1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 10 Февраль 2011 14:14

В "Советской Арктике" №8, 1936 г. есть статья Самойловича о планах 2-й высокоширотной экспедиции на "Садко"
Пока она у нас в отдельную ветку не выделена, помещаю статью здесь.

 SAM-1.jpg
 SAM-2.jpg
 SAM-3.jpg
 SAM-4.jpg
 SAM-5.jpg


Высокоширотная экспедиция 1936 года
Р. Л. Самойлович

I


Центральный участок Севморпути, расположенный в районе Новосибирских островов, является наиболее трудным в навигационном отношении, и в то же время он наименее исследован. Трудность плавания в этих водах объясняется полным незнанием общей навигационной обстановки, проходимости проливов Лаптева и Санникова, отсутствием сведений о ледовом режиме и характере льдов в море Лаптевых и Восточносибирском, и особенно в части океана, расположенной к северу от Новосибирских островов.

Между тем именно район к северу от Новосибирских островов представляет особый интерес, как вариант пути, соединяющий запад с востоком (в случае тяжелых ледовых условий в проливе Лаптева и невозможности прохождения глубоко сидящих судов через проливы Санникова и Этирикан). Работы высокоширотной экспедиции на л/к "Садко" в 1936 году должны проходить, главным образом, в этом трудно доступном северном районе.

Чем будет заниматься экспедиция?

Работами экспедиции "Садко" в 1935 году под начальством Г. А. Ушакова окончательно установлено, что атлантические воды проникают с запада в полярный бассейн, следуя вдоль континентальной ступени, и проходят на восток от меридиана мыса Молотова.

Это указывает на существование атлантических струй в пределах вод, подлежащих исследованиям экспедицией 1936 года. Судя по распределению водных масс в Карском море, можно ожидать более интенсивного проникновения их в море Лаптевых и Восточносибирское по глубоким жолобам, простирающимся на юг из центральной впадины полярного бассейна. Проблема эта в особенности важна в связи с существованием гипотезы о подъеме атлантических вод по склону шельфа и о выходе их на поверхность, что, конечно, должно оказывать решающее влияние на распределение льдов. Кроме того, с проблемой Гольфштрема тесно связана задача ледовых прогнозов для западного сектора.

До сих пор для восточного сектора не ясен вопрос о связи ледового режима с интенсивностью притока атлантических вод в полярный бас­сейн. Возможно, что разрешение этой проблемы осветит и причины существования так называемой Сибирской полыньи.

Вопрос о проникновении атлантических вод в этот район имеет научный интерес и с точки зрения влияния их на фауну морского дна, и приноса с запада чуждой полярным водам планктонной фауны. Последнее оказывает влияние не только на фауну данного района, но позволит разрешить и общую проблему проникновения атлантической фауны в Тихоокеанскую область, что, в свою очередь, важно для решения вопросов миграции морского зверя.

Не меньший интерес представляет собою вопрос о вековых пульсациях Гольфштрема. В связи с этим экспедицией будут проведены специальные бентоническне и грунтовые работы, которые в то же время дадут навигационную характеристику грунтов. Одним из факторов, определяющих проникновение Гольфштрема в полярную область, является граница и характер материковой отмели. Всестороннее изучение этого ската шельфа и будет служить одним из разделов работ экспедиции. Не меньший интерес представляет эта граница и в геологическом отношении, поскольку северный край шельфа является фактическим берегом Азиатского континента.

В навигационном отношении весьма существенно изучение рельефа морского дна, в связи с наличием небольших глубин, крайне затрудняющих здесь мореплавание. От рельефа дна в значительной мере зависит и распределение течений, как придонных, идущих со стороны полярного бассейна по депрессиям, так и поверхностных, влиянием которых объясняются распределение и дрейф льда.

Не менее существенный вопрос — распространение теплых речных вод в северной части моря Лаптевых и Восточносибирском. Изучению их влияния на ледовый режим и на условия навигации в высоких широтах этой части Арктики будет обращено особое внимание.

Действительное распределение суши и моря исследуемой области до сих пор неизвестно. Возможно, что на север от острова Котельного располагаются какие-либо земли. Вопрос этот может быть разрешен экспедицией. С другой стороны, геологическое строение архипелага Де-Лонга указывает на вероятность нахождения в этом море и других малых островов типа острова Жохова и острова Вилькицкого, случайно открытых экспедицией на л/к "Таймыр" и "Вайгач".

Но и известные острова, в частности Жаннета и Генриета, нанесены на карту (экспедицией Де-Лонга) на основании неточных данных. В связи с этим большое значение приобретают гидрографические работы, как попутные (фониметрические промеры, определения навигационные и астрономические и т. д.), так и на островах.

В тесной связи с проблемами распределения суши и моря, а также проблемой шельфа, стоит вопрос о тектонической структуре пространства, расположенного к северу от Новосибирских островов. Тектоника этой части Арктики имеет большое принципиальное значение. От изучения ее зависит и понимание строения более южных районов, в частности Верхоянья и прилегающей к нему складчатой области.

Если подтвердится существование плиты островов Де-Лонга, то неминуемо возникнет вопрос об отношении ее к Лавренции, что явится самостоятельной геологической проблемой.

Необходимо также изучить возраст гранитов Новосибирских островов и связь их с мезозойским интрузивным циклом Верхоянья, четвертичное оледенение и историю моря Лаптевых и Восточносибирского моря.

Среди географических проблем на первом месте — земной магнетизм, как непосредственно связанный с навигацией (морской и воздушной) и как имеющий интерес с точки зрения геомагнитной съемки, поскольку исследованный район является краевой частью обширной Восточносибирской аномалии. К северу от этого района можно ожидать перехода от аномальной области к нормальному распределению магнитных элементов.

Очень важно произвести гравитационные определения в этом районе, где никогда подобной работы не производилось. Гравитационные измерения пополнят скудный для Арктики материал по силе тяжести. Это необходимо для разрешения вопросов высшей геодезии о точной форме земного эллипсоида, а также об отклонении истинной формы земли (гесида) от эллипсоида в арктической области. Для разрешения ряда геотектонических вопросов, например, о степени и форме изостатической компенсации в глубоководной части полярного бассейна, о тектонической структуре, необходимо выявить гравитационные аномалии. Работы эти являются выполнением общей программы гравитационной съемки СССР, утвержденной правительством.

К числу геофизических работ экспедиции относятся работы по атмосферному электричеству. Исследования эти имеют значение в связи с вопросом о туманах, конденсирующихся, как известно, вокруг частиц, распыленных в воздухе. Необходимо определить незаряженные и заряженные частицы в воздухе, свободные заряды и проводимость воздуха.

Вопросы навигации в арктических областях требуют разрешения проблемы пеленгования на коротких волнах. Такое пеленгование может происходить по удаленным станциям, находящимся вне арктической области, в которой радиоточки расположены слишком редко.

Актинометрические работы коснутся определения количества прямой и рассеянной радиации.

Целый ряд вопросов навигационного характера связан с метеорологическими факторами и климатическими особенностями исследуемой области, неизвестными нам вовсе. В течение короткого навигационного сезона невозможно собрать исчерпывающий материал по соответствующим дисциплинам. Поэтому необходимо производство аэрометеорологических наблюдений в продолжение всей навигации и продолжение этих наблюдений на одном из островов Новосибирского архипелага, где предполагается постройка полярной станции.

В 1936 году необходимо поставить комплексное испытание корабля: исследование поведения во льдах корпуса и теплотехнические испытания. Будут применены взрывные работы с учетом механических и химических свойств льда. Такой комплекс исследований пополнит данные для проектирования ледокольных кораблей.

Все научно-исследовательские работы должны носить комплексный характер. Для их осуществления необходимо иметь судно, оборудованное лабораториями, аппаратурой, механизмами и инструментарием. Учитывая опыт предыдущих плаваний, следует полагать, что таким кораблем может быть л/к "Садко".

Для ледовой разведки и уточнения распределения суши и моря к нему будет придан самолет с достаточным радиусом действия, снабженный радиоустановкой и совершенным навигационным оборудованием.

II


Отправление экспедиции назначается из Архангельска в момент прибытия "Ермака" на остров Диксона (15—20 июля 1936 года). Выход в море Лаптевых, пролив Вилькицкого предполагается вслед за "Ермаком".

На мысе Челюскина — бункеровка донецким углем в количестве, необходимом для 35-дневного экономического хода. Учитывая короткий рабочий период (не более 20 дней), заход для бункеровки в бухту Тикси невозможен.

По выходе из пролива Вилькицкого (середина августа) ледокол направляется к северной оконечности острова Котельного с гидрологическими разрезами. Станции располагаются в 45 милях одна от другой.

От северной оконечности Котельного экспедиция направляется на «орд-ост до пакового льда, обследует район предполагаемой Земли Санникова. В случае возможности будет использована на этом маршруте авиаразведка.

Крайняя северная точка маршрута определяется положением пакового льда или северной границей шельфа. На пути от Котельного производятся четыре гидрологических станции, из которых одна в самой северной точке. Отсюда ледокол поворачивает на юго-восток, направляясь к островам Де-Лонга для постройки станции. В случае открытия более северных островов, пригодных для указанной цели, станция будет построена на одном из них.

После постройки станции на острове Де-Лонга ледокол выходит с гидрологическим разрезом на норд-ост по направлению к району недоступности, пересечет атлантические воды и определит северную границу континентальной платформы. На этом маршруте гидрологические станции запроектированы через 30 миль.

После достижения границы пакового льда ледокол направляется прямо на запад, примерно до 136 меридиана, по которому поднимается на север. На крайней северной точке этого маршрута делает поворот на запад и по 126 меридиану спускается снова на юг до широты пролива Вилькицкого. Отсюда ледокол доходит до глубин континентальной платформы и снова поворачивает на север до границы пакового льда.

Затем ледокол направляется к мысу Молотова (18—20 сентября) со станциями через 45 миль, для обратного возвращения в Архангельск (в начале октября).

В случае невозможности прохождения на запад (выяснится до подхода ледокола к мысу Молотова) может оказаться необходимым итти на восток, в Берингов пролив. На этот случай необходимо иметь запас угля в бухте Провидения или бункероваться при помощи ледокола "Красин".

При возвращении восточным вариантом ледокол из крайней восточной точки указанного выше маршрута спускается к югу, ведя научные работы до 74° северной широты, затем поворачивает на юго-восток к острову Врангеля.

На этом пути он пересекает место Земли Андреева, предполагавшееся где-то между Новосибирскими островами, устьем реки Колымы и островом Врангеля.

Конечный пункт этого маршрута — остров Врангеля, откуда ледокол идет снова на северо-восток, делая попытку пробраться в область больших глубин. На этом пути ледокол пересекает струю атлантических вод и обследует Сибирскую полынью Чукотского моря. Затем от 76° северной широты идет к мысу Барроу, оттуда к мысу Лисбурн и проводит стандартный разрез к острову Врангеля.

От острова Врангеля маршрут — прямо на юг, до побережья, затем на восток до американского берега, откуда к мысу Дежнев (25 сентября). На всем пути до Берингова пролива (включительно) производятся гидрологические и океанографические работы.

Само собою разумеется, что намеченные маршруты как западного, так и восточного вариантов могут быть коренным образом изменены в зависимости от ледовой обстановки, которая в 1936 году ожидается малоблагоприятной.

Комплексность работ экспедиции требует привлечения специалистов по отдельным дисциплинам: астрономии, магнетизму, гравитации, аэрологии, геологии, гидробиологии, гидрографии, гидрологии, гидрохимии, кораблестроению, метеорологии, по подрывному делу, радиоволнам, физике и электронавигации.

Научный состав экспедиции представляет собой категорию высококвалифицированных исследователей Советской Арктики. Заместитель начальника по научной части — проф. В. Ю. Визе, дважды орденоносец. Заместитель начальника по административно-хозяйственной части — И. А. Жердев, участник двух зимовок: на Земле Франца-Иосифа и полярной станции Уэлен.

В качестве гидрохимика приглашен А. Ф. Лактионов, орденоносец; лаборантом М. А. Долженкова; гидрологами Л. Л. Балакшин и И. В. Максимов; геологом М. М. Ермолаев, орденоносец; гидробиологом Г. Г. Горбунов; планктонологом проф. П. И. Усачев.

В качестве физика приглашен Л. С. Боришанский; астрономом проф. И. Д. Жонголович; гидрографом Я. Я. Гаккель, орденоносец; корабельными инженерами М. К. Тарсис и А. П. Апокин, орденоносец; метеорологом И. Л. Русинова, орденоносец; радиоинженером В. В. Иванюк, орденоносец; практикантами — Шуйский, Елтышева и В. Саймолович; механиком по научным приборам — Цельм.

В экспедиции участвуют писатель С. А. Семенов, орденоносец, и доктор Гагарин.

Команда корабля будет состоять из 45 человек, куда войдут также два водолаза.

Все участники экспедиции полны желания положить все свои силы на осуществление задач, поставленных перед высокоширотной экспедицией "Садко" в 1936 году.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение SVF » 01 Апрель 2015 13:21

Полярная правда 3октября 1936 г., №230(2995):
 1936-10-01-07.jpg

 1936-10-01-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 31 Январь 2020 08:26

Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.249-251

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.249-251 ВШЭ НА САДКО - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.249-251 ВШЭ НА САДКО - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.249-251 ВШЭ НА САДКО - 0003.jpg
ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ГЛАВСЕВМОРПУТИ
В 1936 ГОДУ


Наименее исследованной частью Северного Ледовитого океана является район, расположенный к северу от Новосибирских о-вов. Он имеет тем большее значение, что является, в случае особо тяжелых условий в море Лаптевых и Восточносибирском море, одним из вариантов Северного морского пути. В связи с этим обстоятельством экспедиция на л/п "Садко" ставит себе задачей научно-исследовательскую работу в высоких широтах восточной части полярных водоемов.
Одним из наиболее интересных вопросов, подлежащих исследованию во время этой экспедиции, является проблема проникновения атлантических вод на восток. Работами высокоширотной экспедиции на "Садко" в 1935 г. установлено, что атлантические воды, следуя до континентальной ступени, проходят к востоку от меридиана мыса Молотова. Особенно важно будет разрешить вопрос о выходе потепленных вод на поверхность, что должно оказывать решающее влияние на распределение льдов. Возможно, что разрешение этой проблемы осветит и причины наличия так называемой Сибирской полыньи.
Не подлежит сомнению, что проникновение атлантических вод не только имеет навигационное значение в восточных водоемах, но оказывает серьезное влияние на фауну морского дна и позволит разрешить общую проблему проникновения атлантической фауны в тихоокеанские области.
Не меньший интерес представляет собой также вопрос о пульсации Гольфштрема, в связи с чем экспедицией будут произведены бентонические и грунтовые работы, которые в то же время дадут навигационную характеристику исследуемого района.
Вместе с тем будет обращено особенное внимание на границу и характер материковой отмели, в особенности на рельеф морского дна, в связи с наличием небольших глубин, крайне затрудняющих в этом районе мореплавание. С другой стороны, от рельефа дна в значительной мере зависит и распределение течений, как придонных, идущих со стороны полярного бассейна по глубокому жолобу, так и поверхностных, влиянием которых объясняется распределение и дрейф льда.
Не менее существенным вопросом, чем проблема проникновения атлантических вод, является вопрос о распространении теплых вод больших сибирских рек в северной части моря Лаптевых и Восточносибирском.
Действительное распределение суши и моря исследуемой области до сих пор неизвестно. Возможно, что на север от о. Котельного располагаются какие-либо земли. С другой стороны, геологическое строение архипелага Де-Лонга указывает на вероятность нахождения в этом море других мелких островов, типа о. Жохова и о. Вилькицкого.
Поэтому гидрографические работы приобретают большое значение. Они будут вестись в качестве как попутных, так и самостоятельных, на островах.
В тесной связи с проблемой распределения суши и моря, а также проблемой шельфа, стоит вопрос о тектонической структуре пространства, расположенного к северу от Новосибирских о-вов. Одновременно с этим будут проведены работы по освещению палеозойской характеристики геосинклинали, в связи с изучением палеозоя о-вов Беннетта и Де-Лонга.
Если подтвердится существование плиты о-вов Де-Лонга, то встанет вопрос о ее отношении к Лавренции.
С другой стороны, должна быть выявлена связь с мезозойскими интрузиями Верхоянского хребта и Новосибирских о-вов.
Наконец, должна быть выяснена роль четвертичного оледенения в истории моря Лаптевых и Восточносибирского моря.
Среди геофизических проблем первое место следует предоставить вопросу земного магнетизма, во-первых, как непосредственно связанному с навигацией моря Лаптевых и Восточносибирского моря и, во-вторых, как представляющему интерес с точки зрения геомагнитных съемок.
Чрезвычайно важно также производство гравитационных определений в этом районе, где никогда подобные работы не производились.
К числу геофизических работ экспедиции относятся также работы по атмосферному электричеству, пеленгованию на коротких волнах, актинометрии и пр.
Целый ряд вопросов навигационного характера связан с метеорологическими факторами и климатической изученностью исследуемой области, неизвестной нам вовсе. В связи с этим будут поставлены аэрологические наблюдения как во время навигации, так и на имеющей быть построенной полярной станции на одном из о-вов Новосибирского архипелага.
По линии кораблеисследовательских работ в 1936 г. необходимо будет поставить комплекс испытаний корабля, то есть одновременные исследования поведения корпуса корабля во льдах и теплотехнические испытания.
Наряду с этим будет поставлена проблема применения взрывных работ с изучением химических и физических свойств льда.
Из вышеизложенного явствует, что все научно-исследовательские работы должны носить комплексный характер. Для их осуществления необходимо поэтому иметь в своем распоряжении соответствующее судно, оборудованное лабораториями, аппаратурой и инструментарием.
Для ледовой разведки и уточнения распространения суши и моря к нему должен быть придан самолет, с достаточным радиусом действия и снабженный радиоустановкой и усовершенствованным навигационным оборудованием.
В связи с комплексностью работ экспедиции будут привлечены специалисты по следующим отдельным дисциплинам: по астрономии, по магнетизму и гравитации, аэрологии, геологии, гидробиологии и гидрографии, гидрологии, гидрохимии, кораблестроению, метеорологии, подрывному делу, радиоволнам, физике и электронавигации.
Во второй половине июля "Садко" выйдет из Архангельска на Диксон и вместе с ледоколом "Ермак“, через пролив Вилькицкого, к западу от Новосибирских о-вов, пройдет к одному из о-вов Де-Лонга, где будет построена полярная станция и оставлена группа зимовщиков, во главе с А. И. Минеевым.
По окончании постройки для зимовщиков корабль пойдет в северо-восточном направлении, по возможности далее на север, затем в западном направлении и в случае благоприятных условий повернет к северу до кромки льда и затем возьмет курс к мысу Молотова, откуда вернется к Диксону и затем в Архангельск.
Кроме начальника экспедиции — Р. Л. Самойловича, в экспедиции будут участвовать — его заместитель по научной части проф. В. Ю. Визе, по хозяйственной части — И. А. Жердев, гидрологи А. Ф. Лактионов, Л. Л. Балакшин, И. В. Максимов, М. А. Долженкова, геолог М. М. Ермолаев, астроном проф. И. Д. Жонголович, гидробиологи Г. П. Горбунов и П. И. Усачев, гидрограф Я. Я. Гаккель, геофизик И. Л. Русинова, физик Л. С. Боришанский, радиоинженер В. В. Иванюк, корабельные инженеры М. К. Таршис и Апокин и студенты полярной кафедры Ленинградского государственного университета Шумский и Елтышева.
Возвращение экспедиции предполагается в конце октября.
Р. Л. САМОЙЛОВИЧ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 02 Февраль 2020 14:05

Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.252-253

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.252-253 КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕД-Я - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 6. -Л., 1936, с.252-253 КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕД-Я - 0002.jpg
КОРАБЛЕИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1936 ГОДА


Исследования судов полярного плавания, проводимые уже несколько лет подряд при участии представителей различных исследовательских и проектных судостроительных организаций, дают возможность уже ныне обобщать методику комплексных испытаний судов, плавающих во льдах.
Целевая установка всех этих исследований определялась необходимостью изучить проходимость судов во льдах. Для такого рода исследований применялись два взаимодополняющие метода: 1) систематизация материалов по технической эксплоатации судов ледового плавания и 2) изучение условий эксплоатации судов во время рейса.
В настоящий момент Кораблеисследовательское бюро, наряду с организацией экспедиционных работ, приступило к собиранию и систематизации материалов по ледокольному флоту.
В 1936 г. была проведена кораблеисследовательская экспедиция на л/п "Садко“ в период зимней зверобойной кампании, а сейчас ведется подготовка к организации экспедиций на л/к "Ермак", л/к "Садко" и л/к "Красин".
Необходимо отметить, что имеющийся в нашем распоряжении материал по прошлым экспедициям пока еще не дает достаточного основания сделать какие-либо фундаментальные выводы. Однако, накопленный опыт по проведенным испытаниям различных судов уже сейчас подсказывает основные пути, по которым необходимо будет направить в дальнейшем исследовательскую работу.
Отсутствие специальной аппаратуры сильно усложняло и удорожало исследование судов в полярном рейсе. Последнее обстоятельство заставило Кораблеисследовательское бюро Всесоюзного Арктического института приступить немедленно к проектированию и изготовлению необходимой аппаратуры. Сейчас уже разработаны и приняты к изготовлению две оригинальных модели прогибомеров. Разработанный тип приборов даст возможность уже в текущем году обеспечить на л/к "Ермак" и л/п "Садко" синхронную запись в центральном посту деформаций корпуса судна.
Наряду с выполнением обычной программы испытаний, на "Ермаке" будут проведены полные теплотехнические испытания, выполняемые бригадой ЦНИВТ совместно с сотрудниками Кораблеисследовательского бюро Арктического института. Экспедиция на л/к "Ермак" и л/п "Садко" комплектуется исключительно из штата сотрудников Арктического института. Одной из задач, поставленных перед Кораблеисследовательским бюро, является обобщение материалов по всем экспедициям и определение рациональности системы набора обследуемых судов. В частности, будет использован отчетный материал по экспедициям на л/п "Садко" в период зверобойной кампании 1936 г.
Значительное место в программе испытаний на л/п "Садко“ отведено взрывной технике. Вопрос обеспечения безопасности для корпуса судна при взрыве льда является почти неизученным. Имелись некоторые попытки отдельных экспериментаторов фиксировать деформации и напряжения набора корпуса в момент взрыва льда, но полученный материал совершенно недостаточен для необходимых обобщений. В случае благоприятных условий для взрывов льда предположено произвести такого рода исследование по расширенной программе.
М. К. ТАРШИС
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2020 11:00

Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 457-459

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 457-459 экспедиция САДКО - 0001.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ НА Л/П "САДКО" В 1936 ГОДУ

В № 6 "Бюллетеня Арктического института" мы указывали на задачи, возложенные на высокоширотную экспедицию на "Садко" в 1936 г. Ледокол был соответствующим образом оборудован, и на нем организованы научные лаборатории. К 23 июля был погружен двухгодичный запас продовольствия и максимальное количество угля. В ночь на 24 июля "Садко" вышел из Архангельска прошел горлом Белого моря в тихую и ясную погоду и, миновав п-ов Канин, направился к Маточкину Шару для производства там некоторых геологических работ, связанных с Международным геологическим конгрессом, предполагающимся летом: 1937 г. в СССР.
27 июля "Садко" бросил якорь в Поморской губе, и геологическая партия в составе Ермолаева, Шумского, Елтышевой и Самойловича высадилась на берег, где в течение нескольких часов, производились геологические исследования. Тем временем проф. И. Д. Жонголович закончил свои работы по гравиметрии, и 28 июля "Садко" двинулся дальше, взяв курс на о. Диксона.
По пути через Карское море был проведен караван судов, состоявший из пяти кораблей. 31 июля караван был благополучно доведен до о. Диксона, в гавани которого "Садко" стал на якорь. Во время стоянки на Диксоне был приведен в летную готовность самолет, находившийся на борту "Садко" — на нем было установлено радио и определена девиация компаса.
Ввиду тяжелого состояния льдов у о. Скотт-Гансена и в архипелаге Норденшельда, "Садко" была поручена вместе с ледоколами "Литке", "Лениным" и "Ермаком" проводка судов от о. Диксона по направлению к мысу Челюскина. 8 августа "Садко" вышел на соединение с "Литке", к которому подошел 9 августа. С этого времени началась работа по проводке каравана совместно с другими ледоколами.
11 августа в районе о. Скотт-Гансена было обнаружено мелководье, которое "Садко" обследовал и астрономически определил.
В течение 10 суток "Садко" работал совместно с другими ледоколами по оказанию помощи судам. 21 августа, в связи с тем, что "Литке" крайне нуждался в угле, получена была радиограмма от О. Ю. Шмидта с просьбой подойти к "Литке" и снабдить его максимальным количеством угля, оказав вместе с тем помощь в проводке его каравана.
Благоприятное время для работ в восточном секторе Арктики в значительной мере миновало, и в своей радиограмме О. Ю. Шмидт отменил первоначальный вариант научно-исследовательских работ "Садко" в районе Новосибирских о-вов и переключил его целиком на работу по оказанию помощи судам. Вместе с тем было решено, что по окончании этой работы "Садко" направится на о. Диксона, где он возьмет полный запас угля для осуществления так называемого "западного варианта" его работ, а именно: исследование района к востоку от Земли Франца-Иосифа, достижение в этом районе наиболее северных широт, постройка радиостанции на о. Виктория и проведение океанографических работ в Гренландском море.
6 сентября "Садко" вышел на север для осуществления работ западного варианта. Вплоть до о. Визе "Садко" шел без всяких препятствий, лишь у самого острова лед был в 2—3 балла. "Садко" прошел дальше

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 457-459 экспедиция САДКО - 0002.jpg
— 458 —

на север н на широте 81°12' и долготе 72°20' вост. обнаружил небольшой островок.
Дальнейшее продвижение на север оказалось невозможным из-за сплоченного 9—10-балльного льда, и "Садко" повернул на запад к Земле Франца-Иосифа. У восточного берега этого архипелага лед оказался также 10-балльным, и судно все время уклонялось к югу.
11 сентября начальник строительства о. Рудольфа И. Д. Папанин, находившийся на л/п "Русанов", обратился с просьбой оказать помощь "Русанову", который в это время застрял в припае у о. Рудольфа. Экспедиции на "Садко" вторично пришлось отказаться от осуществления намеченной программы работ и направиться на помощь "Русанову". В течение 10 суток "Садко" работал в Австрийском проливе и Британском канале, но тяжелый лед не давал ему возможности пройти на север, пока 21 сентября не подул сильный северо-восточный ветер, отжавший лед у островов Британского канала. Ветер дал возможность "Садко" подойти к о. Джексона и в то же время освободил из ледовой осады "Русанова", с которым "Садко" встретился у о. Елизаветы.
Во время своей работы во льду "Садко" получил серьезвые повреждения. Работами водолазов выяснилось, что перо руля согнуто на 20° вправо, одна из лопастей сломана на 1/3, а две другие лопасти едва держались на своих местах. Из-за полученных повреждений "Садко" пришлось вернуться в Мурманск. По дороге "Садко" испытал 9-балльный шторм. 29 сентября в 12 часов был брошен якорь в Мурманском порту.
Несмотря на то, что экспедиция на "Садко" была переключена на работы, которые не входили в первоначальный план, исследовательские работы велись непрерывно во все время плавания. Уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги.
Гидрограф Я. Я. Гаккель систематически вел гидрографические работы, благодаря которым произведена морская опись восточных островов архипелага Земли Франца-Иосифа, протяжением около 320 миль береговой черты. Нанесены на карту два вновь открытых острова к северу от о. Галла, а также мелководье в северной части Австрийского пролива. Результаты проделанной работы показали, что восточные острова архипелага перемещаются на 12 миль к северо-востоку. Собранный материал позволит пересоставить заново карту Земли Франца-Иосифа.
Морской промер глубин произведен в 600 точках, причем около 200 промеров проходят в районе Земли Франца-Иосифа.
Проф. И. Д. Жонголовичем произведены гравиметрические измерения единственным пока в Союзе прибором Мейнеца. Измерения сделаны в 31 пункте, где никогда до сих пор не велись такие работы. Кроме того, в 4 пунктах произведены магнитные определения 3 элементов земного поля.
Гидрологами Л. Л. Балакшиным и И. В. Максимовым сделаны 23 глубоководные станции. Выполнено 350 наблюдений над температурой поверхностного слоя воды, произведено 290 ледовых обсерваций. Попутно с гидрологическими работами А. Ф. Лактионовым и М. А. Долженковой велись гидрохимические анализы, причем ими произведено более 1000 химических определений. В частности, проба воды бралась в придонном слое специально сконструированным батометром. Кроме того, велись определения проникновения и рассеивания света в морской воде и установлена прозрачность ее при помощи изобретенного подводного актинометра.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 457-459 экспедиция САДКО - 0003.jpg
— 459 —

Бентонические работы велись Г. П. Горбуновым, которым произведено 25 траловых ловов. С чрезвычайной тщательностью разбирались уловы полностью, а не выборочно, как это обычно практикуется.
Работы по донным отложениям велись М. М. Ермолаевым, практикантами Шумским и Р. С. Елтышевой. Наблюдения производились над донными отложениями, распределением химических элементов по вертикали, над содержанием радия и тория и элементов распада. Определялась связь между гидрологическим режимом водных масс и донными отложениями. Определялись накопления рассеянных и малых элементов в бентонических организмах. Донных станций сделано 62, взято монолитов 81. Из донных отложений взято для разных целей 1200 проб. Для специального биохимического анализа отобрано из трала 4800 организмов. По фитопланктону собрано проф. И. П. Усачевым 201 проба, значительная часть которых обработана во время пути. 23 пробы проведены через биофильтры. Особенное внимание обращалось на ледофлору для определения характера прохождения льда. Физико-химические работы надо льдом велись физиком Л. М. Боришанским. Произведено 14 разрезов глыб льда для выяснения распределения солей во льду. Была измерена электропроводимость воды из проб льда, взятых из разных слоев его. Произведены измерения микрораспределения солей в молодом льду, а также распределения газа в нем. Для определения солености воды был установлен специально изобретенный Л. М. Боришанским самописец, а для определения солнечной энергии был также установлен самопишущий прибор.
Кроме того, произведено 93 серии визуальных наблюдений. Наблюдалось распределение ядер конденсации в атмосфере. Для бактериологических работ доктором А. Д. Гагариным взято 60 проб воды с горизонтом от 10 до 300 м. Во все время пути велись метеорологические наблюдения И. Л. Русиновой, Л. Н. Арефьевым и И. Л. Третьяковым. Кроме метеонаблюдений, производившихся 6 раз в сутки, был установлен ряд самопишущих приборов. Особый термометр сопротивления регулярно каждые два часа давал отсчеты на разных горизонтах от уровня моря. Всего произведено 316 метеонаблюдений и 600 наблюдений над температурой воздуха на разных горизонтах.
Обработка собранного обширного материала будет произведена во Всесоюзном Арктическом институте Главсевморпути, куда уже доставлено около 200 ящиков научных сборов.
Успех проделанной научной работы был обеспечен несокрушимой любовью к советской науке и твердой спайкой всего состава экспедиции.
Р. Л. САМОЙЛОВИЧ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1936: Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко»

Сообщение ББК-10 » 09 Октябрь 2020 10:46

Бюллетень Арктического института СССР. № 10-11. -Л., 1936, с. 459-463
И. ЖОНГОЛОВИЧ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ НА Л/П "САДКО" В 1935 И 1936 ГОДАХ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения