Известия, 1936, №233 (6090), 6 октябряНА ДЕРЕВЯННЫХ БОТАХ ПО ВЕЛИКОМУ СЕВЕРНОМУ ПУТИ
БЕСЕДА ПО РАДИОТЕЛЕФОНУ МОСКВА — ПЕТРОПАВЛОВСК-НА-КАМЧАТКЕ С КАПИТАНОМ Г. И. ФОНАРЕВЫМ
Два новых зверобойных бота «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин» были построены судостроительной верфью Рыбсудостроя в Мурманске. Суда эти — результат первого опыта постройки деревянных промысловых судов, предназначенных для работы в ледовых условиях.
Советские боты строились по типу норвежских. ботов «Нажим» и «Темп», которые были приобретены в Норвегии в 1932 году. Они тех же размеров и тоннажа, на них одинаковой мощности двигатели — моторы «Болиндер» в 200 сил. Оба бота имеют в длину по 31 метру и поднимают по 135 тонн полезного груза.
Минувшим летом нарком пищевой промышленности тов. Микоян отдал приказ о переброске первых советских ботов из Мурманска на Дальний Восток. До сих пор такие переходы совершались ботами кружным путем, через Индийский океан. Однако советские капитаны тт. Фонарев («Капитан Поспелов») и Пудовкин («Капитан Воронин»), выполняя приказ наркома, предприняли сложнейший переход из Мурманска на Камчатку Северным морским путем. По этому курсу в 1932 году первым прошел, освоив трудный ледовый путь в одну навигацию, ледокол «Сибиряков».
Впервые в истории мореплавания две деревянные шхуны совершили героический переход из Мурманска на Камчатку в течение двух с лишним месяцев.
Оба капитана героического перехода — орденоносец Г. И. Фонарев и капитан Пудовкин — рапортовали тов. Микояну о том, что его задание выполнено, переход завершен и команды обоих судов готовы немедленно начать промысел морского зверя.
★
Вчера ночью по просьбе редакции «Известий» начальник Радиоуправления Наркомсвязи СССР т. В. Б. Шостакович организовал прямую радиотелефонную связь Москва — Петропавловск-на-Камчатке. К телефону в Петропавловске был вызван капитан зверобойного бота «Капитан Поспелов» Г. И. Фонарев. Поздравив от имени редакции тов. Фонарева и героическую команду его шхуны с блестящим завершением сквозного рейса, сотрудник «Известий» попросил его рассказать о том, как был совершен переход Мурманск — Петропавловск.
Ниже мы приводим рассказ капитана Фонарева об этом замечательном переходе:
— Оба наших бота покинули 25 июля Мурманский порт и вместе с караваном Главного управления Северного морского пути вышли в трудный рейс. 1 августа мы достигли острова Диксон, где встретили ледовую стену, в течение 10 дней не дававшую нам возможности продвигаться вперед. Лишь 11 августа боты и караван выбрались из ледового плена, но спустя три дня мы снова попали в тяжелый, достигавший десяти баллов, лед.
Тщетны были наши усилия вырваться изо льдов. 14 августа я отдал приказ остановить машины на обоих судах.
Но из единоборства со льдами обе шхуны вышли без всяких повреждений.
К 17 августа условия плавания улучшились, и нашим ботам с большими усилиями удалось подойти к острову Скотт-Ганзен. В дальнейшем льды снова преградили путь, и оба судна до 27 августа простояли в 10-балльном льду.
Затем последовал 6-дневный дрейф. В первых числах сентября северный ветер взломал льды и отнес оба судна от берега. По чистой воде боты двинулись на восток. 5 сентября, направляясь вдоль берега и преодолевая туманы, суда прошли мимо мыса Челюскин. Здесь нас опять встретил сплоченный, трудно проходимый лед. 11 сентября обе шхуны вышли на чистую воду. Вновь начали работать машины, и суда благополучно прошли Нордвик.
Из бухты Нордвик суда добрались до устья Лены. 17 сентября мы прошли дельту реки Колымы и после 4-суточного пути по чистой воде снова встретили льды.
19 сентября суда благополучно прошли остров Шалаурова, а 22 сентября достигли мыса Дежнева, откуда прямым путем прошли к Петропавловску. Около Берингова пролива во время сильного шторма на «Капитане Поспелове» порвало паруса.
— Все время мы поддерживали связь с «Ермаком» и «Красиным», — говорит в заключение т. Фонарев. — В проливе де-Лонга мы встретили ледокол «Красин», который вел караван судов.
Наши боты прошли Великий Северный морской путь, не получив никаких повреждений. И «Капитан Воронин», и «Капитан Поспелов» — в полной исправности.. Сейчас мы готовимся к дальнейшему переходу во Владивосток, где предполагаем быть 15 октября.
В заключение сообщаю последние петропавловские новости. Вчера здесь был шторм. Сегодня тихо, тепло, сияет солнце.
★
Когда мы заканчивали наш разговор с т. Фонаревым, в Москве было 0 часов 15 минут. В это время в Петропавловске было 8 часов 15 минут утра.
★
Организация радио-телефонного разговора на расстоянии около 9. 000 км — почти одна четверть земного экватора! — является несомненным достижением Радиоуправления Наркомсвязи СССР. Радиоработникам, организовавшим эту связь, пришлось преодолеть огромные трудности. Разговор велся по радио с Хабаровском, радиостанция которого ретранслировала разговор в Петропавловск-на-Камчатке. В этой работе участвовал ряд звеньев: Москва передатчик — Хабаровск приемник — Хабаровск передатчик — Петропавловск приемник и Петропавловск передатчик — Хабаровск приемник — Хабаровск передатчик — Москва приемник.
С радиостанции в Москве разговор транслировался по проводам в радиоаппаратную Наркомсвязи, а отсюда по городской телефонной сети непосредственно в редакцию «Известий», где беседа велась по обыкновенному городскому телефону.
Вся сложнейшая аппаратура, с помощью которой был осуществлен радио-телефонный разговор Москва — Петропавловск-на-Камчатке, изготовлена на советских заводах.
Необходимо, кроме того, отметить, что просьба редакции организовать этот разговор была осуществлена необычайно быстро. Несмотря на плохие атмосферные условия, радиоработники сумели обеспечить достаточную слышимость.
Редакция «Известий» выражает благодарность т. Шостаковичу и радиоработникам — тт. Прусакову, Хаматьяно, Хапалову (Москва), Булкину, Кутузову, Левину (Хабаровск), Гурому, Федорову и Нечаеву (Петропавловск-на-Камчатке), обеспечившим возможность радио-телефонного разговора.