http://www.oldgazette.ru/pravda/15071937/text4.html"Правда"
15 июля 1937г., №193 (7159), стр.4.
МИРОВОЙ РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ
Комбриг М.ДЕЙЧ.
В ноябре 1906 года французский летчик Сантос Дюмон поднялся над аэродромом, сделал небольшой круг и сел. Его самолет пробыл в воздухе несколько минут и пролетел 220 метров. Это был первый мировой рекорд дальности полета по замкнутому кругу, зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). С тех пор вот уже свыше 30 лет летчики всего мира соревнуются в установлении рекорда дальнего полета без посадки.
Международная авиационная федерация своим спортивным кодексом предусматривает два мировых рекорда дальности полета: без посадки по прямой линии (расчет ведется по прямой между точкой взлета и точкой посадки по ортодромии) и по замкнутому кругу без посадки в пути, но с посадкой в точке взлета.
Интересна и показательна борьба за установление этих мировых достижений. После полета французского летчика Сантос Дюмона рекорд дальности по замкнутому кругу был побит 34 раза! 28 раз его устанавливали французские летчики, 3 раза - итальянские, 1 раз - бельгийские, 1 раз - американские и 1 раз - немецкие. Борьба летчиков была весьма упорной.
В 1912 году французский летчик Фурни впервые пролетел свыше тысячи километров.
Первый рекорд дальности, превышающий десять тысяч километров, установили французские летчики Ле-Бри и Доре, пролетевшие в июне 1931 года расстояние в 10.371 километр 51 метр. Нынешний мировой рекорд дальности полета по замкнутому кругу принадлежит французам Боссутро и Росси: они пролетели 10.601 километр 480 метров. Это было в 1932 году.
С тех пор этот рекорд никем официально не перекрыт.
Значительно лучших результатов добились наши советские летчики - Герой Советского Союза тов. Громов, тт. Филин и Спирин, пролетевшие в 1934 году 12.411 километров по замкнутому кругу. Но так как в то время мы еще не были членами Международной авиационной федерации, это достижение не вошло в список рекордов ФАИ.
Не менее упорная борьба шла за установление мирового первенства в дальности полета по прямой. Первый такой рекорд был установлен французами Аррашаром и Леметром, пролетевшими в феврале 1925 года 3.166 километров. С тех пор зарегистрировано 12 мировых рекордов полета по прямой линии. 7 из них принадлежат французским летчикам, 3 - американским, 1 - итальянским и 1 - английским.
После первого достижения Аррашара и Леметра французские летчики Жирье и Дордилли в июле 1926 года пролетели но прямой из Ле-Бурже (Париж) до Омска. Расстояние - 4.175 километров 9 метров. Борьба за этот рекорд начинает захватывать все большие и большие группы летчиков.
Известный американский пилот Линдберг в мае 1927 года впервые совершил перелет из Нью-Йорка в Париж через Атлантический океан (5.809 километров). Это был новый мировой рекорд дальности полета по прямой, который продержался всего 16 дней. Американский летчик Чемберлин в первых числах июня вылетел из Нью-Йорка и опустился на аэродроме в Ислебене, пролетев 6.294 километра.
На следующий год, в мае 1928г., итальянские летчики Феррарен и Дель Прете превзошли этот результат почти на тысячу километров, а в сентябре 1929 года французы Кост и Беллонт пролетели уже 7.905 километров.
В 1931 году американские летчики пролетели 8.065 километров из Бруклина в Истамбул. Их рекорд держался почти два года. Только в 1933 году достижение американцев перекрывается английскими летчиками, проделавшими путь в 8.544 километра. Наконец, в том же 1933 году французы Росси и Кодос пролетают по прямой расстояние, равное 9.104 километрам, и устанавливают мировой рекорд, не перекрытый до сих пор.
Полет Героя Советского Союза тов. Громова, тт. Юмашева и Данилина на самолете "АНТ-25" из Москвы в Северную Америку через полюс был заявлен, как попытка побить мировой рекорд дальности перелета по прямой без промежуточной посадки. Чтобы перекрыть установленный Росси и Кодосом рекорд, нужно было пролететь на 100 километров больше, т.е. не менее 9.204 километров.
Согласно правилам спортивного кодекса Международной авиационной федерации, отклонение в сторону (не больше 10 проц. расстояния по прямой) зачитывается как полет по прямой, если в поворотных пунктах имеются специально назначенные спортивные комиссары.
Спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР назначила своих спортивных комиссаров в трех пунктах Арктики. На полярной станции мыса Столбового спортивным комиссаром назначен старший метеоролог тов. Козлов, на острове Рудольфа - летчик тов. Козлов и на острове Колгуев - старший метеоролог тов. Боков.
Перед вылетом самолета спортивная комиссия Центрального аэроклуба обратилась к авиационной ассоциации Канады с просьбой назначить спортивного комиссара в Эдмонтоне и к Национальной авиационной ассоциации США - выделить спортивных комиссаров для регистрации места посадки самолета в Северной Америке и для проверки пломб на бензиновых и масляных баках и барографах. Центральный аэроклуб получил ответ от Национальной авиационной ассоциации, в котором сообщалось, что спортивные комиссары по нашей просьбе уже назначены.
Спортивная комиссия Центрального аэроклуба установила на самолете 3 барографа, которые имеют 4-суточный ход барабана и 7-суточный завод механизма. Барографы, снятые с самолета американскими спортивными комиссарами, будут пересланы в Москву, в лабораторию Центрального аэроклуба СССР, коей является Московский институт точной индустрии. Барографы должны показать, что самолет в пути не имел промежуточных посадок.
Через полчаса после отлёта "АНТ-25" Центральным аэроклубом СССР послана Национальной авиационной ассоциации СЩА телеграмма следующего содержания:
"Самолет "АНТ-25" с экипажем - Громовым, Юмашевым и Данилиным вылетел из Москвы 12 июля в 3 часа 21 минуту по московскому времени".
По нашим расчетам, расстояние между точкой вылета самолета "АНТ-25" в Москве и точкой его посадки в США по ортодромиям превышает 10.000 километров. Таким образом, советские летчики значительно превысили мировой рекорд дальности полета по прямой. По получении точных координат места посадки, донесений спортивных комиссаров Национальной авиационной ассоциации США и прибытии установленных на самолете приборов в Москву Центральный аэроклуб СССР им. А.В. Косарева поставит перед Международной авиационной федерацией (ФАИ) вопрос об утверждении нового мирового рекорда дальности полета по прямой.