1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 21 Октябрь 2015 19:17

«В. -СИБИРСКАЯ ПРАВДА» 28 мая 1935 г.

БАЙКАЛ - БАРЕНЦЕВО МОРЕ.

 =ВСП 1935 № 119 (26 мая) Байкал-Мурманск. Чествование участников.jpg
Чествование участников перехода.


На торжественном заседании 23 мая во Дворце культуры завода им. Куйбышева.

Обширный зал Дома Культуры завода имени Куйбышева переполнен. Многочисленные делегации рабочих иркутских предприятий, частей гарнизона и физкультурных коллективов пришли на торжественный вечер 23-го мая для чествования отважной пятерки, совершившей беспримерный переход от Нижне-Ангарска до Мурманска.
Среди присутствующих: т. т. Разумов, Пахомов, Поднек, секретарь Иркутского горкома партии Казарновский, председатель городского совета Камбалин и многие представители краевых и городских организаций.
Заседание открыл тов. Зырнис,
— В общем ходе гигантского роста нашей страны лыжный переход Нижне - Ангарск — Мурманск — небольшой эпизод, — говорит тов. Зырнис, — Но нельзя преуменьшать его общественно-политического значения. Таких переходов еще не было в мире и, несомненно, преодоление огромного пространства от моря до моря, совершенное нашими лыжниками-динамовцами будет занесено в историю развития нашей культуры, как показатель необычайного расцвета творческих способностей нашей молодежи, ее беспредельной преданности и любви к социалистической родине. Растет и крепнет наша великая страна. Растут и крепнут новые люди. Победа отважной пятерки есть реальное выражение общих наших успехов, достигнутых под руководством коммунистической партии и ее гениального вождя т. Сталина. И наше первое слово ему — вождю и другу, гениальному организатору социалистических побед — товарищу СТАЛИНУ!
Эти слова тов. Зырниса вызывают в зале бурю горячих восторженных рукоплесканий. Все присутствующее встают. Мощное «ура» потрясает стены зала.
— Второе наше слово — продолжает тов. Зырнис — должно быть обращено к Краевому комитету партии и товарищу Разумову, под руководством которого наш край ликвидирует свою отсталость и выходит в ряды передовых. Успешное завершение лыжного перехода от Бай-
кала до Мурманска есть яркое выражение того, что Восточная Сибирь прочно стала на путь расцвета творческих сил.
— Третье наше слово мы обращаем к нашему комсомолу, в частности, его руководителю — тов. Кушаковскому, ибо комсомол был душой этого перехода, его идейным вдохновителем.
Долго несмолкаемыми овациями отвечает зал на эти заключительные слова тов. Зырниса.
В президиум избираются: т. т. Разумов, Пахомов, Коршунов, Рыжов, Казарновский, Поднек, Зырнис, Кушаковский, представители командования войск НКВД и отважная пятерка — Попов, Шевченко, Куликов, Бражников и Егоров, а также мастера спорта Мертвищев, Саночкина, Скуратович и др.
Горячие овации и долго несмолкающие крики «ура» возобновляются с новой силой, когда вносится предложение о избрании в почетный президиум товарища СТАЛИНА и всех членов Политбюро, а также т. т. Ягоды, Разумова, Косарева, Блюхера и Манцева (председатель Высшего Совета Физкультуры).
У большой карты, на которой красной линией обозначен поход от Байкала до Мурманска, появляется тов. Попов. Он просто и увлекательно рассказывает об отдельных моментах лыжного пробега. Зал слушает его рассказ с огромным вниманием.
Труден был путь через тайгу и тундры Севера. 16 суток героические лыжники потратили лишь на преодоление одного Байкальского кряжа, 16 дней и ночей они провели под открытым небом, не видя человеческого жилья. Упорно, не на жизнь, а на смерть, велись борьба с незамерзающими реками, неприступными, скалистыми гольцами, непроходимыми ущельями, глубоким снегом. Лишь взаимная товарищеская поддержка, выдержка, находчивость спасли отважную пятерку от гибели. Но лишения, перенесенные в пути, с лихвой вознаграждались горячими встречами людей советского Севера. За много десятков верст выходили к ним
навстречу лыжники, чтобы оказать товарищескую поддержку участникам перехода, чтобы выразить свои восторг героическим переходом.
— Когда мы уходили из Нижне-Ангарска, — говорит тов. Попов — мы оказали: «До свиданья», но «не прощайте». Как видите, мы свое слово сдержали. Вся пятерка вернулась в Иркутск целой и невредимой.
Председатель Краевого Совела физической культуры тов. Поднек дает историческую справку.
— В дореволюционной России высшим лыжным рекордом был переход Москва — Петербург. В скандинавских странах, где лыжный спорт особенно развит, переходы не превышали никогда 800-1000 километров. Самые крупные в мире рекорды и на лыжах, и на велосипедах, и на байдарках организованы из Восточной Сибири. Этим мы можем гордиться. Однако, массовое физкультурное движение в нашем крае развито еще очень недостаточно, особенно, в колхозах, Переход, совершенный отважными динамовцами, должен всколыхнуть физкультурное движение в крае, послужить новым толчком для развертывания работы наших спортивных организаций.
После выступления секретаря Крайкома ВЛКСМ тов. Литова участники перехода награждаются ценными подарками.
Пионеры преподносят тов. Попову, Бражникову, Куликову, Шевченко и Егорову по огромному торту. Тов. Литов передает лыжникам переходящее красное знамя для лучшего воинского подразделения Н-ской части, в которой служат участники перехода. Приказом уполномоченного НКВД отважные динамовцы награждаются именным оружием — револьверами системы «Заузр».
Преподнося эти подарки, тов. Зырнис говорит:
— Пусть это оружие также метко разит врага, как вы проделали блестящий переход от моря до моря.
Под долго несмолкаемые аплодисменты и крика «ура» отважная пятерка хором отвечает:
«Служим трудовому народу! »
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Февраль 2016 11:13, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 21 Октябрь 2015 19:19

ВСП, 1935, № 127, 4 июня.

 =ВСП 1935 № 127 (4 июня) Байкал-Мурманск.jpg
Награда достойным.

Вчера, заместитель председателя Крайисполкома т. Поднек, вручил участникам лыжного перехода Байкал — Мурманск: тт. Попову, Куликову, Егорову, Бражникову и Шевченко ценные подарки, которыми их наградил президиум Крайисполкома.
При вручении подарков присутствовал начальник политотдела войск внутренней и пограничной охраны НКВД тов. Грушко, ответственные работники Крайисполкома.
Передавая каждому из участников перехода велосипеды Московского велозавода и охотничьи ружья т. Поднек выразил уверенность, что лыжники будут прекрасными велосипедистами и охотниками.
Принимая подарки, участники благодарили за внимание. Тов. Попов от имени команды заявил:
— Если понадобится на этих велосипедах выполнить любое поручение партии и правительства, заявляем, что выполним его, как лучшие из лучших.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Февраль 2016 11:14, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 04 Ноябрь 2015 19:42

ВСП, 1935, № 248, 27 октября.
Знатные люди Восточной Сибири. Командоры героических пробегов Байкал — Баренцево море т. ПОПОВ и Байкал — Москва тов. ГУБИН.
 =ВСП 1935 № 248 (27 окт.) ПОПОВ и ГУБИН фото.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Февраль 2016 11:17, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2015 20:37

Динамо ГАЗЕТА СПОРТОБЩЕСТВА
январь 2011 №1 (38)


 01-2011 - 6 Динамо.jpg
НА ЛЫЖАХ ПО ТАЙГЕ И ТУНДРЕ

 01-2011 - 6 Динамо - фото1.jpg
В тридцатые годы прошлого века в нашей стране совершалось много различных переходов и перелетов на дальние расстояния - пеших, лыжных, конных, авиационных, велосипедных, байдарочных и других. Их маршруты - Хабаровск -Москва, Нерчинск - Москва, Каракумы - Москва, Ленинград - Москва - свидетельствовали о том, что советские люди способны творить чудеса.
Лыжные переходы на большие расстояния совершались и раньше, причем не только в России, но и за рубежом. В скандинавских странах, например, где лыжный спорт был хорошо развит, переходы совершали на 800-1000 километров. В дореволюционной России самым длинным лыжным переходом был из Москвы в Санкт-Петербург. Путь же, выбранный воинами внутренних войск, из Нижнеангарска в Мурманск, равнялся 9000 километрам. Маршрут отличался не только расстоянием, но и сложностью. Предстояло преодолеть Байкальский хребет, дебри енисейской тайги, снежное безмолвие Тазовской тундры... «Знатоки» Сибири не советовали идти. Они ссылались на карту розы ветров, климат, приводили примеры из истории неудавшихся переходов. А уж если идти, говорили они, то в обратный путь - из Мурманска к Байкалу. Так легче. Но ничто не остановило пятерых воинов. Север. Он всегда манил людей своими природными богатствами и отпугивал суровостью климата. Его громадный неиспользованный потенциал и открывающиеся экономические перспективы на протяжении многих лет вдохновляли на подвиги молодежь. Поход пяти военнослужащих - лишь одно из свидетельств того глубокого интереса.
Утром 30 ноября 1934 года в селении Нижнеангарск был дан старт неслыханному по своей протяженности и трудности лыжному переходу Байкал - Белое море - Мурманск, посвященному X съезду комсомола. В составе команды отважная пятерка - инструктор физподготовки полка войск НКВД Восточно-Сибирского края Иван Попов, младшие командиры: Адольф Куликов, Александр Шевченко, Константин Бражников и Евгений Егоров.
Друзья-однополчане давно мечтали о походе, с волнением встречая каждую победу в освоении Севера. Их потрясла челюскинская эпопея. А когда узнали о состоявшемся лыжном переходе Иркутск - Москва, сами стали готовиться в путь. Они горели не только спортивным интересом. Им хотелось вложить и свой вклад в освоение Севера. Вот почему выбрали маршрут, который проходил по «белым пятнам» карты. В подробностях, насколько это было возможно, изучили маршрут движения, проконсультировались со знатоками Севера, с учеными. Долгое время готовили себя в физическом отношении.
Лыжный переход Байкал - Мурманск утвердил Центральный совет «Динамо», были выделены необходимые средства. По маршруту движения лыжников размещались четыре пункта. Здесь находилось обмундирование, питание, лыжи и другое снаряжение. Кроме того, по пути располагались фактории Востсибпушнины, где по договоренности участники
перехода могли получить продукты. С собой они несли 5-10-дневный запас питания. А всего у каждого набиралось до 65 килограммов груза. Да еще везли нарты со спальными мешками, запасной одеждой и лыжами.
30 ноября 1934 года в 9 часов 30 минут пятерка отважных лыжников вышла в путь. Из Нижнеангарска взяли курс на Тарасовку - Кежму. Это самый трудный участок перехода. Лыжники шли по совершенно безлюдной местности. На пути - перевалы и подъемы. Крутизна горных скатов достигала 60 градусов. Лыжники мчались вниз с большой скоростью, а вдогонку им неслись лавины снега. Они могли налететь на деревья, на выступы скал. Попов на ходу ставил лыжи чуть боком, валился в снег и этим замедлял движение. Его примеру следовали боевые товарищи. Особенно тяжело преодолевали Байкальские хребты. Почти сто километров пришлось идти по воде - река Нирендукан оказалась незамерзшей. Свернуть вправо или влево не давали обрывы. На обуви, лыжах, на мешках из собачьих шкур и одежде образовалась толстая ледяная корка. Намокшие тяжелые мешки, сломавшиеся нарты лыжники вынуждены были бросить.
Через гольцы (обледенелые скалы -прим. автора) пробирались со скоростью километр в сутки. Потом - торосы высотой с деревенский дом. Поневоле пришлось действовать подобно акробатам, местами карабкаться на четвереньках. Путь, рассчитанный на 7 суток, прошли за две недели. Взятого на 10 дней пайка не хватило, перешли на голодную норму. На 8-е сутки они съели по 3 галеты, на 9-е - по две, на 10, 11 и 12-е - по одной, на 13-е совсем ничего не ели. Голод давал о себе знать. Иногда встречались кусты шиповника - ели ягоды.
8 декабря на пятерку отважных обрушился снежный ураган. Стихия буйствовала так, что, казалось, содрогался весь горный кряж. Деревья под напором ветра ломались с оглушительным треском. В трех шагах ничего не видно. Они только что расположились ночевать, разожгли костер. И сразу же задремали. Неожиданно, как от крика, проснулись. Все сильно обледенели. Перестали чувствовать пальцы рук и ног. Команда выбралась из-под снега и двинулась дальше. К счастью, ветер поутих. Когда прошли последний Байкальский кряж и открылся выход к Подкаменной Тунгуске, Бражникова постигло несчастье: на шлеме отлетела пуговица. Казалось бы, что здесь страшного. Но когда сибирский мороз сковывает лицо, перехватывает дыхание - это беда. Снять рукавицу и заколоть булавкой шлем - значило обморозить руку. А как тогда двигаться вперед? Только у костра Бражникову оказали медицинскую помощь.
20 декабря, в 17-ю годовщину ВЧК, команда лыжников миновала Байкальский хребет, дала салют - три залпа - в честь праздника. Потом возле костра улеглись спать. Утром проснулись под снегом метровой толщины.
На первом этапе пути команда преодолела громадные трудности. Она прошла там, где не ходили и местные жители. Семеро суток лыжников вел проводник-эвенк. На восьмые он сбился с пути и, опасаясь гибели, отказался идти дальше. Пришлось искать дорогу самостоятельно. Участники перехода по-прежнему были настроены по боевому. Правда, выглядели они уже не так, как на старте. Одежда порвалась. На боках и спинах зияли дыры, выжженные огнем костров. На шестнадцатый день, осунувшиеся, почерневшие от дыма, они въехали в деревню Тарасовку, расположенную между двумя кряжами гор, а зимой отрезанную от внешнего мира. Однообразная жизнь села преобразилась: говорили лишь о лыжниках. Скоро на одной избе появилась схема маршрута лыжного перехода. Иван Попов объяснил его задачи. Потом были вопросы: о продаже КВЖД, политике Японии, о борьбе Советского Союза за мир, о жизни Красной Армии, об асфальтировании тротуаров в Иркутске... И на каждый из них младшие командиры сумели дать обстоятельные ответы.
Утром вся деревня провожала лыжников. Они взяли курс на северо-запад. Ленско-Каренский кряж команда прошла
за четверо суток. Руслом Ангары добрались до Кежмы (2 января 1935 года). Здесь их осмотрел полковой врач, нашел всех здоровыми. Участники перехода переменили лыжи, надели новые ватные брюки, тужурки с барашковыми воротниками, валенки-чесанки, свитера, пополнили запас продуктов и боеприпасов. Затем провели политическую работу среди населения, записали сведения о крае и снова двинулись в путь по тайге.
Ориентироваться было очень трудно. Вся надежда на компас и карту. А тут еще, когда подходили к Подкаменной Тунгуске, начались сильные морозы -ртутный столбик термометра опускается все ниже и ниже: 50 градусов мороза, 56, затем 64.... Увеличили скорость, но разогреться не смогли. Коченели ноги, сводило руки. На подшлемнике образовалась ледяная корка. Остановиться, достать из мешков теплую одежду боялись - могли замерзнуть. Да и лыжи плохо скользили. Наконец добрались до первого зимовья.
На берегу Подкаменной Тунгуски последний раз провели ночь под кровом - в охотничьей заимке. Подошли к северному Полярному кругу, в то время - черте цивилизации, границе культурного пространства, освоенного человеком. Северная природа жила своей, по-особому размеренной, жизнью. Лыжники продолжили свой путь.
Даже в сильные морозы на Подкаменной Тунгуске встречались большие полыньи. В одну из них и провалился Бражников. Выбрался из воды и сразу покрылся ледяным панцирем. При первом же движении услышал, как звонко лопается поверх одежды лед. Развести огонь посреди реки было невозможно. Единственным спасением могла быть энергичная работа мышц. И команда усилила темп движения. К заброшенной охотничьей избушке добрались к вечеру. Бражников заледенел так, что не мог согнуть колени, отодрать от обуви лыжи. Его втащили в избушку вместе с лыжами. Развели огонь...
Туруханский край встретил отважных сильными ветрами. Лыжники преодолевали ежедневно по сто километров и более. Ночевали в полуразрушенных охотничьих зимовьях, а то и под открытым небом. В населенных пунктах участники похода проводили беседы, массово-политическую работу. Население оказывало им радушный прием. При встречах и проводах собирались все - от мала до велика.
Страна внимательно следила за переходом воинов. В феврале, когда пятерка прокладывала лыжню по Енисею, в небе показался самолет. Пролетев над лыжниками он сбросил красный вымпел. Иван Попов поднял вымпел и прочитал: «Привет лыжникам, покоряющим Север! Привет от авиаторов! »
Вот и Туруханск - бывшее место ссылки революционеров, большевиков и других неугодных царскому режиму лиц. Начинался путь по безлюдной дикой тундре. Позади остался последний чум кочевников. Вплотную подступили бескрайние просторы снежной пустыни. Устраиваясь на ночлег, Попов впервые прочел в глазах товарищей тревожный вопрос: «Дойдем ли? » Попов, который всегда гнал от себя все сомнения, коротко и спокойно отдал команду: «На ночлег! » А когда развели костер, достал дневник и карту, писал, думал, чертил. На северной стороне неба появилась бледная дуга. С каждой минутой становилось светлее. От дуги расходились во все направления длинные ослепительные пучки лучей. Яркий свет залил снежную тундру. Он менял свои цвета, и снега окрашивались то в голубой, то в желтый, то в пурпурный. Великолепная световая симфония. На душе у Попова стало еще спокойнее. Он поднялся, подбросил в костер дров. Потом провел на карте прямую линию на Салехард. Рассчитал, что расстояние до этого населенного пункта они преодолеют за шестнадцать суток. А утром скомандовал: «Подъем! » Тундра встретила лыжников неприветливо. На расстоянии нескольких метров не было видно впереди идущего. Голос товарища тонул в гуле воющей пурги. Лыжники шли вплотную друг за другом. Ночевали в снегу, в «куропаточном гнезде». Командир оказался прав. Ровно че-
рез шестнадцать дней пятерку отважных уже приветствовали жители заполярного Салехарда.
Теперь - на Архангельск. Казалось, все самое страшное позади. После неприступных, почти отвесных скал Байкальского хребта перевал через Уральские горы представлялся задачей несложной. Но именно в Уральских горах разыгрались события, которые грозили большой бедой. Команда шла цепочкой по ущельям, седловинам, по руслам речек и ручейков. На перевале лыжников застала пурга. Она длилась шесть часов. Люди шли в кромешной тьме, на ощупь. Стихия срывала с обледенелых скатов снег, заметала горные впадины.
Цепочку замыкали Шевченко и Егоров. Яростный порыв ветра сбил Шевченко с ног. Падая, он увлек за собой и Егорова. Но все обошлось благополучно: ветер швырнул их в мягкий пушистый сугроб. Попов, Куликов и Бражников даже не заметили исчезновения товарищей и продолжали осторожно продвигаться вперед. Только через несколько минут обнаружили, что нет замыкающих.
Что делать? Крики заглушались порывами ветра. Вернуться назад? Но товарищи могут выйти левее, и тогда найти их будет труднее. Трое двинулись вперед. Расчет оправдался. Двое отставших пошли по курсу, надеясь найти основную группу если не здесь, то за Уралом. И вскоре все снова были вместе. Вечером, 9 апреля 1935 года в 18 часов 30 минут прибыли в город Архангельск. Более пяти тысяч жителей вышли встречать отважных лыжников.
Теплая встреча прибавила сил. После короткого отдыха воины направились к Кольскому полуострову. Весна давала знать о себе. Началась оттепель, снег таял и перемешивался с грязью. Днем лыжи несли на плечах, и только ночью становились на них. Но люди преодолевали расстояние по 120-130 километров в сутки, при максимальном напряжении сил, строгом расчете каждого шага. Пройденные сотни и тысячи километров выработали четкий ритм ходьбы, автоматизм в движениях. Глаз привык схватывать широкие пространства, оценивать их проходимость, выбирать правильные направления. Это экономило душевные и физические силы. Спали урывками - по три-четыре часа в сутки. Остальное время шли. Ни одного шага в сторону, ни одной минуты задержки на привалах, ни одного лишнего слова в пути. Само движение стало своеобразным языком, средством общения. Апрель нес теплое дыхание юга. Таяли снега тундры. Мешкать было нельзя. Команда вошла в рыбацкое село Сухо-Новолоцкое. Когда умылись, подкрепились, был уже час ночи. Укладываясь спать, Попов распорядился: «В три -подъем! »
В назначенное время лыжники вышли на улицу. С моря тянуло свежим дыханием утра. Занималась заря. Поморы проводили гостей. Попов с места взял привычный темп, повел команду вперед, ловко огибая полыньи Онежской губы, лавируя меж кочек и кустов прибрежной тундры. Энергично двигались в сторону Мурманска, где их уже ждали.
30 апреля 1935 года в 18 часов пятерка отважных финишировала в Мурманске. Беспримерный переход «от моря до моря» был успешно завершен. В Москву, в этот же день, полетела телеграмма. Пятеро героев докладывали о только что одержанной победе: «Москва. Центральный Комитет ВЛКСМ, НКВД, Цент-
ральный совет «Динамо», Главное управление пограничной и внутренней охраны, ВСФК. Лыжный переход Байкал -Мурманск закончен 30 апреля в 18 часов. Расстояние пройдено за 151 день. Все мы здоровы, готовы выполнить любое задание партии и правительства. Шлем горячий первомайский привет из далекого Заполярья. Попов, Куликов, Шевченко, Бражников, Егоров».
 01-2011 - 6 Динамо - фото2.jpg
... Незабываемые встречи в Мурманске, Ленинграде, почетный караул внутренних войск на Ленинградском вокзале в Москве. Затем состоялись встречи в ЦК комсомола, в ЦС «Динамо», с воинами и коллективами трудящихся. Отважную пятерку младших командиров войск НКВД узнала вся страна. Их имена советские люди называли с гордостью. Родина высоко оценила подвиг своих сынов. На груди спортсменов засияли знаки почетного чекиста. Вот строки постановления ЦИК Союза ССР от 8 мая 1935 года: «Отмечая исключительные трудности лыжного перехода Байкал-Мурманск, перекрывшего расстоянием (9000 километров) все имевшие до сих пор место лыжные переходы как в СССР так и за границей, совершенного командой Н-ского полка НКВД, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: Наградить грамотой ЦИК Союза ССР и ценными подарками участников лыжного перехода Байкал - Мурманск - руководителя перехода т. Попова И. Г., инструктора физподготовки полка и младших командиров полка: тт. Шевченко А. Н., Куликова А. П., Бражникова К. Н., Егорова Е. Ф. Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин. Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов».
Решением Иркутского горисполкома одна из улиц была названа - Улицей лыжного перехода.
Как же в дальнейшем сложилась судьба отважных лыжников? Иван Григорьевич Попов продолжал служить во внутренних войсках, затем работал в спортивных организациях Общества «Динамо», жил в Иркутской области. Александр Евменович Шевченко после службы во внутренних войсках остался служить в органах внутренних дел. Последние годы полковник Шевченко был заместителем начальника Высшей следственной школы МВД СССР в г. Волгограде. Бражников Константин Николаевич окончил военно-инженерную академию, служил во внутренних войсках, участвовал в Великой Отечественной войне. Полковник-инженер жил в Москве и, после увольнения в запас, встречаясь с воинами внутренних войск, рассказывал им о пользе спорта. Евгений Федорович Егоров жил в Харькове, работал в Управлении Южной железной дороги. Продолжительный поиск Куликова Адольфа Павловича результатов не дал, и установить его дальнейшую судьбу не удалось. Однако его сослуживцы утверждали, что он воевал на фронте.
Лыжный переход воинов-чекистов Попова, Куликова, Егорова, Шевченко и Бражникова стал примером мужества, стойкости, физической закалки и в итоге послужил ощутимым толчком к развитию спортивного мастерства среди воинов. В каждой части появилась лыжная база. Зимой в свободное время проводились соревнования на первенство отделений, взводов, рот. Лучшие лыжники участвовали в лыжных гонках и показывали высокие результаты.

В. Д. Кривец, заслуженный работник культуры РФ, почетный архивист России, полковник в отставке

Фото: Встреча участников лыжного перехода в Москве, май 1935 г.
Участники лыжного перехода Байкал-Мурманск слева направо: И. Попов, А. Куликов, Е. Егоров, К. Бражников, А. Шевченко.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Февраль 2016 11:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2015 20:45

 01-2011 - 0001.jpg
"ПРОЛОЖИЛИ ОТ МУРМАНСКА ПУТЬ ДО БАЙКАЛА ПЯТЬ ОТВАЖНЫХ ГЕРОЕВ СТАЛЬНОГО ЗАКАЛА"

В славной летописи внутренних войск есть беспримерный гигантский лыжный переход, который совершили пятеро воинов-чекистов.

Утром 30 ноября 1934 года почти все жители Нижнеангарска, что на северном побережье озера Байкал, собрались на окраине своего небольшого городка. Тут же выстроились и подразделения располагавшегося тогда в городе полка войск НКВД Среди бойцов и командиров выделялись пять лыжников с рюкзаками за плечами. Это были инструктор физподготовки полка Иван Попов, младшие командиры Константин Бражников, Евгений Егоров, Адик Куликов и Александр Шевченко. Все пятеро — комсомольцы, воины одного призыва, члены спортивного общества “Динамо”. Они чувствовали себя именинниками. Ведь это ради них собрался народ.
Пятерых войсковых смельчаков-спортсменов торжественно провожали в рекордный лыжный переход. Приподнятую, праздничную атмосферу подчёркивали трепетавшие на ветру транспаранты: “Даёшь сверхмарафон “Байкал — Баренцево море! ”, “Счастливого пути, отважные воины-чекисты! ”. Когда все напутствия были произнесены, лыжники под звуки оркестра, аплодисменты местных жителей тронулись в путь. Впереди у них было 9300 километров по тайге и тундре...
В последнее время в отечественных средствах массовой информации нередко шла речь о тридцатых годах. Немало было сказано о той поре негативного, и зачастую заслуженно. Но это лишь одна сторона медали. Никак нельзя забывать, что те годы — это пора небывалого энтузиазма миллионов, великих свершений советских людей. Наш народ поднимал страну из руин, создавал мощную промышленность, продвигал вперёд науку, являл миру выдающиеся произ-
ведения культуры и искусства. Одним из проявлений царившего в стране творческого подъёма были многочисленные переходы и перелёты на дальние расстояния. Прокладывая по воздуху и по суше такие маршруты, как, скажем, Хабаровск — Москва, Нерчинск — Москва, Каракумы — Москва, советские люди раз за разом доказывали: “Для нас нет преград. Нам любые задачи по плечу! ”.
Надо признать, что лыжные переходы на большие расстояния как в России, так и за рубежом совершались и раньше. Например, в скандинавских странах, где лыжный спорт издавна был хорошо развит, трудно было кого-то удивить путешествием на 800—1000 километров. А в дореволюционной России самым дальним стал переход из Москвы в Санкт-Петербург. Но воины войск НКВД в 1934-м замахнулись на маршрут протяжённостью на порядок больше. Они решили добраться на лыжах из Нижнеангарска в Мурманск Этот маршрут отличался не только гигантскими расстояниями, но и чрезвычайной сложностью. Лыжникам-чекистам предстояло преодолеть Байкальский хребет, дебри енисейской тайги, снежное безмолвие Тазовской тундры.
Смельчаков пытались отговорить от столь рискованной затеи. Даже опытные путешественники, знатоки Сибири не советовали им идти, ссылались на природные условия, суровый климат, приводили примеры неудавшихся переходов. На худой конец, говорили они, можно пойти в обратном направлении — из Мурманска к Байкалу, так будет легче. Однако ничто не остановило бойцов войск НКВД.
Несколько суток лыжники шли по совершенно безлюдной местности. У каждого в начале перехода был аварийный запас продуктов на три дня.
На тринадцатые сутки он подошёл к концу. Разделили оставшиеся галеты по три штуки на брата. Прошло ещё три дня. Голод беспощадно отнимал силы у чекистов. А ведь ещё надо было двигаться по снежной целине. И мужественные воины шли, собрав всю волю в кулак В пути иногда им встречались кусты шиповника. Лыжники ели уцелевшие на них ягоды.
Наконец группа вышла к зимовью. Охотники встретили её гостеприимно — накормили, дали возможность отдохнуть.
Комсомол поручил отважным лыжникам вести среди местного населения в улусах, охотничьих зимовьях политико-массовую работу, собирать материал о работе ячеек ВЛКСМ на Севере, оказывать им практическую помощь. Воины добросовестно выполняли это задание. Буквально на каждой стоянке люди стекались к месту отдыха лыжников, с большим интересом слушали их
Вот и на этом, первом на их пути зимовье чекисты провели беседу о служении Родине. А ещё они вручили ружьё лучшему охотнику, который в семь раз перевыполнил план заготовки пушнины. И снова в путь по бескрайней сибирской тайге.
Ориентироваться в таёжной местности было чрезвычайно сложно. Вся надежда — на компас и карту. Крепко донимали морозы. Ртутный столбик термометра опускался всё ниже: минус 50, 56, 64- Однако отважная пятёрка упорно шла вперёд.
Вся страна пристально следила за этим героическим переходом. В феврале, когда воины войск НКВД прокладывали лыжню по Енисею, в небе показался самолёт. Пилот обнаружил группу и, пролетая над ней, сбросил красный вымпел. Иван Попов поднял его и прочитал: “Привет лыжникам,
[38]
 01-2011 - 0002.jpg
Участники лыжного перехода Байкал - Баренцево море на приёме у секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева
покоряющим Север! Привет от авиаторов! ” Для Попова и его товарищей эта моральная поддержка значила многое.
Тундра встретила спортсменов-чекистов неприветливо. Пурга была такая, что на расстоянии нескольких метров не было видно ни зги. Чтобы не потеряться, лыжники шли вплотную друг за другом. Ночевали в снегу, в “куропаточных гнёздах”.
Вечером 9 апреля 1935 года пятёрка смельчаков добралась до Архангельска. Более пяти тысяч жителей города вышли их встречать. Участникам перехода вручили телеграмму от командира полка. В ней воины прочли такие строки:
“... Гордимся вашими успехами в преодолении сверхтрудного пути и большевистской победой коммунистического племени над ледяными преградами байкальских скал, морозами и пургой заполярной тайги, снежными хребтами Урала.
Только люди нашей великой страны способны так уверенно побеждать пространства, преодолевать трудности, и если потребуется, они победят во всех боях".
Тёплая встреча в Архангельске добавила сил бойцам. После короткого отдыха они направились к Кольскому полуострову. Давала знать о себе весна. Днём снег подтаивал, и приходилось нести лыжи на плечах. И только ночью, когда подмораживало, участники перехода становились на них.
Везде население радушно встречало мужественных воинов. Большой знаток войсковой истории заместитель начальника политуправления внутренних войск МВД СССР генерал-майор А. П. Поздняков вспоминал, как отважную пятёрку встречали всем селом Нисогора Лешуконского района. Лыжники по своему обыкновению выступили перед местными жителями, а рано утром их проводили в дальнейший путь. Об этом генерал рассказал составителям сборника документов и материалов “Внутренние войска в годы мирного социалистического строительства. 1922—1941 гг. ”. Упомянул генерал о героическом лыжном переходе и в своей книге “Памяти живая нить”.
30 апреля 1935 года пятеро воинов-чекистов прибыли в конечный пункт своего уникального перехода Мурманск. В столицу ушла телеграмма:
“Москва. Центральный Комитет ВЛКСМ, НКВД, Центральный совет “Динамо”, Главное управление пограничной и внутренней охраны, ВСКФ.
Лыжный переход Байкал — Мурманск закончен 30 апреля в 18 часов. Расстояние пройдено за 151 день. Все мы здоровы, готовы выполнить любое задание партии и правительства. Шлём горячий первомайский привет из далёкого Заполярья. Да здравствует ВКП (б) — вождь и организатор побед социалистического строительства!
Попов, Куликов, Шевченко, Бражников, Егоров”.
Страна славила своих героев. Состоялись незабываемые встречи лыжников-рекордсменов с жителями Мурманска, Ленинграда. А когда они приехали поездом в Москву, то на Ленинградском вокзале их встречал почётный караул внутренних войск А ещё были приёмы в Центральном комитете комсомола, в Центральном совете спортобщества “Динамо”. Отважные чекисты были гостями многих трудовых и воинских коллективов. Героическую пятёрку узнал весь Советский Союз.
Оценка тому, что сделали воины войск НКВД, была дана высочайшая. Беседуя с участниками перехода, секретарь ЦК ВЛКСМ А. Косарев сказал: “Да, теперь вы, безусловно, являетесь лучшими лыжниками в мире”.
А теперь процитирую документ.
“Отмечая исключительные трудности лыжного перехода Байкал — Мурманск, перекрывшего расстоянием (9000 километров) все имевшие до сих пор место лыжные переходы как в СССР, так и за границей, совершённого командой Н-ского полка НКВД, Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет:
Наградить грамотой ЦИК Союза и ценными подарками участников лыжного перехода Байкал — Мурманск: руководителя перехода тов.
Попова И. Г., инструктора физподготовки полка, и младших командиров полка: тт. Шевченко А. Е., Куликова А. П., Егорова Е. Ф., Бражникова К. Н.
Председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР Акулов. Кремль, 8 мая 1935 г. ”
Лыжникам также были вручены знаки “Почётный чекист”.
Известный поэт Демьян Бедный посвятил воинам-спортсменам стихотворение, которое было опубликовано в газете “Восточно-Сибирская правда”:

Проложили от Мурманска путь до Байкала
Пять отважных героев стального закала,
Пять птенцов комсомола — отважных птенцов —
Молодых командиров-бойцов.

По решению Иркутского горисполкома одна из улиц города была названа улицей Лыжного перехода.
Лыжный переход воинов-чекистов Попова, Куликова, Егорова, Шевченко и Бражникова дал мощный импульс развитию массового спорта в войсковых коллективах Он был и остаётся примером мужества, стойкости, моральной и физической закалки для всех, кто служит во внутренних войсках

Василий КРИВЕЦ, полковник в отставке
Фото из фондов Центрального архива ВВ МВД России
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение Егор Сельский » 21 Июнь 2016 18:05

Лыжный переход Байкал-Белое море

фотография из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО)
Вложения
 лыж.png
Егор Сельский
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 Февраль 2016 21:22

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 21 Июнь 2016 19:50

:good: Спасибо, Егор Сельский!
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934-1935: Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море

Сообщение ББК-10 » 28 Январь 2022 19:31

Правда Севера, 1935, №81, 9 апреля
Правда Севера, 1935, №083, 11 апреля
 Правда Севера, 1935, №081, 09 апреля БАЙКАЛ-БЕЛОЕ море лыжи.jpg
 Правда Севера, 1935, №083, 11 апреля БАЙКАЛ-БЕЛОЕ фото участников.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения