1934: Гидрографическая экспедиция Сибирского ГУ

ВСП 1934 № 156 (9 июля)
Тов. ВОРОБЬЕВ — начальник экспедиции Сибирского гидрографического управления
Сейчас по всему побережью Советского севера от Архангельска до Уэллена—раскинулись полярные станции и экспедиции Главсевморпути.
Большая роль в исследовании и освоении Северного морского пути принадлежит СИБИРСКОМУ ГИДРОГРАФИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ.
Во главе этого управления стоит тов. ИГОЛКИН, руководивший в 1933 году Пясинской экспедицией, работавший по исследованию и освоению водных путей Таймырского округа. Это управление в 1934 году развертывает работы почти по всему Карскому морю: от Ямальского полуострова до мыса Челюскина, на многочисленных островах прибережья, в Обь-Енисейском, Пясинском и Гыдаямском заливах.
В 1934 году Сибирское гидрографическое управление посылает в Арктику пять гидрографических отрядов (Карский, Таймырский, Пясино-Хатангский, Енисейский и Обский) в составе 9 судов и 30 специальных партий.
ТАЙМЫРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа ВОРОБЬЕВА и его помощника ЛЮТОСТАНСКОГО исследует и оборудует самый тяжелый участок морских путей: вдоль Таймырского побережья и островов к мысу Челюскина и к Северной земле. Здесь на пустынных, каменистых островах БРЮЗЕВИЦ НОРДЕНШЕЛЬДА, ГЕЙБЕРГА, ФИРКЛЕЯ и других, около которых всегда держатся большие льды, отряд построит четыре больших и несколько малых навигационных маяков с установкой на них автоматических огней. Гидрографические суда будут производить морской промер, имеющий целью обследование двух направлений — первое — вдоль материкового побережья Таймыра, где часто наблюдалась «береговая полынья» свободная ото льдов, второе — по внешней стороне многочисленных прибрежных архипелагов и островов.
Шесть топографических и две астрономических партии произведут топографическую съемку 750 километров побережья и определят местоположение 12 важнейших для мореплавания пунктов. Будут вестись наблюдения по изучению гидрологии моря, состояния и движения льдов, а также течений. Одна магнитная партия и три гидрологических поста произведут наблюдения над приливами — отливами, метеорологическими и магнитными явлениями. Два самолета обеспечат ледовую разведку.
КАРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа КРАВКОВА в составе двух судов и моторной шхуны будет работать от о. Диксон на север по направлению к вновь открытым островам «Известий ЦИК»и на восток — к устью реки Пясины, шхерам Минина, вплоть до островов Скотт-Гансена.
Кроме того, в задачу карского отряда входит проводка транспортных судов, идущих из Енисея в реку Пясину и подробное обследование района о. Диксона, — крупнейшей полярной станции, где намечается строительство порта, угольной базы и мощного радиоцентра. Этот отряд построит 5 крупных навигационных знаков. Две астрономических партии определят 8 астрономических пунктов; четыре топографических партии произведут 870 клм. топографической съемки.
ЕНИСЕЙСКИЙ ОТРЯД в составе трех судов, под руководством опытного гидрографа ШАБУНИНА имеет большой район деятельности —- от полярного порта ИГАРКИ, на север до о. Диксона и на запад — до островов ВИЛЬКИЦКОГО, ШОКАЛЬСКОГО. Этот район в основном исследован уже в предыдущие годы. Десяток пароходов каждую навигацию приходят в Игарку за экспортным лесом и привозят оборудование и машины для растущей индустрии Сибирского севера и Восточносибирского края. Здесь будут проводиться работы главным об разом по техническому оборудованию морского пути: постройка 21 навигационного знака, установка маячных огней, выставление плавучего ограждения — освещаемых буев и вех. Личный состав морской лоцманской службы обеспечит проводку морских судов вверх по р. Енисею на 700 клм. — от устья до Игарки. На р. Енисее закончится подробное обследование наиболее трудных участков судоходного фарватера, ведущего к Игарскому порту; в Гыдаямском заливе будет заснято топографической съемкой свыше 500 клм. побережья.
ОБСКИЙ ОТРЯД, вышедший еще 16 июня из г. Омска, в составе двух судов под командой КОСТЕРКИНА, произведет работу на севере Обской губы, у острова Белого и в Тазовской губе. Этот отряд, кроме постройки навигационных знаков установит ограждение для подхода морских судов к Новому Порту. Суда отряда доставят техническое оборудование и новый штат на остров Белый, на котором в прошлом году при исключительных трудностях была построена полярная радиостанция.
Наконец, ПЯСНИНСКО-ХАТАНГСКИЙ ОТРЯД — под руководством гидрографа ПЕТРАНДИ направляется на материковую часть Таймырского полуострова для исследования Южно-Таймырского водного пути. До настоящего времени связь с Хатангским, Волосянским, Авамским и другими районами Таймырского округа затруднена дальностью расстояния и бездорожья. Олений транспорт может работать здесь только зимой и то с трудом. Поэтому исследование водного пути, ведущего из реки Енисея морем в реку Пясину и дальше по рекам Аваму, Тагенару, Волочанке, Хете и Хатанге — поперек Таймырского полуострова — имеет исключительно важное значение для освоения этого богатейшего края. Отряд пройдет весь полуостров до берегов моря Лаптевых. В работе отряда примут большое участие самолеты.
Такова в кратких чертах обширная программа освоения западной части Северного морского пути, намеченная на 1934 год. Главнейшая работа гидрографической экспедиции, как видим, будет вестись по Северному побережью Восточносибирского края.
ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Тов. ВОРОБЬЕВ — начальник экспедиции Сибирского гидрографического управления
Сейчас по всему побережью Советского севера от Архангельска до Уэллена—раскинулись полярные станции и экспедиции Главсевморпути.
Большая роль в исследовании и освоении Северного морского пути принадлежит СИБИРСКОМУ ГИДРОГРАФИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ.
Во главе этого управления стоит тов. ИГОЛКИН, руководивший в 1933 году Пясинской экспедицией, работавший по исследованию и освоению водных путей Таймырского округа. Это управление в 1934 году развертывает работы почти по всему Карскому морю: от Ямальского полуострова до мыса Челюскина, на многочисленных островах прибережья, в Обь-Енисейском, Пясинском и Гыдаямском заливах.
В 1934 году Сибирское гидрографическое управление посылает в Арктику пять гидрографических отрядов (Карский, Таймырский, Пясино-Хатангский, Енисейский и Обский) в составе 9 судов и 30 специальных партий.
ТАЙМЫРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа ВОРОБЬЕВА и его помощника ЛЮТОСТАНСКОГО исследует и оборудует самый тяжелый участок морских путей: вдоль Таймырского побережья и островов к мысу Челюскина и к Северной земле. Здесь на пустынных, каменистых островах БРЮЗЕВИЦ НОРДЕНШЕЛЬДА, ГЕЙБЕРГА, ФИРКЛЕЯ и других, около которых всегда держатся большие льды, отряд построит четыре больших и несколько малых навигационных маяков с установкой на них автоматических огней. Гидрографические суда будут производить морской промер, имеющий целью обследование двух направлений — первое — вдоль материкового побережья Таймыра, где часто наблюдалась «береговая полынья» свободная ото льдов, второе — по внешней стороне многочисленных прибрежных архипелагов и островов.
Шесть топографических и две астрономических партии произведут топографическую съемку 750 километров побережья и определят местоположение 12 важнейших для мореплавания пунктов. Будут вестись наблюдения по изучению гидрологии моря, состояния и движения льдов, а также течений. Одна магнитная партия и три гидрологических поста произведут наблюдения над приливами — отливами, метеорологическими и магнитными явлениями. Два самолета обеспечат ледовую разведку.
КАРСКИЙ ОТРЯД под руководством гидрографа КРАВКОВА в составе двух судов и моторной шхуны будет работать от о. Диксон на север по направлению к вновь открытым островам «Известий ЦИК»и на восток — к устью реки Пясины, шхерам Минина, вплоть до островов Скотт-Гансена.
Кроме того, в задачу карского отряда входит проводка транспортных судов, идущих из Енисея в реку Пясину и подробное обследование района о. Диксона, — крупнейшей полярной станции, где намечается строительство порта, угольной базы и мощного радиоцентра. Этот отряд построит 5 крупных навигационных знаков. Две астрономических партии определят 8 астрономических пунктов; четыре топографических партии произведут 870 клм. топографической съемки.
ЕНИСЕЙСКИЙ ОТРЯД в составе трех судов, под руководством опытного гидрографа ШАБУНИНА имеет большой район деятельности —- от полярного порта ИГАРКИ, на север до о. Диксона и на запад — до островов ВИЛЬКИЦКОГО, ШОКАЛЬСКОГО. Этот район в основном исследован уже в предыдущие годы. Десяток пароходов каждую навигацию приходят в Игарку за экспортным лесом и привозят оборудование и машины для растущей индустрии Сибирского севера и Восточносибирского края. Здесь будут проводиться работы главным об разом по техническому оборудованию морского пути: постройка 21 навигационного знака, установка маячных огней, выставление плавучего ограждения — освещаемых буев и вех. Личный состав морской лоцманской службы обеспечит проводку морских судов вверх по р. Енисею на 700 клм. — от устья до Игарки. На р. Енисее закончится подробное обследование наиболее трудных участков судоходного фарватера, ведущего к Игарскому порту; в Гыдаямском заливе будет заснято топографической съемкой свыше 500 клм. побережья.
ОБСКИЙ ОТРЯД, вышедший еще 16 июня из г. Омска, в составе двух судов под командой КОСТЕРКИНА, произведет работу на севере Обской губы, у острова Белого и в Тазовской губе. Этот отряд, кроме постройки навигационных знаков установит ограждение для подхода морских судов к Новому Порту. Суда отряда доставят техническое оборудование и новый штат на остров Белый, на котором в прошлом году при исключительных трудностях была построена полярная радиостанция.
Наконец, ПЯСНИНСКО-ХАТАНГСКИЙ ОТРЯД — под руководством гидрографа ПЕТРАНДИ направляется на материковую часть Таймырского полуострова для исследования Южно-Таймырского водного пути. До настоящего времени связь с Хатангским, Волосянским, Авамским и другими районами Таймырского округа затруднена дальностью расстояния и бездорожья. Олений транспорт может работать здесь только зимой и то с трудом. Поэтому исследование водного пути, ведущего из реки Енисея морем в реку Пясину и дальше по рекам Аваму, Тагенару, Волочанке, Хете и Хатанге — поперек Таймырского полуострова — имеет исключительно важное значение для освоения этого богатейшего края. Отряд пройдет весь полуостров до берегов моря Лаптевых. В работе отряда примут большое участие самолеты.
Такова в кратких чертах обширная программа освоения западной части Северного морского пути, намеченная на 1934 год. Главнейшая работа гидрографической экспедиции, как видим, будет вестись по Северному побережью Восточносибирского края.