1882-1883: Экспедиция на судах "Димфна" и "Варна"

Первые полярные станции
© Б. А. Кремер
Визе В.Ю., Моря Советской Арктики
© Б. А. Кремер
Большинство зарубежных станций Первого МПГ были построены в намеченных для них местах и успешно справились со своими задачами. Лишь две станции — голландская, во главе с М. Сленненом, направлявшаяся на судне «Варна» к о. Диксон, и датская во главе с А. Ховгардом, направлявшаяся на судне «Димфна» к мысу Челюскин, своей цели не достигли. Затертые льдами в проливе Карские Ворота, оба судна были вынесены в Карское море и вовлечены в длительный дрейф. В июле 1883 г. «Варна» была раздавлена льдами и затонула. К счастью, все участники экспедиции уцелели и в конце концов добрались по льдам и на шлюпках до о. Вайгач, где были взяты на борт находившимися поблизости судами. «Димфна» после годичного дрейфа в сентябре 1883 г. вышла из дрейфа и вернулась на родину. Несмотря на тревожные и тяжелые условия дрейфа, участники экспедиций на «Варне» и «Димфне» собрали ценные сведения в неисследованных до того времени районах Карского моря, наибольший интерес из которых представляли метеорологические наблюдения и карта дрейфа судов, дававшая некоторое представление о течениях и движении льдов в этом район моря.
Визе В.Ю., Моря Советской Арктики
КАРСКОЕ МОРЕ
...
С 1 августа 1882 года по 1 августа 1883 года различные государства содержали в полярных странах научно-исследовательские станции, главной задачей которых являлось производство метеорологических и геомагнитных наблюдений. Русское правительство ассигновало средства на устройство двух станций: в Малых Кармакулах на Новой Земле и на острове Сагастыре в устье Лены. Так как громадное протяжение ледовитого побережья Сибири было освещено станциями недостаточно, то пополнить этот пробел взялись Голландия и Дания. Голландцы решили построить станцию на острове Диксона, а датчане избрали местом зимовки район мыса Челюскина на Таймырском полуострове. Однако ни голландской, ни датской экспедиции не удалось дойти до места назначения.
Для голландской экспедиции, во главе которой стоял ученый М. Снеллен, было зафрахтовано небольшое норвежское судно «Варна» (250 тонн) с машиной в 50 лошадиных сил. Это судно должно было доставить участников экспедиции, дом, провиант и все снабжение на остров Диксона, а затем в тот же год вернуться обратно. В течение августа 1882 года «Варна» тщетно пыталась через один из проливов проникнуть в Карское море, — все они были забиты льдом. Выжидая перед западным входом в Карские Ворота разрежения льдов, «Варна» 30 августа попала здесь в ледяную ловушку, из которой ей уже не суждено было высвободиться. Затертую льдами «Варну» в одни сутки пронесло быстрым течением через Карские Ворота.
На следующий день судно уже было в Карском море. Малоутешительная картина представилась здесь путешественникам. Море было покрыто сплошными льдами, среди которых «Варна» лишь с величайшим трудом находила себе путь, большей частью вынужденная пассивно дрейфовать вместе со льдом. 17 сентября голландцы очень удивились, увидев среди льдов другое судно. Оказалось, что это пароход датской экспедиции «Димфна», так же как и «Варна», тщетно боровшийся со льдами. Суда приблизились друг к другу, и участники обеих экспедиций поделились своими невеселыми впечатлениями о Карском море. Надежды на достижение Енисейского залива были оставлены, сомнительной казалась возможность возвращения в Баренцево море. Действительно, уже через несколько дней после встречи оба судна потеряли всякую возможность самостоятельного движения. Вместе со льдами, цепко захватившими их, они были отданы во власть ветрам и морским течениям, медленно уносившим их на север.
Когда всякие надежды на освобождение «Варны» рухнули, начальник экспедиции распорядился сложить в шлюпки запасы продовольствия и необходимое снаряжение на случай гибели судна. Кроме того, трехмесячный запас продовольствия сложили на льду недалеко от судна. Эта мера предосторожности была не лишней, потому что уже в начале ноября начались жестокие напоры льдов. «Варна» получила течь, а попытка выкачать воду успеха не имела. В декабре течь увеличилась, и дальнейшее пребывание на судне стало невозможным. Тогда участники голландской экспедиции перебрались на стоявшую совсем недалеко «Димфну», где начальник экспедиции лейтенант Ховгард оказал потерпевшим крушение гостеприимство.
Когда пришло лето, льды около «Варны» пришли в движение, и голландцы стали с беспокойством посматривать на свое судно. Течь с наступлением тепла стала еще большей, и уже на глаз было видно, как с каждым днем судно погружается на несколько сантиметров ниже. Развязка наступила 24 июля 1883 года. Когда участники экспедиции сидели в кают-компании «Димфны» и завтракали, на палубе раздался возглас: «Судно тонет!» Голландцы выбежали на палубу в тот момент, когда «Варна», находясь почти в вертикальном положении, навсегда погрузилась в пучину вод. Это было в северной широте 71°5' и восточной долготе 62°52'.
После гибели «Варны» голландцы решили сделать попытку достигнуть материка пешком по льду и, где представится возможность, на шлюпках. 3 августа вся экспедиция, в составе двадцати одного человека, простилась с датчанами и покинула «Димфну», имея в своем распоряжении трое саней и четыре лодки. С большим трудом, то переплывая разводья среди льдов на шлюпках, то таща их по льду, путешественники добрались до Вайгача. Отсюда они поплыли на лодках к Югорскому Шару, где встретили пароход «Луиза», который и доставил участников экспедиции в Норвегию. Судно датской экспедиции «Димфна» освободилось от льдов Карского моря только в сентябре и в октябре прибыло в Норвегию.
Оттого, что обе экспедиции не достигли места своего назначения, наука не проиграла, а скорее выиграла. Метеорологические наблюдения, которые делались на «Варне» и «Димфне» с помощью точно проверенных инструментов в течение целого года, до настоящего времени не потеряли своей ценности. Богатый материал был собран также по фауне и флоре Карского моря.
...
С 1 августа 1882 года по 1 августа 1883 года различные государства содержали в полярных странах научно-исследовательские станции, главной задачей которых являлось производство метеорологических и геомагнитных наблюдений. Русское правительство ассигновало средства на устройство двух станций: в Малых Кармакулах на Новой Земле и на острове Сагастыре в устье Лены. Так как громадное протяжение ледовитого побережья Сибири было освещено станциями недостаточно, то пополнить этот пробел взялись Голландия и Дания. Голландцы решили построить станцию на острове Диксона, а датчане избрали местом зимовки район мыса Челюскина на Таймырском полуострове. Однако ни голландской, ни датской экспедиции не удалось дойти до места назначения.
Для голландской экспедиции, во главе которой стоял ученый М. Снеллен, было зафрахтовано небольшое норвежское судно «Варна» (250 тонн) с машиной в 50 лошадиных сил. Это судно должно было доставить участников экспедиции, дом, провиант и все снабжение на остров Диксона, а затем в тот же год вернуться обратно. В течение августа 1882 года «Варна» тщетно пыталась через один из проливов проникнуть в Карское море, — все они были забиты льдом. Выжидая перед западным входом в Карские Ворота разрежения льдов, «Варна» 30 августа попала здесь в ледяную ловушку, из которой ей уже не суждено было высвободиться. Затертую льдами «Варну» в одни сутки пронесло быстрым течением через Карские Ворота.
На следующий день судно уже было в Карском море. Малоутешительная картина представилась здесь путешественникам. Море было покрыто сплошными льдами, среди которых «Варна» лишь с величайшим трудом находила себе путь, большей частью вынужденная пассивно дрейфовать вместе со льдом. 17 сентября голландцы очень удивились, увидев среди льдов другое судно. Оказалось, что это пароход датской экспедиции «Димфна», так же как и «Варна», тщетно боровшийся со льдами. Суда приблизились друг к другу, и участники обеих экспедиций поделились своими невеселыми впечатлениями о Карском море. Надежды на достижение Енисейского залива были оставлены, сомнительной казалась возможность возвращения в Баренцево море. Действительно, уже через несколько дней после встречи оба судна потеряли всякую возможность самостоятельного движения. Вместе со льдами, цепко захватившими их, они были отданы во власть ветрам и морским течениям, медленно уносившим их на север.
Когда всякие надежды на освобождение «Варны» рухнули, начальник экспедиции распорядился сложить в шлюпки запасы продовольствия и необходимое снаряжение на случай гибели судна. Кроме того, трехмесячный запас продовольствия сложили на льду недалеко от судна. Эта мера предосторожности была не лишней, потому что уже в начале ноября начались жестокие напоры льдов. «Варна» получила течь, а попытка выкачать воду успеха не имела. В декабре течь увеличилась, и дальнейшее пребывание на судне стало невозможным. Тогда участники голландской экспедиции перебрались на стоявшую совсем недалеко «Димфну», где начальник экспедиции лейтенант Ховгард оказал потерпевшим крушение гостеприимство.
Когда пришло лето, льды около «Варны» пришли в движение, и голландцы стали с беспокойством посматривать на свое судно. Течь с наступлением тепла стала еще большей, и уже на глаз было видно, как с каждым днем судно погружается на несколько сантиметров ниже. Развязка наступила 24 июля 1883 года. Когда участники экспедиции сидели в кают-компании «Димфны» и завтракали, на палубе раздался возглас: «Судно тонет!» Голландцы выбежали на палубу в тот момент, когда «Варна», находясь почти в вертикальном положении, навсегда погрузилась в пучину вод. Это было в северной широте 71°5' и восточной долготе 62°52'.
После гибели «Варны» голландцы решили сделать попытку достигнуть материка пешком по льду и, где представится возможность, на шлюпках. 3 августа вся экспедиция, в составе двадцати одного человека, простилась с датчанами и покинула «Димфну», имея в своем распоряжении трое саней и четыре лодки. С большим трудом, то переплывая разводья среди льдов на шлюпках, то таща их по льду, путешественники добрались до Вайгача. Отсюда они поплыли на лодках к Югорскому Шару, где встретили пароход «Луиза», который и доставил участников экспедиции в Норвегию. Судно датской экспедиции «Димфна» освободилось от льдов Карского моря только в сентябре и в октябре прибыло в Норвегию.
Оттого, что обе экспедиции не достигли места своего назначения, наука не проиграла, а скорее выиграла. Метеорологические наблюдения, которые делались на «Варне» и «Димфне» с помощью точно проверенных инструментов в течение целого года, до настоящего времени не потеряли своей ценности. Богатый материал был собран также по фауне и флоре Карского моря.