1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:30

"Техника и вооружение", 2010, №3, с.13

 Техника и вооружение 2010 №3 с.13.jpg
© А. Кириндас.
Транспорт для российских просторов.
Крепим оборону СССР.
...
Последним крупным пробегом, устроенным «Автодором», стал «Пробег им. VII-го съезда Советов», проводившийся в феврале-марте 1935 г. Пробег должен был проходить по маршруту Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск - Онега - Каргополь - Пудож - Повенец - Медвежья гора - Петрозаводск - Ленинград - Москва. Предполагалось участие в пробеге аэросаней АНТ-IV, ГГАТ-3, ОСГА-6, полугусеничных вездеходов конструкции НАГИ и постройки автобазы Совнаркома. Старт пробега, намеченный на 1 февраля, в назначенное время не состоялся, так как в результате столкновения двух аэросаней ГГАТ-3 корпус одной машины был буквально изрублен стальным винтом идущих впереди саней. Факт аварии в прессе умолчали, а сам пробег перенесли. В дальнейшем в ходе пробега на местах проводились митинги и длительные праздничные мероприятия. Руководство сменило командора пробега, но на сроках проведения это сильно не сказалось. Поэтому завершить пробег до начала оттепелей не успели и прекратили в Ленинграде, откуда участники поездом вернулись в Москву.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:32

За рулем, 1935, №8, с.7

 За рулем-1935-№8-с7.jpg
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОБЕГ АЭРОСАНЕЙ И ВЕЗДЕХОДОВ ЗАКОНЧЕН

1 февраля в Москве был дан старт пробега аэросаней и вездеходов им. VII съезда советов, организованного Центральным советом Автодора.
В пробеге по маршруту Москва — Вологда — Архангельск — Онега — Петрозаводск — Ленинград — Москва, как мы уже сообщали, принимали участие 3 грузовых вездехода «НАТИ-З» конструкции инж. Сонкина, 1 легковой вездеход автобазы Совнаркома СССР конструкции т. Гусева, 4 аэросаней ЦАГИ, 2 аэросаней ОСГА-6 конструкция инж. Андреева и 1 аэросани Горьковского автотехникума конструкции инж. Веселовского.
За время пробега вездеходы прошли 3 800 км, аэросани же прошли лишь, 3 000 км, так как вследствие наступившей оттепели они вынуждены были от Петрозаводска прекратить дальнейшее продвижение вперед.
Советские аэросани и вездеходы в итоге пробега показали исключительную прочность и выносливость на трудно-проходимых северных путях. В течение пробега не было ни одной большой задержки по техническим причинам.
Аэросани с авиационным двигателем «М-11» показали скорость от 15 до 35 км в час. На отдельных участках они шли со скоростью 70 км в час. Огромное будущее (принадлежит саням с автомобильным мотором, которые {прекрасно вели себя в пробеге и вызывали большой интерес всех трудящихся и колхозников. Простота обслуживания и дешевизна саней системы инж. Веселовского позволяют им в будущем широко войти в быт колхозной деревни.
Вездеходы прошли весь путь по самым разнообразным дорогам, в том числе по целине и талому снегу. В нормальных условиях они делали по 150—170 км в день. Средняя скорость их составляла 15—19 км; в час.
Этот пробег для вездеходов (Является решающим. Он доказал незаменимость их в условиях бездорожья. Настало время, когда наша промышленность должна приступить к выпуску этих машин, оправдавших себя и в песках Кара-Кума, и в тяжелом пробеге в условиях Арктики, и в этом большом пробеге протяжением 3 800 км.
24 марта, в 12 час. дня, колонна вездеходов прибыла в Москву, на Ленинградское шоссе, к месту технического финиша. Отсюда вездеходы направились на центральный аэродром имени Фрунзе, где состоялся торжественный митинг, посвященный окончанию пробега.
Экипаж аэросаней и вездеходов приветствовали председатель Центрального совета Автодора т. Лежава, секретарь Московского совета т. Карпов, председатель автомобильного совета Автодора т. Халепский и председатель совета зимнего и водомоторного транспорта Автодора т. Алкснис.
После митинга, построившись в колонну, вездеходы прошли по улицам Москвы.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:44

Красный Север 1935 № 029(4705), 3 февраля.

 Красный Север 1935 № 029(4705) Пробег аэросаней и вездеходов.jpg
ЗАВТРА ВСТРЕЧАЕМ УЧАСТНИКОВ АЭРОПРОБЕГА

ЗАВТРА Вологда встречает всесоюзный пробег аэросаней и вездеходов имени VII съезда советов.
Семь аэросаней и четыре вездехода пройдут через наш район. Их путь далек. Москва — Переяславль — Ярославль — Вологда — Сокол — Вельск — Шеннкурск — Сейское — Холмогоры — Архангельск — Унская Губа — Онега — Повенец — Медвежья гора — Петрозаводск — Ленинград — Псков — Витебск — Смоленск — Москва. В 50 дней нужно сделать 5000 километров самых разнообразных условиях пути — по дорогам равнины, берегом моря, мимо озер Карелии, по довольно рискованным переправам, вдоль гор и т. д.
«По своей важности и трудности этот зимний пробег не уступает, пожалуй, знаменитому кара-кумскому пробегу, — сказал в беседе с нашим сотрудником уполномоченный комитета пробега тов. Геронский. — Этот пробег — не соревнование на скорость. Цель поставлена иная — испытать наши машины с тем, чтобы определить какая конструкция больше подходит к серийному массовому производству. Чтобы через три—четыре года каждый колхоз, каждый сельсовет смог при желании обзавестись аэросанями для перевозки почты, легких грузов, для срочной перевозки людей. Вот каковы основные задачи пробега.
В пробеге участвуют лучшие конструкторы, лучшие механики — водители, полярники — участники челюскинского похода.
Вологодский район должен встретит пробег образцовой подготовкой к дорожному строительству, рапортами о производственных победах. Нужно еще раз проверить дороги и мосты.

* * *

Редакция городского радиовещания организует широкую информацию трудящихся Вологды о встрече пробега. Площадь перед горсоветом радиофицируется, устанавливается микрофон. Встреча участников автопробега будет сопровождаться рупорной передачей.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:48

Красный Север 1935 № 030 (4706), 4 февраля.

 Красный Север 1935 № 030(4706) Пробег а-саней.jpg
 Красный Север 1935 № 029(4705) Пробег аэросаней и вездеходов. Фото.jpg
СЕГОДНЯ — ВСТРЕЧА АЭРОСАННОГО ПРОБЕГА

Сегодня аэросанный и вездеходный пробег прибывает в Вологду. Общегородской митинг, посвященный встрече пробега состоится в 4 часа дня на площади Революции (напротив горсовета).
* * *
Горсовет и комитет содействия автопробегу обращается к населению района с просьбой установить опознавательные знаки на пути дальнейшего следования пробега по Архангельскому тракту, особенно там, где тракт занесен снегом.
* * *
Колонна автопробега вышла из Москвы 1 февраля в 11 часов утра. Вечером были в Переяславле, где участники пробега остались ночевать, 2-го февраля в 1 ч. 30 м. дня пробег прибыл в Ростов, причем вездеходы, минуя Ростов прошли дальше. Население Ростова устроило встречу пробега.
В четыре часа дня 2 февраля пробег достиг Ярославля. В встрече пробега приняли участие широчайшие массы трудящихся. Ударники заводов, автодоровцы, молодежь выехали на автомашинах на встречу пробегу. Вышли навстречу лыжники. Вылетело звено самолетов. На площади перед Ярославским советом состоялся митинг. Вечером участники пробега посетили Резиновый комбинат, где имели беседы с ударниками. Рано утром 3 февраля автосани и вездеходы двинулись в дальнейший путь.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:52

Красный Север, 1935, № 031 (4707), вторник 5 февраля.

 Красный Север 1935 № 031(4707) Пробег а-саней.jpg
АЭРОСАНИ И ВЕЗДЕХОДЫ НА ПУТИ В ВОЛОГДУ

Колонна всесоюзного пробега аэросаней и вездеходов, прибытие которой в Вологду ожидалось вчера, остановилась вчера на ночь в Грязовце. В Вологду колонна должна прибыть сегодня. Митинг, посвященный встрече пробега намечен в 4 часа дня на площади Революции. Встреча проводится по плану, выработанному комитетом содействия пробегу. Вечером состоится встреча общественности города с участниками пробега.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 15:55

Красный Север, 1935, № 032 (4708), среда 6 февраля.

 Красный Север 1935 № 032(4708) Пробег а-саней в Вологде.jpg
АЭРОСАНИ И ВЕЗДЕХОДЫ ПРИБЫЛИ В ВОЛОГДУ

Вчера, в четыре часа дня колонна Всесоюзного пробега аэросаней и вездеходов под водительством командора т. Тютрюмова пришла в Вологду. Тысячи трудящихся Вологды собрались на площадь Революции встретить пробег. Состоялся митинг. От имени трудящихся Вологды приветствовал участников пробега председатель горсовпрофа тов. Хохлов. С ответной речью выступил тов. Ракчеев, помощник командора пробега по политической части. Тов. Ракчеев кратко, но образно рассказал о целях и задачах пробега, о том, что видели участники пробега в пути от Москвы до Вологды, как радостно встречало пробег население городов и сел. Тов. Ракчеев призывал трудящихся принять активнейшее участие в работе Автодора.

Аэросани и вездеходы пришли в полной исправности, несмотря на трудные условия пути. Участники пробега особо отмечают энергию водителя тов. Белова.

Колонна автопробега пробудет в Вологде весь сегодняшний день. Сегодня будет проведен тщательный осмотр машин.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:08, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 19:51

Пробег на аэросанях по маршруту Москва-Ярославль-Архангельск-Ленинград-
Витебск-Москва. Места съёмок: Дорога Москва-Ярославль, Московский проспект,
Советская площадь, улица Трефолева. Съёмки 1935 года
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:08, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2015 21:33

Красный Север, 1935, № 033 (4709), пятница 8 февраля.
 Красный Север 1935 № 033(4709) Аэросани и вездеходы в Вологде 2ф.jpg

 Красный Север 1935 № 033(4709) Аэросани и вездеходы в Вологде.jpg
По северным снежным дорогам

В одной из деревень на пути следования всесоюзного пробега аэросаней и вездеходов, навстречу колонне выбежала старуха с ухватом..
Может быть эта старуха глупая, из ума выжила приняв аэросани за чудовище — подумает читатель.
Нет! Таких глупых старух нынче в советский стране, пожалуй, не найдешь. Старуха выбежала с ухватим, на котором была прикреплена красная рубаха. Самодельное знамя соорудила энергичная старушка — колхозница, приветствуя мощные советские машины!
Население городов и колхозных деревень с восторгом встретило пробег.
— рассказывает нам командор пробега тов. Тютрюмов. Велика радость видеть моторы — образцы нашей высокой социалистической техники! Каждый колхозник знает, что скоро такие машины как вездеходы и аэросани займут свое прочное место в системе народного хозяйства.
— Путь от Москвы до Ярославля проделан по хорошей дороге — рассказывает командир т. Тютрюмов. — От Ярославля дорога ухудшилась, как в отношении смежного покрова, так и в смысле профиля. Машины шли с большими подъемами. Выйдя из Данилова, машины попали в пургу. Видимость была плохая, дорогу занесло. В 30 километрах севернее Данилова машины застряли в снежной целине в лесу на горном подъеме. Усилиями всего коллектива был протоптан новый след.
Пришлось вытаскивать машины на руках, находясь по пояс в снегу. Машины выйдя из лесной целины, пошли дальше.
Одна из машин — аэросани "Правда" остались в пути еще раньше из-за несчастного случая с механиком Катыбаевым, поранившим руку.
Выбравшись из снежной целины в лесу, ряд машин встали не доходя до Грязовца из-за недостатка горючего, перерасходованного во время работы моторов в холостую в лесу на снежной целине.
Первыми, значительно раньше других — в 2 часа дня 4 февраля пришли в Грязовец аэросани имени "Известий" под водительством тов. Белова. Водитель Белов срочно вернулся из Грязовца обратно к остановившимся машинами, чтоб подвезти для них горючее. Кроме того, тов. Белов доставил на аэросани "Правда" механика Карпова взамен раненного механика Катыбаева. Об энергии Белова восторженно отзываются все участники пробега.
Вечером 4-го февраля пробег достиг Грязовца.
В Вологду пришли 5 февраля к 4 часам дня.
— Все машины идут ровно. Крепко спаянный коллектив пробега работает ударно. Лоди помогают друг другу, следуя принципу — "один за всех, все за одного", рассказывает т. Тютрюмов.
— Вездеходы превзошли все ожидания, — продолжает свой рассказ командор. — Испытание этих машин показывает, что вездеход является незаменимым дополнением к аэросаням. Вездеходы, несмотря на свой значительный вес и большую перегруженность, свободно идут по снежной целине. В пробеге участвует конструктор вездехода НАТ инженер т. Соякин. Он является начальником колонны вездеходов. Участвует в пробеге конструктор аэросаней "ОСГА — 6" инженер т. Андреев. Он — член технической комиссии. Всего в пробеге участвует 35 человек, среди них два представителя печати — представитель "Правды" тов. Экслер и представитель "Известий" челюскинец т. Б Громов. Борис Громов. кроме своей основной работы работает как контролер в пробеге и прекрасно справляется со всеми взятыми на себя задачами.
Впереди — один из трудных участков пробега путь Вологда — Архангельск.
— говорит в завершение беседы т. Тютрюмов. Надеемся, что этот участок пути пройдем благополучно. Весь коллектив готов к переходу.
Все участники пробега указывают на исключительно теплую встречу пробега населением.
Этот пробег — генеральное испытание советских машин. Партия во главе с мудрым вождем тов. Сталиным поднимет на должную высоту аэросанное и вездеходное дело.
7 февраля. в 9 часов 30 минут, вездеходы первыми покинули площадь Революции, пустившись в дальнейший путь. В 10 часов утра вышли в путь и аэросани. Вся площадь Революции и Каменный мост были полны народом провожающим пробег.
Колонну автопробега проводили до Прилук на легковой машине т. Эльяшберг, т. Злобин (зав. орготделом горсовета) т. Баюров (дорожный участок), представители автодора.
Вчера участники пробега побывали в Доме Красной армии, в клубе КОР, в красных казармах, в клубе имени 1 мая. Всюду им была устроена теплая встреча.
Встречей в Вологде участники пробега остались очень довольны.

А. Гинч.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Июль 2015 21:08, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 28 Июль 2015 21:06

Красный Север, 1935, № 035 (4711), воскресенье 10 февраля.

 Красный Север 1935 № 035(4711) Посещение техстанции.jpg
Участник аэропробега посетил детскую техническую станцию

Мы, юдовцы детской технической станции начальных школ очень давно интересовались устройством аэросаней. К всесоюзному аэропробегу мы построили модель аэросаней, которые мы видели лишь только на картинке.
5 февраля к нам в Вологду прибыл всесоюзный пробег аэросаней и вездеходов имени VII съезда советов.
В этот день мы первый раз в жизни увидели настоящие аэросани.
Мы очень заинтересовались аэросанями и горели нетерпением, как бы скорей узнать все подробности об аэросанях.
6 февраля инструктор юных друзей (ЮДА) горсовета Автодор т. Мельникова договорилась с командором пробега и нам выделили для объяснения об устройстве аэросаней инженера аэропробега тов. Бескудникова.
Тов. Бескудников нам очень понятно и подробно рассказал об устройстве аэросаней, о значении аэропробега.

Юдовцы: Чернышев, Шиловский А, Козлов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 28 Июль 2015 21:10

За рулем, 1935, №3, с.17-20

 За рулем_1935_03 - 0001.jpg
 За рулем_1935_03 - 0002.jpg
СОВЕТСКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ И АЭРОСАНИ
ПОБЕЖДАЮТ СНЕЖНОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ


1 февраля в Москве состоялся старт организованного Центральным советом Автодора Всесоюзного пробега аэросаней и вездеходов, по маршруту Москва — Архангельск — Ленинград — Смоленск — Москва, общим протяжением около 5000 километров.
В пробеге, задача которого испытать советские аэросани и вездеходы в условиях снежного бездорожья, участвует два типа вездеходов: вездеходы научного автотракторного института конструкции инж. Сонкина и вездеход конструктора Гусева, недавно премированный по всесоюзному конкурсу вездеходов.
В ближайших номерах будут даны подробные материалы об итогах пробега.
Мы начинаем освещение этого пробега с технического описания участвующих в нем конструкций советских вездеходов.


ВЕЗДЕХОД НАТИ

Полугусеничный автомобиль — вездеход НАТИ сконструирован т. Сонкиным на базе нормального, полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА. Вездеход приобретает высшую проходимость благодаря установке на чулке заднего моста движителей гусеничного типа и на передней оси, в зависимости от характера грунта, — лыж или двойного ската колес. Для установки движителей не требуется никаких переделок в стандартном автомобиле. Движители являются лишь добавочным механизмом, устанавливаемым вместо задних колес. Таким образом любой автомобиль ГАЗ-АА может быть при наличии движителей обращен в вездеход. Устанавливая вместо движителей колеса, мы получаем нормальную машину. Изменение передаточного числа (увеличение его) достигается цепной передачей, которая является элементом движителя. Характерной особенностью движителя НАТИ является возможность его вращения вокруг оси заднего моста. Вследствие этого обстоятельства, приспособляемость движителя к неровностям грунта является максимальной и, следовательно, повышается проходимость автомобиля.
Движитель представляет собой двойную рамку, на концах которой в особых ползунах, служащих для натяжки цепей и гусеничной ленты, монтируются двойные скаты колес с пневматиками
специального профиля. В промежутке между колесами на тех же рамках устанавливается балансирный рычаг, на крайних осях которого балансирно же монтируются соединенные между собой траверсами поддерживающие ролики (бегуны). Описанная подвеска бегунов обеспечивает гусеничной ленте возможность облегания всех неровностей пути. На колеса и бегуны надевается бесконечная резиново-металлическая гусеница, снабженная с внутренней стороны ребордой, а с наружной — резиновыми беговыми башмаками. Реборда входит в промежуток между скатами. колес и бегунов и препятствует соскакиванию гусеницы при поворотах и езде. Беговые башмаки предохраняют гусеницу от износа при езде на твердом грунте. Колея как двойного ската передних колес, так и лыж соответствует колее движителя. Это имеет особое значение для езды на снегу: лыжи, уминая снег, подготовляют достаточно плотный грунт, обеспечивающий восприятие толкающего усилия, передаваемого на грунт гусеницей.
Основная характеристика вездехода следующая:
Грузоподъемность:
а) для песка, осеннего и весеннего бездорожья — 1,5 т или 1 т на платформе и прицеп, общий вес которого равен 1 т.
Вездеход НАТИ на испытаниях по бездорожью
Фото автора

[17]
 За рулем_1935_03 - 0003.jpg
Вездеход НАТИ преодолевает болото
Фото автора


б) для снега —1,2 т или 0,9 т на платформе и прицеп на лыжах общего веса в 0,75 т.
Скорость:
1) по сыпучим пескам — 8—12 км/час,
2) по верблюжьей тропе —15—20 км/час,
3) по бездорожью (размытые грунтовые дороги) —15—20 км/час,
4) по снежным дорогам — 15—20 км/час,
5) по снежной целине — 6—12 км/час.
Расход топлива в зависимости от характера грунта от 0,4 до 1,0 кг/км.
вездеходы этого типа за последние годы подвергались ряду серьезнейших испытаний.
В 1932 г. два вездехода НАТИ совершили 1500-километровый пробег по пустыне Кара-Кум, показав прекрасные результаты в отношении их проходимости по сыпучим пескам и «барханам» пустыни.
В 1933/34 г. два вездехода НАТИ работали в Арктике, на Таймырском полуострове, где машины сделали 3440 км в тяжелых условиях полярной зимы при температуре ниже 40° С. И здесь вездеходы показали себя с самой положительной стороны.
Наконец осенью 1934 г. вездеходы подверглись серьезному испытанию под Москвой в условиях заболоченной местности, песков и сильно пересеченного профиля пути. Специальная комиссия заинтересованных организаций, проводившая эти испытания, дала о вездеходах также положительный отзыв.
В настоящее время вездеходы НАТИ подготовляются к своему последнему экзамену — большому испытательному пробегу на север, организуемому Центральным советом общества Автодор.
Заинтересованными организациями поставлен перед правительством Союза вопрос о скорейшем серийном производстве вездеходов — этого необходимейшего вида транспорта для хозяйственных и оборонных нужд Советского союза.

ВЕЗДЕХОД тов. ГУСЕВА

В начале ХХ столетия Кегресс предложил принцип применения так называемой вездеходной цепи или гусеничной передачи для увеличения проходимости обычного автомобиля. Дальнейшее стремление к изготовлению автомобилей с повышенной проходимостью и грузоподъемностью привело к созданию специальных конструкций, которые можно разбить на три категории: трехосные автомобиле с одной, с двумя и с тремя ведущими осями.
Первый тип автомобилей развился из нормальных двухосных машин с одной ведущей осью (задней) путем удлинения рамы и подведения второй поддерживающей оси. Все автомобили этого типа в подавляющем большинстве рассчитаны только на повышение грузоподъемности, но отнюдь не на повышение проходимости.
Ко второму типу автомобилей относятся трехосные машины с двумя задними ведущими осями, которые также в большинстве развились из нормальных конструкций машин с одной задней ведущей осью. Ряд фирм, выпускающих автомобили такого типа, использует для них те же двигатели и части трансмиссии, что и для своих нормальных двухосных автомобилей. Некоторые же фирмы выпускают для определенных моделей нормальных автомобилей отдельно вторую ведущую ось, демультипликатор, детали и фальшивку, удлиняющую нормальную раму, путем установки которых любой стандартный автомобиль данной модели может быть сравнительно легко и быстро превращен в трехосный с двумя ведущими осями.
Трехосный автомобиль со всеми тремя ведущими осями относится к группе автомобилей,
которые уже не могут быть получены из нормальных конструкций и требуют специального изготовления как агрегатов, так и отдельных механизмов.
Для углубления и усовершенствования существующих конструкций вездеходов и съемных приспособлений, а также для создания новых оргинальных машин и приборов. Центральный совет Автодора провел всесоюзный конкурс на вездеходы, на съемные приспособления для повышения проходимости нормальных автомобилей, мотоциклов и тракторов, на съемные приспособления к тем же видам транспорта для езды по снегу и, наконец, на вездеходы-амфибии.

Общий вид автосаней - вездехода конструкции тов. Гусева

[18]
 За рулем_1935_03 - 0004.jpg
Автосани-вездеход конструкции Гусева
1—трапеция для крепления лыж, 2—бесконечная резиновая лента, 3—разъемные хомуты, 4—задний мост,
5—металлические ролики с резиновой поверхностью,
6—качающийся треугольник, 7—добавочная рессора, 8—основная рессора, 9—центровый рессорный палец, 10—поперечная тяга и распорная.
Справа разрез по CD

На конкурс, объявленный Центральным советом Автодора, было представлено 86 проектов и одна готовая конструкция.
Готовая конструкция автосаней-вездехода, описание которой мы даем ниже, принадлежит заведующему гаражом СНК СССР т. А. Гусеву.
Автосани-вездеход т. Гусева представляют собой несколько измененную конструкцию нормального автомобиля ГАЗ-А.
Особенности конструкции сводятся к следующему (см. чертеж).
Передняя ось с тормозами и тормозными тягами с точки зрения подвески остается неизмененной.
Для проходимости по снегу в конструкцию введены лыжи 1 размером 350 X 1800 мм, закрепленные к передним колесам автомобиля посредством специальных кронштейнов, верхние концы которых прикреплены к поворотным цапфам передних колес.
Для проходимости как по укатанной дороге, так и по рыхлому снегу в лыжах сделаны прорезы, дающие возможность свободного вращения колес. Лыжи находятся выше основания протектора покрышки на 50 см. Подвеска лыж к цапфам колес децентрированная.
Укороченный карданный вал первого заднего моста 4 с двумя' шарнирами заключен в трубу, на раму 10. Задний конец трубы прикреплен болтами к картеру заднего моста, а передний посредством шарнирного сцепления соединяется с поперечинами рамы.
[19]
 За рулем_1935_03 - 0005.jpg
В кожухе первого заднего моста сделано отверстие, куда вставлен подшипник и нормальная коническая шестерня, специально обработанная для передачи посредством промежуточного карданного вала ко второму заднему мосту. Второй задний мост 4 установлен на расстоянии 1200 мм до центра первого заднего моста. Карданный вал соединяет оба моста.
Второй задний мост посредством тяг присоединен шарнирно к раме.
Полуоси обоих задних мостов снабжены стальными дисковыми колесами мотоциклетного типа размером 480 мм в диаметре, образующими двойной скат, и соединяются бесконечной резиновой лентой 2. Эта лента шириной в 280 мм и длиной по внутренней окружности 3400 мм имеет на внутренней стороне в центре во всю длину направляющие выступы высотой в 54 мм. Выступы находятся между покрышками колес и не допускают сползания ленты с покрышек в сторону.
Бесконечная резиновая лента дает хорошее сцепление не только с покрышками колес, но и с поверхностью снежного покрова. Вес, приходящийся на общую поверхность ленты, равен 600 кг, что составляет на 1 кв. см площади ленты давление в 0,18 кг.
Вся задняя подвеска осуществляется на двух основных рессорах полуэллиптического типа 8. К раме привертывается центральный палец 9, на который надевается хомутик с подушкой для рессоры. На кожух заднего моста надеты специальные разъемные хомуты 3 с вращающимися роликами для скольжения верхних основных рессор.
С целыо правильного распределения груза по всей поверхности установлены два ролика, которые также удерживают ленту на покрышках.
Для того чтобы по прохождении по неровным кочкообразным дорогам сцепление ленты было во всех точках опоры, в конструкции установлена добавочная рессора 7 с системой металлических роликов, обложенных резиной и собранных на осях 5. Концы добавочной рессоры крепятся к хомутику на кожухе заднего моста непосредственно сережкой со специальным рессорным пальцем. Задний конец рессоры, укрепляется так же, как и основная рессора.
При такой установке двух ведущих задних мостов тормозная система сохранена как на переднем ведущем мосту, так и на заднем, причем на заднем она лишь несколько изменена укорочением продольных тормозных тяг.
Добавочная рессора удерживается от скручивания специальной поперечной тягой 10, укрепленной на концах треугольников качающихся осей и резиновых роликов посредством гаек со шплинтами.
Материал, употребляемый для основных и добавочных рессор, — рессорная сталь. Основные рессоры имеют по 8 листов, добавочные — по 6 листов толщиной 5 мм каждый.
Для смазки деталей ведущих мостов установлено достаточное количество тавотниц.
Конструкция автосаней т. Гусева отличается прочностью деталей и простотой их производства. Она была выполнена в мастерских автобазы Совнаркома СССР и в различных испытаниях, произведенных в 1932—1933 гг. в условиях снежной целины и в распутицу, показала хорошие результаты, повышающие проходимость автомобиля.
Вездеход-автосани т. Гусева, участвуя в аэросанном походе в прошлом году, также показали ряд положительных эксплоатационных качеств: хорошую управляемость и повышенную проходимость в сравнении с нормальным автомобилем.
Жюри конкурса вездеходов, проведенного Центральным советом Автодора, отметило работу т. Гусева денежной премией в сумме 5 тыс. руб.

Бесконечная резиновая лента дает хорошее сцепление с покрышками колес и поверхностью снежного покрова
[20]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 28 Июль 2015 21:38

Красный Север, 1935, № 042 (4718), понедельник 18 февраля.

 Красный Север 1935 № 042(4718) Аэросани в Архангельске.jpg
Аэросани и вездеходы в Архангельске.

АРХАНГЕЛЬСК, 16. Сегодня город совсем не тот, каким был вчера. С самого утра над зданиями полощутся алые флаги, везде и всюду пестрят лозунги, на улицах необычайное оживление, особенно много автомобилей, кузова которых скрываются за красными полотнищами с надписью: "Все на борьбу с бездорожьем". Праздничное убранство города не случайно — столица Севера сегодня встречала колонну аэросаней и вездеходов. Всесоюзного пробега имени VII съезда советов. Первая встреча произошла в шести километрах от города на лесозаводе имени Ленина. Навстречу туда вышли двое местных аэросаней и множество автомашин с представителями общественности края, Красной армии и флота. В 15 час. 30 м. колонна аэросаней и вездеходов выстроилась на площади перед Большим театром. Время прибытия колонны совпало с окончанием работы на предприятиях и в организациях. Сотни рабочих и служащих прямо со своего производства организованно двинулись приветствовать участников труднейшего перехода сквозь тайгу и болота сурового Севера. На состоявшемся митинге участники пробега горячо благодарили трудящихся края за прекрасный прием, оказываемый им в пути.
Участники пробега аэросаней в вездеходов посетили председателя Северного крайисполкома Прядченко. На приеме командор пробега Тютрюмов сообщил, что за 16 дней аэросанями и вездеходами покрыто расстояние в 1200 километров. Советские машины, в частности моторы, блестяще совершили этот путь, преодолев бездорожье, гололедицу и снежные заносы. Успех пробега показывает, что аэросани вполне можно использовать в качестве основного вида почтовой связи на Севере.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 29 Июль 2015 21:45

За рулем, 1935, №4, с.5

 За рулем_1935_04 - с5.jpg
ПРОБЕГ АЭРОСАНЕЙ и ВЕЗДЕХОДОВ

1 февраля был дан старт большому всесоюзному пробегу аэросаней и вездеходов имени VII съезда советов, общей протяженностью в 5 тыс. километров. Маршрут пробега: Москва — Вологда — Архангельск — Петрозаводск — Ленинград — Смоленск — Москва.
Имея в виду необъятные пространства наших зимних дорог, станет попятим то внимание, которое сейчас уделяется аэросаням и вездеходам. Освоение Севера, в частности, в значительной мере ре зависит от широкого развития указанных видов транспорта. Задача решается тем более просто, что создание вездеходов не требует особой производственной базы.
Работы конструктора т. Сонкина (НАТИ) показали полную возможность использования в качестве основной базы автомобиля ГАЗ-АА. Опыт лабораторных испытаний, а также эксплоатация вездеходов в условиях Севера, настойчиво ставят вопрос о решительном развертывании производства вездеходов.
Пробег, несомненно. выявит, наряду с недостатками, неизбежно связанными со столь новым типом вездеходного транспорта, целый ряд положительных моментов, подкрепляющих необходимость скорейшего производства вездеходов.
Небезынтересно отметить, что в иностранных армиях вездеходы пользуются немалым применением.
При увеличении вездеходности скорость машин, правда, понижается, однако, грузоподъемность машин не только не понижается, но может
быть в эксплоатационных условиях даже несколько повышена.
По аэросаням у нас имеется уже опыт. Неоднократные пробеги выявили ряд положительных свойств аэросаней. Если пробег опытных
саней в 1929 г. проходил с заграничными моторами, то уже в 1931 г. мы имели возможность осуществить пробег с советскими моторами. Более того, наши сани ОСГА-6 на Международной авиационной выставке в Копенгагене в 1934 г. пользовались вполне заслуженным успехом.
В предстоящем пробеге участвует 11 машин: 7 аэросаней 4 вездехода. Аэросани конструкции тт. Туполева, Андреева и Веселовского, вездеходы конструкции тт. Сонкина и Гусева.
Помимо выявления конструктивных особенностей машин, пробег ставит задачей выявление
состояния дорожного строительства по пути следования машин и привлечения внимания различных организаций к делу дорожного строительства.
М. Айзенберг.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 01 Август 2015 15:43

За рулем, 1935, №5, с.14-15

 За рулем_1935_05 - 0001.jpg
Пробег АЭРОСАНЕЙ и ВЕЗДЕХОДОВ

1 февраля в Москве состоялся старт аэросанного и вездеходного пробега имени VII съезда советов, организованный ЦС Автодора.
9 февраля колонна аэросаней, пройдя первую тысячу километров, прибыла в Шенкурск. Вездеходы сильно отстали. На этом этапе, как сообщает специальный корреспондент "Правды" т. Экслер, шесть аэросаней, грузно покачиваясь на ухабах, прокладывали себе путь по глубокому снегу. Иногда они вязли в метровых сугробах, иногда попадали в рыхлый снег, откуда их вытаскивали на руках. И лишь седьмые аэросани свободно и легко скользили по любому снегу.
На протяжении тысячи километров маленькие сани конструкции инж. Веселовского ни разу не застревали. Они не знают непроходимых дорог, и хотя они меньше саней ОСГа и АНТ, но так же, как и большие, вмещают трех человек.
Преимущества аэросаней инж. Веселовского очевидны не только для участников пробега. Их достоинство оценили тысячи колхозников, осматривавших сани в пути.
Ниже мы помещаем техническое описание аэросаней с автомобильным мотором конструкции инж. Веселовского.


АЭРОСАНИ С МОТОРОМ ГАЗ
Аэросани у нас уже перестали быть новостью. Автодоровцы знают о работе на регулярных линиях металлических саней ЦАГИ, читали про другие конструкции саней с авиамоторами. Но эти сани недоступны пока1 для наших машинно-тракторных станций и для местных и даже центральных транспортных организаций. Они не могут получить широкого распространения, потому что стоимость их высока и они имеют сложный авиационный мотор, потребляющий высокосортный бензин. Ремонт саней ЦАГИ требует специального оборудования и работать на них могут лишь автотехники и высококвалифицированные механики.
Начальник горьковского автотехникума инженер Веселовский предложил построить аэросани с мотором ГАЗ и при поддержке коллектива пожарных автодоровцев осуществил эту постройку.
Помимо преодоления «нормальных» трудностей организации нового производства перед конструктором стояла задача преодоления трудностей техническо-конструктивного порядка — создания аэросаней достаточной проходимости, грузоподъемности и скорости.
Эти технические качества саней обычно выражаются через «качественный коэффициент», который должен быть не менее 0, 18 (качественный коэффициент называют сокращенно качество).

Качество = тяга винта в кг/полный вес саней в кг

В этой формуле полный, вес саней получается из веса саней плюс вес полезной нагрузки. Сани последнего выпуска мастерских весили вместе с горючим 684 кг. Добавив к этому 250 кг полезного груза, получим полный вес саней в 934 кг. Уменьшая собственный вес саней можно получить лучшее качество, а следовательно лучшую скорость, проходимость и т. д. Но сильно уменьшить вес нельзя, так как это уже пойдет за счет прочности.
Вместе с тем коллективу мастерских пришлось много поработать и над задачей получения максимальной возможной силы тяги винта. Обычные деревянные винты дают силу тяги с одной лошадиной силы до 3 кг. Эти винты ограничивали нагрузку саней одним лишь водителем. Конструктор Смолин рассчитал винт, дающий до 4, 2 кг тяги с лошадиной силы мотора. Этот винт был изготовлен из стали. Экспериментальный цех Горьковского автозавода дал для мотора алюминиевую крышку блока цилиндров, что повысило мощность мотора на 7 л. с. Таким образом удалось получить от мотора ГАЗ с алюминиевой крышкой и металлическим винтом силу тяги 179 кл при 1 700 об/мин.
Следовательно качественное число наших аэросаней достигает 0, 192.
При полевых испытаниях сани дали хорошие результаты: 40 км/час — скорость по целине с полной нагрузкой. Но сани могут за счет уменьшения скорости нести и перегрузку. Они шли с 5 чел. по целине в гору 8°, имея еще запас мощности. По ровному месту с этой же перегрузкой развивали скорость до 30 км/час.
Стоимость саней первого выпуска еще велика — около 10 000 руб.

 За рулем_1935_05 - 0002.jpg
Сани Наркомсвязи конструкции инж. Веселовского
Фото Гринберга


Устройство аэросаней

Конструкция аэросаней довольно проста. Деревянный каркас обшит с двух сторон фанерой. Кабина застеклена, имеет 2 двери. Мягкая подвеска задних лыж устроена с помощью рессоры автомобиля ГАЗ. Передняя лыжа имеет амортизацию из резиновых колец, работающих на сжатие. Поворот передней лыжи производится посредством простого троссового механизма от штурвала. Система торможения обычная — штыри в задних лыжах, выступающие вниз при нажатии педали. Мотор имеет стандартный газовский стартер.
Стальной винт не только дал большую силу тяги, но и облегчил эксплоатацию саней. Старые аэросанщики могут привести десятки примеров, когда деревянный винт от удара о ветку дерева, сорвавшийся капот и т. п. разлетались в щелки. Поэтому при аэросанях всегда возили запасной винт. Но для наших саней — это излишне. Даже при серьезных авариях винт без больших затруднений можно выправить. Вот несколько фактов, зафиксированных в документах:
«При проезде по лесу от удара о дерево защита вита (3/8" газовая труба) попала под винт. Ударом винта труба перерублена в 2 местах. На пропеллере заметны легкие зарубки... »
«В Керженских лесах наблюдались случаи срубания ветвей толщиной до 5 см, причем никаких следов на лопастях пропеллеров не оставалось».
«Сани с большой скоростью наехали задней лыжей на столб. Лыжа отошла назад, и сани перевернулись. Вследствие этого пропеллером отрезало несколько кусков от задней части лыжи вместе с подрезом и обшивкой (подрез из электростали 30x10, обшивка сталь листовая 0, 8 мм).
При переворачивании саней вокруг продольной оси пропеллер принял на себя удары, благодаря чему был лишь незначительно помят радиатор. В результате аварии обе лопасти дали двойные изгибы. Пропеллер был выправлен участниками пробега на деревянных брусьях».

Испытания саней в 1934 г.

В феврале 1934 г. наши сани ходили из Горького в Москву и обратно. На испытаниях в Москве сани встретили «конкурентов», имевших также моторы ГАЗ. Наши сани, развив в очень тяжелых условиях оттепели скорость до 30 км/час, заняли первое место. Сани Мосавтоклуба прошли лишь 1/2 км со скоростью 13 км/час. Сани самолетного института ГВФ дали еще худшие показатели. Конструктор наших саней т. Веселовский был засыпан потоком писем.
Общественность на местах интересуется возможностью постройки аэросаней с автомобильным мотором ГАЗ. Мы, работники аэросанного дела, обязаны помочь местам, но и нам, в свою очередь, нужна помощь общественности, ЦС Автодора. Осоавиахима. Верно, горьковские организации Автодора и Осоавиахима принимают решительные меры для скорейшей постройки небольших аэросанных заводов, но этого мало по сравнению со спросом. Мы должны иметь к следующей зиме не единицы, а сотни и тысячи аэросаней с ГАЗовским мотором.
Помимо организации производства аэросаней на заводах, они, при наличии чертежей и руководств по постройке, могут быть построены силами автодоровцев в любой мастерской. Для этого автодор должен выпустить руководство и чертежи.
Единственная деталь, которую не смогут сделать на местах, — это стальной винт. Здесь также нужна инициатива Автодора, необходимо еще до конца этой зимы сделать ряд опытных стальных винтов и испытать их. Эту работу надо закончить в марте; с тем, чтобы весну и лето использовать для проработки технологического процесса производства стальных винтов и выпуска их большой серией.

Инж. Н. Куняев
Горький
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2015 22:07

Во время пребывания в Архангельске аэросани и вездеходы пробега участвовали в розысках экипажа самолета "Д-1168" (Сталь-2) летчика Голубева:

Подробнее здесь: viewtopic.php?f=31&t=5787&

Красный Север 1935 № 039 (4715) 15 февраля

 Красный Север 1935 № 039(4715) Поиски летчика Голубева.jpg
Четыре самолета и 100 лыжников разыскивают летчика Голубева

***
ЕМЕЦК. Северный край,
12 февраля. (Спец. корр. „Правды"). Узнав об исчезновении самолета Голубева, командование всесоюзного аэросанного пробега обратилось к начальнику военно-воздушных сил тов. Алкснису с предложением своей помощи для розысков самолета, доставки спасательных средств и перевозки разведчиков-лыжников.
Снежные целины и лесное бездорожье для аэросаней не страшны. Командование пробега считает возможным организовать спасательный отряд в составе двух машин.
***
Вчера оргкомитет всесоюзного аэросанного пробега предложил командору пробега оказать помощь в розыске самолета Голубева.
***


Красный Север 1935 № 044(4720) 21 февраля.

 Красный Север 1935 № 044(4720) Голубев найден.jpg
Летчик Голубев найден
Аэросани вышли навстречу спасенным

...
Для проверки сообщения и оказания помощи экипажу ровно в полночь из Архангельска в Ижму вышла первая партия аэросаней в составе двух машин. На них выехали председатель чрезвычайной тройки тов. Пузырев, доктор Королев и в качестве проводника пилот тов. Вершинский — знаток Северного края и специальный корреспондент "Правды".
Через час вышла вторая партия аэросаней, также в составе двух машин. На них выехали медицинская сестра и ряд участников аэросанного пробега. С утра выйдут два вездехода.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1935: Пробег аэросаней и вездеходов им. VII съезда Советов

Сообщение ББК-10 » 04 Август 2015 20:46

Бурят-Монгольская правда, №043, 1935, 21 февраля.

 BMP_043_1935 21 февраля. Аэросанный пробег им.7 съезда.jpg
Колонна аэросаней-вездеходов в Архангельске

АРХАНГЕЛЬСК, 19 (АТСС). Трудящиеся города встретили колонну аэросаней-вездеходов всесоюзного пробега имени седьмого съезда Советов, прибывшую сегодня в Архангельск.

***
АРХАНГЕЛЬСК. 19 (ТАСС;. Участники пробега аэросаней-вездеходов посетили председателя Севкрайисполкома т. Предченко, сообщили, что за 16 дней аэросанями-вездеходами покрыто расстояние в 1200 километров. Советские машины, в частности, моторы, блестяще совершили этот путь преодолев бездорожье гололедицу и снежные заносы. Успех пробега показывает, что аэросани вполне можно использовать в качестве основного вида почтовой связи на севере.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения