Страница 3 из 4

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 09:23
ЧАЙКА СВ
Отчет о проведении военно-патриотической экспедиции «Поиск – 2011», в рамках Конкурса грантов социальных программ (проектов) военно-патриотической направленности

В рамках Конкурса грантов социальных программ (проектов) военно-патриотической направленности, был получен грант на проведение мероприятий по поиску и перезахоронению пилотов самолетов разбившихся в годы ВОВ на территории Ненецкого АО. Все организационные работы проводились совместно тремя организациями: НРОО «Общество краеведов», РОО «Щит» и ОГУ «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск». Финансирование мероприятия проводилось через РОО «Щит».

На проводимые мероприятия по поиску и перезахоронению пилотов самолетов разбившихся в годы ВОВ на территории Ненецкого АО требовалось 872 259,5 рублей, по гранту было получено 466 000 рублей. Остаток суммы был запрошен в виде спонсорской помощи у Нефтегазовой компании СН «Инвест». От которых, было получено предварительное согласование в выделении данной суммы, но к сожалению до настоящего времени она не поступила. В связи с этим возникла задолжность перед ОАО «Нарьян-Марский ОАО» в размере 200 000 рублей.

В ходе первого этапа проведения мероприятий, была организована и проведена экспедиция к месту гибели самолетов времен ВОВ, к сопке Лодка в районе Тиманской тундры Ненецкого АО. Время проведения с 24 по 30 августа 2011 года.

В состав экспедиции вошли:
Руководителем экспедиции, был избран Николаев Андрей Сергеевич – сотрудник ОГУ «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск».
Козлов Сергей Вячеславович – краевед-поисковик НРОО «Общества краеведов»;
Парыгин Евгений Евгеньевич - Представитель Северодвинского военно-патриотического клуба «Десантник» при школе № 25;
Иванов Андрей Борисович - Представитель Северодвинского военно-патриотического клуба «Десантник» при школе № 25;
И шесть детей из различных учебных заведений города Нарьян-Мар:
Козлов Михаил Сергеевич, 1999 г.р. ученик МОУ СОШ № 3;
Малафеевский Никита Алексеевич, 1999 г.р. ученик МОУ СОШ № 4;
Елисеев Иван Вячеславович, 1997 г.р. ученик МОУ СОШ № 1;
Болгов Евгений Павлович, 1994 г.р. ученик МОУ СОШ № 5;
Сенников Александр Сергеевич, 1992 г.р. студент Ненецкого Аграрно-Экономического техникума;
Котов Василий Сергеевич, 1993 г.р. студент Северного Гуманитарного Колледжа.
Поисковое снаряжение: GPS-навигатор – 2 ед.; Металлоискатели – 3 ед.; Щупы – 5 ед.; Скобы – 5 ед.; Грабли малые – 5 ед.; Лопаты большие – 3 ед.; Лопаты малые – 7 ед.; Спутниковый телефон – 1 ед. Фотооборудование.

Дневник экспедиции «Поиск 2011»

24 августа 2011 г. (среда) Вылетели в 10.00 часов. На месте крушения гидросамолета «Каталина», были в 11.20 часов. В 2-х км южнее сопки Лодка. Предварительно сделали облет района поиска самолетов. Поставили лагерь. Сделали поверхностный осмотр остатков гидросамолета, провели фотосъемку. Очистили место раскопок от крупного металлолома. Провели первые раскопки, и нашли корпус фотоаппарата для аэрофотосъемки, без линз, фрагмент ручного фонарика, шприц для закачки масла, инструменты, подошвы сапог, остатки ткани одежды, очень много раскореженных гильз, пули и целые патроны.

25 августа 2011 г. (четверг) Пошли в район поймы реки Сульская Рассоха на поиски места падения самолета СБ-2. Прошли в общей сложности более 35 км. Нашли место стойбища оленеводов 3 бригады из Нижней Пеши. На краю стойбища установлен обтекатель от носовой части ракеты, с портретом (рисунком) ненца на обшивке. Чуть в стороне нашли части гофрированной обшивки от самолета, как позже выяснили Р-6. Но искомый самолет так и не нашли. Все ребята и даже младшие выдержали переход хорошо. В лагерь вернулись затемно.

26 августа 2011 г. (пятница) Встали в 10.00 часов. Погода испортилась, все окутано густым туманом, идет мелкий дождь. На штабе экспедиции решили проводить раскопки гидросамолета «Каталина» дальше. В результате поиска были найдены два фрагмента костей летчиков – нижней челюсти и лопатки. Кроме этого были найдены следующие артефакты: монета 5 копеек 1940 года, кокарда на фуражку, обрывки бумаги с надписями, различные части от приборов и оборудования с самолета.

27 августа 2011 г. (суббота) На улице облачность, изредка выглядывает солнце. Дует сильный ветер. Дождя пока нет. Решили продолжать раскопки. Нашли точечный фонарик, сделанный в США, пуговицу с якорьком, обрывки бумаги с надписями и рисунками.

28 августа 2011 г. (воскресенье) Пасмурно, но дождя нет. Решили идти на место аварии самолета ТБ-3. Посещение данного самолета было вызвано тем, что имеются разногласия в марке этого самолета и истории его аварии. По архивным данным это Р-6 по рассказам очевидцев, это ТБ-3. К самолету подошли через час. При внимательном осмотре его останков были найдены на крыльях две маркировочные таблички с указанием принадлежности самолета, номера завода изготовителя и датой выпуска деталей. В результате чего было подтверждено, что данный самолет ТБ-3. При этом стал неизвестен поименный состав этого экипажа и как произошла авария этого самолета. Нами установлен бортовой номер самолета № 10. А это значит, есть новая цель для продолжения поиска. Кроме того, из этого следует, что где-то рядом должен находиться самолет Р-6. Поэтому мы направляемся в район сопки Чашка на его поиски. И еще чуть в стороне от ТБ-3 на соседней сопке находим мотор от какого то самолета. Позже мы узнали, что это мотор ПО-2, который также разбился в данном районе и по нему мы так же планируем провести свое расследование, по установлению имен погибших летчиков. Прошли около 40 км в поисках Р-6, но так его и не нашли. В лагерь возвратились глубокой ночью, в кромешной темноте и под мелким проливным дождем и ледяным ветром. Но никто из ребят даже не пожаловался на усталость, проявив свое юношеское мужество в достижении поставленной цели. При этом ребята смогли принести в лагерь с самолета ТБ-3 штурвал и педали.

29 августа 2011 г. (понедельник) Всю ночь лил дождь при сильном штормовом ветре. Под утро дождь прекратился, но на палаточный городок опустился густой туман. Сегодня проводили последние раскопки на гидросамолете «Каталина». Нашли ремонтные ключи, напильники, ракетницу, и еще множество артефактов, но костей больше не находили. Сегодня же занимаемся упаковкой собранного материала. Кроме этого взяли земли и спекшихся фрагментов самолета, вещей и почвы с эпицентра взрыва самолета, для дальнейшего захоронения вместе с фрагментами найденных костей летчиков.

30 августа 2011 г. (вторник) Всю ночь шел дождь, на улице морось и густой туман. После завтрака провели торжественное построение, на котором ребятам были вручены значки «Школьная экспедиция ИСТОКИ». Затем снятие лагеря, упаковка вещей и туристического снаряжения. Гул вертолета мы услышали в 10.00 часов, но нашел он нас только через час. Еще через час мы прилетели в аэропорт «Нарьян-Мар».

Результаты экспедиции:
По окончанию экспедиции, были привезены множество артефактов с самолета-лодки «Каталина» и самолета ТБ-3, предназначенных для хранения и показа в экспозициях краеведческого музея.
Привезен спекшийся грунт с эпицентра взрыва гидросамолета с фрагментами костей летчиков, для дальнейшего захоронения на городском кладбище (2 этап Программы по перезахоронению).
Предварительно исследована бумага с надписями и рисунками, ими оказались: фрагмент письма (в настоящее время находиться на расшифровке у экспертов УВД), фрагменты брошюры «Наставление по полетам», фрагменты газеты и упаковка какой-то радиодетали.
Подтверждена марка самолета ТБ-3. Начата поисковая работа по установлению имен экипажа данного самолета и причин их аварии.
Найден двигатель М-17 с самолета ПО-2. Начата поисковая работа по установлению имен экипажа данного самолета и причин их аварии.

Продолжаются поиски по точному месторасположению самолетов СБ-2 и Р-6. Уже получены предварительные новые данные по их нахождению. Необходимо найти самолет СБ-2 до начала 2 этапа Программы по перезахоронению.
Ребята, участвовавшие в экспедиции, получили максимум информации о деятельности полярной авиации в годы ВОВ. Получили практические знания по проведению поисковых работ павших в годы ВОВ воинов. Принимали активное участие во всех мероприятиях экспедиции (раскопки, переходы, поисковые работы и т.д.). По окончанию экспедиции все были награждены Грамотами НРОО «Общества краеведов».
Продолжены поиски по основному месту захоронения экипажа гидросамолета «Каталина», которое, скорее всего, было произведено сразу после крушения самолета оленеводами из п. Нижняя-Пеша.

СМИ о мероприятии
На всем протяжении проведения экспедиции «Поиск 2011» информация доводилась до всех СМИ Ненецкого АО. Ко дню Победы 2012 года планируется выпустить видеофильм об экспедиции, а при наличии финансирования – фотоальбом, а так же подготовить экспозицию в музее.

Краевед – поисковик Козлов С.В.
27.09.2011 г.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 09:42
ЧАЙКА СВ
Носовая часть корабля.

 08.jpg
 27.jpg
 23.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 09:47
ЧАЙКА СВ
Искарёженные части корпуса гидросамолета.

 04.jpg
 17.jpg
 15.jpg
 10.jpg
 09.jpg
 14.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 09:52
ЧАЙКА СВ
Аппарат для аэрофотосъемки.

 22.jpg
 21.jpg
 18.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 09:56
ЧАЙКА СВ
Детали с надписями и номерами.

 25.jpg
 13.jpg
 12.jpg
 11.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:00
ЧАЙКА СВ
Ещё несколько замчастей.

 26.jpg
 20.jpg
 07.jpg
 24.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:03
ЧАЙКА СВ
Какарда, точечный фонарик и ракетница.

 02.jpg
 19.jpg
 03.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:10
ЧАЙКА СВ
Различные мелкие детали, вещи, гильзы, пули, и спекшаяся от высокой температуре при ударе масса металла. Все ценные вещи найденные на месте катастрофы, переданы в фонды Ненецкого окружного краеведческого музея, туда же много лет раньше с этого самолета, был привезен пулемет.

 05.jpg
 06.jpg

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:36
ЧАЙКА СВ
В 1975 году в Краеведческий музей Ненецкого АО, пришел оленевод и написал, свои воспоминания. К сожалению не сохранились данные о нем - кто он и когда он был у "Каталины". А так как, он бы довольно пожилой оленевод, то и содержание письма - воспоминания, содержит много неточностей и ошибок. Привожу его в перепечатке, без исправлений, а так же на трёх фото.

Неизвестный очевидец.

Первая страница письма : 01.jpg
В июле месяце 1945 года пастух стада № 1 Колхоза Путь Коммунизму Семяшкин Александр Алексеевич привез 4 или 5 пистолетов. У некоторых пистолетов ручки были погоревшие и две цинковых коробки, где находились пулеметные патроны, все это Семяшкин сдал дежурному милиции Таратину.
Спустя несколько дней, меня направили исследовать оленеводами найденный самолет на Камню. Я два дня шел до стада № 1 Колхоза Путь Коммунизму, который стоял вершине реки Волонги. Выучейский Александр Егорович меня отвез до самолета на оленях.
Самолет находился, примерно от сопки «Чашка» - 3 или 4 км. Недалеко от самолета есть небольшое озерко. Когда визировал место нахождения самолета компасом, самолет летел с юго-востока, как ударился в кочку правым крылом. Крыло осталось от самолета, пройдя несколько минут, осталось левое крыло. Сам самолет прошел еще несколько метров и повернулся колесами вверх, тут он сгорел, оба мотора улетели по ходу самолета, на расстоянии примерно 15-20 метров.
Как самолет ударился в землю и остались крылья. Тут оставались карты, вещи, но они были собраны оленеводами, когда нашли первые. Когда исследовал самолет я нашел Конспек (?) и билет погоревший, на имя Брагина, но не помню – комсомольский или партийный был билет. Все найденные документы и карты я привез в Нижнюю-Пешу и вместе с рапортом отдал начальнику милиции Сидорову.
Для свидетельства еще я принес погоны: ст. лейтенанта, лейтенанта, старшины и ефрейтора. Вместе с самолетом сгорел пулемет, а другой пулемет установленный на правом крыле, он был исправный, но я снять не мог т.к. у меня не было никаких инструментов. В одном месте находил кости, тут же был рваный белый полушубок.
Много позже мне стало известно, якобы с этого самолета один человек дошел до деревни Коткино, потом в Нарьян-Мар.
Названия самолета якобы «Каталина» 2-х моторный, кроме крыльев самолета все сгорело, и не помню, были или нет колеса.

Записано 8.06.1975 г.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:41
ЧАЙКА СВ
Вторая страница письма - воспоминания.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 10:44
ЧАЙКА СВ
Третья страница письма - воспоминания.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 13:01
ЧАЙКА СВ
Вот такая монетка была найдена у самолета.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 22 Апрель 2016 22:44
Кара
ЧАЙКА СВ пишет:Результаты экспедиции:
...
Подтверждена марка самолета ТБ-3. Начата поисковая работа по установлению имен экипажа данного самолета и причин их аварии.
Найден двигатель М-17 с самолета ПО-2. Начата поисковая работа по установлению имен экипажа данного самолета и причин их аварии.

За прошедшие 5 лет что-то удалось выяснить?

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2016 11:22
ЧАЙКА СВ
"Кара" по ТБ-3 и по ПО-2, я на этой теме "Потери военной авиации в Арктике", сделал отдельные папки, там все, что известно на сегодняшний день.

Гидросамолет Каталина "ПБН-1" № 02806

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2016 11:27
ЧАЙКА СВ
Для "Кары": одна папка называется - "Самолет По-2 (у-2) пропал в начале ВОВ на Сев. Тимане", вторая папка - "Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО).