1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 10 Февраль 2011 14:14

В "Советской Арктике" №8, 1936 г. есть статья Самойловича о планах 2-й высокоширотной экспедиции на "Садко"
Пока она у нас в отдельную ветку не выделена, помещаю статью здесь.

 SAM-1.jpg
 SAM-2.jpg
 SAM-3.jpg
 SAM-4.jpg
 SAM-5.jpg


Высокоширотная экспедиция 1936 года
Р. Л. Самойлович

I


Центральный участок Севморпути, расположенный в районе Новосибирских островов, является наиболее трудным в навигационном отношении, и в то же время он наименее исследован. Трудность плавания в этих водах объясняется полным незнанием общей навигационной обстановки, проходимости проливов Лаптева и Санникова, отсутствием сведений о ледовом режиме и характере льдов в море Лаптевых и Восточносибирском, и особенно в части океана, расположенной к северу от Новосибирских островов.

Между тем именно район к северу от Новосибирских островов представляет особый интерес, как вариант пути, соединяющий запад с востоком (в случае тяжелых ледовых условий в проливе Лаптева и невозможности прохождения глубоко сидящих судов через проливы Санникова и Этирикан). Работы высокоширотной экспедиции на л/к "Садко" в 1936 году должны проходить, главным образом, в этом трудно доступном северном районе.

Чем будет заниматься экспедиция?

Работами экспедиции "Садко" в 1935 году под начальством Г. А. Ушакова окончательно установлено, что атлантические воды проникают с запада в полярный бассейн, следуя вдоль континентальной ступени, и проходят на восток от меридиана мыса Молотова.

Это указывает на существование атлантических струй в пределах вод, подлежащих исследованиям экспедицией 1936 года. Судя по распределению водных масс в Карском море, можно ожидать более интенсивного проникновения их в море Лаптевых и Восточносибирское по глубоким жолобам, простирающимся на юг из центральной впадины полярного бассейна. Проблема эта в особенности важна в связи с существованием гипотезы о подъеме атлантических вод по склону шельфа и о выходе их на поверхность, что, конечно, должно оказывать решающее влияние на распределение льдов. Кроме того, с проблемой Гольфштрема тесно связана задача ледовых прогнозов для западного сектора.

До сих пор для восточного сектора не ясен вопрос о связи ледового режима с интенсивностью притока атлантических вод в полярный бас­сейн. Возможно, что разрешение этой проблемы осветит и причины существования так называемой Сибирской полыньи.

Вопрос о проникновении атлантических вод в этот район имеет научный интерес и с точки зрения влияния их на фауну морского дна, и приноса с запада чуждой полярным водам планктонной фауны. Последнее оказывает влияние не только на фауну данного района, но позволит разрешить и общую проблему проникновения атлантической фауны в Тихоокеанскую область, что, в свою очередь, важно для решения вопросов миграции морского зверя.

Не меньший интерес представляет собою вопрос о вековых пульсациях Гольфштрема. В связи с этим экспедицией будут проведены специальные бентоническне и грунтовые работы, которые в то же время дадут навигационную характеристику грунтов. Одним из факторов, определяющих проникновение Гольфштрема в полярную область, является граница и характер материковой отмели. Всестороннее изучение этого ската шельфа и будет служить одним из разделов работ экспедиции. Не меньший интерес представляет эта граница и в геологическом отношении, поскольку северный край шельфа является фактическим берегом Азиатского континента.

В навигационном отношении весьма существенно изучение рельефа морского дна, в связи с наличием небольших глубин, крайне затрудняющих здесь мореплавание. От рельефа дна в значительной мере зависит и распределение течений, как придонных, идущих со стороны полярного бассейна по депрессиям, так и поверхностных, влиянием которых объясняются распределение и дрейф льда.

Не менее существенный вопрос — распространение теплых речных вод в северной части моря Лаптевых и Восточносибирском. Изучению их влияния на ледовый режим и на условия навигации в высоких широтах этой части Арктики будет обращено особое внимание.

Действительное распределение суши и моря исследуемой области до сих пор неизвестно. Возможно, что на север от острова Котельного располагаются какие-либо земли. Вопрос этот может быть разрешен экспедицией. С другой стороны, геологическое строение архипелага Де-Лонга указывает на вероятность нахождения в этом море и других малых островов типа острова Жохова и острова Вилькицкого, случайно открытых экспедицией на л/к "Таймыр" и "Вайгач".

Но и известные острова, в частности Жаннета и Генриета, нанесены на карту (экспедицией Де-Лонга) на основании неточных данных. В связи с этим большое значение приобретают гидрографические работы, как попутные (фониметрические промеры, определения навигационные и астрономические и т. д.), так и на островах.

В тесной связи с проблемами распределения суши и моря, а также проблемой шельфа, стоит вопрос о тектонической структуре пространства, расположенного к северу от Новосибирских островов. Тектоника этой части Арктики имеет большое принципиальное значение. От изучения ее зависит и понимание строения более южных районов, в частности Верхоянья и прилегающей к нему складчатой области.

Если подтвердится существование плиты островов Де-Лонга, то неминуемо возникнет вопрос об отношении ее к Лавренции, что явится самостоятельной геологической проблемой.

Необходимо также изучить возраст гранитов Новосибирских островов и связь их с мезозойским интрузивным циклом Верхоянья, четвертичное оледенение и историю моря Лаптевых и Восточносибирского моря.

Среди географических проблем на первом месте — земной магнетизм, как непосредственно связанный с навигацией (морской и воздушной) и как имеющий интерес с точки зрения геомагнитной съемки, поскольку исследованный район является краевой частью обширной Восточносибирской аномалии. К северу от этого района можно ожидать перехода от аномальной области к нормальному распределению магнитных элементов.

Очень важно произвести гравитационные определения в этом районе, где никогда подобной работы не производилось. Гравитационные измерения пополнят скудный для Арктики материал по силе тяжести. Это необходимо для разрешения вопросов высшей геодезии о точной форме земного эллипсоида, а также об отклонении истинной формы земли (гесида) от эллипсоида в арктической области. Для разрешения ряда геотектонических вопросов, например, о степени и форме изостатической компенсации в глубоководной части полярного бассейна, о тектонической структуре, необходимо выявить гравитационные аномалии. Работы эти являются выполнением общей программы гравитационной съемки СССР, утвержденной правительством.

К числу геофизических работ экспедиции относятся работы по атмосферному электричеству. Исследования эти имеют значение в связи с вопросом о туманах, конденсирующихся, как известно, вокруг частиц, распыленных в воздухе. Необходимо определить незаряженные и заряженные частицы в воздухе, свободные заряды и проводимость воздуха.

Вопросы навигации в арктических областях требуют разрешения проблемы пеленгования на коротких волнах. Такое пеленгование может происходить по удаленным станциям, находящимся вне арктической области, в которой радиоточки расположены слишком редко.

Актинометрические работы коснутся определения количества прямой и рассеянной радиации.

Целый ряд вопросов навигационного характера связан с метеорологическими факторами и климатическими особенностями исследуемой области, неизвестными нам вовсе. В течение короткого навигационного сезона невозможно собрать исчерпывающий материал по соответствующим дисциплинам. Поэтому необходимо производство аэрометеорологических наблюдений в продолжение всей навигации и продолжение этих наблюдений на одном из островов Новосибирского архипелага, где предполагается постройка полярной станции.

В 1936 году необходимо поставить комплексное испытание корабля: исследование поведения во льдах корпуса и теплотехнические испытания. Будут применены взрывные работы с учетом механических и химических свойств льда. Такой комплекс исследований пополнит данные для проектирования ледокольных кораблей.

Все научно-исследовательские работы должны носить комплексный характер. Для их осуществления необходимо иметь судно, оборудованное лабораториями, аппаратурой, механизмами и инструментарием. Учитывая опыт предыдущих плаваний, следует полагать, что таким кораблем может быть л/к "Садко".

Для ледовой разведки и уточнения распределения суши и моря к нему будет придан самолет с достаточным радиусом действия, снабженный радиоустановкой и совершенным навигационным оборудованием.

II


Отправление экспедиции назначается из Архангельска в момент прибытия "Ермака" на остров Диксона (15—20 июля 1936 года). Выход в море Лаптевых, пролив Вилькицкого предполагается вслед за "Ермаком".

На мысе Челюскина — бункеровка донецким углем в количестве, необходимом для 35-дневного экономического хода. Учитывая короткий рабочий период (не более 20 дней), заход для бункеровки в бухту Тикси невозможен.

По выходе из пролива Вилькицкого (середина августа) ледокол направляется к северной оконечности острова Котельного с гидрологическими разрезами. Станции располагаются в 45 милях одна от другой.

От северной оконечности Котельного экспедиция направляется на «орд-ост до пакового льда, обследует район предполагаемой Земли Санникова. В случае возможности будет использована на этом маршруте авиаразведка.

Крайняя северная точка маршрута определяется положением пакового льда или северной границей шельфа. На пути от Котельного производятся четыре гидрологических станции, из которых одна в самой северной точке. Отсюда ледокол поворачивает на юго-восток, направляясь к островам Де-Лонга для постройки станции. В случае открытия более северных островов, пригодных для указанной цели, станция будет построена на одном из них.

После постройки станции на острове Де-Лонга ледокол выходит с гидрологическим разрезом на норд-ост по направлению к району недоступности, пересечет атлантические воды и определит северную границу континентальной платформы. На этом маршруте гидрологические станции запроектированы через 30 миль.

После достижения границы пакового льда ледокол направляется прямо на запад, примерно до 136 меридиана, по которому поднимается на север. На крайней северной точке этого маршрута делает поворот на запад и по 126 меридиану спускается снова на юг до широты пролива Вилькицкого. Отсюда ледокол доходит до глубин континентальной платформы и снова поворачивает на север до границы пакового льда.

Затем ледокол направляется к мысу Молотова (18—20 сентября) со станциями через 45 миль, для обратного возвращения в Архангельск (в начале октября).

В случае невозможности прохождения на запад (выяснится до подхода ледокола к мысу Молотова) может оказаться необходимым итти на восток, в Берингов пролив. На этот случай необходимо иметь запас угля в бухте Провидения или бункероваться при помощи ледокола "Красин".

При возвращении восточным вариантом ледокол из крайней восточной точки указанного выше маршрута спускается к югу, ведя научные работы до 74° северной широты, затем поворачивает на юго-восток к острову Врангеля.

На этом пути он пересекает место Земли Андреева, предполагавшееся где-то между Новосибирскими островами, устьем реки Колымы и островом Врангеля.

Конечный пункт этого маршрута — остров Врангеля, откуда ледокол идет снова на северо-восток, делая попытку пробраться в область больших глубин. На этом пути ледокол пересекает струю атлантических вод и обследует Сибирскую полынью Чукотского моря. Затем от 76° северной широты идет к мысу Барроу, оттуда к мысу Лисбурн и проводит стандартный разрез к острову Врангеля.

От острова Врангеля маршрут — прямо на юг, до побережья, затем на восток до американского берега, откуда к мысу Дежнев (25 сентября). На всем пути до Берингова пролива (включительно) производятся гидрологические и океанографические работы.

Само собою разумеется, что намеченные маршруты как западного, так и восточного вариантов могут быть коренным образом изменены в зависимости от ледовой обстановки, которая в 1936 году ожидается малоблагоприятной.

Комплексность работ экспедиции требует привлечения специалистов по отдельным дисциплинам: астрономии, магнетизму, гравитации, аэрологии, геологии, гидробиологии, гидрографии, гидрологии, гидрохимии, кораблестроению, метеорологии, по подрывному делу, радиоволнам, физике и электронавигации.

Научный состав экспедиции представляет собой категорию высококвалифицированных исследователей Советской Арктики. Заместитель начальника по научной части — проф. В. Ю. Визе, дважды орденоносец. Заместитель начальника по административно-хозяйственной части — И. А. Жердев, участник двух зимовок: на Земле Франца-Иосифа и полярной станции Уэлен.

В качестве гидрохимика приглашен А. Ф. Лактионов, орденоносец; лаборантом М. А. Долженкова; гидрологами Л. Л. Балакшин и И. В. Максимов; геологом М. М. Ермолаев, орденоносец; гидробиологом Г. Г. Горбунов; планктонологом проф. П. И. Усачев.

В качестве физика приглашен Л. С. Боришанский; астрономом проф. И. Д. Жонголович; гидрографом Я. Я. Гаккель, орденоносец; корабельными инженерами М. К. Тарсис и А. П. Апокин, орденоносец; метеорологом И. Л. Русинова, орденоносец; радиоинженером В. В. Иванюк, орденоносец; практикантами — Шуйский, Елтышева и В. Саймолович; механиком по научным приборам — Цельм.

В экспедиции участвуют писатель С. А. Семенов, орденоносец, и доктор Гагарин.

Команда корабля будет состоять из 45 человек, куда войдут также два водолаза.

Все участники экспедиции полны желания положить все свои силы на осуществление задач, поставленных перед высокоширотной экспедицией "Садко" в 1936 году.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Июнь 2013 08:37

Ссылки на смежные темы, книги и публикации:

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Июнь 2013 08:49

ВСП 1936 № 086 (14 апреля)

 ВСП 1936 № 086 (14 апреля).jpg
НОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ АРКТИКИ.

МОСКВА, 12 (ТАСС). Директор Всесоюзного арктического института профессор Р. Л Самойлович назначен вчера начальником высоко-широтной арктической экспедиции 1936 года, организуемой главным управлением Северного морского пути.
Товарищ Самойлович сообщил корреспонденту «Правды» следующее:
Экспедиция 1936 года пойдет на ледоколе «Садко». Она продолжит начатые в прошлом году работы по исследованию высоких широт. Как известно, «Садко» летом 1935 года плавал в западном секторе Арктики. Нам же предстоит обследовать большой район в восточном секторе — к северу от Новосибирских островов.
Ни одна экспедиция здесь еще не плавала, если не считать знаменитого дрейфа Нансена на «Фраме». На «Садко» пойдут испытанные работники советского севера — участники арктических плаваний и полярных зимовок. Вместе с ними в плавание отправится небольшая группа полярников, которые будут оставлены на многолетнюю зимовку на одном из северных, никем не посещавшихся островков, Новосибирского архипелага.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 22 Ноябрь 2014 22:11

Самойлович Р.Л. Высокоширотгая экспедиция Главсевморути в 1936 году (Бюллетень Арктического института, №6. 1936. Л., изд-во Главсевморпути. с. 249-251)
 img173.jpg
 img174.jpg
 img175.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 27 Январь 2015 23:24

Советская Сибирь, 1936, № 150 (1936-06-30)

 Советская Сибирь, 1936, № 150 (1936-06-30) Экспедиция САДКО. Самойлович.jpg
ПЛОВУЧИЙ ИНСТИТУТ

Ледокол «Садко», на котором в июле выйдет вторая высокоширотная экспедиция, будет настоящим пловучим научно-исследовательским институтом. На «Садко» оборудуется ряд лабораторий: гидрохимическая, геохимическая и другие. Мастерские Арктического института усиленно готовят научные приборы, среди них — электротермометр, показывающий во время хода судна температуру воды, усовершенствованные батометры (водочерпатели), при помощи которых берут воду для анализа.
В качестве практиканта на «Садко» будет работать 16-летний сын известного полярного исследователя проф. Самойловича — Владимир, участвовавший три года назад в экспедиции на Новую Землю.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 01 Февраль 2015 22:09

Полярная правда, 28 января 1936 г., №22(2797):
 1936-01-20.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 10 Март 2015 16:34

Полярная правда, 14 апреля 1936 г., №86(2851):
 1936-04-01-10.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 22 Март 2015 14:01

Полярная правда, 9 июля 1936 г., №157(2922):

 1936-07-11.jpg
 1936-07-12.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 22 Март 2015 23:05

Полярная правда 26 июля 1936 г., №171(2936):
 1936-07-94.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 28 Март 2015 19:48

Полярная правда 6 августа 1936 г., №181(2946):
 1936-08-16.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 28 Март 2015 21:15

Полярная правда 10 августа 1936 г., №184(2949)
1936-08-43.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 29 Март 2015 20:56

Полярная правда 12 сентября 1936 г. № 213(2978):
1936-09-11.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 30 Март 2015 15:36

Самойловича переименовали :)

Полярная правда 28 сентября 1936 г. № 226(2991):
 1936-09-01-28.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 30 Март 2015 15:51

Полярная правда 30 сентября 1936 г. № 228(2993):
 1936-09-01-31.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 01 Апрель 2015 13:10

SVF пишет:Самойловича переименовали :)

А теперь еще и отчество переделали:
Полярная правда 2 октября 1936 г., №229(2994):
 1936-10-01-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения