Страница 2 из 4

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 24 Январь 2013 14:33
Александр Андреев
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ НА БОРТУ ЛЕДОКОЛА „КРАСИН" ЛЕТОМ 1933 ГОДА

"Бюлл. Аркт.инст", № 11 , 1933, с. 334-335

Научно-исследовательская часть Ленской транспортной экспедиции на ледоколе „Красин" состояла из группы сотрудников Арктического института и сотрудников Центрального Бюро погоды. Гидрологические исследования на ледоколе „Красин" велись гидрологами Л. Л. Балак­шиным и И. В. Максимовым, гидрофизиком Б. А. Рябовым, гидрохимиком И. В. Финкельштейн и студентом-практикантом И. И. Подольским. Служба погоды осуществлялась заведующим пловучим бюро Б. Л. Дзердзеевским и синоптиком А. П. Гольцовым. На пароходе „Володарский" в качестве синоптика работала В. А. Самойлова. На пароходе „Первая пятилетка" исследовательские ра­боты выполнялись гидрографом В. В. Вердеревским.

Во время плавания „Красина" сотрудниками Всесоюзного Аркти­ческого института были выполнены следующие гидрологические работы:взято 16 глубоководных станций с 200 определений температуры и солености на глубинах и 100 определений содержания кислорода. На глубоководных станциях определялись щелочной резерв и pH, и брались пробы для анализа на содержание нитратов. Поверхностных температур и соленостей взято 250, поверхностные сборы также сопровождались определениями щелочного резерва и pH. Все анализы выполнены в судовой гидрохимической лаборатории. Сделано 100 ледовых обсерваций и 70 инструментальных определений течений на различных глубинах. Выброшено 100 буйков для определения течений, из них часть выбро­шена на лед. Кроме изложенного, собран значительный материал по параллельному определению солености электрометрическим, оптическим и химическим методами, а также гидрометром Нансена. Выполнен ряд определений плотности морского льда и наблюдений над скоростью испарения эвапарометром Шулейкина. Метеорологические наблюдения на ледоколе велись по программе метеостанций 2-го разряда. Синоптиками экспедиции выполнен ряд аэрологических наблюдений. Обработка собран­ных материалов будет производиться текущей зимой в Гидрологическом секторе Всесоюзного Арктического института.

И. МАКСИМОВ


См. также : И. В. Максимов, Л. Л. Балакшин, л/к "Красин", буксирный теплоход "Первая пятилетка"

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 28 Апрель 2014 10:34
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1933 № 205 (4287) 10 сентября.

 Красный Север 1933 № 205 (4287) Красин и суда Ленской эксп - копия.jpg
"Красин" вывел суда ленского каравана в море Лаптевых

ЯКУТСК, 6 сентября (по радио). По сообщению проф. Шмидта, «Красин» благополучно провел через тяжелые льды пролира Вилькицкого суда ленского каравана: «Сталин», «Правда» и «Володарский». Оставив их в море Лаптевых, «Красин» вернулся в первых числах сентября к мысу Челюскина для проводки теплохода «Пятилетка», идущего с Енисея. Проведя теплоход, «Красин» стал у мыса Челюскина, где ожидает прибытия судов после их разгрузки для сопровождения их в сторону Архангельска.
Пароход «Сталин» 4 сентября подошел к мысу Нордвик и приступил к разгрузке. «Володарский» и «Правда» сегодня ночью ожидаются в бухте Тикси. «Челюскин», как сообщает проф. Шмидт, в ночь на 5 сентября прошел Ново-Сибирские острова и держит курс на о. Врангеля без захода в бухту Тикси.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 28 Апрель 2014 10:38
[ Леспромхоз ]
Красный Север 1933 № 213 (4295). 20 сентября.

 Красный Север 1933 № 213 (4295) КРАСИН выполнил задание.jpg
ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ.

Ледокол «Красин», 16 сентября. (По радио). Моряки «Красина» ударной работой одержали большевистскую победу и выполнили решение партии и правительства, связав Ленинградский порт с портами Якутской республики. Караван морских транспортов с грузом проведен через ледяные поля Арктики. Успешно проведена и вторая, более сложная и ответственная операция, — проводка из Обского бассейна в устье Лены речных судов, предназначенных для усиления технической базы якутского водного транспорта. Несмотря на удлиняющуюся ночь и начавшееся замерзание моря, команда «Красина» стремится обеспечить своевременное возвращение в Мурманский порт.
Капитан ледокола Легздин.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 04 Октябрь 2014 07:21
[ Леспромхоз ]
ВСП 1933 № 157 (10 июля)

 ВСП 1933 № 157 (10 июля) Лено-Катонгская экспедиция.jpg
ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЕВЕРНОГО ПУТИ

1 июля в устье Лены выехал головной отряд Лено-Катонгской экспедиции* по исследованию Великого Северного пути. Экспедиция прежде всего, должна будет установить фарватер Лены, куда могли бы заходить морские судна.
Затем она должна встретиться с морским караваном, который 10 июля выходит из Архангельска под руководством Лаврова.
Этот караван также проведет большие геологические и топографические работы, а главным образом проложит морской путь через непроходимые льды в устье Лены.
Одновременно Лено-Катонгская экспедиция* развертывает работу по строительству вблизи Якутска баржестроительной верфи. Северный водный путь позволит поставить на службу индустриализации страны огромные естественные богатства Лены: лес, графит, рыбу, дичь. Помимо научных работников экспедиция имеет в своем составе до 160 кадровых рабочих. (Востсиброста).


* Опечатка. Верно - Лено-Хатангская экспедиция.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 04 Октябрь 2014 07:52
[ Леспромхоз ]
ВСП 1933 № 170 (26 июля)

 ВСП 1933 № 170 (26 июля) Лено-Хатангская экспедиция.jpg
Лено-Хатангская экспедиция отправилась на север

Лучшие капитаны полярники ведут суда

КРАСНОЯРСК, 24 (наш кор.). 18-го июля вышла Енисейская группа Ленской экспедиции в составе парохода «Партизан Щетинкин» и лихтера «№ 4». Второй лихтер с углем для бункеровки «Щетинкина» в Игарке вышел с пароходом «Сплавщик» 17 июля. Вылетевший накануне из Красноярска в Игарку и дальше на остров Диксон начальник Ленской экспедиции Лавров сообщил:
— Ленская экспедиция является первой в истории советского морского пути — экспедицией к устью Лены. Она доставит в Якутию промтовары и другие грузы.
— Экспедиция кроме Ленской группы состоит из Обской и Архангельской групп, в составе шести судов и ледокола «Красина». Все группы в августе объединяются на острове Диксон. Ледокол «Красин», доведя экспедицию до устьев Лены, проследует с пароходом «Челюскин», везущим грузы, в бухту «Нордвик» для снабжения там Лено-Хатангской экспедиции, и затем возвратится к судам в устье Лены. Пароходы «Партизан Щетинкин» и «Пятилетка» (возглавляющие обскую группу) и лихтер «№ 7», останутся для постоянной работы на Лене, а остальные с грузами из Якутии в сопровождении «Красина», возвратятся в Архангельск.
При благоприятных условиях ленская экспедиция может выполнить свои задачи в три месяца, однако, учитывая возможные неблагоприятные условия, снабжение ее рассчитано на 16 месяцев.
- В целях ледовых разведок экспедицию сопровождает дозорный самолет под управлением летчиков Алексеева и Липпе.
Экипаж экспедиции наполовину укомплектован старыми опытными полярниками. Енисейскую группу от Красноярска до Игарки и по Лене от ее устья ведет опытный речной капитан Меркушев; от Игарки до устья Лены участник 5-ти полярных экспедиций в том числе экспедиции по спасению Нобиле, морской капитан Шарбаронов. Остальная часть экипажа экспедиции укомплектована молодежью — комсомольцами и беспартийными ударниками. Это даст возможность подготовить из молодежи крепкое пополнение для развертывающихся работ в Арктике.
— Красноярская группа вышла с частичным недогрузом. Железная дорога задержала достатку в срок мореходных и других инструментов, хотя груз был отправлен из Ленинграда экспрессом еще 18-го июня.
«Сибпушнина» на 30 проц, недоснабдила экспедицию одеждой и продовольствием. Дудинка, несмотря на неоднократные телеграфные и радиотелеграфные запросы зам. начальника экспедиции Измайлова, до сих пор не ответила, подготовлена ли и в каком количестве полярная одежда. Не надеясь на Дудинку, заявка послана в архангельскую группу.
— Настроение участников экспедиции исключительно бодрое. Партийная и профессиональная организации широко развернули соревнование. Начались занятия в партийных и технических кружках.
— К трудностям мы готовы — заявили участники экспедиции перед выходом из Красноярска — будем бороться за право рапортовать вождю партии товарищу Сталину об успешном выполнении задач первой в истории экспедиции на Лену.
П. СОЛОВЬЕВ.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 04 Сентябрь 2015 20:59
ББК-10
ВСП 1933 № 216 (17 сентября).

 ВСП 1933 № 216 (17 сент.) Ленская экспедиция.jpg
Суда ленской экспедиции прибыли в Якутск

ЯКУТСК, 15 (ВСРОСТА). Морские суда ленской экспедиции прибыли к месту назначения. 8-го сентября в бухту Тикси прибыл пароход «Володарский». 9-го сентября преодолев шторм прибыл пароход «Сталин». Буксирный пароход «Пятилетка» огибает мыс Челюскина и при благоприятных условиях ожидается в бухте Тикси 12 — 13 сентября.
Команды пароходов «Володарский» и «Сталин», а также 150 специально посланных рабочих заняты переброской грузов с прибывших судов на ленские баржи с расчетом, чтобы прибывающая «Пятилетка» могла взять их в навигацию текущего года.
Председатель Якутского СНК т. Шараборин отправил треугольнику, ледокола "Красин" телеграмму, в которой приветствует состав экспедиции, выполнившей маршрут Архангельск — Лена и выражает уверенность, что обратная проводка судов будет также выполнена советскими полярниками с честью.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2015 19:25
ББК-10
 ВСП 1934 № 256 %285 нояб.%29 От Киренска до Иркутска пешком.jpg
ВСП, 1934, № 256, 5 ноября.

ОТ КИРЕНСКА ДО ИРКУТСКА - ПЕШКОМ.

КИРЕНСК. 1 (по телеграфу). В Киренске дан старт походу динамовцев тт. Кубекова и Бубнова, отправившихся пешком до Иркутска. Участники похода — члены Лено-Хатангской полярной экспедиции ГУСМП возвращающиеся в Москву после зимовки в Арктике — должны пройти по маршруту Киренск — Иркутск свыше 1.100 километров. По пути они расскажут населению о работе советских полярников в восточном секторе Арктики, о значении Лено-Хатангской экспедиции для Якутии. Поход продлится 30 дней.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2015 19:27
ББК-10
 ВСП 1934 № 273 %2828 нояб.%29  От Киренска до Иркутска пешком.jpg
ВСП, 1934, № 273, 28 ноября.

Пешком из Киренска в Иркутск.

26-го октября т. т. Кубеков Л. и Бубнов С. вышли из Киренска в Иркутск. Им говорили, что в такое время невозможно пройти до Иркутска. На Лене началась шуга, всюду — бездорожье: переправы через Лену и притоки снимаются. Но это не испугало т. т. Кубекова я Бубнова.
Через 26 дней (из них 22 ходовых), они пришли в Иркутск. Дорога была действительно малопроходимой, вернее, ее не было совсем. Пешеходы шли вдоль реки Лены и ее притоков. Пять раз пришлось переправляться через Лену.
Усть-Кут, Голованово, Жигалово, Качут, — много сел остались позади. Проведена большая общественная работа: бесед о перевыборах Советов, о хлебозакупе, о засыпке семфондов.
Тов. Кубеков — участник Лено-Хатангской арктической экспедиции. По дороге он рассказывал колхозникам об освоении Арктики, о героической эпопее челюскинцев.
Пешеходы в сутки (в среднем) проходили во 60 километров.
— Рекорда ставить мы не собирались — говорит тов. Кубеков. — Но хотели показать, что нет непроходимых мест, нет неизведанных путей.
Т. т. Кубеков, и Бубнов — на финише. Пройдено 1123 клм. На днях они выезжают в Москву и Ленинград.
Вл.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 31 Январь 2016 13:45
fisch1

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 18 Май 2017 13:53
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 12. -Л., 1933, с. 428

 Бюллетень Арктического института СССР. № 12. -Л., 1933, с. 428 Самуила.jpg
ОСТРОВА САМУИЛА (ЗИМОВКА СУДОВ ЛЕНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ). Личным составом зимовщиков на о-вах Самуила выстроены гараж и два жилых дома, в которые вселяются члены экспедиции. Производится также-сооружение длинноволновой радиостанции, которую предположено пустить в действие весной 1934 г. Состояние здоровья участников экспе^-диции хорошее. Метеорологическая станция уже переведена с лесовоза. „Правда" на берег. В третьей декаде ноября у о-вов Самуила наблю<-дался сплошной торосистый лед до горизонта.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 30 Май 2017 10:23
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.134

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.134 Самуила.jpg
ОСТРОВА САМУИЛА. Н. Н. Урванцев сообщает о своем отправлении в зимнюю экспедицию на двух вездеходах, в составе двух водителей машин, топографа и геолога. Маршрут предположено совершить через бухту Самуила на пересечение Таймыра, мыс Могильный, возможно п-ов Челюскина. Экспедиция снабжена радиопередатчиком, при помощи которого будет поддерживаться связь с базой на о-вах Самуила.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 03 Апрель 2019 20:36
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л., 1934, с.216-218

 ЛЕНСКАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0001.jpg
— 216 —


ЛЕНСКАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1933 ГОДА

Задачей Ленской морской экспедиции являлась доставка 5240 тонн груза в бухту Тикси (устье р. Лены) и 2430 тонн груза в бухту Нордвик, а также переброска на р. Лену речных судов; о последней операции уже сообщалось на страницах Бюллетеня, {1} а потому мы касаться ее здесь не будем.
Для грузовой операции были зафрахтованы три парохода типа лесовозов: „Володарский", „Товарищ Сталин" и „Правда", — каждый грузоподъемностью в 3100 тонн. Первые два парохода имели пунктом назначения бухту Тикси, а „Правда"— бухту Нордвик. Для проводки пароходов через льды был назначен л/к „Красин" (капитан Я. П. Легздин). Начальником ленской морской экспедиции состоял Б. В. Лавров, начальником морской проводки — капитан М. Я. Сорокин.
„Красин" вышел из Ленинграда 17 июля, 26 июля прибыл в Мурманск и 7 августа вышел отсюда в Маточкин Шар для встречи с лесовозами, покинувшими Архангельск 8 августа. 13 августа караван вышел из Маточкина Шара в Карское море, имея ближайшей целью достижение о-ва Диксона. На этом пути караван прошел через полосу льдов шириной в 200 миль, на что потребовалось трое суток. Здесь пароход „Сталин", от удара носовой частью об лед, получил повреждение корпуса у форпика, который заполнился водой. 17 августа лесовозы продолжали плавание к о-ву Диксона самостоятельно, а „Красин" пошел на помощь п/х „Челюскин", находившемуся в φ = 74°56'N и λ = 67°23'Е и имевшему значительные повреждения в носовой части вследствие ударов об лед; не разгрузившись, он дальше итти не мог. Приняв с „Челюскина" 819 тонн угля, „Красин" продолжал плавание к о-ву Диксона, куда и прибыл 22 августа. 24 августа летчик А. Д. Алексеев выполнил разведку льдов от о-ва Диксона до архипелага Норденшельда, выяснившую, что по границе шхер, а местами в прибрежных районах, находится чистая вода. В тот же день вечером караван судов ленской экспедиции, к которому присоединились также „Сибиряков" и „Русанов", вышел от о-ва Диксона к мысу Челюскина.{2}

{1} Бюлл. Аркт, инст., Лг., 1934, № 1, стр. 8—9.
{2} Плавание каравана в этом районе описано в Бюлл. № 9—10, 1933, стр. 276.

 ЛЕНСКАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0002.jpg
— 217 —

29 августа, пройдя о-в Русский, караван встретил тяжелые льды, вследствие чего „Красин“ пошел вперед с целью ледовой разведки. Во время этой разведки, от удара об лед, на ледоколе обломался конец левого вала и вместе с винтом утонул. В дальнейшем „Красин“ шел под двумя машинами (средней и правой), что, по оценке капитана М. Я. Сорокина, уменьшило мощность ледокола на 25%, а его управляемость на 50%. 30 августа утром „Красин" вернулся к каравану. За время отсутствия „Красина" п/х „Володарский" испытал сжатие, в результате которого получил вмятины бортов. Околов пароходы, „Красин" вывел их в более легкие льды, и 31 августа вечером караван был у мыса Челюскина.
От мыса Челюскина лесовозы продолжали плавание самостоятельно. П/х „Сталин" вышел на следующий день, п/х „Правда" и п/х „Володарский" несколько позже. В восточной части пролива Вилькицкого были встречены большие отдельные поля и их обломки, а за мысом Прончищева п/х „Сталин" вышел на чистую воду. В φ = 75°46'N и λ = 117°45'Е был снова встречен лед: большие поля и крупно-битые образования, между которыми тянулись извилистые прогалины чистой воды. Ледовый участок, затруднявший продвижение (сплоченность льда от 3 до 8 баллов), имел в ширину 43 мили. 4 сентября „Сталин" вышел на чистую воду в φ = 75°08'N и λ = 118°45'Е, а 8 сентября прибыл в бухту Тикси, куда за сутки ранее прибыл „Володарский". Пароход „Правда" прибыл в Нордвик 4 сентября, где, в 3 милях от Соляной сопки мыса Преображения, сел на мель. Не найдя нужных глубин, п/х „Правда" пошел в бухту Прончищевой, при входе в которую 7 сентября снова сел на мель. После того, как часть находившегося на „Правде" груза была выброшена в море, пароход был снят с мели „Русановым" 14 сентября.
Закончив выгрузку, п/х „Сталин" и „Володарский" вышли из бухты Тикси 16 сентября. 18 сентября, в φ = 75°06'N и λ = 117°02'Е, пароходы подошли к ожидавшему их здесь ледоколу „Красин", под проводкой которого и продолжался путь в легких льдах к проливу Вилькицкого. В тот же день на п/х „Сталин", вследствие удара об лед, погнулась лопасть гребного винта; это повреждение было исправлено при помощи имевшихся на „Красине" водолазных средств. В φ = 75°58'N и λ = 115°10'Е к каравану присоединился возвращавшийся из бухты Прончищевой „Русанов", а 20 сентября в φ = 77°05'N и λ = 112°47'Е подошла и „Правда". 21 сентября караван был у мыса Челюскина. Весь следующий день караван продолжал продвигаться по проливу Вилькицкого на запад, но, отойдя от мыса Челюскина только на совсем небольшое расстояние, был вынужден остановиться вследствие нового повреждения винта на п/х „Сталин". После исправления этого повреждения караван стал медленно продвигаться вперед в весьма неблагоприятной ледовой обстановке. Лесовозы очень часто застревали во льду, что требовало постоянного возвращения ледокола для их околки. 22 сентября „Красин" пошел на разведку, но пройдя от места стоянки каравана только около 4 миль, был вынужден вернуться

 ЛЕНСКАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - 0003.jpg
— 218 —

вследствие отсутствия видимости (туман и пурга). В тот же день начальником экспедиции, в виду выяснившейся тяжелой ледовой обстановки, было отдано распоряжение о постановке судов п/х „Володарский", п/х „Сталин" и п/х „Правда" на зимовку. В качестве места зимовки были выбраны о-ва Самуила, к береговому припаю которых суда и были поставлены 23 сентября. На судах осталось по 27 человек команды, геологическая экспедиция Н. Н. Урванцева и начальник ленской морской: экспедиции Б. В. Лавров.
24 сентября утром „Красин" покинул о-ва Самуила, и, вместе с „Русановым", пошел к о-ву Русскому для освобождения затертого во льдах „Сибирякова". На переход от о-вов Самуила к о-ву Русскому „Красин", вследствие тяжелых ледовых условий, потратил три дня. 27 сентября; „Сибиряков" был выведен на легкие льды, и „Красин" продолжал свое плавание на запад. 30 сентября, в φ = 74°0'N и λ = 80°40'Е, „Сибиряков" и „Русанов" отделились и пошли к о-ву Диксона, а „Красин" взял курс на мыс Желания, куда и прибыл 2 октября. Закончив здесь выгрузочные операции, ледокол 4 октября снялся с якоря и пошел в Русскую Гавань, где простоял до 7 октября. 14 октября „Красин" прибыл в Мурманск, а 28 октября—в Ленинград.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 28 Апрель 2019 12:44
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л.,1934, с.230

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5.-Л.,1934, с.230 о.Самуила.jpg
ОСТРОВА САМУИЛА. По сообщению начальника научной части на зимовочной базе судов ленской экспедиции, Н. Н. Урванцева, метеорологические наблюдения по расширенной программе начали производиться осенью, с момента постановки судов (п/х „Сталин", п/х „Володарский", п/х „Правда") на зимовку. Кроме того ведутся ледовые наблюдения и выполнена серия наблюдений над приливо-отливами. Весною начата маршрутно-исследовательская работа. Выстроенный на берегу промысловый дом каркасной системы из фанеры оказался теплым и непродуваемым. Переброска строительных материалов для этого дома с судов на берег была выполнена с помощью вездеходов. Кроме того вездеходы были использованы для развозки песцовых пастей, переброски сотрудников для производства глубоководных гидрологических станций и ряда других работ. Всего машины проработали около зимовочной базы свыше 500 часов, покрыв около 4000 км.

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 21 Июнь 2019 21:57
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6.-Л., 1935, с.126-129

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6.-Л., 1935, с.126-129 карта о.Самуила - 0001.jpg
К КАРТОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТАЙМЫРСКОГО ПОЛУОСТРОВА

В 1933 г. караван I Ленской экспедиции, в составе трех судов-лесовозов: „Тов. Сталин", „Володарский" и „Правда“, встретив на обратном пути в проливе Вилькицкого непроходимые льды, был вынужден повернуть обратно и зазимовал, несколько юговосточнее мыса Прончищева, в проливе между о-вами Самуила {1}. За период зимовки партией Нордвикской экспедиции был произведен маршрутный обход северной части Таймырского п-ва с пересечением от фиорда Терезы Клавенес до мыса Могильного, совершенный впервые в истории арктических исследований на полугусеничных автомашинах советской конструкции „НАТИ 3“. В маршруте велась съемка в масштабе 1:100 000, сведенная затем в карту полумиллионного масштаба. Кроме того, район о-вов Самуила — место зимовки судов — был заснят более детально с составлением сводной карты в масштабе 1:100 000, О-ва Самуила, как и лежащая югозападнее группа о-вов Вилькицкого, носят каменистый характер и имеют существенно ледниковое происхождение, представляя наиболее твердые, уцелевшие от ледниковой эрозии участки. Физическое, главным образом морозное выветривание значительно затушевало в настоящее время следы ледниковой полировки, и только общие очертания, особенно профили мелких островов и наличие валунов и суглинков, частью впрочем тоже уничтоженных перемывом морской трансгрессии, свидетельствуют о бывшей работе ледникового покрова.
О-ва Самуила состоят из двух крупных островов: западного и восточного, имеющих в поперечнике до 12—18 км, и 5 мелких от 2,5 до 0,5 км. Наибольшие высоты крупных островов достигают 40—50 м над уровнем моря, представляя плавные округлые возвышенности, расположенные во внутренних частях. О-в Восточный Самуил и прилежащие к нему мелкие острова сложены гранитами, местами имеющими порфировую и микрогранитную текстуру и содержащими ксенолиты, подчас весьма

{1} Согласно постановления ЦИК СССР о-ва Самуила переименованы в о-ва Комсомольской Правды. Постановление см. в следующем номере „Бюллетеня".

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6.-Л., 1935, с.126-129 карта о.Самуила - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6.-Л., 1935, с.126-129 карта о.Самуила - 0003.jpg
— 127-128 —
крупные — в десятки метров в поперечнике, роговиковых сланцов, что свидетельствует об апикальности вскрытой эрозией части. Западный Самуил, как и о-ва Вилькицкого, сложен кремнистыми хлоритовыми и др. сланцами, филлитом и кварцитами и конгломератами, причем общее простирание свит (NEN 30°) в среднем, совпадает как с длинной осью островов, так и с вытянутостью всей группы о-вов Вилькицкого вообще.
Берега островов кое-где, особенно с северной части, где работа морского прибоя наиболее интенсивна, обрывисты, местами же низменны, образуя абразионную морскую террасу, как след недавно имевшей место и теперь спадающей послеледниковой трансгрессии. Наличие лагун, отшнурованных озер, старых прибойных валов и др. признаки указывают на продолжающиеся отрицательные движения береговой черты. Станция Самуила выстроена на такой новейшей террасе на западном мысу о-ва Западный Самуил, на высоте около 4 м над уровнем моря. Координаты станции, согласно астрономическим определениям автора:
φ = 77°25'20"±3"; λ = 106°53'8"±0'З.

Инструмент — малый Гильдебрандт; метод для широты — абсолютные зенитные близмеридианные расстояния солнца в течение 2 дней (по 8 наведений) симметрично вблизи верхней кульминации, и для долготы — абсолютные зенитные расстояния солнца симметрично вблизи первого вертикала на W и Е. Для долготы принимались ритмические сигналы Науэна и Регби.
На северовосточных мысах о-вов Западного и Восточного Самуила поставлены гидрографические знаки более 10 м высотою, представляющие четырехногие пирамиды, увенчанные шпилями. На Восточном Самуиле шпиль кончается квадратом, на Западном—треугольником. В трех местах построены промысловые охотничьи домики. Глубины между островами достигают 20—30 и более метров. Но наряду с этим есть и подводные каменные гряды, банки и камни, где глубины падают до 10—5 и менее метров. Повидимому, ряд таких банок и гряд тянется по северной кромке островов в интервале между Западным и Восточным Самуилом, что можно было установить по интенсивному здесь торосообразованию в период зимовки 1933—1934 гг. Образовавшийся мощный ледяной вал и защитил льды пролива, где зимовали суда, от подвижек и нажимов в зимнее время, иначе каравану из слабых корпусами лесовозов едва ли удалось бы уцелеть. Особенно интенсивное нагромождение льдов имелось на 10-м км к ESE от знака Западного Самуила. Промеры глубин в трещинах разрывов льда дали здесь 5—7 м и менее, указывая на наличие каменной банки. Кроме обнаруженных несомненно есть еще банки; так как ледниковое происхождение островов указывает на шхерный характер всего этого района, то плавание в нем должно производиться с большой осмотрительностью.
Фиорд Терезы Клавенес является продолжением обширной ледниковой долины, простирающейся в NE направлении от залива Дика поперек всего полуострова. В верхней части фиорд чрезвычайно мелководен с отлогими низменными берегами, поэтому может быть назван „фиордом" достаточно условно. Ширина ледниковой долины измеряется многими километрами (20—30) при высоте перевальной части менее 50 м над уровнем моря. Общий характер рельефа всей северной части Таймырского п-ова сглаженный, мягкий, с пологими увалами до 100—200 м высоты. Лишь кое-где имеются большие высоты до 300—350 м (гора Аструпа, Нансена и др.), представляющие наиболее сопротивлявшиеся ледниковой

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5-6.-Л., 1935, с.126-129 карта о.Самуила - 0004.jpg
— 129 —
эрозии участки, отшлифованные в форме курчавых гор и гигантских бараньих лбов. Их профиль и расположение длинной оси так же, как и простирание ледниковых долин, свидетельствует об общем движении древнего ледникового покрова с NEN на SWS, т. е. из области Северной Земли и прилежащих к ней с востока участков моря Лаптевых, где таким образом в то время также была суша. Показанный на съемке Г. Д. Аллера рельеф полуострова в общем следует считать чересчур расчлененным, в действительности он мягче и спокойнее. {1} Круты только югозападные склоны некоторых гор — бараньих лбов. Очертания береговой линии от залива Дика до мыса Челюскина и далее до о-вов Самуила также показаны излишне расчлененными; некоторые острова, например о-ва Левинсон-Лессинга, нами не обнаружены. В этом отношении съемка санных экспедиций Р. Амундсена 1918—1919 гг. ближе отвечает истине.
Внутренняя часть полуострова сложена мощными интрузиями гранитов, выходы которых прослеживаются от вершины фиорда Терезы Клавенес почти до залива Дика. В северной части развиты кристаллические и др. сланцы, кварциты, конгломераты и пр. породы. На восточной стороне полуострова, в гальке прибойной полосы нередко встречаются чуждые району мезозойские породы, тогда как на западной они не наблюдаются. Вероятно, они принесены со льдом из Хатангского залива, где эти породы пользуются широким распространением.
Значительное развитие на северном Таймыре гранитовых интрузий, у которых, как, например, на о-ве Самуила, эрозией вскрыты лишь апикальные, наиболее интересные в минерагеническом отношении части, требует организации детальных геологических и поисковых исследований этого района. Конечно, такую работу можно провести только в летнее время, так как зимою, когда все покрыто снежным покровом, впрочем довольно тонким, возможны только общие ориентировочные геологические исследования, что в настоящее время уже выполнено.
Однако, летние исследования связаны с проблемой транспорта, что может быть разрешено только путем применения механических конструкций, так как здесь, за отсутствием корма, нельзя работать ни на оленях, ни на лошадях.

{1} От редакции. Съемки Г. Д. Аллера, сведенные В. К. Гранитовым в 1:500 000 карту (карта Северной части Таймырского п-ва, ВАИ, 1934 г.), представляют, несмотря на некоторое их несовершенство, вызванное глазомерным характером съемок, протекавших в весьма трудных условиях, материал, наиболее полно отражающий рельеф северной части Таймырского п-ва. Разногласия между съемками побережья Р. Амундсена, Г. Аллера и Н. Урванцева, естественные для зимних глазомерных работ, смогут быть устранены только инструментальными съемками, предполагаемыми к организации Гидрографическим управлением Главсевморпути. Слабым местом съемок Г. Аллера является участок о-вов Самуила и фиорда Терезы Клавенес, подробно изученный Н. Урванцевым. Прилагаемая к статье Н. Урванцева карта, составленная А. Теологовым, дает наиболее верное изображение этого района.

Н. УРВАНЦЕВ


Дополнительно:
Урванцев Н.Н. Таймыр-край мой северный. М., «Мысль», 1978 г. 238 с. ЗА НЕФТЬЮ НА ХАТАНГУ С ПЕРВЫМ ЛЕНСКИМ КАРАВАНОМ

1933: Первая Ленская экспедиция

СообщениеДобавлено: 18 Февраль 2021 09:31
ББК-10
Правда Севера, 1933, № 93, 22 апреля

 Правда Севера, 1933, № 093_22-04-1933 ЛАВРОВ-Ленская экспедиция.jpg
Ленская экспедиция выйдет
из Архангельска 25 июля

Беседа с начальником Ленской экспедиции тов. Лавровым

Старый полярник, бывший начальник Комсеверопути тов. ЛАВРОВ, утвержден начальником первой Ленской экспедиции.
— Ленская экспедиция, — заявил нашему сотруднику тов. Лавров, — является прежде всего результатом освоения Карского моря. История предыдущих экспедиций показывает, что проход на Лену решался в подавляющем большинстве случаев сроком прихода на остров Диксон.
Отдельные экспедиционные суда удачно проходили участок Енисей — Лена. Первым из этих судов была "Вега". Она прибыла на Диксон 10 августа 1878 года, 19 августа "Вега" была уже у мыса Челюскина, а 1 сентября благополучно прибыла в устье Лены, совершив, таким образом, весь проход в 20 дней, включая сюда значительные остановки из-за обычных в этих местах туманов.
"Фрам" Нансена в 1893 году был на острове Диксона 18 августа, т. е. позже "Веги".
Судво "Эклипс" во время экспедиции 1914 года дошло до Диксона только 28 августа и с 12 сентября вынуждено было зазимовать у мыса Вильда.
Одновременно с этим судном Северо-восточным проходом пытались пройти два русских ледокола — "Таймыр" и "Вайгач". Они подошли к мысу Челюскина в первой декаде сентября. В это время они везде встречали уже непроходимые льды и поэтому возвратились обратно. В следующем году они подошли к мысу Челюскина 1 сентября т. -е. опять-таки со значительным опозданием и зазимовали между проливом Вилькицкого и архипелагом Норденшельда. Эти данные как бухте, говорят о том, что за один сезон трудно совершить поход на Лену и вернуться обратно. Но в настоящее время мы имеем подготовленные кадры полярных мореплавателей и более совершенные технические средства. "Таймыр" и "Вайгач" безуспешно боролись со льдами в проливе Вилькицкого, не зная о возможности прохода через пролив Шокальского. Из-за отсутствия авиаразведки они не могли определить действительного состояния льдов. Кроме того, в те времена не могло быть и речи о регулярном обслуживании полярных судов радиосводками о состоянии льдов и погоды.
Сейчас мы располагаем всеми этими средствами. Поэтому мы можем быть уверены в успехе экспедиции в устье Лены. Экспедиция положит основу быстрому освоению безлюдного Таймырского полуострова и огромной Якутской республики, которые до сих пор, несмотря на свои большие потенциальные возможности, слабо участвовали в социалистическом строительстве.
В Ленской операции примут участие две группы судов: речные и морские. Уже запроектировано, что в состав экспедиции войдут три морских парохода, на которых один посетит мыс Нордвик, а два других пойдут в устье Лены. Вместе с морскими пароходами должны пойти речные и непаровые суда, которые обеспечат разгрузку морских пароходов по прибытии их в устье Лены.
Уже сейчас все суда экспедиции обеспечены грузами. В Якутию предполагается забросить такое количество грузов, которое хватит для 5 больших морских пароходов. Однако бухта Тикси на побережьи Якутии, не приспособленная для срочной разгрузки судов, не разрешает еще увеличить состав экспедиции.
Когда мы намерены выйти из Архангельска? Выход судов нашей экспедиции назначен на 25 июля. Мы избрали это число для того, чтобы пройти расстояние от Архангельска до острова Диксона к первым числам августа. При благоприятных условиях пароходы экспедиции уже к 20 августа войдут в устье Лены.
На разгрузку судов будет необходимо потратить 10 суток. Таким образом, примерно к 5 сентября экспедиция будет на обратном пути около мыса Челюскина.
Естественно, успех экспедиции в значительной степени зависит от четкой работы Архангельского порта. Нужно обеспечить своевременный подвоз грузов в Архангельск, скорейшую погрузку всех необходимых товаров и максимальное приспособление идущих в эту экспедицию морских пароходов к ледовым условиям.
Главное управление Северного морского пути поставило перед Совнаркомом вопрос о включении в эту экспедицию в качестве головного судна краснознаменного ледокола "Красин".
В настоящее время, план экспедиции находится на рассмотрении в Госплане РСФСР. Во главе экспедиции будут стоять наиболее опытные полярники.
— Моим заместителем по морской части — говорит тов. Лавров, — будет бывший командир ледокола "Красин" и участник многих Карских экспедиций Комсеверопути тов. СОРОКИН. Начальником группы речных судов намечен тов. ЛАЗАРЕВСКИЙ*, также бессменный участник Карских экспедиций.
По своему значению Ленская экспедиция равноценна первой Карской экспедиции. В свое время было много разговоров о "невозможности плавания по Карскому пути, пока это предубеждение не было разбито успехами полярников Сидорова и Сибирякова. Северо-восточный проход сулит нам большие трудности, нежели Карский путь, но мы обладаем достаточными средствами для разрешения этой сложной проблемы. Наша экспедиция решит фактически судоходность Северного морского пути на всем его протяжении.
Ледовые прогнозы на 1933 год в районе Северо-восточного прохода достаточно благоприятны.
Одновременно с проведением хозяйственных операций экспедиция намерена разрешить ряд научных работ. Гидрометкомитет командирует с нашей экспедицией группу своих синоптиков и гидрологов. В состав руководства экспедиции включен ученый секретарь комитета по проведению второго международного полярного года профессор ЗУБОВ.


* Опечатка - верно Модзалевский