которой „Аэроарктика" буксировался п/с „Ломоносов" до Новой Земли. В задачи последней экспедиции входило обследование аэродромов для предстоящих полетов в Арктике.
Посетив губу Белушью на Новой Земле, где были взяты промышленники для Новоземельской экспедиции, и доставив экспедицию Гражданского воздушного флота в губу Крестовую, „Ломоносов" 29 июля вышел в Баренцово море и взял курс на о-в Гукера.
1 августа в широте 77°59' N и долготе 53°36' Е был встречен первый мелко-битый, сильно разреженный лед, который никаких затруднений для продвижения не представлял. Тогда же в широте78°40' N и долготе 52°21' Е вошли в сплоченный однолетний торосистый лед (8—9 баллов), продвигаться в котором благодаря слабой машине п/с „Ломоносов" было довольно затруднительно. Приходилось нередко форсировать легкие перемычки, что сильно замедляло ход. Продвижение во льду совершалось при упорных и густых туманах.
4 августа „Ломоносов" во время сжатия ледяных полей испытал сильный напор льда, при чем корпус судна был поднят на 3—4 фута. Сжатие продолжалось недолго: судну вскоре удалось выйти на полынью.
Продвигаясь все время в тяжелом льду при густом тумане, „Ломоносов" 5 августа подошел к Земле Франца-Иосифа, к о-ву Огорду. Входы в проливы были забиты сплоченным льдом. Сильным ветром „Ломоносов" был снова зажат льдами у м. Диллон, и его стало дрейфовать к о-ву Ли Смита. На м. Диллон была обнаружена избушка, поставленная участником экспедиции Фиала, д-ром Сейтцем. При перемене ветра сжатие прекратилось, проливы освободились от льда, и 8 августа „Ломоносов", пройдя проливом Аллен Юнга, вошел в бухту Тихую.
В тот же день было приступлено к разгрузке „Ломоносова" и к постройке магнитного павильона. После окончания постройки п/с „Ломоносов", взяв на борт смененную группу зимовщиков, 16 августа покинул бухту Тихую и через проливы Меллениуса и де-Брюйне вышел в Баренцово море, курсом к Русской Гавани. На пути к Русской Гавани были встречены лишь отдельные айсберги, и только на 79°20/ N был обнаружен весьма легкий лед. Главная масса льда лежала к востоку от курса. Продвигаясь вдоль западной кромки на юг, „Ломоносов" на 79°02' N обогнул южную границу льда и по чистой воде достиг 19 августа Русской Гавани. Простояв здесь до прибытия парохода „Мудьюг", который должен был доставить уголь, „Ломоносов", погрузив уголь, 31 августа вышел в северовосточную часть Карского моря. По пути была сделана высадка на м. Желания.
Проработав до 11 сентября в Карском море при весьма неблагоприятной погоде (волнение доходило иногда до 9 баллов), экспедиция возвратилась в Русскую Гавань для приведения собранного материала в порядок. Во время пребывания в Карском море судно доходило до 79° N и 80° Е, при чем на всем пути льда не было встречено, за исключением последней станции первого гидрологического разреза, от м. Желания по 70-му меридиану до 79° N.
В Русской Гавани „Ломоносов" был задержан до 16 сентября ураганом, со скоростью ветра, доходившей до 34 м/с.
По пути в Архангельск пароход вновь посетил Крестовую губу, где была 20 августа принята на борт „Ломоносова" Новоземельская экспедиция, и Белушью губу, где была снята лётная экспедиция Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота.
При переходе из Крестовой губы в Белушью „Ломоносов" был застигнут 23 сентября встречным штормом, силою до 11 баллов. Судно потеряло ход, и его отнесло несколько на север. Усилившимся штормом, во время которого крен доходил до 42°, нанесены судну некоторые повреждения.
Экспедиция прибыла в Архангельск 30 сентября.
Во время плавания п/с „Ломоносов" были произведены следующие научные работы. На пути продвижения к Земле Франца-Иосифа и обратно в 205 пунктах была определена температура поверхностного слоя моря и взяты пробы йоды для определения содержания хлора, щелочного резерва и удельной электропроводности. Здесь же производился сбор поверхностного планктона, при чем особенное внимание было обращено на распределение фитопланктона в зоне льдов. Были также поставлены опыты определения электрическими термометрами глубинных температур на ходу судна. Во время продвижения во льдах электрическими термометрами определялись одновременно температура воды, температура воздуха над поверхностью льда и температура верхнего слоя воздуха, для чего один из электрических термометров был установлен на марсе судна.
В северовосточной части Карского моря были взяты 22 гидрологические глубоководные станции, составляющие несколько разрезов, расположенных по широте и долготе; станции брались через 15—20 миль. На установленных горизонтах брались пробы воды, в которых определялись: температура, соленость по хлору, кислород, концентрация водородных ионов, удельная электропроводность, щелочной резерв, фосфаты, нитраты, содержание серной кислоты, кальция и магния. На судне имелась лаборатория, в которой и была частично произведена обработка сборов.
На глубоководных станциях производились специальные сборы по вертикальному распределению планктона, а на некоторых сборы осадочного планктона со всех гидрологических горизонтов; производились траловые работы и драгировка, для изучения донного населения моря и определения границ его распространения в зависимости от гидрологических условий, а также количественного распределения. Взяты пробы планктона для определения его химического состава.
Взято несколько драг и тралов в Русской Гавани и в Крестовой губе, в которых производились также сборы и по микробентосу. В Карском море взято несколько проб для полного химического анализа воды, а на ледниках Новой Земли добыты пробы льда, глетчерного и ископаемого, для изучения физикохимических свойств его. Здесь же были произведены фотоснимки структуры глетчерного льда.
На стоянках обследовались пресные водоемы в гидрологическом и гидробиологическом отношениях. Во время стоянки в Русской Гавани был произведен подробный промер ее, с нанесением глубин на карту. Из остальных работ можно отметить непрерывные метеорологические наблюдения и паразитологические работы, с обследованием в этом отношении моржей, медведей, морских зайцев и пр.
Из научных работников в рейсе „Ломоносова" принимали участие: А. Ф. Лактионов (начальник экспедиции), В. И. Усачев (гидробиолог), Л. О. Ретовский (гидробиолог), В. Л. Вагин (зоолог), Е. В. Казеева (химик) и Т. П. Бернштейн (гидробиолог).
Последними двумя участниками экспедиции по пути из Архангельска в Русскую Гавань были произведены, на пароходе „Мудьюг", определения температуры поверхностного слоя воды и собраны образцы воды для анализа на содержание хлора.
ЛАКТИОНОВ