1933: Рейс л/п "Русанов" в бухту Марии Прончищевой

РЕЙС ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА „РУСАНОВ" В АВГУСТЕ — ОКТЯБРЕ 1933 ГОДА В БУХТУ МАРИИ ПРОНЧИЩЕВОЙ
"Бюлл. Аркт.инст", № 11 , 1933, с. 340-341
Задачей экспедиции Главного Управления Северного морского пути на л/п „Русанов" в августе—октябре 1933 г. являлась заброска партии зверобоев-промышленников, во главе со старым полярным промышленником Журавлевым, в бухту Прончищевой, для промышленного освоения восточной части Таймырского п-ова.
„Русановым" был взят полный груз для промышленников: запас продовольствия на два года, горючее, уголь, жилой дом, баня, строительные материалы, несколько карбасов, моторная шлюпка и 86 ездрвых собак. Кроме того, были погружены часть снаряжения и авиационный бензин для станции на мысе Челюскине. Кроме судового экипажа и зверобоев-промышленников с семьями (18 человек), на „Русанове" находилось 15 строительных рабочих, с инженером Москвиным, для работ в бухте Прончищевой и на о-вах Каменева, начальник экспедиции т. Воробьев и гидролог-наблюдатель М. Астрова.
Выйдя из Архангельска 12 августа и сделав остановку у обсерватории в Маточкином Шаре, „Русанов", по распоряжению командования ГУСМП, отправился через Югорский Шар в Карское море, для производства разведки льдов в районе южной части этого моря. 17 августа, пройдя Югорский Шар, „Русанов" вошел в Карское море и, произведя разведку льда, обнаружил скопления его в 71°45/N и 63°17/N
Ближе к о-ву Диксона состояние льда было более благоприятным. После прибытия 20 августа на о-в Диксона, „Русанов“, взяв уголь и груз для станций на о-вах Каменева и на мысе Оловянном и передав часть груза, адресованного станции мыса Челюскина, на л/п „А. Сибиряков", 24 августа, вместе с караваном судов Ленской экспедиции, ледоколом „Красин" и л/п „А. Сибиряков", направился к мысу Челюскину, куда прибыл 31 августа. После выгрузки здесь авиационного бензина, „Русанов" снялся с якоря и направился проливом Вилькицкого в море Лаптевых. Мелко-битый разреженный лед был встречен в непосредственной близости от мыса Челюскина, торосистые поля оставались слева. Дальше до самой бухты Прончищевой море Лаптевых было свободно от льда.
Простояв около двух суток в тумане, „Русанов" 5 сентября вошел в бухту Прончищевой. Во время поисков удобного места для выгрузки и построек был обследован северный берег бухты, при чем около галечной косы было замечено большое количество моржей. В первый же выезд на берег промышленниками было убито 4 белых медведя. На другой день промышленники убили 52 моржей и поймали двух морженков.
Всего за время пребывания „Русанова" в бухте Прончищевой было убито более 100 моржей.
Выгрузка затруднялась сильными приливо-отливными течениями, большую задержку вызвала также посадка на мель парохода „Правда" при входе его в бухту. После частичной разгрузки, „Русанов" взял часть грузов и уголь с „Правды", подойдя к ней на малой воде, и 17 сентя бря, сняв пароход с мели, вывел его из бухты. Между тем бухта все больше и больше забивалась льдом, уже не уходившим с . отливными течениями. Дальнейшая разгрузка „Русанова" протекала в очень тяжелых условиях. 12 сентября вся бухта оказалась затянутой молодым льдом, образовавшимся между большими льдинами. 15 сентября бухта слегка очистилась, но 17 сентября снова была заполнена сплошным льдом. Все операции были закончены в крайне напряженной обстановке.
Наконец „Русанову" удалось пробиться через скопления крупно-мелкобитого сплоченного льда и выйти 19 сентября из бухты Прончищевой. Вскоре по выходе в море, встретив возвращавшийся из Тикси караван судов Ленской экспедиции в сопровождении л/к „Красин", „Русанов" присоединился к каравану. У о-вов Самуила на борт „Русанова" были взяты члены экспедиции и часть команды с парохода „Правда", оставленного на зимовку, после чего „Красин" и „Русанов" направились к „Сибирякову", зажатому льдами в районе о-ва Русского. До о-ва Диксона суда шли под проводкой ледокола „Красин". С о-ва Диксона „Русанов" вышел было к о-ву Белому, чтобы снять с „Аркоса" экспедицию и команду потерпевшего крушение э/с „Белуха", но от о-ва Белого пришлось повернуть назад — на помощь одному из иностранных пароходов Карской операции, терпевшему бедствие. „Русанов" принял от „Седова" два иностранных лесовоза, из которых один имел пробоину и получил новое задание — провести эти пароходы в Баренцово море. Установив в бухте Варнека поврежденное судно для ремонта и выведя второе судно через Югорский Шар в Баренцово море, „Русанов" снабдил углем л/п „Сибиряков", выгрузил последнее горючее в бухте Варнека и вышел в Архангельск, куда и прибыл 14 октября 1933 г. В течение рейса „Русанова" сотрудником Арктического института М. Астровой производились попутные гидрологические работы. Велись наблюдения над состоянием льдов и наблюдения над температурой поверхностного слоя морской воды, брались пробы для ее химического анализа (200 проб, при чем определения солености по содержанию хлора делались на борту судна.
М. АСТРОВА
"Бюлл. Аркт.инст", № 11 , 1933, с. 340-341
Задачей экспедиции Главного Управления Северного морского пути на л/п „Русанов" в августе—октябре 1933 г. являлась заброска партии зверобоев-промышленников, во главе со старым полярным промышленником Журавлевым, в бухту Прончищевой, для промышленного освоения восточной части Таймырского п-ова.
„Русановым" был взят полный груз для промышленников: запас продовольствия на два года, горючее, уголь, жилой дом, баня, строительные материалы, несколько карбасов, моторная шлюпка и 86 ездрвых собак. Кроме того, были погружены часть снаряжения и авиационный бензин для станции на мысе Челюскине. Кроме судового экипажа и зверобоев-промышленников с семьями (18 человек), на „Русанове" находилось 15 строительных рабочих, с инженером Москвиным, для работ в бухте Прончищевой и на о-вах Каменева, начальник экспедиции т. Воробьев и гидролог-наблюдатель М. Астрова.
Выйдя из Архангельска 12 августа и сделав остановку у обсерватории в Маточкином Шаре, „Русанов", по распоряжению командования ГУСМП, отправился через Югорский Шар в Карское море, для производства разведки льдов в районе южной части этого моря. 17 августа, пройдя Югорский Шар, „Русанов" вошел в Карское море и, произведя разведку льда, обнаружил скопления его в 71°45/N и 63°17/N
Ближе к о-ву Диксона состояние льда было более благоприятным. После прибытия 20 августа на о-в Диксона, „Русанов“, взяв уголь и груз для станций на о-вах Каменева и на мысе Оловянном и передав часть груза, адресованного станции мыса Челюскина, на л/п „А. Сибиряков", 24 августа, вместе с караваном судов Ленской экспедиции, ледоколом „Красин" и л/п „А. Сибиряков", направился к мысу Челюскину, куда прибыл 31 августа. После выгрузки здесь авиационного бензина, „Русанов" снялся с якоря и направился проливом Вилькицкого в море Лаптевых. Мелко-битый разреженный лед был встречен в непосредственной близости от мыса Челюскина, торосистые поля оставались слева. Дальше до самой бухты Прончищевой море Лаптевых было свободно от льда.
Простояв около двух суток в тумане, „Русанов" 5 сентября вошел в бухту Прончищевой. Во время поисков удобного места для выгрузки и построек был обследован северный берег бухты, при чем около галечной косы было замечено большое количество моржей. В первый же выезд на берег промышленниками было убито 4 белых медведя. На другой день промышленники убили 52 моржей и поймали двух морженков.
Всего за время пребывания „Русанова" в бухте Прончищевой было убито более 100 моржей.
Выгрузка затруднялась сильными приливо-отливными течениями, большую задержку вызвала также посадка на мель парохода „Правда" при входе его в бухту. После частичной разгрузки, „Русанов" взял часть грузов и уголь с „Правды", подойдя к ней на малой воде, и 17 сентя бря, сняв пароход с мели, вывел его из бухты. Между тем бухта все больше и больше забивалась льдом, уже не уходившим с . отливными течениями. Дальнейшая разгрузка „Русанова" протекала в очень тяжелых условиях. 12 сентября вся бухта оказалась затянутой молодым льдом, образовавшимся между большими льдинами. 15 сентября бухта слегка очистилась, но 17 сентября снова была заполнена сплошным льдом. Все операции были закончены в крайне напряженной обстановке.
Наконец „Русанову" удалось пробиться через скопления крупно-мелкобитого сплоченного льда и выйти 19 сентября из бухты Прончищевой. Вскоре по выходе в море, встретив возвращавшийся из Тикси караван судов Ленской экспедиции в сопровождении л/к „Красин", „Русанов" присоединился к каравану. У о-вов Самуила на борт „Русанова" были взяты члены экспедиции и часть команды с парохода „Правда", оставленного на зимовку, после чего „Красин" и „Русанов" направились к „Сибирякову", зажатому льдами в районе о-ва Русского. До о-ва Диксона суда шли под проводкой ледокола „Красин". С о-ва Диксона „Русанов" вышел было к о-ву Белому, чтобы снять с „Аркоса" экспедицию и команду потерпевшего крушение э/с „Белуха", но от о-ва Белого пришлось повернуть назад — на помощь одному из иностранных пароходов Карской операции, терпевшему бедствие. „Русанов" принял от „Седова" два иностранных лесовоза, из которых один имел пробоину и получил новое задание — провести эти пароходы в Баренцово море. Установив в бухте Варнека поврежденное судно для ремонта и выведя второе судно через Югорский Шар в Баренцово море, „Русанов" снабдил углем л/п „Сибиряков", выгрузил последнее горючее в бухте Варнека и вышел в Архангельск, куда и прибыл 14 октября 1933 г. В течение рейса „Русанова" сотрудником Арктического института М. Астровой производились попутные гидрологические работы. Велись наблюдения над состоянием льдов и наблюдения над температурой поверхностного слоя морской воды, брались пробы для ее химического анализа (200 проб, при чем определения солености по содержанию хлора делались на борту судна.
М. АСТРОВА
См. также: л/п "Владимир Русанов", л/к "Красин", Первая Ленская экспедиция