1934 год. "Челюскинская эпопея".

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение fisch1 » 24 Октябрь 2015 17:28

 Гибель Челюскина.jpg
Героический поход челюскинцев. №8 : Гибель "Челюскина"; С картины худ. В.Сварога (из книги "Как мы спасали челюскинцев", изд. ред. "Правды").




Гибель Челюскина 13 февраля 1934 г. Акварель художника В. Сварога
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение ББК-10 » 19 Февраль 2016 15:03

Радио, 1964, №4.

 Радио, 1964, №4. Кренкель 30 лет ЧЭ - 0001.jpg
Э. Кренкель (RAEM)
доктор географических наук, Герой Советского Союза

KАK ЭТО БЫЛО...

К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕИ.

Полярное море, 14 февраля (передано по радио). 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов.
Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. 13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным напором разорвало левый борт на небольшом протяжении от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи.
Через два часа все было кончено. За эти два часа организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду. Начальник экспедиции ШМИДТ».
Это была первая радиограмма из ледового лагеря Шмидта, оповестившая мир о гибели парохода «Челюскин» в далеком Чукотском море.
Вот как все случилось.
Когда «Челюскин», накрепко вмерзший в огромное ледяное поле, прошел Берингов пролив и находился уже в Тихом океане, когда задание правительства было по существу выполнено, Северный морской путь почти пройден и лишь проклятые полтора километра сплошного льда стали барьером между пароходом и чистой водой, «Челюскин» вместе с ледяным полем выбросило как пробку через Берингов пролив обратно в Чукотское море...
Сколько времени мог продлиться наш вынужденный дрейф — этого никто не знал. Положение экспедиции было не из приятных, но нельзя же предаваться унынию. И жизнь на «Челюскине» текла своим чередом. Люди исправно несли вахту, вели научные наблюдения, занимались хозяйственными делами. Жизнерадостность не покидала нас.
И вдруг, это было 13 февраля 1934 года, вахтенный матрос докладывает: «Товарищ капитан! По левому борту в ледяном поле образовалась трещина!»
На первый взгляд ничего страшного не произошло. Выскочили на лед, бросили поперек трещины доску и тут же с ужасом заметили, как на наших глазах ее стало разворачивать. Трещина прибежала издалека и уперлась перпендикулярно к борту корабля. Где-то за горизонтом происходило сжатие. Одна половина поля стояла на месте, а другая перемещалась. Лед неумолимо скользил вдоль трещины, и миллионы тони льда наваливались на пароход. Перегнувшись через борт, я наблюдал происходящее. Борт корабля стал пучиться, как картонный. Неожиданно раздался треск, словно рядом грохнули пулеметы: это были сорваны с мест тысячи заклепок. Корабль дрожал, стонал и кряхтел, как живое существо. Наглядно убедившись, что дело плохо, я опрометью бросился в радиорубку. На ходу услышал слова Отто Юльевича Шмидта: «Связь! Связь с берегом!»
Хозяйство в рубке было настолько знакомо, что можно было орудовать с закрытыми, глазами. Но, увы! Все изменилось! Привычный выключатель света оказался ненужной бутафорией. «Да что они там, черти полосатые, в машинном отделении!» Хватаю тяжеленную трубку телефона, набираю номер, но результат неутешительный — телефон не работает. Вспоминаю об аварийном дизепьке на корме и карьером, скользя по обледеневшей палубе, сбивая встречных, бегу туда. Но дизелек тоже не работает. Бегом обратно. Теперь вся надежда на аварийный передатчик.
[12]
 Радио, 1964, №4. Кренкель 30 лет ЧЭ - 0002.jpg
Мощные аккумуляторы стоят над головой, так что можно работать, пока вода не дойдет до пояса. Искровой разрядник, да еще на аварийной волне, будем надеяться, кого-нибудь «зацепит» на берегу.
Кого звать? Ну, конечно, мыс Уэлен. Это примерно километров двести от нас, и сидит там замечательная девушка радистка Люда Шрадер. Услышит ли Уэлен, ведь работаю вне расписания? Но Людочка, золотая, милая Людочка оказалась верна себе. Она нас сразу услышала.
«Что у вас?»
И начался мой необычный репортаж с тонущего корабля. Я сообщал о ходе выгрузки на лед, о том, как тонет корабль, и самое главное — предупреждал: когда замолчу, следите на всех волнах за эфиром...
Пробегая мимо радиорубки, капитан «Челюскина» Владимир Иванович Воронин сообщил, что залило машинное отделение. Так вот, оказывается, почему в моей рубке все бездействовало. «Владимир Иванович! — крикнул я в догонку капитану.— Вы меня не забудьте, скажите, когда можно снимать аппаратуру!» «Ладно, давай держи связь! Сейчас пришлю твою бригаду!»
Сведения для своего репортажа я черпал у пробегающих мимо людей и тут же передавал их Людочке.
Каждые 10—15 минут раздавался скрежет и грохот. Корабль рваным бортом висел на протаранившей его льдине. Он оседал все глубже и глубже, крен все увеличивался. Уже покатились карандаши по столу, уже надо было искать, куда бы упереться, ногами.
В дверях, держась за стенки, толпится моя бригада. Пять человек выделено для спасения радиоимущества. Кое-что можно уже выносить: чемодан с бумагой, карандашами, запасными лампами и тысячью заранее приготовленных мелочей, шесты для мачт, антенный канатик...
Появляется Владимир Иванович: «Ну, через десять минут закрывай лавочку... Скажи, чтобы следили»,— отдает он распоряжение. И я посылаю последние слова Людочке: «Прекращаю связь. Следите»
Всей бригадой мчимся на самую высокую точку корабельной надстройки — там аккумуляторы большой мощности и не менее мощные по весу. Тащим этот многопудовый груз по узким скользким трапам, а вслед за ним — маленький ламповый передатчик и вещательный приемник
Почти все уже вышли на лед. С носовой части корабля группа смельчаков, дождавшись, когда борт сравняется с ледяным полем, спихивает вручную на лед маленький самолет.
Последними пароход оставляют начальник экспедиции О. Ю. Шмидт и капитан В. И. Воронин. И здесь, у всех на глазах, гибнет наш товарищ — Борис Могилевич. Мы видели, как он присел для прыжка, но поскользнулся и не успел уже встать...
В серые сумерки происходило страшное — под лед, носовой частью, уходил наш корабль, наш дом. Скрежет, грохот, летящие обломки, клубы пара, дыма и.. — все кончено. Сжатие продолжалось, и место, где стоял «Челюскин», сразу закрыло надвинувшимся льдом.
Так 104 человека оказались на льду.
Темно. Пурга и трескучий мороз. Первая забота устроить палатки, укрыть людей! Это было сложным делом. Все необходимое спасено, но разбросано и частично уже заметено глубоким снегом Где топор, где лопаты, кольи? Наконец, поставили первую палатку. В ней разместились женщины и дети. Вторая была отведена под радиостанцию (Позже из спасенных досок и бревен построили обширный барак)
В ту ночь мало кто спал. Прижавшись друг к другу, лежали молча, вздыхали, курили. Попробовали включить приемник, и — надо же! — первое, что услышали, — разухабистый фокстрот Но вот в эфире появилась и Людочка Она тревожно запрашивает мыс Ванкарем и мыс Северный, не обнаружили ли наши сигналы. Однако нас не слыхали. Впопыхах антенну сделали чересчур короткой, а так называемый передатчик на двух малюсеньких лампочках УБ-107, кроме конденсатора, не имел никаких органов настройки. Это была небольшая шкатулка, обычный рейдовый передатчик, рассчитанный на связь корабля с береговой станцией. (Много позже подсчеты показали, что излучаемая мощность была меньше одного ватта).
Утром удлинили антенну и вскоре мой напарник Сима Иванов установил связь с мысом Уэлен. Всегда спокойный и уравновешенный, Отто Юльевич Шмидт бегом примчался на радостный крик Иванова. Все заулыбались и замерли на местах. Мы не одиноки! О нас знают, нас спасут!..
Все это предшествовало телеграмме О. Ю. Шмидта с сообщением о гибели корабля.
В ледовом лагере Шмидта быстро налаживалась нормальная жизнь. Палатка с радиостанцией стала штабной: Здесь поселились О. Ю Шмидт, его заместитель A. Бобров, летчик М. Бабушкин, писатель С. Семенов и мы — двое радистов. Аварийные телеграммы шли и днем и ночью. Мы немедленно узнали об организации правительственной комиссии по спасению челюскинцев под председательством B. В. Куйбышева.
Шквал всяких запросов и уточнений обрушился на бедную Людочку и с Большой земли и от нас. От этой молоденькой девушки зависела наша судьба, успех спасательной операции. Два месяца она несла круглосуточную бессменную вахту! Когда она спала? Как выдержала?
Помимо служебных телеграмм, мы регулярно принимали Хабаровск и были в курсе международных событий. Каждый вечер замусоленный аппаратный журнал кочевал из палатки в палатку, ходил по рукам и прочитывался вслух. Но ни одной частной телеграммы из лагеря так и не было отправлено: нужно было экономить жалкую энергию наших аккумуляторов.
5 марта в лагерь Шмидта прилетел из Уэлена первый самолет, пилотируемый летчиком Анатолием Ляпидевским. Это был настоящий праздник! Самолет Ляпидевского вывез со льдины 10 женщин и двух маленьких детей. Это были семьи полярников острова Врангеля. Мы не смогли их туда доставить, и они остались с нами.
В ожидании самолетов, которые должны были вывезти остальных челюскинцев, Лагерь жил наряженной жизнью. На месте гибели корабля изо дня в день трудились бригады по «разработке» остатков
[13]
 Радио, 1964, №4. Кренкель 30 лет ЧЭ - 0003.jpg
кораблекрушения. Каждую минуту людей подстерегала смертельная опасность. Однажды ночью, во время очередного сжатия, огромный ледяной вал двинулся на лагерь. Барак был уничтожен. Обстановка — тревожная. И тем не менее в тот миг мы залюбовались неповторимым явлением. Где-то глубоко среди обломков ледяных глыб застрял ящик спичек. И вот он вспыхнул в движущихся льдах, осветив их изнутри. Это было сказочно красиво!
Многочисленная бригада, преодолевая неимоверные трудности, готовила посадочную площадку и следила за состоянием небольшого пятачка, гордо именуемого аэродромом. На волокушах растаскивали лед в сторону или отбрасывали его в часто образовывающиеся широкие трещины, которые отравляли нам жизнь. На подходе самолеты, и нужно было быть готовым к их приему.
Начиная с 7 апреля в лагерь, один За другим, стали прилетать самолеты Н. Каманина, В. Молокова, М. Слепнева, М. Водопьянова, И. Доронина. С каждым разом количество людей убывало и, следовательно, уменьшалась рабочая сила для поддержания порядка на посадочной площадке.
Через два месяца после гибели корабля наступил последний день спасения челюскинцев.
Последняя ночь... Нас осталось шесть человек. Почти не спали. Каждые пять минут выскакивали посмотреть — не подведет ли погода.
Лишь начал брезжить рассвет, связались с Уэленом. «Ну, как?» Мы имели непрерывную информацию: «Летчики проснулись, вылезли из спальных мешков». «Курят». «Моторы греются». И наконец: «Самолет Водопьянова пошел к вам».
Но проходит положенное время, И нас огорчают известием, что из-за дымки и плохой видимости летчик не нашел лагерь и самолет вернулся. А вскоре новая весть: «Идут три самолета».
Последний сигнальный костер был поистине парадным! В огонь летели спальные мешки, огромные ящики с папиросами «Казбек» (до сих пор помню и жалею!). И вот в привычном месте на горизонте показались долгожданные точки самолетов. Еще серия ящиков с макаронами и вермишелью в костер!
Пора заканчивать связь. «Людочка! Спасибо за все. Самолеты благополучно сели. Прекращаю связь. До скорого свидания!»
Так закончилась челюскинская эпопея. В спасении челюскинцев участвовала вся страна. Родина приняла все меры, чтобы вырвать их из ледового плена. И стихия отступила! Победили законы нашего социалистического общества, где человеческие жизни ценнее всего. Победила наша отечественная авиационная техника, выдержала суровый экзамен горстка советских людей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Адольф Милованов » 21 Декабрь 2016 08:31

В 1937 году вышел сборник "ПЕСНИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЁЖИ", 315 стр. Издательство ЦК ВЛКСМ МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ.
 img048 - копия.jpg
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение fisch1 » 19 Октябрь 2017 09:20

Мурзилка №6 1934
Номер полностью посвящен челюскинцам.

 0.png
 00.png
Мурзилка _1934_06.pdf [8.41 МБ Скачиваний: 40]
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение петрович » 13 Декабрь 2017 18:11

 челюскинцы by заика.jpg
летчики-герои челюскинской эпопеи в редакции правды обсуждают с тов. Мехлисом намётки к книге "Как мы спасали челюскинцев"
петрович
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 25 Декабрь 2017 00:29

Атрибуция есть? Между Леваневским и Водопьяновым - Слепнёв? И кто крайние слева (с орд. КЗ) и справа? А также между Молоковым и Ляпидевским
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение петрович » 25 Декабрь 2017 18:11

Кара пишет:Атрибуция есть? Между Леваневским и Водопьяновым - Слепнёв? И кто крайние слева (с орд. КЗ) и справа? А также между Молоковым и Ляпидевским


Редакция "Правды", слева-напрво за вырезанными "врагами народа" сидят - главред Мехлис(у него БКЗ за Гражданскую), Доронин, Леваневский, неизвестный, Водопьянов, Каманин, Молоков, Слепнёв, Ляпидевский, неизвестный.
По неизвестному между Леваневским и Водопьяновым выдвинуто предположение, что это А.Магид.
По дате - А.Симонов нашел отчет об этой встрече в "Правде" за 20 июня 1934, так что снимок сделан накануне. Вырезаны либо "правдинские" враги народа(?), либо "челюскинские" - Бобров например.
петрович
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Адольф Милованов » 25 Декабрь 2017 18:25

Слепнёв сидит 3-й справа, между Ляпидевским и Молоковым. Здесь все 7 первых Героев.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение Кара » 25 Декабрь 2017 20:38

Спасибо, понятно. Мехлиса не признал - на виденном мною более позднем фото он какой-то другой.
А кто такой Магид? Спросил у Яндекса - выдало: Александр Самойлович Магид - журналист, в 30-е гг. работал в "Правде" заместителем заведующего отдела местной сети и ударных бригад - https://www.livelib.ru/author/433592-aleksandr-magid
Если это он, то почему в морском кителе со знаком военного лётчика?
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 572
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

1934 год. "Челюскинская эпопея".

Сообщение петрович » 26 Декабрь 2017 23:40

Кара пишет:Если это он, то почему в морском кителе со знаком военного лётчика?

Да ясно, что это не он, и курица не армейская, а ГВФ на рукаве. Ищем...
петрович
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения