1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2010 13:33

И.Молодых.
Топографические и геодезические работы 1928 и 1929 гг. Колымская экспедиция НКПС.
(краткое содержание доклада начальника партии НКПС по
исследованию р. Колымы инж. И.Ф. Молодых, сделанного им
в Государственном институте геодезии и картографии 17 апреля 1930г.)

Журнал "Геодезист", 1930, №10, стр.57-67

Схематическая карта бассейна реки Колымы (краткие пояснения).
Журнал "Геодезист", 1930, №10, стр.67-71
 Колыма-1930-min.jpg



OCR статей готовится.

Для любителей северной картографии полноразмерная карта во вложении :)
Вложения
Колыма-1930.rar [3.93 МБ Скачиваний: 419]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Февраль 2010 13:30

 таб-59.jpg
 таб-62.jpg
 таб-63.jpg
 таб-64.jpg
Топографические и геодезические работы 1928 и 1929 гг. Колымской экспедиции НКПС 1)

1). Краткое содержание доклада начальника партии НКПС по исследованию р. Колымы инж. И. Ф. Молодых, сделанного им в Государственном институте геодезии и картографии 17 апреля 1930 г.

Работы партии по исследованию р. Колымы были организованы распоряжением Центрального управления внутренних водных путей НКПС и явились осуществлением пожеланий Якутского правительства и Далькрайисполкома.

Полевые работы произведены в течение времени с 14 июня 1928 г. (прибытие в поселок Ола в Тауйском заливе Охотского моря) до 25 августа 1929 г. (отъезд из устья р. Колымы), т.е. охватили период в 14 1/2 месяцев. Заезд и выезд экспедиции на Колыму осуществлен по двум вариантам: 1) от Владивостока в пос. Олу морским путем, далее на р. Буюнду (правый приток р. Колымы) — по вьючной тропе и далее сплавом с работами по р. Буюнде и Колыме; 2) от Владивостока вост. вариантом Северного морского пути через Берингов пролив в устье р. Колымы, затем на моторном катере экспедиции вверх по р. Колыме до Средникана и далее вьючной тропой через Становой водораздел на пос. Олу, откуда морским путем на Владивосток через Хокодате. Заезд на работы в 1928 г. осуществлен по этим двум вариантам вполне благополучно, причем часть экспедиции, выехавшая на Олу, могла приступить к работам уже с 14 июня 1928 г., а часть экспедиции, отправившаяся Северным морским путем, прибыла в устье Колымы уже 25 июля 1928 г. Выезд же экспедиции, осуществлявшийся также описанными двумя вариантами, оказался неудачным, так как первая часть, отправившаяся на своем катере в вершину р. Колымы, удачно через пос. Олу выехала во Владивосток уже к 30 сентября 1929 г., вторая же часть, отбывшая с устья р. Колымы 25 августа 1929 г. на пароходе "Ставрополь", оказалась зазимовавшей у мыса Северного, где пароход "Ставрополь" был затерт льдами. Только вследствие энергичного содействия НКПС, благодаря организованному Арктической комиссией при ВЦИК'е специальному рейсу из Владивостока в бухту Провидения ледореза "Литке", часть экспедиции в составе 7 сотрудников со всеми научными материалами экспедиции прибыла во Владивосток 1 января 1930 г., выйдя с мыса Северного на бухту Провидения линией побережья через губу Колючина, мыс Дежнева и на губу Лаврентия на собачьих нартах и выехав из бухты Провидения на ледорезе "Литке".

Таким образом материалы были доставлены в Иркутск, где наша экспедиция имеет постоянное пребывание, только в середине января 1930 г., с какового времени и приступлено к обработке материалов.

До апреля 1930 г. материал еще не был обработан, и настоящее сообщение является лишь информацией о выполненных нами работах и некоторых уже выявившихся выводах.

Работа экспедиции включала гидрологические, гидрографические и экономические исследования рек системы Колымы; при этом итоговой целью работ являлось составление плана нормального, обеспеченного снабжения населения края на основе целесообразного использования водных речных путей. В виду того, что до выполнения наших работ более или менее точные сведения имелись только о районе нижнего течения Колымы, между тем экспедиция должна была охватить главным образом среднее и верхнее течения, — в программу нашу оказалось необходимым включить работы, обычно не сопровождающие речные гидрологические исследования, а именно: определение опорных для речной описи астрономических пунктов, выполнение топографических съемок и исследование сухопутных дорожных направлений, главным образом по волокам между верхним течением Колымы и побережьем Охотского моря. Астрономические работы нашей экспедиции удалось организовать благодаря участию, проявленному Главным геодезическим управлением, которое нашло возможным прикомандировать к нашей экспедиции астронома И. И. Агафонова, снабдив его необходимыми для астро-работ инструментами.

За указанный выше период полевых работ экспедицией получен материал, указываемый в таблице на стр. 59.

Кроме изложенных выше работ экспедицией получен значительный материал по гидрологическому описанию рек системы Колымы путем анкетных опросов, произведены ледомерные наблюдения в ряде пунктов, получен материал по описанию опытов огородничества и земледелия за полярным кругом, произведено экономическое обследование и описание Верхне-колымского приискового района (совместно с Ихтиологическим отрядом Якутской комиссии Академии наук), произведены учет судов Колымского бассейна и описание эксплоатации речных путей, выполнено до 1000 км опытно-показательных рейсов на катере экспедиции по рекам, до сих пор не эксплоатирующимся, сделаны выписки из различных архивов и т. д.

Работы экспедиции выполнялись в течение двух летних периодов (1928 и 1929 гг.) и одного зимнего (1928/29 гг.). Экспедиция имела следующие отряды:

1. Астро-радио-отряд, в составе астронома, радиотехника и двух рабочих. Отряд передвигался самостоятельно: летом — на двух лодках, зимой — на собачьем транспорте (в устьевом участке Колымы), работал весь период работ экспедиции, имея двухмесячный перерыв в Среднеколымске.

2. Омолонский отряд, в составе гидрографа, техника и трех рабочих. Передвигался зимой по маршруту от Среднеколымска до Гижиги и до устья реки Крестик на р. Омолоне на оленном и собачьем транспорте, летом 1929 г. по р. Омолону сплавом на трех лодках; работал с ноября 1928 г. до 25 июля 1929 г.

3. Отряд по р. Сугою от р. Колымы через Становой водораздел на пос. Наяхан, в составе техника, десятника и 3 рабочих. В зиму 1928/29 г. на оленном транспорте, летом по р. Балыгачану сплавом на одной лодке; работал с декабря 1928 г. до августа 1929 г.

4. Верхнеколымский отряд, в составе топографа, десятника, 5 рабочих. Зимой по маршруту от Среднеколымска вверх по р. Колыме до устья р. Детрин и далее по Детрину на Становой водораздел и по р. Яне в Тауйск и обратно до р. Колымы в устье р. Бохапчи, передвигался на вьючных лошадях в первой части и на оленьих нартах-во второй, далее сплавом по р. Колыме от Бохапчи до Сеймчан на четырех лодках; работал с декабря 1928 г. по август 1929 г.

5. Описная рекогносцировочная партия по р. Буюнде, в составе гидрографа, техника, десятника и 3 рабочих, сплавом на трех лодках, работала в августе 1928 г.

6. Описная партия по р. Колыме в 1928 г. от Сеймчан до заимки Жирково (106 км ниже Среднеколымска), в составе зав. партией, 3 техников, 2 младш. техников, 1 десятника, 2 мотористов, 2 наметчиков, 7 реечников, 1 проводника и 1 повара, всего 20 человек. Передвигалась вниз по реке, имея 2 лодки с подвесными бензиновыми руль-моторами в 21/2 HP, один карбаз и до 10 лодок. Работала с августа по сентябрь 1928 г.

7. Описная партия по р. Колыме в 1929 г. от Среднеколымска до Походска, в составе гидрографа, 3 техников, 2 младш. техников, десятника, 5 мотористов и до 25 человек рабочих. Передвигалось вниз по реке, имея 2 катера (25 HP и 10 HP), 3 лодки с подвесными моторами (2 шт. по 2,5 HP и 1 шт. 5 HP) и до 10 лодок. Работы производились с июня по август 1929 г. двумя отрядами: от заимки Жирково до устья р. Омолон и от р. Омолона до пос. Походск.

8. Нивелировочный зимний отряд от Среднеколымска до Нижнеколымска, в составе 2 техников и 6 рабочих. Передвигался на собачьем транспорте, работал в марте и апреле 1929 г.
9. Экономическо-статистический отряд в составе 1 экономиста-статистика и 1 переводчика. Передвигался на лошадях на санях, работал с ноября 1928 г. до марта 1929 г.

10. Отряд по опытно-показательному рейсу, в составе начальника экспедиции, моториста, 2 рабочих, на катере в 25 HP на участке р. Колымы от Верхнеколымска до устья р. Средникана и по р. Ожогиной, с июля по август 1929 г. Тоже по р. М. Анюю — на катере в 5 HP и по р. Б. Анюю - на катере в 36 HP, в июле 1929 г.

11. Гидрометрический стационарный профиль на р. Колыме в Среднеколымске, в составе 1 гидрометра, 3 рабочих, работал с сентября 1928 г. до июля 1929 г.

Таковы основные маршруты и отряды работ Колымской экспедиции.

Приведу некоторые сведения о применявшихся нами методах геодезическо-топографических работ.

Рекогносцировочные дорожные маршруты пройдены между астрономическими пунктами буссольно-маршрутной съемкой, буссолями Шмалькальдера с тарированием расстояний по нескольким шагомерам. Только маршрут от р. Колымы в устье р. Сугоя на пос. Наяхан пройден с вешением линии и измерением расстояний лентой. Зарисовка произведена в пределах видимости.

Мензульная опись рек произведена в масштабе 1:25000 на ватмане, наклеенном на алюминиевые листы с размером рамок планшетов 50 X 50 см. Съемка произведена в пределах видимости путем зарисовки. Основной ход проложен по судоходным рукавам, боковые протоки засняты отдельно и затем наложены на основные планшеты. Высоты окружающих долины рек возвышенностей получены по вертикальному кругу кипрегеля засечками с двух точек стояния инструмента. Мензулой получены подробности ситуации русла берегов, островов. Донный рельеф выявлен промерами по косым галсам. Уклоны рек получены двойной геометрической нивелировкой, каковая выполнена исключительно только нивелированием углов галсовых профилей (они же точки стояния мензулы). Реперы связаны с нивелировочными точками тахеометрически. Геометрическая нивелировка рабочего горизонта выполнена по р. Колыме летом 1928 г. от пос. Сеймчан до Среднеколымска, далее до Нижнеколымска нивелировка выполнена в марте и апреле 1929 г. по льду, с получением горизонта льда и горизонта зимнего стояния воды в реке. К этому ходу привязан горизонт меженного стояния воды в реке в конце сентября 1928 г. Опись произведена, инструментами фирмы Герляха — трех- и двухвинтовыми мензулами с большими кипрегелями (в работе было до 4 мензул). Теодолитная съемка выполнена теодолитами Герляха 10" и 1'; нивелировка-нивелирами Герляха с перекладными трубами.

При рекогносцировочных исследованиях рек определение курса делалось с помощью спиртовых морских компасов в 5" и 8" с пеленгаторами. Расстояние тарировалось в большинстве случаев по скорости сплава и засечками на береговые промеры 1). Промеры глубин при рекогносцировках обычно выполнялись продольные. Нивелировка как при речных рекогносцировках, так и при сухопутных маршрутах-барометрическая. Опорными станциями барометрической нивелировки были метстанции Якутской геофизической обсерватории в Среднеколымске, Владивостокской морской обсерватории в Наяхане и временные станции, организованные нашей экспедицией в Оле, Сеймчане, Нижнеколымске. По всем работам и маршрутам обязательно велись наблюдения в срочные часы и в наиболее характерных пунктах перегиба профиля. Каждый отряд имел по два анероида (или по анероиду и гипсотермометру), 2 термометра-праща, минимум и максимум термометры. Наибольшие наблюденные высоты по маршрутам около 1 100 м, на сопках — до 2 000 м.

1) Подробности о примененных методах можно найти в статье И. Ф. Молодых и В. Д. Бусик "Исследования рек Вост. Сибири" — "Записки Госуд. гидрологического института", том 2, 1928 г. Ленинград.

Как указано выше, все топографические работы опирались на определенные нашей экспедицией астрономические пункты.
Для астрономических работ в распоряжении экспедиции имелись следующие инструменты: 5" вертикальный круг Гильдебранда с микроскопами-микрометрами для отсчитывания вертикального круга и точностью горизонтального круга 30": 6 хронометров Lange; полууниверсал Герляха 10", радиоприемник Треста слабых токов — типа ЛБ-2.
Работы по определению астро-радиопунктов протекали в рамках инструкций Главного геодезического управления ВСНХ СССР для второклассных пунктов.
Определение широт производилось методами зенитных расстояний звезд и способом Талькотта. Наблюдение времени производилось по способу Цингера. Принимались радиосигналы — времени и ритмические, подаваемые станциями Регби (англ.), Науэн (нем.) и Бордо (франц.). На каждом пункте определялось склонение магнитной стрелки. Пункты на местности закреплялись деревянным столбом с крестовиками, закапываемым на глубину в 1,5 м, с металлической дощечкой с надписью "Астро-радиопункт НКПС 1928 г." (или 1929).
По р. Омолону и маршруту от г. Среднеколымска на пос. Гижигу по линии астрономических работ выполнено два хронометрических рейса Среднеколымск-Наяхан и Наяхан-Нижнеколымск; определено 7 пунктов. Наблюдение времени велось по способу Павлова, а наблюдение широт — методами измерения азимутов звезд вблизи первого вертикала.

Далее схематически укажу на некоторые уже выявившиеся данные лишь по р. Колыме (материал по притокам ее еще не обработан).
Природные гидрографические элементы потока р. Колымы характеризуются таблицей, приводимой ниже (см. на стр. 62).

В отношении судоходно-сплавных свойств рек системы Колымы выводы нашей экспедиции говорят за благоприятные их качества: насчитывается в системе до 3000 км судоходных и кроме того до 2 000 км сплавных рек. В том числе судоходны: река Колыма — на транзитную глубину в 90 см до устья р. Бохапчи (ок. 1950 км от устья), р. Омолон - до устья р. Олон (337 км), река Б. Анюй -до Пятистенного (116 км), р. М. Анюй — до устья р. Погынден (ок. 250 км), река Ожогина до 150 — 200 км и ряд висок (проток) между рекой Колымой и окружающими ее озерами. Сплавными реками являются Буюнда, Балыгачан, Омолон, Ясачная и т. д.
В гидрологическом отношении для реки Колымы характерно замирание зимнего потока, находящееся в связи с промерзанием и особыми условиями питания в районе сплошного распространения вечной, мерзлоты.

В результате работ нашей экспедиции оказалось, что верхнее течение реки Колымы изображается на современных географических картах совершенно неправильно как в отношении количества, дли» рек и их названий, так и их географического положения. Колыма находится значительно восточнее, описывая от истоков и до Коркодона дугу, приближаясь в районе течения Детрин-Бохапча к Тауйскому заливу на расстояние до 300 км и в районе Буюнда — Сугой — к заливу Шелехова (к Гижигинской губе) на 300 — 350 км. Например пункт Сеймчан имеет положение почти на В 1/2 0 на восток и на 1 1/2 на юг против дававшегося ему изображения на современных картах.

В связи с этим оказалось значительно расходящимся имевшееся ранее представление об общей длине р. Колымы. Длина Колымы от места образования (слияние рек Кулу и Аян-урях) до мыса Медвежьего в Вост. Сибирском море — около 2400 км. Считая длину каждого истока (Кулу или Аян-урях) примерно в 300 км, общая длина р. Колымы с одним из истоков достигает 2 700 км. Самое изображение бассейна Колымы на географических картах, начиная от Верхнеколымска вверх, ни в какой степени не соответствует действительности. Это течение р. Колымы наносится на современных картах главным образом по данным топографа Афанасьева, экспедиции Г. Майделя (1869/70 гг.), который, возвращаясь, проехал по р. Колыме до Верхнеколымска и далее выехал через Кыгыл-балыктасс и Оймякон на Якутск, получив в пути материал опросного порядка для исправления ранее бывших карт, основывавшихся преимущественно на данных экспедиции Биллингса и его участника Г. Сарычева (1787 г.). К сожалению, данные Афанасьева внесли значительные искажения на карты. В части названий необходимо указать на то, что, несмотря на тщательные опросы, нам не удалось установить происхождение названия реки "Лавдон", изображающейся на картах как большой правый приток р. Колымы. Это Название населению неизвестно. По сопоставлении архивных источников мы считаем, что под названием "Лавдон" на карты наносится правый приток, известный у туземного населения под названием "Сугой" в его нижней части (у якутов и юкагиров) и под названием "Буксунда" в верхней части течения (у наяханских тунгусов). Р. Сугой истоками сходится с Наяхан. Совершенно не правильно нанесение системы р. Каркодона, истоки которого обычно изображались сходящимися на Становом водоразделе с истоками реки Вилиги. В действительности Каркодон занимает промежуточное положение в системе реки Колымы, ограничиваясь системами рек Омолона и Сугоя с востока и юга. Как интересный пример можно отметить чрезвычайное искажение в длине и положении левого притока р. Колымы — р. Ожогиной, происшедшие после экспедиции Биллингса. Сарычев в своем дневнике на судне "Ясашна" отмечает, что им пройдено устье р. Ожогиной, начинающейся у р. Индигирки. Между тем на современных нам картах р. Ожогина изображалась незначительной рекой, сходящейся с истоками р. правой Момы (правый приток р. Индигирки). На самом деле правой Момы не существует, и ее положение занимает судоходная р. Ожогина, имеющая протяжение в 500 — 600 км приблизительно так, как ее показывал Биллингс. Таким образом вся гидрографическая сеть бассейна Колымы должна будет получить и другое географическое положение и совершенно другую ситуацию и даже частично иные названия, чем это имеет место на современных картах.

По окончании наших работ на р. Колыме (крайним верхним участком наших работ было устье р. Детрин, около 115 км выше р. Бохапчи) на верхнем течении выполнен маршрут геоморфологическим отрядом Якутской комиссии Академии наук под начальством С. В. Обручева. Этим отрядом пройден маршрут от Оймекона на р. Аян-урях и далее вниз по р. Колыме. Данные этого отряда дадут возможность положить правильно левый исток и верхнее течение р. Колымы.

В настоящее время нужно считать достаточно выявленной в картографическом отношении правую часть бассейна р. Колымы (за исключением правого истока р. Колымы — реки Кулу, опросные сведения о которой весьма разноречивы: наприм., истоки р. Кулу сходятся по одним сведениям с истоками р. Кухтуй, по другим — с Иней). Совершенно неясною, незахваченною как работами нашей экспедиции, так работавшим вслед за нами географическим отрядом, является левая часть бассейна. Особенно это относится к району рек Берляха, Тоскан, Сеймчан, Поповки, Ясачной, Зырянки, Ожогиной, Момы, Неры и горного плато Улахан-Чистай. По этому району материал крайне незначителен (имеется рекогносцировочный маршрут Черского от Оймекона на Верхнеколымск). Между тем именно этот район междуречья Колымы и Индигирки представляет большой интерес как в связи с большим вероятием нахождения в нем полезных ископаемых, так и для получения твердых данных о местонахождении наносимого в настоящее время в этом районе по предложению С. В. Обручева хребта Черского.

В задачу предстоящих гидрологических исследований р. Индигирки, намеченных НКПС, является крайне необходимым поставить производство нескольких маршрутов по выяснению топографии указанного района.

На основании приблизительной увязки материала, полученного работами нашей экспедиции, нами составлена "схематическая карта бассейна р. Колымы" масштаба 1:2 500000 с пояснительной к ней запиской, где даны более подробные сведения по картографии бассейна
р. Колымы 1).

1) См. брошюру начальника партии по исследованию р. Колымы НКПС И. Ф. Молодых "К вопросу о снабжении Верхнеколымского приискового района Союззолота" Изд. Союззолота, Иркутск 1930 г., с картой и описанием к ней.

В заключение необходимо сказать несколько слов о выводах экспедиции в экономическом отношении, главным образом по вопросу снабжения бассейна р. Колымы.

Весь полученный экспедицией материал говорит за крайнюю необеспеченность применяемых ныне методов снабжения Колымско-индигирского края путем исключительного использования восточного варианта Северного морского пути. С началом в 1911 г. северных рейсов отмерли имевшие ранее место сухопутные дорожные направления. Между тем необеспеченность навигации Северного морского пути создает постоянную угрозу неприбытия грузов. Позднее прибытие грузов морским путем в устье р. Колымы (август) и одностороннее невыгодное направление грузопотока от моря вверх по рекам — делают то, что речные пути по р. Колыме ныне почти не использованы, — речными путями в известном проценте (50 — 70%) грузы достигают только Среднеколымска и в очень небольшом количестве — Родчева (около 950 км от устья). Основное же снабжение населения ложится на долю зимних дорог. Вследствие бедности населения и слабости зимнего транспорта периферия края получает ничтожное снабжение. Даже по р. Колыме в среднем течении снабжение почти отсутствует.

Экспедиция по ряду соображений признала целесообразность коренного изменения в направлении грузопотока — вместо северного на южное, из Тауйского залива Охотского моря на верхнее судоходное течение р. Колымы.

Проведение дороги с механической тягой от б. Нагаева в Тауйском заливе до устья р. Бохапчи на р. Колыме (протяжением всего около 375 км) является неотложной задачей, каковая может в корне изменить всю экономическую обстановку в бедствующем ныне далеком Колымске-индигирской крае 1).

1) Подробности см. в брошюре И. Ф Молодых "К вопросу о снабжении Верхнеколымского приискового района Союззолота". Изд. Союззолота, Иркутск 1930 г.

И. Молодых.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение ББК-10 » 13 Март 2015 17:57

Власть труда 1928 № 050 (2455), 28 февраля.

 Власть труда 1928 № 050(2455) (28 февр.) Эксп. МОЛОДЫХ на Колыму.jpg
САМОЕ ГЛАВНОЕ

СНАРЯЖАЕТСЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕРНЫЕ РЕКИ.

В Иркутске снаряжается экспедиция центрального управления водных путей, которая летом отправится на реки Колыму и Индигирку (северо-восток Якутии) и исследует судоходность обоих рек.
Рейс из Владивостока к устье Колымы, который совершил в прошлом году пароход «Колыма», показал, что морской путь через Берингов пролив удобен для плавания. Если теперь будет установлена пригодность рек для судоходства, то это даст большой толчок к росту Колымского края, богатого пушниной и другими природными богатствами.
Экспедиция продлится два года. Во главе ее — И. Ф. Молодых.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение ББК-10 » 13 Март 2015 18:45

Власть труда 1928 № 112 (2517), 16 мая.

 Власть труда 1928 № 112(2517) (16 мая) Эксп. МОЛОДЫХ на Колыму.jpg
ИЗУЧАТЬ КОЛЫМУ ЕДЕТ ЭКСПЕДИЦИЯ

В ближайшие дни в Колымский край отправится научная экспедиция, организованная наркомпутем и возглавляемая инженером И. Ф. Молодых. В глухом краю сотрудники экспедиции (их 24) пробудут два года и детально изучат течение Колымы и ее притоков.
Экспедиция едет сейчас во Владивосток, оттуда на пароходе в порт Олу на Охотском море и дальше. Беседа с т. Молодых — в завтрашнем номере газеты.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение ББК-10 » 13 Март 2015 18:47

Власть труда 1928 № 113 (2518), 17 мая.

 Власть труда 1928 № 113(2518) (17 мая) Эксп. МОЛОДЫХ на Колыму.jpg
НА ДВА ГОДА В ДАЛЕКИЙ КРАЙ

НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОЛЫМЫ

Как ми уже сообщали, из Иркутска отправляется на-днях научная экспедиция по изучению Колымского края. Начальник экспедиции -научный сотрудник местного биолого-географического института И. Ф. Молодых сообщает:
— В глухом краю сотрудники экспедиции пробудут 2 года и деталью изучат течение р. Колымы и ее притоков. Главная наша задача — определить, возможно ли использовать эту мощную реку для судоходства и сплавных операций. Для этого в четырех местах на реке экспедиция установит водомерные посты.
Один из сотрудников выехал зимой из Киренска в Средне-Колымск, чтобы подготовить транспорт и все необходимое для производства работ. Мы же едем по железной дороге во Владивосток, а оттуда на пароходе в порт Олу на Охотском море и дальше. С собой везем два катера и радио-станцию.
На содержание экспедиции потребуется 120-30 тыс. рублей.
Что же заставляет наше государство затрачивать такие солидные средства на исследование глухого отдаленного района?
Снабжение побережья Северного Ледовитого океана и тундры до сих пор остается из рук вон плохим.
Трудно проходимый Верхоянско-Колымский горный хребет — вот причина такого положения.
Двенадцатитысячное население Колымского района (якуты, тунгусы, чукчи и орочены) разбросано на огромном пространстве и остается без муки, мануфактуры, охотничьих и рыболовных припасов. Пуд груза, доставленный зимним путем на собаках по реке Лене до Средне-Колымска, обходится в 12-15 рублей. Нисколько не дешевле и доставка северным морским путем.
Безусловно, в будущем этот район, богатый путаным зверем, рыбой, золотом и серебро-свинцовыми рудами, сыграет большую роль.
Американцы и японцы уже давно интересуются Колымским районом в нашим побережьем Ледовитого океана. На легких шхунах они ежегодно посещают побережье, хищнически истребляют моржей и за бесценок скупают у местных жителей драгоценные песцовые и беличьи шкурки. А когда в ближайшие годы на Колыме разовьется пароходство, "гостям" нечего уже будет здесь делать, так как Госторг сумеет взять это дело в свои руки.
К сентябрю 1930 года мы надеемся выполнить задание и благополучно возвратиться морским путем во Владивосток.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение ББК-10 » 14 Июнь 2016 20:38

Власть труда, 1930, № 187 (3199) , 19 августа.

 =Власть труда 1930 № 187(3199) (19 авг.) Участники зимовки Ставрополя прибыли в Иркутск.jpg
УЧАСТНИКИ ЗАПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПРИБЫЛИ В ИРКУТСК

17 августа веч., в Иркутск прибыли участники заполярной колымской экспедиции Наркомпути - т. т. Зедзенидзе, Баранов, Крикунов и Матов, проведшие зимовку в севоро-полярном море на пароходе "Ставрополь». Указанные т.т. провели за полярным кругом больше 2-х лет.
В тот же день прибыли летчик Галышев, бортмеханик Эренпрейс, совершающие воздушные рейсы между мысом «Северный» и бухтой "Лаврентия" по вывозу пассажиров с парохода и участвовавших в поисках американских летчиков.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1928-1929: Колымская экспедиция НКПС (Партия Молодых И.Ф.)

Сообщение ББК-10 » 21 Август 2019 22:21

Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.15

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1.-Л., 1932, с.15 Зонов описание р. Омолон.jpg
Зонов, Б. В. Описание бассейна реки Омолона. — Матер. партии по иссл. р. Колымы, Иркутск, Упр. по иссл. рек в Сибири, вып. 4, 1931, (162), 27 фотог., 4 табл., 1 карта.

Книга Б. В. 3онова является четвертым выпуском трудов экспедиции И. Ф. Молодых, изучавшей реки и дорожные проблемы бассейна р. Колымы в 1928 и 1929 гг. Книга содержит краткие физико-географические сведения об исследованной области (гидрографическое описание, гидрология и гидрометрия, растительность, животный мир и население), описание маршрутов и довольно подробный обзор путей сообщения и снабжения края. К книге приложены: „Ведомость приближенных высот", „Ведомость метеорологических наблюдений", профили маршрутов Колыма — Чижига и Чижига — Омолой и профиль последней реки, также графики колебаний горизонтов воды и температуры воды и воздуха, схема распределения скорости течения и карта бассейна р. Омолона в масштабе 1:200 000. Книга является первым описанием этого района и представляет большой интерес для всех, интересующихся северо-востоком Сибири. Неудовлетворительно описание геологии и орографии (занимающее' всего одну страницу). Следует также пожалеть, что список высот заключает только номера мест наблюдения, положение же их нигде не указано. В томе II Трудов экспедиции (еще не вышедшем) эти точки будут обозначены на картах, но необходимо знать и их точное описание.
Приложенная к книге одноцветная карта бассейна р. Омолона заключает интересный и новый картографический материал, особенно в отношении названий рек по Омолону ниже Крестика и по правым притокам.
С. О.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения