1975: "Ледовый причал"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1975: "Ледовый причал"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2010 09:26

Операции 'Ледовый причал' - 35 лет

35 лет назад, в 1975 году, был проведен эксперимент по доставке грузов морским путем на юго-восточное побережье Баренцева моря, получивший название «Ледовый причал».

Материально-техническое снабжение геологоразведочных предприятий, расположенных в НАО, осуществлялось морским и речным (по реке Печора) транспортом. Но ограниченные сроки морской навигации (для п. Варандей – 122 дня, для п. Вангурей – 116 дней) создавали пиковые нагрузки в порту отправления: основная масса геологоразведочных грузов, доставляемых в прибрежные базы экспедиций в период летней навигации, перебрасывалась в районы работ лишь глубокой зимой (январь-апрель), когда промерзали болота и малые реки, по «зимникам». Таким образом, грузы летней навигации лежали на базах экспедиций без движения 4-5 месяцев. Зимой 1975 г. вновь созданная Варандейская нефтегазоразведочная экспедиция оказалась без достаточного количества топлива, стройматериалов и бурового оборудования

Учитывая все это, Архангельское территориальное геологическое управление, Северное морское пароходство и Северное управление гидрометслужбы совместно в начале 1975 г. приступили к разработке эксперимента по сверхранней доставке грузов геологоразведчикам, используя молодой (сезонный) припайный лед в качестве причала.

Выгрузка на устойчивый ледовый припай в Арктике и Антарктике – одна из наиболее разработанных и привычных операций. Однако в морях, где толщина сезонного льда не превышает 90 см, разгрузка на ледовый припай тяжеловесных (до 30 т) грузов, до 1975 г. не применялась.

Сложность выгрузки на тонкий лед усугублялась еще и тем обстоятельством, что операции осуществлялись в мелководном морском бассейне юго-восточной части Баренцева моря, где изобата 5 м прослеживается в нескольких милях от берега.

На первом этапе исследований Северным УГМС был проведен анализ многолетних наблюдений за ледовой обстановкой в Белом море и на юго-востоке Баренцева моря, в результате чего был решен вопрос о возможности сверхранних навигаций в этих морях с участием портовых ледоколов типа «Василий Прончищев» для проводки судов. Второй этап работ - детальное авиационное обследование состояния льдов по трассе Архангельск – Варандей и гидрологическое обследование припая в районе пункта разгрузки, выборе места разгрузки и трасс ледовых дорог. Зимой 1974-1975 гг. было выполнено 14 авиационных ледовых разведок Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря (бортгидрологи – М.С. Кривоногов, В.В. Пантелеев, А.Н. Тихомиров, Ю.Т. Дяденко, Д.Н. Рева, Г.А. Гапоненко).

Для авиационно-наземного обследования района выгрузки Северное УГМС организовало специальную экспедицию в районы Варандея, Табседы и Гуляевских кошек. Отряд из четырех человек во главе с В.В. Пантелеевым на самолете АН-2 15 марта вылетел на обследование припая у п. Варандей.

С борта самолета был обследован участок припая от м. Бизякова (о. Песяков) до восточного выхода протоки Варандейский Шар с целью выбора места подхода судна на ближайшее расстояние к берегу и поселку Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции, возможности выгрузки и транспортировки грузов на берег и безопасности стоянки судна в период выгрузки. Совершив посадку у поселка, отряд приступил к наземному обследованию участка: необходимо было определить возможности прокладки канала для судна, безопасности выгрузки и возможности транспортировки грузов на берег. 15 марта были выполнены привязка на местности основного ледового профиля и рекогносцировочные измерения толщины льда с описанием внешнего состояния ледовой поверхности. 16-18 марта исследования района планируемой разгрузки были продолжены, а 19 марта результаты наблюдений, измерений, представленные графически и тщательно картированные, были отправлены самолетом из Нарьян-Мара в Архангельск в Северное УГМС.

В результате проведенных исследований (ледовые авиаразведки и работа отряда гидрологов на припае) Северное управление гидрометслужбы составило «Гидрометеорологическую справку о состоянии ледяного покрова на юго-востоке Баренцева моря на 16-20 марта 1975 года» с его характеристиками и практическими рекомендациями. Кроме того, были разработаны «Временные указания о порядке взаимодействия представителей Северного морского пароходства, Архангельского территориального геологического управления и Северного управления гидрометслужбы при проведении грузовых работ на припае в районе Варандея весной 1975 г.», выполнение которых обеспечивало высокую надежность мер по безопасности работ и координацию действий комплексных коллективов геологов, моряков, гидрологов.

Срок проведения эксперимента был определен на конец марта – начало апреля. По многолетним наблюдениям именно этот период наиболее благоприятен для проводки судов в Баренцевом и Белом морях: имеется значительная полоса чистой воды, ледовый припай достигает максимальных величин по толщине и прочности.

В морском порту Экономия на теплоход «Валдайлес» было погружено 2840 т груза: бурового оборудования, стройматериалов, угля. 10 апреля 1975 г. в порту Экономия ледокол «Петр Пахтусов» принял под проводку теплоход «Валдайлес» и взял курс на п. Варандей через Белое и Баренцево моря. Экспедиционный отряд Северного УГМС находился непосредственно на судах: В.В. Пантелеев и В.С. Зотин – на ледоколе, Н.Я. Ратуш – на грузовом теплоходе. Специалисты-гидрологи консультировали командование судов по маршруту ледового плавания, проводили наблюдения за ледовой обстановкой и проходимостью судов во льдах. Караван получал прогнозы Архангельского бюро погоды.

В первые дни пути ледовая обстановка была благоприятной для плавания: караван следовал то по чистой воде, то через полосы мелкобитого льда. Но позже условия плавания изменились. Состояние ледовой обстановки на юго-востоке Баренцева моря по данным снимков искусственных спутников Земли за 9-10 апреля 1975 г. указывало на наличие сплоченных белых и серобелых льдов по трассе от острова Колгуев до п. Варандей. Для облегчения проводки каравана на конечном этапе трассы 11 апреля 1975 г. была выполнена оперативная ледовая разведка состояния льдов. Ее данные засвидетельствовали вполне хорошее состояние припая в районе предполагаемой разгрузки теплохода «Валдайлес» и позволили наметить конкретный путь следования каравану. На борт ледокола «Петр Пахтусов» был сброшен вымпел с копией карты ледовой обстановки в прибрежной зоне и рекомендованным путем движения каравана.

12 апреля в 19 часов караван приблизился к кромке припая рядом с Варандеем. К каравану присоединился самолет ледовой разведки. Ледокол начал прокладывать канал в припае, в который вошел теплоход и встал под разгрузку. Место разгрузки было выбрано по рекомендациям специалистов Северного УГМС за большой грядой стамух, предотвращающих разрушение льда штормом. Уже в 01 час 30 мин. 13 апреля отряд гидрологов приступил к контрольным измерениям толщины льда на разгрузочной площадке. В 02 часа 30 мин. В.В. Пантелеев доложил руководству операцией результаты измерений и рекомендовал начать выгрузку. В течение всей разгрузки судна экспедиционный отряд Северного УГМС осуществлял контроль за состоянием льда и ледовых дорог.

Разгрузка началась 13 апреля с пакетов пилолеса, который тут же использовался под настилы для искусственного усиления прочности льда на разгрузочной площадке. После пиломатериалов выгрузили палубный груз – автомашины КРАЗ, ЗИЛ и МАЗ, которые уходили на берег своим ходом и после беглого осмотра сразу же привлекались к перевозке грузов.

Самым ответственным моментом была разгрузка буровых станков: их ставили на сани, полозьями для которых служили трубы. При установке тяжеловесов на сани гидрологи наблюдали за просадкой льда, которая составила 2мм, что соответствовало предварительным расчетам. Сани транспортировались на берег двойной тягой тракторов.

В период разгрузки стала резко повышаться температура воздуха, к 14 апреля - +3,6 градуса, в результате чего снег на трассе от судна к берегу раскис, на льду в колеях появилась вода, обнажились выступы торосов. Транспортный переход, сделанный из круглого леса, через основную приливную трещину, стал разрушаться, и его срочно пришлось перенастилать из бруса. Тракторные сани пустили в это время по отдельной трассе с перетягиванием через приливную трещину на длинном буксире.

Разгрузка была прекращена 20 апреля, когда все возможности припая и ледовых дорог были исчерпаны. Всего за 6,5 суток было выгружено 2812 т. Несмотря на осложнившиеся гидрометеорологические условия во время разгрузочных работ, благодаря слаженной работе всех участников этой операции и четкому руководству, практически все доставленное оборудование и материалы для нефтегазоразведчиков Варандейской экспедиции было разгружено, доставлено на место и пущено в работу. Стройматериалы – брус, кирпич – сразу же шли на строительство поселка, буровое оборудование по зимникам завозилось вглубь тундры на новые площади.

Завершением операции «Ледовый причал – 75» явилась успешная доставка в Варандей танкером «Кумбыш» 1500 т жидкого топлива в период с 25 мая по 4 июня. Слив горючего был осуществлен через ледяной припай с помощью капроновых шлангов, проложенных от берега до танкера.

Итоги экспериментального рейса: было досрочно проведено обустройство поселка Варандей, доставленное на 3 месяца раньше тяжелое буровое оборудование и технологические материалы позволили досрочно начать бурение на Таравейской площади, открыть новое месторождение нефти на год раньше намеченного срока. В целом экономическая эффективность операции «Ледовый причал – 75» составила 1,2 миллиона рублей.

Успешное проведение операции стало возможным благодаря установившимся деловым контактам и взаимопониманию геологов, моряков, гидрометеорологов, их упорству и самоотверженному труду. Большой вклад в обеспечение операции «Ледовый причал – 75» внесли: директор Архангельской гидрометобсерватории З.И. Мокроусова и начальник отдела гидрометеорологии моря Е.И.Безнаев, начальник Архангельского бюро погоды Л.Д. Колесников и специалисты В.П. Попов, И.П. Голикова, И.П. Лотарева, начальник авиаметеостанции Нарьян-Мар Е.М. Зеленин, начальник Печорской устьевой станции В.М. Потапов. Общее гидрометеорологическое руководство операцией осуществляли начальник Северного УГМС Б.П. Химич и его заместитель Н.Н. Колесниченко.

В дальнейшем операции «Ледовый причал» проводились ежегодно, последняя из них состоялась в 1991 г. Я неоднократно участвовал как в предварительном обследовании припая в Печорской губе, так и в непосредственном гидрометеорологическом обеспечении разгрузки грузовых судов. Но произошедшие в наше стране экономические реформы остановили операции, а резкое удорожание ледокольного флота сделало их убыточными, хотя лучшего варианта для осуществления транспортно-разгрузочных операций в этом районе, на мой взгляд, нет.

Юрий Катин,
начальник отдела фонда данных
Архангельского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Северного УГМС.

http://www.sevmeteo.ru/news/2010/05/12/1797.shtml
Copyright © 2003—2010 Северное УГМС
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ледовый причал"

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Май 2010 11:02

Развитие практики "Ледовых причалов" - у Каневского:
Зиновий Каневский. Льды и судьбы // Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Знание», 1980. 208 с. 16 с. ил. (Библиотека «Знание»).
Глава "Разбуженная Арктика". На нашем сайте : http://www.polarpost.ru/Library/Kanevsk ... di-06.html

... И при всем при этом такие, например, цифры. Если норма выгрузки на арктическом рейде летом составляет двести — триста тонн в сутки, а в современном, хорошо оборудованном порту шестьсот — восемьсот тонн в сутки, то на ямальском припайном льду в марте — апреле 1977 года в сутки выгружалось с судна и вывозилось на берег по тысяче, тысяче двести, полторы тысячи тонн. А в один из самых славных дней с дизель-электрохода «Наварин» было выгружено более двух тысяч тонн!

В подобные цифры трудно поверить, но, разумеется, они верны до килограмма. За пять суток экипаж «Наварина» выгрузил все 8205 тонн, доставленных из Мурманска в трюмах и на палубе. По единодушному мнению моряков, если бы это происходило летом, на ямальском рейде, судно простояло бы не менее трех — четырех недель, а уж что до материальных потерь — больно думать! В марте 1977 года потери, правда, тоже были: при погрузке в автомобиль разбился 1 (один) ящик кирпича, что вызвало немалое неудовольствие как на борту судна, так и на берегу.

Секрета в успехе и выгоде зимних работ нет, хотя для большинства участников эксперимента это был особенно приятный сюрприз. Меньше, чем летом, мешала непогода (главное, не было волны и тумана), бесперебойно подходили и уходили машины, причем разгрузка шла одновременно с обоих бортов судна, чего нет даже в первоклассном морском порту. Безупречно действовали и люди, и ледовая трасса, проложенная, изученная и оберегаемая людьми.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1975: "Ледовый причал"

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июнь 2011 16:31

"МОРЯК СЕВЕРА" № 13 (8440) 11 апреля 2007 года

Они были первыми
К.Раткевич.

Сегодняшний номер нашей газеты открывается материалом о рейсе теплохода «Иван Рябов». Рейс этот особенный, «Рябов» идет в Арктику, экипажу предстоит работа на ледовом причале.
Наверное, не лишним будет напомнить нашим читателям, что самовыгрузка на припайный лед, освоение этого сменно и непростого в реализации способа доставки грузов на необорудованный берег-это отдельная страница северного мореплавания. Она началась в 1975 году, когда на припай у поселка Варандей опустились первые тонны груза с теплохода "Валдайлес".


В 1976 году в Печорское море отправился целый караваи: теплоход "Мироныч", танкер "Нива" и ледокол "Петр Пахтусов". На борту ледокола в этот рейс отправился Владимир Иванович Форафонов. Сейчас Владимир Иванович руководит навигационно-тренажерным центром СМП, а тогда он работал в отделе внедрения новых методов эксплуатации флота.

- Рейс «Валдайлеса» был пробным, экспериментальным - получится или нет, - вспоминает Владимир Иванович. - Мы же шли в Печорское море подготовленными, с учетом опыта, приобретенного в том рейсе. Взяли с собой бригаду докеров-механизаторов с погрузчиками, три автомобиля ЗИЛ - они были легче, чем грузовые КрАЗы, и лучше подходили для работы на льду. Сомнений в успехе не было, по, как при любой рейдовой выгрузке, был определенный риск.

Теплоход «Мироныч», как и первенец ледового причала «Валдайлес» (они, кстати, ровесники - оба были построены в 1964 году), принадлежал к типу «Беломорсклес». Это были суда с усиленным корпусом и увеличенной мощностью машин - около пяти с половиной тысяч сил. Для ледового плавания - в самый раз. Плюс оснастка - стрелы этих теплоходов позволяли выгружать достаточно тяжеловесные грузы. По своим качествам очень близко к этим судам стояли теплоходы типа «Пионер Москвы», но на момент освоения ледового причала они только-только начали появляться в пароходстве.

С самого начала все пошло не совсем так, как планировали: апрель в Арктике - время, когда температура воздуха и сила ветра меняются по нескольку раз в сутки. Участок припая, в который по предварительному плану должен был встать для выгрузки «Мироиыч», отнесло от берега. Пришлось использовать резервную площадку.

- Выгрузка длилась десять суток. У кормовой части теплохода лед, пока мы стояли, стал слабеть, стали откалываться льдины - пришлось перевозить груз по палубе из четвертого кормового трюма к третьему, чтобы без проблем выгружать его на лед. Груз был разный - цемент, трубы, оборудование. Больше всего внимания требовали буровые станки - тяжеловесный груз, по 40-50 тонн каждый станок.

В апреле 1976 года на арктический берег в районе мало кому известного тогда поселка нефтяников-изыскателей Варандей было доставлено около трех тысяч тони грузов и полторы тысячи тонн топлива. В последующие два десятилетия ледовый причал стал, наравне с рейдовой выгрузкой, одним из привычных способов доставки грузов геологам Заполярья. Последний такой рейс суда пароходства осуществили в середине девяностых - и па пятнадцать лет история ледового причала была прервана, чтобы вновь начаться в эти апрельские дни.



Разгрузка на ледовый причал - событие знаковое
Е. Вадимов.

На минувшей неделе теплоход «Иван Рябов» Северного морского пароходства отправился с генеральным грузам на Харасавэй. Казалось бы, ничего особенного — каботажный рейс и груз в трюмах самый обычный — железобетонные дорожные плиты. Однако необычны время рейса и место разгрузки. Экипажу предстоит выгрузить эти плиты на ледовый припай Карского моря. Последний раз подобную работу суда Северного морского пароходства выполняли в середине 90-х.

Семнадцать с лишним лет бороздит морские просторы штурман Олег Дмитриевич Белов. Работал в траловом флоте, затем водил рефрижераторы. Несколько лет назад перешел в Северное морское пароходство. В этот рейс впервые идет старшим помощником капитана.
- Для экипажа задание на этот рейс с выгрузкой на ледовый причал стало неожиданным. Ду м ал и, будет привычный маршрут с пилолесом на порты Европы, а тут - Харасавэй. По сути каботажный рейс, но с выгрузкой не на баржи, как в Дресвянке или Варандее. а на ледовый припай. Как мне сказали в пароходстве, уже лет пятнадцать не выполняли таких рейсов. - говорит старпом.

Отход судна через несколько часов. Заканчивается погрузка плит. Общий вес их более 5400 тонн - около тысячи трехсот штук.

Для работы на ледовом причале изготовили специальные аппарели. Они нужны, чтобы трактор не подходил к самой кромке льда и припай не обломился.
- Толщина льда в том районе около метра. Нас встретит ледокол, поможет заколоться в лед. Встанем на ледовые якоря. Оборудуем аппарель: положим площадки одним концом на борт, другим - на лед. Трактор подгонит сани, мы с помощью судовых стрел перегрузим на них плиты, и он потащит их на берег. Расстояние до суши около четырех километров. - поясняет старпом.
В день отхода судна на Харасавэй. по сообщениям синоптиков, погода там была зимняя - минус 20. На ближайшие дни прогноз аналогичный.
- С Арктикой шутить не принято, поэтому берем с собой полный запас топлива и воды, получаем теплые веши для членов экипажа. Берем дополнительное грузовое оборудование, грузозахватные средства. В рейс снами идет ведущий инженер отдела охраны труда пароходства Виталий Михайлович Морошкин, будет подсказывать, что да как. - улыбается мой собеседник.
Последний раз подобная доставка грузов судами Северного морского пароходства на Ямал с выгрузкой на ледовый причал проводились в середине 90-х. Сегодня, когда там разворачивается мощная инфраструктура для газодобывающей отрасли, требуется все больше и больше техники, стройматериалов и топлива. В этом году решено увеличить сроки навигации и организовать доставку грузов судами Северного морского пароходства уже с сегодняшнего дня. не дожидаясь, пока растает лед.
- Первое судно - «Иван Рябов». Следом за ним в том же направлении отправится теплоход «Пионер Казахстана». Всего планируется три - четыре рейса, в ходе которых суда должны перевезти около 17 тысяч тонн груза. - рассказывает Евгений Витальевич Бирюков, фрахтовщик управления эксплуатации флота ОАО СМП. куратор этого проекта. - Мы благодарны нашим заказчикам, которые приложили много усилий, чтобы проект состоялся, и. со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы работа завершилась успешно. Многое, конечно, будет зависеть не только от людей, но и от природных факторов: температуры, направления и силы ветра, то есть как долго продержится припай. Договором предусмотрена перевозка генерального груза и в летнее время по схеме, аналогичной той. которая отработана на Варандее и Дресвянке. Возможна и постановка судна к причалу. В этом случае пойдут теплоходы с меньшей осадкой, чем «пионеры».
На мостике с картами работает третий помощник капитана Кирилл Владимирович Фатьянов. В пароходстве он третий год. До этого трудился на судах смешанного типа «река-море», в Архангельск приехал из Нижегородской области. На мой вопрос об особенностях плавания и возможных неожиданностях на маршруте штурман ответил:
- Наши суда ходят в Игарку, так что маршрут в основном известен. Только после Карских Ворот мы пойдем не на северо-восток, а на восток. По данным, получаемым еженедельно, корректируем карты, переводим на уровень современности, так что неожиданностей никаких не может быть.
Зимняя навигация в районе Ямала- знаковое событие не только для Северного морского пароходства, но и для Архангельского морского торгового порта, являющегося идеальной перевалочной базой для грузов.
- Для района Бакарица. который уже в течение нескольких лет работает с грузами для нефтяников и газовиков Заполярья, это новый и перспективный грузопоток, объем которого - десятки тысяч тонн, - говорит Михаил Николаевич Осин, начальник района Бакарица. - Раньше, до конца восьмидесятых годов, через порт переваливали ежегодно порядка 20 - 25 тысяч тонн оборудования для газовиков. Сейчас, после большого перерыва, ситуация восстанавливается. Конечно, это радует.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения